Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
интерактивные технологии / биология / преподавания / учитель / метод / мотивировать.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустамова Гулзодахон Акбаржоновна

Данная статья посвящается к педагогической проблематике. Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. В статье раскрывается инновационные технологии преподавания биологии в школе. Одним из средств достижения высокого результата являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ»

"MANAVIY BARKAMOL YOSHLAR YANGI OZBEKISTON BUNYODKORI" XALQAROILMIY-AMALIY ANJUMAN 2024-YIL 16-MAY

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ

БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Рустамова Гулзодахон Акбаржоновна

Учитель биологии средней школы «Билим Ордо» Араванского района Ошской области,

Кыргызстан https://doi.org/10.5281/zenodo.11223033

Аннотация. Данная статья посвящается к педагогической проблематике. Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. В статье раскрывается инновационные технологии преподавания биологии в школе. Одним из средств достижения высокого результата являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Ключевые слова: интерактивные технологии, биология, преподавания, учитель, метод, мотивировать.

Annotatsiya. Ushbu maqola pedagogik masalalarga bag'ishlangan. Interfaol texnologiyalar bugungi kunda tobora ko'proq e'tirof etilmoqda va turli o'quv fanlarini o'qitishda qo'llaniladi. Maqolada maktabda biologiyani o'qitishning innovatsion texnologiyalari ochib berilgan. Yuqori natijalarga erishish vositalaridan biri innovatsion texnologiyalardir, ya'ni. Bular o'qituvchi va talabalar o'rtasidagi o'zaro munosabatlarningprintsipialjihatdanyangi usullari va usullari, o'qituvchilik faoliyati natijalariga samarali erishishni ta'minlaydi.

Kalit so'zlar: interfaol texnologiyalar, biologiya, o'qitish, o'qituvchi, metod, motivatsiya.

Abstract. This article is devoted to pedagogical issues. Interactive technologies are gaining increasing recognition today and are used in teaching various academic disciplines. The article reveals innovative technologies for teaching biology at school. One of the means to achieve high results is innovative technologies, i.e. These are fundamentally new ways and methods of interaction between teachers and students, ensuring the effective achievement of the results of teaching activities.

Keywords: interactive technologies, biology, teaching, teacher, method, motivate.

Современный этап развития общества ставит перед системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования. [1]

"MA'NAVГY BARKAMOL YOSHLAR YANGI O'ZBEKISTON BUNYODKORI" ХАЬОАвО 1ЬМУ-АМАЫУ ANJUMAN 2024-У1Ь 16-МАУ

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность неизвестных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Образование - это основа формирования любого цивилизованного общества. Беря своё начало от истоков его формирования, образование, обучение развивалось и совершенствовалось вслед за развитием общественного строя. Поэтому содержание образования должно всё время обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному спросу. [2]

Преподавание предметов в современной школе претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели. А само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль -средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика. Решение этой задачи возможно благодаря применению инновационных технологий обучения.

Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в реальном времени между человеком и человеком или между человеко-машинными системами (ИКТ). «Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями. Урок с применением ИКТ - это качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков. Работая над темой «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках биологии» среди учеников [2,4]

7-11 классов в сш «Билим Ордо» Араванско района было проведено анкетирование. Цель анкетирования - выяснить, какие технологии, формы и методы обучения биологии позволяют ученикам лучше усвоить новый материал, закрепить его и запомнить. 100% учащихся отметили, что благодаря учебным презентациям, видеофильмам, интерактивным рисункам, анимациям усвоение материала происходит быстро,

"MA'NAVГY BARKAMOL YOSHLAR YANGI O'ZBEKISTON BUNYODKORI" ХАЬОАвО 1ЬМ1У-АМАЬ1У ANJUMAN 2024-У1Ь 16-МАУ

непринужденно, с интересом. Подтверждается это и анализом качества знаний. Актуальность применения информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ):

• качественно новый тип урока (динамика, информативность);

• быстрота получения нужной информации;

• большой спектр наглядных пособий;

• интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью и тренажеров;

• ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися, желание учащихся отвечать.

В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве.

Одним из средств достижения высокого результата являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Целью нашей работы является обобщение основных сведений о существующих инновационных образовательных технологиях и апробация методов их применения в изучении биологии. Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Все изменения, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования - системе инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к саморазвитию. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму повседневной жизни человека, которая применима во всех сферах его деятельности. [1,3]

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность качественно новых дидактических и воспитательных программ, предполагающих решение педагогических проблем. Развитие

"MANAVIY BARKAMOL YOSHLAR YANGI OZBEKISTON BUNYODKORI" XALQARO ILMIY-AMALIY ANJUMAN 2024-YIL 16-MAY

умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого «нешаблонного» мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

REFERENCES

1. И.Найма. Развитие современных педагогических технологий (организационно-деятельностный подход): Дис .канд. пед. наук. - Пя тигорск, 1993.-С. 97.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 3 - 5.

3. Суртаева Н. Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественно-научных дисциплин): Дис... докт. пед. наук. - М., 1995. - С. 219 - 225.

4. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования // Химия в школе. - 1997. - № 7. - С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.