Научная статья на тему 'Инновационный продукт питания как фактор развития потребительского рынка'

Инновационный продукт питания как фактор развития потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
915
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯ / НОВЫЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯ / СВОЙСТВА / УЛУЧШЕННЫЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остальцева Ольга Юрьевна

В статье приведена характеристика инновационного продукта питания, описаны рыночные и потребительские свойства. Даны авторские определения понятий: «инновационный продукт питания», «новый продукт питания», «улучшенный продукт питания», «модифицированный продукт питания». Предложена классификация инновационных продуктов питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Остальцева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FOOD PRODUCT AS A FACTOR OF CONSUMER MARKET DEVELOPMENT

The article describes the characteristics of an innovative food product, describes market and consumer properties. The author's definitions of the terms «innovative food product», «new food product», «improved food product», «modified food product» are given. The classification of innovative food products is proposed.

Текст научной работы на тему «Инновационный продукт питания как фактор развития потребительского рынка»

2.5. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Остальцева Ольга Юрьевна, аспирант

Место учебы: Белорусский государственный экономический университет

olga.ostaltseva@yandex.by

Аннотация: в статье приведена характеристика инновационного продукта питания, описаны рыночные и потребительские свойства. Даны авторские определения понятий: «инновационный продукт питания», «новый продукт питания», «улучшенный продукт питания», «модифицированный продукт питания». Предложена классификация инновационных продуктов питания.

Ключевые слова: инновационный продукт питания; классификация; модифицированный продукт питания; новый продукт питания; свойства; улучшенный продукт питания.

INNOVATIVE FOOD PRODUCT AS A FACTOR OF CONSUMER MARKET DEVELOPMENT

Ostaltseva Olga Yu., graduate student Study place: Belarus State Economic University

olga.ostaltseva@yandex.by

Annotation: the article describes the characteristics of an innovative food product, describes market and consumer properties. The author's definitions of the terms «innovative food product», «new food product», «improved food product», «modified food product» are given. The classification of innovative food products is proposed.

Keywords: innovative food product; classification; modified food product; new food product; properties; improved food product.

Результативность экономического развития предприятий пищевой отрасли Республики Беларусь сегодня определяется степенью учета объективных рыночных и социальных факторов, происходящих в белорусском обществе. Вопросы здорового и сбалансированного питания, качества и разнообразие продовольственных товаров в настоящее время весьма актуальны для Республики Беларусь, поскольку проблема питания в основе своей является социально-экономической и определяется потребностью человека в приемлемых для здоровья продуктах, достаточном количестве, которое обеспечивает поддержание состояния полноценного физического, душевного и социального благополучия.

Выбор направлений совершенствования ассортимента продовольственных товаров затрагивает всех субъектов продовольственной системы и предполагает их взаимодействие на микро-, макро-, мезауровнях: государство, с точки зрения эффективности его мер управления; науку, с точки зрения эффективности научных исследований и разработок, возможности их практической реализации; потребителей, с позиции оптимальности выбираемого ассортимента продуктов питания в зависимости от соотношения цен и ценностей [7, с. 6]; производителя, с позиции реализации основного принципа маркетинга (производить не то, что может быть произведено, а то в чем нуждается потребитель) при условии того, что предпочтения потребителей рассматриваются как экономическая функция максимизации пользы при минимизации денежный затрат. С учетом мировых тенденций развития пищевой индустрии основу процесса обновления ассортимента, качественных и количественных характеристик выпускаемых и реализуемых продуктов питания должно составлять комплексное внедрение инновационных разработок и принципов производства, способствующих выпуску продукта здорового питания (инновационного продукта), ценность которого определяется как

соотношение стоимости и полезности.

Термин «система здорового питания» в западной практике развития продовольственного рынка предполагает рассмотрение пищевого продукта не только с позиции структуры и состава (объема энергии), но и влияния на здоровье человека, продолжительность его жизни [7].

Концепция продуктов здорового питания предполагает реализацию принципа традиционного подхода к питанию с возможностью улучшения функционирования систем организма за счет наличия в продукте дополнительной ценности, выраженной через критерий полезности. Полезность продуктов здорового питания достигается путем преобразования рецептурного состава посредством применения инноваций, то есть придание продукту новых свойств и характеристик, что позволяет признать группы продуктов здорового питания инновационными продуктами.

Сегодня в странах Запада под категорией «инновационные продукты питания» понимается новый или усовершенствованный пищевой продукт, являющийся результатом прикладных исследований и экспериментальных работ, основным целевым назначением которого является обеспечение пользы здоровью человека, повышение сопротивляемости его организма заболеваниям, способность улучшать многие физиологические процессы.

В Европейском союзе инновационные пищевые продукты определяют, как продукты, полезные для здоровья человека и обладающие дополнительными по сравнению с обычными продуктами свойствами, такие продукты могут быть как цельными, так и обогащенными, и при регулярном употреблении в пищу в виде части рациона они могут благоприятно влиять на здоровье. С целью раскрытия сущности понятия «инновационный продукт» нами проведена систематизация его толкований (таблица 1).

Проблемы экономики и юридической практики

3'2018

Таблица 1

Сравнительный анализ определений понятия _«инновационный продукт»_

Автор Определение Преимущество Недостаток

В.М. Мясникович П.Г. Никитенко Инновационная продукция - обобщающее понятие, распространяемое на конкретные результаты интеллектуальной и производственной деятельности, связанной с достижением новых эксплуатационных показателей изделий, снижением затрат труда, потребления энергии, расходования материалов в технологических процессах и появлением новых услуг в нематериальном секторе экономики [8]. Отражена взаимосвязь развития научного потенциала и результатов инновационной деятельности. Не отмечено проявление инновационных свойств продукта.

В.Г. Гавриленко Продукция инновационная - продукция, подвергшаяся технологическим изменениям разной степени как то: новые изделия (вновь внедряемые) или подвергшиеся усовершенствованию, а также основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция [1]. Указана степень выражения новизны продукта. Не указана взаимосвязь с развития предприятия и результатов инновационной деятельности.

В.Н. Тамашевич и др. Инновационная продукция - продукция, которая в течение последних трех лет подвергалась разной степени технологическим изменениям [5]. Отражена результативность применения радикальных инноваций. Не отмечена степень технических изменений.

Е.А. Моностырный Инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги) предназначенные для реализации [4]. Учтен комплексный подход. Не указана степень новизны товара (работ, услуг).

Примечание: Источник - таблица составлена автором по результатам собственных исследований.

Проведенная систематизация определений позволяет установить, что для инновационного продукта характерно наличие свойства новизны или улучшения приобретенного в результате инновационного преобразования. При этом приобретенная потребительская ценность (новизна, улучшения) касается как функциональных свойств продукта, выраженных в оздоровительном, лечебно-профилактическом эффекте, так и изменения пищевой ценности и органолептических показателей, что позволяет утверждать, что понятие «инновационный продукт питания» шире категории «продукты здорового питания» за счет наличие дополнительной ценности в изменении пищевой структуры и органолептических свойств.

Согласно международному документу «Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям», инновационный продукт питания включает в себя:

- новую пищевую продукции, полученную путем применения радикальных инноваций;

- значительно улучшенную пищевую продукцию, уже существующие на национальном рынке, но получившую новое обозначение или определение (наименование) в связи со значительной степенью усовершенствования или модификацией ее свойств, параметров, признаков или характеристик, а также измененной областью применения, новым или в значительной степени отличающимся, в сравнении с ранее выпускавшейся продукцией (услугами), составом применяемых материалов или компонентов.

Результаты, полученные в ходе изучения особенностей и свойств инновационного продукта питания, позволяют определить его характерные черты (таблица 2).

Таблица 2

Особенности инновационного продукта питания

Особенности Недостаток Преимущества

Товар-новинка Низкая степень осведомленности потребителей о данной группе товаров. Наличие новых потребительских свойств товара.

Новые свойства продукта питания Рост затрат на производства. Расширение потребительских атрибутов продукта питания. Удовлетворение более широкого спектра потребностей.

Наличие небольшого количества торговых марок Рост затрат на продвижение продуктов питания. Определение лидеров и аутсайдеров продуктового рынка.

Изменение модели покупательского поведения Необходимость совершенствования плана маркетинга предприятия. Возможность применения новых техник продаж, расширение ассортиментных линеек.

Использование новых маркетинговых инструментов Увеличение доли затрат на маркетинговую деятельность предприятия. Применение концентрированный и дифференцированных товарных стратегий продвижения.

Изменения в подходах к питанию Необходимость системного мониторинга качества и сбалансированности питания населения. Расширение ассортимента. Формирование новых сегментов рынка.

Экспортная ориентация производимых продуктов Зависимость от конъюнктурных условий рынка. Расширение рынка сбыта, повышение конкурентоспособности предприятия.

Необходимость развития инновационной инфраструктуры рынка Дополнительные затраты, связанные с создание научных центров и лабораторий. Развития инновационного потенциала предприятий АПК.

Примечание - Источник: Таблица составлена автором по результатам собственных исследований.

Таким образом, целью разработки и производства инновационного продукта питания является получение продукта питания улучшенного качества, более полезного, чем традиционный продукт; использование новой технологии, которая отличается от традиционной и позволяет получить продукт с более высокими функциональными свойствами, сохраняя качество и обеспечивая его безопасность. Особенности продукта раскрываются через его функциональные свойства, к

которым относят высокие органолептические показатели инновационного пищевого продукта; содержание ингредиентов, определяющих профилактические, диетические и другие эффекты; оптимально подобранное сочетание компонентов рецептуры, обеспечивающее усвояемость продукта; конкурентоспособность нового продукта на продовольственном рынке.

Сообразно с этим, для инновационного продукта питания характерно:

1. Относительное преимущество: степень превосходства инновационного продукта по сравнению с существующими альтернативами.

2. Сложность: насколько инновация (новшество) совпадает с существующей практикой потенциальных потребителей. Если потребители должны изменить свой привычный порядок действий, возникают затраты на переключение или адаптацию, а скорость диффузии инновации снижается. И наоборот, если новый товар полностью совместим с покупательскими привычками, принятие происходит быстро.

3. Коммуникативность: простота донесения сути инновации и особенностей инновационного продукта до потенциальных потребителей.

4. Возможность апробации: возможность попробовать новый товар в малом объеме до совершения полномасштабной покупки сокращает затраты на принятия.

5. Обеспечение пользы здоровью человека, повышение сопротивляемости его организма заболеванием, способность улучшать многие физиологические процессы.

Научный и практический интерес представляет исследование категории «новый продукт» с позиции определения физического выражения свойств новизны (новшества) в инновационном продукте питания. В нормативном документе ГОСТ 31279-2004 приведено следующее толкование: новая продукция - продукция, изготавливаемая впервые в стране (на предприятии) или отличающаяся от выпускаемой улучшенными свойствами или характеристиками и получающая новое обозначения [2].

Из данного определения следует, что категория «новизна» свойств инновационного продукта выражается через иерархию уровней: новое для мирового рынка; новое для национального рынка, новое для предприятия.

Технический регламент Таможенного союза 021/2011 содержит определение категории «пищевая продукция нового вида» - пищевая продукция (в том числе пищевые добавки и ароматизаторы), ранее не использовавшаяся человеком в пищу на таможенной территории Таможенного союза, а именно: с новой или преднамеренно измененной молекулярной структурой; состоящая или выделенная из микроорганизмов, микроскопических грибов и водорослей, растений, выделенная из животных, полученная из ГМО или с их использованием, наноматериалы и продукты нанотехнологий; за исключением пищевой продукции, полученной традиционными способами, находящейся в обращении и в силу опыта считающейся безопасной [6].

В соответствии с данным регламентом инновационное изменение в продукте питания должно быть направлено на получение полезного лечебного эффекта от его употребления. Таким образом, можно полагать, что степень новизны инновационного продукта имеет следующие уровни физического выражения: новое, улучшенное, модификация.

На основе теоретических положений, изложенных выше, нами предложено рассматривать инновационный продукт питания в зависимости от проявления степени новизны потребительских свойств через систему категорий: новый продукт питания, улучшенный продукт питания, модифицированный продукт питания. Авторские определения рассматриваемой системы терминов приведены ниже.

Инновационный пищевой продукт - новый и/или значительно улучшенный продукт питания, для которого характерно наличие дополнительной потребительской ценности, полученной в результате инновационного преобразования, оказывающей положительное влияние на полноценную жизнедеятельность организма и рост продолжительности жизни. Инновационный продукт питания включает в себя:

а) новый продукт питания - продукт питания, для которого характерна новая, ранее не свойственная потребительская ценность, выраженная в энергетической, биологической пользе продукта питания.

б) улучшенный продукт питания - пищевой продукт со значительными элементами новизны, выраженными в функциональных свойствах продукта (оздоровительный, лечебно-профилактический эффект), в изменении пищевой ценности и органолептических показателей, значительно отличающихся по своим свойствам и назначению от пищевых продуктов, производимых предприятием ранее;

в) модифицированный продукт питания - пищевой продукт, в котором степень новизны обеспечена за счет изменения технологии производства, рецептурного состава, использования нового, ранее не свойственного для данного продукта сырья и/или изменения процентного содержания компонентов (белка, жира, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, микроорганизмов), приводящих к возникновению в пищевом продукте новых потребительских свойств и характеристик.

Исследование инновационного продукта питания как вектора совершенствования и расширения ассортимента и номенклатуры продовольственных товаров определило необходимость разработки классификационной модели инновационных продуктов питания (таблица 3).

Проблемы экономики и юридической практики

3'2018

Таблица 3

Классификация инновационных продуктов питания_

Классификационный признак Вид инновационного продукта

1 2

По степени новизны Новые инновационные продукты Значительно улучшенные инновационные продукты Модифицированные инновационные продукты

По назначению Инновационные продукты ежедневного употребления Инновационные продукты функционального назначения Инновационные продукты специализированного назначения Инновационные продукты органические Инновационные продукты обогащенные Инновационные продукты комбинированные

По отношению к субъекту рыночной среды Инновационные продукты новые для предприятия Инновационные продукты новые для потребителя Инновационные продукты новые для мирового рынка Инновационные продуты новые для внутреннего рынка

По типу питания Инновационные продукты для детского питания Инновационные продукты школьного питания Инновационные продукты диетического питания Инновационные продукты здорового питания Инновационные продукты лечебно-профилактического питания

По биологическому происхождению сырья Инновационные продукты на растительной основе Инновационные продукты на жировой основе

В зависимости от категории потребителей Инновационные продукты для детей раннего возраста Инновационные продукты для детского и школьного питания Инновационные продукты для лиц пожилого и старческого возраста Инновационные продукты для спортсменов Инновационные продуты для лиц, ведущих активный образ жизни Инновационные продукты для вегетарианцев Инновационные продукты для беременных и кормящих женщин

В зависимости от модификации пищевого компонента Инновационные продукты с пониженным содержанием углеводов Инновационные продукты с пониженным содержание жиров Инновационные продукты с повышенным содержание витаминов Инновационные продукты с повышенным содержание миакроэлементов Инновационные продукты с повышенным содержание микроэлементов Инновационные продукты с повышенным содержанием пищевых волокон

В зависимости от продовольственной группы Инновационные продукты на молочной основе Мясные инновационные продукты Рыбные инновационные продукты Плодоовощные инновационные продукты Кондитерские инновационные продукты Алкогольные инновационные продукты

В зависимости от изменения органолеп-тический показателей Инновационные продукты питания с новым вкусом Инновационные продукты питания с новым ароматом (запахом) Инновационные продукты питания с ранее не использованными в рецептурном составе пищевыми компонентами

В зависимости от типа технологий Инновационные продукты производство, которых связано с нанотехнологиями Инновационные продукты производство, которых связано с биотехнологиями Инновационные продукты производство, которых связано с генномодифицированными технологиями

Примечание - Источник: Таблица составлена автором по результатам собственных исследований.

На основе предложенной классификации можно констатировать, что разработка, производство и реализация инновационного продукта питания выполняет как экономическую функцию для предприятий пищевой отрасли, позволяя расшить рынки сбыта, выйти на новые сегменты, повысить конкурентоспособность и конкурентные преимущества, максимизировать прибыль, так и социальную для общества и потребителя, обеспечивая последних возможностью приобретения и потребления продуктов питания, соответствующих физиологическим потребностям организма и способствующих нормальному функционированию и активному образу жизни.

Выполненное исследование позволило сформулировать основные критерии, позволяющие отнести пищевой продукт к группе инновационных продуктов питания:

1. Тип питания: здоровое, лечебное, профилактическое, диетическое питания.

2. Основное назначение: предотвращение развития алиментарных заболеваний; обеспечение сбалансированного, полноценного, здорового питания.

3. Основная функция: поддержание оптимального соотношения макро- и микронутриентов в организме человека, носящих укрепляющий, тонизирующий характер.

4. Полное соответствие физико-химическим, микробиологическим и показателям безопасности требованиям нормативно-технической документации.

5. Применение экологически чистого продовольственного сырья и упаковки.

6. Рациональность: соответствие внесенных нутриентов (снижение или повышения их содержания) физиологическим нормам и потребностям определенных категорий населения с учетом физической активности, рациона питания и образа жизни.

Конъюнктурные колебания, социальные преобразования, переориентация потребительских ценностей при выборе и покупке продуктов питания предполагают объективную потребность применения новых подходов и инструментов к формированию ассортимента продовольственных товаров. Одной из основных задач предприятий пищевой отрасли

является необходимость переориентации концепции организации производства с традиционной на концепцию инновационной реструктуризации всех аспектов деятельности, что подразумевает внедрение новых технологий, способствующих производству и реализации новой или усовершенствованной продукции, соответствующей требованиям и ожиданием конечных потребителей.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 89,29%.

Список литературы:

1. Инновации: деловой энцикл. слов. / В. Г. Гавриленко [и др.]. -Минск: Право и экономика, 2006. - 426 с.

2. Инновационная деятельность. Термины и определения = 1нава-цыйная дзейнасць. Тэрмны i азначэнни ГОСТ 31279-2004. - Минск: Госстандарт Респ. Беларусь: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2005. - III, 10 с. - (Межгосударственный стандарт).

3. Лютова И.И., (2013), СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, КАК РЕЗУЛЬТАТ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 5: 219-227.

4. Моностырный, Е.А. Термины и определения в инновационной сфере / Е.А. Моностырный // Инновации. - 2008. - №12 - С. 28 - 31.

5. Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь / В.Н. Та-машевич [и др.] - Минск: ГУ «БелИСА», 2006. - С. 168.

6. О безопасности пищевой продукции: ТР ТС 021/2011: принят 09.12.2011 : вступ. в силу 15.12.2011 / Евраз. экон. комис. - Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2012. - 242 с. -(Технический регламент Таможенного союза).

7. Пилипук, А. В. Институциональное пространство кластерной агро-продовольственной системы Евразийского экономического союза: аспекты теории и практики / А. В. Пилипук, Е. В. Гусаков, Ф. И. Субоч. - Минск : Беларус. навука, 2016. - 263 с.

8. Энциклопедия экономической безопасности / М. В. Мясникович [и др.]. - Минск: Право и экономика, 2007. - 449 с.

РЕЦЕНЗИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на статью «Инновационный продукт питания как фактор развития потребительского рынка» Данная статья посвящена анализу процесса обновления ассортимента продуктов питания на основе внедрения инновационных разработок н принципов производства, способствующих выпуску продукта здорового питания (инновационного продукта).

Автором проанализированы основные положения концепции продуктов здорового питания, категория «инновационные продукты питания». В статье осуществлена систематизация определений понятия «инновационный продукт».

По результатам исследования автором определены особенности, функциональные свойства н характерные черты инновационного продукта питания. На основе понятия «инновационный продукт питания» сформулированы понятия «новый продукт питания», «улучшенный продукт питания», «модифицированный продукт питания». Автором представлена классификационная модель инновационных продуктов питания, на основе которой можно констатировать, что разработка, производство н реализация инновационного продукта питания выполняет две функции: экономическую н социальную.

Выполненное автором исследование позволило сформулировать основные критерии, позволяющие отнести пищевой продукт к группе инновационных продуктов питания.

Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, н может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.

д-р экон. наук, профессор кафедры Менеджмент организации

Дудин М.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.