Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ 01 «СИСТЕМЫ 112»'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ 01 «СИСТЕМЫ 112» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА 112 / УНИФИЦИРОВАННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ «112» / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ / ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА / УНИФИЦИРОВАННАЯ КАРТОЧКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородин Михаил Павлович, Канисев Павел Викторович, Левин Дмитрий Анатольевич

Проанализирована подготовка персонала дежурно-диспетчерских служб 01 (ДДС 01) системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» по заочной форме обучения с применением современных дистанционных технологий. Предметом исследования была выбрана подготовка персонала экстренных оперативных служб «системы «112» с применением инновационных дистанционных технологий. Объектом исследования - подготовка персонала системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Цель работы заключается в поиске оптимального совершенствования и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации диспетчерского персонала при выполнении задач системы «112» Российской Федерации. Актуальность работы обусловлена оптимизацией подготовки диспетчерского состава системы «112» в современных условиях. Научная новизна представленной работы состоит из исследовании системы дистанционного обучения, в частности, вебинаров - практических занятий, проводимых с помощью программно-аппаратного функционала с унифицированным специальным программным обеспечением 112 (УСПО-112), установленного в кабинете по подготовке персонала ДДС системы «112» СПбУГПС МЧС России через ЭИОС в режиме онлайн, что позволяет получать обучающимся практические навыки обработки унифицированной карточки информационного обмена (УКИО) или ситуационной электронной карточки. Предложенное обучение позволит в кратчайшие сроки и эффективно готовить практических работников диспетчерских служб системы 112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородин Михаил Павлович, Канисев Павел Викторович, Левин Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR TRAINING PERSONNEL OF DUTY DISPATCHING SERVICES 01 OF THE SYSTEM-112

The article analyzes the training of the personnel of the duty dispatch services 01 (DDS 01) of the system for calling emergency operational services by a single number “112” by correspondence with the use of modern remote technologies. The subject of the study was the training of personnel of emergency operational services of the 112 system using innovative remote technologies. The object of the study is the training of the personnel of the emergency call system for the single number “112”. The purpose of the work is to search for optimal improvement and (or) obtaining a new competence necessary for professional activity, and (or) improving the professional level within the existing qualifications of dispatching personnel when performing the tasks of the -112 system of the Russian Federation. The relevance of the work is due to the optimization of the training of the dispatching staff of the 112 system in modern conditions. The scientific novelty of the presented work consists of a study of the distance learning system, in particular, webinars -practical classes conducted using hardware and software functionality with unified special software 112 (USPO-112) installed in the office for the training of personnel of the DDS system -”112” SPbUGPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia via EIOS online, which allows students to get practical skills in processing a unified information exchange card (UKIO) or situational electronic card. The proposed training will make it possible to train practitioners of dispatching services of the 112 system in the shortest possible time and effectively.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ 01 «СИСТЕМЫ 112»»

Инновационные технологии подготовки персонала дежурно-диспетчерских служб 01 «Системы 112»

Бородин Михаил Павлович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры переподготовки и повышения квалификации специалистов, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России E-mail: michaelborodin@mail.ru

Канисев Павел Викторович,

кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического центра, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России E-mail: kanisev@mail.ru

Левин Дмитрий Анатольевич,

заместитель директора по продажам B2G. ООО «НТЦ ПРОТЕЙ».

Проанализирована подготовка персонала дежурно-диспетчерских служб 01 (ДДС 01) системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» по заочной форме обучения с применением современных дистанционных технологий. Предметом исследования была выбрана подготовка персонала экстренных оперативных служб «системы «112» с применением инновационных дистанционных технологий. Объектом исследования - подготовка персонала системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Цель работы заключается в поиске оптимального совершенствования и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации диспетчерского персонала при выполнении задач системы «112» Российской Федерации. Актуальность работы обусловлена оптимизацией подготовки диспетчерского состава системы «112» в современных условиях. Научная новизна представленной работы состоит из исследовании системы дистанционного обучения, в частности, вебинаров - практических занятий, проводимых с помощью программно-аппаратного функционала с унифицированным специальным программным обеспечением 112 (УСПО-112), установленного в кабинете по подготовке персонала ДДС системы «112» СПбУГПС МЧС России через ЭИОС в режиме онлайн, что позволяет получать обучающимся практические навыки обработки унифицированной карточки информационного обмена (УКИО) или ситуационной электронной карточки. Предложенное обучение позволит в кратчайшие сроки и эффективно готовить практических работников диспетчерских служб системы 112.

Ключевые слова: система 112, унифицированное программное обеспечение системы «112», инновационные технологии подготовки, дежурно-диспетчерская служба, унифицированная карточка информационного обмена.

о с

CJ

см см

В ходе учреждения и развития системы «112» было определено, что одной из важнейших составляющих функционирования телефонного номера «112» является уровень квалификации персонала, привлекаемого к выполнению задач центров обработки вызовов (ЦОВ) и дежурно-диспетчерских служб (ДДС) системы «112» [06].

МЧС России организует и осуществляет обучение специалистов службы «112», отвечающее нормативно-правовым и техническим требованиям по эксплуатации вызова экстренных служб в Российской Федерации на базе образовательных учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Одной из форм учебного процесса с применением инновационных дистанционных технологий являются вебинары - обучающие онлайн-занятия, которые проводятся через электронную информационно- образовательную среду (ЭИОС) [05] с применением унифицированного программного обеспечением системы «112» (УСПО-112) [03]. Данное направление учебного процесса стало еще более актуальным в связи с учетом соответствующих ограничений из-за распространения коронавирус-ной инфекции (COVID-19) и ее вариантов [04].

Задачи персонала дежурно-диспетчерской службы 01 системы-112.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) «Дежурно-диспетчерский центр. Служба 01» предназначено для автоматизации деятельности персонала ДДС 01 при приеме и регистрации вызовов (сообщений) о пожарах, чрезвычайных ситуациях (ЧС), обработке карточки информационного обмена и контроле выполнения заявки. АРМ «Дежурно-диспетчерский центр. Диспетчерская служба 01» позволяет организовывать и следить за процессом реагирования на происшествия, а также создавать статистические отчеты по службе «01». Приложение «Дежурно-диспетчерский центр. Служба 01» обеспечивает учет сил и средств, направленных на разрешение инцидента.

Функции пользователя (диспетчера, радиотелефониста) АРМ персонала ДДС 01.

В зависимости от роли пользователя УСПО-112 ему доступны те функции и информационные ресурсы, которые обеспечивают оперативное и качественное выполнение его должностных обязанностей.

Диспетчеру (радиотелефонисту) ДДС-01 доступны следующие функции:

1. Обработка ситуационной карточки активного вызова.

2. Прием ситуационной карточки из службы 112.

3. Отправка сообщений в задействованные службы.

4. Создание карточки без вызова.

5. Выполнение операций над карточками.

6. Просмотр истории обработанных карточек.

7. Фильтрация списка карточек.

8. Составление статистических отчетов.

Диспетчер (радиотелефонист) ДДС-01 осуществляет диалог с заявителем на основании регламента, основанного на диалоге из корректных и понятных вопросов-ответов.

При приеме вызова о происшествии по номеру 01,101 диспетчером, после нажатия кнопки «Создать карточку», заполняется общая и специфическая часть карточки (унифицированной карточки информационного обмена-УКИО). Бланк карточки может появиться и после установления связи с заявителем (по поднятию диспетчером микротелефонной трубки или при подключении гарнитуры), если установлен такой режим. Если УКИО присылается из ЦОВ, диспетчером ДДС 01 заполняется только специфическая часть карточки.

Работа диспетчера (радиотелефониста) ДДС-01 на запрос лиц по номеру 01, 101 производится согласно алгоритму действий диспетчера (радиотелефониста) ДДС-01 при поступлении вызова по телефонам 01, 101 [07].

Вебинары по отработке алгоритмов действий диспетчерского состава ДДС-01 подразделяются на теоретические вебинары (лекции) и практические вебинары (практические занятия).

Вебинары (лекции) системы дистанционного обучения (СДО) проводятся с помощью персонального компьютера с выходом в интернет и иными техническими средствами обучения (ТСО) через ЭИОС с использованием ее функциональных возможностей, которые необходимы при изложении учебного теоретического материала в режиме онлайн-занятия.

Вебинары (практические занятия) проводятся с помощью программно-аппаратного комплекса (ПАК) с УСПО-112, установленного в учебно-тренажерном кабинете по подготовке персонала ДДС системы «112» СПбУГПС МЧС России через ЭИОС в режиме онлайн. На практическом

занятии выполняется (демонстрируется) обработка унифицированной карточки информационного обмена или ситуационной электронной

карточки [01, 07].

Обработка карточки начинается с нажатия кнопки «Создать карточку». После чего в правой части рабочего окна АРМ диспетчера (радиотелефониста) ДДС-01 появится УКИО, которую надо заполнить.

В УКИО в автоматическом режиме заполняются:

«№ карточки»;

«Время регистрации»;

«Входящий номер телефона»;

«Дата обращения»;

«Время обработки» (появляется после завершения работы с УКИО);

«Создатель карточки».

Остальные поля АРМ диспетчера (радиотелефониста) ДДС-01 заполняются диспетчером (радиотелефонистом). В роли диспетчера (радиот-елефониста)-преподаватель. Заполнение полей УКИО производится с помощью клавиатуры ПК, выпадающих списков соответствующих полей или информации с электронной карты в соответствии с алгоритмом действий диспетчеров, радиотелефонистов ДДС-01 при поступлении вызова по телефонам 01, 101[07].

Обработка карточки выполняется следующим образом. Вначале обработки заполняется общая часть УКИО, а именно:

информация, состоящая из: типа происшествия, вызова, других задействованных служб; место происшествия; описание происшествия; информация о заявителе. Затем заполняется специфическая часть УКИО, состоящая из разделов: первичная информация; реагирование пожарно-спасательной части (ПСЧ);

тушение пожара и результаты выезда.

После обработки УКИО и нажатия кнопки «Завершить работу с карточкой» она появляется в списке «Все происшествия» и будет доступна всем участникам системы -112 [07].

Таким образом, все действия по обработке УКИО на ПАК, установленного в учебно-тренажерном кабинете по подготовке персонала ДДС системы -«112» соответствуют всем параметрам реальной работы диспетчеров (радиотелефонистов) ДДС-01 системы-112 субъектов РФ. Это позволяет эффективно готовить штатных специалистов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» по заочной форме обучения с применением инновационных образовательных технологий.

Литература

1. Бородин М.П., Губанова О.А. Информационная среда вебинаров по отработке алгоритмов действий персонала 112 в соответствии с унифицированной программой системы «112». Научно-аналитический журнал. Инновации и инвестиции. № 9 2021. С102-106.

2. Варламкин А.В. Нормативно-техническая база для создания и развития единых дежурно-диспетчерских служб субъектов Российской Федерации / Варламкин А.В.// Каталог «Пожарная безопасность»-2004.

3. Гольдштейн Б.С., Жуковский И.И. Оценка специального программного обеспечения в составе системы-112. Вестник связи. 2019. № 5. С. 65-69.

4. Губанова О.А., Бородин М.П., Алибе-ков А.А. Применение электронного учебно-методического комплекса при дистанционном

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

освоении слушателями курса повышения квалификации Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Педагогический журнал. № 5А-2021.

5. Дробинин Н.С., Нелюбин Д.И. Электронная обучающая среда как средство повышения эффективности образовательного процесса. Молодой ученый. 2015. № 2 (82). С. 513-515.

6. Канисев П.В., Абдулалиев Ф.А., Сивцов С.Л., Поташев Д.А. Системы-112 в России. Организация подготовки персонала для системы-112 в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России. В сборнике: Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Материалы Международной научно-практической конференции. Составители Н.В. Бирюлева, О.Е. Евсеева. 2015. С. 38-39.

7. Комплексное реагирование экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения на чрезвычайные ситуации и происшествия при выполнении задач системы - 112: учебное пособие / М.П. Бородин,- 2018. - 150 с. http:// elib.igps.ru/?9&type=card&cid=ALSFR-5c9fe0f0-6ff3-40e9-b3bc-4b4cf5864f4c&remote=false.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR TRAINING PERSONNEL OF DUTY DISPATCHING SERVICES 01 OF THE SYSTEM-112

Borodin M.P., Kanisev P.V., Levin D.A.

St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia; LLC "STC PROTEY"

The article analyzes the training of the personnel of the duty dispatch services 01 (DDS 01) of the system for calling emergency operational services by a single number "112" by correspondence with the use of modern remote technologies. The subject of the study was the training of personnel of emergency operational services of the 112 system using innovative remote technologies. The object of the study is the training of the personnel of the emergency call system for the single number "112". The purpose of the work is to search for optimal improvement and (or) obtaining a new competence necessary for professional activity, and (or) improving the professional level within the existing qualifications of dispatching personnel when

performing the tasks of the -112 system of the Russian Federation. The relevance of the work is due to the optimization of the training of the dispatching staff of the 112 system in modern conditions. The scientific novelty of the presented work consists of a study of the distance learning system, in particular, webinars -practical classes conducted using hardware and software functionality with unified special software 112 (USPO-112) installed in the office for the training of personnel of the DDS system -"112" SPbUGPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia via EIOS online, which allows students to get practical skills in processing a unified information exchange card (UKIO) or situational electronic card. The proposed training will make it possible to train practitioners of dispatching services of the 112 system in the shortest possible time and effectively.

Keywords: system 112, unified software of the system "112", innovative training technologies, duty dispatch service, unified information exchange card.

References

1. Borodin M.P., Gubanova O.A. Information environment of webinars on working out algorithms of 112 personnel actions in accordance with the unified program of the 112 system. Scientific and analytical journal. Innovation and investment. No. 9, 2021. C. 102-106.

2. Varlagin A.V. Normative-technical base for the creation and development of the unified duty dispatch service of the Russian Federation / Varlagin A.V.// Directory "Fire safety"-2004.

3. Goldstein B. S., Zhukovsky, I.I. Assessment of special software in the system-112. Bulletin of Communications. 2019. No. 5. pp. 65-69.

4. Gubanova O.A., Borodin M.P., Alibekov A.A. Application of an electronic educational and methodological complex for remote mastering by students of the advanced training course of the St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Pedagogical journal. No. 5A-2021.

5. Drobinin N.S., Nelyubin D.I. Electronic learning environment as a means of increasing the effectiveness of the educational process. A young scientist. 2015. No. 2 (82). pp. 513-515.

6. Kanisev P.V., Abdulaliev F.A., Sivtsov S.L., Potashev D.A. Sys-tems-112 in Russia. Organization of personnel training for the system-112 at the St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. In the collection: Training of personnel in the system of prevention and elimination of consequences of emergency situations. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Compiled by N.V. Biryule-va, O.E. Evseeva. 2015. pp. 38-39.

7. Comprehensive response of emergency operational and other life support services to emergencies and incidents when performing the tasks of the system - 112: textbook / M.P. Borodin,-2018. - 150 p. http://elib.igps.ru/?9&type=card&cid=ALSFR-5c9 fe0f0-6ff3-40e9-b3bc-4b4cf5864f4c&remote=false.

о с

u

см

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.