Научная статья на тему 'Инновационный опыт и возможности вузовской науки (на примере научно-исследовательского института химии Нижегородского государственного университета)'

Инновационный опыт и возможности вузовской науки (на примере научно-исследовательского института химии Нижегородского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВ / ИННОВАЦИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL OF HEIS / INNOVATIONS IN SCIENCE AND EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гришин Д. Ф., Весновская Г. И.

На примере вузовского НИИ проанализирована роль реальной интеграции образования и науки в деле подготовки высококвалифицированных кадров для нефтехимического комплекса региона, а также в проведении фундаментальных и прикладных исследований как важнейших факторов инновационного развития общества. Показано, что НИИ химии ННГУ является активно функционирующим научно-образовательным центром с богатым опытом инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гришин Д. Ф., Весновская Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EXPERIENCE AND POSSIBILITIES OF UNIVERSITY SCIENCE (CASE STUDY OF THE RESEARCH INSTITUTE FOR CHEMISTRY OF THE NIZHNI NOVGOROD STATE UNIVERSITY)

Based on the example of a university research institute, the role of real integration of science and education in the training of highly-skilled personnel for the regions petrochemical complex, and in fundamental and applied research as major factors of innovative development of the society is analyzed. It is shown that the Research Institute for Chemistry of N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod is indeed an actively functioning research and education centre with a vast experience in innovative activity.

Текст научной работы на тему «Инновационный опыт и возможности вузовской науки (на примере научно-исследовательского института химии Нижегородского государственного университета)»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевс кого, 2009, № 6 (1), с. 16-23

УДК 001.92:37+001.895

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ХИМИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

© 2009 г. Д.Ф. Гришин, Г.И. Весновская

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского nauka@ichem.unn.ru

Поступила в редакцию 27.07.2009

На примере вузовского НИИ проанализирована роль реальной интеграции образования и науки в деле подготовки высококвалифицированных кадров для нефтехимического комплекса региона, а также в проведении фундаментальных и прикладных исследований как важнейших факторов инновационного развития общества. Показано, что НИИ химии ННГУ является активно функционирующим научно-образовательным центром с богатым опытом инновационной деятельности.

Ключевые слова: научно-технический потенциал вузов, инновации в науке и образовании, подго-

товка кадров.

В настоящее время именно инновационный путь развития становится ключевой стратегической задачей научного сообщества нашей страны. В этой связи исключительную значимость для России в целом приобретает многовекторный анализ уже имеющегося в настоящий момент опыта в инновациях с целью использования его положительных сторон в решении поставленных задач и реализации перспектив развития. Такой всесторонний анализ особенно важен, поскольку на самых высоких уровнях государственного управления неоднократно отмечалось, что темпы инновационного развития страны должны быть значительно выше имеющихся на сегодня [1]. В данной статье объектом рассмотрения выбрана одна из структур отечественной науки - научно-исследовательский институт высшего учебного заведения. Такие институты, созданные в советские времена при ряде ведущих университетов, играли исключительно важную роль как в деле подготовки высококвалифицированных специалистов, так и в плане проведения фундаментальных и особенно прикладных исследований [2]. В частности, именно они составляли костяк так называемого хозрасчетного научного объединения, долгое время существовавшего при Минвузе РСФСР. На наш взгляд, в последние годы значение вузовских НИИ явно недооценивается ни государством, ни профильными министерствами, ни самими университетами (институтами), в состав которых они входят. Об этом красноречиво говорит хотя бы тот факт, что вузовские НИИ не вошли в так называемый «пилотный» проект, разработанный Министер-

ством образования и науки РФ совместно с Российской академией наук с целью повышения уровня оплаты труда научных работников. В результате в настоящее время сложилась резкая диспропорция в уровне оплаты труда сотрудников академических и вузовских НИИ. Существенная разница продолжает оставаться и в уровне оплаты труда профессорско-преподавательского состава факультетов и научных сотрудников исследовательских институтов вузов. Между тем в последние 2-3 года руководство страны постоянно подчеркивает важнейшую роль именно университетов в инновационном развитии страны, в том числе указывает на необходимость активизации прикладных научных исследований [3]. В этой связи необходимо обратить особое внимание на состояние и перспективы развития НИИ при вузах.

Проследим вехи развития такого рода структуры на примере одного из институтов, входящих в состав Нижегородского (до 1991 г. Горьковского) государственного университета им.

Н.И. Лобачевского, а именно Научно-исследовательского института химии (НИИ химии) [4, 5].

НИИ химии Нижегородского университета в феврале 2009 г. отметил свой шестьдесят пятый день рожденья. Он был основан в суровом военном 1944 году, успешно работал уже в первый год своего существования, ставший предпоследним годом Великой Отечественной войны, уверенно прошёл послевоенные, выстоял в трудные 90-е годы и достойно переживает современный экономический кризис. Своими корнями институт исходит из коллектива ка-

федры физической химии Горьковского университета, возглавляемой в то время профессором М.Б. Нейманом. Эта кафедра помимо образовательной деятельности активно осуществляла актуальные фундаментально-прикладные исследования в области химической науки и располагала рядом внедрённых в промышленность разработок. К тому времени было очевидно, что масштабы проводимых на химическом факультете университета научно-исследовательских работ давно переросли рамки учебных кафедр. Страна нуждалась в новых химических разработках, базирующихся на серьёзных фундаментальных исследованиях, и, главное, в их скорейшей реализации на практике. Такую задачу и было поручено решать созданному при Горьковском университете Научно-исследовательскому институту химии. Директором института был назначен человек с государственным мышлением, вложивший в дело организации института колоссальные усилия, талантливый учёный М.Б. Нейман [6]. В числе первых штатных сотрудников НИИ химии были приглашенные из Вильнюса, Ленинграда и Харькова профессора-химики, которые вместе с сотрудниками кафедры физической химии составили первоначальное ядро коллектива и сыграли большую роль в обеспечении высокого стартового уровня выполняемых работ.

Таким образом, в труднейшее время для страны, измученной войной, регион с интенсивно развивающейся промышленностью, в том числе химической, получил профильный институт с фундаментальной университетской научно-педагогической основой и стабильным базовым государственным финансированием. В свете современных понятий этот шаг означал создание в Горьком поддерживаемого государством крупного учебно-научного центра инновационной направленности, способного, с одной стороны, усилить образовательный статус университета, а с другой стороны, квалифицированно и оперативно решать важные народнохозяйственные задачи. Институт имел филиал в активно развивающемся всесоюзном центре большой химии - Дзержинске, а также заочную аспирантуру.

Основу успешного развития НИИ химии его руководство видело в реализации актуальной приоритетной тематики, грамотной кадровой политике, опережающем развитии фундаментальных исследований и использовании полученных достижений для решения важнейших прикладных задач в экономике страны в условиях тесной интеграции с учебным процессом химического факультета Горьковского государ-

ственного университета (ГГУ). Объём финансирования работ по состоянию на март 1944 г. составлял 682 тыс. руб., а утверждённый Нарком-просом годовой план НИР института насчитывал 26 тем, в том числе 14 - по госбюджету, 8 - по спецсредствам и 4 - на научно-конст-рукторские работы. Доля госбюджетного финансирования в общем объёме выполняемых работ была значительной и такою оставалась многие годы, что позволяло НИИ химии поддерживать современный уровень компетенции в области теории и практики, иметь квалифицированный персонал и быть востребованным промышленными предприятиями с точки зрения совершенствования технологических процессов.

При таком подходе к делу ведущие предприятия Горького и области, составляющие арсенал страны, ощутили действенную помощь института непосредственно с момента его создания, особенно в части развития и внедрения методов анализа и контроля технологических процессов, что было так необходимо при массовом выпуске военной продукции. Только за годы войны при участии НИИ химии на заводах области было создано не менее 20 лабораторий спектрального и полярографического анализа. Учитывая нехватку в стране оборудования, в институте налаживают мелкосерийное производство пользующихся спросом приборов для физико-химического анализа (22 наименования), выпуск которых продолжался до тех пор, пока имеющийся дефицит не был снят промышленными предприятиями. Успешно осуществлялось также совершенствование производственных химико-технологических процессов.

Создание НИИ химии не замедлило сказаться и на повышении качества химического образования в ГГУ. Проводимые в НИИ химии фундаментально-прикладные исследования гармонично встраивались в учебный процесс как путём вовлечения студентов и аспирантов в выполнение госбюджетных и хоздоговорных работ, так и оперативным включением лучших научных и методических результатов в лекционные курсы и спецпрактикумы, а результатов по хоздоговорам в решение конкретных производственных вопросов. Каждому студенту и аспиранту, проходящему за время обучения в университете, в том или ином качестве (практикант, работа в НСО, дипломник, совместитель и др.) через институт, обеспечивалось квалифицированное персональное наставничество. Вследствие этого в системе высшего и послевузовского образования ГГУ в области химии уже тогда готовили для народного хозяйства высококвалифицированных, в современной терминологии - «про-

двинутых», специалистов, и рейтинг университета как образовательного учреждения был очень высоким. Роль НИИ химии в этом качественном скачке была по сути определяющей.

С первых дней работы института одним из основных реализуемых на практике принципов было обеспечение профессионализма кадров. К 7 ноября 1947 г. в состав высококвалифицированных специалистов НИИ химии влились еще 15 сотрудников, успешно защитивших докторские и кандидатские диссертации. Актуальность разрабатываемой тематики, тесное взаимодействие с учебным процессом и высокий профессионализм обусловили формирование в системе ГГУ всемирно известных научных школ, проводящих актуальные научные исследования в области теории и практики аналитической химии (И.М. Коренман), химии металлоорганических соединений (МОС) и свободно-радикальных процессов (Г.А. Разуваев, Г.Г. Петухов), физической химии (М.Б. Нейман, И.Б. Рабинович, В.А. Шушунов), радиохимии (И.А. Коршунов), особо чистых веществ (Г.Г. Девятых) и высокомолекулярных соединений (А.В. Рябов). В дальнейшем появились новые научные направления и научно-педагогические коллективы, которые возглавили известные ученые: И.Л. Агафонов, Ю.А. Александров,

A.А. Анисимов, А.Н. Артёмов, А.П. Баталов, Л.И. Вышинская, Д.А. Вяхирев, В.А. Додонов, Д.Н. Емельянов, А.Д. Зорин, Н.Т. Карабанов, Н.В. Карякин, Б.В. Лебедев, Д.Е. Максимов,

B.П. Масленников, А.В. Олейник, Л.Г. Пахомов, Н.К. Рудневский, Ю.Д. Семчиков, Л.А. Смирнова, Н.А. Соколов, А.А. Туманов, В.И. Тельной, В.Г. Цветков, Н.Г. Черноруков, а позднее - Д.Б. Гелашвили, Д.Ф. Гришин, И.И. Гринвальд, Е.А. Крылов, А.М. Кутьин,

B.П. Марьин, С.С. Пятыгин, В.Ф. Смирнов, Н.Н. Смирнова, И.В. Спирина, В.Ф. Урьяш,

C.К. Игнатов, С.А. Булгакова и другие. Среди названных есть будущие члены Академии наук СССР и РАН (Г.Г. Девятых, Г.А. Разуваев, Д.Ф. Гришин), лауреаты Ленинской и Государственной премий (Г.А. Разуваев, Г.Г. Девятых, И.Б. Рабинович, А.Д. Зорин, Е.А. Крылов), а также других престижных наград (И.М. Коренман, М.Б. Нейман, В.А. Шушунов, А.А. Туманов, Б.В. Лебедев, С.С. Пятыгин, В.Ф. Смирнов), авторы научных открытий (Ю.А. Александров, Г.А. Разуваев), будущие директора НИИ химии (А.В. Рябов, И.А. Коршунов, Г.А. Разуваев, Ю.А. Александров, Б.В. Лебедев, Л.И. Вышинская, Д.Ф. Гришин) и академических институтов (Г.А. Разуваев, Г.Г. Девятых), а также ректор университета (И.А. Коршунов).

Рука об руку с именитыми профессорами всегда работали кандидаты наук, аспиранты, студенты и другие высококвалифицированные сотрудники - энтузиасты своего дела. Трудом этих людей и создана 65-летняя (на данный момент) история института, благодаря им НИИ химии во все времена, какими бы трудными они ни были, шёл в ногу с передовой наукой, одновременно решая актуальные прикладные задачи и принимая непосредственное участие в подготовке кадров, способных работать в сфере науки и передовых технологий.

Среди основных направлений исследований, проводимых в стенах института в разные годы, можно назвать успешные работы в области химии металлоорганических и пероксидных соединений; уникальных полимеров и высокочистых веществ; химической термодинамики и нефтехимического синтеза; теории и практики металлокомплексного катализа; детоксикации боевых отравляющих веществ, утилизации отходов и экологического мониторинга; получения и изучения качества различных соединений и химических продуктов (микроудобрения, катализаторы, биоцидные, керамические, ферромагнитные, легированные, сенсорные, ВТСП, радиопоглощающие, лакокрасочные и другие материалы, защитные и эпитаксиальные покрытия, химреактивы, дорожно-строительная продукция и топливо на основе кислых гудронов и т.д.).

Базовое госбюджетное финансирование указанных исследований, как правило, было связано с выполнением работ по заданию министерства в рамках различных научно-технических программ (НТП): «Защитные покрытия», «Продукты малотоннажной химии», «Продовольствие», «Регионология», «Реактив», «Агрокомплекс», «Платиновые металлы», «Магнитные жидкости», «Высокотемпературная сверхпроводимость», «Человек и окружающая среда», различных спецпрограмм по оборонной тематике и др., а также координационных планов Академии наук. Имелись также задания ГКНТ СССР на решение особо важных научных проблем. Привлечение института к этим работам строилось на хорошем знании министерствами и ведомствами возможностей привлекаемых исполнителей, тесных контактах последних с реальным сектором экономики, осуществлении регулярного контроля за выполнением заданий. Именно это во многом обеспечивало творческий характер исследований и достойный результат.

Другая важная особенность тех лет заключалась в том, что работать в вузовской науке, и

тем более влиться в неё после окончания университета, было очень престижно для его выпускников. Привлекал творческий характер профессии научного работника, которая в то время была уважаемой и достойно оплачивалась в соответствии с квалификацией и в вузовской, и в академической науке. Имелись также все возможности для повышения научной квалификации и самоутверждения в профессии. Чести остаться работать в системе университета (в частности в НИИ химии) после его окончания, как правило, удостаивались только лучшие выпускники, имеющие склонность к научным исследованиям, что обеспечивало качественное решение проблемы преемственности кадров в науке и образовании. Эта традиция сохранялась много лет, и большинство из пришедших на работу в институт пронесли любовь и творческое отношение к научному труду через всю свою жизнь. Большая часть нынешних сотрудников НИИ химии старшего поколения, как правило, имеющих учёные степени и звания, и есть лучшие из лучших студентов ГГУ, до сих пор бережно сохраняющие и приумножающие авторитет института и университета.

Уровень проводимых в системе университета химических исследований всегда был столь высок, что именно в этой области науки в 60-х годах прошлого века в недрах института и химического факультета ГГУ возникают первые ростки нижегородской (горьковской) академической науки - Лаборатория стабилизации полимеров АН СССР. Большая заслуга в этом принадлежит директору НИИ химии при ГГУ в период с 1956 по 1962 г., учёному с мировым именем Г.А. Разуваеву, который, формально покинув институт в 1962 г., связал свою судьбу с академической наукой. По сути же, всю свою дальнейшую жизнь Г.А. Разуваев не упускал из поля зрения развитие науки в НИИ химии и всегда помогал его сотрудникам советом и делом. Впоследствии эта лаборатория была преобразована в первый в нашем регионе академический институт - Институт химии АН СССР, а ещё позднее на его базе были организованы два академических института - Институт металлоорганической химии РАН (ИМХ РАН) и Институт химии высокочистых веществ РАН (ИХВВ РАН). Источником научных кадров для этих структур с самого начала их возникновения и по сей день в значительной степени является Нижегородский (ранее Горьковский) университет, а характер творческого взаимодействия их с химическим факультетом и НИИ химии всегда был и остаётся неформально интеграционным и дружественным как в сфере проведения научных

исследований и осуществления учебного процесса, так и в плане их материально-технического сопровождения.

Уделяя и далее большое внимание фундаментальным исследованиям, НИИ химии параллельно неизменно развивал другую составляющую своей деятельности, заключающуюся в создании современной наукоёмкой продукции и совершенствовании услуг. Этому способствовало наличие в структуре НИИ химии отдела основ технологии новых веществ и материалов, а также экспериментального опытного производства (ЭОП). Продукция института демонстрировалась на выставках, что обеспечивало ей хороший спрос у потребителя и укрепляло авторитет НИИ химии в стране и за рубежом. В числе этой продукции были металлоорганические соединения, высокочистые вещества, государственные стандартные образцы состава для калибровки аналитической аппаратуры, электронные резисты, лакокрасочные материалы, резисторы, микроудобрения на полимерной ионитной основе, флокулянты, биоциды, пенокерамические и многие другие материалы и наукоёмкие услуги. Часть продукции производилась в ЭОП по уникальным технологиям, защищённым авторскими свидетельствами и патентами, реализованным в опытном производстве. Нашлись потребители на указанную продукцию и наукоёмкие услуги и за рубежом, что было реализовано в рамках различных международных контрактов. Один из таких проектов по многолетнему мониторингу базы ликвидации баллистических ракет в Суроватихе выполняется институтом в настоящее время.

Имея высокий авторитет как в области проведения фундаментальных исследований, так и в прикладной науке и инновациях, НИИ химии много лет курировал комплекс работ по межотраслевой программе «Высокочистые вещества», выполняемой в интересах электронной промышленности. Базируясь на разработках института в области получения оксида свинца электронной чистоты, проводимых под руководством А.Д. Зорина и И.А. Фещенко в тесном контакте с производственниками, в СССР был впервые организован промышленный выпуск отечественной высокочувствительной передающей аппаратуры для цветного телевидения. Именно благодаря этим разработкам стала возможной трансляция в цветном телевизионном режиме из Москвы Олимпийских игр 1980 года. В 90-х годах прошлого столетия НИИ химии по поручению Министерства образования РФ в течение 7 лет успешно выполнял функцию головной организации по межвузовской иннова-

ционной научно-технической программе в области фундаментально-прикладных аспектов химии металлоорганических соединений и высокочистых веществ, координируя работу по этой проблеме научных коллективов из 15 вузов России.

Конкретное представление о возможностях института дают, например, количественные данные результативности научных исследований, приведённые ниже для периода с 1986 по 1990 год. За это время в коллективе было опубликовано около 1500 научных статей и 1300 тезисов докладов на конференциях различных уровней, получено 148 авторских свидетельств, издано 10 монографий и учебных пособий, защищено 10 докторских и 44 кандидатские диссертации, на различного рода выставках, в том числе 40 международных, демонстрировалось 153 экспоната наукоёмкой продукции, удостоенные 12 медалей (одна золотая, пять серебряных, шесть бронзовых), в производство внедрено 222 разработки. Промышленные предприятия охотно сотрудничают с институтом, финансируя работы и совершенствуя производственные технологии на научной основе.

Последующие годы ХХ столетия, характеризующиеся развалом СССР, кардинальными изменениями во всех сферах деятельности, нестабильной общественно-политической и экономической ситуацией в стране, были очень трудными для НИИ химии и всей отечественной (особенно вузовской) науки. Резко сократилось бюджетное финансирование вузовской науки, которое к тому же несколько лет осуществлялось только по статье «заработная плата». Снизилось число заказов от предприятий на проведение НИР, произошло обвальное сокращение численности сотрудников, в первую очередь за счет ухода молодых и перспективных ученых в бизнес. Одновременно с этим стал эфемерным мотив престижности научного творчества, что в вузовской науке из-за отсутствия финансирования согласно штатному расписанию сохраняется до сих пор.

Авторитет в науке, накопленный опыт и своевременно принятые меры (оптимизация структуры, создание аккредитованных подразделений, введение контрактной системы, чёткое обозначение приоритетных направлений исследований и ещё большее усиление их инновационной составляющей, пристальное внимание к механизму осуществления инноваций через повышение качества наукоёмкой продукции и услуг, налаживание связей с производством, бизнесом, зарубежными партнёрами и др.) помогли институту выжить и пойти вперёд. В НИИ хи-

мии успешно работают аккредитованные Госстандартом России подразделения: лаборатория промышленной и экологической токсикологии, являющаяся одним из крупнейших научных центров данного профиля на территории Приволжского федерального округа, Аналитический центр и другие. Заслуженным авторитетом в научном мире пользуется созданный в институте Центр точных калориметрических исследований, который укомплектован самым современным оборудованием и высококвалифицированными кадрами. Это позволяет проводить полный спектр прецизионных калориметрических исследований мономеров, полимеров, неорганических и элементоорганических соединений и других веществ, а также процессов с их участием, отвечающих мировым стандартам. Значительная часть полученных в центре результатов занесена в базу данных Национального института стандартов и технологий США (NIST). Усилиями работников центра с привлечением студентов, аспирантов и докторантов в институте осуществлены компьютерная обработка и электронное представление этих данных в виде справочных и расчётных величин (электронный банк Termopol).

Применяются инновации и в образовательной деятельности. В частности, в 1995 г. комплексными усилиями учёных химического факультета и института в НИИ химии была открыта студенческая исследовательская лаборатория «Материалы для химических сенсоров» (руководитель Л.Г. Пахомов). Указанный шаг способствовал повышению качества выпускаемых специалистов в этой перспективной области, адаптации их за время учёбы к профессиональной деятельности и осуществлению целевой подготовки для конкретных предприятий, решению прикладных задач по созданию сенсорных датчиков токсичных газов. Налаживаются контакты по данной проблеме с университетом Барселоны (Испания). Позднее по сенсорной тематике в институте были выполнены около 15 дипломных работ студентами физического факультета ННГУ, 2 из них отмечены медалью и дипломом Минобразования, защищены 4 кандидатские диссертации аспирантами политехнического университета, прикомандированными в НИИ химии для выполнения научных исследований по диссертации. Результаты исследований получили признание в конкурсах инновационных проектов и соответственно финансирование работ по фонду Бортника.

В 1998 г. в НИИ химии открывается отделение аспирантуры и докторантуры Нижегородского университета, и институт успешно справ-

ляется с подготовкой кадров высшей квалификации, имея высокий процент защит диссертаций аспирантами и докторантами. Начиная с 2002 г. аспиранты НИИ химии ННГУ ежегодно становятся лауреатами специальных стипендий Президента и Правительства России. Не менее успешно в НИИ химии участвуют в НИР и студенты ННГУ, чьи достижения в области полимерной химии и химической термодинамики отмечены в этот период пятью медалями РАН.

При очевидных потенциальных возможностях вузовской науки, в том числе на инновационном «фронте», раскрытых на примере конкретного института, уже много лет не теряет своей остроты обозначившаяся в 90-х годах проблема закрепления в ней молодых научных кадров. Как правило, наиболее способные выпускники ННГУ и кадры высшей квалификации после окончания аспирантуры и защиты диссертаций, получив хорошую подготовку, чаще всего предпочитают работу в других сферах с хорошей оплатой своего труда и понятной перспективой. Бывает, что уходят из науки в бизнес и доктора наук. Наука лишается притока молодых кадров и квалифицированных специалистов, хотя имеет возможность из первых рук пополнить свои ряды наиболее способными молодыми исследователями. Нарушается преемственность поколений. Эта ситуация тупиковая. Она неразрешима при отсутствии гарантий регулярной оплаты труда научного работника вузовской науки, который сегодня абсолютно не защищён и не уверен в завтрашнем дне. Не спасает в этой ситуации и поступающее без опозданий базовое госбюджетное финансирование вследствие его незначительной доли (1520%) в общем объёме выполняемых работ, даже если вопреки всем правилам его использовать по принципу «всем сёстрам по серьгам». Значительная часть рабочего времени любого сотрудника вузовской науки съедается поиском финансирования на завтрашний день, отслеживанием объявляемых конкурсов по НТП и грантам, оформлением одна за другой заявок на проекты, порою по объёму требуемой для их составления документации превосходящих диссертации, ожиданием результатов их рассмотрения. Месяцами исчисляется время ожидания финансирования по уже поддержанным переходящим проектам.

В такой ситуации в вузовской науке фактически уже ряд лет не действует конкурсная система замещения должностей, т.к. она не подкреплена материально, да и стимулы к повышению квалификации внутри вузовской науки практически не обозначены и если работают, то по инерции. Мало что дали вузовской науке и

проведенные правительством повышения зарплаты, а также отмена единой тарифной сетки и введение новой системы оплаты труда, т.к. все расчёты проводились опять же от ничем не гарантированных и очень маленьких сумм и при отсутствии реального штатного расписания. На деле первостепенная сторона жизни любого работника - оплата его труда - в вузовской науке поставлена в полную зависимость от результатов конкурсов на выполнение научно-исследовательских работ по НТП и грантам или объема заключаемых хоздоговоров.

В отрыве от этого нельзя серьёзно решить очень злободневную проблему привлечения молодых людей в вузовскую науку, которых совершенно не устраивает их будущая неопределенность в профессии. В лучшем случае студентов и аспирантов можно без труда вовлечь в научные исследования на период обучения и привить им неплохие навыки исследовательской и внедренческой деятельности, т.к. это интересный и творческий труд. Более того, эта сторона вопроса сейчас всесторонне поощряется при проведении конкурсного отбора проектов в НТП Рособразования и Роснауки и участие молодых исполнителей значительно повышает шанс заявителя на финансирование проекта. К сожалению, дальнейшая перспектива работы молодёжи в сфере вузовской науки по истечении 1-2 лет (срок выполнения выигранного проекта) выпадает из поля зрения государства и руководства университета. При этом опять не решается вопрос, на что им жить, если участие в следующем конкурсе проектов даст нулевой результат. В такой ситуации очевидна пробуксовка и с реализацией провозглашаемого в различных документах инновационного характера другого принципа - наиболее полного использования и сохранения интеллектуального потенциала высшей школы. Выдержать существующие в вузовской науке «правила игры» могут только старые кадры, которые, с одной стороны, в силу своего менталитета умеют дорожить научным творчеством, а с другой стороны, имеют некоторую социальную защищенность в виде пенсии.

Понимая значимость специальных целевых программ и других разрабатываемых мероприятий в деле развития научного потенциала высшей школы и его использования для осуществления многогранной инновационной политики, хотелось бы видеть в этой цепочке другие, не менее важные звенья. В данном случае речь идёт об использовании потенциала и жизненного опыта многих твёрдо стоящих на ногах НИИ вузов, реально живущих длительное время по инновационному принципу. Фактически, такие

структуры, проделавшие колоссальную работу, чтобы прийти к этому знанию и жить в соответствии с ним, - это уже реально существующие и проверенные временем научно-образовательные центры (НОЦ) с большим потенциалом и опытом работы в конкретных приоритетных направлениях и критических технологиях. Такой сложившейся структуре, выдержавшей проверку временем, просто необходимо поручать решение соответствующих профильных приоритетных задач в рамках её компетенции, подкрепляя это госбюджетным финансированием, тем более что новоиспечённые НОЦ вполне могут оказаться на деле случайной, неработоспособной структурой.

Вопрос финансирования исследований и оплаты труда в вузовской науке сейчас стоит остро, как никогда, тем более на фоне его конструктивного решения в системе РАН. Парадоксально, что, готовя продвинутых специалистов и имея возможность вовлечь в науку лучших из лучших студентов, дав им за время обучения соответствующие исследовательские и инновационные навыки, вузовская наука неконкурентоспособна в плане предоставления выпускникам достойных рабочих мест в науке. Вузы и их НИИ вынуждены отпускать выпускников, в том числе и после окончания аспирантуры, в другие структуры, ощущая кадровый голод в своих рядах, особенно в науке. И это будет до тех пор, пока конструктивно не решится вопрос в части финансирования научных исследований в вузовской науке по штатному расписанию с учётом квалификации работника. На наш взгляд, в решении этой проблемы вузовской науки могли бы помочь и академическая наука, официально высказав своё мнение по этому поводу, и, конечно, руководство самих вузов.

Действительно, в настоящее время, когда многие университеты стремятся приобрести статус исследовательского или федерального вуза, роль вузовской науки возрастает во много раз. За рубежом исследовательские университеты уделяют особое внимание именно развитию науки и инновационной деятельности, в том числе софинансируя их осуществление за счет собственных средств, например полученных от платной образовательной деятельности.

Естественно, что, говоря о НИИ вузов с позиций их инновационного потенциала, базируясь на примере рассмотренной организации, последовательно осуществляющей в своей основной деятельности инновации, нельзя поддаваться поголовным обобщениям. Но непозволительно и не использовать на этом пути должным образом богатый опыт и возможности таких априори сильных структур, как вузовские НИИ. Осуществить отбор НИИ для этих целей

можно на конкурсной основе. Более того, первый тур этого конкурса, по сути, уже проведён при рассмотрении инновационных программ ведущих российских университетов, получивших финансирование в рамках Национального проекта «Образование». Реализация заявленных инновационных программ подняла на качественно новый уровень приборное оснащение и другие составляющие научно-образовательного процесса этих вузов и их НИИ, значительно расширила возможности этих организаций в области инновационной политики [7, 8]. При этом итоги Национального проекта «Образование» могут стать кардинально значимыми не только в научном отношении, но и в социальном плане.

Список литературы

1. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 08.02.2008 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ap-pears/2008/02/08/1542Jype63374type63378type82634_ 159528^Мт1.

2. Весновская Г.И., Леонов М.Р., Гришин Д.Ф. Научно-исследовательский институт химии (вчера, сегодня, завтра) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Химия. Вып. 1. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. С. 171-189.

3. Хохлов А.Ф., Стронгин Р.Г., Грудзин-ский А.О. Образовательные проекты саморазвиваю-щегося университета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Вып. 1 (4). Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. С. 100-111.

4. Гришин Д.Ф. Сочетание консерватизма классического фундаментального образования и инноваций как важнейшее условие динамичного развития высшей школы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Вып. 1 (6). Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. С. 47-52.

5. Весновская Г.И., Гришин Д.Ф. Рождённый в сорок четвёртом // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. Вып. 1 (5). Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. С. 141-144.

6. Весновская Г.И., Гришин Д.Ф. Научно-исследовательский институт химии Нижегородского университета: от истории создания до наших дней // Сб. «Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела»: Материалы VII Международной научной конференции. Т. 2. Вып. 7. Уфа: Изд-во «Реактив», 2007. С. 60-67.

7. Фурсенко А.А. Об итогах деятельности Ми-

нистерства образования и науки Российской Федерации в 2008 году и задачах на 2009 год [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://mon.gov.ru/ruk/mi-

nistr/dok/5237.

8. Иванец С.В. О концепции создания сети национальных исследовательских университетов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://mon. gov.ru/ruk/dir/dok/5224.

INNOVATIVE EXPERIENCE AND POSSIBILITIES OF UNIVERSITY SCIENCE (CASE STUDY OF THE RESEARCH INSTITUTE FOR CHEMISTRY OF THE NIZHNI NOVGOROD STATE UNIVERSITY)

D.F. Grishin, G.I. Vesnovskaya

Based on the example of a university research institute, the role of real integration of science and education in the training of highly-skilled personnel for the region’s petrochemical complex, and in fundamental and applied research as major factors of innovative development of the society is analyzed. It is shown that the Research Institute for Chemistry of N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod is indeed an actively functioning research and education centre with a vast experience in innovative activity.

Keywords: scientific and technical potential of HEIs, innovations in science and education, professional training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.