7. Orsato R. Competitive Environmental strategies: When does it pay to be green?// California Management review. -2006,- № 48 (2).- P. 131.
УДК 338.46
Канд. экон. наук Г.Б. КОМАРОВА (ИЭТ ТГУК, [email protected]) Канд экон наук З.Х. КАДЫРОВА (ТГУК, [email protected]) Соискатель А.И. КОМАРОВА (ИЭТ ТГУК, шЫуакотагоуа 1 лтаП.ш )
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Динамичное и устойчивое социально-экономическое развитие Республики Таджикистан предполагает активное освоение и внедрение инноваций в деятельность хозяйствующих субъектов во всех отраслях экономики, в том числе сферы услуг.
Формирование инновационной модели развития розничной торговли, как важной фазы воспроизводственного процесса, предоставит возможность эффективно использовать экономический потенциал отрасли, повышать конкурентоспособность розничных торговых предприятий, удовлетворять растущие потребности и уровень благосостояния населения на более высоком качественном уровне.
Цель исследования. Важным значеним для активизации инновационных процессов на предприятиях розничной торговли является изучение опыта зарубежных стран, в которых данная отрасль представляет собой один из динамично развивающихся секторов экономики.
В процессе того, как количество населения в развивающихся странах возросло на 21%, оборот розничной торговли увеличился на 350% и теперь составляет 50% от мировой торговли.
Материалы, методы и объекты исследования. Глобальный индекс развития розничной торговли свидетельствует о том, что Китай имеет самый динамично развивающийся и привлекательный сектор для инвестиций. Данный индекс основан на таких показателях, как привлекательность рынка, риск ведения бизнеса в стране, насыщенность рынка (доля современных торговых форматов, иностранных предприятий и т.д.). Рейтинг стран представлен в табл. 1.
Валовой внутренний продукт Китая составил 10983 млрд. долларов или 14190 млрд. долларов (по паритету покупательской способности) в 2015 году. Структура ВВП следующая: сфера услуг - 50,2%; сельское хозяйство - 8,9%; промышленность - 40,9%
Оборот розничной торговли составил 3046 млрд. долларов - 27,7% от номинального ВВП и 21,5% от ВВП по паритету покупательской способности.
В 2015 году произошло увеличение объема розничной торговли на 8,1%, опережающее рост ВВП на 6,9%. Это обусловлено тем, что потребители продолжили активно совершать покупки, несмотря на экономическую неопределенность. Растущий средний класс, высокий спрос потребителей, отмена закона "один ребенок в семье" будут способствовать дальнейшему росту в ближайшие 10 лет. Государственная политика, направленная на снижение налогов на импорт определенных товаров, увеличение поддержки электронной коммерции, установление зон беспошлинной торговли также будут стимулировать развитие сектора розничной торговли.
Китай является безусловным лидером в электронной торговле, в 2015 году онлайн продажи составили 672 млрд. долларов. Электронная коммерция составляет 15,9% от всех продаж (для сравнения: в США-7,3%), прогнозируемый рост - до 30% к 2018 году. Например, китайская компания интернет-торговли "Alibaba" проводит больше операций, чем суммарно американские компании "Amazon" и "eBay". Стремительное развитие онлайн торговли сделало Китай также инноватором в мобильных платежах [2].
Таблица 1. Рейтинг стран глобального индекса развития розничной торговли
Страна Глобальный индекс развития Население (млн.чел.) ВВП по паритету покупательской способности Доход от розничных продаж (млрд.$)
Китай 72,5 1372 14190 3046
Индия 71,0 1314 6209 1009
Малайзия 59,6 31 26141 93
Казахстан 56,5 18 24346 48
Индонезия 55,6 256 11112 324
Турция 54,3 78 20277 241
ОАЭ 53,6 10 66997 69
Саудовская Аравия 52,2 32 53565 109
Перу 51,9 31 12077 70
Азербайджан 51,2 10 18512 17
Вьетнам 50,8 92 6020 87
Шри Ланка 50,7 21 11120 31
Иордан 49,9 21 12162 14
Морокко 49,5 34 8194 39
Колумбия 49,0 48 13794 91
Филиппины 47,7 103 7318 134
Доминиканская республика 45,8 11 14771 30
Алжир 45,2 40 14163 42
Нигерия 43,8 182 6185 125
Бразилия 43,0 205 15690 445
Кот-д'Ивуар 43,0 23 3304 13
Россия 41,8 144 23744 448
Замбия 41,6 15 4165 11
Румыния 40,2 20 20698 45
Парагвай 39,6 7 8671 11
Тунис 38,7 11 11450 15
Южная Африка 36,7 55 13197 102
Гана 36,0 28 4216 15
Кения 35,6 44 3246 26
Египет 34,7 89 11262 133
Источник: А.Т. Kearney: The 2016 Global Retail Development Index™ [1]
Для более наглядного анализа сферы розничной торговли Китая проведем СВОТ-анализ:
Сильные стороны. Увеличивающаяся доля населения с доходом выше среднего способствует возрастанию расходов домохозяйств, особенно на товары класса «люкс».
Китай занимает первое место в мире по количеству населения - 1,4 млрд. что представляет собой огромный рынок для предприятий розничной торговли.
Относительно предсказуемая среда для инвесторов.
Развитие инновационных методов торговли (например, интернет-коммерции) позволяет предприятиям охватывать отдаленные части страны.
Поддержка развития розничной торговли со стороны государства.
Слабые стороны. Защита прав интеллектуальной собственности находится на низком уровне, поэтому многие бренды легко копируются.
Количество людей с низким уровнем заработной платы остается достаточно высоким, соответственно значительная часть их дохода тратится на товары первой необходимости.
Более 40% населения живет в сельской местности и обычно не имеет доступа к крупным торговым супермаркетам.
Экономика является чувствительной к внешним изменениям (например, увеличение стоимости $).
Возможности. Население Китая продолжает расти, к 2020 году ожидается, что оно превысит 1,4 млрд. человек.
Повышается уровень защиты брендов и осведомленность покупателей о нарушении прав на интеллектуальную собственность.
Китай увеличивает инвестиции в местную инфраструктуру, следовательно, многие жители сельской местности получат доступ к крупным торговым предприятиям и станут новым целевым рынком для традиционной формы торговли.
Развитие инноваций позволит удовлетворить возрастающие потребности населения.
Угрозы. Прогноз об уменьшении экономического роста в ближайшие годы.
Население стареет, что приводит к увеличению расходов на их содержание, у трудящегося класса остается меньше средств на покупки.
Стоимость аренды магазинов в наиболее развитых городах возрастает.
Налоговая политика Китая, направленная на поддержку электронной коммерции, является угрозой для брендовых магазинов.
Увеличение оплаты труда на предприятиях розничной торговли.
Таким образом, исходя из СВОТ-анализа, можно сделать вывод, что розничной торговле Китая необходимо инновационное развитие. Во-первых, традиционный источник развития торговли Китая - рабочая сила - сокращается. По прогнозам старение снизит рабочий класс на 16% к 2020 году. Во-вторых, снижается рентабельность основных фондов. В настоящее время Китаю необходимо на 60% больше основного капитала для создания единицы ВВП, чем это было в период с 1990-го по 2010 годы.
Рост ВВП в КНР происходит во многом за счет развития сферы услуг. Страна стремится достичь доходов от данного сектора в размере 55% от ВВП. В КНР существует ряд возможностей для инноваций в розничной торговле. Во-первых, масштабная производственная экосистема (поставщики, работники, инфраструктура и т.д.). Во-вторых, массивный местный рынок для быстрой коммерциализации. В-третьих, стремительно растущие, низкозатратные исследовательские работы. В-четвертых, происходит возрастание количества университетов и исследовательских институтов. По мнению некоторых экспертов, Китай уже стал инновационным лидером. Ежегодно страна тратит 200 миллионов долларов на исследования. Но, несмотря на это, пока страна отстает от ведущих мировых лидеров по результативности исследовательских работ.
Основными инновационными трендами в розничной торговле Китая являются:
- развитие омниканальной торговли. Компании фокусируются на нескольких путях
реализации товаров, например, используя онлайн-торговлю и продажу товаров в
супермаркетах;
- организация эффективной системы вознаграждения;
- найм персонала из международных предприятий розничной торговли;
- создание или приобретение ферм с целью организации собственной линии
продукции;
- стандартизация операций по предоставлению услуг [3].
Рассмотрим сильные и слабые стороны инновационного менеджмента Китая.
Для развития инноваций компании привлекают высококвалифицированные кадры. В Китае очень развита образовательная система, особенно популярны в последние годы технические специальности.
Сильные стороны:
1. Активное взаимодействие предприятий с университетами и другими предприятиями. Обычно инновации разрабатываются внутри кластеров, а не индивидуальными компаниями.
2. Государственная поддержка в виде субсидий, льгот, программ.
3. В стране частично функционирует механизм командной системы, распространяющийся на планирование инновационной деятельности.
4. Крупные розничные предприятия ставят во главу профессиональных управляющих, обычно тех, кто закончил учебу заграницей.
5. Китайцы стараются адаптировать западный опыт под свою культуру, условия, а не полностью копировать товары или услуги, концепции ведения бизнеса и т.д.
6. Получение зарубежной техники и технологий. Многие компании США, Европы и других регионов размещают свое производство, компании в Китае, ввиду выгодных условий деятельности на территории страны.
7. КНР является лидером по количеству ученых, получающих степень Р1к1 (эквивалентно докторской степени). Например, в 2015 году в области технических наук защитили свои работы 27800 ученых.
Слабые стороны:
1. Невысокая коммерческая реализация научных работ. Низкий уровень зарегистрированных патентов.
2. Недостаточное внимание вопросам экологии и инновациям в данной сфере.
3. Использование низко квалифицированной рабочей силы с целью экономии финансовых средств.
4. Многие предприятия розничной торговли не видят своей целью инновационное развитие.
5. Малым и средним предприятиям тяжело конкурировать в сфере инноваций с крупными организациями ввиду отсутствия возможности нанять на работу высококвалифицированных ученых.
6. Отсутствие надлежащей протекции интеллектуальной собственности отрицательно сказывается на мотивации к новаторству.
7. Многие иностранные компании опасаются переносить свои технологии в Китай, боясь нарушения прав интеллектуальной собственности.
Таким образом, несмотря на трудности в инновационной деятельности в розничной торговле, Китай использует эффективные методы для их устранения.
Развитие инновационной деятельности в России характеризуется следующими тенденциями.
Россия занимает 22-ю позицию в глобальном индексе развития розничной торговли. Экономика РФ находится в нестабильной ситуации, реальные располагаемые денежные доходы снизились на 4% в 2015 году. Аналогичная ситуация возможна и в 2016 г. Несмотря на слабость рубля, он стал более стабильным, таким образом инвестировать в различные сферы экономики стало безопаснее и более привлекательнее для иностранных компаний.
В сфере розничной торговли ситуация остается довольно сложной. Ввиду инфляции цены на продовольственные товары увеличились на 20%. Физический объем розничных продаж сократился на 10%. Развитию интернет-торговли препятствуют сильные конкуренты со стороны Китая и США. Сфера услуг играет важную роль в экономике России. ВВП по секторам: сельское хозяйство - 3,9%, промышленность - 37,5%,сфера услуг - 58,6%. Сектор розничной торговли составляет 15,8% от ВВП.
Одним из основных факторов, повлиявших на уменьшение развития розничной торговли, является снижение импорта (на 38% в 2015 году). Ввиду экономического кризиса потребители изменили поведение, стали больше склонны к сбережению, меньше совершают незапланированные покупки.
Современные торговые форматы в России, такие как супермаркеты, гипермаркеты, составляют 65% рынка. Остальные 35% - это традиционные открытые рынки, лоточники и т.д. [4]
Рост торговых сетей сдерживается неразвитой инфраструктурой многих регионов страны.
Проведем СВОТ- анализ сферы розничной торговли России.
Сильные стороны. Увеличение численности населения - потенциальных потребителей. Административная реформа, упрощающая процесс получения отчетных, а также разрешительных документов. Возрастание современных форматов розничной торговли. Развитие франчайзинга. Увеличение рынка онлайн-торговли.
Слабые стороны. Уменьшение реальных денежных доходов населения. Слаборазвитая инфраструктура. Импортозависимость. Низкая активность потребителей, склонность к сбережению. Малый бизнес не выдерживает конкуренции с крупными компаниями.
Возможности. Развитие многоформатной торговли. Создание новых программ по поддержке малого бизнеса в розничной торговле. Восстановление инвестиционной активности. Снижение инфляции. Развитие сельского хозяйства позволит стабилизировать цены на товары.
Угрозы. Неравномерное развитие розничной торговли в регионах страны. Неблагоприятные макроэкономические условия (колебания цен на нефть, санкции). Спад ВВП. Изменение потребительского спроса. Недостаток кредитных средств, высокие процентные ставки.
Таким образом, для выхода из кризисной ситуации предприятиям розничной торговли РФ необходимо внедрять инновации. Хорошая образовательная система, особенно в сфере науки, технологий, инвестиции государства обеспечивают достаточно развитую национальную инновационную систему.
Сейчас разрабатываются много программ для поддержки инноваций в стране, происходит создание технопарков, экономических зон, бизнес-инкубаторов. Одним из динамично развивающихся является инновационный центр «Сколково».
В сфере розничной торговли обычно инновации являются не результатом НИОКР, а хорошим анализом западного опыта.
Выделяют следующие направления инновационной деятельности в розничной торговли РФ:
- создание дисконтных карт, что создает лояльность у покупателя к торговой сети;
- развитие инноваций в способах обслуживания. Например, создание касс самообслуживания, кредитования потребителя, доставка товара на дом;
- развитие омниканальной торговли;
- внедрение собственной линии продукции;
- внедрение технологии ОЯ-код - просканировав товар с баннера, покупатель может купить товар онлайн и получить его доставку;
- инновации в сфере маркетинга, в частности, активное использование нового канала продвижения - социальных сетей [5].
Рассмотрим основные сильные и слабые стороны инновационной деятельности предприятий розничной торговли России.
Сильные стороны.
1. Большое количество природных ресурсов - возможность для производства собственной линии продукции.
2. Сильная образовательная система, обеспечивающая компании высококвалифицированными кадрами.
3. Государство выделяет гранты на развитие инноваций на конкурсной основе.
4. Возрастает количество международных компаний, устанавливающих НИОКР в РФ
5. Распространено международное сотрудничество, совместные проекты, что дает возможность обмена опытом.
6. Созданы условия для научной деятельности - инновационные центры, технопарки.
7. Развитый франчайзинг, что дает возможность изучить опыт уже отлаженного бизнеса.
8. Планирование и контроль на высоком уровне, основанные на опыте планового развития предприятий Советского Союза.
Слабые стороны.
1. Незначительные инвестиции частного сектора экономики в НИОКР.
2. Многие предприятия розничной торговли проводят НИОКР за пределами организации, на заказ, либо копируют западные модели, не создавая при этом внутри организации базы для исследований.
3. Инновационная активность малого бизнеса невысокая, что связано с отсутствием достаточных средств и высоких рисков.
4. Коррупция и чрезмерная бюрократия.
5. Недостаток политической и юридической «прозрачности», что негативно сказывается на инвестиционном климате.
6. Слабая защита прав на интеллектуальную собственность.
7. Небольшое количество конкурентоспособных российских предприятий розничной торговли.
8. Невысокий уровень предпринимательства.
9. Предприятия розничной торговли часто не создают благоприятных условий для научных работников, вследствие происходит «утечка мозгов».
Инновационная система России характеризуется наличием элементов командной системы и рыночной экономики. Государство инвестирует средства в развитие инноваций, тогда как малый бизнес остается недостаточно активным. Несмотря на это, сильная образовательная система, богатая научная база и прочие преимущества позволяют предприятиям розничной торговли РФ эффективно осуществлять свою инновационную деятельность.
Выводы. На основании изученного зарубежного опыта можно выделить ключевые факторы, которые могут быть использованы для инновационного развития предприятий розничной торговли РТ.
1. Наличие развитой образовательной системы.
2. Организация подготовки и переподготовки профессиональных менеджеров.
3. Создание условий для возврата высококвалифицированных специалистов в Таджикистан.
4. Формирование инновационных центров, бизнес- инкубаторов.
5. Интеграция предприятий розничной торговли для реализации совместных, масштабных инновационных проектов.
6. Развитие международного сотрудничества по вопросам внедрения инновационных технологий в сферу услуг, в том числе в розничную торговлю.
7. Активная поддержка инновационной деятельности со стороны государства (выделение грантов, льготная налоговая политика и пр.).
8. Развитие сотрудничества университетов и предприятий розничной торговли в рамках инновационного кластера.
Таким образом, адаптация зарубежного опыта инновационного развития предприятий розничной торговли позволит активизировать инновационные процессы на отечественном потребительском рынке, в частности, в розничной торговле.
Литература
1. Kearney АЛ.: The 2016 Global Retail Development Index™ Company, 1979. - 241 p.
2. Adnan Akan, Gokhan Yuksel: Retail Industry of Turkey: Growing while transforming// Pwc Turkey, 2016 y., p.68
3. Cooper R.G., Edgett S.J. Developing a Product Innovation and Technology Strategy for Your Business // Research Technology Management. - 2010. - Vol. 53. - No 3. - P. 33-40.
4. David Lung, Lydia Chen: China Power of Retailing 2015//Deloitte China, 2015., p. 85
5. Gozde Nur Kazazoglu: National innovation system in Turkey// Turkish Public Administration Annual, Vol. 39-40, 2014-2015, p. 49-65
6. Jin Shi and Amelia Yuen Au-Yeung (2015) An innovation perspective on Chinese retailers" competitive advantage, The International Review of Retail, Distribution and Consumer research, 2015 y., 26 p.
7. Коваль А.Г., Пецольдт К., Григорьева А.С. Инновации в розничной торговле: технологии самообслуживания, как путь повышения конкурентоспособности компании// Инновации. -№7(165).-2012-С. 80-85.
8. Махортова В.К. Национальная инновационная система России: современный уровень и перспективы развития//Актуальные проблемы развития экономики и права., 2014. - №2. -С.55-60.
9. Российский ритейл: итоги 2015 г. // Национальное рейтинговое агентство. - 2016 - С. 34.
Literatura
1. Kearney A.T.: The 2016 Global Retail Development Index™ Company, 1979. 241 p.
2. Adnan Akan, Gokhan Yuksel: Retail Industry of Turkey: Growing while transforming// Pwc Turkey, 2016 y., p.68.
3. Cooper R.G., Edgett S.J. Developing a Product Innovation and Technology Strategy for Your Business // Research Technology Management. 2010. Vol. 53, No 3. P. 33-40.
4. David Lung, Lydia Chen: China Power of Retailing 2015//Deloitte China. - 2015. - p. 85.
5. Gozde Nur Kazazoglu: National innovation system in Turkey// Turkish Public Administration Annual, Vol. 39-40, 2014-2015, p. 49-65.
6. Jin Shi and Amelia Yuen Au-Yeung (2015) An innovation perspective on Chinese retailers" competitive advantage, The International Review of Retail, Distribution and Consumer research, 2015 y., 26 p.
7. Koval A.G., Pecolt K., Grigoreva A.S. Innovations in retail: self-service technology as a way to increase the competitiveness of the company// Innovations №7 (165), Saint-Petersburg, 2012 y., p. 80-85.
8. Mahortova V.K. National innovation system of Russia: modern level and perspectives of development// Actual problems of development of economy and law, Murmansk., 2014 y., №2., p.55-60
9. Russian retail: the end of 2015// National ranking agency. 2016 y., p.34.