Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНИКИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНИКИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ МНОГОУРОВНЕВОГО ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ Н.А. БЕРНШТЕЙНА / ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П.К. АНОХИНА / АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гимазов Ринат Маратович

Введение. Инновационность подхода к процессу обучения двигательным действиям заключается в том, что в нем применена кооперация основных положений учения Н.А. Бернштейна и теории функциональных систем П.К. Анохина. Цель. Разработать алгоритм формирования техники достижения цели двигательного действия. Результаты исследования. Ключевым положением в организации учебно-тренировочного процесса совершенствования техники двигательных действий является выделение цели двигательных действий как отдельного системообразующего фактора образования функциональных систем в двигательной функции человека. В рамках нового подхода был разработан педагогический алгоритм формирования техники достижения цели двигательного действия у обучаемых. В нем происходит формирование следующих техник достижения цели двигательного действия - идеомоторная, образцовая, рациональная, целесообразная, приспособительная и индивидуальная техника двигательного действия, которые выступают как последовательные уровни процесса оптимизации решений двигательных задач нервной системой у обучаемого с помощью которого он достигает цель действия, т. е. когда происходит последовательный переход достижения цели двигательного действия под контроль двигательных центров более высокого уровня нервной системы. Для каждого этапа учебно-тренировочного процесса совершенствования техники двигательных действий разработаны новые критерии достижения цели двигательного действия, что позволяет контролируемо управлять процессом достижения спортивного результата. Вывод. Реализация двигательной функции человека в представленном алгоритме решения педагогических задач на шести этапах формирования техники достижения цели двигательного действия объективно отражает более высокий уровень качества переходов решений педагогических задач от этапа к этапу с критериями оценки их освоения, и от планируемого спортивного результата к его достижению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гимазов Ринат Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH TO IMPROVING TECHNOLOGY TO ACHIEVE THE GOAL OF MOVEMENT

Introduction. The innovative approach to the process of learning motor actions lies in the fact that it applies cooperation to the main provisions of the teachings of N.A. Bernstein and the theory and functional systems of P.K. Anokhin. Goal. Develop an algorithm for forming of techniques to achieve the goal of motor action in those engaged. The results of the study. Key position in the organization of the training process of improving the technique of motor actions is the singling out of the purpose of motor actions as a separate system-forming factor of the formation of functional systems in the motor function of the person. As part of the new approach, a pedagogical algorithm has been developed to form a technique to achieve the goal of motor action in trainees. It is the formation of the following techniques to achieve the goal of motor action - ideal, rational, rational, appropriate, adaptive and individual motor action technique, which act as successive levels and the process of optimization of the solutions of motor problems by the nervous system in the training system with which he achieves the goal of action, when there is a consistent transition of the goal of motor action under the control of the motor centers of the higher level of the nervous system. For each stage of the training process of improving the technique of motor action developed new criteria to achieve the goal of motor action, which allows to control the process of achieving a sporting result. The conclusion. Implementation of human motor function in the presented algorithm of solving pedagogical problems in the six stages of the formation of the technique to achieve the goal of motor action objectively reflects the higher level of the transition of transitions of decisions of pedagogical tasks from stage to stage with criteria for evaluating their development, and from the planned sports result to its achievement.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНИКИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

УДК 796/799

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНИКИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Ринат Маратович Гимазов, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация

Введение. Инновационность подхода к процессу обучения двигательным действиям заключается в том, что в нем применена кооперация основных положений учения Н.А. Бернштейна и теории функциональных систем П.К. Анохина. Цель. Разработать алгоритм формирования техники достижения цели двигательного действия. Результаты исследования. Ключевым положением в организации учебно-тренировочного процесса совершенствования техники двигательных действий является выделение цели двигательных действий как отдельного системообразующего фактора образования функциональных систем в двигательной функции человека. В рамках нового подхода был разработан педагогический алгоритм формирования техники достижения цели двигательного действия у обучаемых. В нем происходит формирование следующих техник достижения цели двигательного действия - идеомоторная, образцовая, рациональная, целесообразная, приспособительная и индивидуальная техника двигательного действия, которые выступают как последовательные уровни процесса оптимизации решений двигательных задач нервной системой у обучаемого с помощью которого он достигает цель действия, т. е. когда происходит последовательный переход достижения цели двигательного действия под контроль двигательных центров более высокого уровня нервной системы. Для каждого этапа учебно-тренировочного процесса совершенствования техники двигательных действий разработаны новые критерии достижения цели двигательного действия, что позволяет контролируемо управлять процессом достижения спортивного результата. Вывод. Реализация двигательной функции человека в представленном алгоритме решения педагогических задач на шести этапах формирования техники достижения цели двигательного действия объективно отражает более высокий уровень качества переходов решений педагогических задач от этапа к этапу с критериями оценки их освоения, и от планируемого спортивного результата к его достижению.

Ключевые слова: концепция многоуровневого построения движений Н.А. Бернштейна, теория функциональных систем П.К. Анохина, алгоритм формирования техники достижения цели двигательного действия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p104-109

INNOVATIVE APPROACH TO IMPROVING TECHNOLOGY TO ACHIEVE THE

GOAL OF MOVEMENT Rinat Maratovich Gimazov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Surgut

State Pedagogical University

Abstract

Introduction. The innovative approach to the process of learning motor actions lies in the fact that it applies cooperation to the main provisions of the teachings of N.A. Bernstein and the theory and functional systems of P.K. Anokhin. Goal. Develop an algorithm for forming of techniques to achieve the goal of motor action in those engaged. The results of the study. Key position in the organization of the training process of improving the technique of motor actions is the singling out of the purpose of motor actions as a separate system-forming factor of the formation of functional systems in the motor function of the person. As part of the new approach, a pedagogical algorithm has been developed to form a technique to achieve the goal of motor action in trainees. It is the formation of the following techniques to achieve the goal of motor action - ideal, rational, rational, appropriate, adaptive and individual motor action technique, which act as successive levels and the process of optimization of the solutions of motor problems by the nervous system in the training system with which he achieves the goal of action, when there is a consistent transition of the goal of motor action under the control of the motor centers of the higher level of the nervous system. For each stage of the training process of improving the technique of motor action developed new criteria to achieve the goal of motor action, which allows to control the process of achieving a sport-

ing result. The conclusion. Implementation of human motor function in the presented algorithm of solving pedagogical problems in the six stages of the formation of the technique to achieve the goal of motor action objectively reflects the higher level of the transition of transitions of decisions of pedagogical tasks from stage to stage with criteria for evaluating their development, and from the planned sports result to its achievement.

Keywords: the concept of multi-level construction of movements by N.A. Bernstein, the theory of functional systems of P.K. Anokhin, the algorithm of formation of the technique to achieve the goal of motor action.

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-тренировочный процесс обучения двигательным действиям опирается на фундаментальные положения физиологии активности. Не вдаваясь в тонкости различий существующих научных концепций, обозначим только наиболее значимый и широко применяемый в спортивной педагогике - это рефлексологический подход (работы И.П. Павлова начала 20 века). Развитие данного подхода было дано исследованиями Н.А. Бернштейна (1947) - в них была произведена попытка обоснования различий сенсорных коррекций для каждого уровня нервной системы, как центров управления движениями [3]. Если попытаться перечислить только российских (советских) учёных, в работах кото -рых указывалось на необходимость развития положений концепции уровневого построения движений у человека, то краткий перечень будет выглядеть так: Д. Д. Донской (1968), Н.Д. Гордеева (1995), В.П. Зинченко (1982), Л.В. Чхаидзе (1965), В.С. Фарфель (1975), А.И. Назаренко (1994, 2009), В.Н. Курысь (2013), С.В. Дмитриев (2014), Р. М. Городничев (1991), В.С. Гурфинкель, Ю.С. Левик (1990), И.П. Ратов (1972) и др. В основе подходов к изучению управления движений лежали «структурные», «функциональные», «кибернетические» концепции.

В 50-х годах прошлого столетия отечественный физиолог П.К. Анохин разработал основные положения теории функциональных систем [1, 2]. Это принципиально отличающийся от предыдущего рефлексологического подход стал основой для разработки педагогических систем, включая процесс обучения двигательным действиям. Но, к сожалению, должного научного развития предложенных П.К. Анохиным «универсальных черт функционирования, изоморфных для огромного количества объектов» [2, с.104] не произошло, кроме формального упоминания опоры на положения функциональных систем без глубокого анализа ее компонентов педагогами-исследователями [9].

Цель. Разработать алгоритм формирования техники достижения цели двигательного действия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Инновационность нашего подхода к процессу обучения двигательным действиям заключается в том, что в нем применена кооперация основных положений учения Н.А. Бернштейна и теории функциональных систем П.К. Анохина [4]. На наш взгляд, процесс построения движений нервной системой у Н. А. Бернштейна раскрывает содержание узлового механизма целенаправленного поведенческого акта - исполнение реализации принятого решения в образуемой функциональной системе (по П. К. Анохину). Можно отметить, что исполнение реализации принятого решения в действии обеспечивается функциональной системой, образуемой на уровне нервной системы. Каждый уровень нервной системы решает свою двигательную задачу - как строить движения в двигательном действии? В деятельностном подходе задача определяется как «цель, данная в определённых условиях» [2], где цель есть не что иное как образ будущего результата действия (акцептор результата действия).

Образуемая функциональная система может осуществляться в определённых двигательных способностях, или иначе можно сказать, в телесных и психических условиях организма, которые включают в себя компоненты той или иной анатомической принад-

лежности, предназначение которых способствовать реализации механизмов нервно-мышечной системы, физических и психических процессов для получения результата, так как «компоненты той или иной анатомической принадлежности мобилизуются и вовлекаются в функциональную систему только в меру их содействия получению запрограммированного результата» [2].

Системоорганизующим фактором функциональной системы является результат, определяющий образование кооперативных отношений между компонентами системы взаимодействующих друг с другом для решения двигательной задачи. Само понятие «результат» в динамической морфофизиологической организации построения движения выступает как новое, образуемое свойство системы, отсутствующее у других отдельных элементов системы, который можно представить как «результат решения двигательной задачи» и характеризует достигнутую цель действия двигательными центрами уровня нервной системы.

Ключевым положением в организации учебно-тренировочного процесса совершенствования техники двигательных действий является выделение цели двигательных действий как отдельного системообразующего фактора образования функциональных систем в двигательной функции человека.

Таким образом, образование функциональных систем происходит по следующей схеме реализации принятого решения в динамической морфофизиологической организации построения движений: уровень нервной системы - решаемая двигательная задача -двигательные способности как материальные условия для построения движения - механизмы нервно-мышечной системы, физические и психические процессы - результат решения двигательной задачи.

Реализация физиологических механизмов, физических, а также психических процессов управляется соответствующим уровнем нервной системы и определяет уровневую подготовленность человека к построению движений при формировании техники достижения цели двигательного действия. Когда мы говорим о технике двигательного действия, то должны понимать тот сформированный уровень процесса оптимизации решений двигательных задач нервной системой у обучаемого с помощью которого он достигает цель и смысл действия.

Компоненты образуемых функциональных систем для достижения цели двигательного действия представлены на рисунке 1.

Уровни нервной системы (H.A. Бернштейн, 1947) Последовательность решения двигательных задач ■■и уровнях нервной системы Результаты решения двигательных задач Последовательность формирования техники достижения цели двигательных действий

Е- ассоциативно-теменной и лобных полей 10 - гармонично 12 - индивидуальность 6 - индивидуальная

D - премоторный 9 - инициативно 8 - изворотливо 11 - моторная устойчивость 10 - временная точность 5 - приспособительная 4 - целесообразная

С - пирамидно-стриальный 7 - стабильно 6 - точно 5 - адекватно 9 - моторная стабильность 8 - исполнительская точность 7 - целесообразность 3 - рациональная 2 - образцовая 1 - идеомоторная

В - таламо-паллидарный 4 - быстро 3 - согласованно 2 - экономно 6 - нервное напряжение 5 - мышечная синергия 4 - кинестетическая чувствительность -

А- руброспинальный 1 - приспособительно 3 - моторная память 2 - осанка 1 -мышечный тонус -

Рисунок 1 - Компоненты образуемых функциональных систем для достижения цели двигательного действия (Иллюстрация мозга Fernando Da Cunha / BSIP / Corbis)

В рамках нового подхода был разработан педагогический алгоритм формирования техники достижения цели двигательного действия у обучаемых. В нем происходит фор-

мирование следующих техник достижения цели двигательного действия - идеомоторная, образцовая, рациональная, целесообразная, приспособительная и индивидуальная техника двигательного действия, которые выступают как последовательные уровни процесса оптимизации решений двигательных задач нервной системой у обучаемого с помощью которого он достигает цель действия, т. е. когда происходит последовательный переход достижения цели двигательного действия под контроль двигательных центров более высокого уровня нервной системы. Последовательность принятия соответствующих решений в образуемых функциональных системах и ее исполнение реализуется в следующем порядке решения педагогических задач:

1. Сформировать у обучаемого адекватный образ цели формируемого двигательного действия.

2. Научить точно достигать цель двигательного действия по сформированному образу, выполняя двигательное действие с требуемыми для конкретного результата биомеханическими характеристиками (в фазах двигательного действия и в целом).

3. Достичь стабильности демонстрирования обучаемым цели двигательного действия в стандартных условиях его выполнения.

4. Обучить легкости достижения цели двигательного действия в необходимых временных условиях его воспроизведения.

5. Достичь устойчивости воспроизведения цели двигательного действия у обучаемого в условиях состязательности.

6. Сформировать у обучаемого индивидуальный способ воспроизведения цели двигательного действия в вариативных условиях его выполнения.

Как видно из алгоритма формирования техник достижения цели двигательного действия целевые результаты обучения (совершенствования) представлены в строгом порядке в соответствии с последовательностью решений двигательных задач на уровнях нервной системы. Для каждого этапа учебно-тренировочного процесса совершенствования техники двигательных действий разработаны новые критерии достижения цели двигательного действия, что позволяет контролируемо управлять процессом достижения спортивного результата.

Целесообразно в практической деятельности специалистам, прямо или косвенно связанных с обучением, совершенствованием или же восстановлением движений человека, руководствоваться контролем и оценкой результатов решения двигательных задач на каждом неврологическом уровне построения движения, так как они являются универсальными для всех видов физкультурно-спортивной деятельности человека. Общее количество результатов решения двигательных задач каждого уровня нервной системы невелико, большинстве случаев они могут быть представлены метрически, в других - они качественно измеряемы.

Результатами решений двигательных задач на субкортикальных уровнях нервной системы являются мышечный тонус, осанка, моторная память, кинестетическая чувствительность, мышечная синергия и нервное напряжение, которые служат новыми показателями освоения этапов совершенствования техники достижения цели двигательных действий у занимающихся физической культурой и спортом.

Системная последовательность решений двигательных задач кортикальных уровней нервной системы - целесообразность, исполнительская точность, моторная стабильность, временная точность, моторная устойчивость и индивидуальность, определяет последовательность педагогических этапов совершенствования техники достижения цели двигательных действий.

Отличительной чертой содержания нового подхода в двигательном обучении является выполнение требования о необходимости выстраивания педагогического процесса таким образом, чтобы у обучаемых в рамках последовательного освоения целевых результатов процесса обучения (совершенствования) возникали бы наилучшие условия для

согласования всех решений двигательных задач при достижении цели и смысла двигательного действия. При сравнении с существующими в научной периодике педагогических подходов в изложении процессов формирования техники двигательных действий их логика последовательности обучения (освоения, формирования и т.д.) не всегда согласуется с глубинными механизмами, существующими в управляющей системе - нервной системе человека. Основным недостатком, по нашему мнению, является тот факт, что «шаги» педагогических воздействий, необходимые для достижения цели двигательных действий не были тесно связаны с последовательностью решений двигательных задач на уровнях нервной системы.

Апробация нового подхода в двигательном обучении занимающихся физической культурой и спортом была успешно проведена, получены результаты, которые опубликованы в ведущих научных журналах России [5, 6, 7, 8 и др.].

ВЫВОД

Реализация двигательной функции человека в представленном алгоритме решения педагогических задач на шести этапах формирования техники достижения цели двигательного действия объективно отражает более высокий уровень качества переходов решений педагогических задач от этапа к этапу с критериями оценки их освоения, и от планируемого спортивного результата к его достижению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Теория функциональной системы / П.К. Анохин // Успехи физиологических наук. - 1970. - Т. 1, вып. 1. - С. 19-54.

2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной систем : избранные труды. ы / П.К. Анохин. - Москва : Наука, 1978. - 400 с.

3. Бернштейн Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. - Москва : Медгиз, 1947.

- 254 с.

4. Гимазов Р.М. Ловкость и технология формирования техники двигательного действия / Р. М. Гимазов // [б. м.] : Издательские решения, 2020. - 272 с.

5. Совершенствование бросков мяча в корзину у баскетболистов группы начального обучения на основе учета последовательности решения двигательных задач нервной системой / Р.М. Гимазов, Г.А. Булатова, Г.А. Степанова, М.Л. Жигулин // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. - Т. 19, № S1. - С. 143-147.

6. Гимазов, Р. М. Реализация алгоритма решения педагогических задач при формировании двигательных действий «бег» и «прыжок в длину с места» в процессе обучения дошкольников 6-7летнего возраста / Р.М. Гимазов, А.В. Рембеза, Г.А. Булатова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. - Т. 14(4). - С. 67-79.

7. Гимазов Р.М. Формирование образцовой техники бега на 30 метров у школьников 12-летнего возраста / Р. М. Гимазов, Г.А. Булатова // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № 2. -С. 108-115.

8. Гимазов, Р.М. Методика обучения и совершенствования бильярдной спортивной техники у обучающихся с учетом последовательности решений двигательных задач в нервной системе / Р. М. Гимазов, С.Х. Дженанян // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 21, № 3. - С. 79-87.

9. Кузнецов, Ю.Н. Педагогическая система как частный случай функциональных систем. Попытка переноса теории П.К. Анохина в педагогическую реальность / Ю.Н. Кузнецов, А.А. Остапенко // Народное образование. - 2020. - №2. - С. 71-80.

REFERENCES

1. Anokhin, P.K. (1970), "Functional System Theory", Advances in Physiological Sciences, Vol.1, pp.19-54.

2. Anokhin, P.K. (1978), Selected Works. Philosophical aspects of functional system theory, Science, Moscow.

3. Bernstein, N.A. (1947), On Building Movements, Medgis, Moscow.

4. Gimazov, R.M. (2020), Agility and Motion Force Formation Technology, Publishing Solutions.

5. Gimazov, R.M., Bulatova, G.A., Stepanova, G.A. and Jigulin, M.L. (2019), "Improvement of the ball throws into the basket for basketball players of the primary training group on the basis of the sequence of solving motor problems by the nervous system", Man. Sport. Medicine, Vol. 19, No S1. pp. 143-147.

6. Gimazov, R. M., Rembez, A.V. and Bulatova, G.A. (2019), "Implementation of the algorithm for solving pedagogical problems in the formation of motor actions "running" and "long jump from the place" in the process of training preschoolers 6-7 years of age", Educational-psychological and life-biological problems of physical culture and sports, Vol.14(4), pp. 67-99.

7. Gimazov, R.M. and Bulatova, G.A. (2020), "Formation of exemplary technique of running for 30 meters in schoolchildren of 12-year-olds", Man. Sport. Medicine, Vol. 20, No 2, pp.108-115.

8. Gimazov, R.M. and Jenanyan, S.H. (2020), "Method of training and improving billiard sports equipment in students taking into account the sequence of decisions of motor problems in the nervous system", Man. Sport. Medicine, Vol. 21, No 3, pp. 79-87.

9. Kuznetsov, Yu.N. and Ostapenko A.A. (2020), "Pedagogical system as a special case of functional systems. An attempt to transfer the theory of P.K. Anokhin into pedagogical reality", Public education, No. 2, pp. 71-80.

Контактная информация: rmgi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.03.2021

УДК 796.012.33

ОЦЕНКА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УДАРОВ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ

Сергей Игоревич Горелкин, преподаватель, Александр Юрьевич Дорохин, преподаватель, Александр Владимирович Апальков, старший преподаватель, Андрей Александрович Третьяков, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина

Аннотация

Соревновательная деятельность боксера предъявляет особые требования к физической подготовленности спортсмена. Особое значение имеет своевременность и быстрота выполнения технических действий, в то же время, для их эффективности чрезвычайно важны скоростно-силовые характеристики движений. С другой стороны, такие характеристики, как скорость и сила, во многом, антагонистичны, поэтому, проблема соотношения средств скоростной и скоростно-силовой подготовки в структуре тренировки боксеров является важной. Проблема развития скоростно-силовых способностей у боксеров позволила выделить цель исследования. Она состояла в исследовании различных скоростно-силовых характеристик различных ударов у квалифицированных боксеров. В исследовании приняло участие 20 человек из числа курсантов, слушателей института и спортсменов МБУ СШОР по боксу г. Белгорода в возрасте от 18 до 24 лет. Из них I-й взрослый разряд по боксу имеют 10 человек, спортивный разряд кандидат в мастера спорта (КМС) 7 человек, спортивное звание мастер спорта России (МС) имеют 3 человека. Средне групповой результат силы удары, независимо от весовой категории, составил 233,2±13,3 кг, что на порядок выше, чем в весовых категориях 56-64 кг, 69-75 кг, 81-91 кг, но гораздо ниже, чем в весовой категории +91 кг. Общее среднее значение резкости ударов у участников сбора составило 0,3 кг/мс. Суммируя все показатели участников сбора, стоит отметить, что данное значение немного выше, чем показатели в весовых категориях 56-64 кг, 69-75 кг, 81-91 кг, но при этом значительно ниже, чем в самой тяжелой весовой категории. Полученные результаты позволяют объективно оценить современный уровень подготовленности действующих спортсменов. Исходя из полученных данных возможно разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию тренировочного процесса квалифицированных боксеров.

Ключевые слова: физическая подготовленность, скоростно-силовые способности, боксеры, удары, тренировочные сборы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.