Научная статья на тему 'Инновационный подход в формировании эффективной модели управленческого консультирования'

Инновационный подход в формировании эффективной модели управленческого консультирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / MANAGEMENT CONSULTING / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / КАЧЕСТВО / QUALITY / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / COMPANY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литовченко Марина Витальевна

В условиях ускорения научно-технического прогресса, обострения конкуренции и становления клиентоориентированного рынка принятие эффективных управленческих решений требует определенного уровня профессионализма руководителя и учета многих факторов внешней среды, которые могут оказывать влияние на деятельность организации. Решение данной проблемы основывается на использовании квалифицированных услуг консалтинговых компаний по оптимизации различных направлений бизнеса. Это обуславливает целесообразность рассмотрения особенностей и специфики формирования эффективной модели управленческого консультирования с позиции инновационного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Approach in Development of Effective Model of Management Consulting

Making of effective management decisions requires specific level of qualification and recognition of many factors of outside environment which could influence on company activity in conditions of scientifictechnological progress acceleration, aggravation of competition, customeroriented market establishment. This issue solving is based on utilization of qualified services of consulting companies under optimization of different business directions. It specifies practicability of recognition of particularities and specifics of development of management consulting effective model from a perspective of innovative approach.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в формировании эффективной модели управленческого консультирования»

дельный совет -

зримый результат

инновационный подход в формировании эффективной

модели управленческого консультирования

__Аннотация

В условиях ускорения научно-технического прогресса, обострения конкуренции и становления клиентоориентированного рынка принятие эффективных управленческих решений требует определенного уровня профессионализма руководителя и учета многих факторов внешней среды, которые могут оказывать влияние на деятельность организации. Решение данной проблемы основывается на использовании квалифицированных услуг консалтинговых компаний по оптимизации различных направлений бизнеса. Это обуславливает целесообразность рассмотрения особенностей и специфики формирования эффективной модели управленческого консультирования с позиции инновационного подхода.

_Ключевые слова: управленческое консультирование, иннова-

_ции, эффективность, качество, управление предприятием

Современные рыночные тенденции обуславливают необходимость развития существующих методик осуществления консалтинговой деятельности, направленных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг, а также способствующих решению ключевых задач и наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов [1]. Необходимость оптимизации различных направлений бизнеса предопределила целесообразность формирования эффективной модели управленческого консультирования с позиции инновационного подхода. Именно инновационный подход затрагивает вопросы повышения эффективности и качества предоставляемых услуг за счет формирования эффективной модели управленческого консультирования. Инновационный подход в сфере управленческого консультирования основан как на необходимости отслеживания инновационных технологий и их адаптации к организации деятельности консалтинговой компании, так и на разработке собственных технологий

Литовченко Марина Витальевна

аспирантка, факультет экономики и менеджмента, Омский государственный педагогический университет mlitovchenko86@mail.ru

томика, 2011, № 12

решения задач клиента в рамках реализации консалтинговых проектов.

Качество требует баланса

Для повышения эффективности и качества консалтинговых проектов в сфере управленческого консультирования целесообразно применять различные инновационные технологии. Из всего многообразия существующих на сегодняшний день инновационных технологий к реализации консалтинговых проектов могут быть адаптированы, во-первых, принципы менеджмента качества и, во-вторых, система сбалансированных показателей. Инновационными эти технологии могут быть признаны потому, что результатом их применения в рамках проектов по управленческому консультированию являются различного рода нововведения как для консалтинговой компании, так и для организации клиента. Так, предложенный инновационный подход является основой формирования эффективной модели управленческого консультирования, которая может применяться в организации деятельности консалтинговых компаний, а его использование в рамках консалтингового проекта позволяет получить результаты, представляющие определенную значимость для клиента, в виде обновленных систем, процессов, организационных документов. При этом одним из аспектов, определяющих сущность управленческого консультирования, является тот факт, что в результате реализации консалтингового проекта должны произойти некоторые изменения или преобразования в деятельности организации клиента, которые в конечном итоге направлены на ее совершенствование. Таким образом, для достижения консультационного эффекта при реализации консалтинговых проектов использование инноваций осуществляется в рамках формирования эффективной модели управленческого консультирования, основанной на применении принципов менеджмента качества и системы сбалансированных показателей. Этот подход является центральным звеном, обеспечивающим повышение эффективности и качества консалтинговых услуг, поскольку основывается на формировании долгосрочных взаимовыгодных отношений «консультант - клиент». Анализ многочисленных концепций менеджмента показал, что оптимальной для применения в управ-

_из всего

_многообразия

_существующих

_на сегодняшний день

_инновационных

_технологий

_к реализации

_консалтинговых

_проектов могут

быть адаптированы, во-первых, принципы

_менеджмента

_качества

_и, во-вторых,

_система

_сбалансированных

_показателей

ленческом консультировании является система сбалансированных показателей. Данная концепция является наиболее отрегулированной и применяемой за рубежом, имеются также примеры ее внедрения в российских организациях. Несомненным преимуществом системы сбалансированных показателей является ее гибкость, возможность применения в организации практически любой сферы деятельности. Основная идея системы сбалансированных показателей как инструмента определения эффективности состоит в том, что руководством вначале определяются цели, а затем для каждой конкретной цели выбирают показатель и рассчитывают его значение, которое будет свидетельствовать о ее достижении. Такие показатели носят название «ключевые показатели эффективности», которые могут быть адаптированы и использованы в управленческом консультировании [4].

Консультирование должно быть эффективным

Ключевые показатели эффективности представляют собой систему, используемую для достижения главных целей любого бизнеса, таких как привлечение и удержание потребителей, рост профессионализма сотрудников, увеличение доходов и снижение затрат и многих других. Все эти ценности также присущи концепции всеобщего менеджмента качества и изложены в основных принципах менеджмента качества. Этот подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основан на участии всех ее членов и направлен на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и получения выгоды. Использование принципов менеджмента качества позволяет ориентироваться на удовлетворение потребителя, предоставление качественных услуг и повышение эффективности деятельности на основе процессного подхода к управлению [3]. Итак, механизм формирования эффективной модели управленческого консультирования, основанный на применении принципов менеджмента качества и системы ключевых показателей эффективности в рамках проекта по управленческому консультированию, отражает цикл повышения эффективности и улучшения качества консалтинговой услуги. Реализация данного механизма на практике заклю-

креативная экономика, 2011, № 12

чается в использовании комбинации принципов менеджмента качества и системы ключевых показателей эффективности на каждой стадии консалтингового проекта, представленных в таблице 1. Как было отмечено выше, первым критерием эффективности и качества услуг в сфере управленческого консультирования является удовлетворение клиента [2]. Высшей же степенью удовлетворенности клиента является получение желаемого результата от проведенных изменений на практике и поддержание их в течение длительного времени, что может быть обеспечено через сопровождение консультационного проекта организации клиента. Успешным будет являться тот проект по управленческому консультированию, в результате реализации которого клиент в течение длительного времени остается довольным полученными результатами, а консультант повышает эффективность и качество оказываемых услуг.

Таблица 1

Применение принципов менеджмента качества и ключевых показателей эффективности в рамках консалтингового проекта

Стадия/ Этап проекта Ключевые показатели эффективности Принципы менеджмента качества

для консультанта для клиента

Предпроектная стадия

диагностика системы управления профессионализм консультанта наличие организационных документов; соблюдение персоналом организационных норм и правил принятие решений на основе фактов; роль высшего руководства; вовлечение сотрудников

Проектная стадия

разработка и внедрение рекомендаций объемы, качество и сроки выполнения работ; приобретение/улучшение опыта реальные изменения в системе управления; приобретение/улучшение знаний, умений и навыков процессный подход;системный подход; документирование; адаптивность; роль высшего руководства; вовлечение сотрудников

Послепроектная стадия

сопровождение использования внедренных изменений эффективность: экономическая, управленческая, маркетинговая, эффективность персонала эффективность: экономическая, управленческая, маркетинговая, эффективность персонала постоянное совершенствование; непрерывное обучение

з

_несомненным

_преимуществом

системы

_сбалансированных

_показателей

является ее гибкость,

_возможность

_применения

в организации

_практически любой

сферы деятельности

Именно поэтому в рамках проекта по управленческому консультированию отражается такой основной принцип менеджмента качества, как ориентация на потребителя. Он заключается в управлении взаимоотношениями с клиентом на протяжении всего проекта. Все мероприятия в соответствии с утвержденным планом направлены на решение наиболее актуальных задач и реализуются с учетом масштаба и специфики деятельности организации клиента. В этом и заключается инновационный подход. Применение ключевых показателей эффективности также используется на каждом этапе консалтингового проекта и заключается в построении многоуровневой системы контроля и оценки консультанта и клиента как в количественном, так и в качественном выражении с помощью соответствующих методов оценки для каждого показателя. В общем случае ключевые показатели эффективности деятельности и стандарт по управлению ими уникальны для каждой организации клиента в каждом проекте по управленческому консультированию, что отражает еще одну особенность инновационного подхода. Они отражают условия деятельности конкретной компании, зависят от стиля управления и принятой стратегии. В рамках рассматриваемой модели предлагается адаптировать и использовать данные подходы при ведении проекта по управленческому консультированию. Именно этим обусловлено введение заключительного этапа путем корректировки, поддержания и улучшения внедренной системы организационной документации и при помощи организации непрерывного обучения сотрудников. Ситуация когда консультанты продолжают общение со своими клиентами - огромный плюс для обеих сторон. Только в этом случае на выходе организация клиента сможет получить действующую систему управления, разработанную с учетом ее индивидуальных особенностей. А консалтинговая компания может использовать усовершенствованные разработки как основу для ведения новых проектов, предоставляя более качественные услуги и тем самым повышая эффективность своей деятельности и результативность работы своих клиентов.

Вывод

Предложенный усовершенствованный механизм формирования эффективной модели управленчес-

эеативная экономика, 2011, № 12

кого консультирования с позиции инновационного подхода отражает комплексность этапов консультирования, основанных на применении принципов менеджмента качества и системы ключевых показателей эффективности. Использование инновационных технологий в рамках реализации проектов по управленческому консультированию направлено на дальнейшее повышение эффективности и качества оказываемых консалтинговых услуг и в конечном итоге на преобразования в деятельности организации клиента.

Литература

1. Аванесов Е.К. Самооценка организационного процесса компании и СМК [Текст] // Методы менеджмента качества, 2005, №1.

2. Гитомир Дж. Удовлетворение покупателя - ничто, покупательская лояльность - все [Текст]. - СПб.: 2004.

3. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебное пособие [Текст]. - СПб.: Питер, 2008.

4. Клочков А. КР1 и мотивация персонала: полный сборник практических инструментов [Текст]. - М.: Эксмо, 2010.

в общем случае ключевые показатели эффективности деятельности и стандарт по управлению ими уникальны для каждой организации клиента в каждом проекте по управленческому консультированию

Marina V. Litovchenko Postgraduate Student, Faculty of Economics and Management, Omsk State Pedagogic University Innovative Approach in Development of Effective Model of Management Consulting Abstract

aking of effective management decisions requires specific level of qualification and recognition of many factors of outside environment JL ▼ J which could influence on company activity in conditions of scientific-technological progress acceleration, aggravation of competition, customer-oriented market establishment. This issue solving is based on utilization of qualified services of consulting companies under optimization of different business directions. It specifies practicability of recognition of particularities and specifics of development of management consulting effective model from a perspective of innovative approach. Keywords: management consulting, innovations, effectiveness, quality, company management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.