Научная статья на тему 'Совершенствование преподавания основ черчения и начертательной геометрии в условиях реализации компетентностного подхода в обучении'

Совершенствование преподавания основ черчения и начертательной геометрии в условиях реализации компетентностного подхода в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ART-GRAPHIC DISCIPLINES / ОСНОВЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ / FUNDAMENTALS OF DESCRIPTIVE GEOMETRY / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT FROM TEACHING METHODS / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / WORKBOOK / ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хубиев А. И.

В статье рассмотрены подходы совершенствования преподавания дисциплины «Основы начертательной геометрии». Данная учебная дисциплина особенно важна при формировании знаний и умений в области геометрии, которые будут использоваться в процессе изучения художественно-графических дисциплин. Одним из важнейших средств обучения графическим дисциплинам, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь. В результате применения специальных тетрадей повышается эффективность самостоятельной работы студентов, как при подготовке к практическим занятиям, так и при подготовке к экзаменам. Это приводит к повышению успеваемости студентов в целом, несмотря на их недостаточно высокую первоначальную подготовку. Разработка современного методического сопровождения, использование интерактивных средств в преподавании основ начертательной геометрии позволяет внедрять активные методы обучения с целью развития познавательной и творческой деятельности студентов, подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хубиев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TEACHING OF TECHNICAL DRAWING AND DESCRIPTIVE GEOMETRY IN CONDITIONS OF REALIZATION OF COMPETENCE APPROACH

The article considers approaches to the improvement of teaching a discipline of “Fundamentals of Descriptive Geometry”. This discipline is especially important in the formation of knowledge and skills in the field of geometry that will be used in the process of studying art and other graphic disciplines. One of the most important means of teaching graphic disciplines, which today is generally recognized among faculty and students, is a workbook. As a result of applying special notebooks increases the efficiency of independent work of students in training at practical classes and in preparation for exams. This leads to better grades in studies, in spite of not enough high initial training. The development of modern means of teaching support, the use of interactive tools in teaching principles of descriptive geometry allow introducing active learning methods to increase effectiveness, the development of cognitive and creative activity of students, preparing them for independent professional activity.

Текст научной работы на тему «Совершенствование преподавания основ черчения и начертательной геометрии в условиях реализации компетентностного подхода в обучении»

- игры по воспитанию культурно-гигиенических навыков (например, дидактические игры: «Как правильно вести себя за столом», «Как правильно и красиво накрыть стол» и др.);

- беседы с использованием дидактического материала («Как избежать опасности в доме?», «Моя профессия»);

- сюжетно-ролевые или компьютерные игры («Учимся готовить», «Я на кухне»; «Для гостей готовим вкусное угощение», «Встречаем гостей» и др.);

- игры на развитие мелкой и крупной моторики (перекладывание фасоли, гороха, открывание и закрывание шкафов и др.);

- проведение занятий со специалистами в комнате социально-бытовой адаптации.

Работа с детьми, у которых навыки на стадии формирования (закрепление устойчивого навыка) (блок 3) также выстраивается с учетом определенных методологических основ и разработки плана социально-педагогической деятельности.

Занятия в комнате социально-бытовой адаптации:

1. Бытовые электрические приборы. Правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи.

2. Кухонные принадлежности.

3. Чайная и столовая посуда. Правила пользования посудой и уход за ней. Столовый этикет.

4. «Красиво накрытый стол - гордость хозяйки». Правила сервировки стола».

Библиографический список

5. «Попьем чайку?» Чайные традиции. Правила приготовления чая.

Значимым этапом работы по формированию социально-бытовых умений и навыков при приготовлении и приеме пищи специалисты проводят с родителями (проведение индивидуальных бесед, консультаций, обсуждение с родителями последующих шагов в формировании навыков детей, посещение и участие в практических занятиях детей, разработка рекомендаций по формированию умений и навыков при приготовлении и приеме пищи в домашних условиях и др.).

Итак, представленная модель работы способствует приобретению независимости и самостоятельности детей с особыми возможностями здоровья, посредством применения пошаговой системы обучения социально-бытовым умениям и навыкам, определения методологических основ (цели, задачи, принципы др.) и подбора системы мероприятий с разнообразным методическим материалом (игры, упражнения, сказки и т. д.). Также важно отметить, работа с разными специалистами (дефектолог, логопед, социальный педагог, врачами др.) позволяет разносторонне подойти к одной проблеме. Тем самым формирование социально-бытовых умений и навыков у детей с особыми возможностями здоровья, является необходимым условием для их полноценной адаптации в социуме. Самостоятельность повышает самооценку ребёнка и является важным шагом на пути к его бытовой и психологической независимости.

1. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. Москва, 1997.

2. Дедюхина Г.В., Худенко Е.Д, Кириллова Е.В., Шаховская С.И., Марунова Л.А. Основы организации воспитания и реабилитации детей-инвалидов 0-4 лет со сложной структурой дефекта. Москва, 2008; Выпуск 1.

3. Нэнси Р. Финни. Ребёнок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Москва, 2005.

4. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология: учебное пособие. Москва, 2008.

5. Особый ребёнок: учимся самостоятельности вместе: методическое пособие. Ставрополь, 2013.

References

1. Bryus L. Bejker, Alan Dzh. Brajtman. Put'k nezavisimosti. Obuchenie detej s osobennostyami razvitiya bytovym navykam. Moskva, 1997.

2. Dedyuhina G.V., Hudenko E.D, Kirillova E.V., Shahovskaya S.I., Marunova L.A. Osnovy organizacii vospitaniya i reabilitacii detej-invalidov 0-4 let so slozhnoj strukturoj defekta. Moskva, 2008; Vypusk 1.

3. N'ensi R. Finni. Rebenok s cerebral'nym paralichom. Pomosch'. Uhod. Razvitie. Moskva, 2005.

4. Lil'in E.T., Doskin V.A. Detskaya reabilitologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2008.

5. Osobyjrebenok: uchimsya samostoyatel'nosti vmeste: metodicheskoe posobie. Stavropol', 2013.

Cтатья поступила в редакцию 15.05.16

УДК 378

Hubiev A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk,

Russia), E-mail: [email protected]

IMPROVEMENT OF TEACHING OF TECHNICAL DRAWING AND DESCRIPTIVE GEOMETRY IN CONDITIONS OF REALIZATION OF COMPETENCE APPROACH. The article considers approaches to the improvement of teaching a discipline of "Fundamentals of Descriptive Geometry". This discipline is especially important in the formation of knowledge and skills in the field of geometry that will be used in the process of studying art and other graphic disciplines. One of the most important means of teaching graphic disciplines, which today is generally recognized among faculty and students, is a workbook. As a result of applying special notebooks increases the efficiency of independent work of students in training at practical classes and in preparation for exams. This leads to better grades in studies, in spite of not enough high initial training. The development of modern means of teaching support, the use of interactive tools in teaching principles of descriptive geometry allow introducing active learning methods to increase effectiveness, the development of cognitive and creative activity of students, preparing them for independent professional activity.

Key words: art-graphic disciplines, Fundamentals of descriptive geometry, support from teaching methods, workbook.

А.И. Хубиев, канд. пед. наук, доц. каф. живописи и методики преподавания изобразительного искусства,

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ЧЕРЧЕНИЯ И НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

В статье рассмотрены подходы совершенствования преподавания дисциплины «Основы начертательной геометрии». Данная учебная дисциплина особенно важна при формировании знаний и умений в области геометрии, которые будут использоваться в процессе изучения художественно-графических дисциплин. Одним из важнейших средств обучения графическим дисциплинам, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь. В результате применения специальных тетрадей повышается эффективность самостоятельной работы студентов, как при подготовке к практическим занятиям, так и при подготовке к экзаменам. Это приводит к повышению успеваемости

студентов в целом, несмотря на их недостаточно высокую первоначальную подготовку. Разработка современного методического сопровождения, использование интерактивных средств в преподавании основ начертательной геометрии позволяет внедрять активные методы обучения с целью развития познавательной и творческой деятельности студентов, подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: художественно-графические дисциплины, Основы начертательной геометрии, методическое сопровождение, рабочая тетрадь.

Компетентностный подход является ведущим при реализации ФГОС нового поколения и требует переориентации всего образовательного процесса. Многие исследователи компетент-ностного подхода в образовании, в качестве главного условия формирования компетентности в любой предметной области называют познавательную активность, имеющую определённую направленность и, прежде всего, профессиональную направленность. Познавательная активность позволяет накапливать информацию, овладевать методами познания, что проецируется в интеллектуальное развитие и способствует приобретению профессиональной компетентности. При этом профессиональная компетентность высококлассного специалиста базируется на фундаментальном профессиональном образовании, эмоционально-ценностном отношении к любым видам деятельности, владении технологией профессиональной деятельности в сфере выбранной специальности.

Как отмечают Махиня Л.Н., Врублевская С.С., Дрей Л.С. [1] в рамках дисциплины «Основы начертательной геометрии» проходит изучение геометрических образов в ортогональных проекциях, т. е. свойства пространственных форм изучаются непосредственно по самому чертежу. В результате студенты не имеют перед собой изучаемые оригиналы, в их распоряжении находятся только их плоские изображения. В этом заключается наибольшая сложность дисциплины «Основы начертательной геометрии», которая является теоретической основой для последующего изучения курса черчения и других художественно-графических дисциплин. Данный курс введён для студентов инженерных специальностей, а так же студентов - будущих дизайнеров.

Учебная дисциплина «Основы начертательной геометрии» опирается на знание основ элементарной геометрии - планиметрии и стереометрии, поэтому большое внимание следует уделять тем определениям и теоремам элементарной геометрии, которые в дальнейшем используются в процессе изучения художественно-графических дисциплин. При этом представляется особенно важным сначала научить студентов решать задачи в пространстве, т. е. умению моделировать поставленную задачу силой пространственного воображения. И только после того, как все элементы задачи будут расставлены по своим местам, следует переходить к изображению данной задачи на плоскости методами начертательной геометрии. Особое внимание уделяется умению правильно анализировать исходные данные задачи, так как в зависимости от правильности проведённого анализа вытекают все последующие операции.

Тем самым большое значение приобретает методика преподавания дисциплин, особенно отличающихся повышенной сложностью для студентов. В современных условиях методическая деятельность преподавателя направлена на то, чтобы объединить в единый комплекс содержание, методы, формы обучения, основой которого является учебник для повышения эффективности обучения студентов, в первую очередь за счёт увеличения интенсивности самостоятельной работы [2].

«Основы черчения и начертательной геометрии», наряду с другими художественно-графическими дисциплинами играют большую роль в подготовке дизайнеров и учителей изобразительного искусства, формируют компетенции, необходимые для изучения специальных дисциплин в Институте культуры и искусств Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева на кафедрах живописи и методики преподавания изобразительного искусства, методики преподавания художественно-графических дисциплин постоянно осуществляется по-

Библиографический список

иск новых форм обучения студентов. С этой целью внимательно изучается опыт других вузов в процессе преподавания дисциплин «Черчение и проектная графика», «Строительное черчение», «Основы черчения и начертательной геометрии», в частности, опыт Сибирского федерального университета и конкретно кафедры начертательной геометрии и других [2]. На основе изученного опыта можно сказать, что одним из важнейших средств обучения графическим дисциплинам, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь.

Тетрадь, содержащая графические условия предлагаемых задач, разработана на основании учебного пособия, в котором подробно объясняется методика решения задач с указанием страниц основных понятий как в рабочей тетради [3], так и в учебном пособии (курс лекций). При этом студенты учатся пользоваться учебной литературой и приобретают навык необходимости использования литературы, как способа расширения круга знаний.

Как показали исследования, около 85% поступающих в вузы, не изучали в школе черчение, недостаточно хорошо знают геометрию, не обладают пространственным представлением, не умеют организовать самостоятельную работу [4]. Тем самым использование рабочей тетради на практических занятиях достаточно эффективно, так как способствует решению максимального количества задач на доске и в тетради. При этом исключается неточность воспроизведения студентами исходных данных, экономится время студента при самостоятельном решении задач вне учебной аудитории. Тетрадь составлена так, что наряду с «традиционными» предлагаются задачи, имеющие несколько вариантов решений. Такой подход исключает возможность дублирования решений задач, в связи с тем, что одно и то же графическое решение у нескольких студентов становится практически невозможным. Причём, перед студентами ставится задача не только найти, но и выбрать более рациональный путь её решения. Это ведёт к развитию активности в решении, самостоятельности и творческого начала у студентов. В результате применения специальных тетрадей повышается эффективность самостоятельной работы студентов, как при подготовке к практическим занятиям, так и при подготовке к экзаменам. Это приводит к повышению успеваемости студентов в целом, не смотря на их недостаточно высокую первоначальную подготовку.

Как показал опыт ведущих вузов страны [1- 5], применение в процессе обучения рабочей тетради способствует следующему:

- более продуктивному усвоению студентами специальных терминов и понятий,

- приобретению студентами практических умений и навыков,

- формированию у студентов умений и навыков самоконтроля,

- развитию пространственного мышления и др.

Разработка современного методического сопровождения,

использование интерактивных средств в преподавании основ начертательной геометрии и других дисциплин кафедры Методики преподавания художественно-графических дисциплин, позволяет внедрять активные методы обучения с целью повышения его эффективности, развития познавательной и творческой деятельности студентов, подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности. Все это, в совокупности, способствует развитию компетентности будущего дизайнера отвечающего требованиям интенсивно развивающейся экономики и общества в целом.

1. Махиня Л.Н., Врублевская С.С., Дрей Л.С. Инновационные методы преподавания начертательной геометрии в вузах. Наука, техника и образование. 2015; 2 (8).

2. Борисенко И.Г. Методическое обеспечение в преподавании начертательной геометрии и инженерной графики при формировании профессиональных компетенций. Педагогика: традиции и инновации: материалы международной заочной научной конференции. Челябинск, 2011; Т. 2: 64 - 66.

3. Дергач В.В. Начертательная геометрия: рабочая тетрадь. Красноярск, 2009.

4. Рукавишникова Е.Л. О проблемах преподавания «инженерной графики» студентам, не имеющим базовых знаний по черчению. Педагогика: традиции и инновации: материалы международной заочной научной конференции. Челябинск, 2011; Т. 2: 86 - 87.

5. Грачева С.В., Виткалов В.Г. Инновационный подход к проведению практических занятий по начертательной геометрии. Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. Саратов, 2001.

References

1. Mahinya L.N., Vrublevskaya S.S., Drej L.S. Innovacionnye metody prepodavaniya nachertatel'noj geometrii v vuzah. Nauka, tehnika i obrazovanie. 2015; 2 (8).

2. Borisenko I.G. Metodicheskoe obespechenie v prepodavanii nachertatel'noj geometrii i inzhenernoj grafiki pri formirovanii professional'nyh kompetencij. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk, 2011; T. 2: 64 - 66.

3. Dergach V.V. Nachertatel'naya geometriya: rabochaya tetrad'. Krasnoyarsk, 2009.

4. Rukavishnikova E.L. O problemah prepodavaniya «inzhenernoj grafiki» studentam, ne imeyuschim bazovyh znanij po chercheniyu. Pedagogika: tradicii iinnovacii: materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk, 2011; T. 2: 86 - 87.

5. Gracheva S.V., Vitkalov V.G. Innovacionnyj podhod k provedeniyu prakticheskih zanyatij po nachertatel'noj geometrii. Sovershenstvovanie podgotovki uchaschihsya i studentov v oblasti grafiki, konstruirovaniya i standartizacii. Saratov, 2001.

Статья поступила в редакцию 03.05.16

УДК 378

Hubiev A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk,

Russia), E-mail: [email protected]

INNOVATIVE APPROACHES IN TEACHING GRAPHIC DISCIPLINES TO STUDENTS. The article deals with innovative approaches of teaching graphic disciplines to students. An integrative approach is very important in teaching process of such disciplines. The authors tell about the integration due to the need of a higher level of systematization of knowledge of their density and efficiency, involving the elimination of duplication in the presentation of material in various academic subjects, as well as the need of strengthening professional orientation of the graphic disciplines. The art and graphic disciplines are theoretically based on the use of educational multimedia software in presenting new learning material. Among the ways of improvement of teaching graphic disciplines, the author notes the improving of scientific and pedagogical qualification of teachers, the evelopment of material-technical basis of departments - equipment, modern appliances, specialized classrooms, computer classrooms, etc., continuous updating of pedagogical support of the educational process (electronic textbooks, visual AIDS, instructions on teaching methods).

Key words: students, graphic disciplines, integration of computer aided design.

А.И. Хубиев, канд. пед. наук, доц. каф. живописи и методики преподавания изобразительного искусства,

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

В статье рассматриваются инновационные подходы обучения студентов художественно-графическим дисциплинам. При реализации данных дисциплин широко используется интегративный подход. Интеграция обусловлена потребностью более высокого уровня систематизации знаний, их уплотнённости и экономичности, предполагающей устранение дублирования в изложении материала различных учебных предметов, а также необходимостью усиления профессиональной направленности графических дисциплин. Хорошо зарекомендовала себя в процессе преподавания художественно-графических дисциплин методика, основанная на применении обучающих мультимедийных программ при изложении нового учебного материала. Среди путей совершенствования преподавания графических дисциплин автор выделяет: повышение научно-педагогической квалификации преподавателей; Развитие материально-технической базы кафедр - оснащение современной техникой специализированных аудиторий, компьютерных классов и т. д.; постоянное обновление методического обеспечения учебного процесса (электронные учебники, наглядные пособия, и др.)

Ключевые слова: студенты, художественно-графические дисциплины, интеграция, системы автоматизированного проектирования.

Современное профессиональное образование направлено на постоянное повышение качества и оптимизацию содержания подготовки будущих бакалавров, специалистов, магистров. Большое внимание совершенствованию образовательного процесса уделяется в Институте культуры и искусств Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева и, в частности, на кафедрах живописи и методики преподавания изобразительного искусства, методики преподавания художественно-графических дисциплин, на которых постоянно осуществляется поиск новых форм обучения студентов направления «Дизайн среды», «Педагогическое образование (изобразительное искусство)», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Графика играет важную роль во многих областях профессиональной деятельности. Она крайне необходима при проектировании графических объектов в искусстве, в производстве, в дизайне, оформлении, рекламе и т. д. Исследования показали, что более 90% профессиональной деятельности в той или иной мере используются графические образы.

У студентов Института культуры и искусств, в связи со спецификой их специализации, крайне важно максимально развить пространственно-образное и креативное мышление, сформировать прочный уровень профессиональных знаний в своей области. В этой связи, с начального периода обучения в Институте культуры и искусств осуществляется ориентация студентов на поисковое конструирование. И здесь важную роль играют такие

дисциплины, как перспектива, основы черчения и начертательной геометрии, технический рисунок, теория и методика обучения изобразительного искусства, т. е. учебные дисциплины, в которых формируются навыки черчения, проектирования и моделирования.

Учёные [1] выделяют следующие сложности, которые возникают при работе со студентами при преподавании графических дисциплин:

- недостаточная базовая подготовка по геометрии и черчению;

- плохо развитое образное воображение, пространственное и логическое мышление у многих студентов,

- отсутствие элементарных знаний по черчению у большинства студентов.

Осознание студентами низкого уровня подготовки резко снижает мотивацию к обучению. При этом существенное сокращение количества аудиторных часов на изучение черчения и начертательной геометрии и других художественно-графических дисциплин приводит к тому, что ряд тем излагается и усваивается лишь на уровне понятий.

Сокращение часов на аудиторную и самостоятельную работу при одновременном сохранении общего объема знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент при изучении дисциплины, требует от преподавателей кафедры особого мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.