Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
сфера образования / санкции / господдержка / education / sanctions / government support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руднева М.М.

В работе рассмотрено влияние санкций на сферу образования и государственные меры поддержки, направленные на устранение такого санкционного давления. Автором рассмотрены актуальные проекты по цифровизации образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TRANSFORMATIONS RUSSIAN EDUCATION UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS PRESSURE

The paper examines the impact of sanctions on the education sector and government support measures aimed at eliminating such sanctions pressure. The author considers current projects on digitalization of the educational environment.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ»

УДК 378.4

Руднева М.М.

магистрант, факультет инновационных технологий Томский государственный университет (г.Томск, Россия)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ

Аннотация: в работе рассмотрено влияние санкций на сферу образования и государственные меры поддержки, направленные на устранение такого санкционного давления. Автором рассмотрены актуальные проекты по цифровизации образовательной среды.

Ключевые слова: сфера образования, санкции, господдержка.

Международные санкции против России оказали значительное влияние на многие секторы экономики и социальной жизни, в том числе и на образование. Эти санкции стали катализатором инновационных преобразований, направленных на обеспечение непрерывности и устойчивости образовательной системы. В данной статье рассматриваются стратегии, которые российские образовательные учреждения используют для преодоления этих вызовов, с акцентом на цифровизацию, реформы политики, международное сотрудничество и внутренние инновации.

Санкции внесли серьезные изменения в традиционные образовательные практики и международное сотрудничество российских университетов. Например, Симачев Ю., Федунина А. - представители Высшей Школы экономики, в своем исследовании отмечают, что санкции вынудили российские учреждения переоценить свои стратегии, что способствовало развитию отечественных технологий [1]. Тимофеев И. подчеркивает, что различные

сектора, включая образование, адаптировались к новым условиям [2]. Дежина И. и Филиппов И. подчеркивают важность инновационной политики в поддержке образовательных реформ и исследований в условиях санкций [3, 4].

Проводя всесторонний анализ последних исследований, политических документов и отчетов о влиянии санкций на российское образование, были исследованы инициативы по цифровизации, стратегий международного сотрудничества и реформ политики.

Одним из ключевых преобразований стала ускоренная цифровизация. Проект "Цифровая образовательная среда" направлен на повышение качества и доступности образования через разработку цифровых инструментов и ресурсов, включая онлайн-курсы и централизованные платформы. Эта инициатива стремится к тому, чтобы к 2024 году Россия вошла в число 10 ведущих стран по качеству образования.

Цифровизация также привела к появлению новых актёров в образовательной сфере, таких как коммерческие организации и международные технологические компании. Эти сотрудничества поддерживают цели правительства по цифровизации, создают новые источники доходов и возможности трудоустройства для выпускников.

Несмотря на санкции, российские вузы продолжают стремиться к интернационализации, устанавливая партнерские отношения с университетами из не западных стран и участвуя в глобальных образовательных сетях. Программы, такие как "5-100", направлены на улучшение глобального рейтинга российских университетов. Российское правительство также поощряет привлечение иностранных студентов и исследователей для диверсификации источников финансирования и улучшения образовательной среды.

Санкции стимулировали внутренние инновации в системе образования. Увеличивается финансирование STEM-направлений и поддержка исследований и разработок. Модернизация инфраструктуры, включая создание современных лабораторий и исследовательских центров, привлекает как отечественные, так и международные таланты.

Политические реформы включают обновление учебных программ, продвижение государственно-частных партнерств и повышение качества образования. Эти меры обеспечивают готовность выпускников к требованиям глобального рынка труда.

Инновационные трансформации российского образования демонстрируют устойчивость и адаптивность системы. Цифровизация смягчила влияние санкций и создала новые возможности для роста. Интернационализация подчеркивает стратегический подход к поддержанию глобальной конкурентоспособности. Внутренние инновации и политические реформы отражают проактивный подход к созданию устойчивой образовательной среды.

Тем не менее, трансформации также представляют вызовы. Децентрализация финансирования может привести к региональным диспропорциям в качестве образования. Обеспечение равных возможностей требует целенаправленных вмешательств и постоянной поддержки правительства.

Образовательный ландшафт России претерпевает значительные трансформации под давлением международных санкций. Через цифровизацию, международное сотрудничество и стратегические реформы российские образовательные учреждения преодолевают эти вызовы с устойчивостью и инновациями. Внимание к улучшению цифровой инфраструктуры, развитию глобальных партнерств и поддержке внутренних исследований будет ключевым для устойчивого роста и глобальной значимости российского образования.

Инновационные стратегии, принятые российскими образовательными учреждениями, подчеркивают адаптивность и креативность сектора в условиях сложных геополитических и экономических ландшафтов. Эти стратегии будут играть решающую роль в формировании будущего образовательной системы России, обеспечивая высокие стандарты академического мастерства и устойчивости перед лицом текущих вызовов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Симачев Ю., Федунина А. Russia under Sanctions: Is Shadow Economy a Factor of Flexibility// ResearchGate. - 2023. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.researchgate.net/publication/375882057_Russia_under_Sanctions_Is_Sh adow_Economy_a_Factor_of_Flexibility;

2. Тимофеев И., Арапова Е., Никитина Ю. The Illusion of "Smart" Sanctions: The Russian Case. // Global Affairs. - 2023. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eng.globalaffairs.ru/articles/the-illusion-of-smart-sanctions/;

3. Дежина И. Economic sanctions and science in russia // Вопросы экономического развития. - 2020. - Т. 27, № 4. - С. 25-32. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www. iep. ru/files/RePEc/gai/recdev/614Dezhina. pdf;

4. Филиппов В. Science and innovation policy of the Russian government: a variety of instruments with uncertain outcomes?// КиберЛенинка. - 2021. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/artide/n/science-and-innovation-policy-of-the-russian-government-a-variety-of-instruments-with-uncertain-outcomes

Rudneva M.M.

Tomsk State University (Tomsk, Russia)

INNOVATIVE TRANSFORMATIONS RUSSIAN EDUCATION UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS PRESSURE

Abstract: the paper examines the impact of sanctions on the education sector and government support measures aimed at eliminating such sanctions pressure. The author considers current projects on digitalization of the educational environment.

Keywords: education, sanctions, government support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.