Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОБЗОР ПРОБЛЕМАТИКИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОБЗОР ПРОБЛЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / образование / педагогика / ИТ-технологии / инновационные технологии образовательной деятельности / innovation / education / pedagogy / IT technologies / innovative technologies of educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслова Ия Борисовна

В статье представлен теоретический обзор проблематики возможностей внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, в частности, в системе высшего образования; освещены вопросы их функционирования в образовательной среде. Приведена характеристика аспектов содержания понятия инновационные технологии образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суслова Ия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES – REVIEW OF THE PROBLEM

The article presents a theoretical overview of the possibilities of introducing innovative technologies into the educational process, in particular, in the higher education system; The issues of their functioning in the educational environment are covered. The characteristics of aspects of the content of the concept of innovative technologies of educational activity are given.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОБЗОР ПРОБЛЕМАТИКИ»

Стройиздат, 2003. - 528 с.

3. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. - М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. - 296 с.

References

1. Titova N.P. Sady na kryshah [Roof gardens]. Moscow: OLMA-PRESS Grand, 2002. 112 p.

2. Grohov, V.A. Zelenaja priroda goroda: Ucheb. posobie dlja vuzov [Green nature of the city: Textbook. manual for universities]. Moscow: Strojizdat, 2003. 528 p.

3. Shimko, V.T. Arhitekturno-dizajnerskoe proektirovanie. Osnovy teorii [Architectural and design design. Basics of the theory]. Moscow: Izdatel'stvo «Arhitektu-ra-S», 2004. 296 p.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОБЗОР ПРОБЛЕМАТИКИ

Суслова Ия Борисовна

Доктор педагогических наук, профессор, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: suslova.iya@yandex.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-63-73

Аннотация:

В статье представлен теоретический обзор проблематики возможностей внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, в частности, в системе высшего образования; освещены вопросы их функционирования в образовательной среде. Приведена характеристика аспектов содержания понятия инновационные технологии образовательной деятельности.

Ключевые слова: инновации, образование, педагогика, ИТ-технологии, инновационные технологии образовательной деятельности.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES - REVIEW OF THE PROBLEM

Suslova Iya Borisovna

Doctor of Pedagogics, Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail: suslova.iya@yandex.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-63-73

Annotation:

The article presents a theoretical overview of the possibilities of introducing innovative technologies into the educational process, in particular, in the higher education system; The issues of their functioning in the educational environment are covered. The characteristics of aspects of the content of the concept of innovative technologies of educational activity are given.

Key words: innovation, education, pedagogy, IT technologies, innovative technologies of educational activities.

Под инновационными технологиями образовательной деятельности понимается комплекс педагогических условий, методик, управленческих ресурсов, цифровых технологий, внедренных в образовательный процесс, а также - инновационных компетенций профессорско-преподавательского состава. Таким образом, ИТОД - это интегративная категория, включающая в себя управление инновационным потенциалом содержания образования, цифровыми ресурсами современной образовательной среды, использование инновационных управленческих стратегий, приобретение новых компетенций ппс образовательного учреждения, направленных на развитие инновационной деятельности.

Остановимся подробнее на структурных элементах категории. Под управлением инновационным потенциалом содержания образования мы понимаем разработку и внедрение новых образовательных продуктов в виде учебных программ, фондов оценочных средств, тестовых и других контрольных материалов, учебных пособий и методических рекомендаций, разработку новых учебных курсов и прочие результаты учебно-методической и научно-исследовательской деятельности ППС, методистов и специалистов, занятых в образовательных системах. Помимо данного аспекта инновационной деятельности следует учесть повышение квалификации ППС, направленной на овладение преподавателями инновационными компетенциями, обеспечивающее возможность управления инновационным потенциалом содержания образования.

Следующий структурный элемент ИТОД - это управление цифровыми ресурсами современной образовательной среды. Практика последних лет показывает, что моделирование учебного процесса на основе использования смарт-технологий расширяет возможности всех участников образовательного процесса, повышает мотивацию к образовательной деятельности обучающихся, способствует оптимизации педагогической и образовательной деятельности. В современных исследованиях уже находят отражение такие вопросы, как возможности использования цифровых технологий в обучении, развитие цифровой культуры личности педагога и студента, отбор и структурирование содержания образования при подготовке специалистов в сфере информацинно-

комьютерных технологий, вопросы задействования мультимедийных средств в процессе обучения и т.д. Однако исследователи приходят к выводу, что недостаточно разработанным остается целый ряд дидактических и методических вопросов, связанных с использованием цифровых технологий в образовательной среде. В частности, не разработаны педагогические условия, способствующие эффективному развитию профессиональных компетенций студентов, обучающихся по ИТ-специальностям. Практика образовательной деятельности показывает, что процесс приобретения профессиональных компетенций студентов ИТ-специальностей наиболее эффективен в процессе командной учебной работы. Согласно нашему мнению, такими педагогическими условиями могут являться:

- направленность педагогического целеполагания на актуализацию познавательного потенциала студентов ИТ-специальностей и формирование навыков командной работы студентов в процессе их обучения;

- грамотная организация работы студентов в команде;

- структурирование учебных заданий;

- поддержка преподавателем процесса выполнения заданий обучающимися;

- интеграция в содержание дисциплин профессионального цикла мастер-классов и семинаров от специалистов отрасли;

- использование современных технологий для успешной реализации командной учебной работы, т.к. они являются эффективным способом развития технических и профессиональных навыков студентов, что особенно важно для будущих ИТ-специалистов.

Командная учебная работа является эффективным методом развития профессиональных компетенций студентов ИТ-специальностей. Она позволяет развивать навыки коммуникации, социального взаимодействия, организации работы в коллективе и совместного решения задач, что является крайне важным для будущей профессиональной деятельности; у студентов появляется возможность развития лидерских качеств, навыков организации работы команды и принятия ответственных решений.

При проведении занятий, где студенты совместно работают над поставленной задачей, ориентированной на получение практических навыков и знаний, преподавателям следует прибегать к использованию различных видов уже существующего программного обеспечения, таких как:

- виртуальные тренажеры и симуляторы, где для обучения практическим навыкам в различных областях (медицина, авиация, инжиниринг и информационные технологии), используются виртуальные тренажеры и симуляторы. Это позволяет студентам получить практический опыт без риска для реальных систем;

- онлайн-платформы для совместной работы, например: GitHub, GitLab, Miro, Trello, Slack и др., которые позволяют студентам совместно работать над проектами, обмениваться информацией и координировать деятельность в команде;

- интегрированные среды разработки, например: Visual Studio Code, Python IDE, IntelliJ IDEA, PhpStorm, Jupyter Notebook, PyCharm, Docker и др., позволяющие организовать студенту удобное рабочее окружение (пространство), повышая производительность, объединяя такие возможности, какредактирование, создание, тестирование и компиляция (упаковка) программного обеспечения.

- облачные сервисы и инструменты разработки, такие как Yandex Cloud, Selectel Cloud, VK Cloud, Amazon Web Services (AWS), Gradio, Firebase и др., которые предоставляют доступ к мощным вычислительным ресурсам и инструментам разработки, что позволяет студентам создавать и развертывать современные приложения и сервисы, а образовательным учреждениям снизить затраты и риски на обслуживании такой сложной цифровой инфраструктуры.

К сожалению, необходимо отметить существующую проблему: некоторые образовательные учреждения, подготавливающие специалистов в области информационных технологий, пока еще не всегда могут полностью соответствовать требованиям современного рынка труда. Это связано с тем, что часто они не обладают достаточным оборудованием и ресурсами, необходимыми для эффективного освоения студентами современных технологий и решения реальных задач, которые встретятся им на практике.

Однако развитие цифрового общества дает основания полагать, что ситуация с обновлением программно-технических средств более эффективного обучения будет улучшаться. В связи с растущим осознанием важности современных технологий в образовании и их применения на практике уже сейчас многие образовательные учреждения начинают придавать большее значение своевременному обновлению и модернизации своей инфраструктуры. Развитие технических средств и программного обеспечения, а также внедрение с их помощью новых методов и приемов обучения, способствует созданию более подготовленной и конкурентоспособной кадровой базы в области информационных технологий. Совместные усилия образовательных учреждений, индустрии и государственных органов могут привести к более эффективному внедрению современных методов обучения и подготовке высококвалифицированных специалистов, отвечающих запросам современного рынка труда.

Следующий актуальный аспект проблематики - использование информационных технологий как фактора повышения компетентности преподавателя. Владение компетенцией в использовании цифровых технологий становится важным навыком для любого специалиста, включая преподавателей в образовательных организациях. Компетенция включает в себя умение и навыки работы с различными программными и аппаратными ресурсами, общение и обмен информацией через цифровые платформы, а также способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологической среде. В целом, готовность специалиста использовать цифровые технологии в своей профессиональной деятельности является ключевой для эффективной работы в современном обществе и гарантированного успеха в профессиональной

сфере. Под понятием смарт-технологий в образовании понимается широкий спектр взаимосвязанных информационных технологий и технических средств обучения, таких как интерактивные доски, документ-камеры, программное обеспечение, системы контроля знаний учащихся и другие. Преподаватели могут испытывать затруднения в оперативном освоении новых цифровых инструментов и интегрировании их в свою работу вследствие, прежде всего, ограниченного доступа к актуальной образовательной поддержке и нехватки времени на непрерывное обучение. Кроме того, ограниченные финансовые ресурсы и необходимость в обновлении технического оборудования могут создавать препятствия для преподавателей в успешной интеграции цифровых инструментов в учебный процесс.

На основе изучения актуальных реалий образовательной практики и научной литературы может быть выявлен ряд противоречий: между запросами на внедрение цифровых технологий в образовательный процесс и уровнем готовности образовательных учреждений внедрять цифровые технологии в свой рабочий процесс; между возможностями автоматизации и программирования и теориями обучения и развития обучающихся, которые основаны на иных методологических платформах; между потребностью в технологически информационно грамотных преподавателях и в отсутствии вовлеченности преподавательского состава в повышении уровня своей компетентности в сфере информатизации образования.

Один из способов решения проблемы, связанной с недостаточной подготовкой педагогов к использованию смарт-технологий в образовательном процессе, заключается в организации оперативного обучения преподавателей новым знаниям и навыкам, позволяющим эффективно применять смарт-технологии для достижения образовательных целей. Для эффективного использования информационных технологий в учебном процессе преподавателю необходимо обладать рядом компетенций. Во-первых, уметь проектировать и создавать интерактивный контент для инновационного оборудования и технических средств обучения. Во-вторых, иметь навыки педагогического дизайна и организации цифровой образовательной среды. В-третьих, владеть аналитическими способностями для обработки данных, получаемых от цифровых образовательных платформ. В-четвертых, уметь конструировать индивидуальные траектории обучения на основе информации о прогрессе и особенностях учащихся. В-пятых, формировать у обучающихся критическое мышление при поиске и работе с информацией в цифровой среде. И наконец, интегрировать технологии виртуальной и дополненной реальности в условиях цифровых лекций.

Описан опыт разработки и внедрения электронной системы информационной управленческой образовательной среды «Электронный университет», направленной на оптимизацию управленческих функций за счет оптимального развития обратной связи вуз-студент, максимального предоставления студенту широкого спектра электронных информационных

ресурсов, за счет создания условий для ежедневной организации электронной системы организации самостоятельной работы студентов. В качестве примера приведена разработка учебно-методического пособия, в котором излагаются информационные и педагогические аспекты электронной системы «Личный кабинет преподавателя» среды «Электронный университет».

Активное и системное использование электронных информационных технологий значительно повышает мотивацию к изучению учебного материала. Это позволяет студентам обучаться в соответствии с их индивидуальным темпом и предпочтениями, опираясь на их доминирующий тип мышления и когнитивную стратегию. Использование электронной образовательной среды высвобождает время преподавателя, которое он может посвятить изучению новейшей научной литературы и разработке новых методик, направленных на развитие творческого мышления студентов.

Современный университет не должен просто формально и бессистемно совмещать традиционные и электронные формы обучения. Напротив, он должен системно интегрировать электронные видеоресурсы в классические лекционные форматы, чтобы существенно повысить мотивацию и вовлеченность студентов в учебный процесс.

Международный инновационный университет придает особое значение использованию цифровых технологий для повышения мотивации обучения, расширения доступа к информации, обеспечения систематичности предоставления электронных видеоресурсов для самостоятельной работы студентов и развития их самообучающихся и саморазвивающихся навыков. Он также стимулирует развитие творческого потенциала и позитивных личностных качеств студентов.

Международный инновационный университет уделяет особое внимание автоматизации и информатизации основных процессов управления, образования, информации и развития обучаемых, что позволяет эффективно решать перед ним стоящие задачи.

В Международном инновационном университете в течение более 20 лет на платформе «1С: Предприятие» с использованием веб-технологий разрабатывается и совершенствуется электронная информационно-управленческая образовательная среда «Электронный университет».

Информационно-управленческая образовательная среда «Электронный университет» — это инновационное программное решение, которое отвечает всем современным требованиям и позволяет оптимизировать все вышеуказанные процессы. За время существования университета были разработаны авторские электронные модули, которые почти полностью автоматизируют взаимодействие студентов с различными отделами, такими как учебный отдел, кафедра, аттестационный отдел, научный отдел, отдел по работе со студентами, отдел масс-медиа, отдел кадров по студентам и преподавателям, бухгалтерия и канцелярия.

Учитывая необходимость предоставления вышестоящим организациям все большего объема статистических данных, разработанная система "Электронный

университет" позволила сотрудникам освободиться от рутины и обеспечить быструю и эффективную обратную связь со студентами и преподавателями.

Для организации самостоятельной работы обучающихся в рамках системы "Электронный университет" также создана платформа "Электронный информационно-образовательный портал", где обучающиеся могут просматривать лекции в видеоформате и самостоятельно работать с дополнительными видеоматериалами по любой теме и предмету, включая самостоятельное изучение и контроль уровня своих знаний и умений. Портал также предлагает творческие задания.

Электронный модуль «Тестирование» основан на банке тестов, разработанном вузом для тренировочного, промежуточного и сессионного контроля. Этот модуль непосредственно связан с электронными обучающими модулями учебного отдела и кафедр.

Разработанные персональные электронные кабинеты студентов дают им возможность поэтапно налаживать обратную связь со всеми подразделениями и кафедрами вуза. Кроме того, в личном кабинете обучающийся может получить полную информацию о своем текущем учебном статусе, учебном плане и графике сессий.

В электронном личном кабинете обучающегося доступна электронная зачетная и бухгалтерская книжки, которые обновляются по мере необходимости. В личном кабинете также содержится учебный план, график учебного процесса и расписание. Обучающиеся могут ознакомиться с внешней и внутренней нормативной документацией, получать приказы, информационные письма, объявления, технические инструкции, благодарности и поздравления через электронные личные кабинеты. Кроме того, они могут подавать заявления в различные отделы через электронные кабинеты. В личном кабинете студенты могут найти информацию о трудоустройстве, а также задания для самостоятельной работы. Они также могут прикреплять свои достижения в области науки, спорта, культуры и социальной деятельности, что позволяет автоматически формировать портфолио для потенциальных работодателей. Кабинет также предоставляет инструкции для организации практики и написания дипломных работ. Для аспирантов кабинеты содержат индивидуальный план работы, инструкции для научной деятельности и написания диссертационных работ. В кабинете также доступны необходимые электронные библиотечные системы и образовательные ресурсы. Из личного кабинета обучающиеся могут вывести договор об обучении и дополнительные соглашения. Для организации самостоятельной работы в личном кабинете регулярно публикуются видеолекции и другие видеоресурсы. Обучающийся также имеет возможность прикреплять всю отчетную документацию к своему личному кабинету, где она изучается научным руководителем и заведующим кафедрой.

Созданный университетом портал и электронные личные кабинеты позволяют не только организовать различные аспекты учебного процесса, но и способствуют развитию творческого потенциала студентов путем предоставления

возможности участия в научных исследованиях, дискуссиях, деловых играх, мозговых штурмах и многом другом. Ежедневно обучаемые ориентированы на то, чтобы продуцировать собственные творческие идеи в различных сферах и обсуждение их с точки зрения эффективности и возможности реализации.

С учетом быстрого научно-технического прогресса и меняющихся потребностей общества, государственные образовательные стандарты и учебные планы становятся все более динамичными. Поэтому в структуре "Электронного университета" большое внимание уделяется электронным модулям, которые обеспечивают презентацию учебно-методической документации.

Для эффективной реализации образовательной программы была спроектирована и внедрена специализированная подсистема управления методическим обеспечением и базой учебных материалов. Ее основная задача - поддержка учебно-методической документации и электронных обучающих ресурсов в рамках образовательной организации.

В основу данной подсистемы легли структура и алгоритмы формирования учебных планов, содержащих ключевые сведения о дисциплинах для каждого направления подготовки. Для фиксации соответствующих данных было принято решение использовать регистр накопления с иерархическими справочниками в качестве измерений регистра. Такой подход позволил использовать встроенные возможности платформы "1С: Предприятие" для оптимального хранения данных, что положительно сказалось на производительности работы программного обеспечения.

После завершения начального этапа создания подсистемы перед разработчиками встала задача реализовать программные интерфейсы для поддержки учебно-методической документации и формирования электронных учебных материалов. Для этого потребовалось тщательно изучить и проанализировать методические документы, касающиеся рабочих программ дисциплин. В них содержатся тематические планы, учебно-методические материалы, а также средства для текущего контроля усвоения знаний (контрольные вопросы, тесты, практические задания), призванные обеспечить эффективное освоение тематических разделов по каждой дисциплине.

Таким образом, электронная система информационной управленческой образовательной среды «Электронный университет», направлена на оптимизацию управленческих функций за счет оптимального развития обратной связи вуз-студент, максимального предоставления студенту широкого спектра электронных информационных ресурсов, за счет создания условий для ежедневной организации электронной системы организации самостоятельной работы студентов.

Готовность преподавателя к применению информационных технологий может быть охарактеризована как интегративное свойство личности, которое характеризуется единством мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов. Реализацией данной готовности будет являться комплекс профессионально значимых умений педагога, а именно:

- Проектирование и создание интерактивного контента для инновационных технических средств обучения: преподаватель должен уметь разрабатывать и создавать образовательный контент, который стимулирует активное взаимодействие обучающихся с информацией и позволяет им развивать ключевые навыки и компетенции.

- Проектирование педагогического дизайна в цифровой образовательной среде: преподаватель должен уметь создавать эффективные образовательные сценарии, оптимально структурировать материал и применять разнообразные методы и технологии для повышения качества образования.

- Анализ данных, получаемых от цифровых образовательных платформ: преподаватель должен уметь оценивать и анализировать данные о прогрессе обучающихся, чтобы индивидуализировать образовательный процесс и предоставлять обратную связь, способствующую дальнейшему развитию обучающихся.

- Конструирование индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучающегося на основе информации о его прогрессе: преподаватель должен уметь адаптировать образовательную программу под индивидуальные потребности и особенности каждого студента, создавая условия для их успешного обучения и достижения личных образовательных целей.

- Критический подход в процессе поиска необходимой информации в цифровой среде: преподаватель должен оценивать и фильтровать информацию, находящуюся в сети, чтобы предоставлять своим учащимся достоверные и актуальные знания.

Таким образом, внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность предполагает целенаправленную работу педагогического сообщества, руководящего звена, административно-управленческого аппарата по созданию комплекса педагогических и управленческих условий, благоприятствующих как внедрению современных методов обучения и подготовке высококвалифицированных специалистов, отвечающих запросам современного рынка труда, так и - инновационной деятельности образовательного учреждения.

Литература

1. Берулава Г.А., Берулава М.Н., Малыш В.Г. Возможности инновационной управленческо-образовательной среды «Электронный университет» // Новые исследования в разработке техники и технологий. - 2017. - №2. - С. 4 -9

2. Браун А., Бимроуз Дж Инновационные образовательные технологии // Высшее образование в России. - 2007. - №4. - С. 98-100.

3. Берулава М.Н., Берулава Г. А., Малыш В.Г., Вейкуть С.К., Грачев Р.Г. Иинформатизация современного образования: опыт разработки и внедрения электронной управленческой информационно-развивающей образовательной

среды «Электронный университет» // Вестник Университета Российской академии образования / № 4/2022 / ISSN 2072-5833 -DOI: 10.24412/2072-58332022-4-24-33.

4. Демина О.С. Инновационные образовательные технологии // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - №9. - С. 127-131.

5. Демцура С.С., Плужникова И.И., Гордеева Д.С., Якупов В.Р., Алексеева Л.П. Современные инновационные образовательные технологии // БГЖ. - 2020. - №4 (33). - С. 57-61.

6. Уракова Е.А. Особенности непрерывного многоуровневого высшего профессионального образования // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. -2021. - С. 55-57.

7. Хижная А.В., Бекетова Ю.А., Захарова Н.А. Образовательные технологии в профессиональном образовании // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей 307 по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. -2019. - С. 55-57.

8. Хижная А.В., Максимова К.А., Бакулина Н.А.Организация самостоятельной работы студентов на основе образовательной платформы moodle // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции. Мининский университет. - 2019. - С. 197-201

9. Электронная система «Отдел кадров по студентам» информационно-управленческой образовательной среды "Электронный университет": Учебно-методическое пособие / В. Г. Малыш, О. И. Степченко, Р. Г. Грачев, С. К. Вейкуть. - 8-е издание, переработанное и дополненное. - Сочи: Изд-во ОЧУВО «Международный инновационный университет», 2023. - 152 с. - ISBN 978-5605-06392-6

References

1. Berulava G.A., Berulava M.N., Malysh V.G. Vozmozhnosti innovacionnoj up-ravlenchesko-obrazovatel'noj sredy «Jelektronnyj universitet» [Possibilities of the innovative management and educational environment "Electronic University"]. Novye issledovanija v razrabotke tehniki i tehnologij. 2017. №2. Pp. 4 -9

2. Braun A., Bimrouz Dzh Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii [Innovative educational technologies]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. №4. Pp. 98-100.

3. Berulava M.N., Berulava G.A., Malysh V.G., Vejkut' S.K., Grachev R.G. Iin-formatizacija sovremennogo obrazovanija: opyt razrabotki i vnedrenija jelektronnoj upravlencheskoj informacionno-razvivajushhej obrazovatel'noj sredy «Jelektronnyj

universitet» [Informatization of modern education: experience in the development and implementation of an electronic management information and development educational environment "Electronic University"]. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija / № 4/2022 / ISSN 2072-5833 -DOI: 10.24412/2072-5833-2022-4-2433.

4. Demina O.S. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii [Innovative educational technologies]. Upravlenie innovacijami: teorija, metodologija, praktika. 2014. №9. Pp. 127-131.

5. Demcura S.S., Pluzhnikova I.I., Gordeeva D.S., Jakupov V.R., Alekseeva L.P. Sovremennye innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii [Modern innovative educational technologies]. BGZh. 2020. №4 (33). Pp. 57-61.

6. Urakova E.A. Osobennosti nepreryvnogo mnogourovnevogo vysshego pro-fessional'nogo obrazovanija [Features of continuous multi-level higher professional education]. Innovacionnye podhody k resheniju professional'no-pedagogicheskih problem. Sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. Mininskij universitet. 2021. pp. 55-57.

7. Hizhnaja A.V., Beketova Ju.A., Zaharova N.A. Obrazovatel'nye tehnologii v professional'nom obrazovanii [Educational technologies in vocational education]. V sbornike: Social'nye i tehnicheskie servisy: problemy i puti razvitija. Sbornik statej 307 po materialam VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mininskij universitet. 2019. Pp. 55-57.

8. Hizhnaja A.V., Maksimova K.A., Bakulina N.A.Organizacija samostojatel'noj raboty studentov na osnove obrazovatel'noj platformy moodle [Organization of independent work of students based on the moodle educational platform]. V sbornike: Innovacionnye podhody k resheniju professional'no-pedagogicheskih problem. Sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchnoprakticheskoj konferencii. Mininskij universitet. 2019. pp. 197-201

9. Jelektronnaja sistema «Otdel kadrov po studentam» informacionno-uprav-lencheskoj obrazovatel'noj sredy "Jelektronnyj universitet": Uchebno-metodicheskoe posobie [Electronic system "HR Department for Students" of the information and management educational environment "Electronic University": Educational manual]. V. G. Malysh, O. I. Stepchenko, R. G. Grachev, S. K. Vejkut'. - 8-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. Sochi: Izd-vo OChUVO «Mezhdunarodnyj innovacionnyj universitet», 2023. 152 p. ISBN 978-5-605-06392-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.