Научная статья на тему 'Инновационные требования к профессиональной подготовке государственных служащих'

Инновационные требования к профессиональной подготовке государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / INNOVATIVE REQUIREMENTS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / CIVIL SERVANTS / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ADVANCED TRAINING / КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGERIAL PERSONNEL / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN RESOURCES / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / TRAINING QUALITY / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / SOCIAL CHANGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Мария Александровна

В статье обоснована объективная оценка современного состояния обучения кадров управления, ключевых проблем учебно-образовательной ситуации и предложены инновационные требования к подготовке государственных управляющих. Автор отмечает, что суть новых образовательных технологий в преодолении репродуктивной деятельности, создании личного и коллективного опыта конструирования будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами, социокультурной традицией, инновационными стратегиями. В статье сделаны выводы о том, что в организации обучения и научных исследований необходимо учитывать основные характеристики развития модели обучения кадров фундаментализация, интеллектуализация и индивидуализация процесса обучения; овладение ценностными ориентациями, профессиональными знаниями и умениями; сотрудничество преподавателей и студентов, слушателей, аспирантов, докторантов; встречное движение мысли и опыта, включая отечественный и зарубежный опыт; опора на инновационные технологии. Инновационные требования основаны на реальном анализе будущего, расстановке в социальном времени и пространстве приоритетов и способов решения проблем, сверхвысоких образовательных технологиях. В явной и неявной форме они проявляются и в инновационной технологической деятельности в качестве технологий адаптивного типа и креативного обучения. При этом речь идет о возникновении в учебно-образовательном учреждении новых приоритетов, образцов, норм, ориентиров и мотиваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF THE CIVIL SERVANTS

This article contains an assessment of the current state of the managerial personnel training, key problems of the educational situation and proposes innovative requirements for training of the public managers. The author notes that the essence of the new educational technologies lies in overcoming the reproductive activity, shaping personal and collective experience in designing the future in comparison with known cultural and historical examples, social and cultural traditions, and innovative strategies. The article concludes that in the education and research it is necessary to consider the main characteristics of the development of the training processes: fundamentalization, intellectualization and individualization of the learning process; mastering values, professional knowledge and skills; cooperation of teachers and students, participants in courses, graduate students, doctoral students; counter-movement of thoughtand experience, including domestic and foreign experience; reliance on innovative technologies. The innovative requirements arebased on a real analysis of the future, the arrangement of priorities and ways to solveproblemsin social time and space, and on ultrahigh educational technologies. Explicitly and implicitly they are also manifested in innovative technologicalactivities as the adaptive type technologies and creative learning. In this case, we are talking about the emergence of new priorities, patterns, regulations, guidelines and motivations in the educational institutions.

Текст научной работы на тему «Инновационные требования к профессиональной подготовке государственных служащих»

социологические науки

Николаева Мария Александровна ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ...

УДК 316:35.088.6

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

© 2017

Николаева Мария Александровна, заместитель заведующего кафедрой менеджмента, государственного и муниципального управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Брянский филиал (241030, Россия, Брянск, улица Металлургов 35-20, e-mail: ma_nikolaeva32@mail.ru(

Аннотация. В статье обоснована объективная оценка современного состояния обучения кадров управления, ключевых проблем учебно-образовательной ситуации и предложены инновационные требования к подготовке государственных управляющих. Автор отмечает, что суть новых образовательных технологий - в преодолении репродуктивной деятельности, создании личного и коллективного опыта конструирования будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами, социокультурной традицией, инновационными стратегиями. В статье сделаны выводы о том, что в организации обучения и научных исследований необходимо учитывать основные характеристики развития модели обучения кадров - фундаментализация, интеллектуализация и индивидуализация процесса обучения; овладение ценностными ориентациями, профессиональными знаниями и умениями; сотрудничество преподавателей и студентов, слушателей, аспирантов, докторантов; встречное движение мысли и опыта, включая отечественный и зарубежный опыт; опора на инновационные технологии. Инновационные требования основаны на реальном анализе будущего, расстановке в социальном времени и пространстве приоритетов и способов решения проблем, сверхвысоких образовательных технологиях. В явной и неявной форме они проявляются и в инновационной технологической деятельности в качестве технологий адаптивного типа и креативного обучения. При этом речь идет о возникновении в учебно-образовательном учреждении новых приоритетов, образцов, норм, ориентиров и мотиваций.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, образование, инновационные требования, государственные служащие, опережающее обучение, кадры управления, кадровый потенциал, профессионализм, качество подготовки, социальные изменения.

INNOVATIVE REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF THE CIVIL SERVANTS

© 2017

Nikolaeva Mariya Aleksandrovna, assistant manager of the Department of Management,

State and Municipal Administration Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Bryansk branch (241030, Russia, Bryansk, Metallurgov st., 35-20, e-mail: ma_nikolaeva32@mail.ru)

Abstract. This article contains an assessment of the current state of the managerial personnel training, key problems of the educational situation and proposes innovative requirements for training of the public managers. The author notes that the essence of the new educational technologies lies in overcoming the reproductive activity, shaping personal and collective experience in designing the future in comparison with known cultural and historical examples, social and cultural traditions, and innovative strategies. The article concludes that in the education and research it is necessary to consider the main characteristics of the development of the training processes: fundamentalization, intellectualization and individualization of the learning process; mastering values, professional knowledge and skills; cooperation of teachers and students, participants in courses, graduate students, doctoral students; counter-movement of thoughtand experience, including domestic and foreign experience; reliance on innovative technologies. The innovative requirements arebased on a real analysis of the future, the arrangement of priorities and ways to solveproblemsin social time and space, and on ultrahigh educational technologies. Explicitly and implicitly they are also manifested in innovative technologicalactivities as the adaptive type technologies and creative learning. In this case, we are talking about the emergence of new priorities, patterns, regulations, guidelines and motivations in the educational institutions.

Keywords: professional training, education, innovative requirements, civil servants, advanced training, managerial personnel, human resources, professionalism, training quality, social changes.

Сегодня вопрос развития системы профессиональной подготовки государственных служащих звучит актуально, потому что эффективность государственного управления определяется качеством функционирования органов власти, а также уровнем профессионализма государственных служащих, составляющих их кадровый потенциал. Качество государственного управления напрямую зависит от эффективного функционирования государственных органов, поэтому его повышение возможно только в результате инновационного управления кадровым потенциалом. Кадровый потенциал органов управления выступает в качестве стратегического фактора, определяющего результат всех проводимых реформ. В настоящее время особую роль играет развитие кадрового потенциала государственной службы как института реализации функций государства, связующего звена между гражданином и государством, как одного из механизмов управления процессами выхода из кризиса.

Становление и реформирование системы государственного управления не может осуществляться без профессионально подготовленных государственных служащих, имеющих необходимый пул знаний, умений и навыков, исполняющих на высоком профессиональном уровне должностные обязанности, способных решать

организационно-управленческие проблемы.

Вместе с тем требования к профессиональной подготовке и компетенциям государственных служащих в условиях нарастающего темпа социальных изменений находятся в режиме постоянной актуализации. В этой связи необходимым становится изучение и предложение новых подходов к содержанию подготовки кадров управления с точки зрения требований и вызовов внешней среды.

Проблемы профессиональной подготовки управленческих кадров и кадровых отношений в системе образования исследовали В.Д. Граждан, А.И. Турчинов, Б.Т. Пономаренко, В.А. Сулемов, В.Л. Романов, В.С. Карпичев, Е.А. Литвинцева, Б.Ф. Усманов, В.Г. Буданов. Опираясь на фундаментальную основу исследований проблемы профессиональной подготовки государственных служащих, необходимо отметить, что важно обосновать инновационные требования к профессиональной подготовке управленческих кадров.

Данная проблема актуализирует всю систему требований к государственным служащим, указывает на необходимость их соответствия с российской, международной и глобальной ситуациями, новыми стратегиями в управлении. Данные требования предполагают

Nikolaeva Mariya Aleksandrovna INNOVATIVE REQUIREMENTS ..

sociological sciences

подготовку особой группы управленцев, которые могут участвовать и инициировать управленческие эксперименты и проводить административные реформы. Сегодня необходима постановка задачи: как привлечь теорию и науку к решению принципиально новых проблем государственного управления и государственной службы. Реальность сложившейся кадровой ситуации в системе государственного управления ставит вопрос об «управленческой кадровой инвентаризации» [1, с.86], которая невозможна без диалога между управленческой наукой и практиками государственной службы. Следует обратить внимание на возможности экспертно-аналити-ческого сопровождения деятельности органов власти в регулярном участии в их работе научно-образовательного сообщества, что поможет не только определить направления кадрового развития органов власти, но и выработать возможные области совместной работы.

Фундаментом выступают инновационные требования к государственным служащим, которые могут получить инструментальное выражение в: организацион-но-регламентирующих документах; функциональных требованиях по должности; образовательном продукте деятельности профессиональных образовательных учреждений, готовящих кадры государственного управления и государственной службы; Федеральных государственных образовательных стандартах и собственных стандартах образовательных организаций, готовящих кадры данного профиля; требованиях по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», соответствующих образовательных программах. Следует подчеркнуть: инновация неминуемо возникает, когда не решается важная социальная проблема. И ключом к пониманию результативности государственного управления становится взаимосодействие управления и социальной самоорганизации, всех институтов самоуправления, субъектов системы образования - как норма и императив новой реальности.

Сегодня назрела насущная конкретная проблема - реформа системы образования с точки зрения качества, и на первый план выступает высшее образование, которое из узкодисциплинарного должно стать трансдисциплинарным. Вузам надлежит готовить прежде всего интеллигентных и свободных людей, ценностные представления которых согласуются с глубинным внутренним опытом человека, вбирающим опыт всего человечества. Утрата такого опыта ведет к экзистенциальной пустоте, что мы и наблюдаем как кризис культуры. Именно эти люди смогут осмыслить и проложить пути в будущее. Это проблема новых смыслов, которые сегодня настойчиво «стучатся в дверь» [2].

Под качеством профессионального образования в самом общем виде понимается соответствие знаний, умений и навыков, личностных качеств специалистов функциональным требованиям практики. Отталкиваясь от логики гегелевского понимания образования, определим профессиональное обучение как подъем руководителя ко всеобщему профессиональному опыту и знанию, подтверждаемому «опережающей практикой», и субъекти-визацию всеобщего профессионального опыта и знания [3, с. 221-222]. Образование как изменение внутреннего образа, процесс смены результатов профессионального обучения связано с преобразованием субъектов и объектов учебно-образовательного процесса. С синергети-ческой точки зрения образование выступает мощным аттрактором для системы профессионального обучения. Одну из проблем образования обосновывал А. Гор, говоря о том, что мы переживаем кризис образования из-за избытка информации. Образование следует понимать как процесс переработки знаний, а не генерация новых фактов [4, С. 568, 569, 571].

Ключевая проблема работы с институтом подготовки государственных служащих - выявление его профессионально-интеллектуального потенциала и управление им в пространстве реального социального времени с

учетом будущего. Это систематический процесс, предполагающий создание, использование и развитие и преобразование индивидуальных знаний и опыта лиц, которые включены в образовательную систему, в профессиональную деятельность органов государственной власти и управления, адекватную требованиям времени, новым стратегиям государства и общества. В результате - это перевод инновационных знаний, умений, навыков в процессы, услуги, состояния.

Инновационные требования к подготовке государственных служащих должны соответствовать трем минимальным условиям. Первое - необратимость, которая выражается в нарушении симметрии между прошлым и будущим. Второе - необходимость введения понятия «событие». Третье - некоторые события должны обладать способностью изменять ход эволюции. [5, С. 47-48]

Требования конкретизируются в структуре социальной задачи. Она включает: объективные основы задачи (необходимость, потребности, интерес); формы ее выражения (норма, долг, миссия, призвание, обязанности, обязательство, принцип-задача, закон-задача, закон-функция, задача-решение, проблема, цель, идеал); управленческие средства фиксации задач (управленческое решение, директива, постановление, декрет, команда, лозунг, планы и т.д.); возникновение и осуществление задач и их условия; требования; сферы существования; носители (постановщики и исполнители); масштабы, объемы; стабильность и динамичность; типы; новизну, оригинальность; сложности; трудности; регулятивные функции; сроки; темпы; способы, методы формирования и реализации задач; деятельность людей по осуществлению задач; мотивы и стимулы; результаты деятельности.

Инновационные требования к государственным служащим охватывают все виды профессионально-управленческого знания: системное знание (как строится и функционирует система управления); целевое знание об инновационном управлении; знание о людях управления (самоменеджмент); знание синергетических взаимодействий (управления и самоорганизации).

Важно заметить, что сегодня как никогда необходимо существенное и целенаправленное накопление инновационной «критической массы» в государственном управлении, адекватной вызовам изменяющегося глобального мира и российского социума. Или нас ожидает ли нас «шок от будущего»? [6, С. 12] Ориентация на включение социального управления в естественные процессы выявляет новые компоненты предметной области инновационного государственного управления, которые приобретают особое значение в российской управленческой ситуации. В первую очередь, к ним следует отнести переходные элементы социально-волновых процессов, социальных циклов, социальных алгоритмов. При сохранении интереса к целям, результатам, проблемам в социальной практике и в предметной области теории управления новый методологический подход также может стать ключевым параметром, доминирующим вектором, системобразующим направлением. Метод, который позволяет выйти на новый уровень осмысления и предложения новых подходов к профессиональной подготовке кадров управления - опережающее профессиональное обучение руководителей, то есть обучение, построенное на фундаменте новых смыслов, культуры, на новых подходах к нелинейному миру при нарастающем темпе социальных изменений и неопределенности. Так профессиональная подготовка руководителей, ориентированных на будущее, меняет сущность системы образования, все его содержательные компоненты.

Основным вектором в получении образовательного продукта опережающего профессионального обучения может стать развитие профессионального управленческого потенциала государственного служащего в условиях современных вызовов и угроз. В процессе специализированного управленческого воздействия че-

410

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

социологические науки

Николаева Мария Александровна ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ...

ловеческий ресурс, по мере его включения и реальные процессы государственного управления, становится профессионально-интеллектуальным потенциалом. Тем самым создаются условия для разрешения противоречия между ростом профессионализации управленческой деятельности и отсутствием опережающего характера профессионального образования но отношению к практике. Общим основанием опережающего образовательного проекта выступает культура, социокультурный контекст, «опережающее мышление». Опережающее профессиональное образование, являясь ответом на новые вызовы и угрозы, становясь высококонкурентоспособным, тем не менее, не предполагает его безоговорочного перевода в рыночное состояние. Обоснование требований к подготовке управленческих кадров и социального заказа данного направления становится неотложной задачей в спектре коренных проблем опережающей профессиональной подготовки кадров государственного управления.

Названные элементы составляют основу и содержание инновационных требований к подготовке кадров управления, которые на выходе должны найти отражение в выпускнике, уверенно чувствующем себя в реальном социальном времени и пространстве. В центре требований к государственному служащему должны лежать: преобразующий интеллект как феномен, профессиональная культура, миропонимание и деятельность через призму ценностных ориентаций. Помимо этого, эти элементы лежат в основе процесса саморазвития субъекта управляющего, действующего и создающего. Проактивному государственному деятелю необходимы высокая социальная ответственность, выработка способности к критическому суждению, ориентация в новых условиях, быстрое определение новых связей в стремительно меняющейся действительности. В содержании образовательного продукта в данном контексте преобладают: преобразующий интеллект, проактивность и ответственность за качество собственной деятельности на любом витке карьеры руководителя; развитая профессиональная культура; личностно-ориентированное образование (индивидуальная образовательная траектория); социально-ценностный контекст деятельности, в инновационной социокультурной управленческой среде; способность меж- и трансдисциплинарно мыслить и нестандартно действовать. Фундаментальная основа про-активности - это осознанная потребность обеспечения устойчивости динамического, социального и индивидуального развития, способность ее реализации в условиях перемен, неопределенности, которые несет будущее. Возможно, что ситуации общественных изменений, порождающие социальные конфликты, не работают разрушительной силой, когда удается создать адекватные социокультурные институты, способные выполнять функции стабилизации социальной динамики. Сама инновация служит способом управления изменениями, управления развитием.

Говоря об основаниях социально-инновационного прорыва в государственном управлении, следует отметить необходимость обеспечения единства управления и социальной самоорганизации. Питирим Сорокин в дискурсе причин социальных изменений представил принципы имманентных изменений социокультурных систем и процессов, всегда сопровождающих любые социальные изменения: принцип имманентного порождения последствий; самоопределения системой своей собственной судьбы; самодетерминации, как синтеза детерминизма и индетерминизма [7, С. 741, 743].

Подводя итог, следует отметить, что инновационная деятельность - это качественно новый этап саморазвития института подготовки управленческих кадров, появившийся в результате саморефлексии и самоактуализации субъектов образовательного процесса. Поэтому в образовательных организациях, включенных в поле инновационной деятельности, особенно важны процессы

самоорганизации для подготовки кадров, умеющих создавать «личностно-новое», выстроенное на имеющемся опыте. Изменения должны быть и в степени активности среды, это влечет расширение пространства системы образования, изменение в отношениях всех субъектов-участников образовательного процесса. Тогда назревает необходимость в сочетании самоорганизации и целенаправленного управляющего воздействия, что может обеспечить сохранение не только целостности, но и внести частицу хаоса, как источника самоорганизации и порядка в едином [8, С. 450]. Инновационный подход в подготовке управленческих кадров опирается на появляющиеся тенденции, которые станут определяющими в ближайшем будущем; на нынешние доминирующие мировые тенденции; на ценности, идеалы, духовные ориентиры, которые определят в будущем новую социальную реальность; на развитие лучших традиций и опыта, которые выступают основой нашего завтра; на инновационную ориентацию государственного управления и социальной самоорганизации; на использование возможностей опережающей социальной диагностики, позволяющей обосновать ограничения, запреты и императивы развития, определить вызовы и угрозы, возможные детерминанты социальных процессов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Карпичев В.С. Воспоминание о будущем.Неизве-данные тропы управления. Авторская антология. 2-е изд., доп. - М.: Изд-во «Проспект», 2013. 340 с.

2. Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия . Что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку. М.: Лабиринт, 1994. 73 с.

3. Гегель Г. Ф. В. Феноменология духа // Гегель ГВ. Ф. Энциклопедия философских наук, Т. 3. М., 1977. 471 с.

4. Гор А. Земля на чаше весов. В поисках новой общей цели // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Иноземцева В.Л. М.: Academia, 1999. 631 с.

5. Пригожин И., Стенгерс И. «Время, хаос, квант» М., 1994. 240 с.

6. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. - М.: «Издательство ACT», 2002. 557 с.

7. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000. 1056 с.

8. Синергетическая парадигма. Синергетика образования / Отв. ред. В.Г. Буданов. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. 592 с.

Статья поступила в редакцию 13.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.