ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В XVIII - СЕРЕДИНЕ XX ВВ.
А.В. Цвык
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена историческому обзору китайско-германских отношений в период с XVIII по XX в. Становление китайско-германских отношений пришлось на середину XIX в., когда прусский дипломат Фридрих Альбрехт цу Ойленбург и представитель органа Цзунли Ямэнь, выполнявшего в то время в Китае функции министерства иностранных дел, подписали Тяньцзиньский договор, который относится к числу «неравноправных договоров», заключенных между Китаем и европейскими государствами. Автор дает ретроспективу основных событий в китайско-германских отношениях в середине XIX - нач. XX в. и анализирует их влияние на взаимоотношения между двумя странами. В статье уделяется внимание бурному развитию военно-технического сотрудничества между гоминьдановским Китаем и Германией в сер. 1920-х - 1930-х гг. и сложившемуся балансу сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе перед началом Второй мировой войны.
Ключевые слова: история, Китай, Германия, китайско-германские отношения, Тяньцзинский договор, восстание Ихэтуаней.
Отношения КНР и ФРГ имеют достаточно длительную и насыщенную предысторию. Китайско-германские отношения начали складываться еще в Средние века. Несмотря на географическое расположение Китая и Германии, на огромное расстояние, которое разделяет два государства, уже в XII-XIII вв., как считают западные историки, произошли первые контакты между китайскими моряками и германскими торговцами, которые решили исследовать азиатский регион для налаживания ранних китайско-германских торговых отношений [2].
Сухопутные торговые пути, связывавшие европейские государства и Китай, проходили через Сибирь и облагались таможенными сборами со стороны Русского Царства.
В период Средневековья Поднебесная представляла также интерес и для европейских духовных лиц. В XIII-XIV вв. некоторые германские проповедники и миссионеры направлялись в Китай и другие азиатские государства, но сведений об успехах или других результатах их походов нет. Однако до
нашего времени дошла информация о немецком иезуите и астрономе Иоганне Адаме Шаль фон Белле, который жил в Китае в 1619-1666 гг. и находился в Пекине во время его захвата маньчжурами в 1644 г. Шаль фон Белл стал доверенным лицом, советником императора Ши-цзу династии Цин. Между тем другой немецкий иезуит, Афанасий Кирхер, который, по сведениям западных историков, никогда не был в Китае, стал автором труда «China monumentis, qua sacris qua profanis, nec non variis naturae and artis spectaculis, aliarumque rerum memorabilium argumentis illustrata», вышедшего в свет 1667 г., более известного под названием «China Шшй^а». Эта работа была написана на основе данных и рассказов других германских иезуитов. Она включала в себя не только рассказы о христианах в Китае и о китайской философии, но и содержала по сути первую карту Китая, которую увидели европейцы. Данный труд сыграл важную роль в популяризации знаний о Китае среди европейцев XVII в. [1].
В XVIII в. германо-китайские торговые отношения стали обретать новые очертания.
Так как основной торговый путь, связывавший германские государства и Китай до середины XVIII в., проходил через территорию Российского государства, немцы должны были платить довольно высокие для того времени налоговые пошлины, что снижало прибыль в торговле с Поднебесной. Германские торговцы задумались о новом торговом пути, который соединял бы Пруссию и Китай по морю. Для реализации этой цели в Пруссии в 1752 г. была создана «Королевская прусская азиатская эмденская торговая компания», перед которой ставилась задача развития торговли с Китаем и Кантоном. В середине 1750-х гг. китайский порт Кантон (Гуанчжоу) уже принял первые прусские корабли Эмденской торговой компании.
В 1859 г., после поражения Китая во Второй опиумной войне, Пруссия от лица Германского таможенного союза направила экспедицию во главе с прусским дипломатом Фридрихом Альбрехтом цу Ойленбургом для подписания торговых соглашений с Китаем, Японией и Сиамом.
2 сентября 1861 г. Фридрих Альбрехт цу Ойленбург и представитель Цзунли Ямэнь, выполнявшего в то время в Китае функции министерства иностранных дел, подписали Тяньцзиньский договор, который относится к числу «неравноправных договоров», заключенных между Китаем и европейскими государствами. Тяньцзинский договор также стал первым официальным торговым соглашением между Китаем и Пруссией. Именно он служил основой китайско-прусского торгового сотрудничества и действовал до начала Первой мировой войны, когда Китай денонсировал его в одностороннем порядке [5. С. 106].
Во второй половине XIX в., уже после образования единой Германской империи, канцлер Отто фон Бисмарк, которого привлекала идея расширения географии германских колоний, пришел к выводу о значимости и важности азиатского направления внешней политики и торговли Германии. Не послед-
нюю роль в этом сыграла и активизация деятельности в этом регионе одного из самых серьезных конкурентов Германии в то время - Британской империи.
Необходимо отметить привлекательность китайского рынка для немецких предприятий, учитывая острую необходимость в европейской технике, которая была необходима цинскому Китаю для реализации реформ, известных как «политика самоусиления» или «движение по усвоению заморских дел». Например, немецкая компания «Siemens-Halske» в середине 70-х гг. XX в. разработала и установила систему освещения в морском порту г. Шанхай. В 1885 г. по инициативе Бисмарка в Китай была послана первая группа германских промышленников и банкиров для оценки инвестиционных возможностей и привлекательности Китая. Именно по итогам их исследования и было принято решение о создании Германо-Азиатского банка (DeutschAsiatische Bank) в 1890 г. Благодаря этим усилиям Германия стала к 1896 г. вторым после Великобритании торговым партнером Поднебесной. Активное развитие китайско-германских торговых отношений и дипломатия германского государства, которое на китайском направлении своей внешней политики не позиционировало себя как колониальная держава с имперскими амбициями, в отличие от Франции и Великобритании, сделало возможным китайско-германское сотрудничество в военно-технической сфере. В XIX в. 80-е гг. в немецком порту Штеттин на верфи были построены современные флагманы китайского флота - «Zhenyuan» и «Dingyuan» [6. С. 99].
Новый поворот в китайско-германских отношениях произошел в середине 90-х гг. ХХ в. Германской империи, которая активно включилась в «колониальную гонку» в Азиатско-Тихоокеанском регионе, согласно замыслам Вильгельма II и Бисмарка, была необходима военно-морская база на территории Китая в качестве важного плацдарма для реализации «Weltpolitik» и «дипломатии канонерок». После визита адмирала Восточно-азиатского флота Тирпица в Китай выбор пал на бухту Цзяочжоу на южном побережье Шань-дунского полуострова.
1 ноября 1897 г. в уезде Цзюе на юге Шаньдуна произошло убийство двух германских миссионеров, за которое взяла на себя ответственность китайская националистическая группировка «Союз больших мечей».
Это событие, более известное как «Инцидент в Цзюе», стало для немцев формальным поводом для высадки германского десанта в Цзяочжоу в целях защиты немецких миссионеров в Шаньдуне. Меньше чем за месяц германские войска оккупировали территорию полуострова, заняли Циндао, крупнейший город провинции. 6 марта 1898 г. было подписано китайско-германское соглашение, по которому Цзяочжоу передавался Германии на правах аренды на 99 лет, а китайское правительство должно было предоставить немцам концессии на постройку железных дорог в Шаньдуне. Шаньдун был признан сферой влияния Германии [1].
Китайско-германские отношения ухудшились 20 июня 1900 г., когда в Китае уже год шло восстание Ихэтуаней. Во время осады посольского квартала
в Пекине был убит германский посол фон Кеттлер. 27 июля 1900 г. император Вильгельм II принял решение об отправке экспедиционного корпуса Германской империи в Китай, произнося перед солдатами известную «гуннскую речь».
Германские войска вместе с войсками «альянса восьми держав» участвовали во взятии Пекина и последующей его оккупации. Германия упоминалась в некоторых пунктах «Заключительного договора» 7 сентября 1901 г., по которым Китай обязывался послать в Германию специальную миссию для извинений за смерть фон Кеттлера, поставить германскому послу памятник, китайская сторона также должна была выплатить Германии контрибуцию в размере около 90 млн лян серебра.
В первое десятилетие ХХ в. китайско-германские отношения развивались слабо, но есть сведения о том, что китайские политики в последние годы династии Цин разработали проект гражданского кодекса Китая по образцу Германского гражданского уложения, однако мир его так и не увидел в свете событий 1911 г. и разразившейся Синьхайской революции.
Германия старалась наладить отношения с правительством образованной Китайской Республики, выделив ей в 1912 г. кредит в размере 6 млн немецких марок.
Осторожно воспринимая англо-японское сближение, Германия инициировала создание китайско-германо-американского союза, однако эта попытка не увенчалась успехом. В первые месяцы после начала Первой мировой войны в 1914 г. немцы планировали передать Циндао в руки китайцев, но не успели это сделать. 7 ноября 1914 г. японцы, которые являлись в Первой мировой войне противниками Германии, заняли крупнейший город провинции Шаньдун Цзинань и весь Шаньдунский полуостров. В августе 1917 г. Китай объявил Германии войну и ввел войска в Тяньцзинь и Ханькоу, которые отошли Германии в результате Тройственной интервенции 1895 г.
По завершении Первой мировой войны из более чем 200 германских концессий, которые находились в Поднебесной до 1913 г., остались только две. На Парижской конференции 1919 г. было принято решение о том, что все концессионные территории Германии в Китае, в том числе Ханькоу и Тяньцзинь, закреплялись за Японией.
В 20-е гг. ХХ в. отношения между Германией и Китаем стали постепенно налаживаться. Наметилось сближение интересов правительства Веймарской республики и Гоминьдана, обусловленное мировой политической и экономической конъюнктурой того времени.
Наложенные после Первой мировой войны на Германию ограничения в области внутреннего военного производства вынуждали ее искать новые рынки сбыта оборудования и технологий производства военной техники. В Китае же, в котором после смерти Юань Шикая продолжалась борьба между милитаристскими группировками, активизировалась деятельность партии Гоминьдан во главе с Чан Кайши. Для ведения успешной войны с милитари-
стами на севере страны Гоминьдану были необходимы высокотехнологичные вооружения, которыми располагали немецкие оружейники. Японская интервенция в Маньчжурию в 1931-1932 гг. стимулировала реализацию тезиса Чан Кайши о необходимости развития китайского военно-промышленного комплекса при участии немецких специалистов. В Германии же в 1933 г. к власти пришли национал-социалисты, которым для развития немецкой промышленности были нужны новые сырьевые базы. Китаю с колоссальными запасами сурьмы и вольфрама подходила роль надежного поставщика этих материалов [3].
В мае того же года в Китай был направлен немецкий генерал в отставке Г. фон Зеект, который стал руководителем германской миссии по военному и экономическому развитию Китая и военным советником Чан Кайши. Уже через месяц фон Зеект представил первый план-программу военных и промышленных реформ в Китае, «Меморандум для маршала Чан Кайши».
В середине 1930-х гг. сотрудничество между Германией и Китаем вышло на новый уровень, в Китай пошла вторая волна немецких капиталов. В январе 1934 г. было создано «Торговое общество промышленной продукции», которое объединило германские промышленные круги в Китае.
Стороны подписали ряд соглашений о военно-техническом и прочем сотрудничестве, например, в августе 1934 г. был заключен «Договор по обмену китайских сырья и сельскохозяйственной продукции на германскую промышленную и другую продукцию», регулирующий поставки в Германию необходимого для развития сырья в обмен на индустриальную продукцию и помощь в развитии. Немцы начали оказывать Гоминьдану помощь в индустриализации Китая. В 1934-1936 гг. были подписаны китайско-германские соглашения по строительству ряда железнодорожных путей в Поднебесной. Основной транспортной артерией стала железная дорога Наньчан-Чжэцзян-Гуйчжоу, по которой немцы вывозили сырье, а китайцы перевозили материалы для создания новых промышленных баз вдали от побережья. Также она имела и военное значение, как и дорога Ханькоу-Гуанчжоу, соединявшая юг Китая с провинцией Хубэй [2]. В 1936 г. интенсифицировался процесс китайской индустриализации при непосредственном участии немецких предприятий. Национальный ресурсный комитет Китая совместно с «Торговым обществом промышленной продукции» разработали трехлетний план по развитию китайской промышленности. Предполагалось строительство машиностроительных и сталелитейных заводов в провинциях Сычуань, Хунань и Хубэй, развитие химической промышленности и электроэнергетики. Китайские специалисты направлялись на стажировки в Германию.
В 1936-1937 гг. около 17% объема внешней торговли Китая приходилось на китайско-германский торговый оборот, а Китай стал третьим торговым партнером Германии [4]. Продолжалась военная модернизация Китая при помощи германских военных советников. В Академии Вампу под их руководством проходили обучение и выпускались офицеры гоминдьдановской армии.
В середине 1930-х гг. свое развитие получили китайско-германские политические отношения. Помимо экономических интересов Китай старался заручиться дипломатической и военной поддержкой Германии в случае эскалации китайско-японского конфликта. Большие опасения у Гоминьдана вызвало подписание Антикоминтерновского пакта между Третьим Рейхом и Японией. Германия же крайне негативно отреагировала на создание Гоминьданом и Коммунистической Партией Китая в 1937 г. Второго объединенного фронта для борьбы с японскими интервентами. В 1937 г. Германию посетила китайская делегация во главе с Кун Сянси, известным политиком и банкиром гоминьдановского Китая. В переговорах с немецкими политиками Кун Сянси старался получить от немцев гарантии, что Германия не будет оказывать японцам финансовую и военную помощь в случае эскалации китайско-японского конфликта, делая акцент на ненадежности Японии в качестве потенциального германского союзника и проводимую Гоминьданом антикоммунистическую политику. Визит Кун Сянси имел определенные положительные результаты: Германия выделила Китаю кредит в размере 100 млн марок, немецкие политики отметили важность и перспективность германо-китайского сотрудничества.
Однако китайско-германские отношения резко ухудшились и со временем фактически оборвались в связи с началом Второй японо-китайской войны 7 июля 1937 г. Видя в Японии более сильного и надежного союзника в борьбе с СССР, с которым гоминьдановский Китай в августе того же года заключил акт о ненападении, нацистская Германия свела на нет результаты китайско-германского сотрудничества. В феврале 1938 г. Германия де-юре признала марионеточное государство Маньчжоу-го, отозвала всех военных специалистов из Китая, запретив предпринимателям подписывать новые торговые соглашения с Гоминьданом. Окончательно отношения были разорваны в 1940-1941 гг., когда в сентябре 1940 г. Германия подписала Тройственный пакт с Японией и Италией, а в декабре 1941 г. Чан Кайши объявил войну странам «оси».
ЛИТЕРАТУРА
[1] Цвык А.В. Германо-китайскиеотношения до середины XX в.: исторический обзор // Диалог цивилизаций: восток-запад. Материалы XIV научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под ред. В.Б. Петрова. Москва, 2014. С. 281-287.
[2] Deutsch-chinesische Beziehungen 1911-1927: Vom Kolonialismus zur "Gleichberechtigung". Eine Quellensammlung Andreas Steen Oldenbourg Akademieverlag. 2006.
[3] Du Xiaodong. Zhongde guanxi shiyu (A brief history of Sino-German Relations). Beijing: Shehui kexue wenxing chubanshe, 2011 (на кит. яз.).
[4] Fischer M. Vierzig Jahre deutsche Chinapolitik. Hamburg, 1962.
[5] Kirby W. Stanford Journal of East Asian Affairs. Stanford, Ca: Stanford University Press, 1984.
[6] Liu F.F. A Military History of Modern China, 1924-1949. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1956.
REFERENCES
[1] Tsvyk A.V. Germano-kitaiskie otnosheniia do serediny XX v.: istoricheskii obzor [The German-Sino relations: historical review]. Dialog tsivilizatsii: vostok-zapad [Dialogue of civilisations: East-West]. Materialy XIV nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh [Articles of the XIVth scientific conference of students, postgraduates and young scientists]. Moscow, 2014. Pp. 281-287.
[2] Deutsch-chinesische Beziehungen 1911-1927: Vom Kolonialismus zur "Gleichberechtigung". Eine Quellensammlung Andreas Steen Oldenbourg Akademieverlag. 2006.
[3] Du Xiaodong. Zhongde guanxi shiyu [A brief history of Sino-German Relations]. Beijing: Shehui kexue wenxing chubanshe, 2011 (m kht. œ.).
[4] FischerM. Vierzig Jahre deutsche Chinapolitik. Hamburg, 1962.
[5] Kirby W. Stanford Journal of East Asian Affairs. Stanford, Ca: Stanford University Press, 1984.
[6] Liu F.F. A Military History of Modern China, 1924-1949. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1956.
THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SINO-GERMAN RELATIONS IN THE 18th - MID-20TH CENTURIES
A.V. Tsvyk
Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay st., 10-2, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the historical review of Sino-German relations in the 18th -mid-20th centuries. Sino-German relations were formally established in in the mid 19 century, when Prussia and the Qing Empire's China concluded the first Sino-German treaty (treaty of Tianjin). The author gives a retrospective of major events in Sino-German relations in the 19th -mid-20th centuries and analyzes their influence on the relations between the two countries. The article also highlights the development of military-technical cooperation between the Kuomintang China and Germany and the current balance of power in the Asia-Pacific region before the World war II.
Key words: history, China, Germany, Sino-German relations, Treaty of Tianjin, the Boxer Rebellion