Научная статья на тему 'ИСПАНСКИЙ СОЦИУМ : ИСПЫТАНИЕ КОРОНАВИРУСОМ'

ИСПАНСКИЙ СОЦИУМ : ИСПЫТАНИЕ КОРОНАВИРУСОМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПАНИЯ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСОМ / ЕВРОСОЮЗ / ИСПАНСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ / НАРОДНАЯ ПАРТИЯ / "ПОДЕМОС" / "ВОКС" / "СЬЮДАДАНОС"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хенкин Сергей Маркович

В статье анализируется воздействие пандемии COVID-19 на испанское общество. Автор рассматривает причины быстрого распространения эпидемии в Испании, ее воздействие на экономическую и политическую сферы, общественное сознание населения. Пандемия обострила давние проблемы, связанные с требованиями модернизации cоциума, перестройки производственной модели, необходимостью ее трансформации в более устойчивую и эффективную форму, способную противостоять неблагоприятным поворотам в развитии страны. Решение этих масштабных задач вполне возможно благодаря мощной финансовой поддержке, которую оказывает Испании Евросоюз. Вопрос в том, сумеют ли испанские власти эффективно распорядиться этими средствами. Сложившаяся ситуация требует от левого коалиционного правительства, возглавляемого Испанской социалистической рабочей партией, развития диалога и расширения сотрудничества с влиятельной правой оппозицией. Между тем ведущие представители правых сил - правоцентристская Народная партия и праворадикальная партия «Вокс» - стоят в жесткой оппозиции к правительству. Страна разобщена, градус общественной напряженности высок. Все это предвещает непростые времена для испанской политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPANISH SOCIETY : CORONAVIRUS TEST

The article analyzes the impact of the COVID-19 pandemic on Spanish society. The author examines the reasons for the rapid spread of the epidemic in Spain, its impact on the economic and political spheres and on public consciousness. The pandemic has exacerbated long-standing problems associated with the requirements of the modernization of the Spanish society, and in particular the restructuring of the production model and its turning into a more sustainable and effective form capable of withstanding any unfavorable turns in the country’s development. These large-scale tasks can be undertaken due to the strong financial support of the EU. The question is whether the authorities are able to manage the funds rationally. Current situation requires the left-wing coalition government, led by the Spanish Socialist Workers’ Party, to develop dialogue and expand cooperation with the influential right-wing opposition. Meanwhile, the leading representatives of the right-wing forces - the conservative People’s Party and right radical «Vox» - stand in staunch opposition to the government. The country is disunited, the degree of public tension is high. All these factors foreshadow uneasy times in the world of Spanish politics.

Текст научной работы на тему «ИСПАНСКИЙ СОЦИУМ : ИСПЫТАНИЕ КОРОНАВИРУСОМ»

БО1: 10.31249/аре/2022.01.09

Хенкин С.М. , 2022

Испанский социум: испытание коронавирусом

Аннотация. В статье анализируется воздействие пандемии COVID-19 на испанское общество. Автор рассматривает причины быстрого распространения эпидемии в Испании, ее воздействие на экономическую и политическую сферы, общественное сознание населения. Пандемия обострила давние проблемы, связанные с требованиями модернизации социума, перестройки производственной модели, необходимостью ее трансформации в более устойчивую и эффективную форму, способную противостоять неблагоприятным поворотам в развитии страны. Решение этих масштабных задач вполне возможно благодаря мощной финансовой поддержке, которую оказывает Испании Евросоюз. Вопрос в том, сумеют ли испанские власти эффективно распорядиться этими средствами. Сложившаяся ситуация требует от левого коалиционного правительства, возглавляемого Испанской социалистической рабочей партией, развития диалога и расширения сотрудничества с влиятельной правой оппозицией. Между тем ведущие представители правых сил - правоцентристская Народная партия и праворадикальная партия «Вокс» - стоят в жесткой оппозиции к правительству. Страна разобщена, градус

1 Хенкин Сергей Маркович - доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИНИОН РАН, профессор МГИМО (У) МИД РФ (sergkhenkin@mail.ru). 226

общественной напряженности высок. Все это предвещает непростые времена для испанской политики.

Ключевые слова: Испания, пандемия СОУЮ-19, управление кризисом, Евросоюз, Испанская социалистическая рабочая партия, Народная партия, «Подемос», «Вокс», «Сьюдаданос».

Испания стала одним из европейских государств, в наибольшей степени пострадавших от пандемии COVID-19. По мнению некоторых политиков и экспертов, страна не попадала в такую тяжелую ситуацию со времен гражданской войны 1930-х годов. Обнажив многие нерешенные проблемы современной Испании, пандемия со всей остротой поставила вопрос о необходимости серьезной перестройки испанского социума, прежде всего производственно-технологического комплекса. Одновременно пандемия усилила общественную напряженность, углубила противоречия, существующие в политическом классе.

СОУЮ-19 в Испании : социально-политический контекст, масштабы, факторы распространения

Эпидемия COVID-19 обрушилась на Испанию в трудное время. Лишь за месяц до ее начала, в январе 2020 г., было наконец сформировано правительство, опиравшееся на парламентское большинство. До этого страна долгое время жила в состоянии политического паралича из-за неспособности партий создать действующее правительство (с декабря 2015 г. по ноябрь 2019 г. четыре раза проводились выборы в кортесы).

Новый кабинет министров стал первым коалиционным правительством в истории испанской демократии. Кабинет министров сформировали левоцентристская Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), левая коалиция «Унидас Подемос» (УП), а также независимые. Его председатель Педро Санчес был утвержден в должности (167 против 165 депутатов) лишь благодаря тому, что при голосовании воздержались (что было равнозначно поддержке) депутаты от партий, занимающих сепаратистские позиции, - от «Левых республиканцев Каталонии» и баскской партии «Бильду». С самого начала многие эксперты сомневались, что

столь слабое правительство сумеет продержаться весь срок легислатуры.

Сложным было и положение дел в экономике: высокий государственный долг, бюджетный дефицит, низкий уровень прироста инвестиций в основной капитал. Страна только начала восстанавливаться после разрушительного глобального кризиса 20072009 гг. (Испания, а также Греция, Италия, Португалия и Ирландия считалась в то время наименее благополучными странами в ЕС). Скромный экономический рост обеспечивался жесткой экономией средств. По сравнению с докризисным периодом увеличилось имущественное неравенство, возросли масштабы бедности, а регистрировавшийся уровень безработицы и временной занятости был одним из самых высоких в Европе.

Острейшей проблемой по-прежнему оставался каталонский конфликт. Барселона и Мадрид до сих пор не нашли устраивающую обе стороны форму бытия региона. То обостряясь, то относительно снижая накал, каталонский конфликт вносит существенную напряженность в политическую жизнь страны, глубоко разобщает региональное и испанское общества.

В этой обстановке в феврале 2020 г. вспыхнула эпидемия, и с первых недель распространения заболевания Испания превратилась в одну из стран-антилидеров по числу заразившихся и умерших среди государств Европы и мира в целом. Однако правительство П. Санчеса не спешило приступать к решительным действиям. Возможно, оно боялось утратить поддержку, разбередив сохраняющуюся в общественном сознании память об ограничении свобод в годы франкистской диктатуры. Только 14 марта было объявлено о введении «состояния угрозы» (ст. 116 Конституции Испании допускает введение разных уровней чрезвычайного положения - «состояние угрозы», собственно «чрезвычайное положение» и «осадное положение»), действовавшего до 21 июня.

На время карантинного режима - одного из самых жестких в Европе - прекратилась работа транспорта и всех предприятий и учреждений (кроме продовольственных магазинов и аптек). Подавляющее большинство работников управленческих организаций перешли на удаленную работу. Было запрещено выходить из

дома без острой необходимости. Нарушение запретов наказывалось жесткими штрафами. Многолюдные улицы городов, рестораны и кафе опустели. Молниеносная ломка устоявшегося жизненного уклада стала сильнейшим шоком для общительных испанцев.

В мае ситуация постепенно стабилизировалась. Снижение заболеваемости позволило смягчить жесткие карантинные меры. Открыплись бары и ночные клубы, люди могли без ограничений посещать рестораны. Столкнувшись с кризисом, правительство Испании, как и власти других стран, стремилось найти баланс между защитой здоровья населения и поддержанием экономики, сохранением гражданских свобод1.

Однако в середине июля заболеваемость вновь резко возросла, началась «вторая волна» пандемии. Правительство попало под огонь критики за слишком раннюю отмену карантинных ограничений (в начале июля быпло объявлено, что «вирус побежден») и слишком позднее (как и весной) введение экстренных мер [Gari-cano, 2020]. Испания стала первой европейской страной, где в конце октября было зарегистрировано более 1 млн заразившихся ко-ронавирусом. 21 декабря число инфицированных возросло до 1,8 млн человек, а умерших быпло 49 260 человек [Infectados..., 2021].

Правда, в декабре ситуация несколько улучшилась. В стране регистрировалось примерно 220 случаев заражения на 100 тыс. жителей, в то время как в Люксембурге, Швеции, Великобритании, Германии и Франции этот показатель составлял соответственно 1189, 781, 348, 341 и 236 [Juan, 2020 b]. Таким образом, Испания перестала быть европейским антилидером по росту заболеваемости.

После рождественских и новогодних праздников ситуация опять обострилась: страну накрыта «третья волна» пандемии. За первые две недели 2021 г. число случаев заражения на 100 тыс. жителей возросло до 550 (пороговое значение - 250 случаев). 21 янва-

1 Любопытно, что при ответе на вопрос, каким должен быть приоритет правительства - поддержание экономики или ограничения во имя сохранения здоровья граждан, - мнения распределились примерно поровну (53,7% против 46,3%) [Merino, 2020].

ря 2021 г. было зарегистрировано 44 357 инфицированных - рекордный показатель за все время пандемии [Santiago, Perez, 2021].

В марте 2021 г., по оценкам экспертов, скорость размножения вируса вновь превысила 1. Этот параметр, также известный как скорость заражения или базовое репродуктивное число (Rt), показывает количество людей, которых заражает в среднем каждый инфицированный человек. 22 марта 2021 г. в целом по стране показатель Rt достиг 1,04. «Красную черту» перешли 11 автономий -Арагон (1,04), Балеарские острова (1,04), Кантабрия (1,07), Кастилия и Леон (1,09), Кастилия-Ла-Манча (1,06), Каталония (1,05), Мадрид (1,09), Мурсия (1,05), Наварра (1,32), Страна Басков (1,17) и Ла-Риоха (1,3). Остальные шесть автономий и автономные города Сеута и Мелилья имели Rt ниже 1 [Умрихин, 2021].

30 апреля 2021 г. общее число инфицированных за весь период пандемии в Испании увеличилось до 3,5 млн человек, а умерших - до 78 216 человек [Coronavirus hoy 30 de abril..., 2021]. При этом представители Министерства здравоохранения заявляли, что реально от эпидемии в Испании пострадало значительно больше людей.

Почему пандемия нанесла такой сильный удар по испанскому социуму? Первая (и основная) причина - недостаточность средств, выделяемых на медицину. По данным агентства Eurostat, на государственную поддержку здравоохранения Испания тратит примерно 6% ВВП, в то время как другие страны Евросоюза - в среднем 7%. По качеству здравоохранения страна находится на 19-м месте в Европе. В начале пандемии практически во всех медицинских учреждениях Испании не хватало масок и перчаток, аппаратов искусственной вентиляции легких. Почти все лечебные учреждения были переполнены [Коронавирус в Испании..., 2020].

Ощущалась также нехватка медперсонала. К примеру, в начале пандемии в 384 амбулаториях Каталонии работали 249 врачей, т.е. на одну амбулаторию приходилось 0,6 врача. Остальных заменяли медсестры, техники и административный персонал [Orovio, 2020]. Отчасти это объяснялось тем, что во время пандемии, как и во время глобального кризиса 2007-2009 гг., многие врачи эмигрировали в поисках лучших условий жизни. Во время

«второй волны» штат врачей увеличился (нередко благодаря возвращению на работу пенсионеров), однако нехватка медперсонала ощущалась по-прежнему.

Проблемы, с которыми столкнулась система здравоохранения в Испании, были следствием политики жесткой экономии (в частности, уменьшения расходов для снижения бюджетного дефицита), которую осуществляли правительства правоцентристской Народной партии (НП, 2011-2018 гг.). Закрытия небольших больниц и объединение муниципальных больниц в более крупные медицинские центры приводили к массовым увольнениям медицинского персонала. Политика «скрытой приватизации» также разрушала отлаженную систему здравоохранения: часть забот о лечебном процессе государство отдало на аутсорсинг частному капиталу [Верников, 2020].

Можно назвать и другие причины лавинообразного распространения эпидемии: нежелание части граждан отказываться от привычного образа жизни и соблюдать режим самоизоляции и социального дистанцирования, полностью противоречащий привычному для испанцев образу жизни; высокая уязвимость пожилых людей, заразившихся COVID-19 (18% испанцев старше 65 лет). В прессе время от времени появлялись страшные известия об испанцах, умерших без присмотра в домах престарелых.

Отдельно следует сказать о влиянии на эпидемиологическую обстановку дискретной структуры национальной системы здравоохранения. Каждая из 17 автономных областей Испании управляет здравоохранением самостоятельно. После того как было объявлено о «состоянии угрозы», общее руководство национальной системой здравоохранения перешло в руки центрального правительства. Быстрый переход полномочий от регионов к центру принес не только позитивные результаты; порой он сопровождался неразберихой и неоправданными задержками при поставках необходимого оборудования и защитных средств.

В августе 2020 г. правительство совершило «разворот» в управленческой политике, расширив права автономий по противостоянию эпидемии. При этом центральное правительство не устранилось от кризисного управления. В конце октября в ответ на

запрос десяти автономий правительство П. Санчеса, получив одобрение парламента, объявило о введении с 9 ноября 2020 г. по 9 мая 2021 г. комендантского часа (с 23.00 до 6.00 часов). Он не распространялся только на Канарские острова - излюбленный туристами архипелаг, где уровень заболеваемости был самым низким в стране. Властям автономий было предоставлено право самим определять график комендантского часа, накладывать запреты на передвижения между регионами, ограничивать проведение собраний, если того потребует эпидемиологическая ситуация.

Таким образом, ответственность за борьбу с пандемийным кризисом была распределена между центральным правительством и властями автономий. Некоторые эксперты критиковали эту модель, утверждая, что слабые межрегиональные связи не способствуют эффективному противостоянию эпидемии. Руководители некоторых автономий обвиняли представителей власти разного уровня вне своего региона в «плохом управлении», что создавало ощущение своего рода «коллективной безответственности» [Simón, 2020].

Во время «третьей волны» эпидемии правительство отказалось вводить карантин. Вместе с тем сохранялся запрет на передвижение между разными частями страны. В разных автономиях действовал комендантский час разной степени строгости.

9 мая 2021 г. был отменен комендантский час. В этом же месяце в борьбе с эпидемией наступил перелом. Число заражений и смертельных случаев стало падать. Свою роль сыграли как ограничительные меры властей, так и ускорившийся темп вакцинации населения. В конце июня более 50% населения получили хотя бы одну дозу вакцины, из них более 30% были вакцинированы дважды. 26 июня в Испании был отменен масочный режим, введенный в начале пандемии.

Противоречивые последствия эпидемии

Эпидемия COVID-19 оказала значительное воздействие на бытие испанского социума, существенно изменила образ жизни и представления миллионов людей.

Прежде всего серьезно пострадала экономика. COVID-19 нанес мощный удар по предпринимательской активности, занятости, потреблению испанцев. В 2020 г. ВВП страны рухнул на 11% (самое большое падение ВВП после гражданской войны 1936-1939 гг.), государственный долг вырос на 10,7% и составил 117,1% ВВП [Quelart, 2021]. Уровень доходов консолидированного государственного бюджета Испании по отношению к ВВП традиционно не слишком высок - ниже, чем во многих государствах ЕС. Это объясняется существованием (и использованием) многочисленных «лазеек» в законодательстве, позволяющих компаниям и банкам существенно сокращать финансовые платежи, а также повсеместной практикой уклонения от уплаты налогов [Яковлев, 2020].

Испанская экономика оказалась весьма уязвимой перед COVID-19 прежде всего из-за высокого удельного веса туристического сектора, который называют «главным экономическим мотором» страны. Его доля в бюджете в 2018 г. составляла 14,6% ВВП, в туристической отрасли было занято 12,7% самодеятельного населения. С января по октябрь 2020 г. число туристов, побывавших в стране, по сравнению с тем же периодом 2019 г. сократилось на 76% (с 74,5 млн человек до 17,8 млн человек), а доходы отрасли упали на 77,3% (с 81 838 млн евро. до 18 576 млн евро) [Gutiérrez, 2020].

Серьезно пострадало также автомобилестроение - ключевая отрасль промышленности, ориентированная в основном на внешние рынки. Большой ущерб был нанесен строительству и торговле. Вообще, по оценке Банка Испании, от 6 до 10% предприятий были обречены на закрытие из-за неспособности выплатить проценты по долгам [Rodriguez de Paz, 2020].

Из-за закрытия или приостановки деятельности тысяч предприятий, прежде всего мелких и средних, резко выросла безработица. В 2020 г. было потеряно 622 тыс. рабочих мест, число безработных увеличилось до 3,7 млн человек (16,1% наемных трудящихся) [Gómez, 2021]. Особенно удручает высокий уровень безработицы среди молодежи от 16 до 24 лет - 40,1% в 2020 г. (на 17% больше, чем в предыдущем), по этому показателю Испания занимает первое место в Евросоюзе [Rodríguez, 2021].

Безработица и уменьшение продолжительности рабочего времени у занятых привели к снижению доходов населения. По данным Международной организации труда, в первом полугодии 2020 г. общая масса заработной платы в Испании уменьшилась на 12,7%, в этом отношении Испания также обогнала все страны ЕС, за исключением Португалии [Florio, 2020].

Пандемия нанесла ощутимый удар по среднему классу, а также ускорила рост социального и имущественного неравенства. В наиболее тяжелом положении оказались безработные, временно и частично занятые, молодежь, пенсионеры с мизерными доходами, иммигранты. Их семьи, нередко многочисленные, включающие представителей трех поколений, живут скученно, не имея возможности соблюдать санитарно-эпидемиологические меры, необходимые для противодействия распространению эпидемии. Длинные очереди, состоявшие из малообеспеченных жителей, выстраивались за бесплатными продуктами.

Ощутимым следствием пандемии стало уменьшение численности населения - в 2020 г. (после предыдущих четырех лет роста) население Испании уменьшилось на 106,1 тыс. человек по сравнению с 2019 г. Причиной этого было не только увеличение числа умерших из-за COVID-19, но и сокращение иммиграционных потоков из-за закрытия границ, а также снижение рождаемости (с декабря 2019 г. по декабрь 2020 г. рождаемость снизилась более чем на 20%, многие пары отложили намерение завести детей из-за неуверенности, связанной с неблагоприятной экономической ситуацией). В 2020 г. средняя продолжительность жизни испанцев сократилась на 1,5 года по сравнению с 2019 г., этот показатель оказался самым высоким среди стран ЕС [Sosa Troya, 2021]. Такого резкого снижения продолжительности жизни не было со времен эпидемии испанского гриппа (так называемой «испанки», 19181920 гг.) и гражданской войны 1936-1939 гг.

Нельзя не сказать и о том, что пандемия оказала деморализующее воздействие на население: накопилась усталость, росли неуверенность в будущем и страх перед ним, увеличилось число людей, испытывающих внутренний дискомфорт, пребывающих в

состоянии депрессии, страдающих нервными и психическими расстройствами.

При этом отношение испанцев к вакцинации в начале пандемии быпло весьма сдержанным. В начале ноября 2020 г. только 24,1% граждан намеревались сделать прививку «как можно быстрее», 36,9 - хотели подождать, 20,6 - планировали сделать прививку «только в случае острой необходимости», а еще 13,1 % - вообще не собирались ее делать. Однако следует иметь в виду, что данный опрос закончился 6 ноября, за несколько дней до того, как компания Pfizer объявила, что ее вакцина отличается высокой степенью эффективности. Со временем на фоне дальнейшего распространения пандемии и по мере появления вакцин прививки стали в большей степени восприниматься как насущная необходимость [Salas, 2020].

«Месяцы пандемии» не стали для испанского общества периодом затишья. Время от времени в разных регионах вспыхивали социальные протесты и беспорядки, вызванные как мерами властей по ограничению личной свободы граждан, так и ухудшением условий жизни. К примеру, в конце октября 2020 г. в разных регионах, в том числе крупных городах - Мадриде, Барселоне, Биль-бао, Витории и др., - прошли протестные выступления под лозунгом «Свобода!», сопровождавшиеся схватками участников протестов с полицией и задержаниями митингующих [Protestas..., 2020].

Отдельно надо сказать о медицинских работниках, многие из которых работали с полной самоотдачей в экстремальных условиях. Врачи и медсестры также организовывали протестные акции, заявляя, что «они брошены государством», протестовали против низкой оплаты труда и «плохого управления системой здравоохранения», выступали с критикой властей в СМИ и социальных сетях. В конце октября 2020 г. Государственная конфедерация медицинских работников, несмотря на тяжелую эпидемиологическую обстановку, организовала всеобщую национальную забастовку - впервые за последние 25 лет.

За время пандемии стало еще более очевидно, что необходимо перестраивать нынешнюю производственную модель Испа-

нии, чтобы сделать ее более гибкой и эффективной, способной противостоять неожиданным неблагоприятным поворотам политической и экономической конъюнктуры. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны: ускорилась цифровизация экономики, начался массовый переход к работе в режиме online. В иерархии стратегических приоритетов предпринимателей цифровизация лидирует - 68% опрошенных в 2021 г. поставили ее на первое место (следом идут управление персоналом - 62% и адаптация к изменениям структуры потребления - 44%) [Perspectivas..., 2021, p. 46]. Если в конце 2019 г. «на удаленке» трудились 950 тыс. человек, то в 2020 г. - более 3 млн. При этом 20-25% испанских трудящихся, по оценкам экспертов, могут работать дистанционно на постоянной основе [Delle Femmine, 2020]. 40% людей, работающих online, заявили, что их производительность труда не снизилась, а еще 36% - что она даже возросла. Многие отметили, что при дистанционной работе у них лучше получается совмещать трудовую жизнь с семейной, признавая при этом, что заняты теперь больше и скучают по отсутствию товарищей по работе. Большинство уверено в том, что «удаленка» «пришла, чтобы остаться» (только 29% полагают, что это «временные изменения») [El Gobierno gastara..., 2021]. Таким образом, в жизни испанского социума, в повседневных практиках и общественном сознании населения происходят явственные и весьма значительные перемены.

Управление кризисом : правительство Испании и Евросоюз

Дополняя сказанное выше об антикризисной стратегии правительства П. Санчеса, отметим, что начиная со второй половины марта 2020 г. был принят целый ряд мер по противодействию пандемии, помощи населению, малому и среднему бизнесу. Так, 31 марта 2020 г. были приняты 54 указа (оценивавшиеся в 200 млрд евро - 2% ВВП Испании), предусматривавшие в числе прочего: запрет на увольнения в течение всего периода пандемии с возмещением предпринимателям части заработной платы работников; возмещение убытков предприятиям, у которых из-за кризиса сорвались контракты; запрет на выселение арендаторов из жилья и установление моратория на его оплату; расширение моратория по

ипотеке; выплату пособий по безработице в упрощенном режиме [Referencia..., 2020].

В управлении кризисом были и просчеты. В их числе - бездействие в образовательной политике. У правительства не было плана по организации возвращения сотен тысяч школьников и студентов в учебные заведения после спада «первой волны» эпидемии, а автономии импровизировали, не согласовывая свои действия. По данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, в списке из 46 стран, в которых проводилось исследование, Испания заняла одно из последних мест по срокам открытия школ и университетов - обстоятельство, которое может обернуться экономическими потерями в среднесрочной и долгосрочной перспективе, особенно учитывая отставание Испании в количестве учащихся и финансировании системы образования [Zafra, 2020].

Тем не менее, как уже говорилось выше, пандемия подтолкнула испанское общество к модернизации, необходимой для придания его производственной модели большей устойчивости и эффективности. Евросоюз заявил, что предоставит Испании помощь в объеме 140 млрд евро до 2026 г. Из них в виде грантов страна получит 77 млрд евро, а остальная сумма будет выдана в виде займов. В 2021 г. страна получила 26 634 млн евро. Кроме того, Испания вместе с Италией, также в наибольшей степени пострадавшей от пандемии, получили примерно половину от общей суммы в 750 млрд евро, которую распределили между собой все 27 стран ЕС. По утверждению газеты «Ла Вангурдиа», «никогда еще в развитие страны не вкладывалось столько за такой короткий промежуток времени». В повестке дня - развитие цифровизации и «зеленой» экономики, осуществление структурных реформ, затрагивающих рынок труда (в частности, планируется создание более 800 тыс. рабочих мест), сферу государственного управления, образование, судопроизводство, пенсионную систему, здравоохранение. Безусловно, помощь будет направлена и на реализацию ближайших задач, в частности, на ускорение вакцинации населения, а также на возрождение туристического сектора, играющего в испанской экономике исключительно важную роль [Un gran plan..., 2021].

В апреле 2021 г. правительство одобрило «План восстановления, трансформации и устойчивости», рассчитанный на период до 2023 г. На его реализацию отводится 70 млрд евро - половина всех средств, выделенных Евросоюзом. Большая часть этих средств распределяется по следующим направлениям: экологическая перестройка (39%), цифровизация (29%), образование и подготовка (10%), исследования и развитие (7%). По словам П. Санчеса, этот план - «самая большая возможность для Испании после ее вступления в ЕС» [70 000 millones..., 2021].

Конечно, велик риск, что полученные средства будут использованы недостаточно эффективно. Для успеха необходимы результативное и прозрачное инвестирование этих средств в трансформацию экономики, согласованные действия всех уровней управления - правительства, автономий, муниципалитетов, государственного и частного секторов, - а также конструктивный диалог с оппозицией. Примечательно, что многие эксперты открыто ставят вопрос: смогут ли власти Испании (и Италии) эффективно потратить такую огромную сумму? Высказывается мнение, что миллиарды евро могут остаться неиспользованными из-за бюрократизма и административных проволочек. Ведь у Испании -худшие среди стран ЕС показатели использования структурных фондов в 2014-2020 гг. - всего 39% [Киселёв, 2021]. Показательно также, что многие испанские предприниматели настроены скептически в отношении помощи со стороны ЕС: 35% опрошенных считают «отсутствие информации о процессе» главным препятствием для реализации «Плана восстановления, трансформации и устойчивости», 28 - задаются вопросом, насколько адекватным будет управление фондами, 20 - считают главной трудностью «чрезмерный бюрократизм», а еще 12% - необходимость реализовывать проект «в соответствии с критериями, установленными ЕС» [Perspectivas..., 2021, p. 61].

Вместе с тем многие представители испанских и европейских властных и деловых структур смотрят в будущее с оптимизмом. По оценкам правительства, рост ВВП в 2021 г. составил 9,8%. Более сдержанны в оценках ожидаемого роста ВВП Испании экс-

перты Международного валютного фонда и Евросоюза (5,9 и 5,6% соответственно) [Perspectivas..., 2Ü21, p. 1Ü].

Видят «свет в конце туннеля» и многие испанцы. Так, 61% опрошенных предпринимателей заявили, что в 2Ü21 г. их доходы возросли. Правда, при этом 35% отметили, что до 2Ü22 г. их доходы вряд ли вернутся к «допандемийному» уровню, а по мнению 31%, в обозримой перспективе это вообще не произойдет [Perspectivas... , 2Ü21, p. 1Ü].

Обострение партийно-политической борьбы

Еще до начала пандемии партийная система Испании из двухпартийной трансформировалась в пятипартийную. К занимавшим главенствующие позиции с 198^х годов Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) и правоцентристской Народной партии (НП) присоединились леворадикальная «Подемос», умеренная правоцентристская «Сьюдаданос» и праворадикальная «Вокс». Поляризованная многопартийность, увеличив возможности выбора для миллионов избирателей, одновременно повысила градус общественной напряженности.

Пандемия COVID-19 - общая для всех грозная опасность, -казалось, должна была бы сплотить основных политических акторов и смягчить социально-политическую ситуацию. В апреле 2Ü2Ü г. П. Санчес призвал ведущие партии, профсоюзы, предпринимателей, организации гражданского общества к формированию «национального единства» для борьбы с пандемией и разработки модели развития страны в среднесрочной перспективе во имя будущих поколений [Vallin, 2Ü2Ü]. Председатель правительства привел в пример «пакты Монклоа» - соглашения, подписанные ведущими партиями при поддержке основных профсоюзов, которые действовали с октября 1977 г. по декабрь 1978 г. при переходе от франкистского авторитаризма к представительной демократии и позволили в условиях острого политического и социально-экономического кризисов стабилизировать молодой демократический режим.

Но попытка повторить успешный опыт предшественников оказалась неудачной прежде всего из-за позиции двух ведущих

правых оппозиционных партий - НП и «Вокс», критиковавших правительство левой коалиции за «неэффективность», «односторонность действий», «сокрытие подлинной информации» и в конечном счете «разрушение Испании». Лидер НП Пабло Касадо отказался сотрудничать с правительством в рамках «новых пактов Монклоа», утверждая, в частности, что кабинет министров стремится осуществить «скрытую смену режима» и «конфисковать демократию», поскольку кортесы не осуществляют контроль за деятельностью кабинета министров и парламентарии собираются лишь для того, чтобы продлить «состояние угрозы» [Junquera, Cué, 2020]. В Европарламенте Народная партия решительно заявила, что необходим строгий контроль над средствами, предоставляемыми Испании Евросоюзом, и что левое правительство не должно использовать эти средства для выполнения своих предвыборных обещаний [Monforte, 2020].

Непримиримую позицию по отношению к правительству заняла также партия «Вокс». Еще в марте 2020 г. она потребовала отставки действующего кабинета министров и его замены «правительством национальной чрезвычайной ситуации», состоящим из «непартийных технократов», чтобы «обуздать пандемию и спасти свободу и благополучие испанцев» [González, 2020]. В октябре «Вокс» внесла в парламент вотум недоверия правительству, однако не нашла никакой поддержки, в том числе у близкой в идейно-политическом отношении НП. При этом НП осталась в жесткой оппозиции к кабинету министров П. Санчеса.

С особым напором правая оппозиция критикует младшего партнера ИСРП по правительственной коалиции - блок «Унидас Подемос» (УП) - и его лидера (до апреля 2021 г.) Пабло Иглесиаса. Главная сила УП - партия «Подемос», которую многие испанцы считают «ультралевой и популистской». Радикальные заявления ее руководства (например, о необходимости осуществить национализацию отдельных отраслей промышленности и предприятий, повысить налогообложение крупных состояний и доходов) вызывают в обществе, и прежде всего в бизнес-среде, чувство неуверенности и даже страха. Стремясь ослабить позиции правительства, правая оппозиция намеренно «стирала» идейно-политические различия

между председателем правительства П. Санчесом и лидером УП П. Иглесиасом, называла нынешнее правительство «социал-коммунистическим», напоминая о Народном фронте 1936 г.

Третья, до недавнего времени весьма влиятельная партия в правом лагере - «Сьюдаданос», - в отличие от НП и «Вокс», поддержала идею «новых пактов Монклоа» как «пактов национальной реконструкции», которые могли бы помочь разделить ответственность и избежать импровизаций при принятии решений. Вместе с тем «Сьюдаданос» также критически относится к присутствию в правительстве «Унидас Подемос».

Разобщенным предстает и испанское общество. Как свидетельствует опрос американского исследовательского центра Pew Research Center, в Испании в августе 2020 г. действия правительства одобряли только 54% населения (в Дании - 95%, Австралии - 94, Германии и Канаде - по 88, Италии - 74 при среднестатистическом показателе 73%). Высокой была также степень общественной поляризации - 54% одобряющих против 47% не одобряющих, почти как в США и Великобритании (47 против 52% и 46 против 54% соответственно) [Navarro, 2020].

Данные опросов говорят и о существующем в испанском обществе высоком уровне недоверия. Так, согласно отчетам Евро-барометра (апрель 2021 г.), 90% испанцев не доверяют партиям, 75% не доверяют правительству и парламенту. Потоки дезинформации, ложных (фейковых) новостей также вызывают серьезную озабоченность: 68% испанцев не верят социальным сетям, 59 - Интернету, 64 - телевидению, 55 - прессе, 46% - радио. Единственный политический институт, которому испанцы скорее доверяют, чем не доверяют, - Евросоюз (52 против 38% опрошенных) [Palomo, 2021].

93% испанцев считают, что в политической жизни страны выросла напряженность [Julian, 2020]. «Пандемия, объединившая правительство и оппозицию в других странах, не привела к такому же объединению в Испании. Невозможно логически объяснить тот уровень агрессивности, который существует между правительством ИСРП и УП и правым блоком, возглавляемым НП и "Вокс", в переживаемый Испанией исключительно драматический момент», -

писал в мае 2020 г. директор каталонской газеты «Ла Вангурдиа» Ж. Жуан [Juan, 2020 a].

Одобрение бюджета на 2021 г. можно считать несомненным успехом правительства П. Санчеса (в течение предыдущих трех лет недостаточная парламентская поддержка не позволяла принять бюджет, и с 2018 г. страна жила со старым бюджетом, одобренным в обстановке экономического оживления). Новый бюджет был одобрен 188 депутатами нижней палаты парламента (154 проголосовали против), представляющими разнородную коалицию левых, центристских, национальных и региональных партий. При этом стоящие на сепаратистских позициях «Левые республиканцы Каталонии» (13 депутатов) и баскская партия «Бильду» (5 депутатов) не скрывали, что голосуют за бюджет, руководствуясь собственными интересами. Вообще сотрудничество правительства с партиями, деятельность которых представляет угрозу для территориальной целостности государства, - характерная особенность Испании, выделяющая ее на общеевропейском фоне.

Уместно заметить, что данная особенность вызывает неоднозначную реакцию в испанском обществе. Так, некоторые испанцы считают «Бильду» наследницей террористической организации ЭТА, «прославившейся» кровавыми преступлениями, и негативно относятся к сотрудничеству правительства с этой сепаратистской партией. Другие, напротив, считают такое сотрудничество возможным, поскольку давно легализованная «Бильду» признает демократические «правила игры» и не покушается их нарушать.

Вместе с НП и «Вокс» против бюджета голосовала и умеренная правоцентристская партия «Сьюдаданос». Первоначально она не возражала против участия в разработке нового бюджета совместно с правительством, но при условии, что националистические партии не будут вовлечены в этот процесс. Однако правительство, решая вопрос о том, на кого следует опереться, предпочло сделать ставку на эти партии.

Взаимоотношения между ИСРП и «Унидас Подемос» в правительстве также весьма непростые. После создания партии «По-демос» в 2014 г. между ней и ИСРП началась упорная борьба за лидерство в левом лагере. Сотрудничали они только на регио-

нальном и муниципальном уровнях. Несмотря на совместно принятую программу, в правительстве то и дело вспыхивают конфликты. Характерный пример - традиционная для Испании дилемма «монархия - республика». Разгоревшийся в 2020 г. коррупционный скандал вокруг бывшего короля Хуана Карлоса I, негативно повлиявший на имидж всей королевской семьи, добавил «масла в огонь». УП считает, что Испании нужна республиканская форма правления, поскольку монархия как институт «архаична и недемократична». ИСРП же высказывается за «обновление монархии», ограничивая критику этого института только оценкой действий бывшего короля.

Отношения между левым и правым блоками особенно обострились после того, как в июне 2021 г. правительство П. Санчеса объявило о помиловании девяти руководителей каталонских сепаратистов, находившихся в тюремном заключении после проведения референдума о независимости (1 октября 2017 г.), который власти признали незаконным. Для правительства акт помилования -важный шаг в направлении смягчения напряженности между Барселоной и Мадридом. Правые же расценили помилование как «предательство и преступление», «унижение испанцев» [Иегтгда, 2021].

Принятие бюджета укрепило позиции правительства П. Санчеса. При этом финансовая поддержка Евросоюза дала ему мощные рычаги для решения назревших проблем - как унаследованных от прошлого, так и новых, связанных с цифровизацией и переходом к «зеленой» экономике. Возможно, что нынешнее коалиционное правительство сохранит власть до конца четырехлетнего срока без новых выборов.

Вместе с тем и правая оппозиция «набирает очки». В этом отношении весьма показательны выборы в парламент автономной области Мадрид, состоявшиеся 4 мая 2021 г. Правые партии в совокупности завоевали абсолютное большинство депутатских мандатов - 78 из 136, заметно обогнав левых (58). При этом убедитель-

ную победу одержала НП, далеко опередившая все остальные партии, прежде всего своего основного соперника - ИСРП (65 мест против 24) [Elecciones..., 2021]. Выборы со всей очевидностью показали, что часть населения не удовлетворена результатами деятельности правительства П. Санчеса во время пандемии.

Жесткое противодействие правительству П. Санчеса со стороны правой оппозиции и высокий уровень поляризации испанского общества предвещают стране непростые времена на этапе выхода из пандемийного кризиса.

Литература

Верников В.Л. Коронавирус в Испании туристами не испугаешь I Институт Европы РАН. - Москва, 2020. - 9 с. - (Аналитическая записка ; № 30(213)). - URL: https:IIwww.instituteofeurope.ru/imagesIuploadsIanali tikaI2020Ian213.pdf (дата обращения: 18.12.2021).

Киселёв М. Горе от денег : Испания и Италия могут «подавиться миллиардами» II Деловой Петербург. - Санкт-Петербург, 2021. - 27.02. -URL: https:IIwww.dp.ru/aI2021I02I27IGore_ot_deneg_Ispanija_i (дата обращения: 18.12.2021).

Коронавирус в Испании : почему не справляется система здравоохранения // Deutsche Welle. - Берлин, 2020. - 02.04. - URL: https://www. dw.com/ru/коронавирус-в-испании-почему-не-справляется-система-здра воохранения/a-52994717 (дата обращения: 18.12.2021).

Умрихин А. Четвертая волна? Число зараженных COVID-19 в Испании растет I/ Regnum. - Москва, 2021. - 02.04. - URL: https://regnum. ruInewsI3232755.html (дата обращения: 18.12.2021).

Яковлев П. П. Испания в «красной зоне» : политическая перезагрузка в условиях пандемии II Cyberleninka. - Москва, 2020. - URL: https:/ / cyberleninka.ru/article/n/ispaniya-v-krasnoy-zone-politicheskaya-perezagruz ka-v-usloviyah-pandemii/viewer (дата обращения: 18.12.2021).

70 000 millones en tres años para modernizar España : asi es el plan de recuperación, transformación y resiliencia / / Público. - Lisbon, 2021. - 13.04. -URL: https:IIwww.publico.es/politicaIplan-recuperacion-transformacion-resi liencia-70000-millones-tres-anos-modernizar-espana-plan-recuperacion-transfor macion-resiliencia.html (date of access: 18.12.2021).

Coronavirus hoy 30 de abril : así está la situación II El Periódico. -Madrid, 2021. - 30.04. - URL: https:IIwww.elperiodico.com/es/sociedadI 20210430/coronavirus-hoy-30-abril-7888927 (date of access: 18.12.2021).

Delle Femmine L. La pandemia amenaza la movilidad laboral // El País. - Madrid, 2020. - 26.09. - URL: https://elpais.com/economia/2020-09-25/la-pandemia-amenaza-la-movilidad-laboral.html (date of access: 18.12.2021).

El Gobierno gastara 11.000 millones de euros para «digitalizar» a las pymes y a la Administración // Libre Mercado. - Madrid, 2021. - 27.01. - URL: https://www.libremercado.com/2021-01-27/gobierno-destina-11000-millones-digitalizacion-pymes-administracion-competencias-digitales-6702892/ (date of access: 18.12.2021).

Elecciones en la Comunidad de Madrid del 4 de mayo de 2021, en datos y graficos // Epdata. - Madrid, 2021. - 05.05. - URL: https://www.epdata.es/ datos/elecciones-comunidad-madrid-mayo-2021-datos-graficos/584 (date of access: 18.12.2021).

Florio L.F. La pandemia borra el 13% de la masa salarial de los españoles // La Vanguardia. - Barcelona, 2020. - 02.12. - URL: https://www. lavanguardia.com/economia/20201202/49847365250/espana-salarios-crisis-hom bres-mujeres-oit.html (date of access: 18.12.2021).

Garicano L. Tres brechas // Fundación para la Libertad. - Madrid, 2020. -16.09. - URL: https://paralalibertad.org/tres-brechas (date of access: 18.12.2021).

Gómez M.V. España destruyó 622.600 empleos y la tasa de paro aumentó hasta el 16,13% en el año de la pandemia de coronavirus // El País. -Madrid, 2021. - 28.01. - URL: https://elpais.com/economia/2021-01-28/espana-destruyo-622600-empleos-y-la-tasa-de-paro-aumento-hasta-el-1613-en-el-ano-de-la-pandemia-de-coronavirus.html (date of access: 18.12.2021).

González M. Vox reclama la dimisión de Pedro Sánchez y la creación de un Gobierno de «emergencia nacional» // El País. - Madrid, 2020. - 31.05. -URL: https://elpais.com/espana/2020-03-31/vox-reclama-la-dimision-de-ped ro-sanchez-y-la-creacion-de-un-gobierno-de-emergencia-nacional.html (date of access: 18.12.2021).

Gutiérrez H. La llegada de turistas se desplomó un 86% en octubre por la segunda ola de contagios // El País. - Madrid, 2020. - 02.12. - URL: https://elpais.com/economia/2020-12-02/la-llegada-de-turistas-se-desplomo-un-86-en-octubre-por-la-segunda-ola-de-contagios.html (date of access: 18.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hermida X. Sánchez dice que se plantearía los indultos «aunque tuviese 300 escaños» // El País. - Madrid, 2021. - 26.05. - URL: https://elpais.com/ espana/2021-05-26/sanchez-y-casado-chocan-en-el-congreso-por-los-indultos-a-los-presos-del-proces.html (date of access: 18.12.2021).

Infectados, muertos y vacunación en España // El Periódico. - Madrid, 2021. - URL: https://www.elperiodico.com/es/sociedad/20201221/corona virus-hoy-21-diciembre-7888927#infectados (date of access: 18.12.2021).

Juan J. Ni el luto puede con ellos // La Vanguardia. - Barcelona, 2020 a. -28.05. - URL: https://www.lavanguardia.com/opinion/20200528/4814317568 41/ni-el-luto-puede-con-ellos.html (date of access: 18.12.2021).

Juan J. Y de repente... la cepa // La Vanguardia. - Barcelona, 2020 b. -22.12. - URL: https://www.lavanguardia.com/opinion/20201222/6140767/ repente-cepa.html (date of access: 18.12.2021).

Julian E. La estrategia de la tensión // La Vanguardia. - Barcelona, 2020. - 05.06. - URL: https://www.lavanguardia.com/politica/20200605/ 481602081725/la-estrategia-de-la-tension.html (date of access: 18.12.2021).

Junquera N., Cué C.E. Casado rechaza unos nuevos Pactos de La Moncloa : «Son un señuelo» // El País. - Madrid, 2020. - 06.04. - URL: https://elpais.com/espana/2020-04-06/casado-rechaza-unos-nuevos-pactos-de-la-moncloa-son-un-senuelo.html (date of access: 18.12.2021).

Merino J.C. El Gobierno confía en no tener que llevar otra alarma al Congreso // La Vanguardia. - Barcelona, 2020. - 04.11. - URL: https://www. lavanguardia.com/politica/20201104/49216744602/gobierno-sanchez-gestion-crisis-sanitaria-estado-alarma-pandemia.html (date of access: 18.12.2021).

Monforte M. El PP utiliza el Parlamento Europeo para hacer oposición al Gobierno // Público. - Lisbon, 2020. - 18.06. - URL: https://www.publico.es/ politica/union-europea-covid-19-pp-utiliza-parlamento-europeo-oposicion-go bierno.html (date of access: 18.12.2021).

Navarro B. El 54% de los españoles aprueba la respuesta del Gobierno al coronavirus // La Vanguardia. - Barcelona, 2020. - 27.08. - URL: https:// www.lavanguardia.com/vida/20200827/483116257978/espanoles-aprueba-res puesta-gobierno-coronavirus.html (date of access: 18.12.2021).

Orovio I. El aumento de efectivos para la primaria : sólo medio médico más por ambulatorio // La Vanguardia. - Barcelona, 2020. - 08.11. - URL: https://www.lavanguardia.com/vida/20201108/49296321965/medicos-covid-covid19-fondo-covid-salud.html (date of access: 18.12.2021).

Palomo E. El 90% de los españoles desconfia de los partidos políticos // El País. - Madrid, 2021. - 27.04. - URL: https://elpais.com/internacional/2021-04-27/el-90-de-los-espanoles-desconfia-de-los-partidos-politicos.html (date of access: 18.12.2021).

Perspectivas Espana 2021 / KPMG International. - Madrid, 2021. - 86 p. -URL: https://www.ceoe.es/es/publicaciones/economia/ perspectivas-espana-2021 (date of access: 18.12.2021).

Protestas y disturbios violentos en España por las medidas anti-COVID // Deutsche Welle. - Berlín, 2020. - 01.11. - URL: https://www.dw.com/es/pro testas-y-disturbios-violentos-en-españa-por-las-medidas-anti-covid/a-55464002 (date of access: 18.12.2021).

Quelart R. La deúda publica aumenta un 10% en 2020 y ya equivale al 117% del PIB // La Vanguardia. - Barcelona, 2021. - 17.02. - URL: https:// www.lavanguardia.com/economia/20210217/6250845/deuda-publica-espana-2020.html (date of access: 18.12.2021).

Referencia del Consejo de Ministros / / Gobierno de España. - Madrid, 2020. - 31.03. - URL: https://www.lamoncloa.gob.es/consejodeministros/refe rencias/Paginas/2020/refc20200331.aspx (date of access: 18.12.2021).

Rodriguez de Paz A. El Banco de España estima que hasta un 10% de las empresas está abocado al cierre por la crisis // La Vanguardia. - Barcelona,

2020. - 01.12. - URL: https://www.lavanguardia.com/economia/20201201/ 49838412000/banco-espana-insolvencia-empresas-liquidacion-covid-crisis.html (date of access: 18.12.2021).

Rodríguez O. España cierra 2020 con un paro juvenil del 40% // El Independiente. - Seville, 2021. - 28.01. - URL: https://www.elindependiente. com/ economia/2021/01/28/espana-cierra-2020-con-un-paro-juvenil-del-40/ (date of access: 18.12.2021).

Salas J. Solo el 24% se vacunaría lo antes posible contra la covid // El País. - Madrid, 2020. - 15.11. - URL: https://elpais.com/ciencia/2020-11-14/ solo-el-24-se-vacunaria-lo-antes-posible-contra-la-covid.html (date of access: 18.12.2021).

Santiago N., Perez C. Coronavirus España : 21 de enero : España vuelve a marcar un nuevo récord de casos con 44 357 contagios // RTVE. - Madrid,

2021. - 21.01. - URL: https://www.rtve.es/noticias/20210121/coronavirus-espana-21-enero-espana-vuelve-marcar-nuevo-record-casos-44357-contagios/ 2062362.shtml (date of access: 18.12.2021).

Simón P. La conjura de los irresponsables // El País. - Madrid, 2020. -31.08. - URL: https://elpais.com/opinion/2020-08-30/la-conjura-de-los-irres ponsables.html (date of access: 18.12.2021).

Sosa Troya M. La población en España se redujo en 106.100 personas en

2020, el primer descenso tras cuarto años de subida // El País. - Madrid, 2021. -20.04. - URL: https://elpais.com/sociedad/2021-04-20/la-poblacion-en-espa na-se-redujo-en-106000-personas-en-2020-el-primer-descenso-tras-cuatro-anos-de-subida.html (date of access: 18.12.2021).

Un gran plan de progreso para España // La Vanguardia. - Barcelona,

2021. - 14.04. - URL: https://www.lavanguardia.com/opinion/20210414/ 6684299/gran-plan-progreso-espana.html (date of access: 18.12.2021).

Vallin P. El Gobierno quiere que los nuevos pactos de la Moncloa fijen un nuevo «modelo del país» // La Vanguardia. - Barcelona, 2020. - 07.04. -URL: https://www.lavanguardia.com/politica/20200407/48377351893/con sejo-de-ministros-maria-jesus-montero-pactos-de-la-moncloa.html (date of access: 18.12.2021).

Zafra I. La tardía apertura de la escuela agranda la brecha de España con los países desarrollados // El País. - Madrid, 2020. - 08.09. - URL: https://elpais.com/educacion/2020-09-08/espana-es-uno-de-los-paises-de-la-ocde-que-mas-ha-tardado-en-reactivar-su-sistema-educativo.html (date of access: 18.12.2021).

DOI: 10.31249/ape/2022.01.09

Khenkin S.M.1, 2022 Spanish society: coronavirus test

Abstract: The article analyzes the impact of the COVID-19 pandemic on Spanish society. The author examines the reasons for the rapid spread of the epidemic in Spain, its impact on the economic and political spheres and on public consciousness.

The pandemic has exacerbated long-standing problems associated with the requirements of the modernization of the Spanish society, and in particular the restructuring of the production model and its turning into a more sustainable and effective form capable of withstanding any unfavorable turns in the country's development. These large-scale tasks can be undertaken due to the strong financial support of the EU. The question is whether the authorities are able to manage the funds rationally. Current situation requires the left-wing coalition government, led by the Spanish Socialist Workers' Party, to develop dialogue and expand cooperation with the influential right-wing opposition. Meanwhile, the leading representatives of the right-wing forces -the conservative People's Party and right radical «Vox» - stand in staunch opposition to the government. The country is disunited, the degree of public tension is high. All these factors foreshadow uneasy times in the world of Spanish politics.

1 Khenkin Sergey Markovich - Sc.D. in History, Professor, Principal Researcher INIONRAS, Professor MGIMO (U) MFA Russia (sergkhenkin@mail.ru). 248

Keywords: Spain, COVID-19 pandemic, crisis management, EU, Spanish Socialist Workers' Party, People's Party, «Podemos», «Vox», «Ciudadanos».

References

70 000 millones en tres años para modernizar España : asi es el plan de recuperación, transformación y resiliencia. (2021) // Público. - Lisbon. - 13.04. -URL: https://www.publico.es/politica/plan-recuperacion-transformacion-resiliencia-70000-millones-tres-anos-modernizar-espana-plan-recuperacion-tran sformacion-resiliencia.html (date of access: 18.12.2021).

Coronavirus hoy 30 de abril : así está la situación. (2021) // El Periódico. -Madrid. - 30.04. - URL: https://www.elperiodico.com/es/sociedad/202104 30/coronavirus-hoy-30-abril-7888927 (date of access: 18.12.2021).

Coronavirus in Spain : why the healthcare system is failing [Koronavirus v Ispanii : pochemu ne spravlyaetsya sistema zdravookhraneniya]. (2020) / / Deutsche Welle. - Berlin. - 02.04. - URL: https://www.dw.com/ru/KopoHaBM pyc-B-HcnaHHH-no^eMy-He-cnpamHeTCH-CHCTeMa-3gpaBooxpaHeHHH/a-52994717 (date of access: 18.12.2021).

Delle Femmine L. (2020). La pandemia amenaza la movilidad laboral // El País. - Madrid. - 26.09. - URL: https://elpais.com/economia/2020-09-25/la-pandemia-amenaza-la-movilidad-laboral.html (date of access: 18.12.2021).

El Gobierno gastara 11.000 millones de euros para «digitalizar» a las pymes y a la Administración. (2021) // Libre Mercado. - Madrid. - 27.01. -URL: https://www.libremercado.com/2021-01-27/gobierno-destina-11000-mil lones-digitalizacion-pymes-administracion-competencias-digitales-6702892/ (date of access: 18.12.2021).

Elecciones en la Comunidad de Madrid del 4 de mayo de 2021, en datos y graficos. (2021) // Epdata. - Madrid. - 05.05. - URL: https://www. epdata.es/datos/elecciones-comunidad-madrid-mayo-2021-datos-graficos/584 (date of access: 18.12.2021).

Florio L.F. (2020). La pandemia borra el 13% de la masa salarial de los españoles //La Vanguardia. - Barcelona. - 02.12. - URL: https://www. lavanguardia.com/economia/20201202/49847365250/espana-salarios-crisis-hom bres-mujeres-oit.html (date of access: 18.12.2021).

Garicano L. (2020). Tres brechas / / Fundación para la Libertad. -Madrid. - 16.09. - URL: https://paralalibertad.org/tres-brechas (date of access: 18.12.2021).

Gómez M.V. (2021). España destruyó 622.600 empleos y la tasa de paro aumentó hasta el 16,13% en el año de la pandemia de coronavirus // El País. -Madrid. - 28.01. - URL: https://elpais.com/economia/2021-01-28/espana-

destruyo-622600-empleos-y-la-tasa-de-paro-aumento-hasta-el-1613-en-el-ano-de-la-pandemia-de-coronavirus.html (date of access: 18.12.2021).

González M. (2020). Vox reclama la dimisión de Pedro Sánchez y la creación de un Gobierno de «emergencia nacional» // El País. - Madrid. -31.05. - URL: https://elpais.com/espana/2020-03-31/vox-reclama-la-dimision-de-pedro-sanchez-y-la-creacion-de-un-gobierno-de-emergencia-nacional.html (date of access: 18.12.2021).

Gutiérrez H. (2020). La llegada de turistas se desplomó un 86% en octubre por la segunda ola de contagios // El País. - Madrid. - 02.12. - URL: https://elpais.com/economia/2020-12-02/la-llegada-de-turistas-se-desplomo-un-86-en-octubre-por-la-segunda-ola-de-contagios.html (date of access: 18.12.2021).

Hermida X. (2021). Sánchez dice que se plantearía los indultos «aunque tuviese 300 escaños» // El País. - Madrid. - 26.05. - URL: https://elpais.com/ espana/2021-05-26/sanchez-y-casado-chocan-en-el-congreso-por-los-indultos-a-los-presos-del-proces.html (date of access: 18.12.2021).

Infectados, muertos y vacunación en España. (2021) // El Periódico. -Madrid. - URL: https://www.elperiodico.com/es/sociedad/20201221/corona virus-hoy-21-diciembre-7888927#infectados (date of access: 18.12.2021).

Juan J. (2020 a). Ni el luto puede con ellos // La Vanguardia. -Barcelona. - 28.05. - URL: https://www.lavanguardia.com/opinion/202005 28/481431756841/ni-el-luto-puede-con-ellos.html (date of access: 18.12.2021).

Juan J. (2020 b). Y de repente... la cepa // La Vanguardia. - Barcelona. -22.12. - URL: https://www.lavanguardia.com/opinion/20201222/6140767/ repente-cepa.html (date of access: 18.12.2021).

Julian E. (2020). La estrategia de la tensión // La Vanguardia. -Barcelona. - 05.06. - URL: https://www.lavanguardia.com/politica/ 20200605/481602081725/la-estrategia-de-la-tension.html (date of access: 18.12.2021).

Junquera N., Cué C.E. (2020). Casado rechaza unos nuevos Pactos de La Moncloa : «Son un señuelo» // El País. - Madrid. - 06.04. - URL: https:// elpais.com/espana/2020-04-06/casado-rechaza-unos-nuevos-pactos-de-la-mon cloa-son-un-senuelo.html (date of access: 18.12.2021).

Kiselev M. (2021). Woe from money : Spain and Italy can «choke on billions» [Gore ot deneg : Ispaniya i Italiya mogut «podavit'sya milliardami»] // Business Petersburg. - St. Petersburg. - 27.02. - URL: https://www.dp.ru/a/ 2021/02/27/Gore_ot_deneg_Ispanija_i (date of access: 18.12.2021).

Merino J.C. (2020). El Gobierno confía en no tener que llevar otra alarma al Congreso // La Vanguardia. - Barcelona. - 04.11. - URL: https://www.

lavanguardia.com/politica/20201104/49216744602/gobierno-sanchez-gestion-crisis-sanitaria-estado-alarma-pandemia.html (date of access: 18.12.2021).

Monforte M. (2020). El PP utiliza el Parlamento Europeo para hacer oposición al Gobierno // Público. - Lisbon. - 18.06. - URL: https://www. publico.es/politica/union-europea-covid-19-pp-utiliza-parlamento-europeo-opo sicion-gobierno.html (date of access: 18.12.2021).

Navarro B. (2020). El 54% de los españoles aprueba la respuesta del Gobierno al coronavirus // La Vanguardia. - Barcelona. - 27.08. - URL: https://www.lavanguardia.com/vida/20200827/483116257978/espanoles-aprueba-respuesta-gobierno-coronavirus.html (date of access: 18.12.2021).

Orovio I. (2020). El aumento de efectivos para la primaria : sólo medio médico más por ambulatorio // La Vanguardia. - Barcelona. - 08.11. - URL: https://www.lavanguardia.com/vida/20201108/49296321965/medicos-covid-covid19-fondo-covid-salud.html (date of access: 18.12.2021).

Palomo E. (2021). El 90% de los españoles desconfia de los partidos políticos // El País. - Madrid. - 27.04. - URL: https://elpais.com/internacio naI/2021-04-27/el-90-de-los-espanoles-desconfia-de-los-partidos-politicos.htm! (date of access: 18.12.2021).

Perspectivas Espana 2021. (2021) / KPMG International. - Madrid. -86 p. - URL: https://www.ceoe.es/es/publicaciones/economia/perspectivas-espana-2021 (date of access: 18.12.2021).

Protestas y disturbios violentos en España por las medidas anti-COVID. (2020) // Deutsche Welle. - Berlín. - 01.11. - URL: https://www.dw.com/es/ protestas-y-disturbios-violentos-en-españa-por-las-medidas-anti-covid/a-55464 002 (date of access: 18.12.2021).

Quelart R. (2021). La deúda publica aumenta un 10% en 2020 y ya equivale al 117% del PIB // La Vanguardia. - Barcelona. - 17.02. - URL: https://www.lavanguardia.com/economia/20210217/6250845/deuda-publica-espana-2020.html (date of access: 18.12.2021).

Referencia del Consejo de Ministros. (2020) / Gobierno de España. -Madrid. - 31.03. - URL: https://www.lamoncloa.gob.es/consejodeministros/ referencias/Paginas/2020/refc20200331.aspx (date of access: 18.12.2021).

Rodriguez de Paz A. (2020). El Banco de España estima que hasta un 10% de las empresas está abocado al cierre por la crisis // La Vanguardia. -Barcelona. - 01.12. - URL: https://www.lavanguardia.com/economia/ 20201201/49838412000/banco-espana-insolvencia-empresas-liquidacion-covid-crisis.html (date of access: 18.12.2021).

Rodríguez O. (2021). España cierra 2020 con un paro juvenil del 40% / / El Independiente. - Seville. - 28.01. - URL: https://www.elindependiente.

com/economia/2021/01/28/espana-cierra-2020-con-un-paro-juvenil-del-40/ (date of access: 18.12.2021).

Salas J. (2020). Solo el 24% se vacunaría lo antes posible contra la covid / / El País. - Madrid. - 15.11. - URL: https://elpais.com/ciencia/2020-11-14/solo-el-24-se-vacunaria-lo-antes-posible-contra-la-covid.html (date of access: 18.12.2021).

Santiago N., Perez C. (2021). Coronavirus España : 21 de enero : España vuelve a marcar un nuevo récord de casos con 44 357 contagios // RTVE. -Madrid. - 21.01. - URL: https://www.rtve.es/noticias/20210121/coronavirus-espana-21-enero-espana-vuelve-marcar-nuevo-record-casos-44357-contagios/ 2062362.shtml (date of access: 18.12.2021).

Simón P. (2020). La conjura de los irresponsables // El País. - Madrid. -31.08. - URL: https://elpais.com/opinion/2020-08-30/la-conjura-de-los-irresponsables.html (date of access: 18.12.2021).

Sosa Troya M. (2021). La población en España se redujo en 106.100 personas en 2020, el primer descenso tras cuarto años de subida // El País. -Madrid. - 20.04. - URL: https://elpais.com/sociedad/2021-04-20/la-pobla cion-en-espana-se-redujo-en-106000-personas-en-2020-el-primer-descenso-tras-cuatro-anos-de-subida.html (date of access: 18.12.2021).

Umrikhin A. (2021). The fourth wave? The number of people infected with COVID-19 in Spain is growing [Chetvertaya volna? Chislo zarazhennykh COVID-19 v Ispanii rastet] // Regnum. - Moscow. - 02.04. - URL: https://regnum.ru/news/3232755.html (date of access: 18.12.2021).

Un gran plan de progreso para España. (2021) // La Vanguardia. -Barcelona. - 14.04. - URL: https://www.lavanguardia.com/opinion/20210 414/6684299/gran-plan-progreso-espana.html (date of access: 18.12.2021).

Vallin P. (2020). El Gobierno quiere que los nuevos pactos de la Moncloa fijen un nuevo «modelo del país» // La Vanguardia. - Barcelona. - 07.04. -URL: https://www.lavanguardia.com/politica/20200407/48377351893/conse jo-de-ministros-maria-jesus-montero-pactos-de-la-moncloa.html (date of access: 18.12.2021).

Vernikov V.L. (2020). Tourists cannot scare the coronavirus in Spain [Koronavirus v Ispanii turistami ne ispugaesh'] / Institute of Europe RAS. -Moscow. - 9 p. - (Analytical note N 30 (213)). - URL: https://www.institu teofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an213.pdf (date of access: 18.12.2021).

Yakovlev P.P. (2020). Spain in the «red zone» : a political reset in a pandemic time [Ispaniya v «krasnoi zone» : politicheskaya perezagruzka v usloviyakh pandemii] // Cyberleninka. - Moscow. - 16 p. - URL: https://cyberleninka.ru/

article/n/ ispaniya-v-krasnoy-zone-politicheskaya-perezagruzka-v-usloviyah-pan demii/viewer (date of access: 18.12.2021).

Zafra I. (2020). La tardía apertura de la escuela agranda la brecha de España con los países desarrollados // El País. - Madrid. - 08.09. - URL: https://elpais.com/educacion/2020-09-08/espana-es-uno-de-los-paises-de-la-ocde-que-mas-ha-tardado-en-reactivar-su-sistema-educativo.html (date of access: 18.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.