кредиту или кредит на льготных условиях. Для микропредприятий также предусмотрены специальные налоговые режимы. Сформированы организации, обеспечивающие информационно -консультационную и имущественную поддержку бизнеса: центры развития бизнеса, инновационные центры, бизнес-инкубаторы, центры поддержки экспорта. В 2015 году была создана государственная Корпорация малого и среднего предпринимательства.
Однако, федеральные субсидии на 2016 год сокращаются: по информации, предоставленной Министерством экономического развития России на развитие МСБ будет выделено менее 11 млрд. руб. В то время как в 2014 году сумма составляла более 20 млрд. руб., а в 2015 — 17 млрд. руб. В этой связи, регионам придется более предусмотрительно распределять финансовые ресурсы между отраслями. В период 2012-2014 г.г. ряд принимаемых мер не согласовывался с интересами малых и средних предприятий, и вместо стимулирования предпринимательской деятельности, они, напротив, лишь ограничивали ее. К подобным мерам можно отнести: увеличение страховых платежей, отмену льготы по налогу на имущество для плательщиков специального налоговых режимов, введение торгового сбора и др.
В настоящее время значительное влияние оказывают санкции, направленные на ограничение роли России на мировом рынке. Для МСБ одним из главных последствий введения санкций стало меньшая доступность банковского кредитования. Кроме этого, в 2014 году произошёл резкий рост (в 2,5 раза!) чистого вывоза капитала из страны частным сектором: если в
2013 г. он составлял 61.6 млрд. долларов США, то в
2014 г. достиг 153 млрд. долларов США. В качестве причин данного явления можно отметить: наращивание иностранных активов, а также выплата внешнего долга банков и компаний с одновременным сокращением возможности для рефинансирования долга. В 2015 г. произошло снижение данного показателя до 56,9 млрд. долларов США.
Однако, поскольку малое и среднее предпринимательство преимущественно
ориентировано на внутренний рынок, то экономические санкции — это потенциальный шанс для его успешного развития. В частности, в связи с ограничениями импорта определённых групп товаров, возможность в развитии получат производители сельскохозяйственной продукции.
Следует отметить, что внедрение инновационных
разработок в производство, в силу большей мобильности предприятий МСБ по сравнению с крупным бизнесом, также даёт им конкурентные преимущества. Так, в марте 2016 года Правительство России утвердило список из 90 компаний и организаций, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у предприятий МСБ. В указанный перечень вошли: «Газпром», «Русгидро», «Аэрофлот»,
«Уралвагонзавод», РЖД, АЛРОСА и другие компании.
Также положительным фактором развития малого и среднего предпринимательства может служить расширение участия субъектов МСБ в закупках госкомпаний. Государству необходимо обеспечить сотрудничество между субъектами МСБ и заказчиками, выражающееся в производственной кооперации. Примером такого сотрудничества может служить созданная в 2015 году приказом Минпромторга России рабочая группа по отработке механизмов кооперации в целях выполнения гособоронзаказа.
Таким образом, мы видим, что перспективы развития и поддержки МСБ в современной России не носят системного характера: с одной стороны, существуют позитивные факторы развития, а с другой - существуют объективные причины, тормозящие развитие малого и среднего предпринимательства в РФ.
Список используемых источников
1. Brian Blackstone, Vanessa Fuhrmans. The Engines of Growth. - URL: http://www.wsj.com/ articles/SB100014240527487035091045763296431539 15516 (Дата обращения: 14.05.2016).
2. Ларичева Е.А., Скляр Е.Н. Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом. - URL: http://www.sciencebsea.bgita.ru/ 2014/ ekonom_2014_22/laricheva_sravnit.htm (Дата обращения: 14.05.2016)
3. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства. - URL: http://economy.gov.ru/ minec/activity/sections/smallBusiness/support/index (Дата обращения: 15.05.2016)
4. Об утверждении перечня юридических лиц, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства. - URL: http ://www. government. ru/docs/22284/ (Дата обращения: 20.05.2016)
- V -
УДК 338.27
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
«Хроноэкономика» № 1 (1) май 2016 www.hronoeconomics.ru
30
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Гайдамака В.А., магистрант Научный руководитель: Пискун Е.И. д.э.н., профессор Севастопольский государственный университет, г. Севастополь Аннотация. Рассматриваются теоретические подходы к оценке инновационного потенциала, его состояние в Российской Федерации; определяются факторы, влияющие на его формирование; предлагаются мероприятия, которые позволят повысить инновационный потенциал страны.
Ключевые слова: инновационный потенциал, показатели инновационного потенциала, инновационная деятельность, оценка инновационного потенциала, инновационная экономика.
THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS
Gajdamaka V., graduate student Research supervisor: Piskun E.I., Doctor of Economic Sciences, Рrofessor, Sevastopol State University, Sevastopol Abstract. Examines theoretical approaches to assessment of innovative potential, its status in the Russian Federation; the factors influencing its formation; suggesting activities that will enhance growth of the innovative potential of the country.
Keywords: innovative potential, indicators of innovative potential, innovative activity, innovative potential, innovative economy.
В современных условиях, когда странами постсоветского пространства выбран инновационный путь развития экономики, изучение инновационной составляющей деятельности является необходимым и актуальным, так как именно инновации определяют обновление продукции и технологии производства, динамику развития не только предприятий, но и страны в целом. Происходящие трансформационные изменения в экономике стран, интеграционные и глобализационные процессы в мировой экономике, рост рыночной конкуренции подталкивают производственно-экономические системы к использованию накопленного теоретического и практического опыта управления [1].
В последние годы экономическое развитие Российской Федерации невозможно без структуризации в сфере производства, обновления технологий, использования научно-технических достижений. Экономические субъекты, действующие на территории большинства развитых стран, пришли к выводу, что наибольшую отдачу и прибыль приносят вложения в новые технологии. Определить возможности инновационного, а вместе с ним и экономического развития страны возможно с помощью инновационного потенциала.
Особое внимание при изучении инновационной деятельности в экономической литературе уделяется понятию «инновационный потенциал», и данная дефиниция является весьма дискуссионной. Ряд авторов рассматривают инновационный потенциал как совокупность ресурсов или активов, то есть использует ресурсный подход; другие исследователи - как возможность накопления ресурсов, возможность использования ресурсов для достижения определенных целей и решения конкретных задач, возможность для использования нововведений в
производственной, финансовой, управленческой и коммерческой деятельности [1].
Наиболее полным, с нашей точки зрения, является следующее определение: инновационный потенциал -это количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент общество может использовать для своего развития. Эти ресурсы распределяются между тремя основными секторами (сегментами, направлениями) макросистемы: научно-техническим, образовательным, инвестиционным [2].
Существует ряд показателей, характеризующих инновационный потенциал регионов и страны, в целом
[3]:
- организации, выполняющие научные исследования и разработки;
- численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками;
- внутренние затраты на научные исследования и разработки;
- организации, ведущие подготовку аспирантов;
- организации, ведущие подготовку докторантов;
- финансирование науки из средств федерального бюджета;
- разработанные и используемые передовые производственные технологии;
- инновационная активность организаций;
- затраты на технологические инновации;
- объем инновационных товаров, работ и услуг.
С учетом вышеперечисленных показателей проводится мониторинг инновационной деятельности, выявляются слабые места, ликвидация которых важна для роста инновационного потенциала страны и как следствие, ее экономического развития.
Так же следует отметить, что как на уровне регионов, так на уровне и страны, рост инновационного потенциала влияет на рост
«Хроноэкономика» № 1 (1) май 2016
www.hronoeconomics.ru
конкурентоспособности. Согласно глобальному индексу конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index 2014-2015) [4], Российская Федерация находится на 53 месте. Несмотря на то, что в сравнении с предшествующим годом она поднялась на 11 пунктов вверх, невысокое значение показателя свидетельствует о том, что в стране низкая инновационная активность.
Низкая инновационная активность страны обусловлена рядом факторов:
- недостаток квалифицированных молодых кадров;
- слабое сотрудничество ВУЗов, государства и коммерческих структур по поводу технологической модернизации;
- информационное отставание населения;
- отсутствие качественного научно-технического прогноза;
- неравномерное и нерациональное распределение финансовых ресурсов;
- низкая инновационная активность организаций;
- несбалансированный уровень инновационного развития регионов;
- низкое финансовое обеспечение инновационных программ [4].
Перечисленные факторы - лишь малая часть всего многообразия факторов. Существует такая проблема как низкий уровень инвестирования. При создании и развитии технологических кластеров или реализации инновационных проектов, необходимо повышать долю бизнеса в их финансировании, чтобы ослабить финансовую нагрузку для государства.
С целью формирования эффективной инновационной экономики в Российской Федерации необходимо обеспечение:
- роста научно-технический потенциал за счет интенсификации научных исследований, создания технологий, финансирования и т.д.;
- создания социально-экономических условий для активизации инновационной деятельности за счет повышения уровня образования, сотрудничества государства с ВУЗами при подготовке квалифицированных кадров, информационной грамотности населения;
- повышения уровня инновационной деятельности за счет инновационной активности организаций, увеличения затрат организаций на технологические инновации и повышения результативности инновационной деятельности;
- качественной инновационной политики за счет более совершенного законодательства в области инноваций (качество нормативно-правовой базы инновационной политики, защищенность инвесторов и т. д.).
Инновационная экономика, в первую очередь, это экономика, основанная на знаниях.
Развитиевышеописанных направлений позволит значительно улучшить уровень инновационного потенциала и уровень инновационного развитиястраны в целом.
Список используемых источников
1. Пискун, Е.И. Управление инновационной деятельностью производственно-экономических систем в интеграционной среде / Е.И. Пискун. -Севастополь: ФГБОУ ВО «СевГУ», 2014. - 298 с.
2. Жиц, Г.И. Инновационный потенциал / Г.И. Жиц. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. - 132 с.
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru.
4. Всемирный экономический форум [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www3.weforum.org.
- V -
УДК 338.242.2
ПРОБЛЕМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ САНКЦИЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дубовик В.Г., магистрант Научный руководитель: Пискун Е.И. д.э.н., профессор Севастопольский государственный университет, г. Севастополь
Аннотация. Рассматриваются вопросы экономических санкций и их влияние на экономику страны, на основании опыта зарубежных стран раскрываются возможные инструменты противодействия экономическим санкциям.
Ключевые слова: санкции, инструменты противодействия, экономика, политический курс, внешнеэкономическая деятельность.
PROBLEMS AND TOOLS OF COMBATING ECONOMIC SANCTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
«Хроноэкономика» № 1 (1) май 2016 www.hronoeconomics.ru
32