© К.С. Назьина, 2016
К.С. Назьина
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ
Рассмотрено понятие территориального инновационного кластера и процесс формирования кластерных инициатив в РФ. Проведен анализ обстановки на мировом рынке угля, а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. и обоснована актуальность кластерного подхода в развитии промышленности России. Приоритетными направлениями развития промышленности и экономики в целом являются инновации, повышение конкурентоспособности промышленности и переход к новой модели пространственного развития. Кластерная политика позволяет реализовать все эти направления, поскольку способствует росту конкурентоспобности за счет эффективного взаимодействия предприятий-участников кластера, направлена на развитие инновационной, производственной, транспортной, энергетической инфраструктуры. Кузбасс является центром российской угольной промышленности и обладает производственным, научным, а также кадровым потенциалом для реализации кластерной политики. Утвержденная в декабре 2012 г. Программа развития инновационного территориального кластера «Комплексная переработка угля и техногенных отходов» в Кемеровской области позволит изменить технологическую платформу угольной промышленности, тем самым, снять существующие сегодня ограничения развития данной отрасли, и, в результате, сформировать в России принципиально новый вид экономической деятельности по получению из угля продуктов с высокой добавленной стоимостью. Ключевые слова: территориальные инновационные кластеры, промышленность России, кластер в Кемеровской области.
Порядка 30% объема валового внутреннего продукта России формируется промышленностью, которая определяет уровень экономического развития страны. Кроме того, именно в промышленности сосредоточены наибольшие возможности и перспективы подъема экономики при условии технологического обновления и перехода к высокоэффективной и прогрессивной структуре производства в данной основной сфере народного хозяйства.
УДК 622.3: 658; 622: 338.26
На сегодняшний день единый закон, определяющий промышленную политику Российской Федерации, еще не принят. Однако 7 октября 2014 г. в ходе первого чтения депутатам был представлен проект Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», разработанный Министерством промышленности и торговли РФ. В данном законопроекте дается следующее определение промышленного кластера: «... — совокупность субъектов промышленной деятельности, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере промышленной деятельности, размещающихся на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации».
Законопроект позволит устранить существующие пробелы и противоречия отраслевого законодательства, ввести необходимые определения и нормы для реализации всех мер поддержки промышленности. Он создаст единые условия индустриального развития территорий и позволит решить назревшую проблему с определением правового статуса индустриальных парков и промышленных кластеров.
По определению Минэкономразвития Российской Федерации, территориальный кластер — совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:
• объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);
• механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;
• синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации [7].
Формирование инновационных кластерных инициатив в ряде регионов Российской Федерации началось с 2000 г. Разрабатываются инновационные проекты по созданию кластеров на примере Нижнекамского нефтехимического кластера, кластера Нижнего Приангарья, автомобильного кластера в Поволжье, Санкт-Петербургского морского кластера, Ивановского текстильного кластера, кластера переработки титана («титановая долина») в Свердловской области, инновационного кластера на базе университетского комплекса г. Томска и др. [1].
Идея формирования региональных кластеров закреплена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, которая предусматривает создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России [3].
Формированием и реализацией кластерной политики в России, координацией органов исполнительной власти по данному вопросу, формированием мер государственной поддержки занимается Министерство экономического развития Российской Федерации. В 2012 г. Правительством России был сформирован перечень из 25 инновационных территориальных кластеров, которым будет оказана государственная поддержка. Формирование государственных программ, стратегий развития федеральных округов и субъектов Российской Федерации происходит с учетом кластерного подхода.
Основным, определяющим рамки кластерной политики России, документом является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Необходимость поддержки кластерных инициатив акцентируется также в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Минэкономразвития России в 2007—2008 гг. разработал проект «Концепции кластерной политики в Российской Федерации» и «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации».
На сегодняшний день инновационные территориальные кластеры таких отраслевых направлений, как информационные технологии и электроника, новые материалы, производство летательных и космических аппаратов, судостроение, фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность, химия и нефтехимия, а также ядерные и радиационные технологии образованы в 20 субъектах Российской Федерации.
По прогнозным оценкам Минэкономразвития РФ в период 2011—2016 гг. динамика производства промышленной продукции на территории пилотных кластеров превысит показатель динамики производства в целом по России более чем в 1,8 раза и составит 58% ценах 2011 г. Прогнозное значение совокупной выручки по 25 кластерам к 2016 г. составит порядка 3810,6 млрд руб. (в ценах 2011 г. — прирост на 105%) [5].
яне <}icii ыдрт uip май июнь
• 2011 -в-1012 -*-2Ш
Рис. 1. Динамика цен на энергетический уголь СИФ Европа (АРА), дол. США за тонну [6]
Положение мирового рынка угля сегодня можно назвать критическим: спрос на уголь падает в странах Евросоюза и США. С начала 2014 г. цены на энергетический и коксующийся угли упали на 14% и 25% соответственно. Российские угольные компании вынуждены продавать уголь ниже себестоимости и уже фиксируют много миллиардные убытки. Кроме падения цен на уголь существуют проблемы с его транспортировкой.
Все это подтверждает необходимость перехода на глубокую переработку полезных ископаемых, производство из угля химических полупродуктов и продукции смежных отраслей, а также развития энерго-угольных кластеров, повышающих устойчивость экономики регионов и страны в целом. Основной проблемой развития энерго-угольных кластеров является срок окупаемости вложений — около 15 лет.
В декабре 2012 г. была утверждена Программа развития инновационного территориального кластера «Комплексная переработка угля и техногенных отходов» в Кемеровской области. Кузбасс является центром российской угольной промышленности и обладает производственным, научным, а также кадровым потенциалом для реализации данной программы и, как следствие, достижения целей «Долгосрочной программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года».
Сильной стороной данного кластера является эффективная локализация предприятий кластера в рамках зоны Кузбасской агломерации, имеющей развитую инженерную сеть (электро- теплосети, водопровод, водоотведение), развитую сеть автомобильных и железных дорог. Основным преимуществом реализации
^ Угнсхимия
Рис. 2. Схема многофункциональной отрасли по глубокой переработке угля [2]
программы является развитие генерации энергии, углехимии, переработки техногенных отходов на базе усовершенствованных технологий и новых высокотехнологичных, автоматизированных производств, а также выпуск новых видов продукции, ориентированной на иностранного потребителя, посредством достижения конкурентоспособности мирового уровня в сегменте нетрадиционного использования угля. Ряд предприятий-участников кластера занимают лидирующие позиции на рынке химических полупродуктов и углеродных материалов [7].
Якорными предприятиями действующего углехимического кластера в Кемеровской области являются ОАО «Кокс» (номенклатура выпускаемой продукции предприятия составляет 30 видов продуктов) и КОАО «Азот», (выпуск более 40 наименований химической продукции, применяемых в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве). Среди перспективных якорных резидентов кластера следующие технологические комплексы: Караканский (производство электроэнергии на объектах малой генерации, выпуск термококса, строительных материалов из отходов угольной генерации, производство более 100 наименований химической продукции), Менчереп-ский (создание замкнутого технологического комплекса по добыче угля, его глубокой переработки и получение электрической энергии, строительство углехимического комбината по производству метанола, бензола, диметилового спирта, пеков, синтетического моторного топлива), Серафимовский (формирование мощного энерготехнологического комплекса по глубокой переработке угля с выпуском моторного топлива, газов и другой химической продукции) и Комплекс подземной гази-
фикации угля на полях шахты «Дальние горы» (технология получения тепловой и электрической энергии путем подземной газификации угля в месте его залегания и выработки синтез-газа, производство химической продукции и бензина).
Реализация Программы развития инновационного территориального кластера «Комплексная переработка угля и техногенных отходов» в Кемеровской области позволит решить такие стратегические задачи развития российской экономики, как:
1. Организация производства дизельного топлива в объеме более 2 млн т ежегодно и, как следствие, высвобождение соответствующего объема нефтепродуктов для российского рынка.
2. Создание энергопрофицитного регионального баланса в Кемеровской области и организация экспорта излишков электроэнергии в другие регионы страны.
3. Разгрузка железной дороги за счет повышения эффективности грузоперевозок угля из Кузбасса на 30%.
4. Создание производства высокоэффективного экологически чистого топлива для энергетики РФ.
5. Решение вопросов стратегической безопасности страны посредством реализации инновационных разработок закрытой тематики.
6. Обеспечение технологического лидерства страны в области создания углеродных материалов и нанокомпозитов [2].
Таким образом, создание инновационного территориального кластера в Кемеровской области наглядно демонстрирует преимущества кластерного подхода в развитии экономики и промышленности России. Образование кластеров в большинстве случаев обусловлено наличием совместной научной или производственной базы, а успешное развитие кластера возможно лишь при условии, что научная база позволяет структурировать кластер по ряду внутренних специализаций. Формирование территориальных инновационных кластеров создает эффект синергии, возникающий на основе консолидации ресурсов участников процесса. В тоже время все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества, обусловленные совокупным влиянием эффектов масштаба, охвата и синергии. Результатами реализации кластерных программ для регионов являются: получение дополнительных выгод за счет роста налоговых поступлений, создание новых высокотехнологичных рабочих мест, а также формирование благоприятной инвестиционной среды для создания новых бизнес-проектов [4]. Следует также отметить, что, по мнению
экспертов, реализация кластерной политики позволит экономике России перейти от «сырьевой» зависимости к инновационному этапу развития, поднять производительность труда и увеличить конкурентоспособность как отдельных регионов, так и страны в целом. Реализация кластерного подхода должна увеличить высокотехнологическую составляющую в экономике России и способствовать выходу российской продукции на зарубежные рынки сбыта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Отчет НИР «Исследование практики формирования и развития территориальных кластеров, а также деятельности центров кластерного развития в субъектах Российской Федерации». П315-19-11 от 11.02.2011г. ГНИУ «Совет по изучению производительных сил» (СОПС).
2. Программа развития инновационного территориального кластера «Комплексная переработка угля и техногенных отходов» в Кемеровской области. 2012.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
4. Бодрунов С.Д. Роль региональных кластеров в реиндустриали-зации России. Научный доклад. Серия «Модернизация промышленности». — СПб.: Институт нового индустриального развития (ИНИР), 2013. - 30 с.
5. Глухова М. Кластеры — нужны ли они российской экономике? // Промышленник России. — 2012. — № 10.
6. Таразанов И. Итоги работы угольной промышленности России за 2013 год // Уголь. — 2014. — № 3. — С. 53—66.
7. Официальный сайт Российской кластерной обсерватории http:// cluster.hse.ru/. птттт^
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Назьина Ксения Сергеевна — аспирант, e-mail: [email protected], НИТУ «МИСиС».
K.S. Nazina
INNOVATIVE REGIONAL CLUSTERS SUCH AS PRIORITY AREAS FOR DEVELOPMENT INDUSTRY IN RUSSIAN FEDERATION
The article considers the concept of territorial innovation clusters and the process of forming of cluster initiatives in the Russian Federation. Conducted analysis the current situation on the world coal market, as well as the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 allowed the author to prove the relevance
UDC 622.3: 658; 622: 338.26
of the cluster approach in the development of industry in Russia. For today the priority areas of the industry economy as a whole is innovation, improving the competitiveness of industry and the transition to a new model of spatial development. Cluster policy allows to implement all of these areas, as it helps increase competitiveness through the effective interaction of participating enterprises cluster, aimed at the development of innovative, industrial, transport and energy infrastructure.
Kuzbass is the center of the Russian coal industry, and has manufacturing, research and human resources for the implementation of the cluster policy. Approved in December 2012 the program of development of innovative territorial cluster «Integrated processing of coal and industrial waste» in the Kemerovo region allow to change technological platform of the coal industry, thus, to remove existing today limit the development of the industry, and as a result, to form a fundamentally new type of Russian economic activity derived from coal products with high added value.
Key words: territorial innovation clusters, Russian industry, cluster in Kemerovo region.
AUTHOR
Nazina K.S., Graduate Student, e-mail: [email protected], National University of Science and Technology «MISiS», 119049, Moscow, Russia.
REFERENCES
1. Issledovanie praktiki formirovaniya i razvitiya territorial'nykh klasterov, a takzhe deyatel'nosti tsentrov klasternogo razyitiya v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii. Otchet NIR P315-19-11 ot 11.02.2011g. GNIU «Sovet po izucheniyu proizvoditel'nykh sil» (SOPS) (Practices formation and development of regional clusters, as well as the activities of the cluster development in the Russian Federation. Report of the research P315-19-11 from 11.02.2011. SRI «Council for the Study of Productive Forces» (CSPF)).
2. Programma razvitiya innovatsionnogo territorial'nogo klastera «Kompleksnaya pere-rabotka uglya i tekhnogennykh otkhodov» v Kemerovskoy oblasti (The program of development of innovative territorial cluster «Integrated processing of coal and industrial waste» in Kemerovo region). 2012.
3. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii № 1662-r ot 17.11.2008 g. «O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda» (Order of the Government of the Russian Federation № 1662-r of 17.11.2008 «On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020»).
4. Bodrunov S.D. Rol' regional'nykh klasterov v reindustrializatsii Rossii. Nauchnyy doklad. Seriya «Modernizatsiya promyshlennosti» (The role of regional clusters in the re-industrialization in Russia. Scientific Report. Series «Modernization of Industry»), Saint-Petersburg, Institute of the new industrial development (INID), 2013, 30 p.
5. Glukhova M. PromyshlennikRossii, 2012, no 10.
6. Tarazanov I. Ugol'. 2014, no 3, pp. 53—66.
7. The official website of the Russian Cluster Observatory http://cluster.hse.ru/
A_