Научная статья на тему 'Инновационные технологии в обучении по «Бизнес-коммуникации»'

Инновационные технологии в обучении по «Бизнес-коммуникации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / E-LEARNING / STUDENT EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / BUSINESS COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недева Веселинка Иванова, Златев З., Парапатиев С.

В статье рассмотрены роль и место информационных и коммуникационных технологий в организации современного электронного образования, в системе воспитания студентов в вузах. Анализируются различные подходы к применению информационных и коммуникационных технологий в образовании. Акцент сделан на виртуальном обучении, как средстве перехода к обществу знаний и его влиянии на повышение качества подготовки специалистов. Авторы делятся своим опытом внедрения электронного обучения в системе «Бизнес-Коммуникации». Охватываются алгоритмы, используемые для создания электронного ресурса «Урок» в программе «MOODLE» и его конкретной реализации на базе факультета инженерии и технологии. В резюме представлено применении других видов инновационной деятельности и ресурсов в виртуальной среде обучения «eDuTK».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недева Веселинка Иванова, Златев З., Парапатиев С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Technologies in the education of Business Communications

The article shows the role and place of information and communication technologies in the construction of modern knowledge society and their place in the education of the students in the universities. The opinions of authors that are describing the applications of information and communication technologies in the education are analyzed. Emphasis is on e-learning as a means of transition to a knowledge society and its impact in preparing students to achieve their goals and improve the quality of training. In this paper the authors share their experience in implementing e-learning in the "Business Communications" major. Algorithms that are used to create the electronic resource Lesson in MOODLE and its specific implementation in the platform of the Faculty of Engineering and Technologies are shown. A summary of the application of other activities and resources of the virtual learning environment eDuTK is provided. The latest trends in the development of the virtual environment in use at the Faculty of Engineering and Technologies Yambol are shown.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в обучении по «Бизнес-коммуникации»»

Инновационные технологии в обучении по «Бизнес-коммуникации»

В. Недева, 3. Златев, С. Парапатиев

В статье рассмотрены роль и место информационных и коммуникационных технологий в организации современного электронного образования, в системе воспитания студентов в вузах. Анализируются различные подходы к применению информационных и коммуникационных технологий в образовании. Акцент сделан на виртуальном обучении, как средстве перехода к обществу знаний и его влиянии на повышение качества подготовки специалистов. Авторы делятся своим опытом внедрения электронного обучения в системе «Бизнес-Коммуникации». Охватываются алгоритмы, используемые для создания электронного ресурса «Урок» в программе «МООБЬЕ» и его конкретной реализации на базе факультета инженерии и технологии. В резюме представлено применении других видов инновационной деятельности и ресурсов в виртуальной среде обучения «еОиТК».

Ключевые слова: электронное обучение, студент, образование, информационно-коммуникационные технологии.

Главной особенностью информационного общества является его экономика, развивающаяся на основе знаний и нового видения понятия «инновация». Интернет превращает знания в экономические и социальные блага, в товар на рынке сбыта для миллиардов пользователей. Появляется новый эффект в обществе знаний: новые технологии и инновации помогают выигрывать не тем странам, которые создают их, а тем, которые умело и быстро внедряют их. Этот эффект оказывает огромное влияние на людей и качество их жизни. Он изменяет роль и социальный статус высшей школы. Выпускники вузов должны не только обладать высоким уровнем теоретических знаний, но и иметь практическую и технологическую подготовку, соответствующую глобальному информационному обществу [5, с. 1].

Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющим качеством современного образования. Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса [4, с. 2].

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении студентов. Как отмечают исследователи, в условиях инновационного общества производство знаний в инновационной экономике становится основной производственной технологией [3, с. 27]: внедрение новой технико-технологической базы (новые компьютерные программы, оборудование, мобильная связь, мобильное телевидение, переход на новый формат и т.д.); привлечение новых (инновационных) источников информации, в качестве которых служат социальные сети, чаты, блоги, твиттер, вконтакте, фейсбук и т.д.

По мнению некоторых авторов, ИКТ-технологии [8, с. 1] - это: использование интерактивной доски; работа с интернет-ресурсами; создание собственного цифрового образовательного пространства; создание собственной мультимедийной библиотеки; проведение и организация конференций; создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.

Одна из современных форм образования - электронное обучение (E-Learning), которое является процессом обучения в электронной форме через глобальную сеть Интернет (World Wide Web) или интрасеть с использованием системы управления обучением (СУО). Для достижения этой цели необходимы: обеспечение сооружениями и оборудованием, методы проведения электронного обучения, создание учебного содержания в электронной форме и обученный персонал для его реализации. СУО обеспечивает использование интернет-технологий для создания, управления, доступности и надежности, выбора и использования учебного содержания, сохранения информации о студентах и контроля их успеваемости, связи и коммуникаций между ними через Интернет [1, с. 23].

Это принципиально новая технология образования в развитии информационного общества. Она ориентирует студентов на новый стиль работы, развивающий их умения и навыки на протяжении всей жизни. Освоение этой технологии коренным образом изменяет отношение людей к образованию, но позволяет проводить обучение в любом месте, в любое время, когда учащийся имеет доступ к системе. Это также относится к приобретению знаний на протяжении всей жизни, что является новой тенденцией в сфере образования.

То есть весь процесс обучения строится по схеме: воспринять - осмыслить - запомнить - применить - проверить. Чтобы добиться качества обучения, необходимо последовательно пройти через все эти ступени познавательной деятельности. Использование разнообразных форм и методов в процессе обучения способствует повышению качества обучения [8, с. 1].

Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения: ролевые игры, деловые игры, семинары, повторительно-обобщающие уроки, конференции, диспуты, диалоги, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады, сообщения; тестирование, программирован-ный контроль, исследовательская работа и др. Все перечисленные техно-логии обучения способствуют решению проблемы качества обучения [8, с. 1].

Основная цель обучения - формирование у студентов знаний, умений и навыков [7, с. 3]:

• объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

• решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

• умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

• поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, графика, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

• самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

• овладение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

• пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В различных областях знаний обучение имеет свои специфические особенности, которые включают в себя новые функции в современных условиях. «Новые технологии способствуют эффективному обучению. Эффективное обучение - это обучение, которое приносит конечный результат в виде устойчивых знаний основ изучаемого предмета, четкого осознания возможности применения сформированных знаний, умений и навыков в реальной жизни, а также потребности и понимания необходимости дальнейшего самосовершенствования на протяжении всей жизни» [9].

Реализация электронного обучения является шагом на пути к реализации успешного перехода к обществу знаний и идеи непрерывного образования. Через него внимание направляется на комплекс мероприятий в приоритетных областях модернизации европейских систем образования и обучения:

1. Снижает затраты группового обучения и достигает более низкой стоимости обучения в электронном виде.

2. Поставляет студентам новое учебное содержание для процесса обучения сразу после его создания.

3. Критерии оценки более точны и практически исключают субъективность и преднамеренность.

4. Студенты могут использовать ресурсы в любое время и в любом месте, где есть доступ к Интернету.

5. Система дает возможность интерактивного обучения путем обмена вопросами и ответами благодаря веб-технологиям.

6. Создает виртуальную среду для обмена образовательной информацией через систему.

7. Ресурсы могут быть использованы в синхронном и асинхронном режиме работы.

8. Позволяет использовать консультации высококвалифицированных преподавателей.

Знания, являющиеся содержанием образования, - не единственная его цель. Одновременно с этим студенты должны научиться извлекать знания из баз данных и хранилищ информации, на их основе генерировать новые знания в электронном виде, т.е. создавать новое содержание знаний и предлагать их как общий продукт своих и привлеченных знаний на рынке [5, с. 1].

Высокотехнологичное информационное общество XXI в. требует новых критериев коммуникативных умений личности, которая участвует в определенной команде, а также креативности, гибкости и адаптивных изменений в мышлении, которые необходимы для успешной работы команд [2, с. 17].

Опыт обучения таким дисциплинам, как «Бизнес-коммуникации», показывает, что усвоение студентами предлагаемого материала становится более целенаправленным и более интенсивным, когда они имеют возможность применять свои теоретические знания на практике. Умения и навыки грамотного делового общения не приобретаются автоматически. Иногда они формируются и совершенствуются на протяжении многих лет, поэтому важно начать эту практику именно на практических занятиях [6, с. 3].

На факультете «Техника и технологии» (Ямбол, Болгария) электронное обучение (http://ftt.uni-sz.bg/edutk - eDuTK) основывается на адаптированной платформе MOODLE с учетом потребностей факультета. Электронные материалы и ресурсы модулей курса «Бизнес-коммуникации» находятся в процессе разработки. Через них студенты будут развивать умения для решения практических задач, самостоятельных заданий и тестов для самооценки. Они апробированы в обучении другим дисциплинам.

Модули, которые используются для создания электронного содержания, - это:

• Модуль уроков (Modul Lesson).

• Модуль заданий (AssignmentModule).

• Модуль обмена мгновенными сообщениями (Chat Module).

• Модуль голосования (Choice Module).

• Комплексный форум (Forum Module).

• Дневник {.Journal Module).

• Тестовый модуль (Quiz Module).

• Ресурсный модуль (Resource Module).

• Аналитический модуль (Survey Module).

• Семинар («Мастерская») (Workshop Module).

Рис. 1. Этапы создания урока с его компонентами [1, с. 22]

Рис. 2. Примерный урок «Бизнес-коммуникации» и его компоненты

Модуль уроков связан с материальным развитием. Разработчик создает упражнения, вопросы и дает структуру материала, который должен быть выучен (оглавление), связанную с объяснительными страницами. Урок представляет материал в интересной и гибкой форме.

Этапы создания урока с его компонентами показаны на рис. 1 [1, с. 3]. Он состоит из нескольких страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом и рядом возможных ответов. В зависимости от выбора ответа студент либо переходит на следующую страницу, либо возвращается на предыдущую страницу. Навигация по уроку может быть простой или сложной в зависимости в основном от структуры предлагаемого материала.

Уроки являются отличным способом для оценки практических знаний по предмету и с творческим использованием MOODLE HTML редактора могут быть построены очень эффективным моделированием. Модуль урока позволяет добавлять целые уроки, которые направляют студента на основе его ответов. Может быть, будет полезно обдумать проведение урока как своего рода блок-схему. Студент читает данный абзац. После этого преподаватель задает студенту некоторые вопросы.

Примерный урок «Бизнес-коммуникации» и его компоненты показаны на рис. 2.

Модуль задания позволяет использовать следующие варианты:

• указываются сроки и оценки заданий;

• студенты отправляют решения задач, файл отмечен датой получения;

• поздно полученные задания отмечаются преподавателем;

• преподаватель может давать рекомендации, касающиеся индивидуальных задач, и уведомляет студентов по электронной почте;

• возможность повторного решения задач существует и после оценки, если преподаватель позволил.

Модуль обмена мгновенными сообщениями, обеспечивает коммуникацию в режиме реального времени; включает в себя изображение профиля пользователей в окне связи; разрешает использование URL, смайликов, HTML-изображений и многое другое. Весь разговор записывается с возможностью предоставления его другим пользователям.

Модуль голосования, позволяет создавать анкеты; результаты расположены в таблице; преподаватель может позволить студентам посмотреть на результаты опросов. Через эту форму преподаватель может следить за удовлетворением студента предлагаемым материалом и качеством учебных материалов и применяемой методики.

Комплексный форум, возможные типы форумов: только для преподавателей, для новостей, для отдельных студентов, а также форумы, которые открыты для всех; три различных способа просмотра форумов; возможность включения изображений в ответах на вопросы; автоматическая регулировка изображения профиля; подписка на определенные темы по электронной почте.

Дневник, дневники - это частные дискуссии между преподавателем и студентом; любая часть дневника может отображаться публично; уведомления по электронной почте.

Тестовый модуль, позволяет создать базу данных вопросов, используемых для составления тестов; тесты могут быть организованы по категориям; каждый тест имеет свой срок действительности, после чего он не доступен; возможность отображения правильных ответов; вопросы и ответы на них можно переставлять; вопросы позволяют включение HTML-кода и изображений; вопросы могут быть загружены из внешнего файла.

В тестовом модуле поддерживаются следующие типы вопросов: с несколькими ответами; с ответом типа «верно» - «неверно»; с ответом-совпадением; с ответом типа «короткого текста»; с числовыми ответами и т.д.

Результаты тестов могут быть проанализированы сразу после окончания теста через использование статистики, предлагаемой eDuTK. Анализ предоставляет статистические показатели, основанные на количестве студентов, которые ответили на вопросы, и количестве правильных и неправильных ответов. Кроме вопросов и возможных ответов, таблица с результатами анализа также содержит:

• Partial credit - сколько кредитов было дано преподавателем за каждый ответ;

• R counts - количество выбранных ответов и общее число попыток;

• % R - процент выбранного ответа;

• Facility Index (% Correct) - общая сложность вопроса;

• Standard Deviation (SD) - мера изменения выбранных ответов;

• DI & DC columns - меры эффективности вопросов.

Система eDuTK на основе MOODLE содержит варианты для ручной оценки результатов тестирования, а также возможность для переоценки при изменении критериев. Критерии оценки являются очень гибкими.

Ресурсный модуль: заботится об отображении содержания курсов; позволяет использовать различные форматы файлов (Word, Power Point, Flash, видео, аудио); файлы могут быть загружены на сервер или созданы с помощью встроенного //TML-редактора; поддержка внешних HI М/.-ресурсов.

Аналитический модуль: содержит встроенные инструменты для анализа текущего класса; результаты показаны посредством графики, при этом возможно экспортировать их в электронную таблицу Excel или CSV; интерфейс модуля предотвращает неполное исследование; обеспечивает обратную связь со студентом, и его результаты сравниваются с результатами других студентов.

Семинар: обеспечивает работу над одним заданием многих студентов, причем преподаватель может определять оценку и контролировать работу; поддерживает несколько типов оценки; позволяет преподавателю предоставлять типовые решения; это очень гибкий модуль со многими вариантами.

Новейшие тенденции в развитии платформы eDuTK и ее применения. Одна из новых форм применения - использование портфолио [1]. Блог «экспорт портфолио» позволяет студентам экспортировать элементы из Moodle, таких как сообщения на форуме и предоставление заданий к собственному блогу Moodle.

Другая возможность, которая применяется, - подключение к различным услугам «антиплагиата». Мы используем Plagiarism Checker, чтобы избежать использования чужих текстов или их дублирования в работе студентов (см. рис. 3).

Moodle-Google Apps Integration - особенно полезная функция, которая расширяет возможности виртуальной платформы eDuTK. Moodlerooms and Google работают вместе, чтобы создать состояние современной интеграции. Версия 1.0 обеспечивает интеграцию:

1. Мооб//е-пользователи создаются автоматически в Google Apps (Google Doos, Calendar, Gmail).

2. Когда вы войдете в Moodle, вы автоматически вошли в Google Apps.3. Gmail блок в Moodle отображает ваши последние Gmail-сообщения при входе на страницу Front Page.

3. Блок Google Apps на главной странице Moodle отображает ссылки на вашу стартовую страницу Google, Google Doos, Google Calendar и Gmail.

4. A Google Widget показывает ссылки на Moodle на стороне Google.

В дальнейших планах - использование Dimdirn Web Meeting. Деятельность Dimdim является дружественным Открытым веб-источником. С Dimdirn вы можете показывать презентации, приложения и рабочие столы любому другому лицу в Интернете. Вы можете общаться, используя веб-камеру, разговаривать с другими в Интернете.

С ft | D tk.urii-sz.bg/iride>:.php?lang=bg

I D Moodle □ Joomla □ Proekti □ Kolej □ English □ The weather

Sü1 ^ □ =

□ Dictionary CD M&M О Ves □ Radio □ hotels □ projects ¿J Web Slice Gallery □ Traveling Q Колекция/EZEL/V,,,

» Международна ценности

» Развитие на академичния

» Администрация

» Обяви итъргове » Фото ran ерия » Полезни връзки » Ко итакти

■» Регисгьр на завьршипите студенти

GUARDED BY

PLAGIARISMA

DON'T DUPLICATE

доц. д-р Маргарита Пехпиванова - секретар на Факуптета а; проекта - Национална мрежа за инициативи и информация за ефективно учен организиране на разнообразии прояви по време на празниците на ученето.

доц. д-р инж. Таня Пехпиванова - зам. декан по учебната дейност даде н развитие и успешна професионапна реализация», като представи възможностите

ПРИЕМ 2013-2014 Jfci Ö ИЗ

ФАКУЛТЕТ "ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ" ■ ЯМБОЛ ■ ИНВЕСТИЦИЯ В БЪДЕЩЕТО ФТТ - Ямбол е в структурата на Тракийски университет - Стара Загора (www.uni-sz.bg)

- получаване на висте о&разование -"МДГИСТЪР";

- висока ПРОФЕСИОНАПНА подготовка;

- квалификация "УЧИТЕЛ";

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ИНСТРУКТОРСКА ПРДВОСПОСОБНОСТ 3i

"БАКАЛАВЪР" i<

и спеииалности.

Завьршилите ФТТ - Ямбол получават о&разователно-квалификационна степей "БАКАЛАВЪР" ил "МАГИСТЪР" и сьответната професионална квалификация "ИНЖЕНЕР" или "МАГИСТЪР-ИНЖЕНЕР" могатда продължатза ОКС "Доктор",

Поспедно промен ек на Вторник, 19 Февруарм 201311:30

ФАКУЛТЕТ „ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ" - ЯМБОЛ С УСПЕШНА ПРОГРАМНА АКРЕДИТАЦИЯ ПО ВСИЧКИ ПРОФЕСИОНАПНИ НАПРАВЛЕНИЯ!

йУважаеми колеги. По здрав я вам е В и и с гордост Ви съобщаваме че Факултет ,Техн и ка и технол о ги и° - Я мбол премпна поредната успешна Програмна акредитация - се га за Образователно-кнапиЛжкамьмнни птепени ..RflKflnftR"hP" и

Обяви и съобщения! fa © еэ

16.03.2013 г. Графикътза ЗАДОЧНО ОБУЧЕНИЕ е пубпикуван - летен семестър, АПИЛСКА се сия на уч.2012-2013 г.

П Other bookmarks \ | + |

Рис. 3. Plagiarism Checker на сайте факультета «Техника и технологии»

(Ямбол, Болгария)

WiZiQ онлайн-класса веб-конференций модуль позволяет пользователям Moodle планировать и предоставлять онлайн-классы, используя WiZiQ виртуальный класс. Этот веб-базированный виртуальный класс оснащен средствами общения и сотрудничества в реальное время, такими инструментами, как чат, аудио и видеопотоки для шести человек, белая доска, экран и содержание для обмена (.doc, .docx, .pdf, .xls, .xlsx, .ppt, .pptx, .pps, .ppsx, .swf, .flv and YouTube videos). Кроме того, администраторы могут загрузить сведения о посещаемости, отчеты, и студенты с разрешения могут просмотреть/скачать записи класса.

Литература

1. Nedeva V., Prodanov P., Ducheva Zl., Nedev D. Moodle lesson activity in measuring the hardness of materials // Trakia Journal of Sciences, vol. 4, № 4, 2006.-P. 20-27.

2. Димова E. Използване на информационните ресурси за ефективно управление на екипи // Известия на Съюза на учените. Т. 21. - Сливен, 2012.-С. 16-20.

3. Каллиома Л. А. Коммуникационные инновации как фактор развития журналистской деятельности // Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы». 29-30 октября 2012 г., Воронежский государственный университет. - С. 25-29.

4. Карпушина Т.А. Инновационные подходы в обучении образовательной области «Технология» // http://festival.lseptember.ru/articles/507202/

5. Матвеева И.В. Качество образования в информационном обществе // http://cpk.mesi.ru/materials/articles/other09/, 01.2006-3

6. Рещикова С., Димова. Е. Етика на деловото общуване. - Ямбол: изд. факултет «Техника и технологии», 2012.

7. Сергеева И.Т., Шабанова Ю.А. Бинарный урок «Экономика и информатика» по теме «Решение экономических задач в электронных таблицах» // http://festival.lseptember.ru/articles/511774/

8. Современные подходы в обучении // http://www.spiritoftime.su/ index.php?option=com_content&view=article&id=l 11%ЗА2011-11-06-09-08-49&catid=5%3Apedagogics&Itemid=10&lang=ru

9. Шушкевич С.И. Методика эффективного обучения как критерий успешности в образовательном процессе // http://www.spiritoftime.su/ index.php?option=com_content&view=article&id=62%3 А2011 -10-29-19-59-02&catid=5%3Apedagogics&Itemid=10&lang=ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.