Научная статья на тему 'Иностранные архитекторы в России. К 80-летию бригады «Рот фронт»'

Иностранные архитекторы в России. К 80-летию бригады «Рот фронт» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
821
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТОРЫ-ИНОСТРАНЦЫ В СССР / НЕМЕЦКИЕ АРХИТЕКТОРЫ / БАУХАУЗ / ФИЛИПП ТОЛЬЦИНЕР / ГАННЕС МАЙЕР / FOREIGN ARCHITECTS IN THE USSR / GERMAN ARCHITECTS / BAUHAUS / PHILIPP TOLZINER / HANNES MEYER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чередина Ирина Семеновна, Зуева Полина Петровна

The article is devoted to works and life of foreign architects in the USSR. Authors focus their attention on German architects, who graduated from Bauhaus, and put special emphasis on Philipp Tolziner's creative work. He designed residential areas, economical apartment houses and took part in architectural competition for the Palace of the Soviets in Moscow. Tolziner was arrested in 1938 and banished to Solikamsk. After being discharged he worked and designed in Solikamsk and Moscow. He is the author of the restoration researches and projects of several objects in Solikamsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Architects in the USSR. On the Occasion of the Eightieth Anniversary of the Brigade «Rot Front»

The article is devoted to works and life of foreign architects in the USSR. Authors focus their attention on German architects, who graduated from Bauhaus, and put special emphasis on Philipp Tolziner's creative work. He designed residential areas, economical apartment houses and took part in architectural competition for the Palace of the Soviets in Moscow. Tolziner was arrested in 1938 and banished to Solikamsk. After being discharged he worked and designed in Solikamsk and Moscow. He is the author of the restoration researches and projects of several objects in Solikamsk

Текст научной работы на тему «Иностранные архитекторы в России. К 80-летию бригады «Рот фронт»»

Иностранные архитекторы в России. К 80-летию бригады «Рот Фронт»

И.С.Чередина, П.П.Зуева

В советской архитектурной историографии сложился устойчивый круг имен мастеров, которые на протяжении длительного периода времени определяли стереотип подхода к изучению отечественной архитектуры. Однако совершенно очевидно, что для получения полной и достоверной картины событий необходима точная оценка действительности, основанная на знании всех фактов, имен и архитектурных поисков, происходивших на всех этапах существования советского зодчества. И поэтому вопросы, связанные с работой в СССР архитекторов-иностранцев, вызывают особый интерес.

Предлагаемый материал может дополнить существующие знания и дать возможность в некоторой степени заполнить чистые листы истории советской архитектуры 1930-1950-х годов. Речь идет о сложной и необычной творческой и человеческой судьбе немецкого архитектора Филиппа Тольци-нера, выпускника и хранителя заветов Баухауза, с которым в 1992 году авторы познакомились лично и затем встречались, чтобы помочь мастеру систематизировать материалы его архива.

Филипп Тольцинер родился в 1906 году в Мюнхене в семье мастера-ремесленника. В 1921 году после окончания реального училища получил квалификацию подмастерья плетеных изделий. В 1926 году Тольцинер поступил в известную Мюнхенскую школу прикладных искусств, где занимался обмерами и изучением старинной мебели. Но возникший уже в те годы интерес к архитектуре заставил его искать новые пути. Узнав о существовании школы Баухауз, Тольцинер решил поступать именно туда. В качестве вступительной работы будущий зодчий выполнил проект станции водного спорта и был принят в Баухауз. В 1927 году он начал учебу на обязательном подготовительном курсе (VERCURS) в новом здании Баухауза в Дессау.

В момент поступления туда Тольцинера Баухаузом руководил В.Гропиус, преподавали Иосиф Альберс и Василий Кандинский, обучение у которых произвело на молодого человека большое впечатление. Работа в аудиториях сочеталась в Баухаузе с трудом в мастерских, что должно было научить студентов чувствовать особенности различных материалов, с которыми они работали. Во втором обязательном рабочем семестре студенты занимались отделкой стен и мебели. Эти практические навыки отрабатывались не только в учебных мастерских, но и в реальном строительстве.

В 1926 году В.Гропиус вышел в отставку. Студенты Баухауза продолжили учебу под руководством Ганнеса Майера,

54 2 2010

архитектора, известного своими левыми взглядами. В этот период школа стала уделять много внимания решению социальных задач, ориентированных на рабочее население. Студенческие работы, выполнявшиеся под руководством Майера, носили характер систематического исследования взаимовлияния архитектуры и человека как «биосоциального существа». В одних студенческих работах ставилась и решалась комплексная проблематика по темам «ландшафт», «сад», «окно», «дверь», в других нужно было выявить «периодичность жилого пространства». Все проекты содержали статистические таблицы, диаграммы и иллюстрации, которые отражали изменения, происходившие в семье или социальной группе в течение дня, недели, месяца, года. Архитектурные решения вырабатывались на основе выводов из проведенных исследований, направленных на создание типизированной жилой ячейки, максимально отвечающей всем требованиям социального жилья.

Проект под названием «Растущий дом. Градостроительный анализ города Дессау», сделанный студентами К.Пюше-лем, К.Мойманом, С.Гизеншлагом и другими (о нем рассказывал авторам Ф.Тольцинер) интересен как итог теоретического учения Г.Майера и образец учебной работы Баухауза под его управлением. Для понимания и достижения полноты архитектурного решения в проекте подробно изучались все биологические факторы жизни человека, тщательно анализировалось его общественное состояние, учитывались психологические особенности организации жизненных процессов, исследовалось пространство, необходимое для рабочей семьи. Искания немецких архитекторов под руководством Г.Майера были очень близки опытам проектирования и строительства жилых домов на основе типовых ячеек, которые в это же время проводила в Москве группа Стройкома РСФСР под руководством М.Гинзбурга. Этот факт еще раз подчеркивает близость двух архитектурных школ 1920-х годов.

Г.Майер придавал архитектуре большое социальное значение, стремился укрепить связь обучения и эксперимента, ориентировал работу на существующие общественные потребности. Студенты Баухауза постоянно принимали участие в проектировании и строительстве реальных городских объектов. Ф.Тольцинер вспоминал, что он участвовал в проектировании и строительстве государственной школы Всегерманс-кого профсоюза в Бернау и жилых домов в Дессау-Тертене.

Ф.Тольцинер показал Г.Майеру свою самостоятельную работу - проект и макет «Двухэтажного секционного жилого дома на берегу Средиземного моря». Проект показался

Г.Майеру настолько интересным, что он принял Тольцинера в отдел «строительного учения» (архитектурный отдел) и опубликовал его работу в журнале «Баухауз» (1928, №4) [2], что было для молодого мастера весьма существенным достижением.

В 1928-1929 годах Филипп Тольцинер прослушал курс архитектурного отделения «Строительная учеба», но основными для него стали лекции и семинары Ганнеса Майера. Тольцинер также слушал лекции и проходил проектную практику у Ганса Витвера, выполнял проектные работы под руководством голландского архитектора Марта Штама, посещал теоретические лекции архитектора Людвига Хильберзайме-ра. Он прослушал курсы инженерных наук по расчетам и конструкциям, строительным материалам и по экономике строительства.

В летние каникулы 1928 года Тольцинер работал практикантом на строительстве дома для престарелых в г. Франкфурте (проект архитектора Марта Штама). А в каникулы следующего года - в собственной проектной мастерской Ганнеса Майера в Берлине. В 1929 году Тольцинера перевели в проектную мастерскую Баухауза, которой руководил австрийский архитектор Антон Бреннер, под общим руководством Г.Майера. В этом отделе Тольцинер участвовал в проектировании кооперативного трехэтажного жилого дома галерейного типа для Дессау-Тертен [3].

Как и все студенты Баухауза, Тольцинер участвовал в открытых архитектурных конкурсах, выполнял проекты по частным заказам. Среди его неосуществленных работ - серия типовых проектов дач для поселка «Кляйн Керия» под Берлином 1928 года, экспериментальные проекты 1929-1930-х годов на тему «Жилье при социализме»: жилой комплекс для детей и жилой комплекс для взрослых. Эти работы выполнялись в соавторстве с архитектором Тибором Вайнером как свободные проекты без участия преподавателей Баухауза.

Экономический кризис и наступление фашизма в Германии не могли не отразиться на школе Баухауз. Студенческие симпатии склонялись к левому политическому движению. В 1927 году по инициативе студента Б.Шефлера была создана ячейка КП Германии, в 1929-1930-х годах в ней насчитывалось порядка 15 членов. Это не прошло бесследно для Филиппа Тольцинера, он вспоминал: «В школе я сформировался в общественно-политическом отношении, принимая участие в политических кружках коммунистической фракции студентов, которая продолжала действовать и в период своего официального запрета в 1930 году».

Политическая атмосфера в Дессау и Баухаузе накалялась. Летом 1930 года Г.Майера без предупреждения уволили с работы, магистрат Дессау обвинил его в «политизации школы в марксистском духе». В сентябре того же года пять иностранных студентов, которые придерживались коммунисти-

ческих взглядов, были высланы из города, в их число вошли Т.Вайнер, А.Урбан, Б.Шефлер - ближайшие друзья Ф.Толь-цинера.

В это время руководство Баухаузом перешло к третьему и последнему директору - Людвигу Мис ван дер Роэ, который ради спасения школы работал исключительно над профессиональными задачами, избегая политики и социальной проблематики в стенах своего учебного заведения. Преподавание начало приобретать академическую форму, что полностью противоречило прежним установкам и архитектурной направленности школы.

В середине 1930 года Тольцинер получил диплом об окончании Баухауза, подписанный Мис ван дер Роэ. Принятые в школе правила обязывали его покинуть Баухауз. Таким образом он оказался среди тех, кто из-за политической деятельности или по причине неарийского происхождения должен был выехать за пределы Земли Дессау Ангальта. Тольцинер и многие бывшие ученики Баухауза переехали в Берлин. Несмотря на страшную безработицу Тольцинеру удалось устроиться на работу архитектором-проектировщиком в мастерскую Фреда Форбата. Но перспективы для работы в Германии почти не было. Когда в конце 1930 года он и еще несколько учеников Ганнеса Майера получили приглашение вместе с учителем на два года поехать работать в СССР, Тольцинер воспринял это с радостью.

Советский Союз в то время был интересен для архитекторов Западной Европы широкими масштабами своих строек, возможностями нового социального заказа. Строительство в СССР велось очень быстрыми темпами, своих специалистов готовить не успевали. Вступив в период строительства многочисленных индустриальных центров и новых городов, СССР увеличил вербовку зарубежных архитекторов и инженеров. Для германоязычных стран, а также для Голландии, Дании, Швеции начала издаваться специальная газета «Московское обозрение» («Moskauer Rundschau»), в которой пропагандировались огромные возможности творческой работы в СССР. В начале 1930-х годов иностранцы охотно приезжали в СССР. В их числе были группы немецких, швейцарских, голландских, австрийских архитекторов и инженеров: более 20 человек под руководством Эрнста Мая, бригада Ганнеса Майера - 7 человек. В этот период в различных проектно-планировочных мастерских работали Б.Таут, К.Майер, А.Тес-слер и многие другие архитекторы из Германии.

В 1930 году газета «Берлин утром» сообщила, что Г.Май-ер и группа его ближайших соратников приглашены Советским правительством в Главпромкадр - ведомство, распределявшее на работу иностранных специалистов. Так появилась возможность апробировать разработанные в Баухаузе проекты «пролетарски ориентированной архитектуры».

Архивные материалы сохранили сведения о том, что четверо студентов Г.Майера письменно подтвердили свое желание продолжить работу со своим учителем. Об этом свидетельствует письмо Б.Шефлера к Г.Майеру от 4 августа 1930

56 2 2010

года. Поездка готовилась очень тщательно. В октябре 1930 года Г.Майер и Б.Шефлер приехали в Москву и совместно с советскими коллегами начали подготовку к приему архитектурной бригады. По этому поводу Г.Майер дал интервью берлинскому корреспонденту газеты «Правда» (от 12 октября 1930 года). В феврале 1931 года группа выпускников Баухауза приехала в Москву. Это были Антонин Урбан и Бела Шефлер (владевшие русским языком), Филипп Тольцинер, Ти-бор Вайнер, Рене Менш, Клаус Мойман, Конрад Пюшель. Единая иностранная бригада вначале вошла в состав института по проектированию высших и технических школ - Гипров-туз, а позже в Вузстройпроект, занимавшийся преимущественно строительством зданий для втузов.

Немецкие архитекторы назвали себя Баухаузовская ударная бригада «Рот фронт». Филипп Тольцинер так объяснял ее название: «Баухаузовская» - потому что ее становление происходило в Дессау в Баухаузе; «Рот фронт» -потому что ее представители считали себя солидарными с революционным движением Германии; «Ударная бригада» - потому что все были полны решимости участвовать в строительстве социализма в СССР «по-ударному». Название «бригада» понималось не как организационная форма (в такой форме она просуществовала менее 9 месяцев), а как группа единомышленников с общими взглядами, поведением и образованием [4].

Архитекторы из Германии, верные теории школы Баухауз, приехали в Москву, чтобы воплотить эти идеи на практике. Ганнес Майер занял в Гипровтузе должность главного архитектора и начал преподавать в Высшем архитектурно-строительном институте (ВАСИ). Позже он отошел от своей бригады и занялся градостроительными проблемами на Урале, в Восточной Сибири, участвовал в создании плана реконструкции Москвы.

В эти же годы Э.Май возглавлял проектно-планировоч-ное бюро Цекомбанка («Стандартпроект») по проектированию соцгородов. К.Майер из Кельна работал в секторе основной планировки Московского коммунального хозяйства. Профессор Г.Шенер и его коллега Б.Борхерт из Баухауза руководили проектным бюро строительной организации «Малярстрой», где с 1930 по 1931 годы разработали более 300 проектов цветового решения интерьеров крупнейших сооружений - дома-коммуны на Шаболовке, жилого дома Наркомфина и других. По инициативе профессора А.Клейн-логеля, автора серьезных работ по железобетону, была открыта Высшая строительная школа особого типа - «Гипрос-трой», в которой обучение и проектирование в духе времени объединялись с конкретным строительством сооружений. В Моспроекте была создана мастерская Бруно Таута [5].

Вот в эту творческую обстановку, вобравшую в себя все поиски не только известных советских мастеров, но и приглашенных западных архитекторов, среди которых преобладали немецкие специалисты, попала группа выпускников Баухауза. Члены бригады «Рот фронт» поселились вместе в

одной квартире на Арбатской площади. Они отказались от всех привилегий, положенных иностранным специалистам, жили в тех же условиях, получали ту же зарплату и работали в том же режиме, что и их советские коллеги.

Перед группой Г.Майера в Гипровтузе поставили задачу срочной разработки нового типа здания высшей школы. Строительство таких школ было необходимо для обучения рабочих, среднего и высшего технического персонала, которого так не хватало на стройках СССР.

Весь 1931 год Филипп Тольцинер, как член бригады, занимался работой по созданию типовых технических школ. Он - автор ряда типовых школ ФЗУ на 90, 120, 180 и 240 мест. Во всех своих проектах зодчий следовал одному из принципов Баухауза, где, по словам Г.Майера, проектировали не роскошь, а сооружения для народа и где считалось, что здание не может быть ни прекрасным, ни уродливым - оно точно должно отвечать своему назначению.

В 1933 году Тольцинер вместе с Т.Вайнером и К.Пюшелем перешел в Горстройпроект - проектный институт по закладке и строительству новых социалистических городов, развитию тяжелой промышленности и реконструкции существующей городской застройки. С 1929 по 1937 годы в Горст-ройпроекте шла работа по проектированию социалистических городов: Магнитогорска, Нижнего Тагила, Орска, Кузнецка, Ленинска, Новокузнецка (Сталинска), Макеевки, Балхаша, Караганды, Днепростроя, Перми (Молотова).

Немецкие архитекторы работали в составе мастерской под руководством архитектора Ганса Шмидта и проектировали соцгород Орск, рассчитанный на 100 тысяч жителей. Ф.Тольцинер, Т.Вайнер и К.Пюшель вместе с коллективом мастерской принимали участие в строительстве Орска в соответствии с генеральным планом, разработанным Гансом Шмидтом и его помощниками. Тольцинер проектировал типовые жилые дома и школы для квартала №8 Орска и руководил

Дворец Советов. Конкурсный проект от Гипровтуза. 1931. Архитекторы Ф.Тольцинер, А.Урбан, Т.Вайнер. Консультант Г.Майер

строительной бригадой Горстройпроекта. Трехэтажные ше-стисекционные и трехэтажные трехсекционные жилые дома по его проектам были построены в 1934-1935 годах.

Разработанные в мастерской Горстройпроекта чертежи изменялись и приспосабливались к новым условиям строительства, к местному природному ландшафту и климату. Тольцинер и Вайнер вели архитектурно-технический надзор за строительством спроектированных ими объектов. Орск строился в степи, в восьми километрах от старого города, на нижнем склоне Уральских гор, на левом берегу реки Урал. По проекту новая часть города Орска решалась единым комплексом с крупными жилыми зданиями, школами, детскими садами, баней, рестораном, гостиницей, клубом, торговыми и коммунально-бытовыми предприятиями. Сроки строительства были жесткими, техники и специалистов не хватало, а каждый проект требовал детальной доработки. Вся бригада трудилась с огромным напряжением. Работа выполнялась всем строительным коллективом, в который на равных правах входили архитекторы, инженеры и рабочие, что было осуществлением еще одного принципа Баухауза - «работа в коллективе».

Немецкая бригада участвовала и в известных конкурсах 1930-х годов. В 1931 году Ф.Тольцинер, А.Урбан и Г.Вайнер под руководством Г.Майера выполнили конкурсный проект на школу Коминтерна. И в этом же году приняли участие в одном из самых крупных и значительных событий в архитектурной жизни того времени - в конкурсе на Дворец Советов в Москве. Бригада Гипровтуза, состоявшая из выпускников Баухауза, была приглашена к участию в заказном туре конкурса.

Исследователям советской архитектуры известно, что происходившая в 1930-х годах смена эстетических идеалов и переход к освоению классического наследия не могли быть моментальным событием. В этом плане очень показательны итоги проведения конкурса на Дворец Советов, в котором каждый следующий этап все больше приближал архитекторов к монументальным приемам, формам и деталям классики. Но первые этапы конкурса были характерны тем, что многие зодчие (как советские, так и иностранцы), принимавшие участие в соревновании на создание «главного здания страны» подали проекты, сделанные на основе методов функциональной архитектуры.

Таким был и проект иностранной бригады из Гипровтуза [6 ]. Спроектированный ими комплекс состоял из современных зданий из стекла и бетона, объединенных в единое целое по принципу обеспечения каждой функции отдельным объемом. Красота композиционного решения достигалась чередованием закрытых и открытых сообщающихся между собой зданий и площадок. Большой и малый залы Дворца были выделены в отдельные объемы, между которыми бригада спро-

ектировала «площадку массовых действий». Эта площадка, благодаря заложенным в проекте возможностям многочисленных трансформаций, становилась динамичным «центром действия» всего комплекса. При необходимости в такое действие включались стены или помещения Большого и Малого залов, в которых в свою очередь, также предлагалось сконструировать множество элементов, трансформирующихся с помощью специальных гидравлических механизмов.

Для проекта Дворца Советов бригады Гипровтуза были характерны единство языка форм, конструкций и функциональная обоснованность объемного решения комплекса. Язык архитектуры Дворца сегодня воспринимается как абсолютно современный, а возможности его функционирования с учетом трансформаций могли бы заинтересовать создателей многофункциональных культурных центров.

Однако в 1931 году в советской архитектуре функционально решенный Дворец Советов был уже «вчерашним днем». Бригада Гипровтуза, так же как и советские зодчие, вскоре столкнулась с новыми творческими проблемами, продиктованными социальным заказом общества «победившего социализма». Изменение политической ситуации в стране и творческой направленности в советской архитектуре сказались и на деятельности иностранных архитекторов. В 1936-1937 годах власть сочла работу с иностранными специалистами законченной. Каждому из них, по словам Толь-цинера, прямо или косвенно было об этом сказано. Летом 1937 года иностранная архитектурная бригада распалась окончательно. Сориентировавшиеся в обстановке специалисты стали покидать СССР. Ганнес Майер вернулся в Швейцарию, Конрад Пюшель поехал назад в Германию, где так и не смог найти работу по специальности, Тибор Вайнер уехал во Францию, Рене Менш еще по истечении срока первого контракта ушел из группы и вернулся на родину в Швейцарию.

В Советском Союзе остались Клаус Мойман, Филипп Толь-

цинер, Антонин Урбан и Бела Шефлер, трое последних получили советское гражданство. Все они считали своим долгом продолжать строительство нового общества, внося свой вклад в разработку и проектирование необходимых для СССР зданий школ, жилых и общественных сооружений.

В 1936-1937 годах Тольцинер в соавторстве с Т.Вайне-ром выполнил конкурсный проект «Жилой дом колхозника» [7 ], спроектированный специально для Республики немцев в Поволжье. Привыкший глубоко изучать любую проблему, с которой он сталкивался, Тольцинер отправился в Поволжье, где беседовал с жителями, осматривал их жилища и изучал особенности быта немецкой общины. Результатом проделанной работы стал проект, за который его авторы получили первую премию - 5000 руб. Привитые Баухаузом принципы ориентации проектной деятельности на реального потребителя подтвердили свою жизненность и в 1990-е годы, когда вновь активизировалось движение за возрождение и сохранение национальной культуры и традиций немцев в Поволжье. Выяснилось, что проект, выполненный в 1930-е годы, не утратил своей актуальности. Глубина проработки и найденное решение современны, рациональны и удобны по сей день. Проект Тольцинера и Вайнера был возрожден к жизни и использован для строительства нового жилья для немцев в Поволжье.

В 1938 году судьба повернулась к немецким архитекторам совсем не творческой, а страшной и трагичной стороной. Антонин Урбан, преподававший в ВАСИ и работавший в Академии архитектуры СССР, был арестован. В июне 1938 года его обвинили в шпионаже и расстреляли в Бутово.

В Свердловске был арестован Бела Шефлер, работавший в проектном отделе Уралмашстроя под руководством архитектора П.В.Оранского, который позже стал главным архитектором уралмашевского соцгородка. В 1939 году Шефле-ра освободили, так как в его действиях «не был обнаружен

^ тЖ-А >Ш1

: * _*Л/я ШШ

Соцгород Орск. Горстройпроект, мастерская №3, руководитель Г.Шмидт. Проект квартала №8. Архитекторы Ф.Тольцинер, Т.Вайнер, К.Пюшель. 1933

состав преступления». Пытаясь спасти коллегу и подчиненного, Оранский написал в отдел кадров положительную характеристику на Шефлера. И на время это сработало. Но в 1941 году немецкого архитектора вновь арестовали, и Особым совещанием при НКВД СССР 3 октября 1942 года Бела Шефлер был объявлен агентом германской разведки и приговорен к высшей мере наказания. О том, когда и где приговор был приведен в исполнение, до сих пор неизвестно.

События того времени только начинают приоткрываться. Спустя более чем 60 лет в нашу историю возвратилось имя талантливого архитектора-баухаузовца Белы Шефлера, уехавшего из нацистской Германии и погибшего в СССР. Сведения о Шефлере отрывочны, но тем не менее установлено, что он занимался несколькими значимыми проектами в Свердловске. Выявлено авторство Шефлера в росписи интерьеров здания, которое строилось для испанских детей (позднее его отдали под общежитие для иностранных специалистов). Шефлер работал над созданием нескольких павильонов на уралмашевском стадионе, главным архитектором которого был П.В.Оранский. Бела Шефлер разработал архитектурное оформление фасада заводоуправления Уралмаша, школу №22, три жилых дома, спроектировал главную магистраль уралмашевского завода и здание, в кото-

ром сегодня расположен Музей истории Уралмашзавода, а в прошлом там размещались торговый комплекс и фабрика-кухня. Все эти здания можно отнести к ярким примерам конструктивизма.

Филипп Тольцинер также был арестован в 1938 году и обвинен в шпионаже, что по отношению к иностранцу было почти нормой для того времени. Сам он так описывал свой арест и дальнейшие события: «20 февраля 1938 года в 2 часа ночи я был арестован двумя работниками ГПУ в своей квартире на Арбатской площади в доме №2. После обыска квартиры и изъятия документов меня увезли на машине в здание ГПУ на площади Дзержинского. При допросе от меня требовали признаться и рассказать о моей якобы шпионской деятельности. Я ни в чем не признавался. Но в ноябре 1938 года Особое Совещание без моего присутствия осудило меня на 10 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. В чем она состояла, не было сказано ни работниками следственных органов, ни мною, так как такая деятельность не имела места.

Из Бутырской тюрьмы меня с большой группой других заключенных увезли в вагонах пассажирского поезда в город Соликамск, в пересыльный лагерный пункт. Оттуда нас пешим ходом, с остановками на ночь, под вооруженной ох-

Проект стула из березы. Предложения для улучшения и расширения производства сборной мебели. Начало 1940-х годов. Соликамск. Комендантский отдельный лагпункт управления Усольлага

Эскиз кухонной тумбочки с полкой. Предложения для улучшения и расширения производства сборной мебели. Начало 1940-х годов. Соликамск. Комендантский отдельный лагпункт управления Усольлага

раной с собаками перегнали в Булатовский лагпункт, командировка №4.

Нас разместили в бараках в зоне пересылочного пункта, который находился за высоким деревянным забором. Двухэтажные нары были в большинстве заняты криминальными заключенными. Когда в Управлении лагерями узнали, что я по специальности архитектор, меня решили дальше не отправлять, а использовать в Управлении. Однако в связи с тем, что мы договорились с Ульрихом быть вместе, я ответил отказом. Нам выдали топоры и пилы и послали в лес без всяких объяснений, как работать. Там я начал свою трудовую деятельность по специальности лесоруб. Ввиду отсутствия теплой обуви (на мне были резиновые галоши) я обморозил ноги и был временно освобожден от работы на лесоповале. В это время я сделал ряд рацпредложений по отчетности и первый проект в лагерных условиях - зубоврачебное кресло для обслуживания больных заключенных из доступных материалов и конструкций, которыми я располагал.

Узнав о моих технических знаниях и образовании, руководство лагпункта перевело меня в управление Булатовско-го лагпункта в качестве инженера-строителя, где я выполнил все необходимые проектные работы и сделал ряд предложений для улучшения и расширения производства (например, сборной мебели, стульев, скамеек, шкафов, детской мебели, светильников)» [8].

Так работа над проектом зубоврачебного кресла фактически спасла Тольцинеру жизнь. Она открыла ему возможность перейти на профессиональную должность инженера-строителя, где он в полной мере использовал навыки мастерового, получившего ремесленное образование в Мюнхенской школе прикладных искусств и, конечно же, в столярной мастерской Баухауза.

В 1940 года Тольцинера перевели в г. Соликамск в отдельный комендантский лагпункт (проектная мастерская Усольлага). Личный архив зодчего сохранил перечень про-

Эскиз здания пассажирского автовокзала автотранспортного

узла Усольлага. 1940-е годы. Соликамск.

Комендантский отдельный лагпункт управления Усольлага

ектов, которые были выполнены им в заключении. Этот список приоткрыл для нас неизвестную прежде страницу «лагерного творчества», ставшую последней для многих архитекторов, чьи судьбы сходны с судьбой Тольцинера.

Наиболее крупными среди этих работ были проекты транспортного узла Усольлага, здания амбулатории (1941 год), индивидуальных рубленых жилых домов (одноэтажных и двухэтажных), конторы Рябинского сплаврейда (три варианта), перестройки кирпичного здания склада на ул. Ленина в особняк с садом для начальника Усольлага (1946 год).

После окончания срока ссылки Филипп Тольцинер остался работать в Соликамске и построил несколько кварталов дешевого жилья. С 1948-1951 годы он составил ряд проектов для Соликамска и Боровска, среди которых можно выделить планировку и застройку г. Боровска (в настоящее время это северная часть города Соликамска), всего 12 кварталов (№№23, 30, 35, 36, 43, 52, 54, 55, 60-63), расположенных в районе улицы и площади Фрунзе. Среди осуществленных проектов 1948-1949 годов следует упомянуть пионерский лагерь на 200 детей, летний дом отдыха Соликамского бумажно-целлюлозного комбината и другие. В процессе строительства Тольцинер всегда сам вел архитектурно-техническое руководство.

Работая в Соликамске, Тольцинер заинтересовался наследием древнерусского города. В 1950 году он стал одним из создателей реставрационной мастерской в г. Соликамске (в этом же году в РСФСР было открыто семь научно-реставрационных мастерских). Затем Тольцинер работал главным архитектором Пермской научно-реставрационной мастерской, проводил обследования памятников Прикамья. Древние ансамбли города нуждались в реставрации и Тольцинер, как истинный баухаузовец, серьезно и глубоко изучил и проанализировал традиции русского зодчества XVII века. Его реставрация Преображенской церкви (северного портала) отличалась научным и скрупулезным подходом ко всем элементам, имеющим художественное и историческое значение.

Перестройка кирпичного здания склада соли на ул. Ленина в особняк с садом для начальника Усольлага. 1946. Эскиз. Вид со стороны сада. Соликамск. Комендантский отдельный лагпункт управления Усольлага

Во время восстановления Троицкого собора Тольцинер сделал около 5000 археологических находок, систематизировал их, разобрал архитектурные элементы по типам, видам и устройству. На основании находок зодчий составил опись всех культурных наслоений, чтобы в будущем провести точную реставрацию собора. Была проделана огромная работа, но, к сожалению, после отъезда Тольцинера в 1960 году все это было разорено и утеряно.

Рабочие чертежи Тольцинера по восстановлению старых конструкций поражают своей тщательностью, неважно, детали ли это древней скобянки дверных полотен Троицкого собора, крепеж растяжек креста или «волоковое» окно деревянной церкви - все говорит о стремлении к точному воспроизведению работ мастеров XVII века.

Коллектив мастеров, возглавляемый Тольцинером, полностью выполнил реставрацию Троицкого собора в 1951-1961 годах, о чем свидетельствует акт по восстановлению и реконструкции исторической части г. Соликамска 1961 года, хранящийся в архиве Тольцинера. Он вел реставрацию памятников, одновременно изучая древнюю планировку города. Проведенные архитектором исследования были положены в основу разработки границ охранных зон и учтены при проектировании генплана города Соликамска.

Именно Филипп Тольцинер впервые поставил вопрос о градостроительной целостности всего архитектурного наследия Соликамска, об охране не только отдельных памятников, но и всех ансамблей, о сохранении исторической среды города. Тольцинер является автором исследований и проектов частичной и полной реставрации ряда объектов города Соликамска и села Верхне-Боровое. Среди них летний Тро-

Северный портал церкви Преображения. Соликамск. Анализ композиции - обоснование проекта реставрации. 1950-е годы

ицкий собор, зимний Крестовоздвиженский собор, летняя Преображенская церковь, зимняя Введенская церковь, Воздвиженская церковь в селе Верхне-Боровое.

В 1961 году было утверждено проектное предложение Тольцинера об организации в центре г. Соликамска зоны культуры и отдыха - зоны регулирования застройки и охраняемых зон памятников архитектуры, с изложением плана градостроительного развития города на основании исследований автора. Эти предложения сыграли решающую роль в присвоении Соликамску статуса исторического города и поставили вопрос о его включении в список Всемирного наследия.

Несмотря на все успехи, которых удалось добиться Толь-цинеру, судьба сделала его «неизвестным» архитектором, и даже в специальном труде, посвященном г. Соликамску [9], имя Филиппа Тольцинера как исследователя и реставратора не было упомянуто. Книга вышла в 1988 году, и понадобилось еще почти 20 лет, чтобы специалисты вспомнили архитектора Филиппа Тольцинера, и он занял заслуженное место в истории отечественной архитектуры советского периода.

В начале 1960-х годов Тольцинер возвратился в Москву и стал работать в Горстройпроекте, позже ЦНИИП градостроительства. В составе авторского коллектива он занимался проектированием пятиэтажных жилых домов со стенами из крупных блоков (Серия 439А, Б) для разных городов. В 1965-1966 годах работал над жилым районом «Второй речки» г. Владивосток, построил общественно-торговый центр микрорайона №2.

В конце своей трудовой деятельности в ЦНИИП градостроительства, в 1964-1965 годах Тольцинер разработал эталон проектного задания застройки жилого микрорайона -содержание и оформление проектной документации. Им

Северный портал церкви Преображения. Соликамск. После реставрации

впервые была предложена новая методика изучения и обобщения практики проектных организаций по содержанию и оформлению проектов застройки жилых микрорайонов на стадии проектного задания. Результаты изучения предлагалось излагать разработанным им «таблично-графическим» методом. В основе этой методики, как утверждал сам Тольцинер, лежал принцип, воспринятый им от Ганнеса Майера. Эта работа экспонировалась на ВДНХ СССР и была отмечена наградой за новизну и прогрессивность, а также за высокое качество исполнения. Методика Тольцинера впоследствии применялась в практической деятельности проектного отделения ЦНИИП Градостроительства.

В августе 2006 году в Пермском областном краеведческом музее была открыта выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Филиппа Тольцинера, которого на русский манер называли Филипп Максович или Максимович. Впервые для широкой публики открылись уникальные документы из личного архива архитектора, хранившиеся в собрании музея, которому в 1994 году Тольцинер подарил свои материалы. Представленный архив Филиппа Тольцинера, состоящий из проектов, чертежей, фотографий, разделяется на три части: учеба в Баухаузе, заключение в Усольлаге, рестав-

Троицкий собор. Соликамск. Южное окно верхнего света основного храма. До реставрации. Исследование. 1951

рация памятников архитектуры в Прикамье. Экспозиция под названием «Филипп Тольцинер. Баухауз - Москва - Усольлаг - Пермь» была открыта для посетителей около месяца. Сегодня все материалы выставки хранятся в собрании музея.

В марте 2002 года в музее Уралмашзавода была открыта выставка, посвященная 100-летнему юбилею архитектора-баухаузовца Белы Шефлера. Экспозицию выставки помогли организовать профессора и доктора Веймарского и Рурского университетов, специалисты из музеев и институтов Берлина и Бонна [10].

Открывшийся сегодня пласт ранее малоизвестных нам материалов о деятельности иностранных, чаще всего немецких, архитекторов в СССР позволяет значительно обогатить наши представления о времени и особенностях отечественной архитектуры советского периода. Нам очень немного известно о судьбах большинства специалистов, но в XXI столетии наступило время включить все имена в подлинную историю российской архитектуры.

Литература

1. Шадлих Христиан. Баухауз. // Творчество, 1986, №10. С. 15-18.

Троицкий собор. Соликамск. Южное окно верхнего света основного храма. После реставрации. 1951-1961 годы

2. Bauhaus 2, jahrgang. 1928, №4. P. 10.

3. Tolziner Philipp. Mit Hannes Meyer am Bauhaus und in der Sowjetunion (1927-1936). В кн: Hannes Meyer 1889-1954. Architekt Urbanist Lehrer. Ernst Sohn, 1989. P. 234-263.

4. Личный архив Ф.Тольцинера.

5. Казусь И.А. Феномен конкурса на проект главного здания страны // Каталог выставки. Наум Габо и конкурс на Дворец Советов. Москва 1931-1933. Берлинская галерея, 1993. С. 309.

6. Winkler Klaus-Jurgen. Der Architekt Hannes Meyer Anschauungen und Werk. Edition Bauhaus Dessau-Berlin, 1989.

7. Каталог выставки. 50 лет Баухауза. 1968.

8. Личный архив Ф.Тольцинера.

9. Косточкин В.В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М., 1988.

10. Джапаков В. Возвращение имени: Бела Шефлер. Очерк второй // Наука и жизнь, 2002, №12. С. 84-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Пюшель К. Группа Ханнеса Майера в Советском Союзе (1930-1937). Взаимосвязи русского и советского искусства и немецкой художественной культуры. М., 1980. С.157-162.

12. Васильева Галина. Филипп Тольцинер: немецкий архитектор с русской судьбой. http://www.perm.rfn.ru

13. Из воспоминаний Филиппа Тольцинера в сборнике «Немцы в Прикамье. ХХ век». http://www.perm.rfn.ru

14. Сайт Культурное наследие Прикамья: www.hetitage.perm.ru.

15. 50 лет со дня основания Баухауза. // Архитектура СССР, 1976, №12. С.59.

Foreign Architects in the USSR. On the Occasion of

the Eightieth Anniversary of the Brigade «Rot Front».

By I.S.Cheredina, P.P.Zueva.

The article is devoted to works and life of foreign architects in the USSR. Authors focus their attention on German architects, who graduated from Bauhaus, and put special emphasis on Phiiipp Toizinefs creative work. He designed residential areas, economical apartment houses and took part in architectural competition for the Paiace of the Soviets in Moscow. Toiziner was arrested in 1938 and banished to Solikamsk. After being discharged he worked and designed in Solikamsk and Moscow. He is the author of the restoration researches and projects of several objects in Solikamsk.

Ключевые слова: архитекторы-иностранцы в СССР, немецкие архитекторы, Баухауз, Филипп Тольцинер, Ганнес Майер.

Key words: foreign architects in the USSR, German architects, Bauhaus, PhiLipp Tolziner, Hannes Meyer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.