Научная статья на тему 'Иностранное вмешательство в выборы президента суверенной республики Беларусь в декабре 2010 года'

Иностранное вмешательство в выборы президента суверенной республики Беларусь в декабре 2010 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
333
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВОКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА / «ЦВЕТНАЯ» РЕВОЛЮЦИЯ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / ГЛОБАЛЬНО-АМЕРИКАНИЗИРОВННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Данилов А. П.

Преступное вмешательство в ход избирательной кампании и провокация политического конфликта отдельными странами Западной Европы во главе с США в суверенной Республике Беларусь, по всей видимости, являются попыткой захвата власти в стране через установление во главе государства своего кандидата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранное вмешательство в выборы президента суверенной республики Беларусь в декабре 2010 года»



70 4. особо значимые преступления

4. особо значимые преступления

УДК 343.9 ББК 67.51

А.П. Данилов*

иностранное вмешательство в выборы

президента СУВЕРЕННОЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В ДЕКАБРЕ 2010 ГОДА

Аннотация: Преступное вмешательство в ход избирательной кампании и провокация политического конфликта отдельными странами Западной Европы во главе с США в суверенной Республике Беларусь, по всей видимости, являются попыткой захвата власти в стране через установление во главе государства своего кандидата.

Ключевые слова: провокация политического конфликта; «цветная» революция; Республика Беларусь; гло-бально-американизировнная преступность.

A.P. Danilov

foreign interference in the presidential elections of the sovereign republic of Belarus

in December 2010

Summary: Criminal interference in the electoral campaign and provocation of a political conflict in the sovereign Republic of Belarus exercised by certain states of Western Europe headed by the USA, apparently, is an attempt to seize power in the state by means of giving presidency to their own candidate.

Key words: provocation of a political conflict; colour revolution; the Republic of Belarus; globally americanized crime.

Сценарии «цветных» революций

Мировая политико-экономическая олигархия, продолжая движение в сторону установления контроля над территорией Восточной Европы, усилиями США и некоторых стран Западной Европы, осуществила попытку преступным способом

— путём государственного переворота, а в обиходе журналистов — «цветной» революции, установить в декабре 2010 года удобную и лояльную Западу власть в Республике Беларусь.

Подобные революции не новы. Их сущность, цели, тактика проведения достаточно хорошо известны. За последние 10 лет таковых было организовано мно-

* Андрей Петрович Данилов — кандидат юридических наук, заместитель президента Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Россия, Санкт-Петербург). E-mail: [email protected]

© А. П. Данилов, 2012

жество. Назовём лишь некоторые из них: «Революция роз» в Грузии (ноябрь 2003),1 «Оранжевая» революция на Украине (ноябрь-декабрь 2004).2

Сущность данных революций заключается в использовании заинтересованными зарубежными силами оппозиционеров государства, как правило, ими же вскормленных и хорошо финансируемых, которые позиционируют себя борцами за свободу, независимость и права народа. Подобные «борцы» становятся лидерами движений, основная цель которых — захват власти. Способами достижения данной цели являются: непризнание итогов выборов, на

1 «Революция роз»: хронология смены власти в Грузии // URL:http://www. rian.ru/ world/20081122/ 155664244.html (дата обращения: 27.02.2011).

2 Уроки «оранжевой революции» на Украине:

слабость государства // URL:http://www.kara-mu-rza. га/ booksZexportZChapter013.htm (дата обращения: 27.02.2011).

которых одержал победу неугодный Западу кандидат; организация митингов, сопровождающихся насилием, массовыми беспорядками, мародёрством, актами вандализма, многочисленными преступлениями против государственной власти; полная дестабилизация обстановки; захват ключевых постов; насильственное смещение действующей власти; проведение повторных выборов и приведение на главный государственный пост своего лидера.

Действующий глава государства преступными методами принуждается к отказу от своей должности. Если для удержания своего поста и наведения порядка в стране им отдаётся приказ применить вооружённые силы, против него начинается активная информационная война

— он обвиняется в преступлениях против собственного народа. Главы ведущих государств заявляют о своей озабоченности происходящими процессами, готовятся применить самые разнообразные жёсткие санкции. ООН, также угрожая применением санкций, становится на сторону, поддерживающую оппозицию, а самого главу государства «готовит» к осуждению Международным уголовным судом. Фактически, неугодный глава государства оказывается совершенно беззащитным: против него выступает весь «цивилизованный» мир и его «независимые» институты. Президенту не разрешают свыше наводить порядок, он не имеет права, по мнению США, ООН и иже с ними, в отличие от демонстрантов и оппозиции, применять силу для сохранения суверенитета и целостности государства. Получается замкнутый круг, когда единственный выход — уйти с политической сцены, а в дальнейшем и вообще из этой жизни.

Одним из признаков, позволяющих выявить латентные политические убийс-тва,3 является признак внезапности смерти лица. Возможно, именно для сокрытия политически мотивированного убийства население заранее готовят к смерти политического лидера, указывая на «объективные» причины, говорящие о скорой естественной смерти, когда таковая в

3 Данилов А.П. Латентность политических убийств в современной России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2009. — 1(16). — С. 152.

действительности будет являться насильственной. Так, СМИ распространяется информация о скорой кончине уже бывшего Президента Египта Хосни Мубарака, который официально опровергает эти данные.4

Западные СМИ, фактически выступая в роли пособника революционеров, освещают происходящие события в свете, выгодном своим хозяевам, содействуя разрастанию конфликта, тем самым усиливая давление на неугодную власть.

Движущими силами ноябрьского переворота в Грузии (2003) выступили партия М. Саакашвили «Национальное движение», телеканал «Рустави-2» и молодёжная организация «Кмара» («Хватит»). Главным спонсором этих структур выступил миллиардер Дж. Сорос. Курировал деятельность грузинской оппозиции посол США в Грузии Ричард Майлс (бывший посол США в Югославии).

2 ноября 2003 года в Грузии состоялись парламентские выборы. Согласно данным Центризбиркома первое место занял блок «За новую Грузию», поддерживавший президента Эдуарда Шеварднадзе, второе

— партия «Возрождение» лидера Аджарии Аслана Абашидзе, третье — «Национальное движение» Михаила Саакашвили. Неудовлетворённая итогом выборов оппозиция во главе с М. Саакашвили объявила их результаты сфальсифицированными. Президент Грузии спешил сформировать новые органы власти для противостояния оппозиции. Это понимали и лидеры оппозиции. Поэтому Нино Бурджанадзе заявила: «Вся Грузия должна встать на ноги и не допустить попытку узаконить назначенный парламент».5 В тот же день М. Саакашвили отбыл в западные регионы Грузии для мобилизации своих сторонников. В пятницу вечером к Тбилиси приблизилась многокилометровая колонна автобусов с несколькими тысячами приверженцев Саакашвили. Их задача заключалась в блокировании назначенного на 22 ноября

4 СМИ: Смерть Мубарака — вопрос времени // URL: http: //news. mail.ru/ politics/5334020/ ?frommail=1 (дата обращения: 15.02.2011).

5 «Революция роз» в Грузии как продукт элек-

торальной интервенции Запада // URL:http: /www.

otechestvo.org.ua/main/200611/2421.htm (дата обращения: 23.02.2011).

72 4. особо значимые преступления

заседания парламента. 22 ноября сторонники Саакашвили организовали многотысячный митинг, и подошли к зданию парламента. После начала заседания депутатов нового созыва, сторонники оппозиции во главе с М. Саакашвили ворвались в зал заседаний и устроили там потасовку. Охрана эвакуировала Э. Шеварднадзе из зала, после чего он направился в свою резиденцию. Оппозиция объявила о том, что в стране произошла «революция», Шеварднадзе был предъявлен ультиматум: он должен был либо уйти в отставку, либо толпа направится в его резиденцию. Президент пошёл на переговоры с оппозицией и заявил о своей отставке. В январе 2004 г. прошли президентские выборы, на которых победил М. Саакашвили.

Смена правительства Украины, произошедшая в результате «оранжевой» революции, имела аналогичный с «революцией роз» сценарий и итог — приход к власти в братском нам государстве прозападного политика.

«Недемократичные» выборы и организация «цветной» революции в Республике Беларусь

19 декабря 2010 года в Беларуси состоялись выборы Президента Республики. На данный пост баллотировалось 10 кандидатов: Костусёв Г.А., Лукашенко А.Г., Михалевич А.А., Некляев В.П., Романчук Я.Ч., Рымашевский В.А., Санников А.О., Статкевич Н.В., Терещенко В.И., Усс Д.И.6 По официальным данным победу одержал А. Лукашенко, за которого проголосовало 79,65 % избирателей. Общая численность наблюдателей составила 1032 человека, 407 из них — сотрудники Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).7

Сразу после объявления предварительных итогов голосования противниками А.Г. Лукашенко, вновь избранного на пост

6 Сайт ЦК Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // URL:http://www.rec.gov.by/elect/indexprb.html (дата обращения: 27.02.2011).

7 Сайт ЦК Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // URL: http: //www. ec.gov.by/elect/ indexprb.html (дата обращения: 23.02.2011).

Президента, были организованы массовые беспорядки. Оппозиция, по уже стандартной тактике проведения подобных мероприятий и в соответствии с заранее заготовленным планом действий, объявила о якобы имевшей место фальсификации результатов голосования.

По словам бывшего кандидата в президенты республики Я. Романчука, митинг на Октябрьской площади Минска планировался как исключительно мирное мероприятие. Во время митинга на Октябрьской площади Николай Статкевич, Андрей Санников и Виталий Рымашевский — бывшие кандидаты в президенты, призвали и повели людей на площадь Независимости. Там ими же были спровоцированы беспорядки и осуществлена попытка захвата здания Дома правительства.8 По разным данным в акции протеста, организованной оппозицией, участвовало от 4 до 50 тысяч человек. Сотрудниками правоохранительных органов были задержаны около 600 человек, в том числе бывшие кандидаты в президенты. В отношении некоторых лидеров оппозиции были заведены уголовные дела по статье «Массовые беспорядки».9

Между тем, как того и следовало ожидать, США не признали итогов президентских выборов.10 На сайте американского посольства в Минске появилось характерное заявление о том, что США решительно осуждают все акты насилия в отношении бывших кандидатов в президенты, журналистов, правозащитников, населения в целом, совершённые белорусской властью в день выборов.11 Глава миссии краткос-

8 События в Минске вечером 19 декабря являются проявлением преступной незрелости целого ряда политиков // URL: http://www.belta.by/ ru/ all_news/politics/Sobytija-v-Minske-vecherom-19-dekabrja-javljajutsja-projavlemem-prestupnoj-nezrelosti-tselogo-rjada-politikov-Romanchuk-VIDEO_i_536432.html (дата обращения: 23.02. 2011)

9 Сайт «Новости Минска». Акция протеста в Минске. Как это было на самом деле? // URL: http://nmn.by/news/2085.html (дата обращения: 23.

02.2011).

10 Россия признала выборы в Беларуси, США

— нет. // URL: http:/ /news.tut.by/ elections/209017. html (дата обращения: 23.02.2011).

11 Сайт посольства США в Минске // URL: http: //minsk.usembassy.gov/election_violence122010. html (дата обращения: 23.02.2011).

рочных наблюдателей ОБСЕ и ПА ОБСЕ Тони Ллойд и глава долгосрочной миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ ОБСЕ Герт Аренс заявили о несоответствии президентских выборов в Беларуси стандартам ОБСЕ.12

Дальнейшим ходом западных сил стало усиление давления на руководство республики. Заняв единую позицию, европейские государства и США ввели санкции в отношении Республики Беларусь. Таковыми стали: запрещение Президенту и ряду высокопоставленных чиновников въезда на территорию США и Евросоюза,13 замораживание всех находящихся под юрисдикцией США банковских счетов и активов белорусских нефтехимических предприятий и их представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае.14

Данные действия США и стран Евросоюза нарушают нормы международного права. Согласно ст. 32 Хартии экономических прав и обязанностей государств,15 ни одно государство не может применять по отношению к другому государству или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер принудительного характера, направленных на ущемление его суверенных прав или на извлечение из этого какой-либо выгоды.

Согласно Хельсинскому заключительному акту США, как и другие государства-участники ОБСЕ, взяли на себя обязательство «при всех обстоятельствах воздерживаться от любого акта экономического принуждения, направленного на подчинение своим собственным интере-

12 ОБСЕ не признает выборы в Беларуси соответствующими стандартам // URL: http://www. dw-world.de /dw/article/0,,6361790,00.html (дата обращения: 23.02.2011).

13 США ввели санкции против Белоруссии вслед за ЕС // URL: http: /news.km.ru /ssha-vveli-sanktsii-protiv-belorussii-vsled-za-es (дата обращения: 23.02.2011).

14 США возобновят санкции в отношении предприятий белорусской нефтехимии с 11 февраля // URL: http: // www.interfax.by/news/belarus/87086 (дата обращения: 23.02.2011).

15 Хартия экономических прав и обязан-

ностей государств от 12 декабря 1974 года. А/

RES/3281 (XXIX) // Сайт ООН // URL: http:// www.un.org/russian/documents/instruments/ docs_ ru.asp?year=1970 (дата обращения: 25.02.2011).

сам осуществление другим государством-участником прав, присущих его суверенитету».16

Достойным ответным ходом А. Лукашенко явилось опровержение обвинений о фальсификации итогов выборов: уже на следующий день после выборов он поручил спецслужбам РБ рассекретить и передать для публикации в центральные СМИ материалы, раскрывающие истинную сущность событий, предшествующих штурму Дома Правительства демонстрантами. Была обнародована информация о тактике западных «аналитических центров», прежде всего германских и польских, по созданию в Беларуси определённых структур, целью которых было свержение законно избранной власти.17 Опубликование распечатки телефонных переговоров оппозиционеров также свидетельствует о подготовке и осуществлении 19 декабря 2010 года насильственных акций, имеющих целью свержение действующей власти. Очередная «цветная» революция не удалась!

Неудавшаяся «цветная» революция в Беларуси как одно из антинародных преступлений

Проанализируем иностранное вмешательство в политическую жизнь независимой Республики Беларусь с позиций теории криминологии, используя положения невско-волжской криминологической школы (школы преступных подсистем). Теоретическим ядром данной школы является семантическая концепция преступности. Согласно ей преступность — это свойство человека, социального института, общества отдельной страны, глобального общества воспроизводить множество опасных для окружающих людей деяний, проявляющееся во взаимосвязи преступлений и их причин, поддающееся количественной интерпретации и предопре-

16 Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписан в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады.

17 Сайт «Советская Белоруссия». За кулисами одного заговора. Некоторые материалы о событиях

19 декабря // URL: http: //www. sb.by/post/111406/ (дата обращения: 23.02.2011).

74 4. особо значимые преступления

деляющее введение уголовно-правовых запретов.18

Для школы преступных подсистем характерно подразделение преступности общества на преступность его институтов (социальных подсистем): семейная, политическая, экономическая, информационная, религиозная, гендерная преступность и др. Применительно к рассматриваемому случаю можно с полной уверенностью говорить об актуальности такой криминологической отрасли как политическая криминология, а также о крайней необходимости изучения политической преступности.

Политическая криминология исследует закономерности взаимосвязи преступности и политики. Преступность политики (политическая преступность) как одна из ее сторон, как свойство политической сферы воспроизводить преступления, связанные с борьбой за власть, является закономерным, непреходящим, хотя и изменчивым явлением.19

Изучение преступности политики привело к осознанию необходимости введения новой криминологической категории

— антинародного преступления. Под ним следует понимать преступные с криминологической точки зрения (по существу) деяния, совершаемые группой лиц, характеризующейся сложным видовым составом соучастников, в течение длительного периода времени в отношении населения определённой страны, наносящие колоссальный урон общественному и государственному развитию при организационном, финансовом и ином участии иностранных государств.20 В событиях декабря 2010 года в Беларуси нам явственно видны характерные черты антинародных преступлений — покушения на насильственный

18 Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — СПб., 2006. — С. 136.

19 Данилов А.П. Убийства по политическим мотивам в современной России (криминологический и уголовно-правовой аспекты) // Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — СПб., 2008. — С. 7.

20 Данилов А.П. Декабрьская провокация граж-

данской войны в России. Криминология: вчера, се-

годня, завтра. — 2011. — № 3(22). — С. 60—70.

захват власти и организацию «цветной» революции.

Бывшие кандидаты в президенты республики призывали и повели людей на площадь Независимости, где ими были спровоцированы массовые беспорядки. Данные деяния криминализированы в УК Республики Беларусь.

Часть 1 ст. 342 УК РБ предусматривает уголовную ответственность за организацию групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряжённых с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, либо активное участие в таких действиях. Организаторы массовых беспорядков и их участники должны быть привлечены к уголовной ответственности за совершение данных деяний.

Если белорусские правоохранительные органы докажут, попытки чего ими уже предпринимались, причастность сотрудников западных «аналитических центров» к совершению деяний, предусмотренных ч. 2 данной статьи: «Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности», они также должны понести соответствующее наказание.

Попытка демонстрантов захватить здание Дома правительства и иные действия, предпринимаемые с целью захвата государственной власти, должны квалифицироваться по ст. 357 УК РБ «Заговор или иные действия, совершённые с целью захвата государственной власти».

Политическая преступность складывается из воспроизводства преступлений как самого государства или, точнее выражаясь, преступлений, совершаемых от имени государства и олицетворяющих его преступную политику, так и против государства, против его конституционного строя. Теоретически преступления государства могут быть разделены на две подгруппы: внутренние и международные.21 С данной позиции вышепривёденное преступление можно отнести к международным преступлениям государств.

21 Шестаков Д.А. Указ. соч. — С. 376.

Учитывая то обстоятельство, что организация «цветных» революций, государственных переворотов, насильственных захватов власти в стране собственной оппозицией не обходится без организационного, финансового и иного участия некоторых стран мирового сообщества, поддерживаем идею Д.А. Шестакова о необходимости нового состава для международного уголовного права: «Заговор или иные действия, совершённые с целью захвата государственной власти в суверенном государстве».2'2

Инструментами преступной политики являются терроризм, политическое убийство, провокация политического конфликта, провокация войны.23 Конечно, управляемый конфликт — это эффективное средство для латентного вмешательства во внутренние дела суверенного государства.

В данном случае инструментом преступной политики европейских государств и США по отношению к Беларуси является провокация политического конфликта, по всей видимости, организация захвата государственной власти в суверенном государстве. В этом смысле проамериканская (прозападная) власть повела себя весьма осмотрительно: под прикрытием защиты прав человека ввела различные санкции для государств и его отдельных лиц, тем самым создавая себе «рычаг» управления ситуацией.

Примеров преступлений ГАП24 множество. Один из них — агрессия США и других стран НАТО против Ирака, целью которой являлось свержение режима Саддама Хусейна и установление собственного управления на данной территории для обеспечения своих преступных интересов в нефтяной сфере и в целом в регионе.

22 Шестаков Д.А. Журналу «Криминология: вчера, сегодня, завтра» — пять лет. Интервью Г. А. Янковской // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. — 2006. № 1(10). — С. 11-15; его: Противодействие глобальному злу как предмет общей криминологической теории // XX международный балтийский криминологический семинар. Санкт-Петербург 29 июня — 1 июля 2007. Информация. Краткая программа. Тезисы докладов. — СПб., 2007.

— С. 47

23 Данилов А.П. Декабрьская провокация гражданской войны в России. — С. 60—70.

Ирак обвинялся американцами в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями, что по прошествии времени так и не подтвердилось, но стало поводом для начала войны. Схожая ситуация с Афганистаном. Целью войны было объявлено свержение режима талибов, а реальной

— захват стратегического региона для проведения собственной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

События в Беларуси в очередной раз свидетельствуют о теоретической состоятельности разработанной Д.А. Шестаковым девятиуровневой структуры пре-ступности.25 Ведь именно на двух верхних её уровнях мы можем найти объяснение тому, что происходило в Беларуси, а сейчас разворачивается в Тунисе,26 Алжире,27 Египте,28 Ливии,29 Бахрейне,30 Иране,31 Йе-

мене,32 Ливане.33

24 Шестаков Д.А. Постлиберальный статус криминологии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. — 2009. — № 2(17). — С. 13—21.

25 Шестаков Д.А. Переход в постлиберальную криминологию // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — 3 (22).

26 В Тунисе проходит многотысячная антиправительственная демонстрация // URL: http: //pda. rian.ru/ world/20110225/338769136.html (дата обращения: 26.02.2011).

27 Пять погибших и 800 пострадавших стали итогом беспорядков в Алжире // URL: http: //www. rian.ru/ world/20110110/319656171.html (дата обращения: 26.02.2011).

28 Жертвами столкновений в Каире стали 8 человек, более 900 пострадавших // URL: http: //www. rg.ru/2011/02/03/ tela-anons.html (дата обращения:

26.02.2011).

29 Данилов А.П. Криминологический анализ агрессии против Ливии. // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 4 (23).

30 Депутат Бахрейна: Беспорядки на Ближнем Востоке спровоцировали США // URL: http: //www. mk.ru/politics/news/2011/02/24/568217-deputat-bahreyna-besporyadki-na-blizhnem-vostoke-spro votsirovali-ssha.html (дата обращения: 26.02. 2011).

31 В Иране разоблачили агента ЦРУ // URL: http: //kp.by/online/news/ 838025/ (дата обращения: 26.02.2011).

32 На улицы Йемена вышли тысячи противников президента // URL: http:/ /lenta.ru/news/ 2011/01/27/yemeni/ (дата обращения: 26.02.2011).

33 Теперь — Ливия. Восток страны уже полностью перешел под контроль оппозиции // URL: http: //www. rg.ru/2011/02/24/ liviya-kaddafi.html (дата обращения: 26.02.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.