Научная статья на тему 'Инновация как средство экономического развития: обзор научных теорий'

Инновация как средство экономического развития: обзор научных теорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2068
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ / РИСК / НОВШЕСТВО / AN INNOVATION / SOCIAL VARIATION / A CULTURAL CHANGE / RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухалова Наталья Александровна

В статье представлен анализ научных подходов к инновационной деятельности. Выявлена специфика трактовки категории «инновация» сквозь призму различных научных дисциплин. На основе сравнительного анализа инновационного и стабильного процессов развития организации сделаны выводы о сущности и особенностях инновационной деятельности. Обоснована необходимость использования системного подхода при изучении различных аспектов инновационной деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION AS MEANS OF ECONOMIC PROGRESS: THE REVIEW OF RESEARCH PAPERS

In article the analysis of scientific approaches to innovative activity is presented. The specific character of treatment of a category «innovation» through a prism of various scientific disciplines is revealed. On the basis of the comparative analysis of innovative and stable developments of the organization are drawn conclusions on essence and features of innovative activity. The indispensability of use of the system approach is proved at studying various aspects of innovative activity of the organization.

Текст научной работы на тему «Инновация как средство экономического развития: обзор научных теорий»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ИННОВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОБЗОР НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ

Н. А. Бухалова, к.с.н., доцент кафедры «Гуманитарные науки» НГИЭИ

Аннотация. В статье представлен анализ научных подходов к инновационной деятельности. Выявлена специфика трактовки категории «инновация» сквозь призму различных научных дисциплин. На основе сравнительного анализа инновационного и стабильного процессов развития организации сделаны выводы о сущности и особенностях инновационной деятельности. Обоснована необходимость использования системного подхода при изучении различных аспектов инновационной деятельности организации.

Ключевые слова: инновация, социальное изменение, культурное изменение, риск, новшество.

В основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства. Инновационная активность экономики приобрела характер центрального социально-экономического процесса в индустриально развитых странах. Изменения факторов производства выражаются в возрастании их информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих. Эти тенденции тесно связаны с трансформацией форм и методов организации субъектов хозяйственной деятельности и управления ими.

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень науко-емкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга)

производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Использование новейших технологий позволяет самым радикальным образом экономить природные ресурсы, сырье, материалы, топливо на всех стадиях - от добычи и комплексной переработки до использования в производстве. Затраты ресурсов сокращаются чуть не на 80 %.

Инновационная деятельность в России пока не получила того теоретического и практического развития, которое способствовало бы преодолению затяжного экономического кризиса, изменению характера, объемов и уровня производства во всех сферах хозяйства. А ведь в промышленно развитых странах на реализацию продуктов инновационной деятельности приходится свыше 20 % прироста национального дохода.

Процесс осуществления инноваций в организации представляет собой приведение всех компонентов организации в состояние соответствия с изменяющейся ситуацией. В связи с этим важно определить суть социальных изменений, так или иначе связанных с организацией следующим образом.

Изменение - это процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, возникновение у них новых свойств, функций, отношений. При этом нужно сказать, что следует рассматривать социальные и культурные изменения во внешней среде и организации.

Социальное изменение - переход социального объекта из одного состояния в другое; любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, а также в поведении членов общества. Примерами таких изменений являются изменение взаимоотношений между различными структурными единицами (личностями, организациями или социальными институтами), изменение их статусов, возникновение новых социальных объединений и т.д.

Культурное изменение - переход любого культурного образца (ценности или социальной нормы) из одного состояния в другое. Приведем примеры культурных изменений: популяризация (повышение рейтинга ценности) отдельных продуктов; изменение норм власти и подчинения; появление новых форм и способов передачи информации и т. д. Кроме того, к культурным изменениям относятся все изменения материальной части организации (имеются в виду не сырьевые ресурсы, а созданные людьми материальные ценности).

Определив границы процесса изменений, целесообразно перейти к анализу содержания понятия инновация. Наряду с данным понятием в отечественной и зарубежной экономической литературе нередко используются такие категории, как «новшество» и «нововведение». Следует отметить, что встречаются различные трактовки смыслового содержания этих понятий. В некоторых случаях они используются как синонимы. Дело в том, что в современном русском языке значения этих слов достаточно схожи, и они интерпретируются как новое правило, новый порядок, метод или изобретение. Однако определенные различия между ними существуют.

«Новшество» характеризует определенную новизну и в этом смысле данное понятие близко к понятию «изобретение». «Нововведение» - освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления. Это такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения нового относительно стабильные элементы [5]. В целом, нововведение означает, что новшество используется.

С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией, которая представляет собой «деятельность, направленную на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм»

[7].

В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены 2 точки зрения: в первом случае, нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом - как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Нам представляется более правильным определить сущность инновации как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц или организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом важным признаком инновации должна выступать новизна ее потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль. Таким образом, понятие «инновация» распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах; любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создание условий для такой экономии.

Все существующие определения «инновации» можно классифицировать по 5 основным подходам:

• объектному (в отечественной литературе в этом случае в качестве определяемого термина часто выступает слово «нововведение»);

• процессному;

• объектно-утилитарному;

• процессно-утилитарному;

• процессно-финансовому.

Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект - результат научно-технического прогресса: новая техника, технология.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей -товаров, техники, технологий, организационных форм и т.п.

Объектно-утилитарный подход к определению термина «инновация» характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект - новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения - способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом.

В отличие от объектно-утилитарного процессноутилитарный подход к определению термина «инновация» заключается в том, что в данном случае инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научного исследования.

Во всех приведенных определениях термин «инновация» трактуется применительно к конкретной формальной ситуации. В этих подходах не раскрывается экономическая сущность инноваций, нет четких критериев определения инноваций с позиции их экономических результатов. Вследствие этого, каждое новшество, в том числе менее прогрессивное, неэффективное нововведение можно трактовать как инновацию.

Для более глубокого раскрытия понятия «инновация» следует использовать системный подход с позиций целеполагания и разви-

тия. В рамках этого подхода определение инновации будет выглядеть так: инновация есть процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект.

Инновация должна:

1) обладать новизной;

2) удовлетворять рыночному спросу;

3) приносить прибыль производителю.

Таким образом, инновации присущи в равной мере три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость.

Наряду с предложенной выше классификацией подходов к определению содержания понятия «инновация», можно проследить и различия в его трактовке различными дисциплинами, занимающимися инновационными проблемами. Так, социология подчеркивает аспект духовного творчества и рассматривает инновацию в контексте научной и умственной деятельности. Инновация - это и мотивация трудовой деятельности, и способы поведения, которые качественно отличаются от имевших место ранее. Теоретическое системное определение представляет инновацию как активное или пассивное изменение данной системы в отношении к внешней среде. В организациях нововведение рассматривается как такое целенаправленное изменение, которое вносит в организацию (в ее цели, технологию, организационный порядок и т. д.) новые стабильные элементы и потенциально или фактически тиражируемое в своих основных чертах. Это любое позитивное изменение параметров организации, которое способствует развитию и повышению эффективности ее работы [1].

Рассматривая различные трактовки понятия «инновация», можно сделать следующие выводы:

• любая инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, т.е. удовлетворение определенной общественной потребности;

• инновация всегда рассматривается как сложный процесс, который должен являться объектом планирования и управления;

• реализация инновации связана с интенсификацией процессов исследований и разработок, обновлением производства и распространением новшества;

• любая инновация должна обеспечивать определенный технический, экономический и (или) социальный эффект.

В самом общем виде инновации можно определить как обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.

Нововведение, как правило, рассматривается в контексте инновационной деятельности. Под данной категорией обычно понимается способ удовлетворения потребностей производства и других областей путем качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства. Добиться качественных изменений удается лишь на основе научных знаний, воплощения их в конкретных товарах. Зарождаясь в сфере науки, инновации проходят стадию создания искусственных средств и способов деятельности, т.е. стадию технических изобретений, и лишь затем попадают в сферу производства, вызывая в нем прогрессивные преобразования.

Следует добавить, что инновационная деятельность не является единичным актом внедрения какого-либо новшества, а представляет собой целенаправленную систему мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максимум инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий.

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, т. к. полная гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности. В отличие от крупных, малые предприятия более подвержены риску, поэтому их обычно называют «рисковыми» предприятиями.

Высокий риск сопровождается высокой его компенсацией: возможная норма прибыли от инновационных проектов гораздо выше обычной. Именно это позволяет инновационной сфере существовать и развиваться.

В целом, представление о сущности и особенностях инновационной деятельности можно получить на основе сравнительного анализа инновационного и стабильного процессов развития организации.

Таблица 1

Различия инновационного и стабильного процесса

№ п/п Характеристика процесса Инновационный процесс (Рутинный) Стабильный процесс

1. Конечная цель Удовлетворение новой общественной потребности Удовлетворение сложившейся общественной потребности

2. Пути достижения целей Многочисленны и не определены Немногочисленны, известны оптимальные

3. Риск при достижении цели Высокий Низкий

4. Период образования связи от конца к началу процесса Длительный Короткий

5. Т ип процесса Дискретный Непрерывный

6. Управляемость (возможность планирования) Низкая Высокая

7. Планы Долгосрочные, возможна их корректировка Краткосрочные, имеющие характер директив, заданий

8. Развитие системы, в рамках которой осуществляется процесс Переход на новый уровень развития Сохранение данного уровня развития

9. Взаимодействие со сложившейся системой интересов участников процесса Вступает в противоречия Основывается на них

10. Степень совпадения интересов участников процесса Низкая Высокая

11. Распределение сфер ответственности Перераспределяются Стабилизируются

12. Формы организации Г ибкие, со слабой структуризацией Жесткие, основанные на нормах и регламенте

Проанализировав основные понятия, обратимся немного к истории возникновения инновационных концепций развития организации.

Обращение к проблемам инноваций в социологических исследованиях восходит к работам культурологов прошлого века, трактовавших инновацию как процесс введения элементов одной культуры в другую, а также работам экономиста Й. Шумпетера, который увидел в технических инновациях средство преодоления экономических спадов. Он выделяет четыре основные разновидности нововведения:

1. Новое, еще неизвестное в сфере потребления, благо, либо новое качество известного блага.

2. Новый, более эффективный метод производства известной продукции, не связанный с научным открытием.

3. Открытие новых возможностей сбыта известной продукции.

4. Реорганизация производства, ведущая к подрыву установившейся монополии.

Разработка проблематики инновационных концепций развития организации связана также с именем К. Левина. Так он выделил 3 фазы изменений:

1) «размораживание» - ситуацию тревожности, напряженности, готовности коллектива к переменам;

2) «собственно изменение» - «идентификация» работника с процессом нововведения, проявляющаяся в готовности работника следовать проекту и «усвоение» - когда люди переводят цели изменений в плоскость личных целей и норм;

3) «замораживание» - испытание и институционализация новых образцов, созданных в ходе изменений.

В современной организационной традиции инновационная проблематика представлена в работах И. Ансоффа, К. Аджириса, С. Беккера,

К. Девиса и др. инновационный процесс рассматривается обычно как социокультурный процесс, связанный со сменой последовательных фаз освоения новшества (жизненный цикл инновации).

Принципиально можно выделить 2 типа моделей, описывающих этот процесс:

1. Индивидуально-ориентированные модели, где инновация рассматривается через призму изменения отношения членов организации к новшеству (когнитивная модель) (Дж Залтман, Р. Лэвиджем, Дж Штайнер и

др.)

2. Организационно-ориентированные модели, где инновационный процесс рассматривается как созидательный процесс формирования принципиально новых, ранее существовавших конфигураций, обеспечивающих распространение новшества. Процесс инновации рассматривается

здесь одновременно как поэтапный процесс (жизненный цикл) структурнофункциональных изменений в социальной системе и изменений в символических структурах ее членов (Р. Данкан, Э. Роджерс, Дж Миллоу и др.).

Особое развитие инновационные концепции развития организации получили в нашей стране с начала 80-х гг. (Н. И. Лапин, А. И. Пригожин, Б. З. Сазонов, В. С. Дудченко и др.). Так, например, согласно А. И. При-гожину, проект изменений рассматривается как совокупность идеальных представлений о желательном состоянии организации. Суть организационного развития сводилась к процессу обеспечения условий для перевода организации из «реального состояния» в «желаемое» или создание инструмента под реализацию этой цели. Б. З. Сазонов отмечает, что любое качественное изменение в рамках данной концепции рассматривается как позитивное и самоценное для организации, даже если оно препятствовало режиму ее нормального функционирования. При этом за основу берется принципиальное противопоставление организационного развития функционированию.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что инновационные концепции развития организации имеют довольно богатую традицию. Дисциплины, занимающиеся инновационными проблемами, вкладывают в понятие «инновация» различное содержание. Категория «инновация» довольно неоднозначна, что отражается в наличии различных подходов к анализу ее содержания и использовании данного понятия в рамках широкого спектра дисциплин, каждая из которых дает свое понимание этого термина, делая акцент на различных аспектах данного явления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бешелев, С. Д. Нововведения и мы / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. - М.: Наука, 1990. - 208 с.

2. Дятлов, А. Н. Общий менеджмент: Курс лекций / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников. - М., 2003. - 336 с.

3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой - М.: ИНФРА-М, 2001. - 327 с.

4. Медынский, В. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие / В. Г. Медынский, Л. Г.Шаршукова. - М.: ИН-ФРА-М, 1997. - 240 с.

5. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия / А. И. Пригожин. - М.: Изд-во полит. Литературы, 1989. - 271 с.

6. Фонотов, А. Г. Россия от мобилизационного общества к инновационному / А. Г. Фонотов. - М.: Наука, 1993. - 272 с.

7. Социология организаций. Словарь-справочник. - М.: Издательство «Союз», 1996. - 132 с.

INNOVATION AS MEANS OF ECONOMIC PROGRESS: THE REVIEW OF RESEARCH PAPERS

N. A. Buhalova, the candidate of sociological sciences, the senior lecturer of faculty «Humanities»

Annotation. In article the analysis of scientific approaches to innovative activity is presented. The specific character of treatment of a category «innovation» through a prism of various scientific disciplines is revealed.

On the basis of the comparative analysis of innovative and stable developments of the organization are drawn conclusions on essence and features of innovative activity. The indispensability of use of the system approach is proved at studying various aspects of innovative activity of the organization.

The keywords: an innovation, social variation, a cultural change, risk, an innovation.

ТЕХНИКА ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА В КАДРОВЫХ

АГЕНТСТВАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Л. Н. Матвеева, преподаватель кафедры «Экономика и статистика» НГИЭИ

Аннотация. В статье рассматриваются кадровые агентства Нижегородской области как один из важнейших показателей социального и экономического развития городов; а так же этапы подбора персонала и современные технологии подбора на рынке труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: агентства, клиент, заказчик, работник, персонал, рекрутинг, хедхантинг.

В настоящее время основным связующим звеном между работником и работодателем являются кадровые агентства. Это своего рода посредники на рынке труда и независимые организации, которые занимаются оказанием услуг фирмам и предприятиям-заказчикам по поиску и подбору персонала. Кроме этого, агентства оказывают так же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.