Научная статья на тему 'Инновационный интеллектуальный потенциал хозяйствующих субъектов: проблемы становления, взаимодействия и развития'

Инновационный интеллектуальный потенциал хозяйствующих субъектов: проблемы становления, взаимодействия и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальный потенциал / Интеллектуальный капитал / Интеллектуальные активы / конкурентные преимущества / Инновационный прорыв / инновационное развитие экономики / intellectual potential / Intellectual capital / Intellectual Assets / Competitive advantages / innovative breakthrough / innovative development of economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янакидис Х. В.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия инновационного интеллектуального капитала хозяйствующих субъектов в условиях глобализации экономических систем. Анализируются условия функционирования и развития интеллектуального потенциала хозяйствующих субъектов в условиях современной российской экономики. Исследуются преимущества хозяйствующих субъектов в зависимости от эффективного использования интеллектуальных ресурсов, определяются и раскрываются условия и способы развития интеллектуального капитала и интеллектуального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the interaction between the innovative intellectual capital of economic subjects in the context of economic globalization, discusses conditions necessary for the development of the intellectual potential in contemporary Russian economy, and describes the advantages of the economic subjects related to the effective management of intellectual resources

Текст научной работы на тему «Инновационный интеллектуальный потенциал хозяйствующих субъектов: проблемы становления, взаимодействия и развития»

ИННОВАЦИОННЫМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РАЗВИТИЯ

Х.В. Янакидис,

аспирант Института социальных и гуманитарных знаний (г Казань)

harris@list.ru

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия инновационного интеллектуального капитала хозяйствующих субъектов в условиях глобализации экономических систем. Анализируются условия функционирования и развития интеллектуального потенциала хозяйствующих субъектов в условиях современной российской экономики. Исследуются преимущества хозяйствующих субъектов в зависимости от эффективного использования интеллектуальных ресурсов, определяются и раскрываются условия и способы развития интеллектуального капитала и интеллектуального потенциала.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, интеллектуальный капитал, интеллектуальные активы, конкурентные преимущества, инновационный прорыв, инновационное развитие экономики

ББК 65.05-1 УДК 330.342

Становление инновационных национальных экономических систем и их вхождение в мировое экономическое пространство повышает роль и функциональное значение интеллектуальных ресурсов хозяйствующих субъектов. Но интеллектуальный потенциал хозяйствующих субъектов имеет тенденцию к росту только тогда, когда создаются новые объекты интеллектуальной собственности: авторского права (АП), промышленная собственность (ПС), ноу-хау и другие. Эти ресурсы представляют собой инновационный интеллектуальный потенциал хозяйствующих субъектов. Они трансформируются в их инновационный актив только тогда, когда они непосредственно втягиваются в процесс реализации инноваций.

Для осуществления инновационного прорыва на макроуровне российской экономики понадобится определить национальные конкурентные преимущества, стратегические технологические приоритеты, построить инновационную инфраструктуру, разобраться с интеллектуальными ресурсами и выстроить инновационные взаимоотношения власти, бизнеса и социума.

Сегодня Россия стала органичной и неотъемлемой частью общемирового политического и экономического ландшафта, занимает в нем свою определенную нишу и готова двигаться дальше. Но прежде чем поставить вопрос о путях дальнейшего развития, необходимо разобраться и понять, в каких условиях сегодня функционирует отечественная экономика. Анализ современной теории и практики показывает, что доминирующим признаком современных мега-, макро-, мезо- и микрохозяйс-твенных систем является их глобализация и сетевая организация, которая напоминает процесс колонизации XVIII-XIX веков в части взаимопроникновения культур и передвижения огромных людских масс, только на новом эволюционном витке. Объектами этого процесса являются как различные ресурсы (традиционные и новые), так и формы контроля над ними.

К традиционным ресурсам можно отнести территориальные и природные ресурсы, а к новым ресурсам следует отнести инновационные (мировой интеллектуальный потенциал, объекты интеллектуальной собственности и возможность управления традиционными ресурсами при отсутствии формального суверенитета над ними), а также информационные (информационное пространство и информационные технологии), нетрадиционные природные (возобновляемые источники энергии и экологические ресурсы) и, наконец, территориальные ресурсы в виде земли, но уже, как основы формирования экономического пространства.

Глобализация и сетевая организация экономических систем постепенно стирает государственные границы во всех сегментах экономики, но с наибольшей скоростью это происходит как раз в области инновационных и информационных ресурсов. Эти факторы определяют несколько важных положений.

Во-первых, нельзя сделать масштабный инновационный прорыв и тем более построить инновационную экономику только в одной, отдельно взятой стране, или её экономической структуре.

Сегодня становится закономерностью и тенденцией развития процесс, согласно которому все, что делается в одной стране, её сферах и отраслях, так или иначе, рано или поздно транслируется, трансформируется и диверсифицируется в другие национальные экономические системы, её сферы и отрасли, то есть становится доступным всем. Задача заключается в том, что каждой национальной экономической системе необходимо стать частью процесса глобализации систем, активно в нем участвовать в плане создания, распространения и восприятия интеллектуальных ресурсов и продуктов, то есть стать эффективным участником инновационного взаимодействия бизнеса, власти и социума.

Во-вторых, традиционные конкурентные преимущества ряда национальных экономических систем в настоящий момент постепенно теряют свою актуальность и являются сомнительными. К примеру, стареющие классические технопарки, привязанные к конкретной территории, пустеют. Как ни парадоксально, но они превращаются в балласт, который сдерживает инновационный рост. Становится очевидным, что та же Силиконовая долина, которая многие годы подавалась как образец для подражания, в наши дни фактически теряет свои ведущие позиции. Именно поэтому С.Б. Чернышёв, автор книги «Смысл. Периодическая система его элементов» считает, что прогноз «Сколково» надо искать не в прошлом (имея в ввиду Селиконовую долину), а в будущем, которое диктует свои формы инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов. Интересной представляется мировая практика инновационного бизнеса в процессе глобализации, который переходит на круглосуточную работу. Наиболее продвинутые мировые фирмы открывают в различных странах (т.е. в разных часовых поясах) проектные офисы или привлекают специализированные компании и 24 часа в сутки работают над инновационным проектом и поиском новых форм его реализации. Так размывается пространство и появляется «власть» над временем, которые сжимаются и наполняются новым содержанием.

В-третьих, российской национальной экономической системе необходимо искать собственный путь инновационного развития с учетом мирового опыта и тенденций будущего, поскольку не существует двух абсолютно одинаковых вариантов и единственного «правильного» пути.

В-четвертых, процесс «утечки мозгов» в последние 20 лет (согласно статистике, за это время около полумиллиона человек, входящих в научно-техническую элиту, покинули нашу страну) не является критичным. Более того, в современных условиях при правильной организации инновационного процесса эта «утечка» становится скорее не проблемой, а конкурентным преимуществом. При правильной организации инновационного взаимодействия бизнеса, власти и социума и соответствующей переориентации участников она может рассматриваться как эффективный инструмент быстрой интеграции отечественной науки в глобальный инновационный ресурс, особенно с учетом существующего интеллектуального потенциала в нашей стране.

В-пятых, инновационный прорыв должен строиться не на абстрактной концепции, а на естественном продолжении общих конкурентных преимуществ страны, в целом.

Имея некоторое представление об основных тенденциях в сфере экономики инноваций, нужно четко определить потенциальные сложности для того, чтобы их правильно преодолеть.

Наиболее очевидными и опасными являются:

Первая. В России отвыкли ставить и решать системные задачи, которыми славился ХХ век (ГОЭЛРО, освоение космоса, создание атомного оружия и т. д.).

Вторая. Отсутствует сложившееся масштабное производство инновационной продукции.

Третья. Экономика в целом имеет низкую восприимчивость к инновациям и, как следствие, низкую скорость их внедрения.

Четвертая. Сохраняется глубокий разрыв между наукой и бизнесом, определяемый уже не столько ведомственными и организационными барьерами, сколько излишней ориентацией бизнеса на легкодоступный зарубежный инновационный ресурс.

Пятая. Интеллектуальный потенциал страны не ориентируется на решение системообразующих задач, в том числе из-за «исторической усталости» от многочисленных советских «проектов века».

Шестая. На территории России практически нет рынков, которые были бы готовы потреблять инновационную продукцию. Даже в том случае, когда есть, они не систематизированы и имеют фрагментарный характер.

Из вышесказанного становится понятной необходимость поиска и развития системных условий, которые смогли бы обеспечить достижение главной цели, то есть перехода России к инновационной экономике.

Среди таких системных условий может быть выделено пять основных:

1. Национальные экономико-географические конкурентные преимущества России.

2. Наличие мощных интеллектуальных ресурсов.

3. Наличие инфраструктуры инновационной экономики мирового уровня.

4. Конструктивные взаимоотношения государства и бизнеса.

5. Правильный выбор стратегических приоритетов.

Рассмотрим эти элементы подробнее.

Первое системное условие: национальные конкурентные преимущества. К нему относятся:

— Энергетические и другие природные ресурсы мирового масштаба.

— Крупные финансовые ресурсы, получаемые от освоения природных ископаемых и развития базовых отраслей экономики.

— Уникальное транспортно-географическое положение, создающее стратегические преимущества для формирования многосторонних внешнеэкономических связей, выполнения транзитных функций и стимулирования развития передовой транспортной сети.

— Наличие в многоотраслевой вертикально интегрированной экономике целого ряда стратегических направлений для инновационного прорыва.

Второе системное условие: интеллектуальные ресурсы. Это системное условие можно разделить на три составляющие:

— Наличие идеологической восприимчивости и высоких креативных способностей у народов, населяющих нашу страну.

— Формирование уровня интеллектуальной/научной среды посредством развития математики, теоретической физики, то есть сохранения базиса наряду с появлением новых гуманитарных направлений.

— Исторически мощное развитие/финансирование фундаментальных разработок (даже в период острого дефицита ресурсов для отраслевой науки), которые как раз и позволяют выйти на конкретные инновационные прорывы.

Третье системное условие: инновационная инфраструктура мирового уровня.

Что такое традиционно инновационная инфраструктура? Это в основном классический технопарк, иначе говоря, научнопроизводственная зона, жестко привязанная к ограничен-ной территории. Главными его чертами являлось наличие многочисленных не связанных друг с другом самостоятельных проектов,

переводимых, как правило, одними и теми же людьми со стадии на стадию однотипной инновационной цепочки (идея—НИОКР— ОПП и т. д.), характер которой оп ределялся постоя нным составом оборудования конкретного технопарка, а также историческим доступом к инфраструктуре конечных стадий.

Формирование единого мирового информационного пространства и углубление разделения труда привело к отмиранию необходимости в такого рода инфраструктуры. Кажущийся успех сегодняшних технопарков, специализирующихся на информационных технологиях, является мнимым, так как ИТ-технопарк является по существу высокотехноло-гичным офисным центром, а бурное развитие ИТ действительно продолжается.

На смену технопаркам приходит научный системный интегратор (НСИ), позволяющий глобально использовать те элементы научной и производственной инфраструктуры, которые наилучшим образом соответствуют целям проекта. Естественно, главным звеном НСИ продолжают оставаться люди, которые понимают рынок, осуществляют постановку и обоснование задач, проводят отбор исполнителей/поставщиков по всему миру, осуществляют контроль и «сборку» новой технологии на конечном этапе и обеспечивают ее внедрение в промышленное производство.

Отечественная теория и хозяйственная практика показывает, что России вряд ли представляется возможным немедленно перейти от технопарков к научному интегратору. Целесообразно рассмотреть возможность так называемого промежуточного этапа.

Необходимо создание нескольких современных научных центров с универсальными лабораториями, испытательными стендами, опытным производством и т. д. с целью создания целой сети «точек роста» интеллектуального потенциала. В условиях России именно такая сетевая структура может стать системой «мостов» и «мостиков» между наукой и бизнесом, обеспечивающей трансфер знаний и изобретений в технологии, а технологий — в коммерческие продукты и бизнес, а также создающей необходимую концентрацию венчурного капитала для начала инновационного бизнеса. Вот в этом и будет заключаться задача промежуточного этапа — обеспечить недостающее звено в инновационном процессе.

Четвертое системное условие: конструктивные инновационные взаимодействия власти, бизнеса и социума. Необходимо создать новую, собственно российскую инновационную модель. Не имеет смысла отвергать мировой опыт и сделать некоторый «гибрид» с лучшими элементами американской и китайской модели. То есть российская модель должна включать американский опыт сочетания эффективного стратегического менеджмента с целенаправленным бизнес-проектированием и характерную для китайской модели высокую скорость промышленного внедрения инноваций и быстрое реагирование на изменение рынка

Кроме того, российская модель должна обладать бизнес-прогнозированием и оценкой возможного влияния новых технологий на экономику и социокультурную сферу. Отступления от этого подхода возможны только в проектах, напрямую связанных с обеспечением национальной безопасности.

Необходимо определить, чем занимается власть (государство), за что отвечает бизнес, что и как контролирует социум в процессе строительства инновационной экономики. Если говорить проще, то можно предложить такую аналогию: государство выбирает семена, взращивает саженцы картофеля, бизнес выращивает картофель и уже из него делает чипсы и всю остальную продукцию, а социум признает или отвергает этот процесс «от лемеха до сковородки». Конечно, это крайне непростая задача. Позиции государства, бизнеса и общества на развитие технологий и на роль друг на друга в этом процессе могут заметно отличаться. Необходимо решить вопрос, каким образом надежнее гармонизировать интересы государства, бизнеса и общества, сохраняя при этом естественную разницу в правах на источники и объекты финансирования проекта, материальную и интеллектуальную продукцию, создаваемую в рамках инновационных проектов. Мощным средством в решении этой проблемы могут стать специализированные государственные структуры и компании, занимающиеся стратегическим стимулированием инновационного пути российской экономики.

В целом распределение функций между государством и бизнесом могло бы выглядеть так.

Государство:

— разрабатывает комплексную стратегию развития фундаментальной науки, отраслей промышленности, национальных приоритетов, экологической безопасности, непроизводственной сферы, образования с учетом передовых тенденций в нанотехнологиях и потребностей национальной безопасности; координирует работы, выполняемые как государственными, так и частными структурами;

— сохраняет права на интеллектуальную собственность в области оборонных производств на стадии НИОКР (иногда на стадии фундаментальных исследований), формирует условия для возникновения интеллектуальной собственности у разработчиков, ученых, лабораторий;.

— компенсирует основную часть расходов госбюджета на науку и НИОКР за счет продажи технологий бизнесу для доработки и/или внедрения;

— обеспечивает технологизацию общего образования, формирование нового слоя квалифицированных специалистов «среднего звена»;

— создает объекты инновационной инфраструктуры национального масштаба с участием других инвесторов с частичной компенсацией затрат доходами от аренды частным фондам и производственно-исследовательским компаниям;

— поддерживает создание социальной и транспортной инфраструктуры для широкого выпуска нанопродукции;

— финансирует фундаментальные научные исследования и вузы, часть опытно-конструкторских работ, оборонные заказы, софинансирует крупные нанотехнологические проекты, в т. ч. с большим коммерческим будущим.

Бизнес:

— разрабатывает стратегию развития НИОКР и промышленности с учетом передовых тенденций в нанотехнологиях и потребностей рынка, готовит предложения по развитию фундаментальной науки и образования;

— приобретает права на интеллектуальную собственность у ученых-разработчиков, коллективов, компаний в области оборонных производств на стадии НИОКР (иногда на стадии фундаментальных исследований) с целью коммерциализации результатов и внедрения в соответствующие отрасли промышленности и непроизводственной сферы;

— коммерциализирует перспективную часть результатов НИОКР и опытно-промышленных разработок;

— обеспечивает технологизацию части специального образования, обеспечивает целевую поддержку общего образования;

— создает небольшие компании по запуску перспективных инновационных проектов и научно-производственные центры (в том числе для целей аренды малыми предприятиями), создает производственную инфраструктуру для широкого выпуска нанопродукции;

— проводит экспертизу и обеспечивает финансирование проектов прикладных НИОКР;

— финансирует развитие части научной инфраструктуры, проекты создания новой научно-производственной инфраструктуры, специальных образовательных проектов.

Общество — организует мониторинг за данными процессами и разрабатывает принципы присвоения его эффектов.

Пятый элемент: отечественные стратегические приоритеты

Инновационный прорыв должен вестись в направлении решения глобальных проблем человечества, связанных с продовольствием, энергетикой, экологией и перемещениями (транспортом).

Еще один очень важный момент — создание механизмов мотивации инновационного поиска. Он может стать мощнейшим побудительным стимулом. В этой плоскости лежит, возможно, одна из главных рациональных задач государства, бизнеса и общества. Заниматься инновациями должно стать модно, чтобы повсеместно обсуждался вопрос, кто что изобрел и какие инновации продвигает на рынок. Совместные структуры государства, бизнеса и общества должны курировать отбор и регулярную поддержку инновационных компаний на начальных стадиях и стремиться к их количественному и качественному росту.

Для непрерывного наращивания инновационного интеллектуального потенциала хозяйствующих субъектов необходимо, чтобы инновационные процессы и освоение новой, более совершенной продукции осуществлялись непрерывно, причем каждый последующий инновационный процесс должен начинаться задолго до наступления спада в предыдущем.

Таким образом, одним из существенных условий успешности в конкурентной борьбе на национальном и мировом рынках хозяйствующих субъектов большого и малого является создание, приращение и реализация ими своего инновационного интеллектуального капитала.

Литература

1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: Ключ к успеху в новом тысячелетии / Пер.с англ. Н. Мишакова; Под ред. Л.Н. Ковалик. — СПб: Питер, 2001. — 288 с.

2. Гончар К. Инновационное поведение крупнейших российских компаний // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 3. — С. 3-14.

3. Дагаев А.А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. — 2000. — № 5. — С. 70-76.

4. Дежина И.Г., Киселева В.В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. — М.: ИЭПП, 2008.—227 с.

5. Загидуллина Г.М., Харисова Г.М. Оценка нематериальных активов в целях максимизации стоимости предприятия // Экономический вестник Республики Татарстан: эконом. журн. для дел. людей. — Казань. — 2006.— №1. — С.48-50.

6. Иванцов В.А. Интеллектуальный потенциал, факторы его использования: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. — Казань, 2003. — 161 с.

7. Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование / РАН, Ин-т человека, Ин-т истории естествознания и техники. — М.: УРСС, 2003. — 147 с.

8. Комков Н.И., Бондарева Н.Н. Проблемы коммерциализации научных исследований и направления их решения // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 1.

9. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ. — М., 2009. — С. 13.

10. Суслова О.М. Особенности формирования человеческого капитала организации в условиях традиционной и «новой» экономики // Трансформация экономической и философской мысли в социально-экономической системе России / Казан. гос. ун-т, Экон. фак. / Под ред. А.Р. Тумашева, В.В. Малаева. — Казань, 2005. — С. 262-265.

11. Яфизова Д.А. Роль интеллектуального потенциала в повышении конкурентоспособности промышленных предприятий // Маркетинг и общество: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. — 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.