Научная статья на тему 'Инновационныйметодразвития координационных способностейв гребле'

Инновационныйметодразвития координационных способностейв гребле Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
266
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / МНОГОГРАННЫЕ КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зеленин Л.А.

С каждым годом возрастает значение научно обоснованной методики развития координационных способностей во всех видах спорта. В своих исследованиях мы попытались найти оптимальный метод развития координационных способностей в гребле. Повышая координационные способности студентов вуза, мы закладываем и фундамент улучшения их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зеленин Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационныйметодразвития координационных способностейв гребле»

УДК 796

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ В ГРЕБЛЕ

Л.А. Зеленин - к.п.н., доцент кафедры физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

Пермь

INNOVTAION METHOD OV COORDINATION ABILITIES DEVELOPMENT IN PADDLING SPORT

L.A. Zelenin - k.p.n. assistant professor of the pulpit of the physical culture National exploratory polytechnic university of Perm,

Perm

e-mail: panachev@pstu.ru

Ключевые слова: методика, развитие координационных способностей, многогранные координационные способности.

Аннотация. С каждым годом возрастает значение научно обоснованной методики развития координационных способностей во всех видах спорта. В своих исследованиях мы попытались найти оптимальный метод развития координационных способностей в гребле. Повышая координационные способности студентов вуза, мы закладываем и фундамент улучшения их здоровья.

Keywords: methodology, development of coordination abilities, many-sided coordination abilities.

Annotation. Each year the importance of scientifically-motivated methodology of coordination abilities development of all kinds of sports increases. In our research we tried to find the optimal method of coordination abilities development in rowing. Increasing coordination abilities of the high school students we lay the foundation to improve their health.

ВВЕДЕНИЕ

Общие и наиболее ключевые тенденции современности отражаются в ускорении темпов социально-экономических и технологических преобразований, низкой продолжительности жизни, изменении климатических и экологических условий проживания человека выдвигают повышенные требования к воспитанию и обучению молодого поколения.

Эти обстоятельства обусловливают необходимость быстрой адаптации и переадаптации человека к условиям жизни, учебной и профессиональной деятельности. Эффективность в последнем случае определяется не только уровнем общей физической подготовленности, но и способностью рационально использовать имеющийся двигательный потенциал.

В многообразных ситуациях в спорте, быту, на производстве предъявляются повышенные требования к координации движений, в которых проявляется сложное комплексное качество - ловкость. Ловкость интегрирована во всех других видах двигательных действий и может проявляться только в связи с другими физическими и умственными качествами. Следует отметить, что в современной теории физического воспитания метод развития ловкости является наименее разработанным.

Вместе с тем, с предельной вероятностью можно говорить о положительном переносе качественных сторон ловкости в двигательной деятельности человека. Управление двига-

тельными действиями осуществляется посредством сенсорных (чувствительных) коррекций, то есть процессов непрерывного контроля какого-либо органа чувств.

Цель нашей работы состояла в создании простой и эффективной методики управления движениями в пространстве на примере гребного спорта. Для решения этой задачи впервые в гребле были использованы средства хореографической подготовки профессиональных артистов балета. Общеизвестно, что спортсмены, владеющие школой классического управления движениями, хорошо и быстро осваивают сложную спортивную технику и показывают высокие спортивные результаты. Это наблюдается с начала 19 века, с рождения художественной гимнастики и в наши дни. Фигурное катание на коньках, спортивная акробатика, художественная гимнастика, синхронное плавание завоевали мировое признание не только за счет спортивного мастерства, но и за счет использования возможностей хореографического искусства.

Однако в гребном спорте и физическом воспитании студентов столь разнообразные эмоционально насыщенные и очевидно эффективные средства до настоящего времени оказываются невостребованными. Основу экспериментального комплекса составили упражнения классического танца - фундамента всего танцевального искусства: упражнения на расслабление, быстроту двигательной реакции, упражнения на согласование движений различными частями тела, на точность воспроизводства движений по параметрам времени, пространства, силы и мощности, а также акробатические упражнения. С целью эффективности развития вышеуказанных качеств применялось выполнение движений с открытыми и с закрытыми глазами.

Осанка и телосложение как морфофункциональная и психологическая основа координации движений определяют эффективность и качество двигательной деятельности человека. Однако существующие методики не отвечали нашим запросам и мы создали простую и мобильную методику управления своим телом, позволяющую вносить коррекцию в поддержание правильной осанки в любых условиях двигательной деятельности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Биомеханическим методом по Д.Д. Донскому нами выявлено 5 наиболее активных точек, влияющих на управление телом человека в пространстве в статике и динамике, что особенно важно для гребли: I-II точка - правое и левое плечо; III-IV точка - верхняя часть правого и левого бедра; V активная точка находится в области диафрагмы и ребер грудной клетки спереди.

По этим точкам осуществляется управление равновесием при выполнении батманов (махов ног) в статике и динамике, приседаний (plie), прыжков, вращений на полу и в прыжках, поворотов, кувырков и т.д.

При анализе учебно-методической литературы по хореографии, по основным движениям классического танца (КТ) от батмана тандю (Battemens tandus - выдвижение ноги по полу) до сложных батманов (махов ног) и плиэ (plie - приседание) было установлено неточное трактование методики обучения и техники их выполнения. По уточненным нами коррективам выполнение батмана от простого к сложному вперед, назад производится по сагиттальной плоскости, которая делит тело человека по вертикали пополам и проходит через центр тяжести опоры тела; батманы в сторону выполняются по фронтальной плоскости, которая проходит через центр тяжести опоры тела, и из позиции опорной ноги, какой бы она ни была. По этим коррективам техники батманов (махов) от простого к сложному не происходит потеря равновесия, лишнего расхода энергии, нерационального продолжительного процесса обучения и т.д.

При существующей методике КТ выполнения маленького и большого приседания и прыжков недостаточно точно скорректирована их техника. Часть силы при их исполнении уходит на угловые отклонения. Высота прыжка достигает меньшей величины, если бы силы толчка действовала по одной прямой. В этой связи была разработана техника выполнения приседания (без отрыва ног от пола) и в момент исполнения прыжка. Колени сгибаются

строго по направлению среднего пальца стопы (независимо от позиции стопы); тазобедренная часть тела удерживается над точкой основного центра тяжести опоры. При такой координации опорно-двигательного аппарата сила толчка исполняется в приседании и в прыжке, направлена по одной прямой и имеет наиболее эффективный результат, что особенно важно для гребли.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании, которое проводилось в течение 9 месяцев, приняли участие 100 студентов - мужчин политехнического университета в возрасте от 17-19 лет. В экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ) было по 50 человек. Время занятий групп выдержано адекватно. ЭГ занималась по разработанной нами программе, КГ - по общепринятой.

Статистическим анализом основного эксперимента, который проводился в течение 3 месяцев, было установлено, что в ЭГ произошло значительное улучшение пространственной координационной способности (интегрированный показатель - ПКСи), отражающей четкость взаимодействия всех сенсорных (анализаторных) систем и уровня меж- и внутримышечной координации двигательного аппарата. В целом улучшение качества составило 12 % (p < 0,001). В КГ этот показатель понизился до - 0,32 % (p > 0,05). В ЭГ ПКС с открытыми глазами составил 13,98 % (p < 0,001), в КГ 7,45 % (p < 0,05). ПКС с закрытыми глазами в ЭГ -20,87 % (p< 0,001), в КГ - 1,6 % (p > 0,05). ПКС после стандартной нагрузки (которая составляла 30 полных приседаний за 30 с) с открытыми глазами в ЭГ улучшилась на 12,12 % (p < 0,001), в КГ - на 0,2 % (p > 0,05), с закрытыми глазами - на 12,32 % (p < 0,001) и 2,56 % (p > 0,05) соответственно.

По статической координации в ЭГ прирост составил 6,44 % (p < 0,05), по чувствительности вестибулярного анализатора - 12,28 % (p < 0,001), рефлексометрии - 12,85 % (p < 0,001), высоте прыжка - 9,63 % (p < 0,001), по длине прыжка - 3,77 % (p < 0,05).

Аналогичные показатели функции в контрольной группе, которая занималась по общепринятой методике, существенно не изменились.

ВЫВОДЫ

Главным итогом проведенного педагогического эксперимента явилась научная новизна, заключающаяся в следующем: 1. Разработана система средств хореографии классического танца и методика занятий, обеспечивающая на высоком уровне развитие координационных способностей и двигательных качеств для спортсменов-гребцов в процессе физического воспитания студентов. 2. Включение в физическое воспитание студентов специальных физ-культурно-хореографических упражнений и других средств обеспечивает достоверно большой прирост в показателях движений и двигательных качеств. 3. Определена структура модели повышения уровня многогранных координационных способностей и управления движениями, позволяющая осуществлять педагогический процесс наиболее эффективно и планомерно целесообразно в личностно-ориентированном содержании и самообразовании. Все вышеперечисленное является инновационным фундаментом современной методики развития координационных способностей студентов-гребцов на основе классического танца. Результаты основного эксперимента подтвердили эффективность хореографических и специальных средств в развитии многогранных координационных способностей (МКС) и двигательных качеств в тренировочном процессе гребцов и физическом воспитания студентов.

Литература

1. Берншейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физической активности / Н.А. Берншейн. - М. : Медицина, 1966. - 166 с.

2. Берншейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Под ред. И.М. Фейгенберга. - М. : ФиС, 1991. - 287 с.

3. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. - 7-е изд., стереотипное / А.Я. Ваганова СПб. : Изд. «Лань». 2002. - 192 с.

4. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М. - : ФиС, 1980. - 136 с.

5. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : ФиС, 1977. - 271 с.

6. Никитин, С.Н. Ловкость - история, проблемы, перспективы : монография/ С.Н. Никитин . - СПб : ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - 160 с.

7. Тарасов, Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. - 2-е изд., испр. и доп. / Н.И. Тарасов. - М. : Искусство, 1981. - 479 с.

8. Туревский, И.М. Зигзаги ловкости / И.М. Туревский, В.П. Филин, Л.Б. Кофман. - Тула : Приок. кн. изд.-во, 1993. - 208 с.

Bibliography

1. Bernsteyn, N.A. The Essays on physiologies of the motion and physical activity/ N.A. Bernsheyn. - M. : Medicine, 1966. - 166 p.

2. Bernsteyn, N.A. About dexterity and her development / Under red. I.M. Feygenberga / N.A. Bernsteyn. - M. : FIS, 1991. - 287 p.

3. Vaganova, A.YA. The Bases classical dance. - 7-e izd., boilerplate / A. YA. Vaganova. - SPB. : Izd. "Fallow deer", 2002. - 192 p.

4. Godik, M.A. Checking burn-in and competition of the loads / M.A. Godik. - M. : FIS, 1980. - 136 p.

5. Matveev, L.P. The Bases of the atheletic drill / L.P. Matveev. - M. : FIS, 1977. - 271 p.

6. Nikitin, S.N. Dexterity - a history, problems, prospects : мonograph /S.N. Nikitin. - SPB : GUFK named after . P.F. Lesgaft, 2005. - 160 p.

7. Tarasov, N.I. The Classical dance. The School male performance. - 2-e izd. / N.I. Tarasov . - M. : Art, 1981. -

479 p.

8. Turevskiy, I.M. The Zigzags to dexterity / I.M. Turevskiy, V.P. Filin, L.B. Kofman. - Tula : Priok. izd.-vo, 1993. - 208 p.

Статья поступила в редакцию: 31.10.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.