Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

589
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Английский язык / грамматика / коммуникативный подход / Интернет-ресурсы. / English language / grammar / communicative approach / Internet resources.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашина Анна Евгеньевна, Гущина Людмила Викторовна

В статье раскрываются проблемы использования Интернет-ресурсов в обучении грамматике английского языка с применением коммуникативного подхода. В ходе работы было выделено три источника, как наиболее разноплановые и качественные, которые были далее рассмотрены с возможностью использования на дистанционном уроке английского языка и на уроке в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондрашина Анна Евгеньевна, Гущина Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH GRAMMAR IN SECONDARY SCHOOL

Issues of using Internet resources in teaching grammar of English language with application of communicative approach are described in the article. In the course of the work three sources were distinguished as the most diverse and qualitative, which were further examined with the possibility of using them in an online English lesson and lesson at school.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

VIII Международная научно-практическая конференция

2. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

3. Змеёва Т.В. Пути повышения обучения французскому языку для профессионального общения // LINGUA MOBILIS. - 2011. - № 4 (30). - С. 106117.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

5. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения / М. Н. Скаткин; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1971. - 205 с.

© Я. Ю. Горгарова, 2021

УДК 811.111

Кондрашина Анна Евгеньевна Kondrashina Anna Evgenyevna

Магистрант Master student Южный Федеральный Университет Southern Federal university Гущина Людмила Викторовна Gushina Ludmila Viktorovna К.ф.н., доцент Candidate of philological sciences, docent Южный Федеральный Университет Southern Federal university

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH GRAMMAR

IN SECONDARY SCHOOL

Аннотация. В статье раскрываются проблемы использования Интернет-ресурсов в обучении грамматике английского языка с применением коммуникативного подхода. В ходе работы было выделено три источника, как наиболее разноплановые и качественные, которые были далее рассмотрены с возможностью использования на дистанционном уроке английского языка и на уроке в школе.

Abstract: Issues of using Internet resources in teaching grammar of English language with application of communicative approach are described in the article. In the course of the work three sources were distinguished as the most diverse and qualitative, which were further examined with the possibility of using them in an online English lesson and lesson at school.

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

Ключевые слова. Английский язык, грамматика, коммуникативный подход, Интернет-ресурсы.

Key words: English language, grammar, communicative approach, Internet resources.

В наше время образовательный процесс все больше модернизируется, большинство школ оборудованы интерактивными досками, учителя заносят оценки в электронный журнал, и даже в 2020 году школы столкнулись с переходом на дистанционную форму обучения из-за пандемии. Более того, об актуальности и целесообразности использования Интернет-технологий говорили такие ученые, как Дэвид Кристал, М.Варшауэр, Е.В. Воевода, Э.Я.Соколова. Следовательно, в настоящее время все больше возникает потребность переходить с традиционной системы обучения на систему "blended learning" или «смешанное обучение», т.е. образовательную концепцию, комбинирующую традиционное обучение с дистанционными и онлайн-методами. уроках. Использование интернет технологий имеет не только развлекательную задачу, но и способствует развитию коммуникативного навыка, самостоятельности, креативности, поднятию мотивации учащихся, развитию базовых компетенций учащихся, учитывает их индивидуальные особенности, помогает осуществить деятельностный подход в обучении, привлечь пассивных учеников к активной деятельности на уроке, а также способствует модернизации общего образования. Учебные Интернет-ресурсы содержат текстовый, графический, аудио-, фото- и видеоматериал на различные учебные темы. Однако, при использовании Интернет-технологий следует иметь разработанный план урока с целью, местом и временем использования Интернета (Web-based lesson) и алгоритм действий с четкими инструкциями [4]. Также особенно важно заранее отобрать проверенные, эффективные вебсайты, которые будут соответствовать поставленным целям урока. При очном обучении в школе, по нашему мнению, Интернет-технологии следует использовать не весь урок, так как это может стать причиной организационного риска, но выполнение нескольких упражнений или введение новой темы с помощью Интернет-сайтов поможет привыкнуть и учащимся, и учителям к новому пространству. Обобщая все сказанное, инновационные технологии играют важную роль в обучении, но нужно тщательно подойти к отбору корректных и полезных ресурсов. Нам бы хотелось обратить внимание на использование некоторых интернет-технологий в обучении грамматике английского языка в рамках коммуникативного подхода. Необходимо отметить, что все упражнения из Интернет-ресурсов следует использовать как часть сценария урока, а не как законченные учебные единицы. Мы рассмотрим следующие ресурсы: «Национальный корпус русского языка» и "British National Corpus", "Wordwall", "LearningApps.org", "Superteachertools.com", "Baamboozle", "Quizizz", "Triventy", "English Media Lab", "Padlet.com", "Pixton Edu", "Printdiscuss.com", "Brainyquote.com". Именно эти ресурсы были отобраны, так как содержат совершенно разноплановые методы в обучении грамматике английского языка и являются проверенными и эффективными в осуществлении образовательных целей.

VIII Международная научно-практическая конференция

С появлением компьютерных технологий большое развитие получила корпусная лингвистика, следствием которой является появление Интернет-сайтов с корпусами разных языков, например, Национальный корпус русского языка (НКРЯ) [2], с объемом более 600 миллионов слов, и British National Corpus (BNC), с объемом 100 миллионов слов. Данные ресурсы можно использовать в качестве поисковой работы, например, определить значение префикса исходя из примеров или найти разные слова с одним корнем. Также можно выполнить сравнительно-сопоставительный анализ языков с использованием русского и английского корпусов, например, сравнить порядок слов в предложении, ведь в английском языке, в отличие от русского, более строгий порядок слов, и языковой корпус, содержащий тысячи примеров из текстов разных жанров, прекрасно это продемонстрирует. В конце каждой мини-исследовательской работы, учащимся или группе учащихся нужно сделать вывод или высказать свои предположения на английском языке. Учитель также может использовать корпус для составления упражнений, например, заменить аффиксы на многоточие и попросить учащихся угадать слово, исходя из текста. Таким образом, использование корпуса помогает заинтересовать учащихся, нестандартно представить тему, а также представляет один из методов проблемного обучения.

На сайте «Baamboozle» игра представляет собой множество визуальных карточек с заданиями и отлично подходит для закрепления грамматических тем и коммуникативной практики. Карточки, как правило, содержат графическое или анимированное изображение и вопрос или задание снизу. Отвечать на задание или вопрос нужно устно, а после ответа нажать на карточку для проверки. Исходя из этого, сайт можно использовать на уроке в качестве фронтального опроса или разделив класс на команды, но контролировать ответы учащихся может только учитель, на сайте это никак не отображается. Найти нужные грамматические игры можно воспользовавшись строкой поиска. При создании своих игр на данном ресурсе можно скрыть карточки с вопросами под номерами для игры с командами. Учащиеся одной команды выбирают вопрос и отвечают на него. За правильный ответ начисляются баллы, которые подсчитываются автоматически. Сайт имеет бесплатную и платную версии. Бесплатная версия включает в себя создание собственных игр, участие четырех команд в игре, загрузка 1 мб изображений, игру с 24 вопросами. Преимущества платной версии состоят в большем количестве команд и загрузке изображений, создании нескольких игры в одной игре, создании упражнений с выбором ответа, количество вопросов повышается до 48, убирается реклама. Данный сайт создан американской организацией специально для использования на уроках в качестве разминки перед уроком, закрепления темы или контроля усвоения грамматической темы. Данный ресурс совершенно отличается от предыдущих, но не уступает в развлекательной и образовательной формах.

Сервис «Padlet.com» представляет собой виртуальную доску для сбора и хранения информации. В рамках школьного обучения английской грамматике сайт можно использовать для сбора информации по определенной грамматической темы, в качестве метода мозгового штурма по определенной

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

теме, либо для проектного задания в классе. На сайте есть следующие разновидности досок: «стена», «холст», «лента», «раскадровка», «колонки», «беседы», «карта», «хронология». Дизайн доски можно менять, материалы располагать в разной последовательности, готовую доску можно сохранить как картинку или pdf-файл, что позволяет ученикам повторять собранный и пройденный материал по грамматической теме дома. Материалами для доски могут служить тексты, видео, тесты, документы, викторины и другие сайты. Учащиеся могут также комментировать прикрепленные материалы, Созданная доска может быть общедоступной или закрепленной за определенной группой лиц. Сайт доступен в тридцати четырех языках, включая русский и английский, и имеет бесплатную и платную версии. В бесплатной версии можно создать лишь три доски. В целом, ресурс «Padlet.com» носит не столько развлекательную, сколько обучающую задачу, активизирует учащихся на решение проблемы, формирует нестандартное мышление, а также помогает учащимся, пропустившим занятие, оставаться участниками проекта или посмотреть и попытаться разобраться в пройденной теме по виртуальной доске.

Таким образом, вышеуказанные образовательные Интернет-ресурсы способствуют формированию и развитию языковых и ИКТ-компетенций, расширяют возможности урока в условиях реализации ФГОС, развивая различные виды метапредметных УУД у учащихся, помогают создать мотивацию и заинтересовать учащихся в изучении английского языка, развить коммуникативные навыки работы в Интернете. Однако, несомненно, Интернет -бескрайнее хранилище информации, и даже образовательные сайты не всегда являются корректными и подходящими для проведения школьных уроков. Поэтому обязательно перед уроком рекомендуется проверять и отбирать нужный материал для успешного проведения занятия.

Библиографический список:

1. Wilkins, D. A. Notional Syllabuses / D. A. Wilkins. Oxford: Oxford University Press, 1976. - P.79.

2. Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruscorpora.ru/index.html, свободный.

3. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2007. - С.101-107.

4. Соколова Э.Я. Анализ потенциала интернет-ресурсов в обучении иностранному языку // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 5-4. - С. 607-610

5. Степанова, Т.Ю. Специфика применения коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам / Т.Ю. Степанова // Интеграция образования. -2012. - №2. - С.37-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.