Научная статья на тему 'Инновационный потенциал российской экономики как фактор национальной безопасности'

Инновационный потенциал российской экономики как фактор национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / УСТОЙЧИВОСТЬ / SUSTAINABILITY / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Екатерина Валерьевна

Рассмотрены вопросы укрепления национальной безопасности посредством построения инновационной экономики, основанной на новом технологическом укладе. Предложены направления развития национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative potential of the russian economy as a factor of national security

The article deals with the issues of strengthening national security through the creation of an innovative economy based on new technological structure. The directions for the development of the national innovation system are suggested.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал российской экономики как фактор национальной безопасности»

УДК 338.1

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Е.В. Борисова

Рассмотрены вопросы укрепления национальной безопасности посредством построения инновационной экономики, основанной на новом технологическом укладе. Предложены направления развития национальной инновационной системы.

Ключевые слова: инновации; инновационная национальная система; конкурентоспособность; устойчивость; инновационное развитие.

E.V. Borisova. THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE RUSSIAN ECONOMY AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY

The article deals with the issues of strengthening national security through the creation of an innovative economy based on new technological structure. The directions for the development of the national innovation system are suggested.

Keywords: innovations; national innovative system; competitiveness; sustainability; innovation development.

В условиях углубляющихся проблем российской экономики, вызванных как внешними, так и внутренними факторами, необходима выработка научно обоснованной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

Экономическая безопасность подразумевает стабильное, устойчивое функционирование хозяйственной системы, для которого характерны усиление роли научно-технического прогресса, стабильность развития, а также увеличение эффективности производства, что в конечном итоге обеспечит экономическую независимость страны.

Глобальные взаимосвязи в мировой экономической системе представляют угрозу экономической безопасности Российской Федерации, среди которых, на наш взгляд, в первую очередь можно назвать такой фактор, как объединение региональных экономических рынков. Целью такого объединения становится решение интересов ведущих транснациональных корпораций. Примером такого объединения служит Транстихоокеанское партнерство. Зона свободной торговли должна стать крупнейшим интеграционным объединением, состоящим из 12 государств (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, США, Чили, Япония). Совокупный ВВП этих государств составляет более трети мирового ВВП и оценивается в 27,5 млрд долл. США. Открытость инвестиционных потоков, свобода торговли товарами, работами и услугами, взаимопроникновение факторов производства между странами, перемещение

целых производств в страны тихоокеанского региона, в которых имеется более дешевая рабочая сила, неизбежно приведет к сокращению издержек производства и повышению экономической рентабельности. В то же время привлекательным для транснациональных компаний является крупный рынок сбыта, высокие темпы роста развивающихся экономик, для которых характерен эластичный спрос, все это приведет к расширению экспортных возможностей американских компаний.

Примером другого экономического альянса, создаваемого США, является Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство со странами Европы, которое, как и Транстихоокеанское партнерство, создает определенные угрозы экономической национальной безопасности РФ.

Проблема экономической безопасности обострилась в последние годы, именно в этот период диспропорции в структуре экономики и производственных отношений обусловили критическую зависимость от экспорта углеродного сырья. Как базисная категория экономическая безопасность создает условия для безопасности человека и общества. Дефиницию «безопасность» можно рассматривать как некую среду, в которой воздействие внешних и внутренних факторов на определенный объект не влечет отрицательных последствий для него. Обеспечение безопасности должно сопровождаться инструментарием по нейтрализации негативных факторов, несущих угрозы развитию данного объекта. Национальную

18

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №4(22)

безопасность необходимо рассматривать как многомерное понятие, включающее экономическую, военную, технологическую, экологическую, социальную, интеллектуальную, информационную составляющие. Но определяющим элементом выступает экономическая безопасность.

Составляющими экономической безопасности являются устойчивость и стабильность экономического потенциала, его относительная автономия от внешних факторов, возрастание роли технологий нового поколения. Следовательно, экономическую безопасность можно рассматривать как состояние устойчивости экономической системы, ее способность экономического развития в долговременной перспективе, обладающей достаточными ресурсами для удовлетворения расширяющихся потребностей государства, экономических субъектов, населения.

В условиях усиливающейся глобализации и международного разделения труда абсолютно независимых экономик не существует. Следовательно, необходимо рассматривать экономическую независимость как достижение приемлемого уровня конкурентоспособности страны. Существуют разные подходы оценки конкурентоспособности экономических субъектов (на микроуровне) и стран (на макроуровне). Так, Всемирный экономический форум ежегодно отслеживает показатели развития разных стран для определения их места в рейтинге конкурентоспособности. Индикатором конкурентоспособности стран выступает такой показатель, как Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index, далее - GCI), который является комплексным показателем, включающим в себя 12 составляющих: 1) качество общественных институтов; 2) инфраструктура; 3) макроэкономическая стабильность; 4) здоровье и начальное образование; 5) высшее образование и профессиональная подготовка; 6) эффективность рынка товаров и услуг; 7) эффективность рынка труда; 8) развитость финансового рынка; 9) оснащенность новыми технологиями; 10) размер рынка; 11) конкурентоспособность бизнеса; 12) технологический потенциал к инновациям.

Несмотря на замедление роста экономики, Российская Федерация, тем не менее, по-прежнему остается одной из крупнейших мировых держав. В отчете за 2015-2016 гг. Россия занимает 45 место (из 140) GCI, равного 4,44 (из 7). По сравнению с прошлогодними данными за 20142015 гг., когда страна занимала 53 место (из 144) GCI, равного 4,37 (из 7), Россия улучшила свои позиции. Согласно исследованию, прово-

димому Группой Всемирного банка «Ведение бизнеса 2015: Больше, чем эффективность», Россия улучшила свои позиции и переместилась с 64 на 62 место (из 189), что также показывает направленность развития экономики по пути увеличения конкурентоспособности [1].

Тем не менее приходится признать, что наблюдается существенное снижение темпов экономического развития российской экономики. По сравнению с январем-сентябрем 2014 г. индекс промышленного производства в январе-сентябре 2015 г. составил 96,8% [2].

Очевидно, что необходимо проводить экономические реформы, которые должны ослабить зависимость от мировых цен на нефте-углеродное сырье. Необходимо применять экономические рычаги, воздействие которых ослабит и устранит угрозы экономической безопасности.

Одним из источников сохранения экономической безопасности страны является стабильность и устойчивость развития хозяйственной системы, которая основывается:

• на защите различных форм собственности на всех уровнях;

• создании условий, обеспечивающих активную предпринимательскую деятельность;

• снижении уровня безработицы;

• проведении активных мер по предотвращению криминализации хозяйственной деятельности, теневой экономики;

• сокращении чрезмерного разрыва в распределении доходов между гражданами. Так, начиная с 1990-х гг., в России наблюдается тенденция увеличения имущественной дифференциации населения, например, в 1991 г. доходы 10% наиболее богатых групп населения в 4,5 раза превышали значение доходов 10% наименее обеспеченных, а в 2014 г. этот разрыв увеличился до 16 раз по официальной статистике, однако экспертное сообщество говорит о еще более существенном различии - в 25-40 раз. Если учитывать, что оптимальным соотношением является 10:1, то показатели в России еще далеки от приемлемого уровня [3].

Стабильное и устойчивое развитие российской экономики предполагает переход к структуре экономики, основанной на инновациях. Инновационный путь развития прежде всего опирается на научно-технический потенциал страны, на возможность освоения и перехода к новому технологическому укладу (далее - ТУ).

Технологический уклад представляет инновационное ядро, которое служит базисом для синхронного развития сопряженных производств. Процесс смены технологических укладов лежит в основе представлений о содержа-

нии понятия «модернизация» в современных теориях технологической динамики и экономического роста [5]. По мере распространения теории модернизации, на наш взгляд, можно выделить характерные признаки инновационных преобразований, к числу которых относятся:

- создание и использование техники и технологии, основанных на научных знаниях, использовании современных источников энергии; углублении общественного разделения труда;

- развитие товарных, финансовых, инвестиционных рынков и рынков услуг;

- углубление диверсификации и усложнение производственного процесса;

- формирование новых побудительных мотивов, направленных на создание и внедрение технологических новшеств.

Следует отметить, что смена ТУ в экономике происходит не только под воздействием развития научно-технического прогресса, но и под влиянием общественного мышления. Массовое освоение новых технологий происходит значительно позже их появления.

С эпохи промышленного переворота в Англии в XVIII в. можно проследить эволюцию технологических укладов в их взаимоувязке с волнами модернизаций.

Доминирующий с 1970 г. пятый технологический уклад основывается на таких ключевых факторах, как микроэлектроника и программное обеспечение, ядром являются электронные компоненты и устройства, электронно-вычислительная техника, радио- и телекоммуникационное оборудование, лазерное оборудование, услуги по обслуживанию вычислительной техники. Однако модернизационные процессы данного периода были прерывистыми.

Так, с 1960 по 1990 г. в нашей стране активно развивалась электронная промышленность, в частности микроэлектроника. Однако с 1990-х гг. модернизационные процессы приостановились: в связи с проведением неудачной массовой приватизации предприятий промышленности происходил упадок во многих отраслях производства. Конечно, сохранились отдельные фрагменты, например ракетно-космический комплекс, однако их явно недостаточно, для того чтобы перейти к постиндустриальному производству.

На наш взгляд, на новом этапе освоения шестого ТУ необходима комплексная модернизация. Условно можно выделить три этапа данного процесса: восстановительный; формирование институциональных условий; переход к инновационной экономике.

Первый этап характеризуется масштабной

ре(нео)индустриализацией, воссозданием передовых производств и секторов народного хозяйства. Однако здесь важно иметь в виду, что речь идет о восстановлении индустриального производства не на прежней технической основе, а на основе использования современных научно-технических достижений. Базовым положением является восстановление утраченных производственных мощностей.

Для второго этапа характерным является использование научно-технического и опытно-конструкторских секторов на всех стадиях воспроизводственного процесса. Инновации будущего связаны с научными исследованиями в самых разных областях знаний с широким применением автоматизированных устройств. Соответственно, будет происходить повышение уровня образования и науки - сфер, которые обеспечивают переход экономики на более высокий уровень индустриализации, - и последующая за этим интеграция науки и производства. Тем самым произойдет переход от модели поведения человека типа «homo economicus», основанной не на деятельности, а на потребительском выборе, к модели творческого человека «homo creator». Знания в этом случае становятся важнейшим фактором производства в цепочке воспроизводственного процесса.

Третий этап предполагает инновационное развитие, свойственное шестому технологическому укладу, позволяющему реализовать государственную инновационно-целенаправленную экономическую политику, основанную на повсеместном использовании робототехники, наноэлектроники, нанобиотехнологий. В результате, на наш взгляд, понятие «национальная инновационная система» (далее - НИС) приобретает новую интерпретацию. Традиционно это понятие звучало как система взаимосвязанных организаций, осуществляющих производство и коммерциализацию научных знаний и технологий в пределах нации.

На наш взгляд, к вышеназванному определению следует добавить положение о том, что НИС - это эффективный инструмент государственной инновационной политики, обеспечивающий создание научно-технической среды, развитой системы технологического развития и инфраструктурного обеспечения (включая технопарки, бизнес-инкубаторы, технополисы), превращения хозяйственной системы в «экономику знаний».

Традиционная воспроизводственная система примет вид: экономика ^ образование ^ фундаментальные исследования ^ научные исследования ^ опытно-конструкторские разработки ^ производство, основанное на ин-

20

Вестник Российского университета кооперации. 2015. №4(22)

формационных и коммуникационных технологиях ^ инновационная продукция.

Одним из заметных трендов в развитии инновационных процессов, проявляющихся уже далеко не только на национальном, но и на глобальном уровне, стало усиление роли процесса, характеризующего формирование инновационной среды в экономической системе. Ощутимая концентрация инновационной деятельности в отдельных регионах, территориальных кластерах и иных локальных «полюсах развития» объясняется не в последнюю очередь размещением здесь инновационного бизнеса и центров производства знаний, наличием необходимых человеческих ресурсов, качеством инфраструктуры и т.п.

Инновационную среду следует определять как совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, способствующих и стимулирующих процессы достижения целей инновационного развития в стратегически ориентированной экономической системе.

С целью решения вопросов национальной безопасности выстраивание стратегии развития российской экономики должно сопровождаться переводом экономики на новый технологический уклад, который в том числе

включает создание реального инновационного сектора во всех отраслях экономики; грамотное формирование научной инфраструктуры; выстраивание системы взаимосвязи кластеров образования, науки и бизнеса, продвижение на рынок услуг интеллектуальной и наукоемкой продукции; венчурное финансирование; на основе использования научно-технического и кадрового потенциала определение «точек роста» экономики, обладающих мультипликативным эффектом.

Список литературы

1. Глазьев С.Ю. К стратегии социальной справедливости и развития. URL: http://www.glazev.ru (дата обращения: 25.09.2015).

2. Основные экономические и социальные показатели РФ. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 19.10.2015).

3. Потребительские ожидания в России в III квартале 2015 года. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 19.10.2015).

4. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации 21 века. М.: Экономика, 2004. 439 с.

5. World Economic Forum. URL: http://reports. weforum.org global competitiveness report 20152016 (дата обращения: 20.10.2015).

БОРИСОВА Екатерина Валерьевна - аспирант. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]

BORISOVA, Ekaterina Valeryevna - Graduate Student. St. Petersburg State University of Economics. Russia. Saint Petersburg. E-mail: [email protected]

УДК 338.1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ЗАКУПКИ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Е.Р. Борисова

Рассмотрены теоретико-методологические основания контрактной системы закупки продукции для государственных и муниципальных нужд. Выделены ключевые характеристики контрактной системы, ее элементы, принципы построения. Дана классификация основных элементов контрактной системы, определена ее роль в развитии российской экономики. Предложены направления развития контрактной системы закупки продукции для государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова: методологические основания; элементы контрактной системы; участники; принципы контрактной экономики; факторы развития.

E.R. Borisova. METHODOLOGICAL BASIS OF THE CONTRACT SYSTEM OF PROCUREMENT OF GOODS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

Theoretical and methodological basis of the contract system of procurement of products for state and municipal needs are considered. Key features of the contract system, its elements and principles are

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.