3. Лавлинский С.М. Информационные технологии стратегического планирования в ресурсном регионе // Экономика региона. - 2013. - № 3 -С. 290-301.
4. Лебедев В.В. Математическое моделирование социально-экономических процессов / В.В. Лебедев. - М.: ИЗОГРАФ. - 1997. - 224 с.
5. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат. - 2005-2015.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Vorob'eva T.V. Model' jekonomicheskogo rosta i krizisnye sostojanija sistemy Jekonomika-Jekologija-Socium [A model of economic growth and crisis of the system of Economy-Ecology-Society]/ T.V. Vorob'eva, N.V. Lahodynova // Vestnik TGU. Jekonomika. [Bulletin of the TSU. Economy]. -2014. - №4. - P. 5-13. [in Russian]
2. Bobylev S. N. Jekologo-jekonomicheskij indeks regionov RF. Metodika i pokazateli dlja rascheta [Economic environmental index of Russian regions. Methodology and indicators to calculate]/ S. N. Bobylev , S. V. Minakov, V. S. Solovyov, V. V. Tretyakov - Rossii, RIA Novosti [WWF Russia, RIA Novosti reported]. - 2012. - 150 P. [in Russian]
3. Lavlinskij S.M. Informacionnye tehnologii strategicheskogo planirovanija v resursnom regione [Information technology strategic planning in the resource region]// Jekonomika regiona [The region's economy]. - 2013. - № 3. -P. 290-301. [in Russian]
4. Lebedev V.V. Matematicheskoe modelirovanie social'no-jekonomicheskih processov [Mathematical modeling of socioeconomic processes] / V.V. Lebedev. - M.: IZOGRAF. - 1997. - 224 p. [in Russian]
5. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. [Russian statistical Yearbook.] M.: Rosstat. - 2005-2015. [in Russian]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.169 Дуболазова Ю.А.
Ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО
РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
Основу развития промышленных предприятий и различных организационных форм их корпоративных объединений должны составлять варианты инновационных механизмов, которые, с одной стороны, создает организационно-экономические предпосылки осуществления процессов производства и реализации продукции, а, с другой, формирует алгоритм управления этими процессами на уровне стратегий устойчивого развития соответствующих организационных форм производственных систем. При разработке инновационного механизма промышленных предприятий необходимы исследование и учет процессов циклических изменений экономической активности рыночной среды.
Ключевые слова: инновационный механизм, промышленное предприятие, стратегическое развитие.
Dubolazova Yu.A.
Assistant, St. Petersburg State University of Telecommunications, named after M.A. Bonch-Bruevich INNOVATIVE MECHANISM AS THE MOST IMPORTANT DIRECTION OF EFFICIENT DEVELOPMENT
OF INDUSTRIAL ENTERPRISE
Abstract
The basis for the development of industrial enterprises and the various organizational forms of their corporate associations should be the options of innovative mechanisms which, on the one hand, create the organizational and economic prerequisites for the implementation of production and sale processes, and, on the other, form an algorithm for managing of these processes at the level of sustainable development strategies of the corresponding organizational forms of production systems. It is necessary to study and take into account the processes of cyclical changes in the economic activity of the market environment during the developing the innovative mechanism of industrial enterprises.
Keywords: innovative mechanism, industrial enterprise, strategic development.
Практические аспекты формирования вариантов инновационного механизма развития должны сочетаться с концептуальными положениями теории формирования современных предпринимательских объединений производителей промышленной продукции. Использование теоретических концептуальных положений, получивших распространение в последнее время, позволяет определить пространство партнерского промышленного предпринимательства, в пределах которого конкретизируются рыночный сегмент и пространственные границ партнерской деятельности предприятий.
В этой связи, известный метод парных противоположностей применим для обозначения границ пространства партнерской деятельности и построения разноуровневой пространственной структуры, внутри которой функционируют различные организационные формы предприятий и их производственных систем.
При разработке инновационного механизма промышленных предприятий необходимы исследование и учет процессов циклических изменений экономической активности рыночной среды, ключевых тенденций развития производительных сил макроэкономических, межотраслевых и отраслевых систем.
Практическая реализация конкретных вариантов инновационного механизма промышленных предприятий может быть рассмотрена на конкретном примере, в котором в качестве объекта выбраны промышленные предприятия автомобилестроения. Выбор процессов организации экономики автомобилестроительных предприятий в качестве объекта исследования различных аспектов формирования и реализации обусловлен следующими важными соображениями. Прежде всего, российское автомобилестроение можно охарактеризовать как пример отраслевого
взаимодействия крупных промышленных предприятий, стремящихся занять конкурентное место во внутренних и внешних сегментах автомобильного рынка, сравнимый по активности предпринимаемых условий с предприятиями российского топливно-энергетического комплекса.
В этой связи промышленные предприятия и происходящие в них организационно -экономические процессы развития представляют собой большое пространство предпринимательства, в пределах которого можно выявлять достаточно серьезные тенденции и закономерности развития, которые могут быть отнесены к базовым тенденциям и закономерностям, характерным не только для автомобилестроения, но и для всего промышленного сектора России. Кроме того, развитие российского автомобилестроения отличается и отраслевыми особенностями направлений развития, способных играть определяющую роль в стратегии устойчивого развития предприятий автомобильной промышленности, например, локализация производства, которая будет рассмотрена ниже.
За несколько предшествующих десятков лет в автомобилестроении ведущую роль играют крупные многоотраслевые корпорации, включающие транснациональные филиалы и сети различных компаний. Подобное направление развития автомобилестроения обозначило пределы возможностей использования традиционных методов определения границ партнерских соглашений промышленных производителей, а также взаимосвязей с рыночными агентами, функционирующими во внешней по отношению к производителям рыночной среде. Стирание границ между компанией и внешней средой, а также между компанией и ее конкурентами подтверждается тем, что "больше трех четвертей производственных операций осуществляется теперь в экономическом режиме не внутри самой компании, а в рамках соглашений о сотрудничестве, причем нередко заключенных с конкурентами. [1, С. 47].
Таким образом, в теории предпринимательства происходит снижение значения классической концепции делового предприятия, в соответствии с которой экономические процессы происходят в пределах "периметра консолидации", влияя на создание организационных форм и структур управления компаний. Стирание же границ между компаниями-производителями и внешней средой способствует образованию новых организационных форм, преобразующих существующие экономические процессы, изменяет их содержание и приводит к возникновению новых экономических процессов внутри созданных организационных форм.
В научной литературе получила распространение классификация партнерских соглашений промышленных предприятий, среди которых можно выделить партнерские соглашения между компаниями, не являющимися конкурентами, и партнерские отношения между компаниями - конкурентами. [1, С. 72].
Для настоящего исследования представляет интерес направление стратегического развития автомобилестроения, основу которого составляют вертикальные партнерские отношения «неконкурирующих фирм». Например, вариантом вертикальной интеграции является сборка российской стороной автомобилей из компонентов, произведенных зарубежными фирмами и поставляемых в Россию на льготных условиях. Проведение этапа промышленной сборки отечественными производителями позволяет им приобретать ключевые навыки и компетенции, которые можно сравнить с аналогичными навыками и компетенциями персонала зарубежных фирм. Цель развития такой формы вертикальной интеграции в российском автомобилестроении состоит в наращивании удельного веса собственного производства комплектующих изделий и повышении технологической безопасности отрасли.
Следующая форма вертикальной интеграции представлена корпоративными объединениями российских предприятий, включенных в технологическую цепочку, распространяющуюся на весь цикл производства автомобилей и имеющую целью совершенствование процесса производства автомобильной продукции на всех его стадиях и рост конкурентоспособности продукции отечественных производителей.
Современные крупные интегрированные предприятия постоянно диктуют вектор развития современной экономики и представляют собой основу поддержания стабильности в области производства. Вертикально интегрированные предприятия - это довольно популярный вариант ведения бизнеса, и в российской экономике различные интеграционные процессы становятся все более и более значимыми. Одной из наиболее важных причин становления таких структур в действующем секторе отечественной экономики можно назвать то, что для ведения экономической деятельности были созданы благоприятные условия, снялись взаимные барьеры, а также появилась возможность усиливать свои конкурентные позиции и осуществлять контроль над рыночной обстановкой.
Неодинаковые условия развития отдельных сегментов автомобильного рынка и отдельных производителей продукции приводит к тому, что вертикальная интеграция в отдельных отраслевых объединениях происходит как в направлении «вперед», объединяя предшествующие этапы с последующими технологическими этапами и этапом сбыта продукции, так и в направлении «назад», при котором происходит включение в единый производственный процесс предшествующих технологических этапов, например, - интеграция сборочных производств с поставщиками комплектующих материалов. [2, С. 399].
Следовательно, тенденция к стиранию границ между производителями и внешней средой, и производителями и конкурентами предполагает возникновение новых базовых принципов формирования организационно-экономических процессов в рамках партнерского сотрудничества в сфере автомобилестроения.
Список литературы / References
1. Бастрикова О. И. Лицензирование как «мягкий» способ интеграции экономических субъектов / О. И. Бастрикова, Л. В. Ситникова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2008. - № 3-2 (58). - С. 94- 104.
2. Ильдяков А.В. Проблемы финансирования инновационной деятельности предприятия / А. В. Ильдяков // Современные исследования социальных проблем. - 2014. - № 1. - С. 241-248.
3. Стратегическое управление устойчивым развитием на основе теории инновационно-циклического экономического роста Шумпетера-Кондратьева; отв. ред. А. А. Акаев, А. В. Коротаев, Г. Г. Малинецкий, С. Ю. Малков. - М. : Либроком, 2012. - 488 с.
4. Харитонова Т.В. Методика оценки уровня развития и эффективности функционирования инновационной инфраструктуры региона / Т.В. Харитонова, Т.М. Кривошеева // Сервис в России и за рубежом. - 2007. - № 2 (2). -С. 190-193.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Bastrikova O. I. Litsenzirovanie kak «myagkiy» sposob integratsii ekonomicheskih sub'ektov [Licensing as a «soft» method of integration of economic agents] / O. I. Bastrikova, L. V. Sitnikova // Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki [Scientific-technical Bulletin of Saint-Petersburg state Polytechnic University. Economic science]. - 2008. - № 3-2 (58). - P. 94-104. [in Russian]
2. Strategicheskoe upravlenie ustojchivym razvitiem na osnove teorii innovacionno-ciklicheskogo jekonomicheskogo rosta Shumpetera-Kondrat'eva [Strategic management of sustainable development based on the theory of innovation is a cyclical economic growth Schumpeter-Kondratieff]; otv. red. A. A. Akaev, A. V. Korotaev, G. G. Malineckij, S. Ju. Malkov. -M. : Librokom, 2012. - 488 P. [in Russian]
3. Il'djakov A. V. Problemy finansirovanija innovacionnoj dejatel'nosti predprijatija [Problems of financing of innovative activity of the enterprise] / A.V. Il'djakov // Sovremennye issledovanija social'nyh problem [Recent studies of social problems]. - 2014. - № 1. - P. 241-248. [in Russian]
4. Haritonova T.V. Metodika ocenki urovnja razvitija i jeffektivnosti funkcionirovanija innovacionnoj infrastruktury regiona [Estimation procedure of level of development and operating benefits regional innovative infrastructure] / T.V. Haritonova, T.M. Krivosheeva // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and abroad]. - 2007. - № 2 (2). - 190-193. [in Russian]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.014 Жигалова Л.Н.
Доцент кафедры «Экономика транспорта», Уральский Государственный Университет Путей Сообщения (УрГУПС) О МЕХАНИЗМЕ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕНЧМАРКИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Аннотация
В современных экономических условиях при осуществлении своей деятельности компаниям приходится решать множество задач, среди них: повышение эффективности работы, увеличение конкурентоспособности за счет внедрения новых технологий, в том числе технологий менеджмента и маркетинга. При решении указанных вопросов во многих отраслях успешно применяется такой инструмент управления как бенчмаркинг.
К настоящему времени сложилось множество подходов к определению бенчмаркинга. Зондирование успеха конкурентов, использование их передового опыта для анализа собственной работы при достижении максимальных коммерческих результатов - цель бенчмаркинга. В условиях финансово-экономического кризиса бенчмаркинг - это прежде всего определение вектора развития внутри компании, что способствует лучшей «приживаемости» методик бенчмаркинга даже за рамками отрасли. При помощи этого инструмента исследуется как деятельность предприятия в целом, так и каждая подсистема его управления. Здесь также необходимо анализировать относящиеся к ним процессы и методы решения разных управленческих задач. Взгляд многих авторов на понятие бенчмаркинга совпадает и его уже можно исследовать с позиции конкурентно-интеграционного механизма. Таким образом в этом случае происходит отказ от соперничества в пользу партнерских отношений между субъектами экономической жизни.
Ключевые слова: бенчмаркинг, управление, конкурентоспособность, качество, партнерство, эффективность деятельности, маркетинг, менеджмент.
Zhigalova L.N.
Federal Public State-financed Educational Institution of Higher Professional Education "The Ural State University of Railway Transport" (USURT) ON MECHANISM OF MANAGEMENT DECISIONS DEVELOPMENT WITH THE HELP OF BENCHMARKING AT RAILWAY TRANSPORTATION ENTERPRISES
Abstract
Companies in today's economic environment have to solve many tasks when performing their activities, namely: They have to increase the efficiency of work and their competitive ability through the introduction of new technologies, including management and marketing ones. Benchmarking is a tool which is successfully used in order to solve specified issues in many branches of economy.
By now, there are many approaches to the definition of benchmarking. Exploring the success of competitors, using their best practices to analyse the work of the company, while achieving maximum commercial results, is the goal of benchmarking. In a financial and economic crisis, benchmarking is primarily the choice of the development vector within the company, which contributes to better "acclimation" of benchmarking techniques even outside the industry. This tool helps to study the activities of an enterprise as a whole, as well as to analyse each subsystem of its management. It is also necessary to analyse processes and methods related to the solution of various managing tasks. The opinion of many authors on the notion of benchmarking coincides and it can be already examined from the viewpoint of a competitive-integration mechanism. Thus, in this case, there is a rejection from rivalry in favor ofpartnership between the subjects of economic life.
Keywords: benchmarking, management, competitive ability, quality, partnership, operating efficiency, marketing, management.