УДК [94(470.631):314.7"18/19" ББК 63.3(2Рос.Као)5 К 72
С.А. Косяшников,
аспирант кафедры истории России Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, тел.: +79126590154, e-mail: [email protected]
ИНОГОРОДНИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
СОВРЕМЕННОЙ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)
(Рецензирована)
Аннотация. В данной статье рассматривается процесс возникновения на территории, в основном, Баталпашинского уезда (отдела) Кубанской области (современной территории Карачаево-Черкесской республики) так называемых иногородних селений, условия их начальной хозяйственной деятельности, указывается численность населения во вновь образовавшихся населенных пунктах. В работе упомянуты как селения, основу которых составило славянское население, так и многочисленные поселки и хутора, образованные «инородческими» переселенцами. Охарактеризована социальная структура переселенцев, проанализированы социально-экономические преференции, которые были предоставлены переселенцам в начале ХХ в. Отмечается, что в период правления Александра III активизируется миссионерская деятельность Русской православной церкви в регионе, сопровождавшаяся активным строительством монастырей. В рассматриваемый период ускорился процесс интернационализации современной территории Карачаево-Черкесии, что привело к росту численности и изменению этнического состава населения региона. В частности, в конце XIX - начале XX вв. в горных и предгорных районах были основаны армянские, еврейские, эстонские и греческие поселения, которые внесли весомый вклад в развитие сельского хозяйства региона. Автор делает вывод о том, что проводимая в рассматриваемый период политика стимулирования переселения иногородних лиц привела к экономическому росту и появлению новых отраслей экономики в Карачаево-Черкесии.
Ключевые слова: крестьяне, иногородние, поселения, Карачаево-Черкесия, хозяйство, социальный статус.
S.A. Kosyashnikov,
Post-graduate student of the Department of History of Russia, Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev, Karachaevsk,ph.: 79126590154, e-mail: [email protected]
NONRESIDENT SETTLEMENTS IN THE TERRITORY OF MODERN-DAY KARACHAY-CIRKASSIA: EMERGENCE, FORMATION AND DEVELOPMENT (THE SECOND HALF OF THE 19TH AND THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY)
Abstract. This article describes how the so-called nonresident villages emerged in the territory of mainly Batalpashinsky County (Department) of the Kuban Region
(contemporary territory of the Karachay-Circassia). The author discusses the conditions of their initial economic activity, and gives the number of the population in the newly formed settlements. The work mentions both villages based on the Slavic population and numerous villages and farmsteads formed by "foreign" settlers. The publication describes social structure of displaced persons and provides an analysis of socio-economic preferences that were granted to displaced persons in the early 20th century. During the reign of Alexander III the missionary activity of the Russian Orthodox Church in the region is intensified, accompanied by the active construction of monasteries. During the period under review, the internationalization of the present-day territory of Karachay-Circassia accelerated, leading to an increase in the size and change in the ethnic composition of the region. In particular, in the late 19th and early 20th centuries, Armenian, Jewish, Estonian and Greek settlements were founded in the mountain and foothills areas, which made a significant contribution to the development of agriculture in the region. The author concludes that the policy pursued during the period under review to encourage the resettlement of nonresidents has led to economic growth and the emergence of new sectors of the economy in Karachay-Circassia.
Keywords: peasants, nonresidents, settlements, Karachay-Circassia, farm, social status.
В Российской империи под иногородними на Кавказе понимались переселенцы из других регионов, не относившиеся к казачьему сословию и местному, «туземному» населению. Основная масса иногородних на Северном Кавказе представляла собой выходцев из центральных районов современной России и Украины. Поток их миграции в регион, особенно во второй половине XIX - начале XX вв., был довольно существенным. На территории современной Карачаево-Черкесской республики (занимающей сегодня большую часть Баталпашинского уезда (отдела) Кубанской области и некоторые земли западной части бывшей Терской области) иногородние жили не только в казачьих станицах и горских аулах, но и создавали свои отдельные поселения. Причем, по нашему мнению, процесс как становления, так и развития иногородних поселений в интересующем нас регионе в упомянутый хронологический отрезок времени еще не получил своего должного освещения. Этот пробел мы и попытались, в некоторой степени, восполнить в нашей статье.
Уже к концу 1890-х гг. на территории Кубанской области, в том числе в её горной части, скопилась
довольно большая масса иногородних, не имевших при этом определенного земельного устройства. Из-за высокого уровня арендной платы за землю и притеснений со стороны казачества этот контингент населения зачастую отличался большой подвижностью и перебивался случайными заработками. Помимо прочих проблем, такая ситуация вела к ухудшению криминогенной обстановки в крае. В этих условиях российское правительство в апреле 1899 г. распространило на Кавказ «Общий закон о добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли» (принятый еще 13.07.1889 г. и дававший существенные льготы переселенцам), а новым законом от 22.12.1900 г. определило условия переселения на казенные земли русских крестьян, проживающих на Кавказе. Затем была издана инструкция для образования переселенческих участков на Кавказе (12.03.1901 г.), обозначившая размер наделов в расчете на душу мужского населения и варьировавшая его в зависимости от зоны проживания (высокогорной, средней, низменной). Первоначально практически все крестьянские поселки иногородних на территории современной Карачаево-Черкесии
были образованы на казенных землях. Однако, по замечанию современника интересующих нас процессов Б.М. Городецкого, площадь свободных казенных земель на Северном Кавказе была незначительной, поэтому она не могла «сыграть большую роль в деле земельного устройства местного безземельного иногороднего населения» [1; 467]. Поэтому после образования поселений иногороднее крестьянство стало создавать земельные товарищества, с помощью которых начало скупать угодья у частных землевладельцев. Этот процесс получил новый импульс с конца 1890-х гг., когда товарищества стали делать такие приобретения при поддержке Крестьянского Поземельного Банка.
Отметим, что Баталпашинский отдел Кубанской области с точки зрения властей изначально рассматривался в качестве территории, на которой имеется две категории «коренных» жителей - казаки и местные горцы. Исходя из этого, все другие - «пришлые» - сегменты населения относились к категории иногородних, вне зависимости от того, подселялись они к станицам, аулам и другим поселениям или создавали свои населенные пункты. В то же время среди жителей иногородних поселений также выделялись свои коренные и свои иногородние, хотя последняя категория жителей была, как правило, немногочисленной. При этом по своему составу крупные поселения иногородних крестьян являлись в целом гомогенными.
Села и хутора иногородних крестьян дореволюционного времени известны по берегам рек Кубани, Большого и Малого Зеленчука, Урупа. Основная их масса располагалась в плоскостной и предгорной зоне - Киево-Жураковский (1875) [2; 55], Дубянский (1883) [2; 39], Кольцовский (Муравьевский) (1909) [1; 493] и др. (Последний был практически сразу же после своего образования причислен к станице Усть-Джегутинской).
В то же время населенные пункты с русским и украинским иногородним населением стали основываться также в нагорной зоне региона. Одним из первых таких селений стал поселок Марухский (1868 г.) [2; 73], численность населения которого на 1875 г. составила 679 человек. В 1890 гг. на Кяфарской лесной казенной даче (в бассейне реки Большой Зеленчук), де-факто, проживало 34 крестьянских семьи (113 лиц мужского пола, 87 - женского). Желая легализовать свое поселение, они обратились в областное правление с просьбой об образовании нового поселка, но получили отказ [3; 59]. Тем не менее, в бассейне р. Кяфара (верховья речек Водяная и Кривая) крестьянами из Центральной России всё же было основано село Кривобалка, позднее переименованное в Ермоловское, а затем -в Верхнюю Ермоловку. (Часть жителей этого поселения переселилась на берег Большого Зеленчука, где создала хутор, вскоре разросшийся и получивший название Нижняя Ермоловка [4; 35, 110-111]). Там же в нагорной части региона, у истоков р. Уруп (в верхнем течении ее притока - речки Бульварки), русские переселенцы образовали село Пан-телеймоновское [4; 34]. Датой основания поселков Ермоловское и Пан-телеймоновское считается 1904 г. [1; 493].
Кроме того, в предгорной зоне терской части территории современной Карачаево-Черкесии в 1876 г. образовалось из иногородцев крестьянское село Михайловское. На 1890 г. здесь проживало 1072 чел. (144 двора; 65 домохозяйств не имело скота); имелось 1894 дес. удобной земли, 169 - неудобной; 906 голов крупного рогатого скота, 988 - мелкого, 55 лошадей, 1 питейное заведение, 1 - молочное, 1 кузница, 1 мельница; основное занятие населения - хлебопашество. В 1914 г. площадь земельного надела составляла 2063 дес.; в селе насчитывалось 223 двора и проживало
1616 чел. (в том числе 1464 коренных, 103 оседлых «пришлых», 49 временно проживающих). В поселении функционировали церковноприходская школа, церковь архангела Михаила, действовало кредитное товарищество, имелись одна ману-фактурно-бакалейная лавка, 2 водяные мельницы, 1 маслобойня, сыроваренный завод. На сельской земле имелись 6 хуторов, из них 5 - скотоводческих: Изюмский (1892 г., 7 дворов, 42 жителя, в основном коренных), Л. Кун (1904 г., 1 двор, 18 чел. «пришлых»), Айбазова (1889 г., 1 двор, 33 чел., большинство «коренных), Рябинина (1909 г., 1 двор, 22 чел., в основном «коренных»), Шияновых (1899 г., 3 двора, 68 чел., большинство «пришлых»). Хутор Ивановой (1 дом, 119 чел., большинство пришлых), специализировавшийся на промышленной переработке молочной продукции. (В нем находился даже сыроваренный завод) [5; 66-67; 6; 92-93].
В период правления императора Александра III (1881-1894), когда усилиями кавказского начальства и руководства Ставропольской и Екатеринодарской епархии Русской православной церкви в регионе развернулась активная миссионерская деятельность, на территории современной Карачаево-Черкесии стали возникать монастырские поселения, которые во многом также носили характер иногородних. С идеей восстановления христианского центра на месте Нижне-Архызских алан-ских храмов (долина реки Большой Зеленчук) к ставропольскому епископу обратился прибывший с афонской обители иеромонах Серафим (русский по национальности)1. До этого инициаторы этой акции получили одобрение
1 Как отмечал епископ Владимир, зарубежный сан афонца, по российскому закону, мог быть признан лишь со временем, после соответствующих процедур. Поэтому для начала епископ причислил Серафима к сословию мещан на правах послушника архиерейского дома.
главноначальствующего на Кавказе князя Дондукова-Корсакова [7; 668]. Определением Святейшего Синода от 22.05.-1.06.1887 г. учреждался мужской монастырь - Свято-Александро-Афонская Закубанская пустынь, переименованная вскоре в Свято-Александро-Невскую Зелен-чукскую пустынь. Официально монастырь был открыт 9.11.1889 года, первым настоятелем (игуменом) которого стал упоминавшийся выше Серафим (Титов). Отметим, что среди насельников монастыря были не только казаки, но и представители других сословий - крестьянского, мещанского, изредка - купеческого. Примечательна сословная принадлежность настоятелей монастыря: Серафим происходил из духовенства; сменивший его в 1903 г. выпускник Московского университета Ефрем был врачом; Зосима (с 1905 г.) являлся выходцем из крестьянской семьи Курской губернии; Феофил (1913-1918) - из мещан г. Ростова-на-Дону. Так возник первый в регионе монастырский поселок, где, помимо десятков священнослужителей, проживали и работники, число которых, в зависимости от сезона, варьировалось от 30 до 150. Монастырю принадлежали табун (свыше 100 лошадей), сельхозтехника (паровые молотилки, гидравлическая маслобойня), подворья (в станицах Ба-талпашинской, Невинномысской, Зеленчукской), ему были переданы средневековые Сентинский и Шоа-нинский храмы. Рядом с последним был построен скит (1894 г.), «имевший своей целью миссионерскую деятельность среди окрестных горцев» [8; 14-15, 22, 24, 33, 34-37, 43]. Второй монастырский поселок возник у карачаевского селения Сентинского (Нижняя Теберда) в 1895 г. (Официально открылся 24.01.1897 г.) [8; 43-44].
Интересно отметить, что к иногородним населенным пунктам на территории современной Карачаево-Черкесии относились также поселения «инородцев» (армян, евреев,
эстонцев и др.) [9; 81, 86, 88]. Они стали появляться в 1860-е гг. Часть таких населенных пунктов была образована коренными жителями Северного Кавказа, другая - мигрантами из прибрежных районов Черного моря, третья - представителями северо-восточной Европы.
Так, на берегу реки Джегонас (правый приток Кубани) образовался поселок Еврейский-Джегонас-ский. Имеются сведения, что он был основан первоначально близ устья одноименной реки в 1863 г. [10; 200]. По утверждению начальника Ба-талпашинского уезда Н.Г. Петрусе-вича, горские евреи переехали сюда «из разных аулов, где они постоянно проживали по торговым делам» [11; 102-121]. В 1874 г. здесь насчитывалось 189 чел. (99 лиц мужского пола) [12; 28]. По состоянию на 1886 г., в поселке функционировало 14 лавок (в том числе 2 мануфактурных, 12 бакалейных и мелочных), работали 2 коробейника, 31 кожевенник, 1 ремесленник [13; 20-21]. Побывавший в этом поселке в 1888 г. епископ Владимир (Петров) отмечал, что у местных жителей «костюмы... и ловкость горские». Кроме того, он обратил внимание на хорошее знание ими русского языка, незначительное развитие земледелия, но большую развитость кожевенного дела (выделки сафьяна) и торговли среди местных горцев. Отмечалось также, что жители арендовали участки у казаков. Помимо прочего, упоминались «миниатюрная» деревянная синагога и молодой местный раввин [7; 671].
В январе 1905 г. в кубанской прессе сообщалось, что «в еврейских земледельческих колониях, перешедших тогда из ведения Министерства Земледелия в ведение Министерства Внутренних Дел, введены будут управления по примеру крестьянских, существующих в русских деревнях» [14; 2]. Так, 24 марта 1905 г. постановлением общего присутствия Кубанского областного правления «из
евреев-горцев бывшего поселка Джегонасского» создавалось «особое селение, с наименованием его Джегонасско-Еврейским». Тем же решением в этом населенном пункте учреждалось сельское управление на основании общего положения о крестьянах от 1902 г. [15; 3].
Во исполнение этих решений из устья р. Джегонаса «поселок евреев выселяется в горы по верховью Джегонаса; верстах в 15 от станицы» Усть-Джегутинской, где им был отведен участок казенной лесной земли (1503 дес.). Туда к тому времени перебралось 22 семьи. Отмечается, что «за трехлетнее пребывание здесь» эти первые жители, «по исконному обычаю нагорного населения, успели истребить весь ценный лес». К тому времени они начали заниматься «выделкой кож, продажей дров и «скоблят дубы», то есть промышляют сбытом дубовой коры на кожевенные заводы». Кроме того, «многие из семейных не живут здесь, занимаясь торговлей в окрестных станицах и в поселках Кара-чая». Указывалось, что у 10-ти хозяев есть посевы кукурузы [16; 32, 67].
Переселение части осетин на левобережье р. Кубань документы относят к 1870 г. [17; 256]. Населенный пункт, образованный ими, в публикациях 1870 - начала 1880-х гг. именуется по-разному - поселок Шаонинский, Георгиевский, Георгиевский (Осетинский). Окончательное название утвердилось в виде села Георгиево-Осетиновское (в обиходе местного населения - «Осетиновка»).
На 1873 г. здесь имелось 157 дворов, где проживали 976 чел. (среди них 543 лица мужского пола) [18; 228-232]. На 15.12.1875 г. в селении зафиксированы одно общественное здание и 153 частных дома. Поголовье скота жителей составляло 1518 овец и коз, 390 коров и гулевого скота, 250 волов и 105 лошадей. Имелось также 7 пасек (150 ульев), 10 водяных мельниц, 1 лавка и 3 кузницы [19; 221]. В 1881 г. количество дворов в поселке составляло
168, жителей - 1125 чел. (в том числе один иногородний). Площадь земли - 6520 дес. Количество овец составляло 3300, волов - 350, крупного рогатого скота - 706, лошадей - 120. Действовало 5 мельниц, 2 кузницы, 2 пасеки, 2 лавки [20; 42-43].
По переписи 1897 г. в Батал-пашинском отделе проживало 380 армян, в том числе в его административном центре - станице Ба-талпашинской - 153 [21; 60-65]. В начале 1900-х гг. часть осетин создала в 12 км к юго-западу от Батал-пашинской, на левобережье р. Кубани, хутор Ново-Георгиевский. Когда большинство его составили поселившиеся здесь армяне (до того проживавшие в юрте казаков станицы Усть-Джегутинской), хутор получил обиходное название «Армяновка». Здесь проживали семьи из фамилий Айриян, Аваковых, Алавердовых, Арутюнянц, Атаянц, Давыдянц, Багдасаровых, Каспаровых и др. [4; 114; 22].
Греки как христиане, по закону от 27.02.1862 г., получили право переселяться из Османской империи в пределы России. На Северном Кавказе они расселялись - как и русские крестьяне из внутренних районов России - по нормам «Положения о заселении предгорий западной части Кавказского хребта... » от 10.05.1862 г. Прием греков на Северо-Западный Кавказ прекратился в 1897 г., а многие из них долгое время оставались турецкоподданными.
Первый греческий поселок на территории современной Карачаево-Черкесии, образовавшийся в 1869 году [18; 232] (по другим данным - в 1864-м [4; 163]), располагался на берегах реки Аксаут (один из истоков Малого Зеленчука). Он вначале упоминался в справочных материалах того времени как поселок Хасаутский, Греческий-Хасаутский, Хасаутско-Греческий; а окончательно за ним закрепилось название -село Хасаут-Греческое.
Здесь в 1874 г. проживало 138 чел. (из них 85 лиц мужского
пола) [12; 28]. К 15.12.1875 г. в поселке имелось 35 дворов, численность жителей составляла 139 чел., включая 6 лиц «духовного звания». Функционировали 1 церковь, 1 общественное строение, 1 водяная мельница. У жителей было 14 лошадей, 42 вола, 143 головы коров и гулевого скота; 1 пасека (13 ульев) [19; 221]. В 1881 г. в поселке было 38 домов и 155 жителей (причем из них 11 иногородних). Площадь поселковой земли составляла 2900 дес.; численность волов определялась в 46 голов, крупного рогатого скота - 50, лошадей - 21; также имелось 2 пасеки [20; 41-42].
В 1868 г. на р. Маруха появляется одноименный эстонский поселок [4; 168], который после образования русского села с таким же названием и в той же местности стал именоваться Марухский-Эстонский, Ма-рухско-Эстонский [20; 14-17, 41-42]. Интересно, что в декабре 1875 г. это селение уже упоминается вместе с образовавшимся к тому времени новым эстонским хутором - Хуса Карданик [12; 65], или, как его называли сами жители, Сори Кула [4; 168]. На тот момент в обоих поселениях имелось 165 дворов (но 150 домов), где проживало 680 чел. (в том числе 369 лиц мужского пола). Количество скота насчитывало: коров и гулевого скота - 445, лошадей -130, волов - 124, овец и коз - 89 [19; 221]. В 1881 г. количество дворов в Марухско-Эстонском составляло 53 (246 чел.), площадь земли - 5535 дес., овец - 40, волов - 57, крупного рогатого скота - 207, лошадей - 57. Имелись 1 кузница, 9 пасек [22; 4142]. В 1917 г. в поселке Хусы-Кардо-ник имелось 37 семей (189 чел.) [23].
Побывав у истоков Малого Зеленчука в начале ноября 1888 г., епископ Ставропольский и Екате-ринодарский Владимир особо отмечал, что здесь «на незначительном пространстве собралось несколько народностей: тут и казачья станица (Кардоникская), и Греческий посёлок (Хасаут), и посёлок Эстонский, и улус Горский (Хусен-Кардоник), и
посёлок Русских крестьян (Марух-ский)». По его же словам, данная местность, «несмотря на свою возвышенность, удобна для хлебопашества, сенокошения и пастьбы скота» [7; 676-677].
Таким образом, на территории современной Карачаево-Черкесии в 1860-1910-е гг., помимо горских и казачьих поселений, стали возникать так называемые иногородние населенные пункты. Они были представлены не только славянским населением, но и «инородческим». Подавляющее большинство из них, в том числе расположенные
в нагорной зоне с относительно суровым климатом, образовавшись на казенной земле, оказались довольно зажиточными и вскоре после своего основания были в состоянии вести товарное хозяйство и при помощи вспомогательных структур (товарищества, банки) даже скупать соседние земли (прежде всего, частновладельческие). Иногородние крестьянские селения заняли свою важную нишу в поликультурном местном сообществе и сыграли свою немаловажную роль в экономическом развитии региона, как в описываемое время, так и позднее.
Примечания:
1. Городецкий Б.М. Развитие крестьянского земледелия на Северном Кавказе в связи с деятельностью крестьянского поземельного банка. Статистико-экономи-ческий очерк // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1913. Т. 18. С. 397-524.
2. Михайлов И.В. Территория проживания: Карачаево-Черкесская республика. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. 132 с.
3. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 454. Оп. 2. Д. 1061.
4. Михайлов И.М. Населенные пункты Карачаево-Черкесской Республики. Черкесск, 2001. 189 с.
5. Статистические таблицы населенных мест Терской области. Т. I, вып. III: Пятигорский отдел / под ред. Е. Максимова. Владикавказ: Изд. Терского стат. комитета, 1890. 80 с.
6. Список населенных мест Терской области (по данным к 1-му июля 1914 г.). Приложение к «Терскому календарю» на 1915 г. / под ред. С.П. Гортинского. Владикавказ: Электро-печатня Тип. Терск. Обл. Правл., 1915. 459 с.
7. Из путевых заметок епископа Владимира о Северном Кавказе // Русский архив. М.: Университетская типография на Страстном бульваре, 1904. Вып. 4. С. 664-682.
8. Плотников В., Логвиненко Л. Александро-Невский Зеленчукский монастырь. Нижний Архыз: Изд. центр «Cygnus», 2001. 53 с.
9. Шамрай В.С. Историческая справка об иногородних в Кубанской области по документам, извлеченным из дел Кубанского войскового архива // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1901. Т. 7. С. 76-132.
10. Колесов В.И., Сень Д.В. Недолгая история горских евреев Северо-Западного Кавказа // Диаспоры. Независимый научный журнал. М.: Наука, 2000. № 3. С. 198-210.
11. Центральный государственный архив республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСОА). Ф. 262. Оп. 1. Д. 71.
12. Ведомость о числе жителей в станицах, селах, поселках, колониях и аулах Кубанской области с показанием количества земли, принадлежащей каждой населенной местности // Памятная книжка Кубанской области на 1875 год, с приложением карты, изданная от Кубанского областного правления. Екатеринодар: Типография Куб. обл. правления, 1875. С. 14-28.
13. Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1888. Вып. III. С. 171-322.
14. Кубанские областные ведомости. Екатеринодар, 13 января 1905.
15. Кубанские областные ведомости. Екатеринодар, 12 марта 1905.
16. Македонов Л.В. В горах Кубанского края. Быт и хозяйство жителей нагорной полосы Кубанской области. Воронеж: Типо-лит. «Т-ва Н. Кравцов и К», 1908. 323 с.
17. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (1790-1917). Сборник документов / сост. В.П. Невская, И.М. Шаманов, С.П. Несмачная. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1985. 287 с.
18. Памятная книжка Кубанской области, изданная от Кубанского областного правления. Екатеринодар: Типография Куб. обл. правления, 1873. 370 с.
19. Баталпашинский уезд по статистической переписи, составленной к 15 декабря 1875 года // Памятная книжка Кубанской области на 1876 год с картою. Издание Кубанского областного правления. Екатеринодар: Типография Куб. обл. правления, 1876. Приложение. С. 221.
20. Памятная книжка Кубанской области. Екатеринодар: Типография Куб. обл. правления, 1881. 341 с.
21. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. LXV (65): Кубанская область / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб: Изд. Центр. стат. комитета МВД, 1905. 263 с.
22. Багдасарова Б. Виновных уж нет // День республики. Черкесск, 2015. 14 мая.
23. Алфавитный список дач и населенных пунктов Кубанской области, по данным переписи 1917 года. Баталпашинский отдел. URL: http://kubangenealogy. ucoz.ru/index/0-5 (дата обращения: 12.05.2019).
References:
1. Gorodetsky B.M. The development of peasant farming in the North Caucasus in connection with the activities of a peasant land bank. Statistical-economic essay // Kuban collection. Ekaterinodar, 1913.Vol. 18. P. 397-524.
2. Mikhaylov I.V. Territory of residence: Karachay-Cherkess Republic. Stavropol: Stavropolservischool, 2004. 132 pp.
3. The State Archives of the Krasnodar Territory (GAKK). F. 454. Op. 2. D. 1061.
4. Mikhaylov I.M. Settlements of the Karachay-Cherkess Republic. Cherkessk, 2001. 189 pp.
5. Statistical tables of populated areas of the Terek region. Vol. I. Vol. III / Pyatigorsk department / ed. by E. Maximov. Vladikavkaz: Publishing house of Terek State Committee, 1890. 80 pp.
6. List of settlements of the Terek region (according to data by July 1, 1914). Appendix to "Terek Calendar" for 1915 / ed. by S.P. Gortinsky. Vladikavkaz: Electro-Printing Typography of Terek Regional Dep., 1915. 459 pp.
7. From the travel notes of Bishop Vladimir about the North Caucasus // Russian Archive. M.: University Printing House on Strastnoy Boulevard, 1904. Iss. 4. P. 664-682.
8. Plotnikov V., Logvinenko L. Alexander Nevsky Zelenchuk monastery. Nyzhny Arkhyz: Cygnus Publishing house, 2001. 53 pp.
9. Shamray V.S. Historical background on nonresident in the Kuban region according to documents extracted from the files of the Kuban military archive // Kuban collection. Ekaterinodar, 1901.Vol. 7. P. 76-132.
10. Kolesov V.I., Sen D.V. A Short History of Mountain Jews of the Northwest Caucasus // Diasporas. Independent Scientific Journal. M.: Nauka, 2000. No. 3. P. 198-210.
11. The Central State Archive of the Republic of North Ossetia-Alania (TsGA RSOA). F. 262. Op. 1. D. 71.
12. A statement of the number of residents in stanitsas, villages, townships, colonies and auls of the Kuban region with an indication of the amount of land belonging to each populated area // The Memorial Book of the Kuban Region for 1875,
with a map attached, published by the Kuban Regional Government. Ekaterinodar: Printing house of the Kuban Regional Board, 1875. P.14-28.
13. Anisimov I.Sh. Caucasian mountain Jews // Collection of materials on ethnography, published at Dashkov Ethnographic Museum. M., 1888. Iss. III. P. 171-322.
14. Kuban regional sheets. Ekaterinodar, January 13, 1905.
15. Kuban regional sheets. Ekaterinodar, March 12, 1905.
16. Makedonov L.V. In the mountains of the Kuban Territory. Life and economy of the inhabitants of the highlands of the Kuban region. Voronezh: Typo-lithography of the partnership of N. Kravtsov and Co., 1908. 323 pp.
17. Socio-economic, political and cultural development of the peoples of Karachay-Cherkessia (1790-1917). Collection of documents / comp. by V.P. Nevskaya, I.M. Shamanov, S.P. Nesmachnaya. Rostov-on-Don: RSU Publishing house, 1985. 287 pp.
18. The memorial book of the Kuban region, published by the Kuban regional government. Ekaterinodar: Printing house of the Kuban Regional Board, 1873. 370 pp.
19. Batalpashinsky district according to the statistical census compiled by December 15, 1875 // The memorial book of the Kuban region for 1876 with a map. Edition of the Kuban regional board. Ekaterinodar: Printing house of the Kuban Regional Board, 1876. Appendix. P. 221.
20. The memorial book of the Kuban region. Ekaterinodar: Printing house of the Kuban Regional Board, 1881. 341 pp.
21. The First General Census of the Population of the Russian Empire in 1897. Vol. LXV (65) / Kuban Oblast / ed. by N.A. Troynitsky. SPb: Publ. Center of the State Committee of the MIA, 1905. 263 pp.
22. Baghdasarova Bella. There are no culprits any longer // Republic Day. Cherkessk, May 14, 2015.
23. Alphabetical list of summer cottages and settlements of the Kuban region, according to the census of 1917. Batalpashinsky department. URL: http:// kubangenealogy.ucoz.ru/index/0-5 [access date: 12.05.2019].