Научная статья на тему 'Инновационные технологии в обеспечении социально-экономического роста'

Инновационные технологии в обеспечении социально-экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова М.П., Соколова Е.Л.

В современных условиях жесткой глобальной конкуренции социально-экономическое развитие возможно только при формировании адекватной системы внедрения технологических инноваций. В Российской Федерации сформирована политика в области развития инновационной системы, стратегия развития науки и инноваций. В красноярском крае реализуются целевые программы, направленные на развитие малого и среднего, в том числе инновационного предпринимательства и формируются соответствующие законодательные и организационные условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в обеспечении социально-экономического роста»

Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»

ления изменений в организационной структуре управления и перераспределения обязанностей.

В общем, проекты по внедрению подобных систем можно отнести к классу организационных проектов -проектов, в той или иной степени ведущих к развитию структуры организации. Отличительной особенностью данного типа проектов является то, что от успеха или провала проекта может зависеть эффективность функционирования организации в целом или ее отдельных подразделений. По этой причине тщательное планирование и контроль не только технических, но и человеческих аспектов внедрения системы приобретает особую важность.

Можно сформулировать несколько наиболее часто встречающихся ошибок планирования внедрения систем для управления проектами, которые являются причинами неудач освоения подобных систем:

1. Цели проекта и ожидаемые результаты не определены заранее или определены не в полном объеме. Жесткие временные ограничения, нетерпеливость или непоследовательность руководства могут не позволить реализовать цели проекта в полном объеме.

2. Планирование ввода в эксплуатацию всех функций пакета управления проектами одновременно. Внедрение системы для управления проектами в полном объеме может предусматривать использование целого ряда новых технологий, а реализация различных функций может влиять на работу разных подразделений и специалистов. Все это может привести к значительному усложнению проекта и делает проблематичным стабилизацию работы системы в целом.

3. Планирование перевода сразу всей организации на использование системы для управления проектами. Это подобно попытке связать сразу всех сотрудников крупной организации в локальную вычислительную сеть, вместо того чтобы осуществлять подключение пользователей последовательно отдел за отделом. Таким образом, сложность задач по внедрению зависит от масштабов организации, имеющейся структуры управления и степени автоматизации, масштабов и типа реализуемых проектов, степени вовлеченности в управление проектами внешних организаций [1].

Однако даже в относительно простых ситуациях план внедрения системы может сыграть решающую роль для ее ввода в реальную эксплуатацию. Наиболее важная роль проектного подхода к освоению системы в том, что он позволяет вовлечь потенциальных пользователей системы в единую команду проекта и таким образом заручиться их поддержкой. Именно это дает шанс на успех внедрения системы в организации.

Библиографические ссылки

1. Каневский Е. Внедрение системы управления проектами на практике // Финансовый директор. 2007. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.fd.ru.

2. URL: http://www.iteam.ru.

© Веревкина Е. В., Ревин А. Ю., Зеленский П. С., 2011

УДК 338.242

М. П. Емельянова Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В современных условиях жесткой глобальной конкуренции социально-экономическое развитие возможно только при формировании адекватной системы внедрения технологических инноваций. В Российской Федерации сформирована политика в области развития инновационной системы, стратегия развития науки и инноваций. В красноярском крае реализуются целевые программы, направленные на развитие малого и среднего, в том числе инновационного предпринимательства и формируются соответствующие законодательные и организационные условия.

Экономика XXI века приобретает принципиально новые закономерности развития, основанные на новых знаниях. В условиях жесткой конкуренции на мировых рынках своевременное внедрение инновационно-прогрессивной и эффективной продукции является важнейшим способом завоевания лидирующих позиций в отдельных сегментах рынка. Однако рост затрат на разработку и внедрение инноваций в производство вынуждает фирмы, конкурирующие между собой, вступать сегодня в такие стратегические альянсы, которые ранее невозможно было даже представить. По мнению Ж. Аура, «...успех в конкурентной борьбе будет сопутствовать тем фирмам и странам,

которые ориентируют свою технологическую стратегию на быструю адаптацию к меняющимся экологическим, экономическим и социальным условиям» [1].

Очевидным является инновационное обновление используемых технологий и производимой продукции - как основы социально-экономического роста и удовлетворения растущих потребностей в разнообразных товарах и качественных услугах. Особое значение приобретает необходимость формирования модели национального благосостояния, адекватной объективно сложившемуся технологическому уровню отечественной экономики, тенденции вовлечения на каждой фазе эволюционно-циклической конкурент-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ной макроэкономической динамики инновационных ресурсов и продуктов, интеллектуализации человеческой деятельности. Именно в рыночных условиях необходимо своевременно улавливать появление новизны на рынке, обеспечивая предприятиям выпуск новой продукции (услуг) в сжатые сроки.

Под инновацией («innovation») специалисты обычно понимают развивающийся, комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности [2]. Еще австрийский экономист Й. Шумпетер, который, как считается, и явился родоначальником инноваций, в работе «Экономические циклы» (1939) и других трудах исследовал основные понятия теории инновационных процессов, рассматривая нововведения как изменение технологии и управления, как новые комбинации использования ресурсов. При этом особо подчеркивалась роль предпринимателя в инновационном процессе. В соответствии с его взглядами предприниматель является связующим звеном между изобретением и нововведением. «Быть предпринимателем, - писал Й. Шумпетер, - значит делать не то, что делают другие. Предприниматель ломает старый традиционный кругооборот ради становления нового, обеспечивающего динамизм экономической системы». Он пытался найти в рамках производственной функции сущность инновационного предпринимательства. «Производственная функция описывает количественное изменение продукта с учетом изменений во всей совокупности воздействующих на него факторов. Если в сумме факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию» [3]. Все традиционно просто: современная экономика — это экономика информационных технологий и инноваций.

Тема модернизации и инноваций находится и в постоянном фокусе руководства страны. В 2005 г. были приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., в 2006 г. - Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г. В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации по итогам заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, состоявшегося 3 марта 2010 г., разработан проект документа: Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. - «Инновационная Россия -2020».

В рамках реализации этих программ заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических

инноваций Следствием такого инновационного прорыва должна стать стабильная тенденция в повышении темпов роста количественных показателей: занятие существенной доли (в 5-10 %) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20 %), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, рост в четыре-пять раз доли инновационно-активных предприятий (с 9,4 до 40-50 %).

Очевидно, что и в нашем регионе, первоочередной задачей долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2011-2013 гг. является обеспечение функционирования целостной системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства как условия для дальнейшего роста количественных и качественных показателей малого и среднего бизнеса. Модернизация промышленного производства, развитие перерабатывающих отраслей, создание на территории края многоуровневой системы инфраструктурной поддержки бизнеса - это неполный перечень основных задач программ, направленных на формирование необходимой бизнес-среды и повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса. Законопроект от 10.07.2008 г. № 6-2000 «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края» и Указ Губернатора Красноярского края от 2 декабря 2010 г. № 219-УГ «О создании Совета по инновационному развитию Красноярского края при Губернаторе Красноярского края», в значительной части, делают первые шаги в этом направлении.

Неоспоримо, что приоритеты инновационной деятельности малого и среднего бизнеса должны неуклонно смещаться от интеллектуальной составляющей инновационного процесса в сторону его практических, внедренческих качеств. Безусловно, для стимулирования малого и среднего инновационного бизнеса необходимы специальные меры государственной поддержки.

Библиографические ссылки

1. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М. : Экономика, 1998.

2. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь / под ред. Л. М. Гохберга. М, 1996.

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М. : Прогресс, 1982.

© Емельянова М. П., Соколова Е. Л., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.