БОТ: 10.31249/аре/2024.03.07
Хенкин С.М.1
Инокультурные сообщества в Испании: чужие и «свои»
Аннотация. В статье показано, что Испания, на протяжении многих веков бывшая страной эмиграции, сменила переселенческую парадигму, став страной иммиграции. Возникла острая социокультурная проблема интеграции переселенцев в социум. Речь идет прежде всего об интеграции двух инокультурных сообществ - африканского и латиноамериканского, заметно различающихся по степени близости к принимающему социуму. Переселенцы-мусульмане, придерживающиеся заповедей Корана, испытывают культурный шок в испанском обществе, идущем по пути секуляризации, где религия становится личным делом каждого. Для некоторых из них неприемлем образ жизни испанцев - погоня за материальными благами, недостаток духовности, отсутствие уважения друг к другу в семейных отношениях. В ряду отторгающих западные ценности особую группу составляют радикальные исламисты. Вместе с тем немало мусульман удовлетворены жизнью в Испании, их идентичность порой начинает утрачиваться из-за усвоения некоторых западных ценностей и привычек. Латиноамериканцы, говорящие на испанском языке и исповедующие католические ценности, ближе испанцам. Вместе с тем у части переселенцев надежды, связанные с переселением в Испанию, сменяются разочарованием из-за потери прежнего профессионального статуса, дискриминации при аренде
1 Хенкин Сергей Маркович - доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИНИОН РАН; [email protected]
жилья и других проявлений расизма со стороны местных жителей. Отношение к иммигрантам партий, средств массовой информации и простых испанцев отличается глубокой противоречивостью - сочетанием толерантности с отторжением. Делается вывод, что в современной Испании налицо «недостаточная интеграция» («subintegracion») иммигрантов по трем важнейшим измерениям: социально-экономическому, политико-институциональному и этнокультурному: по каждому из них они находятся в уязвимом положении по сравнению с коренным населением. Механизмы интеграции иммигрантов действуют недостаточно эффективно. Между тем нормальное сосуществование переселенцев и испанцев невозможно без взаимного сближения, которое позволит избежать перманентной нестабильности и серьезных социальных конфликтов в ближайшем и отдаленном будущем.
Ключевые слова: Испания, Евросоюз, иммиграция, мусульмане, латиноамериканцы, терпимость, ксенофобия, механизмы интеграции иммигрантов.
В 1980-1990-е годы на фоне глубокой социально-политической трансформации Испания, на протяжении многих веков бывшая страной эмиграции, сменила переселенческую парадигму, став страной иммиграции. Возникла острая социокультурная проблема интеграции переселенцев в испанский социум. Речь идет прежде всего об интеграции двух инокультурных сообществ -африканского и латиноамериканского. По степени близости к принимающему социуму они заметно отличаются. Африканцы для испанцев чужие. Их разделяют мировосприятие, самоидентификация, зачастую исламская религия (хотя не все африканцы ее исповедуют), язык, обычаи и традиции. Латиноамериканцы же в известной степени «свои» благодаря общему испанскому языку и католической религии. Вместе с тем латиноамериканцы, при всех национальных различиях, отличаются от европейцев-испанцев по своему мировосприятию, самоидентификации, обычаям и традициям. Что же касается переселившихся в Испанию выходцев из ряда европейских стран, то их трудно отнести к инокультурному сообществу в силу общей с испанцами принадлежности к Евросоюзу, что, естественно, не исключает этнокультурных различий.
Демографические, социально-экономические и правовые характеристики иммиграции
В последние десятилетия Испания стала одним из мировых лидеров по приему иммигрантов. В 1982 г. здесь было 200 тыс. официально зарегистрированных переселенцев, а в 2022 г. их число составило уже 6,3 млн., т.е. за 40 лет возросло более чем в 30 раз [Blanco, 2000, p. 148; El numero de extranjeros ..., 2023]. На долю иммигрантов приходится свыше 95% прироста населения.
Чужеземцы, в частности, африканцы и латиноамериканцы, превратились в новую, весомую часть населения. Из 6,5 млн. переселенцев, проживавших в Испании в 2022 г., больше всего было марокканцев - 883 тыс. Далее шли румыны - 627 тыс., колумбийцы - 315 тыс., британцы - 293 тыс., итальянцы - 276 тыс., китайцы -224 тыс., венесуэльцы - 212 тыс., гондурасцы - 134 тыс., эквадорцы -120 тыс., перуанцы - 120 тыс., немцы - 116 тыс., болгары - 115 тыс., украинцы - 111 тыс. и т.д. [Poblacion extranjera .].
Иммигранты, бегущие от тяжелых условий существования на родине, связывают с Испанией надежды на лучшее будущее для себя и своих детей. В то же время для части чужеземцев Испания -всего лишь перевалочный пункт для последующего переезда в другие, более развитые по сравнению с ней страны Евросоюза.
После принятия в 1985 г. первого современного Закона о свободах и правах иностранцев иммиграционное законодательство в Испании постоянно обновляется. Оно признает равенство многих прав и свобод легальных переселенцев и коренных жителей. Иммигрантам предоставляются, в частности, право на жилище, медицинские услуги, образование, защиту семьи, юридические услуги, на забастовку (хотя и ограниченное).
В 2011 г. чужеземцы получили право голосовать на автономных и местных выборах. Однако это касается лишь их меньшинства. Голосовать имеют право выходцы из стран Евросоюза, а также иммигранты из тех государств вне пространства ЕС, с которыми у Испании есть двусторонние соглашения (в основном это страны Латинской Америки). Вместе с тем, сотни тысяч легальных иммигрантов, помимо названных, которые добросовестно трудятся на благо Испании, лишены права участвовать в выборах. Им предоставляется право голосовать и вообще участвовать в политиче-
ском процессе только после получения испанского гражданства. При этом наблюдается явное неравенство: латиноамериканцы могут получить его после двух лет проживания в стране, остальным иммигрантам требуется для этого до десяти лет [Escobar Villegas, Bermúdez Torres, 2022, p. 227].
Помимо легальных в Испании насчитываются сотни тысяч нелегальных переселенцев, прежде всего африканцев. Немало предпринимателей охотно используют труд официально незарегистрированных работников, что позволяет экономить на заработной плате и уклоняться от социальных выплат. Нелегальные иммигранты в значительно большей степени, чем легальные задействованы в теневой (неформальной) экономике, дающей, по разным оценкам, от 18 до 25% ВВП [España 2015 ..., 2015, p. 666].
Положение выходцев не из зоны ЕС, имеющих легальный статус, также весьма уязвимое, их дискриминация очевидна. Заработная плата этих иммигрантов в среднем на 56% ниже, чем у испанцев. Каждый второй из них входит в категорию «бедный» (среди испанцев каждый четвертый) [Informe anual ..., 2020, p. 109]. Сказанное подтверждают и данные фонда Фоесса (Fundación Foessa), согласно которым 21% иммигрантов живут в условиях крайней бедности, 11,7% - постоянной задолженности, 16,7% - долговременной безработицы [Barciela, Lorenzo, Martínez, 2023].
Иммигранты из стран Африки и Латинской Америки трудятся преимущественно в секторах экономики, где требуется дешевая рабочая сила и не нужна высокая квалификация - в строительстве, торговле, сельском хозяйстве, гостиничном и домашнем хозяйстве, в административных и вспомогательных службах. В 2019 г. 60,7% переселенок из стран Африки были заняты неквалифицированным трудом. Среди африканцев-мужчин эта доля была существенно ниже - 38,4%, но намного выше, чем в других национальных сообществах [La aportación de la inmigración ., 2022, p. 154].
Зачастую иностранные рабочие с высшим образованием вынуждены заниматься трудом, не требующим высокой квалификации. Доля таковых почти в 7 раз выше, чем испанцев, оказавшихся в аналогичном положении. Свыше половины иммигрантов (58% латиноамериканцев) отмечают, что благодаря своему уровню образования, опыту и способностям они могли бы выполнять работу, требующую более высокой квалификации [Bustamante, Díaz, 2023]. 126
Испанцы же, даже безработные, весьма избирательны и не спешат занимать плохо оплачиваемые и непрестижные рабочие места.
Отношение иммигрантов к принимающему обществу
В 1989 г. власти Испании квалифицировали ислам как «признанную религию, имеющую глубокие корни» в стране, тем самым принципиально изменив традиционно негативное отношение к этой религии, существовавшее на официальном уровне. Мусульман представляет Исламская комиссия Испании, образованная в 1992 г. После создания она заключила соглашение с государством о сотрудничестве, предоставлявшее мусульманскому меньшинству множество прав (благоприятный налоговый режим для мечетей и культовых учреждений, создание образовательных центров, включение имамов в систему социального обеспечения, облегчение работающим мусульманам исполнение их обрядов и др.) [ЬаеошЬа, 2005, р. 56]. Однако многие пункты этого соглашения не были выполнены.
Не менее существенно то, что Соглашение не только не сплотило мусульманское сообщество, а еще больше усугубило его и без того существовавшую разобщенность. Дело в том, что Исламская комиссия Испании, заключившая Соглашение, представляет интересы не только что перебравшихся в Испанию мусульман, а тех из них, кто уже получил гражданство. В ее орбиту вошли около 150 официально зарегистрированных организаций, в то время как примерно 100 - функционируют самостоятельно, представляя интересы переселенцев на местном уровне. На национальном уровне действует также Ассоциация марокканских трудящихся иммигрантов, оказывающая поддержку эмигрировавшим в Испанию соотечественникам в социальных вопросах.
Переселенцы-мусульмане, придерживающиеся заповедей Корана, испытывают культурный шок в испанском обществе, идущем по пути секуляризации, где религия становится личным делом каждого. Для части их неприемлем образ жизни испанцев -погоня за материальными благами, недостаток духовности, отсутствие уважения друг к другу в семейных отношениях.
В ряду отторгающих западные ценности отдельную группу составляют относительно немногочисленные исламские радикалы, сторонники возрождения «исламского халифата», в который, по их
замыслу, должны войти все территории, где когда-либо жили мусульмане. Испания для них - «историческая родина», на которой в VIII-ХУ вв. жили их предки. Радикальные исламисты распространяют географические карты, на которых Испания предстает как территория халифата [Defensa advierte ..., 2015]. Силы безопасности Испании постоянно делают заявления о высоком уровне угроз со стороны исламских радикалов, сообщают об арестах лиц, подозреваемых в террористической деятельности.
Вместе с тем немало мусульман занимают совсем другие позиции. Они удовлетворены жизнью в Испании, их идентичность порой начинает утрачиваться из-за усвоения некоторых западных ценностей и привычек. По данным репрезентативного обследования, проведенного в 2008 г. по заказу правительства Испании, но отнюдь не утратившего актуальности, 76% опрошенных мусульман заявили, что здесь «им нравится» [La comunidad musulmana ., 2009, p. 18]. В наибольшей степени удовлетворены условиями жизни были те, кто прожил в Испании более десяти лет - 83% (против 70%, пробывших в стране менее года). 86% опрошенных мусульман заявили, что адаптировались к условиям жизни в Испании, но при этом идентифицировали себя прежде всего со старой родиной. На шкале степени идентификации, где 0 баллов означал ее отсутствие, а 10 баллов - максимальное выражение, уровень отождествления переселенцев со страной происхождения равнялся 8,7 балла, а с Испанией - 7 баллам [Ibid., p. 21].
Мусульман отличает высокий уровень религиозности (7,7% по 10-балльной шкале оценок). Примерно половина (49%) причисляли себя к активно верующим (регулярно посещающим мечети и молельные дома), 36% - к нерегулярно соблюдающим мусульманские обряды, 13% - к непрактикующим [Ibid., p. 38]. Приведенные цифры отнюдь не говорят о том, что переселенцы из мусульманских стран занимают фундаменталистские позиции. Дело обстоит иначе - они приверженцы толерантного и открытого ислама: 80% респондентов разделяют мнение, что «исламская вера совместима с демократией и правами человека»; 78% считают, что в Испании «мусульмане и христиане хотят достичь взаимопонимания»; 80% утверждали, что в своей религиозной практике они не сталкивались в Испании «ни с какими препятствиями» (только 17% заявили об обратном) [Ibid., p. 47, 49, 41]. 128
Приведенные цифры могут показаться преувеличенными, расходящимися с данными многих опросов мусульман-иммигрантов в Европе. Между тем они вполне достоверны, что подтверждается сходными результатами обследований, проведенных теми же экспертами в другие годы. Их достоверность определяется своеобразием марокканской версии ислама (напомним, марокканцы составляют в Испании большую часть мусульман-переселенцев). Марокканская община относится более позитивно к ценностям западного общества по сравнению с общинами своих единоверцев в других странах Евросоюза. В Марокко соблюдение норм ислама не является обязательным, не отмечено его радикальных проявлений. Конституция, принятая в 1978 г., декларирует равенство прав всех жителей страны. В последнее время был проведен ряд либеральных реформ, в частности отменено многоженство.
В то же время испанский социокультурный контекст создает больше возможностей для свободы самовыражения мусульман. Это касается прежде всего женщин, которые нередко работают вне своего дома, ориентируются на равенство полов в повседневной жизни, перестают носить хиджаб, начинают пользоваться косметикой. Они в большей степени удовлетворены условиями существования, чем мужчины. Отчасти это можно объяснить тем, что женщинам легче найти работу (например, устроиться домашней прислугой), отчасти - большей толерантностью, они не воспринимают так болезненно, как мужчины, отношение к ним части коренного населения. Но и в мировоззрении более критичных к испанским реалиям мужчин происходят перемены. К примеру, соглашаясь с тем, что их жены трудятся вне дома, мужчины переосмысливают традиционные представления о распределении ролей в семье.
Однако адаптируясь к некоторым испанским культурным нормам, большинство мусульман остаются приверженными исламским традициям. Так, сохраняется глубинное противоречие между установками исламской обрядности (например, пост во время рамадана) и образом жизни секуляризирующегося испанского социума. Показательно и то, что мусульмане заключают браки, как правило, только с единоверцами.
Сознание многих мусульман можно охарактеризовать как «гибридное». Они живут и хотят оставаться в Испании, где для
них и их детей «больше возможностей», и в то же время не разрывают связей с исторической родиной, говорят дома на родном языке и соблюдают нормы ислама. Зачастую они живут обособленно от испанцев, своим параллельным миром.
Латиноамериканцы переселяются в Испанию не менее охотно, чем мусульмане. По привлекательности эта страна занимает у них третье место после США и Канады. Правда, в годы глобального кризиса, больно ударившего по Испании, ее рейтинг заметно снизился. Однако теперь, констатируют эксперты, страна восстановила свою привлекательность. Латиноамериканцы высоко оценивают испанскую систему образования, развитие экономики, технологии, достижения в области культуры [España recupera ., 2023].
Многие выходцы из стран Латинской Америки считают себя неотъемлемой частью испанского мира, Испания для них - родина-мать («patria-madre»): 25% латиноамериканцев изъявили желание «остаться в Испании навсегда»; 38% хотят, чтобы здесь жили и работали их дети. В то же время многие на вопрос о намерении остаться в Испании ответили уклончиво («зависит от обстоятельств», «не знаю»). Желающие находиться в Испании постоянно, как правило, оценивают жизнь здесь выше, чем в собственной стране. Положительные оценки чаще дают «обеспеченные» люди, а также проживающие в крупных городах [Noya, 2009, p. 406-409].
Вместе с тем многие переселенцы, как уже отмечалось, страдают от потери прежнего профессионального статуса, подвергаются дискриминации при решении бытовых проблем, например, при аренде жилья (отказ в аренде, притом, что есть средства для оплаты). У части иммигрантов надежды на переселение в Испанию сменяются разочарованием. Их представления об этой стране становятся негативными. «Испанцы пришли в Эквадор, чтобы поработить нас, а теперь они порабощают нас в Испании. Мы попадаем в волчью пасть» [Ramirez Goikoechea, 1996, p. 318].
Отношение коренного населения к иммигрантам
Значение иммиграции для развития испанского общества трудно переоценить. Так, в 1996-2005 гг. 30% роста экономики обеспечивал их труд. Благодаря переселенцам ВВП каждый год возрастал на 0,7%. Если представить себе невозможное - уход иммигрантов с испанского рынка труда, то уровень занятости сокра-130
тится на 16,7 млн человек и станет на 20% ниже того уровня, который был до наступления глобального кризиса (данные за 2019 г.) [Informe anual ..., 2020, p. 33]. Иммиграция благоприятствует росту занятости и строительству новых предприятий, росту потребления, увеличению доходов казны от налогов. Многие испанские эксперты согласны с тем, что доходы от иммиграции превосходят расходы на нее (затраты на образование, здравоохранение и пр.). Иммигранты смягчают последствия низкой рождаемости (фертильность испанских женщин упала с 2,8 в 1975 г. до 1,1. в начале нулевых годов) [Ibid., p. 101]. Среди коренного населения Испании людей старше 65 лет примерно на 2 млн больше, чем тех, кому менее 15 лет. В случае же с иммигрантами молодые люди, не достигшие 15-летнего возраста, превышают категорию пожилых людей вдвое. В ряде сельских регионов, где происходит обезлюживание из-за оттока населения в города, переселенцы в определенной степени компенсируют потерю рабочих рук. Благодаря иммигрантам население Испании достигло в 2019 г. своего исторического максимума -47,1 млн человек [La aportación de la inmigración..., 2022, с. 96, 98].
Развиваются межкультурные контакты, позволяющие приезжим и коренным жителям лучше узнавать друг друга. Музыка и праздники пришельцев, их изобразительное искусство, кино, театр, гастрономия обогащают испанскую культуру и повседневную жизнь, делают их более сложными и разнообразными. Метисации способствуют и смешанные браки - 677 тыс. в 2018 г. (391 тыс. браков испанца с иностранкой и 285 тыс. испанки с иностранцем) [Ibid., p. 28].
Потребность испанского общества в иммиграции остается очень высокой. По имеющимся оценкам, к 2050 г. трудоспособное население сократится с нынешних 65 до 50%. Для поддержания существующего сейчас уровня развития стране нужен приток 7 млн. иммигрантов (в добавление к находящимся сейчас) в ближайшие почти три десятилетия [España necesita ..., 2021].
При всех несомненных плюсах иммиграции отношение к ней в испанском обществе отличается глубокой противоречивостью. Проблема мультикультурализма, равноправного сосуществования коренного населения с инокультурными сообществами, как и повсюду в Евросоюзе, разобщает социум. В отношении к иммигрантам в Испании сталкиваются две противоположные
традиции: отторжения и толерантного отношения. Традиция нетерпимости уходит корнями в глубь веков. Яркие примеры ее -деятельность испанской инквизиции, самой жестокой и кровожадной в мире, а затем эпопея конкисты - покорения Латинской Америки. Франкистская диктатура насаждала атмосферу ненависти к инакомыслию, в том числе ко всему иностранному. Пережитки изоляционистского комплекса и поныне присутствуют в массовом сознании населения, выражаясь в обвинении иммигрантов во всех бедах страны. На общественное сознание влияют также западно-центристские стереотипы, идея доминирования Запада над Востоком (она получила распространение после изгнания из Испании мусульман и евреев), которые игнорировали богатое научное и культурное наследие мусульманских стран, представляя их закрытыми и отсталыми, а переселенцев оттуда - «существами низшего порядка».
Традиции неприятия и отторжения иммигрантов исторически противостоит толерантность, признание за переселенцами права быть непохожими, оставаться самими собой. Развитию лояльного отношения к чужеземцам способствует целый ряд факторов: многонациональный состав населения Испании, смешение в ней разных народов, «открытие» страны внешнему миру в 1960 -начале 1970-х годов, когда был разрешен въезд иностранных туристов в Испанию, а миллионы испанцев получили право выезжать за границу. Часть коренных жителей относится к иммигрантам вполне лояльно и сочувствует им, помня или зная о том времени, когда они или их родители из-за трудных жизненных условий в Испании выезжали на заработки на чужбину.
Разное отношение к иммигрантам отличает испанские партии. Позиции основных партий правого лагеря - Народной партии (НП) и «Вокс» - характеризуются жесткостью. НП - правоконсерватив-ная партия, в политико-идеологических установках которой ориентация на европейские ценности соседствует с защитой традиций, «духа испанскости», декларирует в документах равенство прав коренных жителей и переселенцев, отдавая приоритет в своей практической политике первым. Особенно негативно деятели партии относятся к мусульманам-иммигрантам, считая их культуру и религию несовместимой с испанской и враждебной. Испанские эксперты обращают внимание на то, что НП говорит об иммигра-132
ции на языке ксенофобии, связывая эту проблему с угрозой общественной безопасности. При этом происходит разграничение между легальной и нелегальной иммиграцией: последняя отождествляется с криминалом [Barcelo, 2023].
Еще более нетерпимо относится к иммиграции праворадикальная партия «Вокс», заявляющая, что «границы ЕС должны быть непроницаемы для нелегальных переселенцев из третьих стран». Партия высказывается за депортацию нелегальных иммигрантов и строительство стены между Сеутой, Мелильей и Марокко для того, чтобы положить конец проникновению в страну нелегалов с африканской территории. «Вокс» требует закрытия мечетей и исключения ислама из системы государственного образования. Ее деятели предлагают сделать более жесткими требования для получения испанского гражданства и предоставлять его в соответствии с нуждами экономики [Mohorte, 2019; Las 100 medidas ..., 2019]. По существу, партия стремится к гомогенизации испанской нации, приданию ей мононационального характера, что означает минимизацию присутствия в Испании чужеземцев.
Отношение левых партий к иммиграции отличают толерантность, следование принципам мультикультурализма, неприятие дискриминации и разжигания расовой ненависти. Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), с 2018 г. правящая партия, стоящая на социал-реформистских позициях, считает интеграцию переселенцев «двусторонним процессом взаимной адаптации, который требует участия всех граждан - иммигрантов и испанцев. При этом особое внимание необходимо уделить детям иммигрантов» [Que dicen ..., 2023]. В годы демократии постоянно корректировавшаяся иммиграционная политика ИСРП преследовала цель сделать иммиграцию легальной и упорядоченной. Правительство социалистов противодействовало нелегальной иммиграции: вело борьбу с организующими ее мафиозными структурами, совершенствовало механизмы административного и пограничного контроля.
Последовательно защищает права иммигрантов левая партия «Сумар», с 2023 г. союзница ИСРП по правительственной коалиции, ставящая во главу угла защиту их прав независимо от юридического статуса. В отличие от «Вокс», требующей запретить доступ нелегальных иммигрантов к здравоохранению, «Сумар» обещает такой доступ всем тем из них, у кого есть проблемы со
здоровьем. Партия обещает упростить процедуру получения испанского гражданства, правда, не уточняя, каким образом [Martín, 2023].
Позиция партий и зачастую контролируемых ими СМИ оказывает огромное влияние на общественное сознание. Раскол по вопросу иммиграции, существующий между партиями, присутствует и в обществе. Данные опросов на протяжении многих лет свидетельствуют, что уровень толерантности в отношении переселенцев в Испании выше, чем во многих других странах ЕС. Так, в 2019 г. 65% опрошенных высказались за расширение легальных возможностей для предоставления иммигрантам испанского гражданства; 89,4% (прежде всего молодые люди от 18 до 29 лет) считали, что дети иммигрантов, родившиеся в Испании, должны иметь те же права, что и коренные жители; семь из десяти опрошенных согласились с тем, что иммигранты, прожившие в Испании более пяти лет, имеют право голосовать на выборах и быть избранными [Martín, 2020].
Показательно, что праворадикальная партия «Вокс» громко заявила о себе в Испании только в 2018 г., намного позже, чем схожие по идеологии партии вышли на политическую авансцену во многих других странах ЕС. При этом главной причиной ее усиления стал не столько иммиграционный вызов, сколько неудовлетворенность миллионов избирателей нерешительностью правившей в 2011-2018 гг. Народной партии в отношении каталонской проблемы [Applebaum, 2019].
Толерантность многих испанцев «не отменяет» существования в обществе нетерпимости и проявлений расизма в отношении чужеземцев. Иммигрантов отторгают, поскольку воспринимают как конкурентов за рабочие места и социальные выплаты, как людей, покушающихся на национальную идентичность, наконец, просто как «других». Особенно негативно относятся коренные жители к мусульманам. Ислам считается агрессивной религией, порождающей насилие, а мусульмане отождествляются с экстремистами. Репрезентативный опрос, проведенный в 2022 г., выявил, что каждый четвертый молодой человек (от 15 до 29 лет) занимает ксенофобские позиции в отношении цыган, марокканцев и выходцев из стран южнее Сахары. Расизм проявляется в разных формах -от насмешек (50% случаев) до актов физической агрессии (33%). 134
Только 57,2% молодых людей согласны с тем, что цыгане, марокканцы и другие мусульмане могут занимать ответственные должности, например, быть мэрами [López, 2023].
По степени расположения коренных жителей к иммигрантам в лучшем положении находятся латиноамериканцы. Их выделяют из общей массы переселенцев как «менее чужих, с которыми легче наладить общение». Вместе с тем они уступают выходцам из развитых стран ЕС, олицетворяющих для испанцев экономическое благополучие [CeaD'Ancona, 2004, p. 326]. Данные опросов рисуют в целом совпадающую картину восприятия латиноамериканцами отношения к ним коренного населения: немногим более половины (53%) утверждали, что к ним относятся хорошо, примерно четверть (23%) придерживалась противоположного мнения, остальные не ответили на этот вопрос [Noya, 2009, p. 113]. Результаты другого опроса выявили почти 40% респондентов, заявивших, что в Испании существуют «дискриминационные практики по отношению к ним» [España recupera ..., 2023]. Порой латиноамериканцы жалуются на «высокомерное, несправедливое» отношение к ним как к «необразованным» людям; 78% респондентов сказали, что у них «нет друга» среди коренных жителей, хотя общность языка, казалось бы, благоприятствует установлению дружеских отношений. Часть переселенцев считают испанцев расистами. Молодая переселенка из Колумбии отмечала, что стала жертвой травли еще в школе. «В меня бросали камнями, называли наркоманкой.». Жизнь в этом обществе «причиняет боль, это самопожертвование» [Rosati, 2018]. В Испании, как и в других странах Евросоюза, существуют расизм открытый и расизм скрытый. Немало людей, внешне соблюдая политкорректность, в душе солидарны с расистами.
Эффективны ли механизмы интеграции иммигрантов?
Анализ показывает, что в современной Испании налицо «недостаточная интеграция» («subintegracion») иммигрантов в трех важнейших измерениях - социально-экономическом, политико-институциональном и этнокультурном: в каждом из них они находятся в уязвимом положении по сравнению с коренным населением. При этом на фоне других стран ЕС Испания выделяется отсутствием серьезных социальных конфликтов между местными жите-
лями и иммигрантами, что отчасти связано с толерантностью присущей как испанцам, так и переселенцам, в частности марокканцам. Однако на деле этот «социальный мир» хрупок и потенциально конфликтогенен.
Интеграция иммигрантов означает прежде всего защиту их фундаментальных прав - права на достойную работу и жилье, доступ к медицинским услугам, образованию, признание культурного разнообразия, борьбу с дискриминацией. В задачи принимающей стороны входит также принятие мер по изучению переселенцами языка и ознакомлению с испанскими реалиями, профессиональной подготовке, психологической поддержке и др. Взять хотя бы прием переселенцев - первый и очень важный шаг на пути их интеграции в социум. Это процесс, в котором участвуют власти разных уровней - центральная, автономных областей, муниципалитетов, организации гражданского общества, представители частного сектора. Большую роль играют также образовательные учреждения и средства массовой информации. Для эффективной политики необходимы согласованные действия всех этих акторов.
Испанские управленческие структуры разных уровней уделяют большое внимание разработке иммиграционной политики, постоянно развивая и корректируя ее. Дело не ограничивается различием в подходах правительств ИСРП и НП, о чем уже шла речь. Иммиграционная политика в автономиях и муниципалитетах отличается разнообразием подходов. Автономии с разной степенью эффективности справляются с решением проблем приема и интеграции переселенцев. Наиболее продвинутыми в этом отношении являются Каталония, Страна Басков, Наварра, Арагон, Валенсия, Канарские острова. В ряде же автономий эта политика не отвечает необходимым требованиям. По оценкам испанских экспертов, власти различных территорий вкладывают в понятие «прием иммигрантов» разное содержание, а у части их «нет понимания того, что разработка адекватной иммиграционной политики - это их общественный долг». Соответственно, оставляет желать лучшего и координация действий властей различных уровней по проблеме приема переселенцев [Ртуо1-.Лшёпе2, 2023, р. 62-63].
Важная роль в приеме и интеграции иммигрантов принадлежит муниципалитетам. Именно от властей на местах зависит степень первоначальной адаптации / неадаптации иммигрантов в социум. 136
Согласно испанскому законодательству, в организации жизни муниципалитетов есть стандарт, который изначально означает важный шаг на трудном пути интеграции в общество: это списки жителей, проживающих в муниципалитете. Дело в том, что включение в муниципальный список автоматически гарантирует любому гражданину, и, соответственно легальному и нелегальному иммигранту, защиту базовых гражданских прав. Однако на практике дело обстоит совсем неоднозначно. К примеру, некоторые автономии и муниципалитеты, вразрез с законодательством, устанавливают нормы, препятствующие доступу нелегальных иммигрантов к медицинскому обслуживанию и образованию. Другим нарушением «правил игры» является отказ местных властей включать в списки жителей те или иные группы населения. Избрание в местные органы власти представителей партии «Вокс» еще больше обостряет эту проблему. В 2010 г. коллегия адвокатов Испании напомнила властям муниципалитетов, что отказ от включения в списки жителей нелегальных иммигрантов представляет собой незаконное действие [Ibid., p. 61].
У проблемы интеграции переселенцев есть и другая сторона: желание и способность их самих интегрироваться в испанский социум, что предполагает, в числе прочего, изучение языка и истории, уважение культурных традиций коренного населения. Иными словами, нормальное сосуществование коренных жителей и испанцев невозможно без взаимного сближения, которое позволит избежать перманентной нестабильности и серьезных социальных конфликтов в ближайшем и отдаленном будущем.
Литература / References
Applebaum A. (2019). Los secretos de la estrategia de Vox // El País. - 12.05. -URL: https://elpais.com/elpais/2019/05/10/ideas/1557485729_129647.html (date of access: 04.04.2024).
Arellano Millán M. (2006). Trabajadoras latinoamericanas en España: migraciones laborales y género // Cuadernos de relaciones laborales. - Vol. 24, N 1. -P. 151-179.
Barcelo A. (2023). El peligroso lenguaje xenófobo que usa el PP cuando habla de la inmigración // Cadena SER. - 27.10. - URL: https://cadenaser.com/nacional/ 2023/10/27/el-peligroso-lenguaje-xenofobo-que-usa-el-pp-cuando-habla-de-la-inmigracion-cadena-ser/ (date of access: 04.04.2024).
Barciela S., Lorenzo F.J., Martínez M.I. (2023). La paz social de España no durará sin esfuerzos por integrar a los migrantes // El País. - 12.07. - URL: https://elpais.com/planeta-futuro/3500-millones/2023-07-12/la-paz-social-de-espana-no-durara-sin-esfuerzos-por-integrar-a-los-migrantes.html (date of access: 04.04.2024).
Blanco C. (2000). Las migraciones contemporáneas. - Madrid: Alianza Editorial. - 202 p.
Bustamante N., Díaz S. (2023). Cambios en las características de la población inmigrante en España en los últimos años // Caixa Bank Research. - 07.07. - URL: https://www.caixabankresearch.com/es/economia-y-mercados/mercado-laboral-y-demografia/cambios-caracteristicas-poblacion-inmigrante (date of access: 04.04.2024).
Cea D'Ancona M.A. (2004). La activación de la xenofobia en España: ¿Qué miden las encuestas? - Madrid: Сentro de Investigaciones Sociológicas (CIS). - 384 p. DOI: 10.2307/40184819
Defensa advierte de que la amenaza islamista en España es «muy seria». (2015) // El Mundo. - 02.01. - URL: https://www.elmundo.es/espana/2015/01/ 02/54a678d0e2704ec3658b4577.html (date of access: 04.04.2024).
El número de extranjeros con documentación de residencia en vigor en España crece un 7,3% en 2022. (2023) / Ministerio de inclusion, seguridad social y migraciones. - 06.07. - URL: https://www.inclusion.gob.es/w/el-numero-de-extranjeros-con-documentacion-de-residencia-en-vigor-en-espana-crece-un-7-3-en-2022#:~:text=El%20n% C3%BAmero%20total%20de%20extranjeros,la%20llegada%20de%20desplazados% 20 ucranianos (date of access: 04.04.2024).
Escobar Villegas S., Bermúdez Torres A. (2022). La participación política de la población migrante en España: reflexiones a partir de investigaciones recientes // Mediterráneo Económico. - № 36. - P. 223-237.
España 2015: situación social. (2015) / ed. por C. Torres Albero. - Madrid: Сentro de Investigaciones Sociológicas (CIS). - 1737 p.
España necesita siete millones de inmigrantes en tres décadas para mantener la prosperidad. (2021) // El País. - 29.07. - URL: https://elpais.com/ masterdeperiodismo/2021-07-29/espana-necesita-siete-millones-de-inmigrantes-en-tres-decadas-para-mantener-la-prosperidad.html (date of access: 04.04.2024).
España recupera su imagen positiva en América Latina. (2023) / Comillas Universidad Pontifica. - 20.11. - URL: https://www.comillas.edu/noticias/espana-recupera-su-imagen-positiva-en-america-latina/ (date of access: 04.04.2024).
Informe anual 2019. Vol. II. La contribución de la inmigración a la economía española. (2020) / Defensor del Pueblo. - Madrid. - 123 p.
La aportación de la inmigración a la sociedad española. (2022) / Lacomba Vázquez J., Benlloch Doménech C., Cloquell Lozano A., Veira-Ramos A. - Madrid: Observatorio permanente de la inmigración. - 241 p.
Lacomba J. (2005). La inmigración musulmana en España. Inserción y dinámicas comunitarias en el espacio local // Migraciones. - N 18. - P. 47-76.
Lacomba Vázquez J., Cloquell Lozano A. (2017). Asociaciones de inmigrantes, Estados y desarollo entre España y Colombia. ¿Un nuevo campo social transnacional? // Revista de estudios sociales. - № 61 - P. 44-57. DOI: https://dx.doi.org/10.7440/res61.2017.04
La comunidad musulmana de origen inmigrante en España: encuesta de opinión 2008. (2009) / Metroscopia. Estudios sociales y de opinión. - Madrid. - 66 p. - URL: http://observatorio.hispanomuslim.es/encuesta-metroscopia.pdf (date of access: 04.04.2024).
Las 100 medidas urgentes de Vox para España. (2019) // Cadena SER. -09.04. - URL: https://cadenaser.com/ser/2019/04/08/politica/1554730981_370802.html (date of access: 04.04.2024).
López C. (2023). España y el racismo: un país tolerante con la diversidad que se radicaliza // La Vanguardia. - 24.05. - URL: https://www.lavanguardia.com/ vida/20230524/8989645/espana-racismo-pais-tolerante-diversidad-radicaliza.html (date of access: 18.11.2023).
Los extranjeros residentes en España superan por primera vez los 5,8 millones. (2021) / La Moncloa. - 13.04. - URL: https://www.lamoncloa.gob.es/ serviciosdeprensa/notasprensa/inclusion/Paginas/2021/130421-extranjeros.aspx#:~: text=de%20la%20inmigración-,Los%20extranjeros%20residentes%20en%20España% 20superan,vez%20los%205%2 C8%20 millones&text=El%2061%25%20 de%20 los% 20 extranjeros,hombres%20 predominan%20 sobre%20 las%20 mujeres (date of access: 04.04.2024).
Martín M. (2023). España en los programas electorales. Inmigración: de las regularizaciones de Sumar a las medidas imposibles de Vox // El País. - Madrid. -12.07. - URL: https://elpais.com/espana/elecciones-generales/2023-07-12/espana-en-los-programas-electorales-inmigracion-de-las-regularizaciones-de-sumar-a-las-medidas-imposibles-de-vox.html (date of access: 04.04.2024).
Martín M. (2020). Un 65% de españoles es partidario de abrir vías legales para la inmigración / El País. - 16.01. - URL: https://elpais.com/politica/2020/01/16/ actualidad/1579199009_652992.html (date of access: 04.04.2024).
Mohorte A.P. (2019). Qué piensa y qué propone realmente el programa de Vox para España // Xataka. - 08.11. - URL: https://magnet.xataka.com/en-diez-minutos/que-piensa-que-propone-realmente-programa-vox-para-espana-1 (date of access: 04.04.2024).
Noya J. (2009). La nueva imagen de España en América Latina. - Madid: Tec-nos. - 552 p.
Pérez-Días V., Alvarez-Miranda B., Chuliá E. (2004). La inmigración musulmana en Europa: Turcos en Alemania, argelinos en Francia y marroquíes en España. -Madrid: Fundacion «la Caixa». - 330 p.
Pinyol-Jiménez G. (2023). Personas migrantes en España: una aproximación a las políticas de acogida. - Madrid: Fundacion Alternativas. - 70 p. - (Documento de trabajo; N 224/2023).
Población extranjera de España en 2021 y 2022, por nacionalidad // Statista. -URL: https://es.statista.com/estadisticas/472512/poblacion-extranjera-de-espana-por-nacionalidad/ (date of access: 04.04.2024).
Qué dicen los programas de PP, PSOE, Vox y Sumar sobre la inmigración. (2023) // Ondacero.es. - 12.07. - URL: https://www.ondacero.es/elecciones/generales/que-dicen-programas-psoe-vox-sumar-inmigracion_2023071264ae7dfb1f11910001633304.html (date of access: 04.04.2024).
Ramirez Goikoechea E. (1996). Inmigración en España: vidas y experiencias. -Madrid: Сentro de Investigaciones Sociológicas (CIS). - 611 p.
Rosati S. (2018). Latinos en España: la difícil convivencia entre dos identidades // El País. - 20.03. - URL: https://elpais.com/elpais/2018/03/12/planeta_futuro/ 1520869799_047698.html (date of access: 04.04.2024).
DOI: 10.31249/ape/2024.03.07
Khenkin S.M.1 Foreign cultural communities in Spain: strangers and «their own»
Abstract. The article shows that Spain, for many centuries a country of emigration, has changed the resettlement paradigm, becoming the country of immigration. There was an acute socio-cultural problem of the integration of immigrants into society. We are talking primarily about the integration of two foreign cultural communities - African and Latin American, noticeably different in degree of proximity to the host society. Muslim settlers who adhere to the precepts of the Quran experience a cultural shock in Spanish society following the path of secularization, where religion becomes everyone's personal affair. For some of them, the way of life of the Spaniards is unacceptable - the pursuit of material benefits, a lack of spirituality, a lack of respect for each other in family relations. Among those rejecting Western values, a special group is made up of radical Islamists. At the same time, many Muslims are satisfied with life in Spain, their identity sometimes begins to be lost due to the assimilation of some Western values and habits. Hispanics who speak Spanish and profess Catholic values are closer to Spaniards. At the same time, some of the immigrants' hopes for resettlement to Spain are replaced by disappointment due to the loss of their previous professional status, discrimination in rental housing and other manifestations of racism by the indigenous population. The attitude towards immigrants of parties, the media and indigenous people is deeply contradictory - a combination of tolerance and rejection. The author concludes that in modern Spain there is an «insufficient integration» («subintegracion») of immigrants in the three most important dimensions - social-economic, political-institutional and ethnocultural: in each of them they are in a vulnerable position compared to
1 Khenkin Sergey Markovich - ScD in History, Principal Researcher INION RAN; [email protected]
the indigenous population. Immigrant integration mechanisms are not effective enough. Meanwhile, the normal coexistence of immigrants and Spaniards is impossible without mutual rapprochement, which will avoid permanent instability and serious social conflicts in the near and distant future.
Keywords: Spain, European Union, immigration, Muslims, Latinos, tolerance, xenophobia, immigrant integration mechanisms.
Статья поступила в редакцию (Received) 15.03.2024 Доработана после рецензирования (Revised) 28.03.2024 Принята к публикации (Accepted) 10.04.2024