ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПРАКТИКОВ, ВОСТРЕБОВАННЫХ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА
THE INNOVATIVE PROJECT OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE DEVELOPMENT AS AN IMPORTANT CONDITION FOR TRAINING PRACTITIONERS THAT ARE NEEDED IN TODAY'S JOB MARKET
О. Ф. Рудой, Ю. А. Дмитриев
Статья посвящена проблеме инновационного развития педагогического колледжа. Исследованы особенности инновационной деятельности педагогического колледжа в современных условиях, важнейшие направления его инновационного развития. Представлены критерии инновационного проекта.
Ключевые слова: педагогическая инновация, инновационные технологии образования, инновационная деятельность, инновационный проект развития педагогического колледжа, критерии оценки его эффективности.
O. F. Rudoy, Yu. A. Dmitriev
This article is devoted to the problem of the innovative development of pedagogical college. The features of in-novational activities of pedagogical college in current conditions are investigated, the attention being focused on important elements of its innovative development. The criteria of innovational project are submitted.
Keywords: educational innovation, Innovative technology of education, innovative development, innovative development of pedagogical college, criteria for evaluating its effectiveness.
Современная система образования характеризуется перестройкой структуры образовательной системы и ужесточением конкуренции между учреждениями и на рынке образовательных услуг. В этих условиях возникает необходимость инновационного развития учреждения образования. Происходящие изменения в системе российского образования коснулись таких аспектов, как содержание образования, широкое использование педагогических и новых информационных технологий, интегративность образования и т. д.
Инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.
Инновация (англ. innovation) - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
Термин «инновация» происходит от латинского innovation, что означает «возобновление, обновление, перемена». Это понятие впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Й. Шумпетер в начале XX в. использовал термин «новшество, инновация» в своем анализе развития экономических систем, утверждая, что инновации влияют на процесс экономического роста.
Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Более обобщенно это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.
Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары (услуги или товары) услуги с новыми качествами. Инновация является конеч-
ным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем [1].
Различают следующие виды инноваций [по: 1]:
• Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
• Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
• Продуктовые.
• Организационные.
• Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
• Педагогические.
А. В. Хуторской определил педагогическую инновати-ку как науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающую связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Объект педагогической инноватики определяется как процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования.
Предмет педагогической инноватики - это совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательную реальность. Педагогическая инноватика основывается на учете личностных характеристик обучающихся с применением модернизированного педагогического инструментария. Вопросы педагогической инноватики исследуются в Институте педагогических инноваций РАО, в научной школе А. В. Хуторского.
Инновационные технологии в профессиональном образовании - это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение профессионального и личностного самосовершенствования педагогов за счет динамичных изменений в профессионально-личностном развитии человека в современных социокультурных условиях. Е. А. Лобанова отмечает, что педагогические инновации могут либо изменять процессы профессионального становления, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Выживание и развитие колледжа в современных условиях, его конкурентоспособность зависят от того, насколько это открытая, динамичная и самоорганизующаяся система. Таким образом, развитие колледжа можно рассматривать с точки зрения включения его в инновационную деятельность, которая характеризуется как относительно продолжительный эволюционный этап развития учебного заведения. Это означает, что основными факторами, определяющими развитие учебного заведения, является доступность образования, его мобильность и широта использования современных, востребованных на образовательном рынке современных технологий.
Инновационная деятельность колледжа - это включение участников образовательного процесса в деятельность по созданию, освоению и использованию новшеств в практике обучения и воспитания, распространения и обмена педагогическим опытом, освоение новых форм взаимодействия с социумом.
Кроме того, инновационная деятельность предполагает наличие локальных, модульных, системных изменений. Все это является условием создания в колледже инновационной среды. Для реализации данной стратегии в качестве особых средств созданы и создаются проекты и программы инновационного развития колледжа, обладающие совокупностью таких свойств, как актуальность, прогностич-ность, рациональность, контролируемость, охватывающие все направления инновационной деятельности колледжа.
Для снижения риска инновационной деятельности в учебном заведении необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эф-
фективный для одного учебного заведения, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как материально-техническая оснащенность, уровень компетентности преподавателей по основным направлениям инновационного проекта и т. п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта, но оценить их количественно очень трудно, а в некоторых случаях и невозможно, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов. Поскольку в каждом конкретном учебном заведении существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству учебных заведений. На их основе выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя:
• цели, стратегия, политика учебного заведения;
• маркетинг;
• научно-исследовательская и экспериментальная работа;
• финансы.
Кратко рассмотрим вышеназванные критерии и условия оценки инновационного проекта.
1. Цели, стратегия, политика учебного заведения.
Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития учебного заведения, так как если направление проекта противоречит общей политике колледжа, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.
2. Маркетинг. Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его значимость для работодателей. Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новые услуги, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что работодателями могут быть еще не востребованы, потребность в них еще не осознана. Маркетинговое исследование такой ситуации с большой долей вероятности может дать ошибочный и даже отрицательный результат.
При оценке инновационного проекта следует выявить действительных, а также потенциально возможных конкурентов. Однако сравнивать необходимо не только результат инновационного проекта с услугами конкурентов, а ожидаемые последствия от их действий на рынке конкурентов.
3. Научно-исследовательская и экспериментальная работа является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых показателей проекта и влияние их на результаты деятельности учебного заведения.
Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником новых проектов, определяющих дальнейшие перспективы развития колледжа. Для системы образования большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы.
Оценивая инновационный проект, следует учитывать воздействие этого проекта на бюджет учебного заведения и расширение внебюджетной деятельности колледжа.
При оценке инновационного проекта необходимо проверить, не нарушает ли реализация данного проекта права на интеллектуальную собственность какого-либо патентодержателя, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки и не поданы ли заявки в Патентное ведомство, иначе эффективность проекта может быть оценена неверно.
4. Финансы. При выборе инновационного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Необходимо оценить возможные способы финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта. Кроме того, следует оценить количественно все затраты, необходимые для разработки инновационного проекта.
Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных основных элементов реализации проекта. Чтобы свести полученные результаты в единое целое для получения общей оценки, можно использовать критерии, приведенные в таблице. Приведенный перечень может быть расширен в зависимости от целей и направления конкретного инновационного проекта.
Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения базируется на системном, дея-тельностном, рефлексивном, ресурсном, компетентност-ном, культурологическом подходах и реализует принципы управления полисубъектного взаимодействия, демократизации и гуманизации, непрерывности и последова-
Критерии оценки инновационного проекта
Цели, стратегия, политика и ценности предприятия:
1. Совместимость проекта с текущей стратегией
2. Согласованность проекта с представлениями работодателей об учебном заведении
3. Временной аспект риска
Маркетинг:
1. Соответствие проекта определенным потребностям рынка
2. Оценка деятельности конкурентов
3. Вероятность коммерческого успеха
4. Возможность расширения внебюджетной деятельности колледжа
5. Возможные услуги, предлагаемые на рынке;
6. Общественное мнение о качестве предоставляемых услуг.
Научно-исследовательские и опытно-экспериментальные работы:
1. Соответствие проекта инновационной стратегии колледжа
2. Вероятность технического успеха
3. Стоимость и время разработки проекта
4. Отсутствие патентных нарушений
5. Наличие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и т.д.)
6. Возможности использования будущих разработок и дальнейшее внедрение в образовательную систему
7. Составление бизнес-плана (затраты, стоимость маркетинговых исследований, ожидаемая прибыль и т. д.)
тельности управленческих воздействий, оптимальности и эффективности; ресурсной, экономической и экологической целесообразности; учитывает социокультурные потребности развития образовательной среды.
В условиях программно-целевого развития колледжа инновационная деятельность образовательного учреждения согласуется на всех уровнях управления, становится не только приоритетной, но и циклически воспроизводящейся задачей управления. Необходимость постоянного ресурсного и организационного обеспечения процесса управления инновационной деятельностью образовательного учреждения придает этой задаче статус функции управления.
Модель управления деятельностью колледжа в условиях инновационного развития разрабатывается и утверждается педагогическим советом при активном участии всех субъектов образовательного процесса. Основными структурными единицами модели управления являются служба мониторинга, ресурсный центр, методическая служба.
Модель управления инновационной деятельностью колледжа представляет совокупность человеческих, материальных, технологических, информационно-правовых и других взаимосвязанных компонентов. Модель циклически реализует шесть последовательных шагов, ресурсно и организационно поддерживающих инновационную деятельность колледжа:
• проектирование инновационной деятельности и оснащение ее ресурсами;
• разработка программы развития по реализации инновационной деятельности;
• мониторинг инновационной деятельности и образовательной политики колледжа;
Таблица • сбор и анализ информации об эффективности деятельности колледжа;
• регулирование инновационной деятельности колледжа на основе результатов ее анализа.
Результативность управления инновационной деятельностью колледжа определяется следующими показателями:
• позитивными изменениями во внутренней и внешней среде колледжа;
• степенью согласованности и единством действий управления всех участников образовательного процесса;
• инновационным режимом развития колледжа;
• уровнем развития студентов, уровнем профессионального развития педагогических кадров;
• позитивным отношением педагогического коллектива к результатам инновационной деятельности образовательного учреждения;
• целостностью системы управления инновационной деятельностью колледжа.
На начальной стадии реализации инновационного проекта, он является стержнем, вокруг которого концентрируются усилия всех работников. С точки зрения влияния на социально-трудовые отношения в коллективе инновационный проект является общей идеей, фундаментом, реализация которой является важным условием существования самого колледжа. В этих условиях отношения в коллективе характеризуются высоким уровнем устойчивости, так как предполагают личную заинтересованность всех участников инновационной программы. Поэтому мы используем поведенческую модель управления колледжем, которая предполагает организацию работы участников программы в малых группах, широкое обсуждение в них стратегических вопросов развития колледжа.
Формы реализации данной модели предполагают наличие непосредственного контакта между участниками по обмену опытом. Наиболее эффективными считаем проведение мастер-классов, которые могут быть представлены в виде отдельных демонстрационных занятий, на которых методист, преподаватель колледжа, воспитатель детского сада знакомит с каким-либо методическим приемом, с формой организации работы.
Предполагаем обязательное участие при обмене опытом работодателя (посредника-эксперта), способного квалифицированно оценить значимость предлагаемого для распространения профессионального опыта, а также определить его инновационность.
Включение в данный процесс работодателя позволяет определить качество модели, предлагаемой для внедрения в систему дошкольного и начального школьного образования, повысит уровень компетентности, самоанализа профессиональной деятельности преподавателя и студента, выявит наиболее эффективные формы обмена опытом с учетом способностей обладателя инновационного опыта проводить обучающую работу с коллегами.
В основу развития образовательной системы управления инновационной деятельностью были положены следующие подходы:
• личностно-ориентированный подход к образованию,
• в основу управления положен коллегиальный стиль, включающий повышение управленческой культуры, профессиональной компетентности педагогов;
• мотивированность на инновации всего педагогического коллектива;
• непрерывность образования;
• интеграция учебных дисциплин, учебной и внеурочной деятельности;
• разработаны механизмы реализации модели инновационного проекта, учитывающие изменения в организационной структуре и содержании образования;
• разрабатывается система мотивации и стимулирования участников проекта;
• проект создает благоприятные возможности для роста и самоусовершенствования (самоактуализации) всех участников с целью достижения более высокого уровня (интеллектуального, профессионального и т. д.);
Рис. Модель распространения профессионального инновационного опыта
Обладатель инновационного опыта
Получатель инновационного опыта
• руководство проектом осуществляется на принципах соуправления администрации и команды;
Системное влияние реализации инновационной образовательной программы на развитие колледжа - повышение квалификации преподавателей; качественное улучшение учебно-методического обеспечения и образовательных технологий; модернизация инфраструктурного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса. Все это призвано закрепить положение колледжа как центра подготовки высокопрофессиональных специалистов-практиков, развивающего интеграцию науки и практики и реализующего модель частно-государственного партнерства.
В соответствии со Стратегией развития колледж ориентирован на систематизацию и технологизацию новых знаний, изучение и описание междисциплинарных явлений на основе широкого партнерства с наукой и бизнесом и использование этих знаний в подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда.
Реализация инновационного проекта позволяет, с одной стороны, систематизировать междисциплинарные знания в процессе подготовки новых модульных программ и курсов, а с другой - отработать новые технологии распространения этих знаний в образовательном пространстве (видеоконференции и видеокурсы и др.).
Еще одной важной задачей, реализуемой в инновационном пространстве колледжа, являются различные дистанционные формы обмена опытом (в том числе и с использованием интернет-технологий), издание различных методических сборников с описанием инновационных технологий и анализом специфики их применения, аналитические семинары и т. д. Следует также отметить, что подготовка всех материалов проходит с обязательным участием обладателя инновационного опыта.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Инновация // Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/Инновация (дата обращения 1.04.2013).
2. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика -рычаг образования // Интернет-журнал «Эй-дос». Центр инновационного образования «Эй-дос», 2005. 10 сентября [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm (дата обращения 1.04.2013).
3. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учеб.-метод. пособие. Балашов: Николаев, 2005. 76 с.