Научная статья на тему 'Инновация и инновационная деятельность: пределы понятий'

Инновация и инновационная деятельность: пределы понятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5372
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITIES / SCIENTIFIC WORK / ARTISTIC-CREATIVE ACTIVITIES / COMMERCIAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берестова Татьяна Федоровна

Статья посвящена терминологической проблеме инноватики применительно к социальной сфере, рассматривается взаимосвязь и разграничение понятий «инновационная деятельность», «научная деятельность», «художественно-творческая деятельность», «коммерческая деятельность», предлагается определение понятия «инновация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION AND INNOVATION ACTIVITIES: NOTIONS LIMITS

The article discloses the innovatics term problem in social sphere and interrelationship and notions «innovation activities», «scientific work», «artistic-creative activities», «commercial activities» differentiation, gives the «innovation» notion definition.

Текст научной работы на тему «Инновация и инновационная деятельность: пределы понятий»

Татьяна Федоровна Берестова

ИННОВАЦИЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ПРЕДЕЛЫ ПОНЯТИЙ

Статья посвящена терминологической проблеме инноватики применительно к социальной сфере, рассматривается взаимосвязь и разграничение понятий «инновационная деятельность», «научная деятельность», «художественно-творческая деятельность», «коммерческая деятельность», предлагается определение понятия «инновация».

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, научная деятельность, художественно-творческая деятельность, коммерческая деятельность.

The article discloses the innovatics term problem in social sphere and interrelationship and notions «innovation activities», «scientific work», «artistic-creative activities», «commercial activities» differentiation, gives the «innovation» notion definition.

Key words: innovation, innovation activities, scientific work, artistic-creative activities, commercial activities.

Сегодня по вопросам инноваций и инновационной деятельности уже накоплен значительный массив публикаций, количество литературы по этой теме постоянно увеличивается, но до ясного понимания данного явления пока далеко. Буквальный перевод английского слова «innovation» -«введение новаций». Новации трактуются

1) как любое новшество и относятся к социальной сфере, к науке, к производству и

2) в качестве процесса или результата (продукта). Широкий круг явлений, скрывающийся за данным словом, объясняет причину разногласий по поводу производных от него понятий «инновация» и «инновационная деятельность», но не снимает их. Возникновение термина «инновация» в значении «нововведение» разные авторы связывают с разными сферам деятельности и датируют тоже по-разному. Так, например,

А. В. Непомнящий, В. И. Писаренко относят появление термина к концу XIII в. во французском языке и к середине XVI в. - в английском для обозначения нового в лингвистике и правоведении [6]. Но гораздо чаще понятие «инновация» относят к экономике и датируют его применение в этой области к началу XX столетия [15]. В экономике под инновацией отцы-основатели инноватики, т. е. профессиональной деятельности по формированию системы ин-

70

новаций, понимали воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. И такое понимание термина в наше время стало наиболее распространенным в направлении современных инноваций в сфере экономики и материального производства. Инновацией может назваться «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта» [12]. Результат инновационной деятельности, полученный в виде продукта или усовершенствованной технологии или сам процесс преобразования в целях получения нового продукта/технологии [6, с. 14-19]. Нередко под инновацией понимают инвестицию в производство [1], а также целенаправленное изменение, которые вносят в среду внедрения (организацию, поселение, общество и т. д.) новые, относительно стабильные [материальные или социальные] (добавлено мною. - Т. Б.) элементы» [10]. Иногда исследователи инноваций и инновационных процессов (т. е. процессов возникновения, разработки и реализации нововведений) раскрывают содержание этих терминов через понятие «комплексного процесса создания, распространения и использования нового практического средства (новшест-

ва) для удовлетворения человеческих потребностей» (выделено мною. - Т. Б.) [7; 8, с. 9-15].

Даже небольшой экскурс в научную литературу показывает, что сегодня авторы подразумевают под понятиями «инновация», «инновационный проект», «инновационная деятельность» разные явления. Еще более пестрой выглядит картина по использованию данной терминологии в публикациях, посвященных иным темам, использующим термины инноватики, как говорится «по ходу изложения». Часть из авторов пытается просто использовать новую терминологию, не углубляясь в генезис явления и в существо вопроса, и вольно и, может быть даже своевольно, подводит под эти понятия явления, для которых специальные термины уже сформировались и сейчас общепризнанны. Другие, особо не задумываясь, инновационными определяют виды деятельности, которые по отношению к инновационной деятельности выступают как смежные и взаимоперепересекающиеся, и при этом инновационной называют не только продуктивную, но и репродуктивную деятельность. Последнее обстоятельство вызывает активное возражение, так как при исходном значении слова «инновация» в качестве нововведения, вряд ли правильно относить к инновационной какую-либо репродуктивную деятельность.

Вопрос о понятийном и терминологическом аппарате в данном случае имеет не только теоретическое, академическое значение. Неустоявшиеся понятия и термины неизбежно приводят к неразберихе и в сфере практической деятельности. Терминологические неточности порождают сложности в обсуждении проблем инновационной деятельности, в разработке концепций инновационного развития в конкретных учреждениях, и в значительной степени затрудняют возможности оценки инноваций и инновационной деятельности на всех уровнях. Ситуация с разным пониманием терминов ин-

71

новатики наиболее характерна для социальной сферы. В сфере реальной экономики и материальных услуг характер изучения, разработки и внедрения инноваций нацелен на их четкую регламентацию и технологи-зацию, подчиняется законам получения прибыли, а в оценках инноваций используются, в основном, прагматические подходы. А вот применительно к сфере педагогики, искусства, культуры, социальнокультурной и просветительской деятельности создание и внедрение инноваций связывают с оригинальностью и нестандартностью мыслей и идей [5], обозначают этими терминами творческую дерзость и новые идеи, новую деятельность, новый материальный объект [11], конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов (продуктов, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами [например: 4, с. 5-24]. Вопросы о социальных инновациях, связанных с технологической разработкой, с их регламентацией и экономической оценкой, фактически не ставятся или обсуждаются очень вяло. А между тем в среде управленцев социальной сферы (в частности в управленческих органах в образовании, области культуры и искусства), преобладают подходы, разработанные в сфере экономики и материального производства. Это приводит к тому, что инновационная деятельность всех высших учебных заведений оценивается экономическими показателями. И участники инновационного процесса в системе подготовки кадров для социально-культурных учреждений не могут игнорировать эти обстоятельства.

Так как вузы культуры и искусства находятся «в общей обойме» вузовской инноватики, то и при проведении аккредитации и аттестации, их работу так же, как и всех других образовательных учреждений, оценивают и через показатели инновационной деятельности, и среди них есть и пока-

затели экономические. Наиболее «продвинутые» из вузов культуры хотели бы заявить о себе и в конкурсе инновационных вузов, но разное понимание инноваций в материальной и нематериальной сфере, отсутствие технологических и коммерческих подходов в инновационных проектах не позволяет реализоваться возникшим стремлениям этих учреждений. Ясно, что без конкурентноспособных инновационных проектов у вузов культуры возможность успеха в общегосударственных или региональных конкурсах равна нулю.

Все вышесказанное объясняет острую необходимость единого понимания явления инноваций у всех участников образовательного процесса, независимо от их отраслевого профилирования. Цель данной публикации вычленить понимание и определение инновации как основания:

- для организации инновационной деятельности;

- для разработки инновационных проектов;

- для формирования показателей, использование которых позволит создать мониторинг за инновационными процессами в вузе культуры и искусства.

Очень важно развести понятия и явления смежные с инновационной деятельностью или взаимопересекающиеся с ней. И для ученых, и для управленцев бесспорной является связь инновационной и научноисследовательской работы. Но необходимо выявить отличия между этими явлениями, иначе невозможно разделить научные и инновационные результаты деятельности вузов. Попробуем сформулировать различия между научной и инновационной деятельностью на основе анализа их целей.

Общеизвестно, что наука нацелена на получение нового знания. Но... это достаточно общая цель науки, есть и ее конкретизация. В качестве классического понимания науки, до сих пор транслируют взгляд на науку Г. Галилея: цель науки - откры-

вать новые явления. Но в XVI - XVII вв. появляется новый взгляд, авторство этого подхода принадлежит Фр. Бэкону, который видел науку как «изобретение новых ремесел» [9, с. 17]. Взгляды Фр. Бэкона - это и есть преимущественное развитие современной науки, потому что в настоящее время нередко превалирует точка зрения о науке как способе технологического совершенствования практики. Основываясь на этом, все чаще в каждой науке выделяют фундаментальную часть (теорию) и прикладные аспекты, но наряду с таким подходом в науковедении до сих пор сохраняется ранее существовавшее деление наук на фундаментальные и прикладные. Так, исходя из этого, науки в сфере культуры и искусства традиционно называют прикладными. Возможно это связано как раз с тем, что пока в них очень «тонкая теоретическая (фундаментальная) прослойка». Попутно заметим: считается, что прикладные науки дают более быстрые экономические результаты, а значит, в их развитие более выгодно вкладывать инвестиции. Этим охотно занимается бизнес, а вот фундаментальные исследования вынуждено поддерживать государство. Несмотря на то, что многие науки социальной сферы воспринимаются большей частью социума как прикладные, заинтересовать бизнес или госструктуры в инвестировании гуманитарных и социальных исследований крайне сложно. По-другому обстоят дела в технических науках, здесь результаты инвестиций окупаются наиболее быстро и наглядно, и найти инвесторов инновационных проектов значительно проще.

На наш взгляд, инновации являются формой взаимодействия научных учреждений с потребителями научной продукции. В качестве потребителей научной продукции выступают представители всех разновидностей практики, а в качестве продукта научной деятельности могут быть представлены все виды знаний. И если рассматри-

72

вать полный цикл инноваций, то ясно, что фундаментальные знания потребляются представителями прикладной науки и они проводят их переработку в прикладном аспекте, в конечном счете, и фундаментальные знания в переработанном (технологическом аспекте) также становятся востребованными практикой. Но такой длительный процесс редко вызывает интерес у практиков, чаще ими востребуются результаты прикладных исследований, потому добыча прикладных знаний, с точки зрения получения прибыли, более выгодна.

Для более ясного понимания явления инновации с позиций экономики и маркетинговой стратегии важно обратить внимание еще на один аспект. Опыт показывает, что наиболее успешные инновации - это, одновременно и прежде всего, новые маркетинговые концепции, а в них на первый план выходит понятие выгоды. Очень часто потребители нуждаются не столько в новом продукте, который может рассматриваться и оформляться как изобретение, сколько в получении новых выгод от уже имеющегося продукта [9].

Таким образом, отличия между наукой и инновацией в экономическом ракурсе наиболее точно обозначить так: наука -когда вкладывают деньги в добычу нового знания; инновации - когда из знаний или посредством знаний добываются деньги.

На понимание сущности инноваций накладывает отпечаток еще одно обстоятельство современности. Сейчас практическая деятельность характеризуется постоянной изменчивостью, обновлением, т. е. инновационностью. Инновации чаще всего реализуются в виде проектов, а их создание и реализацию невозможно осуществить без развитого научного мышления. Процесс взаимного сближения науки и практики должен становиться одним из характерных признаков нашего времени, а осуществляется он через инновации, которые призваны

73

снять накопившиеся проблемы или хотя бы предложить способы их решения. Таким образом, инновации - это один из инструментов ликвидации отчуждения, возникающего между учеными и практиками.

По-видимому, нужно сказать и об определенном объективном диалектическом противоречии между научными и инновационными явлениями. Научная деятельность - это исследование существующего феномена, установление истины, добыча нового теоретического или прикладного знания, а инновационная деятельность -это проектный ход, конструирование чего-либо. Важно подчеркнуть следующее: инновационная деятельность начинается с возникновения идеи в сознании субъектов инновации (и ученых, и практиков), т. е. с научной деятельности. Однако полноценный инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращается в новшество (нововведение), и это происходит не только в сфере материального производства и соответствующих науках, но и в социальной практике и в социальных науках. Однако в социальных науках гораздо реже, чем в науках технических новшество представляют в виде документально оформленной разработки. Новшество - это «результат освоения научной идеи, закрепленной в документе и в ряде случаев воплощенный в образце новой техники, продукции или материала, описании технологии или услуги [4]. Именно после таких процедур новшество может превратиться в нововведение, т. е. в инновацию. Сам смысл слова «введение» предполагает вхождение, включение, внедрение чего-либо куда-либо, т. е. этимология заставляет нас понимать под данным понятием явление не констатирующего познавательного (научного) порядка, а явления деятельностного, процессного, т. е. технологического характера.

Из общенаучной концепции основных структурных уровней, реализуемой в процедурах системного подхода, давно известно, что первоначальное, исходное и есть сущность явления, и сущность сохраняется во всех последующих эволюционных формах. Известен и другой методологический постулат: более частное явление не может противоречить более общему, т. е. явлению более высокого порядка. Отсюда, с одной стороны, нельзя создать инновацию, минуя технологическую проработку идеи.

С другой - трудно создать принципиально новую технологию, не опираясь на научную идею. Такова органическая связь между инновационной и научно-исследовательской деятельностью.

Выше отмечалось, что по вопросу определения инноваций существует «большая разноголосица». Но если учитывать вычленение ее генетической сущностной и наиболее общей характеристики как явления технологического и экономического, следующего после возникновения научной идеи, то приходится признать, что инновация - это полный цикл процесса от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке [14, с. 53]. Такой взгляд на понимание сущности инновации в материальной сфере и соответствующих ей науках является общепризнанным (Я. Кук, П. Майерс,

В. Г. Медынский, С. В. Ильдемонов и др.) [14], но подобный подход с трудом пробивает себе дорогу в социальной сфере.

Рассмотрение инноваций с технологических и экономических позиций хорошо работает в сфере материального производства. Однако применение понятий и терминов, которые порождены в экономической среде, к сфере духовной - занятие неблагодарное, это противоречит природе научного и художественного творчества. Все научные исследования направлены на получение новых результатов, а одним из критериев художественного творчества также является новизна идеи или способов и

74

средств воплощения, именно поэтому наука и искусство классифицируются как продуктивные виды деятельности. Но социальная сфера далеко не исчерпывается только наукой и искусством, она в значительной степени направлена на защиту человека, на создание условий для сохранения его здоровья, для его социализации и развития, для защиты его прав и собственности. В социальную сферу входит много видов и репродуктивной (не творческой) деятельности, и они не могут функционировать без мощной экономической составляющей. В любой практической деятельности в качестве универсальных измерителей эффективности успешно работают экономические показатели. К сожалению, экономические проблемы гуманитарии исследуют с трудом, и потому в социальной сфере особенно сложно заниматься реформами и нововведениями, эффективность которых измеряется показателями затрат и прибыли. Но без этих показателей социальные инновационные проекты выглядят весьма неубедительными.

Теперь обратимся к разграничению явлений инновационной и художественно-творческой деятельности. И та и другая, безусловно, относятся к видам продуктивной деятельности.

Выше уже было отмечено, что инновацию можно рассматривать как результат творческого процесса и как процесс внедрения новшества. Однако смешение двух подходов вносит путаницу. В частности рассмотрение инновации как процесса внедрения новшества позволяет за инновацию выдавать и чужую идею, чужую технологию, но впервые внедренную в том или ином предприятии и учреждении. Подобные действия в советское время были широко распространенны и проходили под названием «внедрение передового опыта», сейчас иногда для обозначения этих процессов используют термины «освоение», «реализация» [13]. Надо ли сегодня внедрение новых технологий, созданных вне учре-

ждения (предприятия), маркировать термином «инновация»? При терминотворчестве необходимо стремиться следовать требованию, высказанному еще У. Оккамом (12851349): не порождать терминов больше, чем существует сущностей [2, с. 5]. Синонимия затрудняет понимание и снижает эффективность научных и производственных коммуникационных процессов.

Рассмотрение инновации как результата творческой деятельности роднит инновационную деятельность с художественнотворческой. Каждый акт художественного творчества (не ремесленичества) проходит путь от идеи до воплощения. И этап воплощения требует создания или подбора специальных технологий, новых приемов, инструментов, средств или сырья. Научная разработанность вопроса определения художественного творчества снимает проблему разграничения этих понятий. Художественно-творческий продукт - это и есть инновация в искусстве. Отсюда вывод о бессмысленности рассмотрения вопроса об инновационной деятельности в искусстве. Другое дело, когда вопрос об инновациях проектируется на инфраструктурные составляющие художественного творчества: на управление, подготовку кадров и т. п.

Для конкретизации термина «инновация» необходимо ввести еще одно разграничение, оно связано с определением отличий между инновационной и коммерческой деятельностью. Исследователи инноватики определяют инновацию как одновременное развитие трех процессов:

1) преобразование новшества в нововведение;

2) технологический трансферт (т. е. передача новых знаний к потребителю инновации);

3) коммерциализация новшества [4, с. 4-10].

Таким образом, для инновационной деятельности коммерциализация результатов обозначается как один из ее идентификаторов. Но дальнейший жизненный цикл инноваций превращает ее в явление обыденной жизни, лишенное новизны и потому теряющее право называться нововведением. Внедрение инновации в производство и предоставление ее результатов на рынок, а далее длительное использование новшества, превращение его в элемент повседневной практики, приносящий доход, завершает инновационную деятельность, переводит ее в разряд репродуктивной обычной производственной и коммерческой деятельности.

Итак, инновация - это новшество, прошедшее полный технологический цикл от зарождения идеи, ее технологической проработки и документального оформления до проведения необходимых коммерческих процедур с целью выхода на рынок в качестве товара в виде продукта, услуги или технологии. У инноваций при соблюдении этих условий нет ограничений по отраслевым или целевым признакам, они могут быть техническими, управленческими, образовательно-педагогическими, социокультурными и любыми иными, кроме сфер продуктивной деятельности, т. е. науки и искусства. Инновационная деятельность - это деятельность, включающая весь вышеназванный технологический цикл, а также деятельность по созданию условий для инноваций, по управлению процессами создания инноваций, а при необходимости и по созданию ее организационной и материально-технической инфраструктуры.

1. Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / И. Т. Балабанов. - СПб.: Питер, 2000. - 208 с.

2. Блюменау, Д. И. Проблемы свертывания научной информации / Д. И. Блюменау; АН СССР, ВИНИТИ.- Л.: Наука, 1982. - 167 с.

3. Инновационная деятельность вузов: принципы и механизмы организации / В. М. Филиппов и др. // Высш. образование сегодня. - 2006. - № 5. - С. 4-10.

75

4. Качанова, Ю. А. Классификационный анализ в изучении и управлении инновационной деятельностью библиотек / Ю. А. Качанова // Науч. и техн. б-ки. - 2002. - № 10. - С. 5-24.

5. Матлина, С. Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики: (постановка проблемы) / С. Г. Матлина // Библиотека. - 1998. - № 3. - С. 39-53.

6. Непомнящий, А. В. Инновационное образование: достижения и перспективы / А. В. Непомнящий,

B. И. Писаренко // Высш. образование сегодня. - 2007. - № 7. - С. 14-19.

7. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. - Минск, 1999. - С. 268-269.

8. Лапин, Н. И. Целенаправленное воплощение знаний в инновациях // Проблемы теории и практики. - 2008. - № 6. - С. 103-114.

9. Новиков, А. Наука и практика сегодня / А. Новиков // Высш. образование. - 2006. - № 6.

10. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики) / А. И. Пригожин. - М.: Политиздат, 1989. - 271 с.

11. Суслова, И. М. Научный статус менеджмента / И. М. Суслова // Библиотека. - 1999. - № 11. -

C.34-37.

12. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности / Р. Фатхутдинов // Управление персоналом. - 2000. - № 1. - С. 29-39.

13. Чуприна, Н. Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике: науч.-практ. пособие / Н. Т. Чуприна. - М.: Либерея, 2004. - 120 с.

14. Шилов, К. В. Классификация инноваций / К. В. Шилов // Инновации в образовании. - 2007. -№ 3. - С. 52-58.

15. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982.

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.