Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / рыночная социалистическая экономика / инновационное развитие / факторы / этапы / государственная поддержка / стимулирование НИОКР / China / market socialist economy / innovative development / factors / stages / government support / R&D stimulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашникова И. В., Пань Инчьжоу, Хуан Вэньхуа

Китай в короткий период превратился в один из ведущих мировых инновационных центров. В этом его феномен. Обзор научных публикаций позволил сделать вывод, что заслуга ускоренного перехода к инновационной модели принадлежит экономической политике и поддержке государства. О восходящей траектории развития науки и техники КНР свидетельствуют продолжающиеся интенсивные инвестиции в НИОКР. Темпы их роста превышают таковые в США и ЕС. Ядром национальной инновационной системы являются государство и малый и средний бизнес, доля которого в валовом внутреннем продукте составляет 60-70 %. По данным Международной организации интеллектуальной собственности (WIPO), Китай значительно опережает все страны мира по количеству принятых патентных заявок, зарегистрированных товарных марок и конструкторских разработок в мире, а к 2030 г. страна займет 1-е место в мире по доле экспорта высокотехнологичной продукции. Китайскому опыту перехода к инновационной модели развития экономики посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Vector of Economic Development of China

In a short period of time, China has become one of the world's leading innovation centers. This is its phenomenon. A review of scientific publications has led to the conclusion that the accelerated transition to an innovation model is due to economic policy and government support. The upward track of the scientific and technological development in China is evidenced by continuous intensive R&D investments. Their growth rates exceed those in the USA and EU. The core of the national innovation system is the state and small and medium-sized businesses, whose share in the gross domestic product is 60-70%. According to the International Intellectual Property Organization (WIPO), China is significantly ahead of all countries in the world in the number of accepted patent applications, registered trademarks and design developments in the world, and by 2030 the country will take the 1st place in the world in terms of high-tech products export share. The article is devoted to the Chinese experience of transition to an innovative model of economic development.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ»

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

УДК 338.2(510)

DOI https://doi.org/10.38161/1996-3440-2024-2-127-136

И. В. Калашникова, Пань Инчьжоу, Хуан Вэньхуа

ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ

Калашникова И. В. - доктор экон. наук, профессор Высшей школы менеджмента (ТОГУ), е-mail: 006013@pnu.edu.ru; Пань Инчьжоу - аспирант Высшей школы менеджмента, e-mail: 202022104817@pnu.edu.ru, (ТОГУ); Хуан Вэньхуа - аспирант Высшей школы менеджмента, (ТОГУ), e-mail: 2022104816@pnu.edu.ru

Китай в короткий период превратился в один из ведущих мировых инновационных центров. В этом его феномен. Обзор научных публикаций позволил сделать вывод, что заслуга ускоренного перехода к инновационной модели принадлежит экономической политике и поддержке государства. О восходящей траектории развития науки и техники КНР свидетельствуют продолжающиеся интенсивные инвестиции в НИОКР. Темпы их роста превышают таковые в США и ЕС. Ядром национальной инновационной системы являются государство и малый и средний бизнес, доля которого в валовом внутреннем продукте составляет 60-70 %. По данным Международной организации интеллектуальной собственности (WIPO), Китай значительно опережает все страны мира по количеству принятых патентных заявок, зарегистрированных товарных марок и конструкторских разработок в мире, а к 2030 г. страна займет 1-е место в мире по доле экспорта высокотехнологичной продукции. Китайскому опыту перехода к инновационной модели развития экономики посвящена статья.

Ключевые слова: Китай, рыночная социалистическая экономика, инновационное развитие, факторы, этапы, государственная поддержка, стимулирование НИОКР.

В условиях современных социально-экономических и политических процессов экономический рост возможен только при условии интенсивного наращивания инновационного потенциала. Фактором развития и стабильности становится непрерывное развитие инновационных систем различных уровней. Ведущая роль принадлежит национальной инновационной системе, главное предназначение которой, прежде всего, связано с поддержкой инноваций и содействием инновационной деятельности. Именно эффективное функционирование национальной инновационной системы обеспечивает переход к инновационной модели социально-экономического развития.

© Калашникова И. В., Пань Инчьжоу, Хуан Вэньхуа, 2024

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

По мнению многих исследователей, переход на инновационные рельсы является системным процессом, затяжным во времени, эволюционным и невозможным без наличия благоприятных условий. Данная точка зрения распространена и в России, и в Китае, и среди других зарубежных исследователей. Однако весь путь инновационного развития Китая опровергает данный тезис. Мы попытаемся доказать свою версию, объясняющую этот феномен.

На наш взгляд, причины в непродолжительном переходном периоде кроются в «социализме с китайской спецификой», руководящей роли Коммунистической партии, мудрой государственной экономической политике, учитывающей значимость государственного сектора экономики, численность трудовых ресурсов, а также менталитет китайского народа и взаимоотношения в стране, основанные на традициях и философских идеях Конфуция, Мэнцзы, Шан Яна. Согласно основному закону Китая, Коммунистическая партия Китая управляет всей жизнью страны не на основании всеобщего свободного волеизъявления народа, а на основании того, что только партия может знать настоящие народные интересы [1]. Устойчивость социально-экономической системы Китая обусловлена широкой поддержкой со стороны населения. В то же время она является достаточно гибким организмом, может перестраиваться, допуская необходимую коррекцию экономического курса.

Традиционно к благоприятным условиям КНР относят обилие дешевой рабочей силы, соответствующую конъюнктуру мировой экономики, высокий спрос на продукцию китайского производства, широкомасштабные отечественные и зарубежные инвестиции в инфраструктуру и промышленное производство. Но вначале 2000-ых гг. численность населения трудоспособного возраста достигла максимума, после чего она начала сокращаться. Избыток рабочей силы стал иссякать, а ее стоимость - расти [2]. Глобальный кризис 2008 г. вызвал трудности для экспорта продукции китайского производства. Снижающая динамика экономического роста, негативные последствия сверхбыстрого развития национальной экономики, неконтролируемое наращивание инвестиций имели негативные последствия, одно из которых - замедление темпов экономического роста национальной экономики. Если в 2007 г. темпы экономического роста страны составили 14,2 %, то в 2008 г. это было уже 9,7 %; в 2019 г. - 6,2 %. Казалось бы, о каких возможностях стремительного перехода Китая к инновационной экономике может идти речь?

В нашем понимании, говоря о китайской специфике, о благоприятных условиях перехода к новой модели экономики, нельзя не остановиться на основной экономической системе социализма (ОЭСС). Она является оплотом управления и функционирования экономики КНР и базируется на принципах, которые не стоят на месте. Они трансформируются и обновляются в направлении интересов национального развития

[3]:

- «общественная собственность - основное положение, государственная экономика - руководящее положение»;

- «поддержка здорового развития частной экономики»;

- «поощрение иностранного капитала»;

- «стимулирование жизнеспособности различных субъектов рынка»;

- «экономика общественной собственности занимает ведущее положение в социалистической рыночной экономике»;

- «необщественная экономика - важная составная часть социалистической рыночной экономики»;

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

- «распределение по труду - основа при осуществлении многих форм распределения, потому что отражает принцип справедливости»;

- «распределение по факторам производства».

Полагаем, что ЭОСС и способность в масштабах страны проводить мобилизацию всех ресурсов способствовали сначала эффективное встраивание рыночных механизмов в социалистическую экономику Китая, а затем превращению страны в ведущий мировой инновационный центр. Именно благодаря ЭОСС были обеспечены темпы экономического развития в прошлом и настоящем, превышающие темпы роста мировой экономики. ВВП Китая вырос с $305,3 млрд в 1980 г. до примерно $17,71 трлн в 2023 г. [4].

Другие детерминанты, влияющие на инновационное развитие КНР, представлены на рис. 1.

Факторы инновационного развития

Положительные

Государственная поддержка инновационной деятельности

Увеличение доли НИОКР и образования в структуре ВВП

Создание особых экономических зон

Рост венчурного рынка

Высокая деловая активность малого и среднего бизнеса

Емкий внутренний рынок

Отрицательные

«Старение» населения

Проблемы в области защиты авторских прав

Технологическое противостояние США

Запрет экспорта технологий

1

Ограничение китайского импорта

Введение санкций против Huawei и других крупных компаний

Рис.1. Факторы инновационного развития экономики Китая

В данной статье остановимся на позитивных факторах перехода Китая к модели инновационной экономики.

Около трети экономики КНР находится под контролем государства, хотя доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте составляет 60-70 % [5]. В этом одна из особенностей «социализма с китайской спецификой», «социалистической рыночной экономики», когда за государством сохраняется контроль над рядом крупнейших хозяйствующих субъектов, но не используется вмешательство в рыночное ценообразование всех отраслей. Хотя ряд экономических параметров государство, безусловно, регулирует, что и позволяет оперативно реагировать на возникающие угрозы.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

Налоговые преференции в КНР ориентированы на стимулирование НИОКР и инноваций и предоставляются широкому кругу организаций: университетам и университетским исследовательским центрам, государственным НИИ и частно-государственным лабораториям, некоммерческим исследовательским организациям и др. Главным же бенефициаром налоговых льгот является бизнес, поскольку предпринимательские структуры составляют ядро китайской национальной инновационной системы. Именно бизнес является главным источником финансирования внутренних затрат страны на НИОКР (свыше 76%), именно здесь сконцентрирован кадровый исследовательский потенциал (более 62%) [6]. В отличии от прямых форм государственной поддержки НИОКР и инноваций через субсидии и гранты, что означает адресное финансирование субъектов научных исследований и проектов, налоговые льготы ориентированы на большое количество участников инновационной деятельности, представленные как крупными компаниям, так малыми и молодыми предприятиям, для которых доступ к различным формам прямой государственной поддержки затруднен. Для стимулирования НИОКР налоговое законодательство Китая предлагает предпринимательскому сектору около 80-ти преференций. Ключевыми для бизнеса являются: льготные налоговые ставки; вычет из налогооблагаемой базы расходов, связанных с НИОКР и инновационной деятельностью; ускоренная амортизация; налоговые каникулы и др. Их получают предприятия новых и высоких технологий; предприятия по обслуживанию передовых технологий, а также малые и вновь создаваемые инновационные предприятия в различных отраслях экономики. Налоговые преференции имеют и организации, расположенные в зонах развития новых и высоких технологий, а также в западных провинциях страны [там же]. Самым распространенным инструментом налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий в КНР является пониженная ставка налога на прибыль. Кроме того, предприятиям разрешается списывать документально подтвержденные текущие расходы на НИОКР. Все это стимулирует инвестировать в научные исследования и опытно-конструкторские разработки. В свою очередь, рост затрат на НИОКР в КНР сказывается в резком увеличении экспорта высокотехнологичной продукции. Уже в 2013 г. Китай по объёму экспорта высокотехнологичной продукции (560 млрд долл.) заметно оторвавшись от идущей на 2-м месте Германии (193,1 млрд долл.) и занимающих 3-е место США (147,8 млрд долл.) [7].

По данным национального бюро статистики Китая, доля расходов на НИОКР в ВВП КНР за последние 23 года возросла в 3,8 раза и составила в 2018 году 2,19 % ВВП. Число исследователей в этот период увеличилось на 3859 тыс. человек (839%). Статистика патентной активности и продаж технологий показывает, что количество заявок на изобретения в 2018 г. по сравнению с 2010 г. увеличилось на 394 %, что составляет в абсолютном выражении 1542 тыс. шт. Экспорт высокотехнологичной продукции за последние 11 лет вырос в 10,9 раза и в 2018 г. составил в 743 млрд долл. [8]. Следствием технологического тренда развития КНР стал рост венчурного рынка, который по объему в 2018 г. впервые обогнал американский. Рост венчурных инвестиций позволил Китаю ускорить переход на инновационный путь развития [9].

В настоящее время происходит снижение активности венчурного капитала в КНР, что вполне было ожидаемо по причинам жестких ограничений в период пандемии, регулирующих мер в отношении частного бизнеса и эскалации геополитической напряженности со стороны США. Финансирование венчурных компаний, ориентированных на инвестиции в Китай, с апреля по июнь 2023 г. сократились на 52,4 % по сравнению с предыдущим кварталом [10]. Объяснение простое: инвесторы не желают

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

иметь дело со страной, в отношении которой США развязали торговую войну. Здесь уместно высказывание Конфуция: «Если тебе плюют в спину - значит, ты идешь впереди». И действительно, Китай остается «ключевым» рынком венчурного капитала. В период с января по октябрь 2023 г. на его долю приходится 15,8 % от общего количества сделок венчурного финансирования во всем мире и 17,1 % от общей стоимости глобальных сделок [там же].

Другая китайская специфика инновационного развития связана с инструментами двустороннего и многостороннего научно-технического сотрудничества. Их Китай стал практиковать с конца 1980-х гг. К 2015 г. стали использовать пять видов таких инструментов. 1). Программы глобального научно-технического сотрудничества. Так, Специальная программа научно-технического сотрудничества Китая предусматривает тысячи двусторонних и многосторонних проектов научно-технического сотрудничества КНР с другими странами. 2). Программы регионального сотрудничества. Например, китайско-африканский план научно-технического партнёрства. 3). Национальные научные программы. 4). Государственные международные инновационные кластеры. 5). Китайские научно-технические организации, аккредитованные за рубежом, отслеживающие перспективные международные научно-технические проекты и рекомендующие их китайским компаниям. Таким образом, в Китае создана платформа для международного научно-технического сотрудничества практически по всем направлениям научных исследований. Страна превратилась во влиятельного члена международных научно-технических организаций, что повышает инновационный потенциал страны

[7].

Основные положения перехода к инновационной модели экономики отражены в Дорожной карте научно-технического развития Китая до 2050 г. Их продвижение в жизнь связано с такими принципами, как: 1) опора на внутренние силы; 2) интеграция глобальных инновационных ресурсов, соответствующая открытости внешнему миру; 3) объединение и вовлечение талантов в инновационную деятельность; 4) баланс рыночных механизмов и государственного регулирования; 5) укрепление сотрудничества между участниками национальной инновационной системы; 6) продвижение научно -технических инноваций через инновационный менеджмент и комплексное планирование;

7) направляющая роль государства в инновационном развитии.

Глобальную миссию для обеспечения инновационного вектора социально-экономического развития КНР имеют особые экономические зоны (ОЭЗ). Основная логика идеи их создания заключалась в следующем. Во-первых, нужно было создать соответствующую институциональную среду в качестве предпосылки для экономического подъема, создать новую рыночной систему государственного регулирования. Во-вторых, ОЭЗ стали источником информации об опыте функционирования особых зон и влиянии на экономику страны в целом, что важно для обновления «правил игры» для хозяйствующих субъектов, установления новых подходов к распределению ресурсов и цен на некоторые виды продукции. В-третьих, ОЭЗ позволили апробировать новый рыночный инструментарий государственного регулирования, снизив риски возможных негативных последствий его применения. В-четвертых, привлекая иностранных инвесторов, ОЭЗ способствовали заимствованию новых технологий, формированию нового технологического уклада. С середины 80-х г. в Китае были созданы 54 зоны технико-экономического развития государственного уровня, 15 зон свободной торговли и 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня, в которых местным законодательством предусмотрены соответствующие

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

налоговые и административные преференции для иностранных инвесторов [11]. ОЭЗ так называемого третьего поколения стали создаваться после 2000 г. Их появление связано с необходимостью решать новаторским способом ресурсные и экологические проблемы.

Увеличение емкости китайского рынка, имеющего немалое значение для роста потребительского спроса и запроса на инновации, напрямую связан с реализацией Стратегии всестороннего строительства общества сяокан. Это позволило уже к 2000 г. увеличить ВВП на душу населения до $800-1000. Чистый доход на душу населения в 2015 г. составил $458 долл., а в 2020 г. - $1652, поднимаясь в среднем на 29,2 % в год. Согласно данным Национального бюро статистики КНР, в 2020 г. ВВП на душу населения составил 72 000 юаней (более $10 тыс.), а располагаемый доход в среднем по стране составил 32 189 юаней на человека в год [12]. По итогам 2022 г. ВВП на душу населения в Китае составил $12,7 тыс. [13]. Разрыв Китая со странами с высоким уровнем дохода значительно сократился, стимулируя предложение национальных производителей.

Переход к инновационной модели экономики Поднебесной обычно делят на два этапа: первый (интенсивный или инвестиционный) - с начала восьмидесятых годов XX века, второй (инновационный) - с начала двухтысячных годов по настоящее время. Однако нам ближе подход Фань Доунань, различающего три этапа построения экономики инновационного типа: фундаментальный, начальный, догоняющий [14]. Руководствуясь ролью государства в экономической жизни общества на том или ином историческом отрезке времени, доминирующими трендами в развитии инновационной сферы, мы несколько изменили названия этапов и их содержание (табл. 1.).

Таблица 1

Этапы инновационного развития экономики Китая

Этап

Содержание этапа

Независимые инновации, основанные на крупных научно-технических достижениях. Инновационная политика и ресурсы сосредоточены на исследованиях в области национальной обороны и тяжелой промышленности. Стратегическая политика научного лидерства. Создание фундамента для развития науки и технологий в стране_

Начало реформ и открытости, курс на всестороннюю модернизацию. Слабая экономика, дефицит квалифицированных кадров. Перемещение функций государства из сферы хозяйствования в сферу макрорегулирования, социального управления, контроля над рынком. Децентрализация управления внешней торговлей. Укрепление связей Китая с мировым хозяйством, вовлечение в научно-технологическую гонку. Затруднен импорт технологий из-за рубежа. Реализация политики, ориентированной на экспорт, введение скидок для экспортеров. Пассивная зависимость экономики страны от иностранных технологий. Создание совместных предприятий, чтобы «обменять китайский рынок на зарубежные технологии». Привлечение иностранного капитала и поощрение прямых иностранных инвестиций. Формируется система защиты интеллектуальной собственности

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

»а а

й 3

о

оо

Этап призван укрепить экономическую основу национального единства и завершить создание фундамента для «великого возрождения китайской нации». Кардинальное расширение и углубление воздействия законов рынка на экономику. Внедрение инновационных технологий из развитых стран, коммерциализация инноваций на внутреннем рынке. Ориентация на лицензирование и передачу патентованных технологий, технический консалтинг и технические услуги. Рост государственных инвестиций в науку и технику. Всесторонняя господдержка инновационной деятельности. Создание свободных экономических зон. Защита прав интеллектуальной собственности становится национальной стратегией. Формируется национальная инновационная система. Восхождение страны к экономическому и политическому лидерству на основе всеобъемлющего развития рыночной экономики. Многие крупные государственные предприятия располагают солидной научно-исследовательской базой, имеют немалый опыт деятельности на международных рынках, способны быстро развиваться. Высокие темпы развития венчурного рынка. Инвестирование фундаментальных исследований крупными китайскими компаниями. Курс на цифро-визацию

На I этапе, в 1956 г., в КНР был разработан первый долгосрочный научно-технический план «Краткое изложение плана перспективного развития науки и технологий на 1956-1967 годы» («Двенадцатилетний план»), в котором были выдвинуты 57 важных научно-исследовательских задач, необходимых для национального строительства. В 1960 г. Государственное агентство по науке и технологиям создало Технологическую комиссию для преодоления технических трудностей, связанных с производством новых материалов. Закладывались основы во имя повышения технологического развития и научно-технического потенциала страны.

Начало II этапа связано с III Пленумом ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.), где была дана критическая оценка административно-командного метода хозяйствования и провозглашен курс на всестороннюю модернизацию и открытость экономики. В стране восстанавливался утраченный в ходе «культурной революции» научно-технический потенциал, приступили к работе многие реабилитированные ученые. Университеты получили больше самостоятельности в изучении зарубежных теорий. Начался период поиска рациональных форм организации и управления в научно-технической сфере, экспериментальной апробации новых форм связи науки с производством в соответствии с общим курсом реформировании экономики [15].

Не ёмкий внутренний рынок диктовал необходимость наращивать экспорт. Реформа внешней торговли заключалась децентрализации управления внешней торговлей. Курс на интеграцию промышленности и торговли, внедрение системы ответственности за управление экспортными контрактами. В 1985 г. Государственный совет издал «Положение об администрировании контрактов на импорт технологий Китайской Народной Республики», в котором говорилось о поощрении импорта передовых технологий, введение налоговых льгот. В 1992 г. был учрежден Экспортно-импортный банк Китая для поддержки экспортных компаний, введение управляемого плавающего обменного курса.

Создание совместных предприятий в Китае на втором этапе имело прагматичную цель: иностранные партнеры будут заинтересованы инвестировать в передовые технологии, тем самым удовлетворяя интересы Китая. Чтобы привлечь иностранных

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

инвесторов, правительство предоставило льготы в области землепользования, кредитования, налогообложения, использования иностранной валюты и управления персоналом.

В 1984 г. был принят «Патентный закон Китайской Народной Республики», который в тот период времени имел слабую степень защиты интеллектуальной собственности. По этой причине в 1992 г. правительства Китая и США подписали «Меморандум о взаимопонимании по защите прав интеллектуальной собственности». Однако внесение поправок в патентный закон имело пассивное влияние.

В 2001 г. Китай вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО), содействуя ускорению экономического развития. Чтобы адаптироваться к правилам ВТО и привлечь иностранных инвесторов, правительство Китая расширило открытость сферы услуг. Все это способствовало сокращению экономического разрыва с развитыми странами, созданию дополнительных стимулов для инновационного развития страны.

Начало III этапа связано с принятием Государственным советом КНР Государственного плана среднесрочного и долгосрочного развития науки и технологий (20062020 гг.). Его реализация способствовала укреплению собственной инновационной базы, снижению зависимости от иностранных научно-технических достижений и технологий, развитию новых отраслей, установлению лидерства по количеству полученных патентов на изобретения. Для укрепления собственной инновационной базы была активизирована работа в области прав на интеллектуальную собственность, создания собственных технологических стандартов, поддержки предприятий по обеспечению соответствия мировым технологическим стандартам. Страна встала на путь догоняющего научно-технического развития, обеспечившего гигантский рывок в науке и технике. Ввоз оборудования и производственных линий больше не является главной целью. Ориентация на лицензирование и передачу патентованных технологий, технический консалтинг и технические услуги. Государство содействует приобретению передовых технологий, привлекает зарубежные научно-технические таланты, чтобы они смогли заниматься инновационной деятельностью в Китае; поощряет использование международных ресурсов НИОКР; активно поддерживает всестороннее международное сотрудничество в области науки и технологий; совершенствует политику привлечения иностранных инвестиций, сосредотачиваясь на внедрении передового управления и зарубежной разведки.

В 2010 г. были приняты еще два программных документа: «Государственная программа долгосрочного и среднесрочного планирования реформ и развития образования в 2010-2020 гг.» и «Государственная долгосрочная и среднесрочная программа планирования развития талантов на 2006-2020 гг.». Их реализация внесла немалый вклад в создание экономики инновационного типа.

«Государственная программа научно-технических инноваций на 13-ю пятилетку (2016-2020)» обозначила цели Китая:

- вступление страны в ряды инновационных стран к 2020 г.;

- выход в первые ряды инновационных стран к 2030 г.;

- стать ведущей державой по научно-техническим инновациям к 2050 г.

В 2017 г. Министерство науки и техники КНР разработало «Специальный план по национальным фундаментальным исследованиям в годы 13-й пятилетки», где указано, что государство будет по-прежнему оказывать стабильную поддержку фундаментальным исследованиям и проектам научно-технического развития Китая. Этому способствовала созданная Канцелярия по государственным важным специальным

ВЕСТНИК ТСГУ. 2024. № 2 (73)

научно-техническим проектам, разрабатывающая меры по реализации этих проектов, утверждающая планы их реализации, выдвигающая политические установки и рекомендации, контролирующая ход реализации проектов, участвующая в решении важных проблемы и организации приёмки проектов. На 2030 г. Китай запланировал 15 важных государственных научно-технических проектов, сосредоточенных в областях, прописанных в «Дорожной карте развития китайской науки до 2050 г.», где выделено восемь основных направлений: развитие энергоресурсов; новые материалы и «умное» производство; развитие информационной сети; сельское хозяйство и биотехнологии; народонаселение и здравоохранение; развитие системы охраны окружающей среды; исследование космоса и океана; технологии, обеспечивающие безопасность страны и общества (сеть для понимания ситуации в космическом пространстве; системы социального контроля и параллельного управления.) [7].

Не только государство, но и крупные компании стали инвестировать фундаментальные исследования. Так, «Алибаба» официально объявила о создании исследовательской академии DAMO (Discovery, Adventure, Momentum, Outlook), чтобы заниматься исследованиями в области фундаментальных наук и прорывных инноваций.

За несколько последних десятилетий Китай прошел путь, на который страны Европы потратили столетия, неуклонно наращивая технико-технологический уровень производства и производительность труда. Успехи Китая в области инноваций находят отражение международных рейтингах. По данным Международной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization) «Глобальный инновационный индекс», в 2022 г. самыми передовыми с инновационной точки зрения экономиками мира являются Швейцария (глобальный индекс составляет 64,6 %), Соединенные Штаты Америки (61,8 %), Швеция, Великобритания (59,2 %), а Китай (55,3 %) вплотную приблизился к первой десятке [16]. Однако мы понимаем, что на пути продвижения лидерству Китая в области инновационного развития имеются барьеры, преодолеть которые - глобальная, но посильная задача государства.

Библиографические ссылки

1. Вильданов Р. Р., Тулубаева А. А. Роль коммунистической партии Китая в государственном управлении Китайской Народной Республики // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер. экономика. 2022. № 1. С. 86-93.

2. Бергер Я. Новый этап экономического развития Китая (К итогам 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва) // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 2. С. 49-62.

3. Бони Л. Д. Основная экономическая система социализма и рынок Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 4. С. 22-39.

4. Власти Китая сообщили, что ВВП страны в 2023 г. вырос примерно на 5,2 %. URL: https://www.interfax.ru/business/940462 (дата обращения: 23.02.2024).

5. https://www.kommersant.ru/doc/6011640 (дата обращения: 20.02.2024).

6. Клавдиенко В. Налоговое стимулирование инновационной активности предприятий в Китае // Общество и экономика. 2018. № 7. С. 39-50.

7. Островский А. В., Афонасьева А. В., Каменнов П. Б. Перспективы развития науки, техники и инноваций в КНР // Восточная Азия: факты и аналитика. 2019. № 2. С. 6-28. DOI: 10.24411/2686-7702-2019-10008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Беляков Г. П., Багдасарян Н. А. Модель системы стратегического планирования научно-технологического развития Китая: уроки для России // Научно-аналитический

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2021. Т. 13, № 2. С. 10-25.

9. Венчурный рынок Китая: риски и ориентиры. URL: https://reposi-tory.rudn.ru/en/records/article/record/61275/ (дата обращения: 20.01.2024).

10. Венчурные инвестиции в Китае рухнули почти на 30 %, но страна продолжает доминировать в регионе URL: https://www.ixbt.com/news/2023/11/27/venchurnye-inves-ticii-v-kitae-ruhnuli-pochti-na-30-no-strana-prodolzhaet-dominirovat-v-regione.html (дата обращения: 08.02.2024).

11. Хуан Вэньхуа, Пань Инчьжоу // Ученые заметки ТОГУ. Хабаровск, 2023. Т. 14, № 4. С. 156-161.

12. Ван Шифа, Калашникова И.В. Социальная ответственность в борьбе с бедностью: «китайский вариант» // Вестник ТОГУ. Хабаровск, 2023. № 2. С.135-144.

13. URL: https://tass.ru/ekonomika/17198547 (дата обращения: 02.02.2024).

14. Фань Доунань. Инновационная политика Китая: этапы формирования // Креативная экономика. 2022. Т.16, № 1. С. 331-344. doi: 10.18334/ce.16.1.114085.

15. Клавдиенко В.П. Национальная инновационная система Китая: становление и развитие // Инновации. 2016. № 4. С. 97-103.

16. Названы самые инновационные страны мира в 2022 году. URL: https://rg.ru/2023/01/07/nazvany-samye-innovacionnye-strany-mira-v-2022-godu.html (дата обращения: 01.01.2024).

Title: Innovative Vector of Economic Development of China Authors' affiliation:

Kalashnikova I. V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Pan Yingzhou - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Huang Wenhua - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: In a short period of time, China has become one of the world's leading innovation centers. This is its phenomenon. A review of scientific publications has led to the conclusion that the accelerated transition to an innovation model is due to economic policy and government support. The upward track of the scientific and technological development in China is evidenced by continuous intensive R&D investments. Their growth rates exceed those in the USA and EU. The core of the national innovation system is the state and small and medium-sized businesses, whose share in the gross domestic product is 60-70%. According to the International Intellectual Property Organization (WIPO), China is significantly ahead of all countries in the world in the number of accepted patent applications, registered trademarks and design developments in the world, and by 2030 the country will take the 1st place in the world in terms of high-tech products export share. The article is devoted to the Chinese experience of transition to an innovative model of economic development.

Keywords: China, market socialist economy, innovative development, factors, stages, government support, R&D stimulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.