Научная статья на тему 'Инновационный подход к проектированию и проведению лекционных и семинарских занятий в вузе'

Инновационный подход к проектированию и проведению лекционных и семинарских занятий в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8223
1399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛЕКЦИЯ / СЕМИНАР / PEDAGOGICAL INNOVATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / LECTURE / SEMINAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ретивых М. В.

В статье рассматривается проблема проектирования и применения в образовательном процессе вуза активных, личностно-развивающих форм и методов обучения студентов, приводятся примеры инновационных лекционных и семинарских занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE APPROACH TO DESIGNING AND CARRYING OUT LECTURE AND SEMINAR EMPLOYMENT IN HIGH SCHOOL

The article considers the problem of projecting and application of active person developing forms and methods of students instructions in the educational process of higher educational establishment. Here examples of innovative lecture and seminar lessons are given.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к проектированию и проведению лекционных и семинарских занятий в вузе»

УДК-37.018.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ

М.В. Ретивых

В статье рассматривается проблема проектирования и применения в образовательном процессе вуза активных, личностно-развивающих форм и методов обучения студентов, приводятся примеры инновационных лекционных и семинарских занятий.

Ключевые слова: педагогическая инновация, образовательная технология, лекция, семинар.

Переход на уровневую подготовку кадров в вузах, реализация компетентностного подхода в образовании обуславливают необходимость разработки и реализации инновационных педагогических технологий.

Под педагогической инновацией понимается «целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные новшества, улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом» [3, с.69].

Следует отметить, что за последнее время появились работы, в которых раскрываются современные технологии обучения в высшей школе [2;4;5].

В настоящей статье мы останавливаемся только на инновационных лекционных и семинарских занятиях в вузе.

Слово «лекция» имеет латинский корень «lection» - чтение.

Лекция является формой организации образовательного процесса в вузе. Она выступает также в качестве основного звена изучения учебной дисциплины. В современных образовательных стандартах высшего профессионального образования на лекционные занятия отводится до 50% учебного времени.

Лекции подразделяются на две группы: традиционные и нетрадиционные (инновационные).

Основным недостатком традиционных лекций в вузе является пассивность обучающихся при высокой односторонней активности преподавателя. Поэтому сейчас появляются нетрадиционные лекции, способствующие повышению активности студентов на занятиях. Виды таких лек-цийпредставлены_нанижеследующем£исунке_(рис.1^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^_

Нетрадиционные лекции

Проблемная лекция

Лекция-беседа

I

Лекция-

консультация

I

Лекция-

провокация

Лекциявдвоем

Лекция-

визуализация

Рис. 1. Нетрадиционные виды лекций

Кратко раскроем сущность и особенности подготовки и проведения каждого из этих видов

лекций.

Проблемная лекция отличается от традиционной тем, что если в традиционной лекции используются такие средства, как объяснение, иллюстрация, описание, то проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач.

Структурными компонентами проблемной лекции являются такие компоненты, как введение, подведение студентов к проблеме, постановка основной проблемы, создание проблемной ситуации, выделение подпроблем и их решение, заключение, подведение итогов.

На лекции проблемного характера студенты находятся в постоянном процессе «сотворчества», «сомышления» с преподавателем, т.е. «субъектами», соавторами решения проблемных задач. Знания, усвоенные таким образом, становятся достоянием студентов и перерастают в их убеждения. Самостоятельно приобретенные знания являются более прочными и легко актуализируются, они обладают свойствами переноса в другие ситуации. Решение проблемных задач развивает интеллектуальные способности и повышает интерес студентов к содержанию профессиональной подготовки.

Лекция-беседа является наиболее распространенной и сравнительно простой формой включения студентов в учебный процесс. Она предполагает применение элементов диалога, полилога и дискуссии.

Средствами активизации учебной деятельности студентов здесь выступают специальные вопросы преподавателя к аудитории. Студенты отвечают на эти вопросы с мест. Вопросы могут быть направлены как на выявление имеющихся у студентов знаний, так и для выяснения мнений студентов по той или иной проблеме.

Поэтому одни вопросы предполагают однозначные ответы студентов, другие вопросы могут носить проблемный, дискуссионный характер. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, получая возможность наиболее доказательно изложить тот или иной тезис своего выступления.

Преподаватель должен следить за тем, чтобы его вопросы не оставались без ответа, иначе они будут носить риторический характер и не обеспечат достаточной активизации мышления студентов.

Лекция-консультация. Этот вид лекции предпочтителен при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Существует несколько вариантов проведения таких лекций, которые представлены ниже.

Вариант 1. По ходу первой части лекции студенты готовят вопросы, на которые отвечает преподаватель с привлечением самих студентов.

Вариант 2. Преподаватель заранее собирает вопросы студентов в письменной форме. По ходу лекции преподаватель отвечает на эти вопросы и организует свободный обмен мнениями студентов.

Вариант 3. Преподаватель заранее сам составляет вопросы для студентов, на которые они отвечают на занятии.

Могут быть и другие варианты проведения лекции-консультации.

Лекция-провокация - это лекция с заранее запланированными ошибками. Ее основная особенность заключается в том, что преподаватель во вступительной части объявляет тему лекции и сообщает о наличии в предстоящей лекции запланированных ошибок. Эти ошибки могут быть в определении понятий и категорий, датах, событиях, фамилиях, цитатах и т.д.

Студенты по ходу лекции должны заметить, а потом объяснить ошибки, которые были «допущены» преподавателем.

Таким образом, лекция с запланированными ошибками позволяет активизировать учебную деятельность студентов, развивает их внимание, логическое мышление и память.

«Лекция вдвоем». Такая лекция может проводиться двумя и более преподавателями, психологически и интеллектуально совместимыми, хотя имеющими разные взгляды на проблемные вопросы лекции. Преподаватели могут быть представителями одной или разных наук. Они заранее договариваются о порядке проведения лекции и разрабатывают сценарий лекционного занятия, основными элементами которого являются: фиксация проблематики лекции и взглядов на ее решение, режиссура лекции (совокупность педагогических ситуаций и определение ролей преподавателей), прогноз реакции аудитории студентов.

Проведение «лекции вдвоем» может базироваться на двух подходах: чтение лекции на «контрасте» (на различных точках зрения) или на взаимодополнении. Лекция на «контрасте» предполагает разыгрывание преподавателями дискуссии на глазах у слушателей. В этом случае она подают студентам пример научной полемики. Лекция на взаимодополнении читается представителями различных дисциплин и актуализирует межпредметные связи.

Лекция-визуализация. Основная особенность такой лекции заключается в том, что ее содержание демонстрируется. Поэтому ведущим методом здесь выступает демонстрация, кино-, теле- и видеоматериалов, слайдов, блоков информации в виде схем, таблиц, рисунков, которые комментируются лектором.

Преподаватель может попросить студентов прокомментировать содержание отдельных наглядных средств.

Мы изложили основные виды нетрадиционных лекций, которые применяются в высшей школе. Следует заметить, что преподаватели могут проводить комбинированные лекции, которые включают в себя элементы различных видов лекций.

А теперь рассмотрим особенности проектирования и проведения инновационных форм семинарских занятий.

Семинар (от лат. semmarшm - рассадник знаний) является: одним из основных методов обучения в вузе; групповым занятием под руководством преподавателя; методом обучения, опирающимся на групповое мышление и активную учебную деятельность обучающихся, направленную на самостоятельное нахождение решений актуальных научных и практических проблем.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.

Семинарские занятия должны закреплять, углублять и расширять знания студентов по изучаемой дисциплине и развивать их как субъектов учебно-профессиональной деятельности.

Вузовские семинарские занятия можно подразделить на две разновидности: традиционные и инновационные.

Традиционные семинары проводятся в вопросно-ответной форме, в виде докладов и сооб-

щений или обсуждения рефератов.

^_^^Инновационныеформы_семииаров1предстаБлеиы1на£исуике2.

> • Семинарское занятие в форме дидактической игры

Иннова- —> • Семинар в форме дебатов

ционные \

семинар- • Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций

ские за- > • Семинар с использованием метода «круглого стола»

нятия > • Семинар в форме научно-практической конференции

э • Семинар с использованием технологии учебного сотрудничества

> • Семинар в форме защиты творческих проектов и др.

Рис. 2. Инновационные формы семинаров

Семинарское занятие в форме дидактической игры

Учебная дидактическая игра - это обучение, воспитание и развитие обучающихся в процессе решения проблемы путем игровой имитации, воссоздания в ролях тех или иных видов деятельности в условных ситуациях. Дидактическая игра как средство обучения переводит образовательные цели в реальные результаты. Эта способность заключена в игровом моделировании тех или иных ситуаций, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта и развитие личности.

Игра как метод обучения является нормативной моделью процессов деятельности. В вузе дидактическая игра должна иметь профессиональную направленность. Обучающиеся могут зримо увидеть ролевые функции в своей будущей профессиональной деятельности.

Технология дидактической игры состоит из четырех этапов: подготовка игры, ввод в игру, проведение игры, анализ и обобщение результатов.

Семинар в форме дебатов

Дебаты (фр. debts) - обсуждение какого-либо вопроса, прения, обмен мнениями. При всем сюжетном сходстве с диспутом, дебаты - это сложная самостоятельная форма групповой работы, игровая технология обучения, предполагающая определенный уровень состязательности. Ее отличает проработанность процедуры спора, ставящая участников перед необходимостью проявлять остроту ума, высказываться емко, лаконично, «держать удар», проявлять волевые качества, следить за лимитом времени.

Дидактическая значимость занятий в форме дебатов заключается в том, что они способствуют развитию критического мышления, формированию личностных и профессионально важных качеств, культуры диалога и дискуссии, умений самостоятельной учебной работы, воспитанию толерантности, уважительного отношения к различным точкам зрения, в том числе отличным от собственных.

Тема дебатов формируется заранее в утвердительной форме в виде резолюции. Например: «Единственным по-настоящему действенным способом борьбы с преступностью и коррупцией является ужесточение карательной политики государства»; «Введение нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений гарантированно повысит качество образовательного процесса»; «Нет ничего дороже дешевого образования» и т.д.

Для проведения дебатов создаются команды, избираются их руководители (спикеры), назначается судейская бригада, устанавливается четкий регламент. Ведущий ставит проблемы (вопросы), команды на них отвечают, судейская бригада оценивает работу команд, преподаватель подводит итоги дебатов.

Семинар с использованием метода «мозговой атаки»

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») - это максимально напряженная творческая мыслительная работа группы людей по решению сложной проблемы в предельно сжатые сроки путем свободного выражения их мнения. Основной сутью этого метода является генерирование новых идей без всякой критики с последующим их анализом, оценкой, сопоставлением и выбором наилучшего варианта решения.

От дискуссии технология «мозговой атаки» отличается новизной проблемы и отсутствием готовых решений, большой самостоятельностью и творческой активностью обучающихся.

Для проведения «мозговой атаки» создаются группы «генераторов», «резонаторов», «аналитиков». Возможны и другие варианты организации семинарского занятия в виде «мозговой атаки».

Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций

Такое семинарское занятие предполагает подготовку для студентов набора конкретных ситуаций профессиональной направленности.

Студенты разбиваются на группы, каждой из которых предлагается для решения определенная ситуация. Экспертная группа оценивает эти решения. Подобные семинары позволяют реализовать принцип контекстности в профессиональном обучении.

Семинар с использованием метода «круглого стола»

Этот метод является разновидностью диалога и строится на основе принципа коллективного обсуждения проблемы. Ведущим «круглого стола» может быть преподаватель или студент.

Работа «круглого стола» организуется на положениях известного полемического кодекса чести: взаимная интеллектуальная терпимость и доверие участников, объективность, искренность, активность, откровенность, определенный уровень эмоциональной напряженности, разумная доля юмора.

Порядок подготовки и проведения «круглого стола» определяется спецификой этого метода.

Заблаговременно обучающимся предлагается подготовить интересующие их вопросы в пределах темы занятия. Собранные вопросы группируются по проблемам и подбираются соответствующие специалисты, которые могут дать ответы на эти вопросы. Это могут быть приглашенные специалисты, преподаватели вуза (кафедры) и наиболее подготовленные студенты.

Особое значение придается подбору и оборудованию места проведения «круглого стола». Само название метода подчеркивает необходимость круглого или какого-либо другого расположения столов, зрительно подчеркивающего равенство участников семинара.

Семинар в форме научно-практической конференции

Такой семинар может проводиться по результатам изучения отдельных разделов и дисциплины в целом с целью систематизации и углубления знаний студентов, формирования у них научного мышления и исследовательских умений.

План проведения семинара должен предполагать проведение «пленарного» и «секционных» заседаний. В конце занятия проводится заключительное заседание, на котором руководители секций докладывают о результатах секционной работы и принимается итоговая резолюция.

Семинар с использованием технологии учебного сотрудничества

Технология обучения в сотрудничестве основана на использовании метода групповой работы как наиболее распространенной формы кооперации. Цель этой технологии состоит в сформировании у субъектов образовательного процесса умения эффективно работать в малых группах с целью взаимного обучения и добиваться качественных образовательных результатов.

В отличие от традиционного обучения эта технология способна вызвать у студентов положительные эмоциональные переживания, связанные со стремлением к общему успеху. Она строится на доверии, взаимном уважении, равенстве позиций или ролей в образовательном процессе.

Процесс обучения в рамках данной технологии заканчивается взаимопроверкой знаний студентов с подведением итогов работы каждой малой группы и каждого студента.

Семинар в форме защиты творческих проектов

В процессе изучения учебных дисциплин студенты могут выполнять творческие проекты. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие ргсуеС;ш означает «выброшенный вперед», то есть то, чего еще нет.

Метод проектов в образовании предполагает решение обучающимися какой- то проблемы. Образовательные проекты направлены на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных задач. Они могут выполняться по одной учебной дисциплине (предметные проекты) и по нескольким дисциплинам (межпредметные, интегрированные проекты).

Проектное обучение развивает учебную активность, самостоятельность обучающихся, переводит их из объектов в субъекты образовательного процесса.

По каждой учебной дисциплине преподавателем составляется бланк творческих проектов, которые по выбору могут выполнить студенты. Назовем некоторые темы учебных творческих проектов: «Школа будущего» (педагогика), «Бизнес- план» (экономика), «Литература нашего края» (филология), «Психологический тренинг» (психология) и т.д.

Перечисленные способы проектирования и проведения лекционных и семинарских занятий не исчерпывают всего арсенала активных, развивающих форм обучения студентов. Творчески работающие преподаватели ведут активный поиск новых инновационных образовательных технологий.

Более подробное раскрытие этих и других образовательных технологий нами дано в коллективной монографии, вышедшей в издательстве «Курсив» в 2011 году [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article considers the problem of projecting and application of active person developing forms and methods of students instructions in the educational process of higher educational establishment. Here examples of innovative lecture and seminar lessons are given.

The key words: pedagogical innovation, educational technology, lecture, seminar.

Список литературы

1. Антюхов А.В., Николаева Т.А., Ретивых М.В., Фомин Н.В. Современные образовательные технологии в вузе: Монография. Брянск: Курсив, 2011. 224с.

2. Веленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально - ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 192с.

3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. 368с.

4. Современные и образовательные технологии в вузе: учебное пособие под редакцией Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432с.

5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437с.

Об авторе

Ретивых М.В. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, sei-bgu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.