Научная статья на тему 'Инновационные технологии в преподавании начертательной геометрии при формировании профессиональных компетенций'

Инновационные технологии в преподавании начертательной геометрии при формировании профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / COMPETENCE APPROACH / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / INNOVATION TECHNOLOGIES / DESCRIPTIVE GEOMETRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенко Ирина Геннадьевна

Рассмотрены инновационные технологии в организации учебного процесса на основе компетентностного подхо-да с учетом формирования профессиональных компетенций по стандартам высшего профессионального обра-зования третьего поколения при преподавании начертательной геометрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисенко Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION TECHNOLOGIES IN TEACHING DESCRIPTIVE GEOMETRY WHEN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES

The article deals with innovation technologies in the organization of the educational process on the basis of a compe-tence approach with regard to the formation of professional competencies by the standards of higher professional educa-tion of the third generation when teaching descriptive geometry.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в преподавании начертательной геометрии при формировании профессиональных компетенций»

УДК 372.8

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

И.Г.Борисенко

Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79.

Рассмотрены инновационные технологии в организации учебного процесса на основе компетентностного подхода с учетом формирования профессиональных компетенций по стандартам высшего профессионального образования третьего поколения при преподавании начертательной геометрии.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; компетентностный подход; высшее профессиональное образование; инновационные технологии; начертательная геометрия.

INNOVATION TECHNOLOGIES IN TEACHING DESCRIPTIVE GEOMETRY WHEN FORMING PROFESSIONAL

COMPETENCIES

I.G. Borisenko

Institute of Pedagogics, Psychology and Sociology of the Siberian Federal University, 79 Svobodny Av., Krasnoyarsk.

The article deals with innovation technologies in the organization of the educational process on the basis of a competence approach with regard to the formation of professional competencies by the standards of higher professional education of the third generation when teaching descriptive geometry.

Key words: professional competencies; competence approach; higher professional education; innovation technologies; descriptive geometry.

Социально-политические и экономические преобразования России, современный уровень развития производства, внедрение новых технологий, направленных на создание конкурентоспособной продукции, предъявляют все более высокие требования к подготовке специалистов, приближающей уровня их профессиональной подготовки к международным требованиям, а это приводит к необходимости совершенствования всей системы высшего образования.

Концепция модернизации российского образования определяет компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений разработки государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения с учетом предыдущего опыта и рекомендаций Болон-ской декларации, принятой в 1999 году. В декларации сформулирован ряд целей, достижение которых, по мнению участников Болонского процесса, позволит создать единое взаимосвязанное Европейское пространство высшего образования [2].

В системе образования принято придерживаться определения понятия «профессиональная компетентность», предложенного Ю.Г.Татуром: «Компетентность специалиста - это проявление на практике его стремлений и способности (готовности) реализовать свой потенциал знаний, умения, опыт, личные качества и др. для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результат своей деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [12]. Одна-

ко споры по осмыслению определения понятий «компетенции», «профессиональная компетентность» ведутся до сих пор, что обусловлено, прежде всего, особенностями структуры деятельности специалистов различных профессиональных областей. Объединяющей характеристикой данного понятия остается степень сформированности у специалистов единого комплекса знаний, умений и навыков, а также ответственности и ценностного отношения в профессиональной и социальной деятельности [8].

Компетентностный подход является основой разработки профессиональных стандартов нового поколения и требует переориентации всего образовательного процесса «на студентоцентрированный характер» [1].

Основными единицами профессиональных стандартов должны стать две основные группы компетенций - надпрофессиональные (ключевые) и профессиональные, формирование которых будет способствовать усилению фундаментальной подготовки бакалавров и специалистов [1]. Актуальной является проблема развития самообразовательной деятельности студентов, являющейся основой формирования их профессиональных компетенций [8].

В процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам, при разработке методического сопровождения используются различные предметно знаковые системы, оказывающие поддержку преподавателю путем создания и реализации соответствующих средств и условий для достижения результата - приобретения компетентностей.

1Борисенко Ирина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры начертательной геометрии и черчения Института педагогики, психологии и социологии, тел.: (391) 2497587, e-mail: i.g.borisenko@yandex.ru

Borisenko Irina, Senior Lecturer of the Department of Descriptive Geometry and Drawing of the Institute of Pedagogics, Psychology and Sociology, tel.: (391) 2497587, e-mail: i.g.borisenko@yandex.ru

При внедрении новых образовательных стандартов с целью формирования у обучающихся профессиональных и надпрофессиональных компетентностей для повышения эффективности обучения методическую деятельность преподавателя следует направить на то, чтобы объединить в единый комплекс содержание, методы, формы обучения, основой которого является учебник, в первую очередь за счет увеличения интенсивности самостоятельной работы [9]. Постоянно растущий объем предлагаемых студентам знаний при уменьшении часов аудиторных занятий требует оптимизации времени учебного процесса.

Начертательная геометрия является «грамматикой языка техники» [11], как писал В.И.Курдюмов, «...так как она учит нас правильно читать чужие и излагать наши собственные мысли, пользуясь в качестве слов одними только линиями и точками как элементами всякого изображения. Кроме этого, изучение ее является лучшим средством развития нашего воображения, а без достаточно развитого воображения немыслимо никакое серьезное техническое творчество, т.е. проектирование" [11]. Начертательная геометрия составляет основу инженерного образования, формирующего базовые знания, необходимые для изучения специальных дисциплин. Рассматривая проблему повышения качества при обучении начертательной геометрии, одной из общепрофессиональных инженерных дисциплин, нельзя исключить такие важные составляющие процесса, как деятельность и творческое саморазвитие личности [5].

Для реализации задач, которые ставит современное общество перед высшей школой, и учитывая изложенные выше проблемы, преподаватели кафедры начертательной геометрии Сибирского федерального университета (СФУ) проводят поиск и внедрение новых форм обучения.

Эффективность изучения начертательной геометрии и инженерной графики в значительной степени можно повысить за счет использования новых информационных технологий, наибольшую же эффективность принесет использование трехмерной компьютерной графики и анимации. Мультимедийное обеспечение лекций не только дает возможность разнообразить иллюстративный материал, но благодаря использованию новых технологий, преобразивших традиционную форму обучения, делает его более привлекательным, позволяет студентам представить и понять сложный теоретический материал. Лекции проходят более разнообразно, вызывая повышенный интерес аудитории и формируя познавательную активность студентов. Использование анимации и электронных слайдов повышает у студентов осознание отображения различных пространственных объектах на плоскости, способствует развитию пространственного мышления и повышает уровень усвоения рассматриваемого материала.

Одним из важнейших средств обучения графическим дисциплинам, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь, издаваемая типографским способом. Тетрадь, содержащая графические условия

предлагаемых задач, разработана на основе учебного пособия, в котором подробно объясняется методика их решения, с указанием страниц основных понятий как в рабочей тетради [7], так и в учебном пособии (курс лекций) [6]. Таким образом, студенты имеют возможность по ссылке на страницу в тетради быстро посмотреть и вспомнить те понятия, которые уже встречались ранее. Если возникает необходимость более подробно рассмотреть теоретические вопросы, они могут обратиться к той странице учебника, ссылка на которую указана в пособии. Студенты учатся пользоваться учебной литературой и приобретают навык необходимости использования литературы, как способа расширения круга знаний.

В настоящее время около 80% поступающих в технические вузы, к сожалению, не изучали в школе черчение, плохо знают геометрию, не обладают пространственным представлением, не умеют организовать самостоятельную работу. Поэтому использование рабочей тетради на практических занятиях приобретает особое значение. Оно способствует синхронному решению максимального количества задач на доске и в тетради, полностью исключает неточность копирования студентами исходных данных, а также экономит время студента при самостоятельном решении задач дома, даёт возможность преподавателю постоянно контролировать процесс обучения и уровень усвоения материала.

При коллективном решении задач в аудитории создается атмосфера творчества, диалога, происходит общение как между студентами и преподавателем, так и между студентами по заданной тематике, что формирует такие качества, как коммуникабельность и сотрудничество, являющиеся надпрофессиональными компетенциями.

Наряду с «традиционными» предлагаются задачи, имеющие несколько вариантов решений, что исключает возможность дублирования решений задач, так как одно и то же графическое решение у нескольких студентов становится практически невозможным. Причем, перед студентами ставится задача не только найти, но и выбрать более рациональный путь решения. Это ведет к развитию индивидуализации и творческого начала, формирует познавательную активность студентов.

Как показала практика, применение в процессе обучения трехмерной компьютерной графики, анимации, использование рабочей тетради, разработанной в совокупности с учебным пособием, способствует более продуктивному усвоению студентами специальных терминов и понятий, приобретению практических умений и навыков, формированию у обучающихся умений и навыков самоконтроля, развитию пространственного мышления. В результате повысилась эффективность самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям и экзаменам, а также их успеваемость.

Разработка современного методического сопровождения, использование новейших технических, компьютерных и других интерактивных средств в преподавании начертательной геометрии, инженерной гра-

фики и других инженерных дисциплин позволяет внедрять активные методы обучения с целью повышения его эффективности, развития познавательной и творческой деятельности обучающихся, подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности

[10]. Все это в совокупности способствует развитию компетентности будущего квалифицированного специалиста и бакалавра, отвечающего требованиям интенсивно развивающейся экономики и общества в целом.

Библиографический список

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М., 2006. 55 с.

2. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе /под ред. К.Пурсиайнена и С.А.Медведева. М.: РЕЦЭП, 2005. 199 с.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151000 «технологические машины и оборудование».

4. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2005. 495 с.

5. Грачева С.В., Виткалов, В.Г. Инновационный подход к проведению практических занятий по начертательной геометрии // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. Саратов, 2001. С. 102-104.

6. Дергач В.В., Толстихин А.К., Борисенко И.Г. Начертательная геометрия: курс лекций. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; 2011. 127 с.

7. Начертательная геометрия: рабочая тетрадь / сост: В.В.Дергач, И.Г.Борисенко, А.К. Толстихин. Красноярск: ИПЦ СФУ, 2009. 55 с.

8. Звягинцева Н.Ю. Компетентный подход в обучении будущего педагога // Научный журнал «Синергетика образования». Армавир, 2009. Вып. 15.

9. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. М.; Воронеж, 2003. 480 с.

10. Зимняя И.А. Культура, образованность, профессионализм специалиста // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. С. 156.

11. Курдюмов В.И. Курс начертательной геометрии «Проекции ортогональные». СПб.: Изд-во Петербургского института инженеров путей сообщения, 1985.

12. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская помощь. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

УДК 621.365

АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ТЕРМООБРАБОТКИ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

19 Я

H.Г.Филиппенко1, А.В.Лившиц2, А.Я.Машович3

I,2Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены основные направления автоматизации технологического процесса высокочастотной обработки диэлектрических материалов. Предложена методика построения систем управления, основанных на новых, ранее не учитываемых явлениях частичных разрядов. Предложена блок-схема автоматизации, не изменяющая существующих схем и конструкций высокочастотного оборудования. Ил.4. Библиогр.8 назв.

Ключевые слова: автоматизированная система управления; высокочастотный нагрев; автоматизация; электротермическая обработка.

AUTOMATION OF HIGH FREQUENCY HEAT TREATMENT OF POLYMER MATERIALS N.G. Filippenko, A.V. Livshits, A.Ya. Mashovich

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

1Филиппенко Николай Григорьевич, старший преподаватель кафедры технологии ремонта транспортных средств и материаловедения, тел.: (3952) 638395-149, e-mail: ifpister@gmail.com

Filippenko Nikolai, Senior Lecturer of the Department of Vehicle Repair Technology and Material Science, tel.: (3952) 638395149, email: ifpister@gmail.com

2Лившиц Александр Валерьевич, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии ремонта транспортных средств и материаловедения, тел.: (3952) 638395-362, e-mail: livnet@list.ru

Livshits Alexander, Candidate of technical sciences, Associate Professor, Head of the Department of Vehicle Repair Technology and Material Science, tel.: (3952) 638395362, e-mail: livnet@list.ru

3Машович Андрей Яковлевич, кандидат технических наук, доцент кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, тел.: 89500620622, e-mail: andr.mashovich@yandex.ru

Mashovich Andrei, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Industrial Ecology and Life Safety, tel.: 89500620622, e-mail: andr.mashovich @ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.