15(150) - 2010
ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
В. А. ЦУКЕРМАН, кандидат технических наук,доцент, заведующий отделом промышленной и инновационной политики E-mail: tsukerman@iep.kolasc.net.ru
Е. С. ГОРЯЧЕВСКАЯ, младший научный сотрудник отдела промышленной и инновационной политики E-mail: tsukerman@iep.kolasc.net.ru Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН
Рассмотрен инновационный потенциал Мурманской области. Определены основные факторы, оказывающие влияние на ее научно-технический и инновационный потенциалы. На основании структур современных научно-технического и инновационного потенциалов экономики, имеющегося задела и оценок эффективности определены целевые показатели научно-технического и инновационного потенциалов Мурманской области на период до 2025г. Предложен комплекс мер для стимулирования инновационной деятельности на уровне органов государственного управления области.
Ключевые слова: инновационный потенциал, Север, целевые показатели, стимулирование.
Научно-техническое и инновационное развитие экономики России — универсальная проблема XXIв., к решению которой имеют отношение все общество и каждая его структурная единица. Эта проблема еще более актуальна для регионов Севера, где она дополняется специфическими особенностями, такими как экстремальные природно-климатические условия, обусловливающие удорожание затрат по сравнению с центральными регионами, преимущественная ориентация хозяйственной де-
ятельности этих регионов на добычу и первичную переработку природных ресурсов.
Инновационный потенциал региональной социально-экономической системы — совокупность ресурсных возможностей, технологических, коммерческих, управленческих компетенций для генерации, распространения и использования нововведений в целях модернизации экономики региона [1].
Результаты научно-технической, инновационной политики на Севере в значительной степени определяют динамику общеэкономического роста России. Оценивая вклад инновационно-технологического развития экономики в рост ВВП страны, ученые отводят на долю этого фактора 70—80 % роста. Регионы Северадают43 % наполнения бюджета, там расположено 90 % ресурсной базы [5].
Рассмотрим инновационный потенциал регионов Севера на примере Мурманской области.
Научно-технический и инновационный потенциалы Мурманской области основаны на научно-исследовательских и научно-технических организациях, в числе которых: • Мурманский государственный технический университет;
• Мурманский государственный педагогический университет;
• Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. С. Книповича (ПИНРО);
• ОАО «Научно-техническая фирма «Комплексные системы»»;
• Кольский региональный сейсмологический центр (КРСЦ ГС РАН);
• ОАО «Кольский геологический информационно-лабораторный центр» (ОАО «КГИЛЦ»);
• ФГУП «НИИ Моргеофизики»;
• ФГУП «Арктикморнефтегазразведка»;
• ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция»;
• Федеральное государственное учреждение «Мурманский центр научно-технической информации» (Мурманский ЦНТИ);
• Североморский филиал ОАО «Научно-исследовательский институт точной механики»;
• Федеральное государственное унитарное конструкторское предприятие по технике морских геологоразведочных работ «ТЕХМОРГЕО»;
• Федеральное государственное учреждение науки «Научно-исследовательская лаборатория комплексных проблем гигиены с клиникой профессиональных заболеваний» Министерства здравоохранения России.
В научно-техническом потенциале значительную долю как по объему финансирования, так и численности работающих, занимает Кольский научный центр РАН. Основу КНЦ РАН составляют 11 научно-исследовательских учреждений с общим числом работающих 1 547 чел., в том числе: научных
сотрудников — 629 чел., 4 действительных члена академии наук, 3 члена-корреспондента РАН, 99 докторов наук, 298 кандидатов наук [2].
Основные внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на научно-технический и инновационный потенциалы регионов Севера, представлены в табл. 1.
Анализ статистических данных основных показателей научно-технического и инновационного комплекса области показывает, что область опережает среднероссийские показатели по трем значениям (табл. 2).
Исходя из структуры современных научно-технического и инновационного потенциалов экономики, имеющегося задела и оценок эффективности, определены целевые показатели научно-технического и инновационного потенциала Мурманской области на период до 2025 г. (табл. 3). Можно ожидать рост практически всех показателей; так, к 2025 г. количество инновационно активных организаций возрастет в 2,8 раза, затраты на технологические инновации вырастут в 2,4 раза, объем отгруженной инновационной продукции — в 2,9 раза. Эта тенденция может быть нарушена за счет негативной тенденции уменьшения числа организаций и персонала, выполняющих исследования и разработки. В связи с имеющимся сокращением кадров в этих организациях возможности приема молодых специалистов существенно ограничиваются.
Для дальнейшего расширения этих потенциалов в области принят ряд нормативно-правовых актов, позволяющих осуществлять реализацию научно-технических и инновационных программ и проектов, их материально-техническое и финансо-
Таблица 1
Основные внешние и внутренние факторы, влияющие на научно-технический и инновационным потенциал регионов Севера
Внешние факторы Внутренние факторы
Отсутствие единой нормативно-правовой базы регулирования — федерального закона «Об инновациях и инновационной деятельности» Существенное сокращение численности непосредственных участников научного процесса — исследователей
Несформированность национальной и региональной инновационных систем Наличие в научно-технической сфере значительных заделов фундаментальных и прикладных исследований, а также высококвалифицированных научных кадров
Отсутствие цепочки непрерывного финансирования инновационной деятельности, состоящей из соединяющихся и дублирующих друг друга звеньев Несоответствие объема и структуры финансирования науки потребностям ее развития и мировым стандартам
Отсутствие связующих звеньев в цепочке «наука-производство» и практическое отсутствие государственного регулирования механизма управления технологическим развитием Наличие инфраструктуры инновационной системы
Преимущественно ресурсно-сырьевая направленность экономики области Значительное старение научных кадров — молодежь в науку не идет, поэтому наиболее опасная угроза для общества связана с утратой преемственности в науке
Таблица 2
Основные показатели научно-технического и инновационного потенциала Мурманской области [4]
Регион Инновационный потенциал Научно-технический потенциал
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Российская Федерация 10,0 4,6 127 26 417 0,1 1,2 26,4 24,3 75,7
Мурманская область 8,0 0,2 97 7 6 0,2 0,5 51,5 23,1 76,9
Сравнение показателей регионов со среднероссийским уровнем (выше/ниже):
Мурманская область Ниже Ниже Ниже Ниже Ниже Выше Ниже Выше Ниже Выше
Республика Коми Ниже Выше Ниже Ниже Ниже Выше Ниже Выше Ниже Выше
Архангельская область Ниже Ниже Ниже Ниже Ниже Выше Ниже Ниже Ниже Выше
Ханты-Мансийский АО Ниже Ниже Ниже Ниже Ниже Ниже Ниже Ниже Ниже Выше
Ямало-Ненецкий АО Ниже Ниже Выше Ниже Ниже Ниже Ниже Ниже Выше Ниже
Республика Саха (Якутия) Ниже Ниже Ниже Ниже Ниже Выше Ниже Выше Выше Ниже
Камчатская область Ниже Ниже Ниже Ниже Ниже Выше Ниже Выше Ниже Выше
Магаданская область Ниже Выше Ниже Ниже Ниже Ниже Выше Ниже Выше Выше
Цифрами обозначены показатели:
1 — доля организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, %;
2 — доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, %;
3 — число использованных передовых производственных технологий на 10тыс. чел. населения;
4 — подано заявок на выдачу патентов на 10тыс. чел. населения;
5 — выдано патентов на 10 тыс. чел. населения;
6 — доля организаций, выполнявших исследования и разработки, в общем числе предприятий;
7 — доля персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых в экономике, %;
8 — доля исследователей с учеными степенями в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками, %;
9 — доля докторов наук в общей численности исследователей с учеными степенями;
10 — доля кандидатов наук в общей численности исследователей с учеными степенями
Таблица 3
Тенденции развития и целевые показатели научно-технического и инновационного потенциалов Мурманской области
Показатель Факт Прогноз
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2010г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.
Число организаций, 30 30 29 28 26 26 23 20 18
выполнявших исследования и
разработки, ед.
Численность персонала, заня- 2 720 2 604 2 536 2 345 2 195 1 772 1461 1 406 1 074
того исследованиями и разра-
ботками, чел., всего
В том числе:
исследователи 1 164 1 134 1 098 1 017 977 872 706 539 373
техники 386 372 376 393 381 419 445 471 497
вспомогательный персонал 721 673 682 610 520 276 113 271 119
прочие 449 425 380 325 317 205 197 125 85
Внутренние затраты на исследо- 565 860 1 272 478 1 087 027 1 071 490 1 244 964 1 730 930 2 351 140 2 971 350 3 591 560
вания и разработки, тыс. руб.
Внутренние текущие затраты на 536 662 1 133 677 1 026 933 1 023 217 1 190 617 1 627 346 2 210 276 2 793 207 3 376 137
исследования и разработки, тыс.
руб.
В том числе:
по видам затрат:
на оплату труда 285 868 289 641 345 244 377 336 444 712 581 026 784 310 987 595 1 190 879
отчисления на социальные 86 634 89 757 104 325 94 630 96 712 150 559 199 001 247 443 295 885
нужды
затраты на оборудование 10 952 20 999 20 363 18 089 34 127 35 253 47 572 59 891 72 210
другие материальные затраты 67 577 586 131 400 211 368 727 157 084 499 176 682 566 865 956 1 049 346
прочие текущие затраты 85 631 147 148 156 790 164 434 457 983 361 332 496 827 632 322 767 817
Окончание табл. 3
Показатель Факт Прогноз
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.
по видам работ:
фундаментальные исследования 184 603 225 475 266 203 312 460 440 631 489 779 663 474 837 169 1 010 864
прикладные исследования 264 825 838 281 718 571 667 283 706 373 1 054 484 1 441119 1 827 754 2 214 389
разработки 87 233 69 921 42 159 43 474 43 613 83 083 105 683 128 284 150 884
Число организаций, ведущих подготовкуаспирантов, ед. 3 3 3 3 4 3 4 4 4
Принято в аспирантуру, чел. 182 165 178 168 172 267 345 423 502
Выпущено из аспирантуры, чел. 67 71 89 104 119 150 202 254 306
В том числе с защитой диссертации, чел. 19 18 30 28 35 43 59 74 89
Поступило патентных заявок, шт. 57 50 92 72 63 83 95 107 119
Выдано охранных документов, шт. 53 51 50 50 54 73 69 65 62
Число созданных передовых производственных технологий - - - 6 5 4 5 6 8
Число использованных передовых производственных технологий 465 522 507 660 729 989 1 350 1 710 2 071
Число инновационно-активных организаций 18 18 35 31 32 45 60 74 89
Затраты на технологические инновации, тыс. руб. 697 008 644 150 1 179 540 1 345 607 1 857 028 2 145 631 2 940 961 3 736 291 4 531 621
Объем отгруженной инновационной продукции, млн руб. 4 097,1 5 073,7 1578,5 2 877,4 4 509,4 6 320,4 8 584,2 10 847,9 13 111,7
вое обеспечение и организовывать международные культурные, научные и информационные связи.
К таким актам относятся законы Мурманской области от 08.11.2001 № 301-01-3м0 «Об основах организации научно-технической и инновационной деятельности», от 31.05.2004 №484-01-ЗМО «Об инновациях и инновационной деятельности в Мурманской области» и др.
С целью формирования единой нормативно-правовой базы и более комплексного регулирования научно-технического и инновационного комплекса требуется незамедлительное принятие Федерального Закона «Об инновациях и инновационной деятельности». Он был отклонен Президентом РФ В. В. Путиным [3] по следующим причинам:
• в Федеральном законе, устанавливающем правовые основы осуществления инновационной деятельности в научно-технической и производственно-технологической сферах, не дается четкого определения предмета его регулирования — инновационной деятельности;
• положения ст. 4—6 Федерального закона носят декларативный характер и не имеют правового содержания;
• Федеральный закон имеетряд внутреннихпроги-воречий с другими законодательными актами.
В законе следует предусмотреть:
• прозрачные и стабильные правила осуществления экономической деятельности, стимулирующей развитие предпринимательской инициативы в инновационной сфере;
• роль человеческого фактора, в том числе меры по стимулированию научно-технических работников и предпринимателей-инноваторов по созданию инновационной продукции и технологий;
• привлечение капитальных вложений и инвестиций на финансирование инновационных научных исследований и разработок, содействие их внедрению;
• стимулирование и содействие активизации инновационной деятельности организаций и предприятий;
• повышение уровня инновационной культуры. Основные проблемы развития научно-технического и инновационного потенциалов Мурманской области следующие:
• несформированность национальной и региональной инновационных систем;
• в нормативно-правовых актах области, относящихся к научно-технической и инновационной деятельности, не учтена роль человеческого
фактора, в том числе меры по стимулированию исследователей и предпринимателей-иннова-торов к участию в создании инновационной инфраструктуры;
• неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;
• не преодолен стереотип в общественном сознании, согласно которому наука должна обеспечивать инновационные разработки, основанные на знаниях, а предприятия и организации — ихреализовывать;
• отсутствие информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса;
• отсутствие целенаправленной региональной научно-технической и инновационной политики, главной задачей которой должно стать создание такого потенциала, который сможет обеспечить переход экономики к качественно новому типу экономического роста;
• отсутствие инновационных механизмов функционирования предпринимательских структур, которые позволят осуществить переход к новому типу экономического роста.
Одни из основных инструментов государственной экономической политики — федеральные отраслевые стратегии и программы. Главными их задачами являются стимулирование социально-экономического развития страны и обеспечение воспроизводства национальных ресурсов. Одновременно федеральные стратегии и программы оказывают серьезное воздействие на социально-экономическое развитие регионов, способствуя, в случае их успешной реализации, развитию тех направлений экономической деятельности территориальных систем, которые входят в состав соответствующих стратегий и программ.
Основными, наиболее значимыми с позиций их влияния на Мурманскую область, федеральными отраслевыми стратегиями и программами в сфере развития образования, науки и инноваций являются:
• Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15.02.2006;
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.02.2008.
Во всех перечисленных документах предусматривается переход российской экономики от
экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.
Рассматриваемые документы позволяют прогнозировать развитие Мурманской области в сферах образования, науки и инноваций по конкретным направлениям.
В области образования и науки. Предусмотрена модернизация и структурная перестройка всей системы профессионального образования области с нацеливанием его на нужды региональной экономики. В этой связи необходима разработка системы мер государственной и региональной поддержки подготовки, переподготовки и закрепления кадров в приоритетных инновационных сферахдеятельнос-ти, включая совместное с организациями и предприятиями финансирование программ подготовки и переподготовки кадров по всем звеньям цепочки: ПТУ и колледжи — вузы — НИИ — предприятия. Модернизация и структурная перестройка системы профессионального образования позволит:
• внедрить новые механизмы формирования государственного заказа на подготовку кадров в системе профессионального образования всех уровней (начального, среднего, высшего), ориентированного на потребности региональной экономики;
• создать многоуровневые образовательные учебно-производственные и учебно-научные центры, подготовка в которых будет вестись по интегрированным профессиям и сопряженным учебным программам.
В настоящее время реализуются некоторые элементы модернизации и структурной перестройки системы профессионального образования.
1. В 2008 г. Хибинский технический колледж был реорганизован в филиал Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета).
2. Кольский научный центр РАН (КНЦ РАН) учредил Кольский академический университет.
3. Разрабатывается проект создания в Мурманской области нескольких кластерных кадровых центров непрерывного профессионального образования.
4. Создаются специализированные школы и программы повышения квалификации менеджеров. Специалисты такого профиля становятся самыми дефицитными в регионе. В 2008 г. создан постоянно действующий семинар «Школа технологических менеджеров» при Институте экономических проблем КНЦ РАН. Разрабатывается проект создания при КНЦ РАН бизнес-школы
переподготовки по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Мастер делового администрирования — МВА».
В области инновационной деятельности. Правительством Мурманской области с Российским фондом фундаментальных исследований организован ежегодный конкурс «Север» на получение грантов для проведения фундаментальных научных исследований в области естественных и гуманитарных наук. Аналогично организован Конкурс «Русский Север: история, современность, перспективы» на паритетных началах с Российским гуманитарным научным фондом. Основная задача конкурсов — консолидация усилий федеральных и региональных органов власти для совместного финансирования актуальных исследований, включая междисциплинарные, для поддержки научных школ. Конкурсы позволяют за счет средств федерального и регионального бюджетов финансировать большее количество фундаментальных и прикладных разработок, имеющих перспективы спроса на внутреннем и глобальном рынках. Реализация поддержанных проектов будет содействовать повышению уровня оплаты труда в региональном секторе науки и привлечению к исследованиям молодых ученых.
1. В регионе будут поддерживаться малые инновационные компании, находящиеся на начальной стадии развития, за счет использования средств Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (программа «СТАРТ»),
2. В рамках развития инновационной инфраструктуры будет расширено дальнейшее формирование технопарков, бизнес-инкубаторов, а также сформированы инновационно-технологические центры, учебно-научно-производственный рыбохо-зяйственный комплекс, государственное областное учреждение «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор», аналитический центр наноматериаловедения коллективного доступа в г. Апатиты, центр передовых технологических исследований в области глубокой переработки гидроби-онтов, центры трансфера технологий и др.
3. Наряду с функционированием национальной инновационной системы (НИС) будет развиваться и региональная инновационная система (РИС), которая будет базироваться на сложившемся внутри региона разделении труда, которое основывается на имеющихся внутрирегиональных природных, географических и социально-экономических условиях.
4. Получит дальнейшее развитие механизм государственно-частного партнерства.
В области системы статистической оценки научной и инновационной деятельности.
Запланировано совершенствование методологии и организации статистического наблюдения в сфере науки, технологий и инноваций, в первую очередь с целью комплексного анализа и оценки эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Эта работа крайне важна для Мурманской области, особенно в следующих направлениях:
• уточнение состава статистической совокупности и обеспечение ее полноты;
• совершенствование регионального разреза статистического анализа научного потенциала;
• анализ состояния, уровня реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;
• формирование системы статистического наблюдения за развитием внутреннего рынка технологий;
• организация мониторинга малого инновационного бизнеса;
• определение объективного уровня инновационного промышленного развития региона;
• изучение процессов интеграции науки и образования, деятельности интегрированных научно-образовательных структур;
• статистический анализ инновационных кластеров;
• разработка методологии и организация статистического наблюдения за производством и реализацией высокотехнологичной продукции. Целями создания и развития инновационных
зон, техно- и промышленных парков является обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста Мурманской области на основе более полного использования научно-технического и инновационного потенциала региона.
Для достижения указанных целей необходимо:
• развивать взаимовыгодные партнерские отношения научного и образовательного комплекса, наукоемкого бизнеса и областной власти;
• эффективно использовать научно-технический и инновационный потенциал региона, развивать высокотехнологические производства;
• стимулировать развитие других отраслей экономики;
• создавать условия для размещения международными компаниями своих производств на территории области;
• увеличивать объем экспорта наукоемкой продукции и услуг, производимых предприятиями региона.
Инновационные зоны, техно- и промышленные парки должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям в разработке и реализации инновационных проектов, что позволит этим предприятиям получить значительный экономический эффект и сконцентрироваться на своей основной деятельности.
На территории области имеются реальные возможности создания и развития техно- и промышленных парков, а также зон инновационного развития, прежде всего в городах Оленегорск, Мончегорск, Кировск, Кандалакша, Ковдор, Заполярный, п. Ловозеро на базе градообразующих горно-обогатительных и металлургических предприятий.
Технопарковые структуры в сфере высоких технологий следует развивать в г. Мурманске, в том числе по проблемам освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа.
Необходимо создать инновационный техно-промышленный парк в п. Алакуртти с учетом освободившихся фондов Министерства обороны РФ и использования местных ресурсов.
Особое внимание следует уделить дальнейшему развитию инновационной зоны в г. Апатиты на базе использования научного и образовательного потенциала, прежде всего КНЦ РАН, а также «Технопарка Апатиты», областного бизнес-инкубатора и центра трансфера технологий.
Эта зона будет содействовать созданию и продвижению инновационных технологий и продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитию фундаментальных исследований и интеллектуального потенциала, предоставлению комплекса консалтинговых услуг, организации регионального выставочного комплекса, оказанию помощи в подготовке и переподготовки специалистов инновационной сферы.
Следует отметить, что для каждого региона требуется индивидуальный подход в решении проблем инновационного развития. В этом плане Мурманская область слабо использует инновационный потенциал приграничных стран для развития сотрудничества в образовании, науке и производстве, создании инновационной инфраструктуры, экспорта и импортатехнологий.
Необходимо ускорить в рамках трансграничного сотрудничества создание техно- и промышленных парков, зон инновационного развития. Для этого требуется разработка инновационного подхода системно-концептуального характера, а также организационно-экономических и правовых механизмов функционирования технопарковых структур. Проведена определенная работа, например, по созданию Баренц-бизнес-парка и инновационной школы в рамках проекта российско-норвежского сотрудничества, а также российско-норвежской зоны промышленного и экономического сотрудничества «Поморская зона».
Для повышения эффективности работы созданных и будущих структур необходимы дальнейшие меры по совершенствованию правовой базы. Следует разработать региональную программу «Развитие в Мурманской области инновационных зон, техно- и промышленных парков в сфере высоких технологий».
Программа должна предусматривать:
• инновационную ориентацию стратегического социально-экономического развития региона;
• принятие Закона «О льготах и преференциях инновационным зонам, техно- и промышленным паркам в сфере высоких технологий»;
• усиление мер государственного инновационного менеджмента Правительством области;
• развитие инновационного предпринимательства, наукоемкого производства и инновационной инфраструктуры;
• совершенствование механизма взаимодействия участников инновационной деятельности;
• совершенствование взаимодействия венчурных фирм и инновационных технопарковых структур;
• развитие информационной поддержки;
• действенную помощь в развитии комплекса образовательных услуг и системы непрерывного образования.
Следует приветствовать распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328 о государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и постановление Правительства РФ от 20.12.2007 № 904 «О порядке предоставления средств Федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий».
Однако нелогично, что в указанной Программе государственная поддержка создания технопарков в 2006—2010 гг. в сфере высоких технологий планируется только на территориях восьми субъектов
Федерации. Необходимо предоставить равные права участвовать в этой Программе всем субъектам Федерации.
Стратегической задачей органов власти является обеспечение мер по переходу Мурманской области на инновационный путь развития экономики.
В связи с этим для стимулирования инновационной деятельности требуется реализация комплекса мер, осуществляемых на уровне органов государственного управления области.
1. Создание и развитие эффективной РИС за счет:
• научного обеспечения стратегического управления инновационным развитием региона;
• повышения эффективности инновационного комплекса, выполнения прикладных исследований, разработок и доведения их до результата, пригодного для практического использования и реализации на рынке;
• создания инновационной среды, обеспечивающей внедрение научно-технических и инновационных разработок и технологий в прикладные отрасли и производство наукоемкой конкурентоспособной продукции;
• перехода от ресурсно-экспортно-ориентированной к ресурсно-инновационной, и в дальнейшем — к инновационно-технологической модели;
• роста числа инновационно активных организаций и увеличения объема реализации инновационной продукции;
• расширения внутреннего, межрегиональных и зарубежных рынков инновационных продуктов и технологий.
2. Диверсификация экономики на основе инноваций за счет:
• субсидирования процентных ставок по долгосрочным кредитам, привлекаемым для выпуска новой высокотехнологичной продукции;
• софинансирования выставочной деятельности высокотехнологичных российских компаний;
• активизации зарубежного патентования отечественных результатов исследований и разработок, предполагаемых на экспорт;
• реализации мер, направленных на устранение лингвистического барьера, препятствующего эффективному экспорту инновационных продуктов и технологий, в частности, содействие развитию систем машинного перевода нового поколения;
• формирования стратегий развития инновационно активных территорий, особых экономических зон технико-внедренческого типа;
• роста конкурентоспособности субъектов научной, образовательной и инновационной деятельности, создания новых отраслей, повышения уровня жизни людей;
• поддержки формирования и развития региональных инновационных кластеров.
3. Активизация инновационных процессов за счет:
• создания транснациональных компаний или участия в них с учетом частичной поддержки органов власти;
• формирования инновационного партнерства государства, науки, образования и гражданского общества;
• поддержки приграничного сотрудничества;
• создания в области технопарков в сфере высоких технологий и оказания государственной поддержки их созданию и функционированию в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
4. Совершенствование финансового обеспечения научно-инновационной деятельности за счет:
• популяризации венчурной деятельности в предпринимательской среде посредством продвижения «историй успеха» за счет, прежде всего, информационного обеспечения;
• разработки мер регулирования и контроля процесса венчурного инвестирования;
• финансовой поддержки в форме целевых грантов правительства Мурманской области, увеличения объема совместных грантов Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда путем отбора лучших работ для формирования финансируемых ежегодных научно-технических программ;
• компенсации части процентной ставки банковских кредитов;
• оплаты бюджетов части расходов по содержанию объектов, используемых организациями инновационной инфраструктуры;
• налоговых льгот на исследования и разработки;
• формирования государственного заказа на научно-технические услуги.
5. Развитие информационной, экспертно-консал-тинговой инфраструктуры инновационной деятельности за счет:
• создания эффективной системы инновационного мониторинга, позволяющей формировать
целостную систему сведений о научно-инновационном потенциале и инновационной активности отраслей и промышленных предприятий в регионе на основании современных показателей и индикаторов состояния инновационной деятельности;
• разработки и формирования механизма научно-инновационного развития региона;
• создания и поддержки федерально-региональной базы данных по научно-исследовательским разработкам;
• создания специализированных баз данных по услугам сопровождения инновационной деятельности.
Список литературы
1. Митрофанова И. В., Бендъ А. С. Инновационный потенциал региона: проблемы формирования и использования // Сборник мате-
риалов международной научно-практической конференции «Управление инновациями». М.: Доброеслово. 2006. С. 186-189.
2. Основные результаты научно-организационной деятельности Кольского научного центра в 2007 г. URL: http://www.kolasc.net.ru/russian/ repnod07.html.
3. Письмо Президента РФ от 03.01.2000 № Пр-14.
4. Регионы России: социально-экономические показатели 2008. Стат. сб. / Росстат. М., 2008. 999 с.
5. Цукерман В. А., Носкова Е. С. Проблемы и возможности финансирования инновационной деятельности на примере регионов Севера России // Материалы XIII международной научно-практической конференции по инновационной деятельности «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики», Киев, Симферополь, Севастополь, 15—19.09.2008. Симферополь: Изд. ФЛП Бражникова H.A., 2008. С. 325-330.