Научная статья на тему 'Инновационный механизм развития туризма в регионах Узбекистана'

Инновационный механизм развития туризма в регионах Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
488
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / КЛАСТЕР / МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алимова Машхура Тоирхоновна, Рахмонов Шухрат Шавкатович

В статье разработаны рекомендации по формированию туристского кластера в качестве эффективного инновационного механизма развития туризма в регионах Узбекистана. Выделены элементы кластера, а также указаны средства и методы взаимодействия между ними в процессе их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный механизм развития туризма в регионах Узбекистана»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

В РЕГИОНАХ УЗБЕКИСТАНА 1 2 Алимова М.Т. , Рахмонов Ш.Ш.

1Алимова Машхура Тоирхоновна - доктор экономических наук, заведующая кафедрой, кафедра маркетинга, факультет экономики и менеджмента;

2Рахмонов Шухрат Шавкатович - студент, направление: туризм,

кафедра международного туризма и туристского сервиса, факультет сервиса и туризма, Самаркандский институт экономики и сервиса, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье разработаны рекомендации по формированию туристского кластера в качестве эффективного инновационного механизма развития туризма в регионах Узбекистана. Выделены элементы кластера, а также указаны средства и методы взаимодействия между ними в процессе их функционирования. Ключевые слова: инновация, организационно-экономический механизм, кластер, маркетинговая информационная система.

На сегодняшний день на сферу туризма приходится 10,2% мирового валового национального продукта, 7% мирового экспорта товаров и услуг, 30% мирового экспорта услуг и каждое 10-е рабочее место [1, с. 3]. Современный туризм развивается быстрыми темпами. Стабильное развитие туризма в мире и его перспективы дают основание называть его «индустрией будущего».

Туризм во многих странах мира вносит весомый вклад в производство валового внутреннего продукта. Не исключением является и Узбекистан, испокон веков славившийся своими древними городами. Однако, в Узбекистане, обладающей колоссальными туристскими ресурсами (в Узбекистане насчитывается около 7000 природных и историко-культурных памятников), туризм еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям. Пока лишь незначительная часть природных и историко-культурных памятников в Узбекистане затронуты туристскими маршрутами. Удельный вес поступлений от туризма в ВВП страны пока не превышает 3,1 процент [2, с. 8]. Хотя для государства имеющего столь огромные возможности, этот показатель является весьма незначительным, по сравнению с государствами в которых туризм является одной из ведущих отраслей национальной экономики (Значение данного показателя в Мальтах - 26,7%, Кипре -21,4%, Греции - 18,6 %, Испании - 14,2%, Португалии 16,6% и т.д. [3, с. 8]).

Уникальность природных ресурсов и культурное наследие не могут быть единственным и достаточным условием для обеспечения успешного развития туризма в Узбекистане, так как представляют собой лишь один из элементов туристско-рекреационного потенциала. Сценарий долгосрочного развития отечественной туристской индустрии предполагает рост ее конкурентоспособности, превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста.

При этом важными являются аспекты оценки целесообразности инновационной деятельности в туризме. При этом можно сформулировать несколько критериев успеха инноваций в туризме:

1. Необходимость сотрудничества ученых и руководства туристских предприятий в процессе разработки и внедрения инноваций;

2. Партнёрство частного сектора и государственных органов в разработке инновационных проектов;

3. Интеграция частного сектора, государственных органов и науки в процессе подготовки и повышения качества трудовых ресурсов.

Решение этих задач потребует создания системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на основе использования эффективных инструментов инновационного развития, среди которых немаловажную роль должен играть кластерный подход.

Преимущество и новизна кластерного подхода заключаются в том, что он придает высокую значимость территориальному и социальному аспектам, а также инновационному подходу экономического развития. Кроме того, он предлагает эффективные инструменты для стимулирования регионального развития, которое проявляется в увеличении занятости, повышении конкурентоспособности региональных производственных систем, росте бюджетных доходов и др. По нашему мнению, это указывает на необходимость внедрения кластерного подхода для развития туристской отрасли Узбекистана, а так же его регионов.

Впервые понятие «кластер» ввел в научный оборот М. Портер. Портер в своих исследованиях отмечал, что «...конкурентоспособные отрасли стран не распространены равномерно по экономике, а соединены в то, что я называю кластерами, состоящими из отраслей хозяйства страны, соединенных друг с другом различными связями». По его мнению: «кластеры - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними, действующих в определенной сфере, характеризирующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [4, с. 259].

Изучив мировой опыт кластерного подхода в развитии национальной экономики в целом и отдельных регионов, мы хотим подчеркнуть, что кластерная политика отличается разнообразием практических подходов и не существует, по крайней мере, в виде четко определенного набора инструментов. Поэтому необходимо подчеркнуть, что кластерная политика должна реализовываться только с учетом специфики пространственной структуры экономики Узбекистана, и его региональных особенностей. Это, в первую очередь, обуславливает разработку структуры регионального туристского кластера, а также методики формирования туристского кластера в регионах Узбекистана.

По нашему мнению, кластер представляет собой интегрированную структуру, которая функционирует на основе организационно-экономического механизма. Единого мнения относительно элементов указанного механизма нет, поскольку в большинстве исследованиях предлагаются организационно-экономические механизмы применительно к конкретной отрасли. При этом надо отметить, что невозможно, разрабатывая кластерную политику развития регионов, копировать то, что есть в других регионах. Эффективные кластеры строятся на региональных особенностях, которые превращаются в источники конкурентных преимуществ.

Исходя из вышеуказанного, мы предлагаем выделить следующие элементы туристского кластера: блок специализации, блок координации, блок потребителей, блок науки, блок финансово-юридический, блок сопутствующий. Структура организационно-экономического механизма развития туризма в регионах Узбекистана на основе кластерного подхода представлена на ниже приведённой схеме. На рисунке-1 выделены элементы кластера, а так же указаны средства и методы взаимодействия между ними в процессе их функционирования.

Блок специализации состоит из двух составляющих: основного и обслуживающего блоков.

Основной блок. Данный блок состоит из следующих организаций и предприятий: фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха и др.); фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе (туроператоры); фирмы, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами

73

(турагенты). Таким образом, данный блок выполняет функции по производству туристских услуг, формированию и реализации туристского продукта.

Рис. 1. Организационно-экономический механизм развития туризма на основе кластерного

подхода

Обслуживающий блок. Данный блок включает в себя специализированные фирмы, предоставляющие следующие услуги: размещения (гостиницы и аналогичные средства размещения); питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.); транспортные (авиационные предприятия, транспортные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.); связи (услуги сотовой и т.п. связи); торговли товарами для туристов; досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов, и прочие учреждения культуры); промышленные предприятия, производящие только товары туристского и рекреационного ассортимента.

Блок координации. Процесс формирования индустрии туризма и ее устойчивого развития, как одной из важнейших отраслей в региональной экономике, в настоящее время невозможен только лишь с использованием существующих рыночных механизмов, без действий, исходящих от государства, и оказывающих реальную поддержку. Именно государству здесь отводится роль катализатора государственно -частного партнерства.

Блок науки и образования. Образовательные учреждения, входящие в кластер должны иметь специфическую программу обучения (переобучения) кадров, отражающую возможность получения современных знаний и умений в сфере специализации кластера. Блок науки взаимодействует с другими участниками кластера в рамках предоставления им образовательных и научно-исследовательских услуг, за что получает материальное вознаграждение.

Блок сопутствующий. Данный блок включает в себя ряд организаций и предприятий (промышленных, медицинских, образовательных, информационных), функционирующих на рынке товаров и услуг вне зависимости от туризма, однако их включение в состав кластера создаст более высококачественные условия для привлечения туристов.

Блок финансово-юридического сопровождения представляет собой организации предоставляющие финансовые (банки, страховые компании и пр.) и юридические услуги (юридические и нотариальные конторы).

Особое внимание при формировании туристского кластера необходимо уделять взаимосвязям между его элементами. Данная связь основывается не только на экономической выгоде участников, но и ориентирована на создание и реализацию качественных туристских услуг, удовлетворяющих потребности как внутренних, так и внешних потребителей туристских услуг. В предложенной нами модели главным инструментом взаимосвязей между элементами кластера служит информационная база. Она создаётся на основе системного подхода накопления, обработки и передачи по определённым каналам, в определённом объёме информации, в зависимости от доступа к информационной базе элементов кластера. Это гласит о необходимости систематизации предъявляемой информации на уровне всех элементов кластера. Инструментом такой систематизации на уровне предприятий может служить маркетинговая информационная система.

И так, по своей сущности и структуре кластерная политика является именно тем инновационным направлением развития туризма в регионах Узбекистана, который может способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики через рост инновационности национальной туристской системы.

Список литературы

1. UNWTO Tourism Highlights 2017 Edition. 3 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unwto.org003/ (дата обращения: 15.01.2018).

2. Travel & Tourism Economic Impact 2017 Uzbekistan. p. 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.wttc.org/ (дата обращения: 15.01.2018).

3. Travel & Tourism Economic Impact 2017 World. p. 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.wttc.org/ (дата обращения: 15.01.2018).

4. Портер М. Конкуренция. Исправленная версия. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 259 с.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Мелихова И.В.

Мелихова Инга Валериевна - магистрант, направление: менеджмент, Институт экономики и управления (структурное подразделение) Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Аннотация: в статье проведен анализ имеющихся Федеральных Законов, программ Правительства Российской Федерации по техническому регулированию светотехнической продукции. Рассмотрены основные тенденции развития светотехнической отрасли.

Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, светотехническая продукция.

С одной стороны энергия - помощник в нашей жизни, а с другой - может стать источник все возрастающих проблем. На сегодняшний день, одной из наиболее острых проблем человечества является проблема разумного использования энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.