Научная статья на тему 'Инновационный потенциал малых инновационных предприятий, создаваемых при высших учебных заведениях'

Инновационный потенциал малых инновационных предприятий, создаваемых при высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Князев С.А., Апарина О.П.

В статье рассматривается проблема повышения инновационного потенциала малых инновационных предприятий, создаваемых при вузах. Авторы рассматривают основные препятствия, мешающие таким предприятиям эффективно коммерциализировать новшества, предлагают пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Князев С.А., Апарина О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал малых инновационных предприятий, создаваемых при высших учебных заведениях»

УДК 658.5

инновационный потенциал малых инновационных предприятий, создаваемых при высших учебных заведениях

с. а. КНЯЗЕВ,

кандидат экономических наук, ассистент кафедры менеджмента E-mail: sergey-cknyazev@mail. ru

О. П. апарина,

ассистент кафедры менеджмента E-mail: ax_ap@mail. ru

Волгоградский государственный университет

В статье рассматривается проблема повышения инновационного потенциала малых инновационных предприятий, создаваемых при вузах. Авторы рассматривают основные препятствия, мешающие таким предприятиям эффективно коммерциализировать новшества, предлагают пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: инновационный потенциал, малые инновационные предприятия, инновации, инновационные барьеры.

В условиях модернизации российской экономики особый интерес вызывают вопросы, связанные с переходом в русло устойчивого инновационного развития. Важными факторами успешности модернизации являются, с одной стороны, уровень научно-технического задела, накопленного российским научным сообществом, с другой стороны — предпринимательские способности граждан, реализуемые в сфере малого предпринимательства. Синтез этих двух важных факторов воплотился в законодательно закрепленной инициативе российской власти по созданию малых инновационных предприятий (МИП) при вузах и научно-исследовательских институтах. Повышение инновационного потенциала такого рода предприятий, как способности создавать и коммерциализировать новшества, является важной проблемой, что и обусловило актуальность данной статьи.

Инновационный потенциал предприятия — это совокупность ресурсных возможностей по достижению инновационных целей. Инновационный потенциал предприятия является составной частью общего потенциала, аккумулируемого для создания, освоения и коммерциализации новшеств. Заметим, что инновация в данном случае понимается в узком смысле — как внедрение нового или усовершенствованного продукта (товара, услуги, работы). Это позволяет не применять слишком расширенную трактовку инновации, включающую еще и различные организационно-управленческие новшества, и сузить предмет исследования.

Универсальный методологический подход в исследовании инновационного потенциала предприятий может быть основан на использовании многофакторной модели производства, предложенной профессором О. В. Иншаковым1. Продукт системы в рамках данного подхода рассматривается как функция основных (базовых) факторов производства:

Q = f (А, T, М, Ins, O, Inf), где Q — произведенный продукт (в том числе и инновационный); А — человеческий фактор;

1 Иншаков О. В. Экономическая генетика как основа эволюционной экономики // Вестник ВолГУ. Серия 3. Вып. 10. 2006. С. 6—16.

Т — технико-технологический фактор;

М — природно-ресурсный фактор;

Ins — институциональный фактор;

О — организационный фактор;

Inf — информационный фактор.

Очевидно, что факторы производства становятся таковыми только непосредственно в процессе производства. До того как быть вовлеченными в процесс производства, они являлись потенциальными ресурсами, которые, в свою очередь, образовались из условий окружающей среды. Человек, исходя из своих потребностей, выполняет определенные действия, вовлекая необходимые ресурсы в производственные процессы, в результате чего происходит создание продуктов для удовлетворения конкретной потребности. Произведенный продукт меняет существующие условия (предметы и процессы) и ресурсы окружающего мира, переводя их в новое состояние или на новый уровень эволюции.

Применительно к инновационной деятельности производственной системы соответствующие окружающие ее объекты, процессы и условия будут составлять инновационный климат, в котором функционирует данная система. Очевидно, что инновационный климат влияет на качественные и количественные характеристики ресурсов, доступных для производства инновационного продукта. Доступные ресурсы непосредственно влияют на комбинацию факторов производства, вовлеченных в производственный процесс. Величина производительности применяемых факторов во многом зависит от эффективности их использования в процессе функционирования предприятия, что в конечном счете определяет успех или неудачу в производстве инновационного продукта. Графическая интерпретация данного подхода представлена на рисунке, где схематически показывается вовлечение базовых факторов (A, T, М, Ins, O, Inf) в процесс реализации инновационного потенциала.

Применительно к инновационной деятельности предприятия окружающие его объекты, процессы и условия будут составлять инновационный климат (см. рисунок, поз. 1), в котором оно функционирует. Инновационный климат влияет на качественные и количественные характеристики ресурсов, доступных для производства инновационного продукта. Доступные предприятию ресурсы составляют общий потенциал предприятия (рисунок, поз. 2), который включает в себя несколько компонентов: человеческие, природно-ресурсные, технико-технологические, институциональные, организационные и информационные ресурсы. Часть ресурсов, входящих в состав общего потенци-

68 -

ала предприятия, интегрируется в инновационныи потенциал предприятия (рисунок, поз. 3) через постановку инновационной цели. В этоИ связи инновационный потенциал предприятия рассматривается как совокупность ресурсных возможностей, имеющихся у предприятия для достижения инновационных целей. Реализуясь в функциональных сферах деятельности предприятия (рисунок, поз. 4), компоненты инновационного потенциала становятся факторами производства инновационного продукта (рисунок, поз. 5) 2.

Управление инновационным потенциалом решает три основные задачи:

1) формирование инновационного потенциала — первичное планирование и приобретение ресурсов, необходимых для достижения инновационных целей;

2) наращивание инновационного потенциала — количественное и качественное улучшение показателей состояния инновационного потенциала на предприятии. Можно выделить экстенсивный и интенсивный подходы к наращиванию инновационного потенциала (табл. 1);

3) реализация инновационного потенциала — процесс преобразования компонентов инновационного потенциала в конечный продукт — инновацию.

Очевидно, что инновационный потенциал создаваемых в рамках Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ3 малых инновационных предприятий при вузах будет тем выше, чем больше внимания уделяется его формированию и наращиванию, особенно на начальных этапах развития. Рассмотрим цели и способы создания МИП при вузах.

Государство представляется одним из основных заинтересованных лиц в процессе коммерциализации инноваций. Именно высшая государственная власть была инициатором принятия Федерального закона № 217-ФЗ (следует отметить, что данный Федеральный закон был разработан и принят в довольно короткие сроки, что, возможно, и послужило причиной некоторых недоработок и появившейся в связи с этим критики). Одной из декларируемых целей государства, помимо создания «прослойки» МИП

2 Князев С. А., Мосейко В. О. Определение инновационного потенциала предприятия на основе факторного подхода // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2008. № 2 (13). С. 32.

3 Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

ных и научно-исследовательских учреждений научно-технического потенциала. Менее явной целью может быть предоставление возможности вузам извлекать средства на уставные цели с помощью МИП в условиях сокращения бюджетного финансирования.

Другим важным действующим лицом оказываются сами вузы. С одной стороны, им предоставляется возможность в соответствии с письмами и рекомендациями Министерства образования и науки РФ сделать переоценку объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Эта переоценка связана с определенными сложностями. Во-первых, при переоценке нематериальных активов может возникнуть обязанность по уплате налога на прибыль, что, впрочем, можно минимизировать. Во-вторых, результаты инновационной деятельности (РИД) необходимо сначала отобразить на балансе вуза, прежде чем передавать на баланс МИП. как институциональной основы дальнейшего эко- Причем передаются в основном патенты. А один номического развития, является получение отдачи из самых распространенных способов оформле-от накопленного в рамках бюджетных образователь- ния прав собственности — ноу-хау — для вузов

Таблица 1

Экстенсивный и интенсивный подходы к наращиванию инновационного потенциала предприятия

Компонент инновационного потенциала Мероприятия в рамках экстенсивного подхода Мероприятия в рамках интенсивного подхода

Человеческий (А) Увеличение количества рабочей силы, применяемой для производства инноваций Улучшение качества рабочей силы через повышение уровня знаний, навыков, умений, компетенций

Природно-ресурсный (М) Приобретение большего количества сырья, материалов, комплектующих для инновационной деятельности Снижение отходности и ресурсоемкости производства инноваций, переход на новые ресурсы

Технико-технологический (Т) Увеличение производственных мощностей в инновационной сфере Внедрение ресурсосберегающих и ресурсозаме-няющих технологий, увеличение загруженности основных производственных мощностей

Институциональный (Ins) Увеличение количества правил, норм, установлений, регулирующих внутреннюю инновационную деятельность предприятия Оптимизация правил, норм и установлений, регулирующих внутреннюю инновационную деятельность предприятия, на предмет противоречий, дублирования, «пробелов» и т. д.

Организационный (O) Увеличение количества организационных мероприятий, структурных подразделений, связанных с инновационной деятельностью Оптимизация организационной структуры, повышение качества организационных мероприятий по управлению инновационной деятельностью

Информационный (Inf) Увеличение количества единиц информации, связанной с инновационной деятельностью Улучшение показателей использования информации (например полнота, точность, своевременность, релевантность информации)

Схема реализации инновационного потенциала предприятия в процессе производства инновации

невозможен, так как академическая деятельность не связана с режимом коммерческой тайны, а, наоборот, предполагает публикацию результатов исследований. Причем юридическое оформление прав на интеллектуальную собственность не всегда доводится до конца.

С другой стороны, руководство многих вузов не всегда понимает необходимость создания дочерних МИП. Впрочем, для вузов, активно ведущих инновационную деятельность, здесь возникают следующие перспективы. Во-первых, есть возможность приватизации материальных и нематериальных активов, которые на базе вуза используются в опытном производстве продукции, пользующейся достаточным спросом. Во-вторых, так как государство намерено оказывать поддержку МИП при вузах, то появляется возможность перераспределять финансовые потоки, получаемые, например, в виде грантов, для поощрения сотрудников, укрепления материально-технической базы и т. д.

Потенциально заинтересованными лицами оказываются авторы — разработчики интеллектуальной собственности и инвесторы. Первые получают возможность адекватной рыночной, а не бюджетной оценки своих интеллектуальных усилий по созданию новшеств, хотя во многих случаях здесь появляется проблема низкой предпринимательской активности создателей ОИС, заинтересованных более в продолжении научных исследований, нежели в ведении бизнеса. Частные инвесторы проявляют небольшой коммерческий интерес к вложениям в МИП при вузах, во-первых, из-за высокой степени риска инвестиций в инновации (впрочем, категория венчурных инвесторов, и тем более бизнес-ангелов, в России пока еще в принципе малочисленна, безотносительно организационных форм инновационных предприятий). Во-вторых, из-за нежелания взаимодействовать с бюрократическими (далеко не в веберовском смысле этого слова) процедурами бюджетных организаций. В-третьих, из-за невозможности предоставления исключительных прав на ОИС в рамках МИП.

Впрочем, руководство страны, обращаясь к инвесторам, призывает МИП работать в рамках существующих технологических платформ. Тем не менее оптимистические прогнозы министра образования и науки А. А. Фурсенко о создании уже к осени 2009 г. 2,5 тыс. МИП при вузах не оправдались (за год работы Федерального закона № 217-ФЗ появилось лишь 337 предприятий). Следует отметить, что если в феврале 2011 г. А. А. Фурсенко на рабочей встрече с премьер-министром В. В. Путиным упоминал МИП в количестве более 700 предприятий, то уже 17 мая

70 -

2011 г. премьер-министр В. В. Путин на заседании Президиума Правительства РФ говорил о более чем 900 МИП при вузах и НИИ. Впрочем, многие МИП проходят процедуру формальной регистрации, после которой не ведут никакой реальной хозяйственной деятельности. Причиной этого служит как необходимость вузов отчитаться по работе в рамках Федерального закона № 217-ФЗ, так и незавершенность НИР и ОКР, которые планируется коммерциализировать в рамках МИП.

На взгляд авторов, в случае с МИП при вузах их инновационный потенциал на начальных этапах жизненного цикла в первую очередь определяется стоимостью ОИС, внесенного в уставной капитал. В этом ОИС воплощается совокупность знаний разработчика. То есть знания ключевых сотрудников образуют основу МИП при вузах.

Применение корпоративных знаний в деятельности предприятия при производстве продукции (товаров, услуг, работ) делает эти знания своеобразным активом предприятия, имеющим нематериальную форму. Представляется, что структура такого рода «знаниевых активов» неоднородна и ее можно исследовать на основе подхода профессора О. В. Иншакова (табл. 2).

Знания фирмы не возникают сами по себе или из ниоткуда. Основным носителем, распространителем, пользователем и создателем знания выступает человек со своим индивидуальным набором знаний, умений, навыков и способностей (в том числе и способности к обучению, т. е. овладевать новыми знаниями). В то же время производство, распространение и применение знаний происходят не в вакууме, а в определенной социальной среде внутри и за пределами фирмы, и коллектив, так же, как и человек, является частью знаниевых активов. То есть человеческие ресурсы, на взгляд авторов, — основной элемент знаниевых активов.

Хранение, распространение, а зачастую применение и производство знаний происходят с использованием определенных технических средств и технологических процедур, поэтому технико-технологические ресурсы также являются частью знаниевых активов.

Оптимальные, непротиворечивые, социально приемлемые и разделенные коллективно и индивидуально сотрудниками фирмы нормы и правила сбора, хранения, распространения, применения и производства знаний составляют институциональные ресурсы фирмы как часть знаниевых активов.

Используемые в фирме организационные структуры, коммуникационные сети и стили, стили управления, корпоративная культура и другие

Таблица 2

Структура знаниевых активов фирмы

Ресурсы организации Направление использования

Человеческие (А) Производство, передача и прием знаний для создания ИС. Носители явных и неявных знаний

Материальные (М) —

Технико-технологические (Т) Оборудование для хранения и передачи данных

Институциональные (Ins) Нормы и правила сбора, хранения, передачи и производства знаний

Организационные (О) Проектирование самообучающейся организации. Формирование инновационной культуры

Информационные (Inf) Массив данных, образующих систему корпоративных знаний и используемых при сборе, хранении и передаче знаний

Таблица 3 Основные функции управления знаниями

Функция менеджмента Содержание и ресурсы

Планирование и прогнозирование Определение потребности в знаниях (Inf). Составление планов, поручение заданий и делегирование полномочий по управлению знаниями (А)

Мотивация и стимулирование Система стимулирования труда по кодификации, передаче, хранению, использованию и производству знаний (А)

Организация и координация Система организационно-распорядительских мер, норм и правил, определяющих порядок работы со знаниями (Ins, O)

Учет, анализ и контроль Мониторинг состояния «знаниевого» массива и деятельности сотрудников в сфере знаний (A, О, Inf)

составляющие организационных ресурсов также являются частью знаниевых активов.

Наконец, информационный ресурс следует рассматривать как массив явных знаний фирмы, определенным образом структурированный и используемый в деятельности фирмы.

Что касается материальных ресурсов, то они не используются в производстве знаний, так как знания имеют нематериальную природу.

Управление знаниями как активами фирмы подразумевает использование основных функций управления, таких как планирование, мотивация, организация и контроль (табл. 3).

Для эффективной коммерциализации новшеств руководству как МИП, так и вуза следует работать в тесном взаимодействии и обращать внимание на следующие ключевые моменты:

• отслеживание новых перспективных разработок в целях создания новых МИП;

• мотивация предпринимательской деятельности авторов РИД путем проведения различных обучающих программ в области бизнес-планирования, основ управленческой деятельности, инновационного менеджмента и др. экономических и управленческих дисциплин (знание основ ведения бизнеса облегчает адаптацию к предпринимательской роли), а также программы материального и нематериального стимулирования;

• укрепление материально-технической базы и облегчение доступа к ней сотрудников МИП;

• оказание методической помощи;

• оказание вузом сопутствующих бухгалтерских, юридических услуг;

• использование создаваемым МИП уже наработанных вузом деловых связей с различными коммерческими предприятиями.

Таким образом, основной частью инновационного потенциала малого инновационного предприятия, создаваемого при вузе или НИИ, являются знаниевые активы. Для повышения капитализации этих активов необходимы дальнейшие инвестиции в человеческий капитал со стороны инвесторов и бюджетных организаций, а также создание и улучшение материально-технических, институциональных, организационных и информационных условий для эффективной реализации инновационного потенциала МИП при вузах.

Список литературы

1. Иншаков О. В. Экономическая генетика как основа эволюционной экономики // Вестник ВолГУ. Серия 3. Вып. 10. 2006. С. 6—16.

2. Князев С. А., Мосейко В. О. Определение инновационного потенциала предприятия на основе факторного подхода // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2008. № 2 (13). С. 27—33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.