Научная статья на тему 'Инновационные технологии организации работы с педагогами в учреждениях последипломного образования'

Инновационные технологии организации работы с педагогами в учреждениях последипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жорова Ирина Ярославовна

В статье рассматривается трансфер педагогических технологий в систему последипломного педагогического образования с учётом особенностей обучения взрослых людей, имеющих опыт профессиональной деятельности. С этой точки зрения раскрыты основные аспекты реализации образовательных технологий, которые имеют значительный стимулирующий и развивающий потенциал, в процессе организации практико-ориентированной учебной деятельности педагогов-слушателей. Учреждения последипломного образования, учебный процесс, образовательные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии организации работы с педагогами в учреждениях последипломного образования»

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

И.Я. ЖОРОВА

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается трансфер педагоги- раскрыты основные аспекты реализации образова-

ческих технологий в систему последипломного педагогического образования с учётом особенностей обучения взрослых людей, имеющих опыт профессиональной деятельности. С этой точки зрения

Учреждения последипломного образования, учебный

Современный этап развития общества характеризуется перманентностью социально-экономических, политических и культурных процессов, что обусловливает необходимость постоянных изменений в различных сферах деятельности, и прежде всего, в образовательной среде. Важнейшими факторами, влияющими на эффективность образовательных процессов, выступают повышение требований к профессиональным качествам и уровню профессионализма учителя и развитие его интеллек-туально-творческого потенциала. Эго связано с тем, что педагог как субъект учебно-воспитательного процесса является главным действующим лицом любых образовательных инноваций.

Интенсификация процессов в образовательном пространстве Украины акцентирует внимание общества на необходимости непрерывного образования педагогов как важного условия развития личности педагога и его творческого потенциала. Рост уровня профессионализма с учётом накопленного опыта и личностных изменений, происходящих по мере взросления человека, обеспечивает последипломное образование, продолжающееся в течение всей профессиональной деятельности учителя. Непрерывность повышения квалификации педагога направлена не только на последовательное совершенствование его профессиональных достижений, обновление знаний, умений, но и на развитие личностных качеств, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, социальную защиту для возможности его успешной самореализации в процессе профес-сиональной деятельности.

Инновационный характер последипломного образовательного пространства детерминирован возрастанием информационных потоков, внедрением новых педагогических технологий, необходимостью удовлетворения потребностей личностного и профес -сионального развития педагогов, в большинстве случаев не в полной мере готовых к внедрению нов -шеств в школьную практику и испытывающих опре-

тельных технологий, которые имеют значительный стимулирующий и развивающий потенциал, в процессе организации практико-ориентированной учебной деятельности педагогов-слушателей.

процесс, образовательные технологии.

делённые затруднения в профессиональной деятельности, среди которых:

- способность руководить проектной и исследовательской деятельностью учащихся;

- готовность к разработке и реализации методичес-ких моделей, технологий и приёмов;

- способность к анализу результатов образовательного процесса и их дальнейшему использованию в педагогической деятельности;

- готовность к изучению, обобщению и творческому использованию передового педагогического опыта. Указанные причины актуализируют поиск современных приёмов, методов, технологий не только организации, диагностики и оценивания образовательного процесса, но и формирования образовательной среды в учреждениях последипломного образования.

Среди основных исследований, определяющих тенденции профессионального развития педагога, целесообразно отметить работы И.Д. Багаевой, Н.В. Гу-зий, Г.С. Даниловой, С.А Дружилова, Н.В. Кузьминой, В. В. Панчука и других учёных.

Проблемы образования взрослых освещены в работах АИ. Анциферовой, С.Г. Вершловского, С.И. Змиева, АН. Зубко, Ю.М. Кулюткина, Н.Г. Протасовой и др.

Целью статьи является рассмотрение содержания и особенностей реализации инновационных технологий организации работы с педагогами в учреждениях последипломного образования.

Характерной особенностью педагогической отрасли, отличающей её от других сфер деятельности человечества, является возможность более свободного выбора как средств учебной деятельности, так и содержательной составляющей. Правильный выбор путей усовершенствования поможет адаптировать технологию обучения к специфике инновационной профессиональной деятельности педагога. Создание и использование комплекса педагогических приёмов и методов связано с требованиями к определению

76

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

наиболее целееообразных, эффективных способов деятельности субъектов образовательного процесса и системы учебно-методического обеспечения, то есть к педагогической технологии.

Исследование данного вопроса предоставляет возможность выделения в качестве типичного признака педагогической технологии идею деятельностного подхода и её системного содержания. Многогранные трактовки педагогических технологий определяют педагогическую технологию по-разному, а именно: усовершенствование, использование и оценивание системы, способов и средств учёбы; использование научного знания об усвоении и условиях усвоения учебного материала для увеличения эффективности учёбы и практической подготовки; система действий по планированию, обеспечению и оцениванию всего процесса учёбы, которые определяются поставленной целью и базируются на исследованиях процесса усвоения знаний и коммуникаций, а также на исследованиях человеческих и материальных ресурсов для достижения более эффективного обучения [5].

Сегодня в теории и практике учреждений последипломного образования наблюдается процесс транс -фера педагогических технологий, целью которого, направленной на создание образовательных практик, повышающих качество научно-образовательной деятельности и обеспечивающих открытость указанной системы, непрерывность образования, гибкость учебного процесса, является расширение ресурсной базы технологического обеспечения образовательного процесса. Увеличение потенциала образовательных технологий саморазвития педагога происходит за счёт участия в их реализации и совершенствовании широ-кого круга субъектов образовательного процесса.

Однако трансфер педагогических технологий в систему последипломного педагогического образования должен предусматривать исключительную неординарность обучения взрослых людей. Особые отношения человека с базовым образованием и профессиональным опытом к обучению обусловливают андрагогические принципы организации образовательной деятельности, отличающиеся от педагогических. Так, педагогические принципы, реализуемые в процессе первичного профессионального образования, базируются на восприятии социального опыта: ролевая позиция обучающихся в основном является пассивной, что детерминировано несформирован-ностью профессионально ориентированных знаний, умений и навыков, тогда как «базовыми принципами реализации андрагогического подхода являются: а) принцип доступности изучаемого материала для взрослых обучающихся; б) принцип активизации самообразовательной деятельности слушателей курсовой подготовки; в) принцип педагогической поддержки самостоятельности и ведущей роли взрослого обучающегося на протяжении всей учебной деятельности в системе ДПО; г) принцип рефлексивного осознания взрослым обучающимся собственного профессионального и жизненного опыта в дидактических целях» [1, с. 101].

Исходя из того, что педагогическая технология представляет собой определённую систему телеологических действий, их можно объединить в несколь-

ко групп постоянных и общих целей, которые в значительной степени будут определять формы обучения. Известный американский учёный-андрагог М.Ноулз выделяет шесть таких «сверхцелей»:

- получение знаний (обобщённый опыт, интериори-зация, овладение информацией);

- достижение понимания, осознание (обобщение и использование информации на практике);

- получение умений (возможности новых практических действий);

- формирование качеств (возникновение новых эмоциональных черт);

- формирование ценностей (восприятие и паритетное ранжирование убеждений);

- удовлетворение интересов (стремление к новым видам деятельности) [4].

Достижение указанных целей возможно при ис-пользовании широкого спектра образовательных технологий, которые обеспечивают эффективность учебной деятельности и личностное развитие педагогов.

Инновационные образовательные технологии ос -новываются на разных формах и уровнях сотрудничества, которое развивается от максимальной помощи преподавателя (методиста) слушателю-учите-лю к последовательному росту активности последнего и переходу к саморегулируемым действиям, налаживанию конструктивного партнёрства субъектов образовательного процесса [7].

Сопоставление качественных характеристик существующих тенденций развития образования и раз -виваемых в настоящий момент инновационных тех -нологий обучения в информационном пространстве последипломного образования позволило выделить эффективные образовательные технологии организации практико-ориентированной учебной деятельное -ти педагогов-слушателей, имеющие значительный стимулирующий и развивающий потенциал.

По типам взаимодействия между субъектами образовательного процесса и образовательной средой можно выделить следующие группы образовательных технологий: технологии организации группового взаимодействия, технологии кооперативного обучения, технологии организации самостоятельной работы слушателей.

Технология организации групповой деятельности в учреждениях последипломного образования основывается на взаимодействии слушателей с целью достижения профессионально значимого результата.

Эффективности её реализации способствуют некоторые факторы, а именно: организация коллективной познавательной деятельности педагогов, обеспечение позитивного эмоционального микроклимата, чёткое распределение функций, осуществление взаимодействия, требующего индивидуальной ответственности каждого, рефлексия групповой работы, предусматривающая как анализ результатов коллективной работы, так и самоанализ.

Одним из вариантов организации групповой деятельности является технология кооперативного обучения, подразумевающая работу в малых группах.

Следует отметить, что форма взаимодействия слушателей в группах может быть разной: совместно-

77

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

индивидуальной, совместно-последовательной и сов-местно-взаимодействующей. Совместно-индиви-

дуальная форма предусматривает представление итогов собственной деятельности каждого участника, которые обсуждаются, затем избирается целесообраз-ный вариант (наиболее характерно для технологии организации группового взаимодействия). При совместно-последовательной форме результат деятельности каждого участника является фрагментом, необходимым для построения общего ответа (наиболее характерно для технологии кооперативного обучения). Совместно-взаимодействующая форма обусловливает выбор определённых аспектов решения задачи, на основе которых принимается групповое решение.

Технологии организации самостоятельной работы слушателей позволяют стимулировать активность, самостоятельность, познавательный интерес и являются импульсом к дальнейшему саморазвитию. Специфика последипломного педагогического образования позволяет разделить задания для самостоятельной работы на следующие группы:

1) для овладения знаниями - работа с различными источниками информации, учебно-исследовательская работа;

2) для закрепления и систематизации знаний - аналитическая обработка текста, подготовка ответов на контрольные вопросы и тесты, подготовка сообщений к выступлению на семинарах, заседаниях «круглого стола», конференциях, подготовка рефератов;

3) для формирования умений - выполнение вариативных заданий и упражнений, решение ситуационных профессиональных задач, подготовка проектов по введению инноваций в образовательный процесс, выполнение выпускной работы [3]. Среди образовательных технологий, способствующих конструктивному овладению ключевыми видами профессиональной педагогической деятельное -ти, можно выделить: технологии контекстного обучения, технологии обучения научно-исследовательской деятельности, проектные технологии.

Технология контекстного обучения, реализующаяся с помощью как традиционных, так и инновационных форм и методов обучения, подразумевает моделирование не только предметного, но и социального содержания профессиональной деятельности педагога. Перемещение слушателей в плоскость субъектов реальных педагогических ситуаций, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры-защиты от манипуляции, игры для развития интуиции, игры-рефлексии и пр.), которым свойственны неоднозначность и противоречивость возможных решений, а их последующий анализ способствует значительному профессиональному развитию учителя.

Технология контекстного обучения состоит из трёх базовых форм деятельности: учебной деятельности с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональной, воплощающейся в играх, спецкурсах, спецсеминарах; учебно-профессиональной (практика на базе учебных учреждений) [2].

Проектная и исследовательскаядеятельность в силу своих особенностей позволяет обеспечивать вклю-

ченность педагога в актуальную образовательную и социокультурную проблематику; овладение им современным знанием и другими интеллектуальными средствами; адекватное современной образовательной ситуации профессиональное развитие педагога; создание качественного продукта профессиональной деятельности (новое качество образования учеников и выпускников школы); развитие внутреннего потенциала педагога.

Использование проектной технологии в учреждениях последипломного образования как особого вида интеллектуальной деятельности предоставляет воз -можность проектирования объекта (уровня развития), перспективного планирования, практической направленности, исследовательской работы. Наиболее эффективными зарекомендовали себя следующие формы проектных технологий: описание собственного педагогического опыта; авторская программа факультатива, спецкурса или кружка; методические рекомендации преподавания предмета (темы); методические разработки уроков.

Основными идеями исследовательского метода обучения являются использование научного подхода к решению педагогических задач, т.е. построение работы слушателей на логике проведения классичес -кого научного исследования с использованием всех методов и приёмов научного исследования.

Профессионально-личностному развитию педагогов способствует также использование технологии развития системного и рефлексивного, в том числе критического, мышления, технологии эвристического обучения, технологии продуктивного обучения, технологии игрового моделирования.

Технология развития критического мышления предусматривает рефлексивное взаимодействие субъектов образовательного процесса на всех этапах обучения: совместная постановка целей, совместная учебная деятельность, определение степени достижения запланированных результатов (рефлексия).

Следует отметить, что реализация технологии критического мышления в работе с педагогами позволяет использовать множество различных методов обучения (дискуссии, проекты, портфолио, кейс -метод, круглые столы и т.д.), обеспечивая при этом открытость и индивидуальный характер мышления.

Применение данной технологии в учебном процессе учреждений последипломного педагогического образования позволяет организовать целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой интеллектуальная работа слушателей приводит их к решению насущных профессиональных проблем.

Подбирая и анализируя теоретический материал, сопоставляя опыт собственной педагогической работы и альтернативные точки зрения коллег, используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на актуальные вопросы обучения и воспитания учащихся.

Технологии эвристического обучения учителей направлены на развитие продуктивных процессов мышления для предоставления педагогам возмож-ности овладения новыми, более рациональными вариантами действий в нестандартных педагогических ситуациях.

78

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Наиболее широко применяемым методом эврис -тического обучения является метод «мозгового штурма», активизирующий коллективную творческую деятельность. Отличительной особенностью его ис-пользования является проблемность поисковой задачи и возможность выбора различных вариаций её решения, даже тех, которые гипотетически не могут быть результативными. Далее следует всестороннее обсуждение каждой идеи и выводы о целесообразности применения избранного варианта. Это даёт возможность педагогам рассмотреть множество различных взглядов на решение одной профессиональной задачи.

Технология продуктивного обучения предусматривает организацию определённой деятельности слушателей, формирующей умения экстериоризиро-вать профессиональные знания.

Одним из методов, в полной мере реализующим идеи продуктивного обучения, является кейс-метод. Его использование в учебном процессе учреждений последипломного образования даёт возможность развивать у слушателей аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, формировать умение анализировать ситуацию, планировать стратегию, принимать решение.

С методической точки зрения кейс - это специально подготовленный учебный материал, который содержит структурированное описание ситуаций из реальной практики педагогов. Кейс представляет собой единый информационный комплекс, в котором освещается определённая ситуация в разных аспектах.

В педагогической практике сложились некоторые виды кейсов по способу приобретения исходной информации: «полевые» (основывающиеся на фактах из реальной жизни) и «описательные» (базирующиеся на выдумке автора); по определённым целям раз -личают иллюстративные и обучающие кейсы.

Преимущества кейс-метода сравнительно с традиционными формами организации учебной работы со слушателями заключаются в том, что, с одной стороны, кейс-метод нуждается в более жёсткой структуризации информации, а с другой - создаёт важную часть единой информационной базы, которая в дальнейшем может использоваться педагогами [6].

Использование технологии игрового моделирования позволяет максимально приблизить учебный процесс учреждения последипломного образования не только к реальным условиям взаимодействия субъекта и объекта деятельности, но и к условиям практического взаимодействия между педагогами.

Целостное представление проблемы, формирующееся в ходе деловой игры, становится базовым для общей дискуссии и понимания её многогранности. Происходит приобретение не столько фактического знания, сколько умения согласовывать действия при решении проблем.

Проведение деловой игры подразумевает не только совместное воссоздание реальных педагогических ситуаций, но и наполнение их содержания определёнными ролями всех участников. В дальнейшем каждый из них, исходя из выбранной ролевой позиции, анализирует внешние и внутренние факторы, определяет пути разрешения проблемы, прогнозирует дальнейшее развитие событий.

Рассмотрев некоторые педагогические технологии, следует отметить многовекторность их направлений в контексте личностного и профессионального развития педагога.

Использование инновационных технологий в учебном процессе учреждений последипломного образования, с нашей точки зрения, способствует определению и чёткому осознанию собственных убеждений каждого учителя. Это способствует повышению уровня эффективности его дальнейшей профессиональной деятельности, осознанию степени взаимного влияния участников учебно-воспитательного процесса, осмысленному использованию опыта своих коллег, нивелированию стереотипов педагогической деятельности и формированию личностной мотивации педагога к дальнейшему профессиональному развитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жукова Г. С. Квалиметрический подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы: монография. М.: РГСУ, 2012. 186 с.

2. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: часть 2 [Электронный ресурс]. URL: http ://www 2. asu.ru/cppkp/index. files/uc heb .files/inno v/Part2/index.html (дата обращения: 19.02.2014).

3. Мезенцева О.И. Специфика организации самое -тоятельной работы педагогов в системе последипломного образования // Начальная школа. 2012. №10 [Электронный ресурс]. URL: http://www. school2100.ru/upload/iblock/a73/a73ccf9cb4402bd18 f2095e8e3538eec.pdf (дата обращения: 22.02.2014).

4. Набока Л.Я. Особливостт навчання дорослих з погляду педаготтчно1 технологи // Лслядипломна оевпа в УкраМ 2007. №1.

5. Назарова Т.С. Средства обучения: технология создания и использования. М. : Изд-во УРАО, 1998. 204 с.

6. Присяжнюк Ю.С. Використання шновацшних технологи у шелядипломнш педагопчшй оевт [Электронный ресурс]. URL: http://virtkafedra. uc oz. ua/el_gurnal/pages/vyp6/prisjagnuk. pdf (дата обращения: 25.02.2014).

7. ЯкухноТ.1. 1нноващйш технолог ii' навчання в закладах шслядипломно1 педаготтчно1 оевгги [Электронный ресурс ]. URL: http://narodnaosvita. kiev.ua /Narodna_osvita/library/12v2- 17/12yaiipo.htm (дата обращения: 19.02.2014).

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.