Научная статья на тему 'Инновационные технологии в обучении физической культуре лиц, имеющих нарушение слуха'

Инновационные технологии в обучении физической культуре лиц, имеющих нарушение слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СЛУХ / ШКОЛЬНИКИ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / НАРУШЕНИЕ / HEARING / SCHOOLCHILDREN / PHYSICAL EDUCATION LESSON / VIOLATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Марина Николаевна, Кихаева Диана Васильевна

В статье рассматриваются, основные методы и специфика физического воспитания детей, имеющих нарушения слуха, а также определен круг специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития на уроках физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова Марина Николаевна, Кихаева Диана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING PHYSICAL CULTURE TO PERSONS WITH HEARING IMPAIRMENT

The article discusses the basic methods and specifics of physical education of children with hearing impairments, as well as defines a circle of special correctional tasks that determine the process of overcoming physical developmental deficiencies in physical education lessons.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в обучении физической культуре лиц, имеющих нарушение слуха»

УДК 796

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ СЛУХА

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING PHYSICAL CULTURE TO PERSONS WITH HEARING IMPAIRMENT

Нестерова Марина Николаевна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Nesterova Marina Nikolaevna

senior lecturer Department of physical culture Volgograd State socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Кихаева Диана Васильевна

Студент

кафедра теории и методики обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия К/'chaeva Diana Vasilievna

Student

Department of theory and methods of teaching physical culture and life safety

Volgograd State socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются, основные методы и специфика физического воспитания детей, имеющих нарушения слуха, а также определен круг специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития на уроках физической культуры.

Abstract. The article discusses the basic methods and specifics of physical education of children with hearing impairments, as well as defines a circle of special correctional tasks that determine the process of overcoming physical developmental deficiencies in physical education lessons.

Ключевые слова: слух, школьники, урок физической культуры, нарушение.

Keywords: hearing, schoolchildren, physical education lesson, violation.

В Российской федерации четко прослеживается тенденция интереса к инвалидности, в частности детской. В настоящее время более полутра миллиона детей имеют прямое отношение к понятию «инвалид», т.е. относятся категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения, к перечню отклонений в состоянии здоровья относят и слух.

Различные исследования показали, что от всего населения Земли, более 4-6% людей имеют нарушение слуха, что приводит к затруднению в общении и социализации. Так же ученные выяснили, что около 2% населения обладает двустороннюю тугоухость.

Статистика зарубежных и отечественных исследований показывает, что число детей, имеющих нарушения слуха, с каждым годом постоянно прогрессирует. В России в 1995 году насчитывалось около 22,7 тысяч детей с нарушением слуха, а уже к 1997 их число преодолело отметку более чем в 6,4% от всемирной детской инвалидности.

В 1999 году по данным Всемирной Организации Здравоохранения было зарегистрировано более 600 тысяч детей с нарушением слуха, при этом только 147 тысяч стояло на учете в сурдологических кабинетах. Современное общество развивается на основе идей гуманизации, предполагающей раскрытие и реализацию потенциала каждого человека, в том числе и людей с отклонениями в здоровье [1, с.45].

В современном мире процесс слияния детей с нарушением слуха растет за счет ранней диагностике и коррекционно-компенсаторной направленности учебно-воспитательного процесса.

Главным критерием гармоничного развития ребенка с нарушением слуха является его жизненная потребность в движении. Концепция И. Л. Лршавского говорит, что формирование всех систем организма, в том числе и органов, развитие различных навыков ребенка зависит от количества его двигательной активности.

Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необхо -димый уровень физического развития, но коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребенка.

В современных условиях проблема психофизического совершенствования глухих детей с позиций стимулирования их двигательной активности становится со всей очевидностью все острее и острее. Вместе с тем, эту проблему в рамках старых представлений, как нам кажется, мало перспективно. Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что настоящий процесс развития системы образования изменяет и уточняет целевые установки в образовательных учреждениях, в том числе - и в сфере адаптивной физической культуры детей [3, с.158].

Дети младшего школьного возраста, имеющие дефекты слуха, имеют свои особенности физического, функционального и психического развития. Эти черты объясняют индивидуальность их физического развития. Помимо нарушения слуха, зачастую такие дети имеют различные проблемы с позвоночником: неправильно сформированная осанка, сколиоз, плоскостопие, крыловидные лопатки. Так же показатели физического развития детей в таком возрасте во многом отличается от показателей здоровых детей (рост, вес, окружность грудной клетки, ЖЕЛ).

Самым ярким нарушением является моторика. Так же страдает техника выполнения циклических движений: широкий прогулочный шаг, маленькая амплитуда рук при беге на согнутых ногах в коленях. Сами по

себе движения не точны, лишены пластичности, очень неаккуратны и неуклюжи.

Развитие такого жизненно важного качества как скорость движения у глухих детей также отстает от результатов слышащих, такого же возраста, особенно скорость двигательной реакции и одиночного движения [7, с.73].

Так же сильно выражено отставание в развитии двигательной памяти, тяжести сохранения равновесия, как статического, так и динамического.

Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике [5, с.84]. Имеются в виду дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия, увеличение изогнутости позвоночника. В связи с дефектом слуха, у таких детей наблюдается потеря равновесия, т.е. вестибулярный аппарат нестабилен. Лефуинциональное состояние является важнейшим и главным фактором в нормализации состояния равновесия, слухового аппарата, мышечно-суставного чувства и деятельности двигательного механизма.

В дыхательной системе у глухих проявляются следующие отклонения: диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи [7, с.73].

Это высказывание было подтверждено путем педагогического наблюдения и исследования, на этом основании можно выделить несколько особенностей двигательной деятельности детей с нарушениями слуха:

- неловкость, неточность движений и плохая координация проявляется в жизненно важных двигательных навыках;

- по сравнению со своими здоровыми сверстниками, замедленное понимание и освоение двигательных навыков;

- затруднение в сохранение статистического и динамического равновесия;

- пространственная ориентировка отличается плохим уровнем развития.

- скорость выполнения движений характеризуется как замедленное, так же как и темп всех двигательных навыков;

- отмечается отставание в развитии моторики: кистей рук и пальцев, сбалансированность движений всех частей тела в пространственно -временной характеристики, резкой смены движений, ритме движений систолы и диастолы, которой описывает нарушение координации.

- так же заметно уменьшение скорости развития главных физических способностей ребенка - скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность [4, с.111].

Главной задачей ЛФК является укрепление и поддержание здоровья тренирующихся, увеличение их жизненных показателей, для дальнейшего перевода в основную группу занимающихся. Данный вид физичес -

кой культуры проводит либо сертифицированный методист, либо учитель физической культуры.

В школах занятие ЛФК должно делиться на 3 возрастные категории: младшие школьники, средние и старшие классы. Детей объединяют в группы и проводят занятие, как и у остальных учащихся, 3 часа в неделю. Занятия можно проводить как в спортивном зале с использованием инвентаря, так и на свежем воздухе. В группе должно нахо -диться не более 10 человек, желательно с похожими нарушениями. Занятие лечебной физической культурой в школе должно длиться не более 40 минут.

Специфика занятий с детьми страдающими нарушениями слуха состоит в том, что их сложно организовать, но с помощью внедрения урок интересных игр и инвентаря, дети увлекаются процессом и стано -вятся собранными.

Само занятие ЛФК, как наука, изучает влияние лечебной и щадящей физической культуры на организм ребенка, его рост, вес, патологическое состояние, координацию и психологические показатели, а также разрабатывает методику лечебных упражнений при различных заболеваниях (степенях заболевания) и травм у детей.

Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания) в Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков [10, с.123]. Одной из важных задач является научить не слышащих детей правильно и уверенно выполнять эти умения в их повседневной жизни, когда на это влияют различные раздражители и условия. Правильность внедрения упражнений скоростно-силовой направленности обосновывается двумя положениями:

1) к базовым видам координационных способностей относятся те координационные проявления, которые необходимы при выполнении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия);

2) повышение уровня одной физической способности влечет позитивные изменения других («положительный перенос») [9, с.212].

Специальное использование упражнений скоростно-силовой направленности, подготавливает детский организм для повышения физических качеств, так же благотворно влияет на координацию.

Ученые выяснили, что в дошкольном возрасте наибольший скачек физических показателей у не слышащих детей происходи в то же время, что у здоровых детей-это с 4 до 6 лет. Именно этот возраст считается самым благоприятным для формирования всех физических качеств у не слышащих детей. Поэтому именно в этом возрасте рационально будет заниматься с ребенком ЛФК, а так же отдать его в различные групповые кружки для установления контакта со сверстниками.

Методика скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. Для того что бы закрепить результат от коррекционной методики, педагоги включают различные упражнения

на развитие равновесия. Упражнения выполняются под ритмичные удары барабана или другого ударного инструмента, для того что бы активизировать психические процессы мозга. На первом этапе обучения дети воспринимают звук не только слухом, но и зрительно (взмахи ударными палочками), а затем уже только на слух. Развитие скоростно-силовых качеств на уроке физической культуры у глухих детей происходит так же, как и у здоровых, с помощью различных видов бега, прыжков, упражнения с мячами различной тяжести (набивные, облегченные) и размера (теннисные, баскетбольные, волейбольные). А также в урок можно использовать игровые и соревновательные методы (эстафеты, подвижные игры, ролевые и сюжетные игры, импровизации и многое другое). Каждое занятие должно включать в себя различные элементы учебной программы по физической культуре. Такие виды деятельности на уроке не только заинтересуют и привлекут обучающихся, но и будут плодотворно влиять на их психическое и физическое состояние. Дети начнут общаться и взаимодействовать друг с другом, что поспособствует их социализации.

Почти все упражнения требуют систематического повторения. Для того что бы нагрузка была эффективна, их стоит разделить на различные комплексы определенной направленности: из 3 часов в неделю, 2 стоит уделять скоростно-силовым качествам, а одно коррекции и развитию вестибулярного аппарата и коррекции равновесия (как статического, так и динамического).

Очень важно при занятиях с детьми с патологией слуха обеспечить безопасность. Для этого, например, прыжковые упражнения выполняются на необычном оборудовании - на дорожке из 10 цветных поролоновых кирпичиках, высотой 12 см, а длинной 50 см, которые можно легко передвинуть на нужное расстояние.

Прыжковые упражнения выполняются в основной части занятия. Комплекс состоит из прыжков на двух ногах, боком (левым/ правым) на двух ногах, на одной (левой/правой) ноге, на двух ногах с усложнением задания (составление кирпичиков рядом друг с другом или постановка их друг на друга), включения «горячих» кирпичиков, которых нельзя коснуться. Каждое упражнение выполняется после отдыха продолжительностью 20—30 с. [6, с.98].

Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5—1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя.

На начальном этапе развития любых качеств, будь это мелкая моторика или сила рук, необходимо использовать облегченные условия, например, использовать не мячи, а поролоновые кубики. «Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми» [2, с.183]: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спи-

ной ногами), лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиком из раз -личных исходных положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений. Только после полного освоения предмета можно внедрять более сложный инвентарь (теннисный или волейбольный мяч).

Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к физ-культурным занятиям одно из них проводится с использованием круговой формы организации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет сюжетную основу [8, с.12]. Упражнения подбираются для ком -плексного развития физических качеств. Количество упражнений на станции, их интенсивность и интервалы отдыха регулируются соответственно индивидуальным возможностям ребенка. Время прохождения всех станций 4—5 мин, отдых между кругами 1—1,5 мин, количество кругов 1—3.

Литература

1. Бажуков С. М. Здоровье детей - общая забота. М. : Физкультура и спорт, 1987. 45 с.

2. Голощекина М. П. Средства и формы с детьми по развитию движения. М. : Физкультура и спорт, 1975. 183 с.

3. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М. : Просвещение, 2002. 158 с.

4. Кузьмичева Е. П . Развитие слуха у детей : учебное пособие для педагогических институтов / под редакцией Кузьмичева Е. П. М. : Педагогика,1984. 111 с.

5. Минаев Б. Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников : учебное пособие / под редакцией Б. Н. Минаева, Б. М. Шиян. М. : Физкультура и спорт, 1989. 84 с.

6. Никитин М. И. Сурдопедагогика : учебное пособие для педагогических институтов / под редакцией М. И. Никитина. М. : Просвещение, 1989. 98 с.

7. Фишечева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиршина Г. В. Основы логопедии : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология /дошкольников/». М. : Просвещение, 1989. 73 с.

8. Шадрин А. А. Методические рекомендации в помощь педагогическому всеобучу родителей; физическое воспитание школьника в семье. Курган, 1986. 12 с.

9. Шапкова Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общей ред. проф. Л. В. Шапковой. М. : Советский спорт, 2002. 212 с.

10. Шлемина А. М. Физкультурно-оздоровительная работа в школе / под редакцией А. М. Шлемина. М. : Просвещение, 1988. 123 с.

References

1. Bazhukov S. M. Zdorov'e detey - obshchaya zabota [Children's health is a common concern]. Moscow, Physical education and sport Publ., 1987, 45 p.

2. Goloshchekina M. P. Sredstva i formy s det'mi po razvitiyu dvizheniya [Means and forms with children on the development of movement]. Moscow, Physical education and sport Publ., 1975, 183 p.

3. Evseev S. P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Theory and organization of adaptive physical education]. Moscow, Education Publ., 2002, 158 p.

4. Kuzmicheva E. P. Razvitie slukha u detey [Development of hearing in children]. Moscow, Pedagogy Publ., 1984, 111 p.

5. Minaev B. N., Shiyan B. M. Osnovy metodiki fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov [Fundamentals of the methodology of physical education of schoolchildren]. Moscow, Physical education and sport Publ., 1989, 84 p.

6. Nikitin M. I. Surdopedagogika [Deaf education]. Moscow, Education Publ., 1989, 98 p.

7. Fishecheva T. B., Cheveleva N. A., Chirshina G. V. Osnovy logopedii [The basics of speech therapy]. Moscow, Education Publ., 1989, 73 p.

8. Shadrin A. A. Metodicheskie rekomendatsii v pomoshch' pedagogicheskomu vseobuchu roditeley; fizicheskoe vospitanie shkol'nika v sem'e [Methodological recommendations to help pedagogical universal education of parents; physical education of a schoolboy in the family]. Kurgan, 1986, 12 p.

9. Shapkova L. V. Korrektsionnye podvizhnye igry i uprazhneniya dlya detey s narusheniyami v razvitii [Corrective outdoor games and exercises for children with developmental disorders]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2002, 212 p.

10. Shlemina A. M. Fizkul'turno-ozdorovitel'naya rabota v shkole [Sports and fitness work at school]. Moscow, Education Publ., 1988, 123 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.