Научная статья на тему 'Инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность: сущность, признаки, классификации'

Инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность: сущность, признаки, классификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23105
2331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАТИКА / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВООБРАЗОВАНИЕ / НОВОВВЕДЕНИЕ / ИМИТАЦИЯ / МОДИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркова Татьяна Ивановна

Статья посвящена вопросам использования информационных технологий для решения экономических задач. В статье дана характеристика понятию «инновация», истории его появления, классификация определений по различным признакам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность: сущность, признаки, классификации»

Т.И. Маркова

ИННОВАЦИЯ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИИ

Ключевые слова: инноватика, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, новообразование, нововведение, имитация, модификация.

Аннотация

Статья посвящена вопросам использования информационных технологий для решения экономических задач. В статье дана характеристика понятию «инновация», истории его появления, классификация определений по различным признакам.

Сущность инноваций проявляется в реализации определенных экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами в процессе совершенствования технико-экономической основы производственных процессов. Конечным назначением инноваций является удовлетворение производственных и личных потребностей в измененных или новых товарах и услугах. В связи с этим инновации становятся важной составляющей любой экономической системы, в том числе и современной экономики России.

Определений термина «инновация» много. Согласно англо-русскому словарю: «Инновация - это нововведение, новшество, изменение». Довольно емкое объяснение термина «инновация дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В.А. Макаренко: «Инновация (анг. innovation - нововведение, новшество от лат. innovatio - возобновление, обновление):

- вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии;

- новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научнотехнического прогресса;

- выработка, синтез новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политические программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер;

- в языкознании - новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии.

Таким образом, можно сказать, что инновации (нововведения, новшества, изменения) возможны во всех сферах деятельности человека.

Инновация - это результат исследований, разработок, новое или усовершенствованное социально-экономическое решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей.

Инновация (нововведение) представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.

Схематически нововведение может быть представлено в виде системы, имеющей прямые и обратные связи (рисунок 1).

Маркетинг, реклама, сбыт Рисунок 1 - Нововведение как процесс создания нового продукта

В таблице 1 приведена классификация определений инноваций по различным признакам. Приведенные примеры определений инноваций показывают многоаспектность, комплексность и неоднозначность научных и практических подходов к инновационной деятельности.

Таблица 1 - Классификация определений инноваций

Признак Примеры определений

Факт и масштаб новшества Инновация - важное изменение в status quo социальной системы, опирающееся на новые знания социальных отношений, новые материалы и машины и имеющее целью прямое или косвенное улучшение внутри и (или) вне системы

Восприятие новизны Инновацией является то, что предлагается или может быть представлено как новшество для предприятия. (Важны не научно-технические новшества, а изменения в сознании.) Под инновацией следует понимать все изменения процессов, которые происходят на предприятии впервые

Новая комбинация целей и средств Инновация представляется результатом двух процессов: с одной стороны, возникают предложения по решению проблем с помощью новых идей, открытий и изобретений, а с другой стороны, спрос на решение проблем, который постоянно меняется. Если обе стороны накладываются и при этом хотя бы с одной стороны используется что-то новое, то имеет место инновация

Реализуемость Если имеется изобретение, обещающее экономический эффект, то необходимы инвестиции для подготовки производства и вхождения на рынок. Если при этом достигается внедрение на рынке новых продуктов или появляется новая технология, то говорят об осуществлении продуктовой или технологической инновации

Новшество как процесс Инновация представляет собой совокупный процесс исследования, разработок и применения технологии. Этот процесс, как следует из определения, состоит из нескольких логически следующих друг за другом фаз (субпроцессов), различающихся по содержанию

Существуют различные подходы к классификации инноваций.

Классификация инноваций по степени новизны:

- базисные инновации - реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники;

- улучшающие инновации - связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

- псевдоинновации - направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.

Классификация инноваций по причинам возникновения:

- реактивные инновации направлены на выживание фирмы, появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.

- стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

Классификация инноваций по характеру применения (направленности) различают:

- продуктовые инновации, которые направлены на производство и использование новых продуктов и услуг;

- рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках;

- инновации-процессы, нацеленные на новые технологии, организацию процесса и управление;

- социальные инновации, ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур;

- комплексные инновации, представляющие единство нескольких видов изменений.

Классификация инноваций по функциональным областям деятельности предприятия:

- инновации в производство;

- инновации в закупки, сбыт, персонал и т.д.

По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируют на потребительские и инвестиционные, по степени сложности (или масштабу) - на сложные (синтетические) и простые инновации.

Целесообразно классифицировать инновации по уровню инновативности, оцениваемому уровнем неопределенности и риска инновации, а также потребной суммы инвестиций, тесно коррелируемой с размерами предприятия. По сути дела выделяются зоны инноваций.

Уровень неопределенности и риска оценивается эмпирически: низкий, средний, высокий. Аналогично оценивается потребная сумма инвестиций на реализацию инновации: малая, средняя, большая. Если быть точным, то надо было бы говорить об относительной сумме инвестиций, так как большая сумма для мелких предприятий может перейти в разряд малых для крупных предприятий, и наоборот.

По уровню инновативности выделяют три вида инноваций: модификация, имитация и собственно инновация.

Модификации существующих продуктов, технологий или систем управления характеризуются, как правило, низким уровнем рисков и малыми затратами.

Имитации относятся к инновациям со средним уровнем рисков, так как в большинстве случаев реализуются уже апробированные на других предприятиях новшества. Потребная сумма инвестиций обычно гораздо выше, чем у модификации, так как зачастую необходимо вкладывать средства на освоение новых рынков. Зона имитации по горизонтальной оси существенно шире по сравнению с зоной модификации. Это объясняется тем, что имитации в области управления или схем организации не требуют больших инвестиций.

Модификации целесообразно осуществлять в рамках существующей на предприятии системы управления текущей деятельностью, используя для оценки точные методы количественной оценки эффективности инвестиций: статические и динамические.

Реализация имитации будет более успешной в рамках специально выделенного подразделения из имеющихся в структуре предприятия, например, отдела научноисследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР), отдела учета и анализа, отдела персонала и т.д.

Технический прогресс включает следующие основные фазы: инвенция, инновация, имитация и модификация.

К инвенциям относятся новые научно-технические знания, технологии, процессы, изобретения и другие факторы, полученные в результате проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ. Наличие у предприятия инвенции не означает, что осуществлена инновация; в этом случае можно говорить лишь о необходимых, но недостаточных предпосылках для реализации инновационного процесса.

Имитация - копия апробированной на рынке инновации.

Модификация - физические изменения в объекте нововведения, которые не связаны с расширением базиса научно-технических знаний. В качестве примеров модификации можно назвать изменение формы продукта, качества, упаковки и т. п. Благодаря модификации можно сдвинуть вправо последнюю стадию жизненного цикла продукции.

Данные понятия являются базовыми для концепция инноватики - область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности, заложена в работах Н.Д. Кондратьева.

В настоящее время данная концепция интенсивно разрабатывается экономистами в части влияния технологических инноваций на развитие экономических систем. Ряд проведенных исследований привел к дополнению пяти признаков понятия «инновация» (использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа); внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменение в организации производства и его материальнотехническом обеспечении; появление новых рынков сбыта), предложенных Шумпетером, еще одним, шестым - изменение в профессиональной подготовке рабочей силы, усиление в ней образовательной и научной составляющей.

Это привело к тому, что в исследовательскую терминологию вошли понятия «инновационный процесс» и «инновационная деятельность». При этом и инновационный процесс, и инновационная деятельность выступают как два взаимосвязанных события, поскольку инновационный процесс без завершающей стадии не существенен. Само же понятие «инновация» представляет собой, с одной стороны, технико-технологическое воплощение, с другой - социально-экономическое. Технико-технологическая сторона подчеркивает изменение производственного процесса и появление продукции с изменившимися свойствами или просто нового вида продукции. В социальноэкономическом аспекте инновация - это ресурс, фактор экономического роста, который модифицирует экономику, насыщая ее дифференцированными видами продукции, увеличивает мощность как внутреннего, так и международного рынка и, в конечном итоге, способствует удовлетворению возрастающих потребностей промышленной сферы и населения.

Под инновацией можно понимать любые процессы, приводящие к появлению новшеств. Действительная новизна продукта или процесса должна всегда приводить к росту экономического эффекта от его использования. Новизна бывает:

- абсолютная - если отсутствуют аналоги конкретному новшеству;

- относительная - касается новшества, впервые внедряемого на данном предприятии, но уже применявшегося на других предприятиях;

- частичная - это обновление какого-либо элемента, узла изделия.

Инновационный процесс - совокупность этапов и действий по достижению цели и результатов инновации. Предложенное определение инновационного процесса предполагает четкое разграничение понятий цели и результатов инноваций.

Цель - как сформулированное желание в определенной сфере деятельности предприятия - может достигаться за счет разработки и внедрения различных видов конкретных продуктов и технологий материального и нематериального характера, которые нами определяются как результат инновации. Цели инновации обязательно корреспондируются с целями предприятия и могут достигаться с помощью различных видов новых продуктов и технологий. Следует заметить, что поставленная цель могла быть достигнута за счет других результатов инновации. Корректировка цели инновации, как правило, приводит к корректировке результатов.

Инновационный процесс можно представить в следующей очередности этапов, представленной в таблице 2.

Таблица 2 - Характеристика этапов инновационного процесса

Этапы инновационного процесса Характеристика этапов инновационного процесса

Идея Более или менее осознанное решение заняться предметом исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономическую выгоду

Открытие Установление существования ранее неизвестных явлений, материалов, зависимостей, связей и т. п.

Исследование Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров

Разработка Превращение результатов исследования и наблюдений в схему, конструкцию, опытный образец, прототип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать полезными для достижения определенных целей

Изобретение Выявление свойств и признаков инновации, пригодных для патентирования или публикации

Внедрение Продвижение нового продукта или услуги на рынок либо новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке

Текущая реализация Серийное производство, создание сбытовой сети, вытеснение существующих видов продукции и т. п.

Основными признаками инновации, позволяющие отнести ее конкретному виду, что определяет в значительной мере подход к управлению инновационным процессом на предприятии, являются: новизна, неопределённость и риск, комплексность,

конфликтность.

Новизна. Этот признак в наибольшей степени характеризует процесс изменений. Чем выше уровень новизны, тем больше величина инвестиций в материальновещественные и человеческие ресурсы.

Неопределенность и риски. Уровень новизны определяет также степень неопределенности, которая объясняется недостаточным опытом и опасностью провала в реализации новых идей. Риск состоит, прежде всего, в том, что результаты либо вообще не достигаются, либо достигаются с опозданием, что в первую очередь влияет на имидж предприятия. Возможна ситуация, когда результаты достигаются с существенным превышением фактических затрат (выплат) над плановыми, что в конечном итоге снижает уровень конкурентоспособности продукции и ведет к потере позиций на рынке.

Комплексность. Инновации нельзя рассматривать как изолированные мероприятия. Необходимость координации различных участников и отдельных этапов инновационного процесса является признаком комплексности, что требует самостоятельной организационной структуры по управлению) инновационными процессами.

Конфликтность. Перечисленные выше признаки инноваций являются с высокой степенью вероятности причинами межличностных и деловых конфликтов. Практически всегда возникают конфликты, когда сотрудники предприятия в результате реализации нововведения кроме своей работы должны будут выполнять новые функции и иметь дополнительные обязанности.

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.

Инновационная деятельность предполагает выполнение работ и этапов, которые до сих пор не имели места на предприятии. Объем и содержание этих работ зависят от вида инновации и имеющегося потенциала предприятия.

Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс эволюционного преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, новому подходу к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг.

Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей. Кроме того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения дополнительной прибыли.

Инновационная деятельность в сфере технологической подготовки производства направлена на обновление оборудования, приборов и оснастки, освоение новых способов повышения качества продукции, организации и планирования производственных процессов. Механическая обработка предметов труда последовательно на основе инновационной деятельности уступает место непрерывным физико-химическим процессам. Получает развитие планарная технология -высокопроизводительный метод группового изготовления полупроводниковых приборов и интегральных схем для логических и запоминающих устройств.

Технологические направления инновационной деятельности обеспечивают повышение эксплуатационных показателей новых изделий, снижают затраты труда и материалов. При этом каждая из технологических НИР на порядок ниже по затратам в сравнении со стоимостью ОКР и обеспечивает успех коммерциализации производимой и реализуемой продукции.

Убытки и прибыли (или затраты и выгоды) - это основной показатель, с помощью которого рыночная экономика отбирает лучшие способы ведения дел (лучшие продукты, услуги) и отказывается от менее эффективных. Инновации нарушают существующее равновесие и создают новые условия для движения экономики к новому равновесию. Это нормальный деловой процесс, происходящий каждый день, каждую минуту и позволяющий обществу развиваться.

Стимулом инновации могут быть кризисы, случающиеся вследствие каких-то катастроф, политических событий или ошибок в подходе к управлению различными аспектами жизни общества. Это естественно.

Так, резкое увеличение цен на нефть в 1973 году, замышлявшееся как мощное средство шантажа арабскими странами промышленно развитых государств за поддержку Израиля в Ближневосточном конфликте, явилось мощным стимулом для поиска путей более экономного использования природных ресурсов. В результате энергоемкость ВВП стран «Большой семерки», семи ведущих государств (США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии и Канады), упала к 1989 году в 4 раза по сравнению с 1973 годом.

Проявился интерес к альтернативным источникам энергии (солнечной, ветряной, геотермальной). По-новому, с учетом достижений науки были просчитаны мировые запасы нефти, которые оказались, кстати, чуть ли не в 1,5 раза больше, чем предполагалось ранее. Ряд стран Северной Европы активизировали добычу углеводородного сырья в Северном море и т.д. Все это привело к ослаблению зависимости ведущих западных стран от нефтедобывающих и снижению цены на нефть.

Аналогичным образом - инновациями - активная часть человечества отвечает на природные и техногенные катастрофы. Например, в ответ на землетрясения были разработаны проекты сейсмостойких домов, системы мониторинга и раннего предупреждения землетрясений, и так далее.

С общеэкономических позиций инновации представляют собой систему экономических отношений в сфере формирования конечного результата инновационной деятельности, получающего воплощение либо в виде новых или усовершенствованных видов продукции, внедренных на рынке, либо нового или усовершенствованного процесса, используемою в хозяйственной деятельности, либо в новом подходе в ее управлении.

По форме собственности инновации в современных экономических структурах разделяют на частные, государственные и смешанные при взаимодействии частной и государственной собственности. В связи с этим инновации сводятся к двум видам: прибыльным (коммерческим) и бесприбыльным (некоммерческим), например частные инновации в отраслях гражданского производства или государственные инновации в военном производстве.

Роль инноваций в рыночной экономике определяется обычно с позиций их влияния на совокупный спрос и совокупное предложение. При этом расходы, связанные с инновациями, классифицирует с двух позиций. С одной стороны, инновации уменьшают совокупный спрос. В этом случае расходы на инновации выступают как отрицательное потребление. С другой стороны, расходы на инновации выступают как положительное потребление, способствующее росту совокупного предложения и совокупного спроса. Это происходит при появлении на рынке новых товаров и услуг, т. е. при их массовом потреблении. Таким образом, расходы на инновации можно функционально рассматривать в качестве положительного и отрицательного потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.