УДК 519.865.7
DOI: 10.12737/14580
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КОМПАНИЙ В РАМКАХ ТЕОРИИ НЕЧЁТКИХ МНОЖЕСТВ
Мосалёв Антон Игоревич, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, [email protected], ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Проблема управления неопределенностями при принятии бизнес-решений является относительно новой для науки и практики. Однако вопрос выработки стратегии развития инновационной деятельности для компаний в условиях неочевидных последствий от каждого принимаемого решения является важным. Известно, что неопределённости возникают во внешней, внутренней и смежной среде, более того, установлены временные параметры их возникновения, определен региональный фактор. Открытым остался вопрос об управлении инновационными процессами в компании при учете влияния каждого конкретного вида неопределённости. Для решения обозначенной проблемы был специально разработан подход, основанный на теории нечётких множеств. Так, был создан алгоритм обработки данных экспертного опроса предпринимателей (более 6700 единиц), которые имеют в своем производственном портфеле инновационные проекты. В рамках каждой отдельной неопределённости определялись следующие параметры: в какое время каждая неопределённость проявит себя; что послужит условием возникновения неопределённости (внутренняя, внешняя или сопряжённая организационная среда); возможно ли заранее спрогнозировать данную неопределенность или нет; что именно послужит стимулом к появлению той или иной неопределенности (природа возникновения). Так, спрогнозировать появление ситуации неопределённости можно только в следующих порождающих их природах:рыночная система отношений, технико-технологическая, нормативно-правовая, финансовая и временная. В случае организационной, информационной, трудовой природы спрогнозировать неопределённость невозможно. В статье также представлены соотношения по обозначенным параметрам появления неопределенностей при осуществлении инноваций по времени, среде, возможности прогноза и природе проявления самих неопределенностей. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 14—06—00051.
Ключевые слова: инновационная деятельность; теория нечётких множеств; неопределённости
Введение. Неопределённости в инновационном менеджменте представляются актуальным направлением. Практика показывает, что не только инертность агентов экономики является причиной инновационного развития компаний, территорий. Внешние факторы тоже оказывают своё влияние. Изучая природу неопределённостей инновационной активности компаний, было определено, что воздействие осуществляется как из внутренней, так и из внешней и смежной областей. Время возникновения неопределённости, условия и факторы протекания бывают как естественными, так и искусственными (происходящими под влиянием государства, региональных властей и бизнес-сообщества).
Наблюдение за неопределённостями в инновационной деятельности компаний предполагает систему оценки, прогноза изменений и управление состоянием бизнес-процессов. Такой подход позволяет определять необходи-
мость введения корректирующих мероприятий в деятельность компании и создание неких защитных механизмов от негативного влияния из внешней среды.
К настоящему времени накоплен существенный опыт физико-математического и статистического моделирования. Однако эффективность приемлемых моделей зависит от периодичности и длительности наблюдения.
Инновационные проекты являются важными и долгосрочными для компании, позволяют преследовать долгосрочные стратегические цели, иногда более важные, чем создаваемые в момент времени инновации: к примеру, предоставление парковочного места ближе к работе для водителей, использующих электромобили или гибридные автомобили, чем автолюбителям, предпочитающим автомобили на бензине. Такой подход позволит компаниям сосредоточиться на развитии новых автомобильных или топливных
технологиях, стимулируя их уже в текущем моменте времени.
Тем не менее, прогноз развития обозначенной тенденции сложен. Эта сложность определяется уникальностью каждого случая, будь то инновация или неопределённость. Сказывается и малое количество информации, которое может быть связано с самим проектом или условиями, с которыми предстоит столкнуться. Сама ситуация наблюдения за инновационной деятельностью компании сложна из-за малого количества измерительной информации.
Это сказывается на репрезентативности информации для прогнозирования событий. Поэтому принятие решения на основе результатов статистического и физико-математического моделирования крайне затруднительно. Это может привести к существенным погрешностям.
Одним из приемлемых и целесообразных подходов к прогнозированию инновационных процессов и определению влияния на них факторов неопределённости представляется экспертное оценивание.
Научный инструментарий исследования: теоретический анализ, обработка статистической фактологической информации.
Результаты исследования. С помощью электронной анкеты был проведен масштабный экспертный опрос предпринимателей и руководителей линейных служб российских и зарубежных компаний, осуществляющих на территории России хозяйственную деятельность. В опросе приняло участие более 6700 респондентов.
Респондентам были заданы как открытые, так и закрытые вопросы, позволяющие определить, с какими именно им приходилось сталкиваться неопределённостями, при каких условиях, какое воздействие они имели.
Был собран значительный массив информации, позволивший применить теорию нечётких множеств, разработанную Л. Заде.
Обработка полученных результатов велась следующим образом. Каждый вопрос наделялся множеством вариантов ответов. Каждый ответ имел свою количественную характеристику. Определялись условия, при которых каждая неопределённость может существовать.
Так, при исследовании каждой неопределённости на основе полученных статистических данных экспертных оценок составлялся прогноз, в какой период времени, из какой организационной среды появится та или иная неопределённость, какая будет природа этой не-
определённости и возможно ли предугадать её появление.
Тем самым были составлены своеобразные «паспорта инновационных неопределённостей». После этого стало возможно применить математическую теорию нечётких множеств для обработки собранного эмпирического материала и построения вероятностных событий, если компания планирует заниматься инновационной деятельностью.
Каждое значение лингвистической переменной представляется нечетким, следовательно, для его описания требуется нечеткое множество.
Для этого задается базовое множество
и=■
, s = 1, 5 = 5'
-и'" _ ~ " J действительных чисел, охватывающее диапазон количественных оценок лингвистических переменных Ь:
- неопределённости внешней, внутренней и сопряжённой среды организации;
- факторы, оказывающие влияние на причину появления неопределённостей: рыночные, нормативно-правовые, информационные, финансовые, временные, проблемы отношений, организационные, технико-технологические, трудовые, прочие;
- время возникновения и существования неопределённостей: перед началом, в момент, по завершении, на всём протяжении;
- возможность предвидеть, спрогнозировать появление неопределённости: прогнозируемая, непрогнозируемая.
После этого была организована обработка собранных данных. Значение функции принадлежности обозначили следующим образом: Мгк (и.) —
а ^
число, характеризующее уверенность каждого эксперта при ответе на 1-й вопрос с присвоением j-го значения лингвистической переменной в том, что количественная оценка переменной может принимать значение и, . Функция принадлежности, элементов множества (и.), и.е и. нечеткому множеству Ь. будем задавать строкой
М„
Уровень компетентности экспертов не вызывает сомнений, а потому вводить поправку на данный фактор не станем. Для снижения вероятностного риска, который может иметь вероятность своего существования при различных обстоятельствах, повлиявших на мнение экспертов, введём операцию «размывания». Для этого в состав количественной нечеткой меры ^,(и) введем степень размывания, то есть той
самой вероятностной ситуации, которая могла повлиять на выбор респондентом того или иного ответа, здесь следует учитывать и сферу, в которой работают респонденты, и регион со своими особенностями природно-климатического, демографического, политического, культурного характера. Обозначим её через qk.
Имеем следующее выражение:
& {« ) = Mk Y > i =1 p.
В результате нечёткое множество для определения обобщённого мнения экспертов стало возможным определить через пересечение нечетких мнений экспертов, имеющее функцию принадлежности:
ик U) = min {Дк {и,)}, к = 1, К, i = 1, р.
к
С целью получения количественных результатов с однозначной достоверностью был введен элемент базового множества U Это позволит выбрать максимальную степень принадлежности к формируемому обобщённому нечеткому множеству экспертных оценок u*
u'i = arg max ]йк {u) u .
ui
Для получения обобщённого экспертного мнения использовалась следующая функция:
j (м) = тт(Д (и), j (и)) = [тт(Д «), j (м));
min(j «), j («2)); min(j~i (мз), j («з));
min( j («4 ), j2 (u4 )); ^in(j~1 («5 )> j («5 ));
min(j~i (мб )> j (мб));-; min(j~i (м„ )> j (м„))]
Обработка полученных данных велась на основе написанного калькулятора в таблицах Excel.
Выводы. В результате проведённого исследования были получены следующие важные результаты.
Перед началом инновационной деятельности компании в 50% случаев будут иметь неопределённости из внешней среды организации. Спрогнозировать вероятность появления неопределённости при этом невозможно (75%). Природой появления неопределённостей будут такие, как организационная, трудовая, информационная, технико-технологическая, нормативно-правовая, временная и прочие, то есть все те проблемы, с которыми сталкивается любая организация в самом начале своего функционирования. Оказывается, бизнес-процессы в начале существования компании и перед началом реализации инновационного проекта
в уже существующей компании идентичны.
Внутренняя среда организации перед началом инновационного проекта определяется неопределённостями из нормативно-правовой, информационной и трудовой сфер. В подавляющем большинстве вероятность появления неопределённости также практически невозможна. В сопряжённой среде неопределённости появляются из системы отношений, трудовых процессов.
В момент осуществления инновационного проекта неопределённости в большинстве проистекают из внутренней организационной среды. Прогнозировать вероятность появления невозможно в 67%.
Интересным оказывается факт того, что спрогнозировать появление неопределённости из внешней среды невозможно на все 100%. При этом проблемы могут быть связаны с такими областями влияния, как временные параметры, рыночные особенности, трудовые факторы, а также нормативно-правовые условия функционирования бизнеса.
Сопряженная среда также практически не прогнозируема на факт появления неопределённостей. Проблемными областями могут оказаться информационная, временная и технико-технологическая.
Оказывается, спрогнозировать появление неопределённости во внутренней среде на этапе завершения инновационного проекта также невозможно. Но на основе анализа мнений экспертов аппаратом нечётких множеств установлено, что проблемы могут возникать в финансовых, технико-технологических, трудовых и нормативно-правовых вопросах.
Во внешней среде также всё однозначно. Установлено, что прогнозировать неопределённости невозможно, но следует обращать внимание на проявления из таких областей, как финансовая, временная, технико-технологическая, рыночная и трудовая.
В сопряжённой среде можно спрогнозировать появление проблем только из технико-технологической природы появления неопределённости. Непрогнозируемыми оказываются только финансовые и информационные особенности.
Примечательно, что на всём протяжении инновационного проекта в целом, при исследовании неопределённостей со стороны внутренней среды организации, всё прогнозируемо. Прежде всего возникнут в общем плане неопределённости с рыночной, нормативно-правовой и технико-технологической природой. Во внешней
среде ситуация складывается в пропорции 50/50. Так, спрогнозировать проявление проблем с финансовой стороны и структуры бизнес-отношений возможно, однако нельзя сделать то же самое в случае появления неопределённостей с информационной природой.
Анализируя сами виды неопределённостей, используя математический аппарат нечётких множеств, мы установили, что спрогнозировать в самом начале инновационных проектов можно:
- изменение потребностей людей;
- регулятивную неопределённость;
- неопределённость организационного наследия;
- боязнь потери;
- нестохастическую неопределённость;
- инновационную стратегию.
Непрогнозируемыми в самом начале окажутся такие неопределённости, как:
• онтологическая неопределённость;
• политическая неопределённость;
• социальная и политическая неопределённость;
• перспективная неопределённость;
• иформационная неопределённость;
• денежная иллюзия;
• представление о будущем;
• неопределённость последствий;
• производственная неопределённость;
• территориальное перераспределение населения;
• недостаток квалифицированного персонала.
В момент осуществления инновационных
проектов возникнут неопределённости, спрогнозировать появление которых удастся:
• неопределённость действий;
• высокий экономический риск;
• организационная структура;
• сильностохастическая неопределённость.
Непрогнозируемыми окажутся следующие
виды неопределённостей инновационной деятельности:
• неопределённости, связанные с рынком и определением продажной цены продукта;
• рыночная неопределённость;
• интенсивность R&D;
• недостаток законодательных и нормативно-правовых документов;
• неопределённость условий;
• недостаток собственных денежных средств;
• неопределённость, связанная с приращением знания;
• циклический характер;
• неопределённость, сопряжённая с деловыми операциями;
• неразвитость кооперационных связей;
• связь с аспектами или факторами прогресса, которые имеют существование;
• опыт работы;
• первичная неопределённость;
• реляционная неопределённость;
• неопределённость с неизвестным распределением ущербов;
• неопределённость истины;
• семантическая неопределённость.
По завершении инновационного проекта окажутся непрогнозируемыми следующие виды неопределённостей:
• недостаток информации о рынках сбыта;
• недостаток информации о новых технологиях;
• техническая неопределённость;
• недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
• высокая стоимость нововведений;
• социальный прогресс в материальном аспекте;
• случайные колебания в ходе прогресса;
• неопределённость экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности;
• низкий инновационный потенциал организации;
• неопределённость «вещи» и обстоятельств, обуславливающих решение;
• степень уникальности рассматриваемого случая;
• разочарование;
• поведенческая неопределённость;
• неопределённость цели;
• неопределённость с известным распределением событий;
• команда R&D.
Спрогнозировать по завершении инновационного проекта можно будет лишь вторичную неопределённость.
Литература
1. Мосалёв А.И. Сущности неопределённостей с позиции инновационного предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 18—23.
2. Baranov L.T., Ptushkin A.I. Fuzzy sets in the expert survey // Sotsiologiya 4M, Russia, vol. 19, pp. 142—157, 2004.
3. Mosalev A. Study on the classification problems with uncertainty in innovative entrepreneurship // AKiyartm npoöaeMH eKOHOMiKH. 2014. № 11 (161). C. 399-408.
4. Mosalev A. Uncertainty in the regional system of innovation entrepreneurship (evidence from Russia) // International multidisciplinary scientific geoconference; 14TH VOL 1 2014; Social sciences & arts; SGEM 2014 conference proceedings; International Scientific Conference on Social Sciences & Arts SGEM; Albena, Bulgaria, 2014; Sep, 2014, 749756 - Sofia, Bulgaria; STEF92 Technology Ltd.; [2014] - 2014.
5. Polak P. Addressing the Post-Crisis Challenges in Working Capital Management, International Journal of Research in Management, India, vol. 6 / issue 2, pp. 73-84, 2012.
6. Polak P. Centralization of Treasury Management in a Globalized World, International Research Journal of Finance and Economics, Seychelles, vol. 56, pp. 88-95, 2010.
INNOVATION MANAGEMENT COMPANIES IN THE FUZZY SET THEORY
Mosalev Anton Igorevich, PhD (Candidate of Science) in Economics, Associate Professor, [email protected], Russian State University of Tourism and Service, Russian Federation.
The problem of management of uncertainties in making business decisions is a relatively new science and practice. However, the question of development strategy innovation for companies in a non-obvious consequences of every decision is important. It is known that there are uncertainties in the outer, inner and an adjacent environment, furthermore, installed and timing of their occurrence, and is defined as a regional factor. The question remains open on the management of innovation processes in the company, taking into account the impact of each specific type of uncertainty. To solve the identified problem has been specifically developed an approach based on the theory of fuzzy sets. Thus was created the algorithm processing expert survey of entrepreneurs (more than 6700 units), which are in its production portfolio of innovative projects. In the framework of each of uncertainty determined by the following parameters: at what time each uncertainty manifest itself; which will serve as a condition of occurrence of uncertainty (internal, external, or conjugate organizational environment); is it possible to predict in advance whether or not this uncertainty; that it will stimulate the appearance of one or another of uncertainty (the nature of occurrence). For example, to predict the emergence of a situation of uncertainty can only be in the following generating their nature: the market, the system of relations, technical and technological, legal, financial and timely. In the case of organizational, informational, labor uncertainty is impossible to predict the nature.
The article also presents the ratio of occurrence of designated parameters uncertainties in the implementation of innovations in time, the environment, and the possibility of predicting the nature of existence itself uncertainties. Research study financed from Russian Foundation for Basic Research in the year 2014—2015 as research project No. 14—06—00051«The implementation of innovative projects and processes under conditions of uncertainty».
Keywords: Industry of accommodation, hotels, tourist routes, the federal district.
References
1. Mosalev A.I. Sushchnosti neopredelennostei s pozitsii innovatsionnogo predprinimatel'stva [The nature of uncertainty from a position of innovative entrepreneurship] // Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad]. 2014. № 3. p. 18-23.
2. Baranov L.T., Ptushkin A.I. Fuzzy sets in the expert survey // Sotsiologiya 4M, Russia, vol. 19, pp. 142-157, 2004.
3. Mosalev A. Study on the classification problems with uncertainty in innovative entrepreneurship // AKTyartm npoSaeMH eKOHOMiKH. 2014. № 11 (161). C. 399-408.
4. Mosalev A. Uncertainty in the regional system of innovation entrepreneurship (evidence from Russia) // International multidisciplinary scientific geoconference; 14TH VOL 1 2014; Social sciences & arts; SGEM 2014 conference proceedings; International Scientific Conference on Social Sciences & Arts SGEM; Albena, Bulgaria, 2014; Sep, 2014, 749756 - Sofia, Bulgaria; STEF92 Technology Ltd.; [2014] - 2014.
5. Polak P. Addressing the Post-Crisis Challenges in Working Capital Management, International Journal of Research in Management, India, vol. 6 / issue 2, pp. 73-84, 2012.
6. Polak P. Centralization of Treasury Management in a Globalized World, International Research Journal of Finance and Economics, Seychelles, vol. 56, pp. 88-95, 2010.