Научная статья на тему 'Инновационный подход к физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных образовательных учреждениях'

Инновационный подход к физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
426
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ОСАНКА / ПОЗВОНОЧНИК / ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / THE YOUNGER GENERATION / SUPPORTING-MOTOR APPARATUS / BODY POSTURE / BACKBONE / DIAGNOSTICS / REMODELING / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Леонова Лариса Афанасьевна

Вырабатывать правильную осанку у детей необходимо с самого рождения. В условиях дошкольного образовательного учреждения главным средством формирования правильной осанки и предупреждения ее нарушений являются физические упражнения, которые вызывают активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота. Предпочтения нужно отдавать симметричным упражнениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Леонова Лариса Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INNOVATIVE APPROACH TO HEALTH AND FITNESS WORK IN CHILDREN''S PRESCHOOL INSTITUTIONS

It is necessary to exercise the correct body posture from the child birth. In the conditions of Children's Preschool Institution the main means of the body posture training and its defect prevention are bodily exercises, which produce the active work of dorsa muscles-extensors and stomach muscles. You need to give preference to the symmetrical exercises.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных образовательных учреждениях»

Keywords: students, individual constitution, anthropometry, anthropometrical control, individual physical development, hemodynamic, physical training, physical training means.

Kuznetsov Oleg Yurevich, PhD, vice rector for scientific work, Russia, Moscow, the Higher school of social and administrative consulting (institute),

Petrova Galina Semenovna, DM, associate professor of physical training and sports, Russia, Tula, Tula state university

Получено 12.02.2013 г.

УДК 796.011.3

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Л.А. Леонова

Вырабатывать правильную осанку у детей необходимо с самого рождения. В условиях дошкольного образовательного учреждения главным средством формирования правильной осанки и предупреждения ее нарушений являются физические упражнения, которые вызывают активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота. Предпочтения нужно отдавать симметричным упражнениям.

Ключевые слова: подрастающее поколение, опорно-двигательный аппарат, осанка, позвоночник, диагностика, коррекция, физическая нагрузка.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в настоящее время в первоочередную социальную проблему. Особое внимание уделяется дошкольному возрасту. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его успешного физического и психического развития [2].

Однако в последние годы появились тревожные признаки ухудшающего состояния здоровья детей и молодежи, что широко обсуждается в медицинской литературе и обществе. По данным Научного центра здоровья детей РАМН только 5-10 % школьников являются практически здоровыми, остальные страдают различными хроническими заболеваниями [1].

Правильная осанка - ключ к здоровью. Хорошая осанка создает оптимальные условия для жизнедеятельности организма, способствует

повышению физической и психической работоспособности, имеет эстетическое значение.

Осанка - это привычное (правильное или неправильное) положение нашего тела в покое и в движении. Она является непостоянной, поддающейся изменению, в особенности в детском возрасте [5].

С морфологической стороны осанка характеризуется формой позвоночника, грудной клетки, взаимным расположением головы, туловища, плечевого пояса, таза, рук и ног, а также развитием и состоянием мускулатуры.

С физиологической стороны осанка является своеобразным навыком, сочетанием условных рефлексов, обеспечивающих сохранение привычного положения тела.

В современном обществе болезни позвоночника - причина 10-15 % случаев нетрудоспособности [4].

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Они не являются заболеваниями опорно-двигательного аппарата [6]. Для усовершенствования движений, для того чтобы они были свободными, непринужденными и изящными, необходимо постоянно следить за осанкой, она не станет правильной, пока не выработается необходимый динамический стереотип.

Мы разработали комплекс физических упражнений для улучшения осанки. Данные упражнения выполнялись сначала в статическом положении и только после полного усвоения в динамике (ходьба). Весь методический комплекс упражнений представлен в выпускной квалификационной работе на получение дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» на кафедре «Теория и методика профессионального образования» Тульского государственного университета (ТулГУ).

Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении ТулГУ. В исследовании приняли участие 50 детей подготовительных и старших групп.

Педагогическое исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы по проблеме исследования и диагностика осанки детей в статическом положении до физической нагрузки.

Второй этап предусматривал проведение диагностики осанки детей после физической нагрузки в статическом положении.

Третий этап включал в себя педагогическое тестирование осанки детей в динамике (ходьба).

Четвертый этап характеризовался обработкой экспериментальных данных методами математической статистики и анализом полученных результатов.

Для достижения цели исследования нами предусматривалось решение следующих задач:

1. Разработка методики исследования;

2. Проведение скринингового обследования диагностики осанки

детей;

3. Обработка полученных результатов.

В ходе исследования был проведен педагогический эксперимент по реализации разработанной нами методики.

Средние показатели диагностики осанки детей занесены в табл. 1.

Таблица 1

Средние показатели диагностика осанки детей, %

Положение головы Положение плеч Положение локтей (руки на поясе) Колени Стопы

Этап Месяц Прямо Вниз Вверх Горизонтально Подняты вверх Опущены вниз В стороны Отведены назад Отведены вперед Прямые Согнутые Параллельные Выворотные Косолапые

1 Сент. 52 28 20 52 18 30 52 18 30 76 28 70 16 14

2 Дек. 70 20 10 68 10 22 62 16 22 78 24 70 10 10

3 Май 94 0 5 92 7 0 82 18 0 95 5 93 7 0

Динамика средних показателей диагностики осанки детей изображена на рис. 1.

100

50

о

1111111111

голова плечи локти колени стопы

□ 1 этап

1 2 этап □ 3 этап

Рис. 1. Диаграмма средних показателей диагностики осанки детей

На первом этапе правильное удержание головы наблюдалось у 52 % детей, после физической нагрузки в статике уже 70 % детей удерживают голову прямо, а после получения физической нагрузки в динамике, этот показатель вырос до 94 %.

Горизонтальное положение плеч изначально наблюдалось у 52 % занимающихся, после физической нагрузки в статике уже 68 % детей правильно удерживали плечи, а после физической нагрузки в динамике этот показатель вырос до 92 %.

Правильное положение локтей на начальном этапе имели 52 % занимающихся, на втором этапе этот показатель вырос до 62 %, а на третьем этапе - до 82 %.

Мы также смогли улучшить состояние мышечно-связочного аппарата ног с 76 % до 78 %, а впоследствии - до 95 %.

При получении нагрузки для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата стоп до физической нагрузки и после физической нагрузки в статике мы получили одинаковый результат, равный 70 %, после получения физической нагрузки в динамике мы добились улучшения до 93 %.

Правильной осанкой детей 5-7 лет по разработанным нами критериям можно считать: положение головы - прямо, положение плеч -горизонтально, положение локтей - в сторону, колени - прямые, стопы -параллельны.

Общая оценка осанки детей 5-7 лет представлена в табл. 2.

Таблица 2

Общая оценка осанки детей 5-7 лет

Правильная Недостатки

№ Физическая нагрузка осанка (1) осанки (2)

Кол-во % Кол-во %

1 До физической нагрузки 26 52 24 48

2 После физической нагрузки в статике 26 52 24 48

3 После физической нагрузки в динамике 37 74 13 26

На рис. 2 можно наглядно увидеть динамику изменения показателей осанки детей за период проведения исследования.

До начала физической нагрузки только 52 % детей имели правильную осанку. После получения физической нагрузки в статическом положении этот показатель не изменился и по-прежнему составляет 52 %, а вот после получения физической нагрузки в динамике показатель правильной осанки детей вырос до 74 %.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 2 Динамика показателей осанки детей 5-7 лет

Следовательно, упражнения для развития правильной осанки у детей разработаны верно и имеют положительную динамику. Наибольший эффект данные упражнения приносят при выполнении в движении.

Исходя из полученных данных, можно сделать следующее заключение:

1. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка.

2. Разработана экспериментальная методика, основанная на следующих компонентах:

- специальные физические упражнения для улучшения осанки детей в режиме дня дошкольных образовательных учреждений;

- критерии диагностики осанки детей;

- скрининговое обследование осанки детей.

3. Выявлен критерий эффективности методики по комплексу показателей.

Критерий эффективности разработанной методики доказал, что наибольший эффект физические упражнения приносят, если их выполнять в динамике после полного усвоения данных упражнений в статическом положении.

1

2

Список литературы

1. Баранов А.А., Цибульская И.С., Альбитский В.Ю. Здоровье детей России. М.:СПС, 1999.

2. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: монография. СПб., 2002.

3. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей: учеб. пособие. / под ред. Н.Л. Черной. Ростов-н/Д, 2007.

4. Нордемар Р.И. Боль в спине. М.: Медицина, 1991.

5. Популярная медицинская энциклопедия / под ред. В.И. Покровского. 1991.

6. Черная Н.Л. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Леонова Лариса Афанасьевна, доцент, FVIS@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

AN INNOVA TIVE APPROACH TO HEALTH AND FITNESS WORK IN CHILDREN'S PRESCHOOL INSTITUTIONS

L.A. Leonova

It is necessary to exercise the correct body posture from the child birth. In the conditions of Children's Preschool Institution the main means of the body posture training and its defect prevention are bodily exercises, which produce the active work of dorsa muscles-extensors and stomach muscles. You need to give preference to the symmetrical exercises.

Key words: the younger generation, supporting-motor apparatus, body posture, backbone, diagnostics, remodeling, physical activity.

Leonova Larisa Afanasievna, associate professor, Russia, Tula, Tula State University

Получено 14.02.2013 г.

УДК 796.011.1

МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

М.С. Леонтьева

Раскрываются принципы построения индивидуально-дифференцированных программ физического воспитания детей-сирот. Рассматриваются этапы адаптации воспитанников детских домов и раскрываются задачи физического воспитания на каждом их этих этапов.

Ключевые слова: физическая культура, дети-сироты, индивидуализация, природосообразность, социальная адаптация.

Сиротство как устоявшееся явление является продуктом традиционного общества. Дети, оставшиеся без попечения родителей, изначально лишены важного этапа формирования первоначального социального опыта в микросоциуме (семье), вследствие чего процесс их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.