ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Существуют различные подходы к определению понятия «инвестиции». Выделяя их общее, приходим к следующему определению: инвестиции в данном государстве — это достояния, вкладываемые в устроение жизнедеятельности этого государства в целях достижения какого-либо эффекта.
Государство, осуществляющее инвестиции в устроение жизнедеятельности другого государства, естественно называть инвестирующим государством, а государство, получающее инвестиции иностранного происхождения, естественно называть инвестируемым государством.
Иностранные инвестиции как способ внешнего изъятия
Для инвестирования в своих интересах инвестирующее государство старается создать в инвестируемом государстве привлекательный ино-инвестиционный порядок. Он состоит в следующем:
1) льготный режим ввода иностранных инвестиций;
2) свободное создание организаций с участием иностранного капитала;
3) слабость контроля над функционированием иностранных инвестиций на территории инвестируемого государства;
4) отсутствие раздельного учета доходов от внешних инвестиций и внутренних инвестиций в инвестируемом государстве;
5) льготные условия функционирования иностранных инвестиций на территории инвестируемого государства, в частности льготный режим налогообложения;
6) льготный режим получения предварительных доходов для иностранных инвесторов на территории инвестируемого государства;
7) льготный режим перевода предварительных доходов иностранных инвесторов в их окончательные доходы на территории инвестирующего государства.
Необходимость создания указанного инвестиционного порядка в современной России (национального режима [1. С. 60]) объясняется населению страны следующим образом: «Использование иностранных инвестиций является сегодня объективной необходимостью, обусловленной участием экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в свободные отрасли предпринимательства. Для отечественной экономики иностранные инвестиции рассматриваются как фактор ускорения экономического и технического прогресса, обновления и модернизации производственного аппарата, овладения передовыми методами организации производства, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики» [1. С. 57].
Видимо, ощущая недостаточность приведенных общих (и недоказанных) аргументов, некоторые ангажированные экономисты, управленцы и публицисты, говоря о пользе иностранных инвестиций, приводят более частные убедительные аргументы:
1) создание иностранных или совместных предприятий на российской территории приводит к появлению новых рабочих мест;
2) созданные предприятия пополняют государственный бюджет путем регулярного отчисления налогов в казну;
3) созданные предприятия производят качественные и нужные народу товары, которые страна не может производить собственными силами;
4) на созданных предприятиях происходит ускоренное освоение российскими работниками передовых методов организации производства и ведения бизнеса;
5) созданные предприятия способствуют быстрому освоению районов, богатых полезными ископаемыми.
Эти частные аргументы действительно правдивы, однако лишь наполовину. На второй, неприятной, половине предпочитают не сосредотачиваться. Рассмотрим вторую половину.
Фазы ино-инвестиционного процесса
Используя созданный совместными усилиями государственных властей привлекательный ино-инвестиционный порядок, иностранные инвесторы осуществляют ввод инвестиций на территорию инвестируемого государства и последующее получение доходов от них на территории своих государств. Поэтому в силу своей природы ино-инвестиционный процесс состоит из двух фаз: непосредственного инвестирования и получения в инвестировавшем государстве окончательного дохода от инвестирования. Эти фазы составляют ино-инвестиционный цикл (круг). После получения дохода во второй фазе предыдущего цикла начинается новый ино-инвестиционный цикл. Поскольку упомянутые фазы могут пересекаться друг с другом, ино-инвестиционный процесс имеет не циклический, а ква-зициклический характер.
Вторая фаза ино-инвестиционного процесса обычно наблюдается в виде т.н. оттока капиталов из страны. Значительную часть этого оттока составляет законный перевод предварительных доходов от сделанных ранее иностранных инвестиций в окончательные доходы на своем исходном месте.
Ясно, что ино-инвестирование осуществляется только тогда, когда в инвестирующем государстве совокупный окончательный доход от инвестирования превосходит совокупный расход на это инвестирование. Получающаяся при этом положительная разница между окончательным инвестиционным доходом и инвестиционным расходом и составляет внешнее инвестиционное изъятие, наличие которого является неотъемлемым признаком, атрибутом иностранных инвестиций [3, 4].
Инвестиции как способ развития инвестирующего государства
Жизнедеятельную среду человечества на данный момент можно обобщенно определить как совокупность, включающую:
1) природную (естественную) среду Земли;
2) искусственную среду (как материальную, так и идеальную), созданную человечеством в процессе его жизнедеятельности.
Ясно, что само человечество является частью и природной, и искусственной среды. При этом провести четкую, однозначную границу между природной и искусственной средами довольно затруднительно. Любую часть этой жизнедеятельной среды естественно называть достоянием.
Развитие любого государства может происходить за счет эксплуатации, во-первых, своей или зарубежной природной среды, во-вторых, зарубежной искусственной среды. Научно-технический прогресс только изменяет виды такой эксплуатации. Здесь слово эксплуатация употребляется в его изначальном смысле (от латинского ex plutos, где слово plutos связано с именем древнегреческого бога богатства и изобилия, а приставка ех означает «из, наружу, вовне»; в переносном смысле «богатство наружу»), т.е. как изъятие богатства или, точнее, как изъятие и присвоение любого достояния — естественного и искусственного, материального и духовного.
Учитывая указанный неотъемлемый признак иностранных инвестиций как средства внешнего изъятия, можно сделать вывод, что инвестирование является одним из способов развития инвестирующего государства. Поэтому для инвестирующего государства естественно осуществлять инвестирование в другие государства только и исключительно в своих интересах.
Отсюда следует важнейший вывод: привлечение и получение внешних инвестиций не может никоим образом служить основой развития инвестируемого государства.
Ино-инвестиционный процесс в России
В таблице показан значительный рост иностранных инвестиций в Россию в последние годы.
Таблица. Динамика объемов иностранных инвестиций в экономику РФ в 2002-2010 гг., $ млн
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
19780 29699 40509 53651 55109 120941 103769 81927 114746
Источник: www.gks.ru
На первой фазе почти каждого следующего ино-инвестиционного цикла происходит расширенное повторное ино-инвестирование. Почти с каждым годом приходит еще больше инвестиций и вслед еще большее инвестиционное изъятие. Замечательной особенностью этого реинвести-
рования является то, что оно каждый раз является внешним, а не внутренним, значит, происходит в указанном ранее привлекательном (льготном) инвестиционном порядке.
Таким образом, приведенная таблица показывает, что процесс инвестиционного внешнего изъятия из современной России имеет квазицикли-ческий вид раскручивающейся спирали. Ино-инвестиционный процесс в современной России не только не способствует ее собственному развитию, но усугубляет ее текущее положение за счет все большего внешнего изъятия ее внутреннего достояния.
Причины устойчивости ино-инвестиционного процесса
Осталось понять, почему же ино-инвестиционный процесс, невыгодный государству в целом, тем не менее происходит? Ответ вытекает из того, что внешнее инвестирование является мощным и выгодным средством развития инвестирующих государств. Поэтому развитые инвестирующие государства, исходя из своих собственных интересов, проводят сильнейшее интеллектуальное вменение в сознание зарубежных экономистов и управленцев представления о благотворности иностранных инвестиций для экономик инвестируемых государств. Более того, как показывает практика взаимодействия инвестирующих государств с инвестируемыми государствами, инвестирующие государства делятся с властной системой инвестируемых государств и обслуживающими ее экономистами, управленцами и публицистами предварительными доходами, получаемыми от инвестиционной деятельности на территориях инвестируемых государств.
Все сказанное побуждает властные системы инвестируемых государств создавать и развивать привлекательный ино-инвестиционный порядок допуска иностранного капитала на свои территории, а также убеждать свое население в необходимости такого порядка ради его же собственного блага.
Замечание 1. В качестве неопровержимого довода о благотворном влиянии иностранных инвестиций на развитие страны приводятся парные статистические сведения о значительном росте за последние десятилетия иностранных инвестиций в экономику Китая и о взрывном росте этой экономики. Из простого сопоставления двух наблюдений делается вывод, что рост экономики обусловлен именно количеством иностранных инвестиций. Существует хорошая поговорка: «Post hoc non est propter hoc» (После того не значит вследствие того).
Рост иностранных инвестиций в Китай можно объяснить причинами, указанными в предыдущем пункте. А по поводу «благотворного» влияния иностранных инвестиций на развитие Китая из всего сказанного ранее следует такой же неприятный вывод, какой был сделан в отношении России.
Более того, накопление золотовалютных резервов Китая на 2010 г. в размере $2,27 трлн показывает, что фактически до сих пор происходило только изъятие из Китая его содержательного достояния и результатов тру-
да его огромного сельского населения, ничего пока не давшее взамен в равном размере этому населению. Изъятие происходило посредством экономической политики китайского руководства при тесном взаимодействии развитых стран и китайского среднего класса, из больших городов и прибрежных зон [2].
Формы внешнего инвестиционного изъятия
Что касается наиболее показательных форм внешнего инвестиционного изъятия, то особое внимание уделяется тому, как происходит получение окончательных доходов инвесторов в инвестирующем государстве и за счет чего осуществляется самое инвестиционное изъятие.
Введем следующие языковые сокращения. Внешние экономические организации по отношению к данному государству будем именовать внешними артелями. Внутренние экономические организации в данном государстве будем именовать внутренними артелями. Внутренние артели без иностранного участия будем именовать (внутренними) нац-артелями, а с иностранным участием — (внутренними) ино-артелями.
Процентная форма инвестиционного изъятия
Эта форма используется, когда на территории инвестируемых государств создаются ситуативные моменты нехватки или дороговизны финансовых ресурсов. В такие моменты внутренние артели вынуждены обращаться к внешним артелям за финансовой помощью, которая оказывается последними в виде предоставления ссуд под определенный процент. В момент заключения ссудной сделки по получении ссуды от внешней артели получающая внутренняя ино-артель не изменяет своего статуса, а получающая внутренняя нац-артель перестает быть таковой, изменяет свой статус и до полного возвращения ссуды с процентом во внешнюю артель она становится временной ино-артелью.
Внешняя артель, предоставившая ссуду, имеет право получать из временной ино-артели оговоренный процент в качестве окончательного дохода в своем государстве. Именно этот процент является явным процентным инвестиционным изъятием.
Для возврата ссуды с процентом внутренние ино-артели (постоянные и временные) вынуждены повышать цены на свои товары (работы, услуги), изымая у покупателей товаров (работ, услуг) их деньги.
Дивидендная форма инвестиционного изъятия
Дивиденд — часть прибыли артели, ежегодно распределяемая владельцами артели среди всех акционеров артели (прямых и портфельных). Обычно дивиденд выражается в денежной сумме на акцию или на долю участия. Общая сумма чистой прибыли, подлежащая выплате в качестве дивиденда, определяется после уплаты налогов.
Если ино-артель получает чистую прибыль и распределяет с нее дивиденды, то внешняя артель, инвестировавшая в эту ино-артель, имеет право получать свой дивиденд и переводить его, как предварительного дохода, в окончательный доход в своем государстве. Переведенные дивиденды в совокупности во времени обычно превышают первоначальные инвестиции в уставный капитал ино-артели. Именно эта положительная разность между совокупным переведенным дивидендом и первоначальным инвестиционным расходом составляет дивидендное инвестиционное изъятие. Оно может иметь разную величину в зависимости от обменного курса иностранной валюты.
Замечание 2. За выводом валюты за границу в процентной и дивидендной формах скрывается вывод какого-либо другого (неденежного) проданного ранее или обещанного к продаже внутреннего достояния.
Продуктная форма инвестиционного изъятия
Эта форма используется, когда внешняя артель, будучи иностранным инвестором и участником ино-артели, имеет право получать свою долю предварительного дохода от деятельности ино-артели в натуральном виде в виде некоторой части произведенной ино-артелью продукции. Эта причитающаяся внешней артели продуктная часть вывозится ею за рубеж и там продается. Полученная выручка составляет окончательный доход в своем государстве. Полученные выручки в совокупности во времени обычно превышают первоначальные инвестиции в уставный капитал ино-артели. Именно эта положительная разность между совокупной полученной выручкой и первоначальным инвестиционным расходом составляет продукт-ное инвестиционное изъятие. Компания Pepsi-Cola, например, получает прибыль в России по существу в виде водки, которую она потом продает в США и Европе за наличные деньги [5].
Интеллектная форма инвестиционного изъятия
Эта форма широко применяется в современной России. Вначале в Россию поступали деньги от различных иностранных организаций на реформирование советской системы образования с целью перевода его на принципы и стандарты европейской системы образования. Министерство образования РФ освоило деньги и к настоящему времени практически закончило это реформирование. Теперь российские образовательные учреждения будут обучать по зарубежной системе, однако используя при этом внутренние российские достояния. По современному российскому законодательству выпускники получили возможность беспрепятственно и безвозмездно выезжать за рубеж на работу и жительство. Таким образом, из России будут уезжать требующиеся иностранным государствам выпускники, вместе с полученными ими за счет российских ресурсов знаниями и умениями.
Учитывая стоимость подготовки классного специалиста, можно сделать вывод, что сделанные иностранными государствами первоначальные затраты с лихвой окупятся уже в ближайшем будущем. Если подсчитать совокупные возможные собственные расходы, которые иностранные государства вынуждены были потратить на обучение специалистов за счет собственных ресурсов, и вычесть из них сделанные первоначальные незначительные затраты, то получающаяся огромная положительная разница составляет интеллектное инвестиционное изъятие.
Замечание 3. Умелое использование каких-либо особенностей привлекательного ино-инвестиционного порядка приводит к увеличению изъятия в описанных выше формах. К этим особенностям относятся амортизационная, налоговая, трудовая, природная, арендная и др.
Используемая литература
1. Гуськова Н.Д., Краковская И.Н., Слушкина Ю.Ю., Маколов В.И. Инвестиционный менеджмент. М.: КНОРУС, 2010.
2. Захаров В.К. Архетип государственного объединения: Россия между Европой и Китаем // Государственная служба. 2010, № 2. С. 82-88.
3. Захаров В.К., Голикова Е.И. Деньги как средство управления // Финансы и кредит. 2009, № 21. С. 8-16.
4. Захаров В.К., Голикова Е.И. Деньги как средство управления кризисами // Финансы и кредит. 2010, № 10. С. 2-11.
5. Лиетар Б.Л. Будущее денег: новый путь к богатству, полноценному труду и более мудрому миру. М.: КРПА «Олимп», АСТ, Астрель, 2007. С. 26.