Научная статья на тему 'Иностранные инвестиции в экономику региона'

Иностранные инвестиции в экономику региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хандажапова Л.М., Лубсанова Н.Б.

В статье проанализированы нормативно-правовые, экономические и организационные аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов России. Особое внимание уделено положению дел в Республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Investment in a Regional Economy

This paper presents the results of analysis of law and normative, economic and organization issues of foreign investment attraction in regions of Russia. A special attention is paid to situation in the Buryat Republic.

Текст научной работы на тему «Иностранные инвестиции в экономику региона»

В статье проанализированы нормативно-правовые, экономические и организационные аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов России. Особое внимание уделено положению дел в Республике Бурятия.

Иностранные инвестиции в экономику региона*

Л. М. ХАНДАЖАПОВА,

кандидат экономических наук, Н. Б. ЛУБСАНОВА,

Байкальский институт природопользования СО РАН, Улан-Удэ

Правовая основа

Активизация инвестиционной политики в российских регионах сопровождается углублением межрегиональных противоречий, в том числе усилением конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возросшей дифференциацией уровней социально-экономического развития, разрывом единого инвестиционного пространства. В связи с чем возникает множество правовых проблем.

На территории России правовое регулирование иностранных инвестиций опирается на Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты. При этом из сферы регулирования исключены отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки, кредитные и страховые организации (деятельность которых сейчас регулируют законодательные акты о банках и банковской деятельности, а также законодательство о страховании). Закон также не распространяется на отношения, связанные

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 08-02-62202а/Т).

© ЭКО 2008 г.

с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной (последние подпадают под действие законов о некоммерческих организациях).

Федеральный закон не содержит специальной нормы, касающейся обязательной экспертизы инвестиционных проектов. Однако действуют иные законодательные акты, предписывающие обязательную экспертизу инвестиционных проектов, как российских, так и иностранных, например, Федеральный закон «Об экологической экспертизе».

Иностранным инвесторам, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, законом установлены следующие гарантии: правовой защиты деятельности; использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ; перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу и т.д.

Из многих предоставляемых иностранному инвестору гарантий наиболее значимы гарантии компенсаций при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора; гарантии от неблагоприятных изменений законодательства; реинвестирования и перевода полученных прибылей. При этом гарантии предоставляются только тем коммерческим организациям с иностранными инвестициями, у которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет свыше 25%, а также реализующим приоритетные инвестиционные проекты независимо от доли иностранных инвесторов.

Иностранным инвесторам гарантируется стабильность в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет с начала его финансирования за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях срок может быть увеличен - при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создании транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб. Решение о продлении срока действия и режима окупаемости инвестиционного проекта принимает правительство Российской Федерации.

При регистрации коммерческие организации с иностранными инвестициями вносятся в Государственный реестр коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Ведение реестра возложено на Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ. Предоставление льгот по уплате таможенных пошлин и федеральных налогов в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, регулируется федеральными законами «О таможенном тарифе», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах».

Принятие нового Налогового кодекса РФ повлияло на создание системы правовых гарантий для налогоплательщиков, в том числе и для иностранных инвесторов, в части уменьшения количества налогов, упрощения применения многих из них, а также установления порядка и условий предоставления инвестиционных налоговых кредитов.

Федеральный закон «О лизинге» формально не содержит прямых льгот для иностранных инвесторов, являющихся участниками совместных проектов, но в нем есть положения, оговаривающие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности лизинговых организаций.

В отдельных сферах экономической деятельности, например, в разведке и добыче полезных ископаемых, иностранные инвестиции регулируются на основе соглашений о разделе продукции (СРП) (Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции»). При этом право пользования недрами на условиях СРП может быть предоставлено инвесторам и соответствующим решением правительства РФ, и на основании решений органов государственной власти субъектов РФ.

При заключении СРП приоритет отдается тем месторождениям, в отношении разработки которых у Российской Федерации есть обязательства о проведении соответствующих переговоров об условиях соглашений, а также имеются результаты проведения конкурсов или аукционов по предоставлению участков недр в пользование на условиях СРП. Российские юридические лица имеют преимущественное право участвовать в СРП в качестве подрядчиков, перевозчиков, поставщиков

и т. д. на основании соответствующих договоров с инвесторами. Участники работ по соглашениям о разделе продукции, в том числе и иностранные инвесторы, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, акцизов, налога на добавленную стоимость при ввозе/вывозе товаров, в том числе предоставляемых по лизингу и необходимых для выполнения работ по таким соглашениям.

На время действия соглашения взимание федеральных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором. Инвестор освобождается от взимания налогов и сборов за исключением: налога на прибыль, платежей за пользование недрами, платежей по социальному и медицинскому страхованию работников-граждан России, платежей в Государственный фонд занятости населения и платежей в Пенсионный фонд РФ. Инвесторы освобождаются от уплаты акцизных сборов при ввозе на таможенную территорию России подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей). Не уплачиваются акцизы также с подакцизных видов минерального сырья и продуктов его переработки, предусмотренных к получению по соглашению и являющихся собственностью инвесторов.

К числу важных нормативных правовых актов, имеющих непосредственное отношение к СРП, относится постановление правительства РФ от 1999 г. «Об утверждении Положения о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции».

Следует отметить, что полномочиями принимать законы и иные нормативные акты по вопросам регулирования иностранных инвестиций наделены и субъекты РФ. Во многих регионах, в том числе и в Бурятии, одними из первых были акты по привлечению иностранных инвестиций. Так, в Республике Бурятия принят закон «О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в экономику республики», который предусматривает налоговые льготы за счет бюджета республики. Налоговые льготы предоставляются до полной окупаемости вложенных средств, но не более расчетного срока окупаемости, предусмотренного проектной документацией. Коммерческие организации с иностранными инвестициями,

зарегистрированные в республике, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций, и ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет, снижается до 13,5% при условии, что доля иностранных инвестиций в уставном фонде составляет не менее 10% и в эквиваленте не менее 15 тыс. МРОТ. Высвобождаемые средства направляются на развитие производства.

Бурятия в сравнении

Анализ показывает, что, хотя во многих регионах, как и в Бурятии, имеются объективные предпосылки для прихода иностранного капитала - богатые запасы природных ресурсов, достаточно квалифицированная и дешевая рабочая сила, а также научно-технический потенциал, привлечение иностранного капитала остается на низком уровне. Основная часть инвестиций в России продолжает концентрироваться в регионах Центрального и Уральского федеральных округов. В большинстве регионов, в том числе и в Сибирском федеральном округе (СФО), показатели ниже средних по России. Бурятия среди регионов СФО по объемам инвестиций на душу населения занимает 5-е место, и объем инвестиций ниже среднероссийского более,чем в 3 раза (табл. 1).

В настоящее время на территории Республики Бурятия зарегистрировано 66 коммерческих организаций с иностранными инвестициями из 19 стран мира. Их уставный капитал составляет 2,97 млн дол. Из них 24 организации созданы со 100%-м иностранным капиталом (суммарный объем - 40,8 тыс. дол.). Структура иностранного капитала по отраслям следующая (%):

• сфера торговли и общественного питания - 40;

• производство товаров народного потребления - 40;

• лесная и деревообрабатывающая промышленности - 14;

• строительство - 3,3;

• услуги населению - 2,7.

Данное распределение инвестиций подтверждает общероссийскую тенденцию: на протяжении ряда лет иностранный капитал направляется преимущественно в сферу обслуживания

и торговли, поскольку там быстрее отдача. Но ведь для регионов интерес представляют прямые иностранные инвестиции, так как именно за их счет развивается производственная инфраструктура: строятся новые производства, проводится модернизация и расширение существующих, осваивается выпуск новых видов продукции. Следует отметить, что в регионах есть приоритетные инвестиционные проекты, которые до сих пор не реализованы из-за нехватки финансирования.

Таблица 1

Иностранные инвестиции в экономику РФ и Сибирского федерального округа в 2006 г.

Регион Всего иностранных инвестиций, тыс. дол. Иностранные инвестиции на душу населения, дол. Место в СФО по инвестициям на душу населения

Российская Федерация 55109097 387,5

Сибирский федеральный округ 1909312 97,5

Омская область 469541 231,8 1-е

Красноярский край 146181 50,5 7-е

Кемеровская область 396793 140,4 4-е

Иркутская область 435470 173,2 3-е

Томская область 209082 202,4 2-е

Республика Бурятия 102511 106,8 5-е

Новосибирская область 80707 30,6 8-е

Читинская область 63785 56,8 6-е

Республика Хакасия 2446 4,6 9-е

Алтайский край 2796 1,1 10-е

Республика Тыва 0 0,0 11-12-е

Республика Алтай 0 0,0 11-12-е

Рассчитано по: Регионы Сибирского федерального округа в цифрах. Стат. сб. № 01-01-15/ Бурятстат. Улан-Удэ, 2008.

Низкая инвестиционная привлекательность Бурятии (как и многих других регионов) объясняется неразвитостью рыночной инфраструктуры. Так, уровень обеспеченности банковскими

учреждениями в Бурятии втрое ниже среднего по России и вдвое ниже среднего по СФО (табл. 2).

Таблица 2

Обеспеченность банковскими учреждениями в Республике Бурятия в сравнении с общероссийскими данными и показателями по СФО (на начало 2006 г.)

Регион Число местных банковских учреждений Общее число банковских учреждений (с филиалами внерегиональных банков)

на 100 тыс. км2 территории на 100 тыс. чел. населения на 100 тыс. км2 территории на 100 тыс. чел. населения

Россия 12,19 1,46 26,51 3,17

Сибирский федеральный округ 2,42 0,63 10,22 2,64

Республика Бурятия 1,42 0,52 8,54 3,10

в % к РФ 11,68 35,38 32,21 97,58

в % к СФО 58,72 82,36 83,54 117,16

Рассчитано по: Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. 2006. № 1.

На начало 2006 г. в Республике Бурятия сферу страхования представляли единственная региональная компания и 23 филиала страховых компаний других регионов.

О том, чего не хватает инвесторам

Инвестиционной привлекательности невозможно добиться при отсутствии прозрачности банковской и налоговой систем, при наличии барьеров для иностранных инвестиций. Инвестиционной привлекательности региона будет способствовать доступность для потенциальных инвесторов информации о федеральном и региональном законодательствах; о перспективных инвестиционных проектах; о проведении инвестиционных конкурсов. Необходимо также устранить административные барьеры и сложности, связанные с растаможиванием продукции и лицензированием деятельности.

Развитие транспортной, логистической, инженерной, телекоммуникационной и социальной инфраструктуры, а также сервисных услуг, безусловно, следует отнести к важным условиям привлечения иностранных инвесторов в регионы.

Для увеличения притока иностранного капитала на территорию России и ее регионов необходима четкая региональная инвестиционная политика, направленная на развитие организационно-экономических методов привлечения иностранных инвестиций, распределение поступающего инвестиционного капитала. Нужны и ясные критерии оценки эффективности процесса привлечения иностранных инвестиций.

Опыт ряда регионов показывает, что большего прогресса в привлечении инвестиций можно добиться не только при наличии значительных сырьевых ресурсов, но и за счет реализации потенциала секторов экономики, имеющихся именно в данном субъекте, если там создается благоприятная деловая среда.

В законодательной сфере целесообразно провести комплексную инвентаризацию правовой среды инвестиционной деятельности субъектов экономики. Со стороны правительства РФ в рамках разграничения полномочий региональным властям следует предоставить большую автономию, в частности, в финансовой и налоговой сферах. Это позволит сделать политику привлечения инвестиций на мезоуровне более гибкой и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности регионов, снижению рисков инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.