Б01: 10.12731/2218-7405-2014-12-26 УДК 372.8
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Слепцова М.В.
В статье описывается предлагаемый автором подход к преподаванию учебного предмета «Технология» в общеобразовательной школе. Особенностью предлагаемого подхода является его ориентация на формирование инновационного поведения учащихся в контексте непрерывного технологического образования, направленного на непрерывное создание новых или изменение существующих технических и социальных систем, снижение затрат ресурсов, достижение высокого коммерческого эффекта. Приведен пример инновационного подхода к преподаванию темы «Технология приготовления пищи» раздела «Кулинария» Федеральной типовой программы «Технология». Показана роль и место учебного предмета «Технология» в психологической подготовке учащихся к предпринимательской деятельности, формировании «привычки к успеху», возможности ещё в школьном возрасте примерить на себя «ролевую модель» предпринимателя в области промышленного производства, инноваций и сельского хозяйства. Показаны возможности инновационного подхода к преподаванию учебного предмета «Технология» для продуктивной социализации и социальной адаптации выпускников общеобразовательных школ.
Цель: определения путей и методов выполнения педагогическими коллективами общеобразовательных школ социального заказа на подготовку учащихся к предпринимательской деятельности.
Метод и методология работы: теоретический анализ литературы, общенаучные методы сравнения, обобщения, системного подхода.
Результаты: предложенный инновационный подход к преподаванию учебного предмета «Технология» в общеобразовательной школе приводит к повышению интереса к учебному предмету в 9-11 классах общеобразовательной школы, формированию у учащихся устойчивых предпринимательских навыков, повышению количества выпускников школ, ориентирующихся на предпринимательскую деятельность в областях инноваций и промышленного производства, ремесленной деятельности и сельского хозяйства.
Область применения результатов: педагогика общеобразовательной школы.
Ключевые слова: инновационный подход; учебный предмет «Технология»; предпринимательство; универсальная технология; цена товара.
AN INNOVATIVE APPROACH ТО TEACHING THE SUBJECT «TECHNOLOGY» IN THE SECONDARY SCHOOL
Sleptsova M.V.
The article describes the author approach to the teaching of the subject «Technology» in a secondary school. Feature of the proposed approach is its focus on innovation behavior of students in the context of continuous technological education, aimed at the continuous creation of new or modification of existing technical and social systems, reducing the cost of resources, the achievement of high commercial effect. Shows an example of an innovative approach to teaching the subject «Technology of cooking» section of the «Cooking» of the Federal model programme «Technology». The role and place of the subject «Technology» in the psychological preparation of students for entrepreneurship, the formation of «habits of success», even at school age to play the «role model» entrepreneur in the field of industrial production, innovation and agriculture. Demonstrated an innovative approach to teaching the subject «Technology» for productive socialization and social adaptation of graduates of secondary schools.
Summary: identify ways and methods of performing teaching staff in secondary schools social order to prepare students for entrepreneurial activity.
Methodology: theoretical analysis of the literature, scientific methods of comparison, generalization, systematic approach.
Results: the proposed innovative approach to the teaching of the subject «Technology» in a secondary school leads to increased interest in academic subject in grades 9-11 secondary schools, the development of students in sustainable entrepreneurial skills, increase the number of high school graduates, focusing on entrepreneurial activities in the fields of innovation and industrial production, craft activities and agriculture.
Practical implication: pedagogy of secondary school.
Keywords: innovative approach; teaching the subject «Technology»; entrepreneurship; universal technology; the price of the goods.
Среди современной молодежи зачастую понятие «предприниматель» тесно связано с понятием лидера, сильной личности, способной своим талантом, своей энергией изменить ход развития человеческой цивилизации. Учащимся 5-8 классов общеобразовательных школ г.Воронежа хорошо известны имена Генри Форда, Билла Гейтса, Стивена Джобса, и многих других ярких представителей крупного бизнеса, которые являются примером для 92% учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ г. Воронежа, опрошенных нами в сентябре 2013 и 2014 гг. [13, 16]. В то же время лишь 36% молодежи, окончивших общеобразовательную школу в возрасте 17-19 лет, планирует начать когда-нибудь свое дело. Назвать потенциальными предпринимателями можно только треть из них (12%), заявивших, что намереваются осуществить это в ближайший год (5%) или в ближайшие два-три года (7%). У остальных перспектива предпринимательства слишком не определена: они сами еще не знают, когда начнут создавать свое дело [1]. Остальные 64% выпускников школ не видят себя во взрослой жизни предпринимателем и относятся к предпринимательству как к чему-то далекому, не имеющего отношения к их ежедневным делам и заботам. В реальности только каждый 23-й россиянин (4,3%) становится молодым предпринимателем. Для сравнения, в странах БРИКС так поступает каждый 8-й, а в странах Восточной Европы так поступает каждый 11-й [5]. Таким образом, наблюдается негативная тенденция снижения интереса к предпринимательской деятельности за период обучения от 5 до 11 класса общеобразовательной школы.
В то же время, развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране определено руководством Российской Федерации в качестве одной из основных задач на период до 2020 года. Власти РФ планируют, что к 2020 году в малом и среднем бизнесе будет занято не менее половины трудоспособного населения страны [2]. В абсолютных цифрах России к 2020 году, когда сегодняшние школьники 5-8 классов шагнут во взрослую жизнь, стране необходимо иметь не менее 35 миллионов человек, которых мы можем назвать «предприниматель». В первую очередь, согласно Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», государству нужны предприниматели в областях инноваций и промышленного производства, ремесленной деятельности и сельского хозяйства.
Таким образом, имеет место существенное противоречие между желанием государства по развитию предпринимательства, и реальным стремлением к предпринимательской деятельности среди выпускников общеобразовательных школ. Учебный предмет «Технология», на который в первую очередь возложена подготовка учащихся общеобразовательных школ к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути, подготовке к пред-
принимательской деятельности в сфере материального производства, на сегодняшний день не отвечает поставленным перед ним задачам, за ним закрепилось позиция второстепенного и даже совершенно лишнего предмета.
Целью проводимого нами в 2010-2014 гг. исследования явилось определение причин возникновения указанного противоречия, а также определения путей и методов выполнения педагогическими коллективами социального заказа на подготовку учащихся общеобразовательных школ к предпринимательской деятельности.
В педагогической науке существует несколько подходов к преподаванию учебного предмета «Технология» в общеобразовательной школе [6, 7, 17]. Наиболее известен и распространен модульный или модульно-технократический подход, при котором содержание предметной области «Технология» сводится к 10 основным технологиям: технология обработки конструкционных материалов, электро- и радио- технология, технология термической обработки и т.д. Указанный подход реализуется в большинстве общеобразовательных школ нашей страны. Наибольшую сложность при разработке предметного содержания учебного предмета «Технология» в рамках модульного (модульно-технократического) подхода создает отсутствие для него четких и однозначных предметно-научных оснований, отсутствует единый базис или базисная наука, на основе которой может проводиться отбор содержания. Кроме того, отсутствуют универсальные производственные технологии, на примере которых можно наглядно показать основные производственные процессы. Для каждой производственной сферы, каждой отрасли разрабатываются собственные технологии, которые зачастую невозможно воспроизвести в условиях общеобразовательной школы. Соответственно, предметное содержание учебного предмета «Технология» в большинстве случаев базируется на примитивных, а зачастую и архаичных технологиях ручного труда в зависимости от имеющейся в школе материальной базы. Модульный подход практически продолжает курс на «профориентацию» низкоквалифицированного, а значит в дальнейшем и низкооплачиваемого труда, что не вызывает интереса у учащихся общеобразовательных школ.
Попытки найти новые пути развития и повышения интереса к учебному предмету «Технология» привели к развитию моноинформационного, детоцентристско-политехнического и детоцентристско-интегративного подходов к технологическому образованию в общеобразовательной школе. Моноинформационный подход сводит изучение производственных технологий к освоению учащимися персональных компьютеров и систем автоматического проектирования. Для детоцентристско-интегративного подхода характерна направленность на развитие творческой деятельности учащихся, проектирование и изготовления изделий народного
творчества. И в том и в другом случае учебный предмет «Технология» конкурирует с другими школьными предметами или специализированными учебными учреждениями дополнительного образования, специально занимающимися вопросами развития творческих способностей учащихся или освоения ими средств вычислительной техники. Имея более слабую материальную базу и общий уровень подготовки учителей, учебный предмет «Технология» окончательно «теряет свое лицо».
Больший интерес представляет детоцентристско-политехнический (детоцентристско-инте-гральный) подход, ориентированный на насыщение изучаемых в общеобразовательной школе гуманитарных и естественнонаучных дисциплин политехническими знаниями и умениями, навыками практической работы с различными материалами и инструментами с целью наиболее полного удовлетворения потребности в знаниях. Фактически такой подход ориентирован на одаренных детей, твердо решивших связать свою дальнейшую судьбу с научно-технической деятельностью в ее передовых отраслях, таких как робототехника, микроэлектроника, радиофизика, судостроение.
На сегодняшний день ни один из рассмотренных подходов в полной мере не отвечает поставленной задаче развития малого и среднего предпринимательства в России, повышения у выпускников общеобразовательных школ интереса к предпринимательской деятельности, что показано в работах Трусовой Л.А., Гайдученко Т.Н., Попковой Г.Н., Никулаевой М.И., Романовой М.Ю., Ускова В.В. [18, 4, 9, 8, 10, 19].
Для достижения поставленных целей по развитию малого и среднего предпринимательства в областях инноваций, промышленного производства, ремесленной деятельности и сельского хозяйства в Российской Федерации, мы должны в рамках учебного предмета «Технология» перейти к формированию инновационного поведения учащихся в контексте непрерывного технологического образования. Под инновационным поведением мы понимаем инициативный тип индивидуального поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур. В условиях полноценного функционирования социально-экономических законов развития общества, инновационное поведение должно стать естественным, массово востребованным, стратегическим типом поведения, который обеспечивает его носителям широкий спектр возможностей для легального развития соответственно вложенным усилиям. Инновационное поведение направлено на непрерывное создание новых или изменение существующих систем: технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной, и достижение, в результате сниже-
ния затрат производственных и финансовых ресурсов, коренного улучшения качества производимой продукции, предоставления услуги, и, как следствие, достижение высокого коммерческого эффекта.
Предлагаемый нами «инновационный» подход к изучению учебного предмета «Технология» основывается на системе дидактически обоснованных прагматических целей и преследует педагогическую цель научить учащихся определять проблемы в создании и распределении потребительских стоимостей, нахождении технологических путей, оптимальных методов и средств для достижения поставленных целей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов применения методов и средств решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи между включенными в созидательную деятельность объектами и явлениями природы, социума, техносферы, оценивать полученные результаты созидательной и преобразующей деятельности и определять способы совершенствования проектирования и созидания потребительских стоимостей (материальных продуктов и нематериальных услуг).
Основные положения «инновационного» подхода к преподаванию учебного предмета «Технология» заключаются в следующем:
1. Основой современной цивилизации является материальное производство, т.е. производство товаров для продажи с целью получения прибыли. Научить учащегося производить товар, определять цену товара, по которой этот товар гарантировано будет продан, уметь снижать себестоимость товара на основе знаний о технологии его изготовления, т.е. изучение технологий с точки зрения производства товара (выполнения работы, предоставления услуги), а не предметов для личного потребления - такой должна быть основная цель учебного предмета «Технология».
2. Важнейшей характеристикой любого производимого учащимися продукта, выполняемой работы, предоставления услуги, является его цена, выраженная в денежных единицах, т.е. рублях и копейках. Все остальные характеристики являются вторичными. Цена производимого «товара» должна определяться до начала его производства и быть исходным параметром для технологии его производства.
3. Универсальной технологией материального производства является технология производства прибавочной стоимости продукта труда. Все прикладные технологии: технология обработки конструкционных материалов, электро- и радио- технология, технология термической обработки и т.д., являются частным случаем технологии производства прибавочной стоимости продукта труда.
4. Изучение технологии производства прибавочной стоимости продукта труда необходимо производить в материализованной форме. Лишь на базе хорошо усвоенных внешних, практических действий с материальными объектами, ученик может переходить к действиям с моделями и только после этого - с их описаниями, при этом каждый из базовых этапов требуется организовать с необходимой степенью подробности. Действия с материальными объектами ученик обязательно должен осуществлять сам, своими руками и в течении достаточного времени. Технология производства прибавочной стоимости продукта труда должна быть целиком основана на преобразовательной деятельности самих обучающихся.
5. Учебный предмет «Технология» должен быть представлен как интегрированная область знаний в едином образовательном пространстве общеобразовательной школы. При изучении прикладных технологий производство товаров, выполнения работ и оказания услуг, необходимо активно привлекать знания из остальных учебных предметов, изучаемых в общеобразовательной школе, показывая их необходимость и важность для достижения конечной цели производственного процесса, совершенствования технологий, снижения себестоимости конечного изделия.
6. Учебный предмет «Технология» должен обеспечить психологическую подготовка учащихся общеобразовательных школ к предпринимательской деятельности, формирование у них «привычки к успеху», стремления к самообразованию, гарантировав тем самым успешную социализацию выпускников общеобразовательных школ.
В современном мире, все необходимые для жизни материальные блага, а в специфической форме и сам человек, является товаром, имеющим определенную цену. У каждого человека, как товара есть определенные характеристики, выраженные количественными или качественными значениями. Возраст, вес, рост - это характеристики, имеющие количественные значения, измеряемые в годах, килограммах или метрах. Умный, красивый, опытный - это характеристики, имеющие качественные значения, например «умный» или «глупый», «красивый» или «очень красивый», «опытный» или «неопытный». Заканчивая общеобразовательную школу и приходя на рынок труда, мы стремимся продать себя за максимальную цену, подчеркивая свои лучшие характеристики. Понятно, что в разных областях человеческой деятельности разные характеристики оцениваются по-разному. Для определенных областей человеческой деятельности, например, для военной службы, в первую очередь важны количественные показатели: рост, вес, объем легких, скорость бега. И выбирая для себя военную службу мы заранее знаем свою цену: денежное содержание военнослужащего, которое выплачивается государством.
Во всех остальных областях человеческой деятельности получить необходимые для жизни материальные блага или денежные средства возможно только одним способом - произвести и реализовать товар (выполнить работу, предоставить услугу), далее «товар», востребованную на рынке и получить за это плату.
Цена на любой товар (выполняемую работу, предоставляемую услугу), измеряемая в денежных единицах, например в рублях, складывается из двух слагаемых: себестоимости производства товара и произведенной прибавочной стоимости, которая включает в себя заработную плату, налоги и прибыль. В дальнейшем изложении для упрощения будем употреблять обобщенные термины «товар» и «прибавочная стоимость» без их детализации. Классическая интерпретация процесса ценообразования товара по формуле: себестоимость + прибыль = цена товара работала только в начале эры развития материального производства, основанной на классической схеме товарооборота «товар - деньги - товар». Начиная со второй половины 20 века, вследствие насыщения потребительского рынка товарами и услугами, на первый план вышли деньги, реализующие функцию специфического товара. Деньги как товар имеют две особенности: очень низкую себестоимость и максимальную ликвидность. Именно максимальная ликвидность денег привела к тому, что деньги стали наиболее востребованным товаром, и, соответственно, схема товарооборота «товар - деньги - товар» изменилась на «деньги - товар - деньги». Таким образом, конечной целью процесса материального производства стало не производство «товара», а его реализация потребителю с целью получения денег. Изменилась и формула ценообразования: прибыль=цена товара - себестоимость.
В настоящее время основной проблемой любого предпринимателя является определение цены на производимый им товар, предоставляемую услугу или выполняемую работу, по которой он может быть гарантированно реализован, и определение ежемесячного объема его производства, чтобы не допустить перепроизводства «товара» или его дефицита. Только балансируя на тонкой грани насыщения рынка своим «товаром», предприниматель может установить максимальную цену на свой «товар» и получать максимальную прибыль от их выполнения.
Соответственно, изучение учащимися любого технологического процесса, предусмотренного Федеральной типовой программой «Технология», должно начинаться с определения цены на получаемый в результате «товар» как цели всего технологического процесса производства. Четко представляя себе конечную цель работы, выраженную в понятных любому учащемуся рублях и копейках, становится понятным необходимость различных технологий производства как кратчайших путей достижения цели и необходимость применения рабочего инструмента для автоматизации технологического процесса. Здесь следует отметить, что мало посмотреть
в соседнем магазине сколько стоит аналогичный товар. В розничной продаже аналогичный товар может находиться в продаже очень долго, магазин может быть связан длительными договорными обязательствами с поставщиком, возможно большое количество дополнительных условий и факторов, существенно влияющих на ценообразование в розничной торговле, которые могут изменить реальную стоимость товара.
Единственным наглядным, простым и точным методом определения цены товара (предоставляемой услуги, выполняемой работы), обеспечивающим полную реализацию «товара» -определение ее путем проведения аукциона с повышением цены. Не касаясь здесь методики проведения аукционов, отметим некоторые важные особенности проведения аукционных торгов для учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы. Во-первых, аукцион необходимо проводить как можно нагляднее, с реальной демонстрацией представляемого товара и обеспечения максимальной заинтересованности в его работе учащихся. Во-вторых, на выставляемый на аукцион «товар» необходимо изначально устанавливать заведомо низкую цену, которая гарантирует реализацию всего объема представленного на аукцион «товара». В-третьих, для учащихся 7-8 классов общеобразовательных мы можем обратиться к официальному сайту госзакупок zakupki.gov.ru. Государство является крупнейшим заказчиком и гарантированным покупателем, которое через систему государственных закупок формирует цену единицы труда. До 14,2% всех от всех закупок государством в денежном эквиваленте составляют закупки таких видов товаров, работ и услуг, технология производства которых просты и понятны учащимся 5-8 классов общеобразовательных школ, например работы по мойке фасадов, установке скворечников, разведении мышей для медицинских опытов, которые вполне могут быть выполнены учащимися 5-8 классов общеобразовательных школ. Для них мы можем на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru определить цену и объем заказываемых работ в масштабе страны, области, города.
В дальнейшем изложении для примера качестве примера рассмотрим алгоритм проведения занятий с группой девочек 5 класса общеобразовательной школы по теме «Технология приготовления пищи» раздела «Кулинария» Федеральной типовой программы «Технология», в рамках на которой будет рассмотрена технологии приготовления пирожка с малиновой начинкой.
Для рассматриваемого примера подготовим 10 пирожков с малиновым вареньем и перед началом занятий проведем на перемене аукцион по их продаже среди всех учащихся общеобразовательной школы. Обратим внимание, что если в школьном буфете сладкие пирожки с малиновым вареньем не продаются, то изготовление и реализация в стенах школы пирожков с малиновым вареньем равна выводу на рынок нового «товара». Нужно понять, какими каче-
ствами представленный «товар» должен обладать, т.е. из какого теста - дрожжевого или слоеного его нужно изготавливать и в каком объеме, по какой цене продавать, чтобы не оказаться в убытках? Для наглядности аукцион проводим в открытой форме по принципу повышения цены. Установим начальную цену, например, в 1 рубль, шаг аукциона для примера установим 1 рубль. Предположим, что самый дорогой пирожок из был реализован за 12 рублей, 2 пирожка были реализованы по 9 рублей, 4 пирожка были проданы по 8 рублей и 3 пирожка были проданы по 7 рублей. Общая выручка составила 83 рубля. Результаты аукциона в данном случае отразили вкусовые пристрастия и финансовые возможности конкретной аудитории и в другой школе они будут другими. Таким образом, средняя цена на пирожок составила 8 рублей 30 копеек.
Аналогично проводим аукцион с пирожками из слоеного теста. Пусть 1 пирожок был реализован за 15 рублей, 2 пирожка были реализованы по 14 рублей, 4 пирожка были проданы по 13 рублей и 3 пирожка по 12 рублей. Общая выручка составила 131 рубль. Средняя стоимость пирожка составила 13 рублей 10 копеек. Общая выручка за время проведения аукциона составила 214 рублей. Как показывает практика, для реализации на аукционе среди учащихся 20 пирожков достаточно 12-15 минут.
Обращаем внимание учащихся, что 13 рублей 10 копеек за сладкий пирожок из слоеного теста с малиновым вареньем - это цена, гарантирующая продажу 10 пирожков за одну перемену. Если цена будет выше, то пропорционально сократится спрос. Если удастся удешевить процесс производства, то вполне вероятно, что спрос увеличится. Пользуясь формулой: прибыль = цена «товара» - себестоимость, показываем учащимся, что при установленной на аукционе цене «товара», увеличение прибыли, т.е. их личных доходов, возможно только при снижении себестоимости «товара» и повышения объема его реализации. Зная цену товара и технологию их изготовления, зная гарантированного покупателя своих услуг, мы можем быть уверены в своих доходах только в одном случае - уменьшая себестоимость путем совершенствования технологии его производства.
Аналогично необходимо готовить и проводить аукционы при изучении иных разделов учебного предмета «Технология», вырабатывая у учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы устойчивый навык определения цены на товар, предоставляемую услугу или выполняемую работу, на примере которой происходит изучение предмета.
Себестоимость любого «товара», напрямую зависит от технологии его изготовления (выполнения работы, предоставления услуги). Законы развития человеческого общества однозначно направлены на снижение с течением времени себестоимости на любой товар, что на-
прямую связано с совершенствованием технологии его производства. Приобретая для занятий муку и иные ингредиенты, производя на занятиях дрожжевое или слоеное тесто, используя духовой шкаф или электрическую плиту, учащиеся получают представление о себестоимости «товара». Далее необходимо рассмотреть различные технологии производства, применяемые при этом оборудование и принадлежности, позволяющие снизить издержки производства. Каково должно быть соотношение между основой (тестом) и наполнителем (вареньем)? Какие бывают виды варенья? Какие из них пригодны для термической обработки? Какие вещества применяются для консервации варенья и какие из них запрещены к применению? Какова оптимальная температура выпекания, что бы продукт получился вкусным и полезным, но при этом время его производства и затраты на энергию были минимальны? Ответы на эти вопросы, существенно влияющие на себестоимость «товара», показывают учащимся тесную взаимосвязь технологии производства со знаниями, получаемые учащимися по учебным предметам «Химия», «Биология», «Математика», которые из обязательных предметов вдруг становятся важными и нужными для обеспечения личного благосостояния.
Необходимо еще раз подчеркнуть необходимость «ручного» (физического) воздействия учащихся при производстве «товара» и его реализации [11, 12]. Изучаемый технологический процесс и произведенный на занятиях «товар» являются моделями производства реальных «товаров», но никак не самоцелью учебного предмета «Технология». Условно говоря, постройка скворечника - это упрощенная материальная модель постройки огромного жилого дома, а выпекание пирожков - упрощенная материальная модель пекарни. Переход к действиям с экономическими моделями, а затем и к экономической теории возможен только при овладении учащимися основных логических операций (сравнение, классификация, обобщение и т.д.). Но ни одна логическая операция не может надежно формироваться при отсутствии необходимой базы - сенсорного опыта. Сравнивать, классифицировать и обобщать, подводить под понятие можно лишь на базе умения видеть и выделять свойства и признаки предметов или явлений. Действия с материальными объектами, в том числе и с деньгами, учащиеся обязательно должны осуществлять сами, своими руками, в течении достаточного времени и с максимальной степенью подробности. Только в таких условиях у учащихся формируется устойчивый навык применения технологии производства прибавочной стоимости продукта труда в различных областях человеческой деятельности. Кем-бы не представляли себя в дальнейшей жизни выпускники общеобразовательной школы: металлургами и поварами, кораблестроителями и водителями автобусов, каждый из них будет предпринимателем, будут находиться в едином экономическом, технологическом и правовом поле, применяя на своем уровне, универсальную
технологию производства прибавочной стоимости продукта труда. Практические результаты деятельности, выраженные в денежном эквиваленте, позволят обеспечить мотивированность учащихся к предпринимательской деятельности.
Немаловажным аспектом применения инновационного подхода к преподаванию учебного предмета «Технология» в общеобразовательной школе является изменение психологии выпускников школы [21]. Более чем для 48% выпускников общеобразовательных школ г. Воронежа, опрошенных нами в сентябре 2013 и 2014 гг., понятие «предприниматель» в первую очередь ассоциируется с понятием «талант», который, как ему кажется, у него отсутствует. Как оказалось, всего 3,3% учащихся 5-8 класса школ г. Воронежа, опрошенных в сентябре 2013 и 2014 гг., могут назвать хотя-бы одного предпринимателя, живущих с ними рядом: в соседней квартире, в соседнем подъезде, в соседнем доме. Отсюда неверие в собственные силы, боязнь ошибиться, общая ориентация на наемный труд вместо предпринимательской деятельности.
Американский психолог Р. Хизрич утверждает, что «не существует в действительности такой вещи, как типичный предпринимательский профиль ... Предпринимателями не рождаются: они развиваются» [20]. Р. Хизрич среди факторов, которые значимо отличают предпринимателя от остальной популяции, выделяет: семейное окружение в детстве, образование, опыт работы, возраст и личные ценности. Перенося акцент с исследования психологических черт на социально-психологические и социоэкономические факторы, Р. Хизрич считает, что ключевым моментом в формировании предпринимательской направленности личности является социальное научение через усвоение ролевых моделей предпринимательского поведения еще в детском возрасте. Базовым механизмом усвоения этих ролевых моделей является социальное сравнение, когда в процессе наблюдения реальных случаев предпринимательства потенциальный предприниматель примеряет роль: «Если этот человек может делать это, то и я смогу делать также». По данным Р. Хизрича, в интервью предприниматели всегда указывали на какую-либо реальную «ролевую модель», с которой они «делали себя». Именно функционированием механизма социального сравнения можно объяснить присутствие в окружении предпринимателя реальных предпринимателей в лице родителей, родственников, друзей, знакомых, сверстников и т.д.
В рамках предлагаемого инновационного подхода к преподаванию учебного предмета «Технология» в общеобразовательной школе, мы даем возможность учащимся начиная с 5-го класса примерить на себя «ролевую модель» предпринимателя. Постоянное и многократное применение в учебном процессе единой универсальной технологии производства прибавочной стоимости продукта труда в различных областях человеческой деятельности придает учащим-
ся уверенность в своих силах, формирует у них «привычку к успеху», помогает приобрести как положительный, так и отрицательный опыт предпринимательской деятельности, формирует у учащихся устойчивые универсальные учебные действия по производству и реализации продуктов своего труда, а также потребность в саморазвитии и самосовершенствовании путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Огромное количество социальных проблем молодежи связаны, в частности с тем, что многие из них по окончании общеобразовательной школы попросту ничего не умеют делать руками. Причины здесь разные: от позиции родителей до всеобщего вербализма в преподавании учебных предметов в общеобразовательной школе. Господствующая на сегодняшний день точка зрения, что подготовка к предпринимательской деятельности школьников должна сводиться к изучению ими экономической теории в старших классах общеобразовательной школы, яркое тому подтверждение. Как результат, на сегодняшний день в России более 5 млн. бухгалтеров прекрасно умеющих считать чужие деньги, но не знающих, откуда они берутся [3]. Сталкиваясь после окончания общеобразовательной школы с необходимостью зарабатывать деньги, конкурировать на рынке труда, работать на конечный результат, такие люди зачастую «выключаются» из социума, что приводит их к асоциальному образу жизни. Напротив, человек, умеющий что-то делать своими руками, т.е. имеющий реальный опыт преобразовательной деятельности, как правило, активен, мобилен на рынке труда, склонен к продуктивным видам деятельности, что ценится и поощряется во всем мире. Умение совершать практические действия с материальными объектами, знание и понимание технологии производства прибавочной стоимости продукта труда, в плане ее практического применения в виде прикладных технологий для различных отраслей человеческой деятельности, а также наличие практического навыка в определении цели и направления совершенствования производственных технологий, реально способствуют продуктивной социализации и социальной адаптации выпускников общеобразовательных школ.
Реализация инновационного подхода к преподаванию учебного предмета «Технология» в общеобразовательных школа г.Воронежа и Воронежской области позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, изменение подхода к производимым на уроках по учебному предмету «Технология» изделиям, продуктам труда, как к произведенному для реализации товару и определению его цены как основной характеристики, вызывает неизменный интерес у учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы и их родителей [14, 15]. Введение в процесс обучения точного и вполне понятного количественного признака достижения поставленной педагогической цели - цены изготовленного по изучаемой технологии товара, выраженного
в материально осязаемых рублях и копейках, делает понятным для учащихся целей и задач учебного предмета «Технология». Постоянное применение на занятиях универсальной технологии производства прибавочной стоимости продукта труда, рассмотрение ее применительно к различным отраслям человеческой деятельности, позволяет выработать у учащихся устойчивые универсальные учебные действия по производству и реализации востребованных на рынке товаров, выполнения работ и предоставления услуг, а также снижения их себестоимости за счет совершенствования технологии их выполнения на основе знаний, полученных учащимся при изучении других учебных предметов в общеобразовательной школе.
Важным показателем правильности предлагаемого подхода к преподаванию учебного предмета «Технология» служит увеличение количества учащихся, продолжающих обучение по учебному предмету в 9-11 классах и участвующих в проводимых Воронежским государственным педагогическим университетом конкурсах, олимпиадах и грантах. За период реализации предлагаемого инновационного подхода к изучению учебного предмета «Технология», в его практической реализации в разных формах приняли участие 42 общеобразовательных школы г.Воронежа и Воронежской области. В результате, количество учащихся, продолжающих обучение по учебному предмету в 9-11 классах общеобразовательной школы увеличилось в среднем на 27%, а количество учащихся, участвующих в проводимых Воронежским государственным педагогическим университетом олимпиадах по учебному предмету «Технология» увеличилось до 178 человек в 2014году.
Общее количество учащихся в 11 классах общеобразовательных школ заявивших, что ближайшие два-три года после окончания общеобразовательной школы намереваются зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, выросло до 12%.
Список литературы
1. Баженова С. Легко ли быть молодым предпринимателем? // Технология дела. 2012. №7_8. URL: http://td.poligrafiyaunas.ru/joumal/2012/7_8-2012/legko-li-byit-molodyim-predprinimate-lem.html (дата обращения: 23.10.2013).
2. Встреча Путина с руководителями объединений предпринимателей малого и среднего бизнеса // РИА Новости. URL: http://ria.ru/trend/Putin_business_24122010/#ixzz2g0seUy7y/ (дата обращения: 13.09.2013).
3. В России 5 млн бухгалтеров // Российский предприниматель. URL: http://ekonomizer.ru/page 992. html (дата обращения: 29.10.2013).
4. Гайдученко Т.Н. Профессиональное образование как фактор формирования и развития социальной группы предпринимателей: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Казань, 2003. 25 с.
5. Зыкова Т. Россияне не хотят заниматься бизнесом // Российская газета URL: http://www. rg.ru/2013/01/17/predptinimatelstvo-site.html (дата обращения: 31.10.2013).
6. Кириллова Н.М. Педагогические условия повышения специальной компетентности учителя технологии: дис. ... канд. пед. наук. - Курганск, 2000. 206 с.
7. Костыненко Д.А. Методические основы подготовки учителя технологии и предпринимательства к ведению учебной предпринимательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2000. 147 с.
8. Никулаева М.И. Формирование навыков малого предпринимательства у учащихся учреждений профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2005. 210 с.
9. Попкова Г.Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Уде, 2013. 26 с.
10. Романова М.Ю. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения (на примере социально-экономического профиля): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2007. 27 с.
11. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. - Брянск: Изд-во БГПИ, 1994. 117 с.
12. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства: Учебное пособие для учителей технологии и предпринимательства. -Брянск, Изд-во БГПИ, 1998. 225 с.
13. Слепцова М.В. Направление модернизации учебного предмета «Технология» // «European Social Science Journal» Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. №9(36). Т. 3. С. 144-150.
14. Слепцова М.В. Новое направление развития учебного предмета «Технология» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. №33. С. 33-41.
15. Слепцова М.В. Роль сельской школы в формировании предпринимательских качеств у школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. №24. С. 130-133.
16. Слепцова М.В. Формализация педагогического процесса развития предпринимательских способностей учащихся сельских школ в рамках учебного предмета «Технология» // «Теория и практика общественного развития». 2014. №11. С. 80-83.
17. Тимошенко А.И. Подготовка учителя технологии и предпринимательства на основе интеграции содержания обучения: дис. ... д-ра пед. наук. - Иркутск, 2001. 304 с.
18. Трусова Л.А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2012. 23 с.
19. Усков В.В. Формирование готовности старших школьников к предпринимательской деятельности в условиях современной общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2010. 25 с.
20. Хизрич Р. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство. - Москва: Прогресс. 2003. 160 с.
21. Хрупин И.М. Мотивационный механизм развития предпринимательства в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Волгоград, 2014. 24 с.
References
1. Bazhenova S. Legko li byt' molodym predprinimatelem? [With is it easy to be a young entrepreneur?] // Technology business. 2012. №7_8. URL: http://td.poligrafiyaunas.ru/joumal/2012/ 7_8-2012/legko-li-byit-molodyim-predprinimatelem.html (date of access: 23.10.2013).
2. Vstrecha Putina s rukovoditeljami ob#edinenij predprinimatelej malogo i srednego biznesa [The meeting of Putin with the heads of business associations of small and medium business] // RIA News. URL: http://ria.ru/trend/Putin_business_24122010/#ixzz2g0seUy7y/ (date of access: 13.09.2013).
3. V Rossii 5 mln buhgalterov biznesa [In Russia 5 million accountants] // Russian businessman. URL: http://ekonomizer.ru/page 992. html (date of access: 29.10.2013).
4. Gajduchenko T.N. Professional'noe obrazovanie kak faktor formirovanija i razvitija social'noj gruppy predprinimatelej [Professional education as a factor of formation and development of social entrepreneurs group]: author. dis. ... candles. soc. sciences. - Kazan, 2003. 25 р.
5. Zykova T. Rossijane ne hotjat zanimat'sja biznesom [Russians do not want to do business] // The Russian newspaper. URL: http://www.rg.ru/2013/01/17/predptinimatelstvo-site.html (date of access: 31.10.2013).
6. Kirillova N.M. Pedagogicheskie uslovija povyshenija special'noj kompetentnosti uchitelja tehnologii [Pedagogical conditions improve special someone in competencies of teachers of technology]: dis. ... kand. ped. nauk. - Kurgansk, 2000. 206 р.
7. Kostynenko D.A. Metodicheskie osnovy podgotovki uchitelja tehnologii i predprinimatel'stva k vedeniju uchebnoj predprinimatel'skoj dejatel'nosti [Methodological foundations of teacher preparation, technology and entrepreneurship to the management of academic entrepreneurial activities]: dis. ... kand. ped. nauk. - Moscow, 2000. 147 p.
8. Nikulaeva M.I. Formirovanie navykov malogo predprinimatel'stva u uchashhihsja uchrezhdenij professional'nogo obrazovanija [The skills of small business students of vocational education institutions]: dis. ... kand. ped. nauk. - Moscow, 2005. 210 p.
9. Popkova G.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredelenija starshek-lassnikov [Pedagogical support of professional self-determination of senior pupils]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Ulan-Ude, 2013. 26 p.
10. Romanova M.Ju. Podgotovka starsheklassnikov k predprinimatel'skoj dejatel'nosti v uslovijah profil'nogo obuchenija (na primere social'no-jekonomicheskogo profilja) [Preparing high school students for entrepreneurial activity in the context of vocational training (for example socio-economic profile)]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Moscow, 2007. 27 p.
11. Simonenko V.D. Metodika obuchenija uchashhihsja osnovam predprinimatel'stva [Methods of teaching students the basics of entrepreneurship]. Bryansk, 1994. 117 p.
12. Simonenko V.D., Fomin N.V. Metodika obuchenija uchashhihsja osnovam jekonomiki i predprinimatel'stva: Uchebnoe posobie dlja uchitelej tehnologii i predprinimatel'stva [Method of teaching students the basics of Economics and business: a manual for teachers of technology and entrepreneurship]. - Bryansk, 1998. 225 p.
13. Slepsova M.V. Napravlenie modernizacii uchebnogo predmeta «Tehnologija» [Direction of modernization of the educational subject «Technology»] // European Social Science Journal, 2013. №9(36). Vol 3. Pp. 144-150.
14. Slepsova M.V Novoe napravlenie razvitija uchebnogo predmeta «Tehnologija» [New direction for teaching the subject «Technology»] // Person, family and society: issues of pedagogy and psychology. 2013. №33. Pp. 33-41.
15. Slepsova M.V. Rol' sel'skoj shkoly v formirovanii predprinimatel'skih kachestv u shkol'nikov [The role of rural schools in the formation of entrepreneurial skills among schoolchildren] // Problems and prospects of development of education in Russia. 2013. №24. Pp. 130-133.
16. Slepsova M.V. Formalizacija pedagogicheskogo processa razvitija predprinimatel'skih sposob-nostej uchashhihsja sel'skih shkol v ramkah uchebnogo predmeta «Tehnologija» [Formalization of the pedagogical process of the development of entrepreneurial abilities of students in rural
schools within the educational subject «Technology»] // The Theory and practice of social development. 2014. №11. Pp. 80-83.
17. Timoshenko A.I. Podgotovka uchitelja tehnologii i predprinimatel'stva na osnove integracii soder-zhanija obuchenija [The training of teachers of technology and business on the basis of integration of learning content]: dis. ... d-ra ped. nauk. - Irkutsk, 2001. 304 р.
18. Trusova L.A. Formirovanie predprinimatel'skih kompetencij shkol'nikov v uslovijah social'nogo partnerstva[The formation of the entrepreneurial competences of students in terms of social partnership]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Moscow, 2012. 23 р.
19. Uskov V.V. Formirovanie gotovnosti starshih shkol'nikov k predprinimatel'skoj dejatel'nosti v uslovijah sovremennoj obshheobrazovatel'noj shkoly [The formation of readiness of senior students to entrepreneurship in the modern secondary school]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Yoshkar-Ola, 2010. 25 р.
20. Hizrich R. Predprinimatel'stvo, ili Kak zavesti sobstvennoe delo i dobit'sja uspeha. Vyp. 1. Predprinimatel' i predprinimatel'stvo [Entrepreneurship, or How to start their own business and achieve success. Vol. 1. Entrepreneur and entrepreneurship]. - Moscow, 2003. 160 р.
21. Hrupin I.M. Motivacionnyj mehanizm razvitija predprinimatel'stva v Rossii [Motivational mechanism for the development of entrepreneurship in Russia]: avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk. - Volgograd, 2014. 24 р.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Слепцова Марина Викторовна, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин, кандидат педагогических наук
Воронежский государственный педагогический университет ул. Ленина, 86, г. Воронеж, 394043, Россия [email protected] SPIN-код: 3580-4781
DATA ABouT THE AUTHOR
sleptsova Marina viktorovna, Associate Professor of technology and natural Sciences, candidate of pedagogical Sciences
Voronezh state pedagogical University 86, Lenin street, Voronezh, 394043, Russia [email protected]
Рецензент:
Малев Василий Владимирович, заведующий кафедрой новых информационных технологий и средств обучения, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет