Научная статья на тему 'ОБ ИННОВАЦИОННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ «ЭЛЕКТРОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»'

ОБ ИННОВАЦИОННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ «ЭЛЕКТРОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
революционные изменения в методике обучения в условиях открытого электронного информационного пространства / управленческо-образовательная среда «Электронный университет» / электронный модуль «Личный кабинет студента» / « Электронный образовательный портал» / revolutionary changes in teaching methods in an open electronic information space / management and educational environment “Electronic University” / electronic module “Student’s personal account” / “Electronic educational portal”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берулава Галина Алексеевна, Малыш Виктор Горигорьевич

В статье представлен опыт разработки и внедрения управленческо-образовательной среды «Электронный университет», и, в частности, подсистем «Личный кабинет студента» и «Образовательный портал», реализуемых в Международном инновационном университете. В университете создана единая информационная среда, включающая ряд взаимосвязанных модулей и обеспечивающая возможность принятия оперативных управленческих решений по всем стратегическим и тактическим аспектам деятельности вуза, оптимизирующая взаимодействие между студентом и всеми подразделениями вуза, а также обеспечивающая организацию самостоятельной работы студента в рамках индивидуальной образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берулава Галина Алексеевна, Малыш Виктор Горигорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INNOVATIVE MANAGEMENT AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT «ELECTRONIC UNIVERSITY»

The article presents the experience of development and implementation of the management and educational environment “Electronic University”, and, in particular, the subsystems “Student’s Personal Account” and “Educational Portal”, implemented at the International Innovation University. The university has created a unified educational environment, including a number of interconnected modules and providing the ability to make operational management decisions on all strategic and tactical aspects of the university’s activities, optimizing the interaction between the student and all departments of the university, as well as ensuring the organization of the student’s independent work within the individual educational trajectory.

Текст научной работы на тему «ОБ ИННОВАЦИОННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ «ЭЛЕКТРОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

ОБ ИННОВАЦИОННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ «ЭЛЕКТРОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Берулава Галина Алексеевна

Академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, ректор, Международный инновационный университет (Сочи), e-mail: naukabga@mail.ru Малыш Виктор Горигорьевич

начальник информационно-технического управления, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: rectorat.miu@mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10113

Аннотация:

В статье представлен опыт разработки и внедрения управленческо-образовательной среды «Электронный университет», и, в частности, подсистем «Личный кабинет студента» и «Образовательный портал», реализуемых в Международном инновационном университете. В университете создана единая информационная среда, включающая ряд взаимосвязанных модулей и обеспечивающая возможность принятия оперативных управленческих решений по всем стратегическим и тактическим аспектам деятельности вуза, оптимизирующая взаимодействие между студентом и всеми подразделениями вуза, а также обеспечивающая организацию самостоятельной работы студента в рамках индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова: революционные изменения в методике обучения в условиях открытого электронного информационного пространства; управленческо-образовательная среда «Электронный университет»; электронный модуль «Личный кабинет студента», « Электронный образовательный портал».

ON THE INNOVATIVE MANAGEMENT AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT «ELECTRONIC UNIVERSITY»

Berulava Galina Alekseevna

Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Psychology, Professor, Rector, International Innovative University (Sochi), e-mail: naukabga@mail.ru

Малыш Виктор Горигорьевич

Head of Information Technology Department, International Innovative University (Sochi), e-mail: rectorat.miu@mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10113

Abstract :

The article presents the experience of development and implementation of the management and educational environment "Electronic University", and, in particular, the subsystems "Student's Personal Account" and "Educational Portal", implemented at the International Innovation University. The university has created a unified educational environment, including a number of interconnected modules and providing the ability to make operational management decisions on all strategic and tactical aspects of the university's activities, optimizing the interaction between the student and all departments of the university, as well as ensuring the organization of the student's independent work within the individual educational trajectory.

Keywords: revolutionary changes in teaching methods in an open electronic information space; management and educational environment "Electronic University", electronic module "Student's personal account", "Electronic educational portal"

Современный этап развития образования носит революционный характер, обусловленный кардинальными изменениями в передаче информации от человека к человеку и изменениями в системе коммуникации. Если раньше процесс обучения в вузе строился по вертикали, носил монологический характер и предлагал единственную и универсальную интерпретацию фактов и событий, то теперь, даже при наличии такого подхода в учебнике обучаемый получает огромное множество интерпретаций и дополнительных, часто противоречащих учебнику версий и фактов. Это в целом носит положительный характер, поскольку учит молодого человека анализировать и обобщать, не заучивать, а формировать свою точку зрения. Поэтому вся система образования должна быть принципиальным образом переформатирована на эти принципиальные изменения в получении информации и коммуницировании по поводу ее интерпретации, анализа, систематизации и понимания.

Нельзя не учитывать то обстоятельство, что все большее предпочтение обучающиеся отдают получению информации из многоканальных источников сети, что обеспечивает гораздо больший комфорт в ее получении, поскольку обучаемый получает только ту информацию, на которую он замотивирован и, соответственно, она гораздо лучше усваивается. Обучаемый получает информацию в индивидуальном психологически удобном для него темпе и комфортном временном графике. Соответственно, в ближайшем будущем все большее количество информации будет поступать к молодым людям из интернета и они будут отдавать преимущественное предпочтение этой форме информационной коммуникации.

В связи с повышенными требованиями к оперативности и комфортности получения информации молодежью изменяются требования к коммуникации между различными службами Университета и обучаемым. Сегодня, когда накладываются жесткие требования к исключению личных контактов и защиты физического здоровья студентов и сотрудников в условиях эпидемии короновируса, требуется, чтобы вуз функционировал в режиме открытой электронной образовательной платформы, предоставляя студенту возможность получать учебную информацию по месту своей дислокации, прямо из дома.

В Международном инновационном университете работа по созданию универсальной электронной информационно-образовательной сети «Электронный Университет» началась с 1998 года, то есть тенденции развития глобальной информационно-образовательной сети в университете были поняты задолго до того, как этот переход был с необходимостью опосредован чрезвычайной ситуацией распространения короновируса. С этого времени началась систематическая работа администрации и программистов по обеспечению оперативного и комфортного дистанционного общения со всеми службами университета, по созданию уникального личного кабинета студентов, обеспечивающего реализацию индивидуальной образовательной траектории.

В целях стимулирования механизмов саморазвития личности в образовательном процессе, не локализованном только в пределах образовательного

учреждения, в Международном инновационном университете разработана и успешно развивается информационная управленческо-образовательная среда «Электронный университет». Для обеспечения принципа предоставления полной и достоверной информации в реальном времени по всем процессам и субъектам управления современным вузом в рамках уникальной архитектуры данной среды, позволяющей постоянно наращивать ее функциональные возможности, были разработаны новые, оптимизированы и расширены действующие модули, блоки и подсистемы.

Проиллюстрируем достижения разработанной системы на примере созданного эксклюзивного модуля «Личный кабинет студента», где обучающийся получает полную информацию о своих достижениях, позволяющую ему выстраивать индивидуальную траекторию саморазвития в вузе.

Система позволяет студенту получать самостоятельно всю необходимую для него документацию дома. Например, реализована возможность самостоятельного вывода и печати договоров при первоначальном поступлении студента и семестровых дополнительных соглашений.

Созданный в вузе электронный личный кабинет студента содержит следующие разделы:

Рисунок 1

В случае успешной аутентификации, после ввода логина и пароля студенту открывается стартовая страница (Рисунок 1).

На стартовой странице в области рабочего стола представлены «Управляемые

разделы взаимодействия», которые в автоматическом режиме отражают информацию для конкретного студента в прямой зависимости от текущей траектории обучения. Информация в раздел размешается в полуавтоматическом режиме или в полностью автоматическом режиме.

Полуавтоматический режим предназначен для направления управленческой информации студентам ответственными сотрудниками. В данном режиме ответственные сотрудники в АСУ создают элемент управленческой информации (объявление, инструкцию и т.п.) и самостоятельно выбирают контингент (адресатов) для ознакомления с информацией.

Список подразделов полуавтоматического режима:

1. Распоряжения вышестоящих организаций;

2. Техника безопасности;

3. Объявления;

4. Технические инструкции;

5. Обратная связь;

6. Электронная зачетная книжка;

7. Бухгалтерская книжка;

8. Личные достижения;

9. График учебного процесса;

10. Расписание;

11. График сессии;

12. Практика;

13. Дипломная работа;

14. Электронные библиотечные системы;

15. Задания для самостоятельной работы;

16. Основной договор об обучении;

17. Дополнительные соглашения.

Для гарантированного доведения до сведения обучающихся важной информации определенного вида, в Управляемых разделах взаимодействия предусмотрена блокировка всех разделов с возможностью автоматической разблокировки после ознакомления с важной информацией. Разделы, содержащие оперативную информацию, но не прочитанную обучающимся, выделяются полужирным начертанием заголовка.

При нажатии кнопки подраздела, открывается список документов.

Подраздел «Информация для выпускника» виден только тем студентам, для которых инициирована проверка перед допуском к ВКР и у которых нет финансовых задолженностей. Всем остальным этот подраздел не виден. После выбора подраздела студенту делается доступной информация по порядку проверки ВКР на заимствования.

Полностью автоматический режим предназначен для направления информации студентам, сформированной АСУ автоматически.

Список подразделов полностью автоматического режима:

1. Электронная зачетная книжка;

2. Бухгалтерская книжка;

3. Сессия;

4. Практика;

5. Электронные библиотечные системы;

6. Задания для самостоятельной работы

7. Информация выпускнику;

8. Основной договор об обучении;

9. Дополнительные соглашения.

При выборе подраздела «Электронная зачетная книжка» автоматически формируется отчет по успеваемости студента, согласно учебного плана и итогов промежуточной аттестации.

При выборе подраздела «Бухгалтерская книжка» автоматически формируется отчет по финансовым взаимоотношениям студента с вузом, согласно графика оплат.

В случае возникновения задолженностей по сроку оплаты соответствующие ячейки с суммами будут подсвечены красным.

Для первого варианта отчета предусмотрены 2 опции: «Подробно» и «По всей аналитике».

Эти опции всегда установлены для студентов, также дополнительно выводится информация о текущем кадровом положении студента. Система позволяет войти в любой документ и посмотреть непосредственно его. При просмотре модуля «К оплате» возможно открыть документ «график оплат», а в расшифровке «Оплачено» можно открыть документ оплаты.

При выборе подраздела «Личные достижения» автоматически формируется список достижений, внесенных в АСУ студентом самостоятельно, предоставляется возможность внести новые достижения или распечатать все портфолио.

При выборе подраздела «Сессия» автоматически открывается форма для просмотра графика учебного процесса по направлению подготовки на текущий учебный год. Для студентов заочной формы обучения дополнительно выводится информация о сроках проведения сессии с возможностью печати справки-вызова.

При выборе подраздела «Практика» открывается перечень практик по учебному плану с загруженными рабочими программами. При выборе подраздела «Сессия» автоматически предоставляется информация о графике сессии, расписание занятий, график учебного процесса, требования к дипломной работе (только для студентов выпускных курсов), информация о практике. Из этого раздела возможен самостоятельный вывод на печать «Справки-вызова».

При выборе подраздела «Электронные библиотечные системы» автоматически откроется форма, предоставляющая информацию по использованию в учебном процессе электронных библиотечных систем ВУЗа, а также информация о библиотечном каталоге ВУЗа с возможностью изучения книг, представленных в электронном виде.

В разделе «Сессия по расписанию» выводится информация о возможности

пройти промежуточную проверку знаний по дисциплине согласно графика сессии. Проверка производится согласно выбранной методике: письменно или в виде компьютерного тестирования. Программа позволяет самостоятельно открыть и распечатать договор или дополнительное соглашение.

Реализован функционал автоматического уведомления студентов по факту возникновения определенных событий. При входе студента в личный кабинет производится проверка наличия уведомления и вывод его на экран с полной блокировкой интерфейса. Разблокировать интерфейс можно, только нажав кнопку «Ознакомлен» в окне уведомления. Факт ознакомления фиксируется в базе АСУ «Электронный ВУЗ» в виде даты ознакомления. Более это сообщение студенту не выводится.

В разделе «Документы для студентов» реализована возможность оперативного ознакомления студентов с управленческой документацией по учебному процессу с контролем ознакомления. Для удобства документы разделены по типам: объявления, инструкции, мероприятия, приказы, поздравления, благодарности, контакты, расписание, дистанционное обучение и др.

Доступ к списку документов «Документы для студентов» можно получить, выбрав соответствующий пункт в разделе «Взаимодействие участников». В документе предусмотрена возможность вывода определенной информации в виде заголовка к списку документов на рабочем столе обучающегося. Путем установки «галки» в поле «Общая информация раздела» необходимая информация сразу будет выведена студенту в заголовке соответствующего раздела.

Для гарантированного доведения до сведения обучающихся информации определенного вида требуется указать вариант важности задачи как «Важная» и обучающемуся на рабочем столе будут доступны только те разделы, в которых размещена эта информация, после ознакомления с документами все остальные разделы будут разблокированы.

На этапе ввода информации пользователю требуется заполнить подразделение документа, внести краткое наименование (не более 50 символов), заполнить текст основной (не более 300 символов), выбрать учебный год, для которого создается документ, и указать тип документа. В случае, если для понимания документа требуется дополнительная информация графическая или текстовая, после сохранения документа к нему можно прикрепить необходимые материалы. Для этого предназначены кнопки в командной строке документа. Цифра в скобках после слова «Файлы» указывает на количество прикрепленных к документу файлов.

Сопровождение процесса и результатов развития личности студента в виртуальном информационном пространстве осуществляет такая подсистема, как «Личностный рост студента», задача которой состоит в фиксации личностных продвижений нарастающим итогом и консолидация информации в отчете. Документ включает в себя два элемента: фиксация личностных движений и отчет по личностному росту. Социальные проявления личности студента отражаются в таких критериях, как: общественная нагрузка, увлечения, достижения. Второе направление личностного роста - «Достижения», - неоднородно и включает в себя

следующие измерения: достижения в научной деятельности; достижения в спорте; достижения в творчестве; достижения в общественной работе. Возможен также вывод итогового отчета о личностном росте выпускникам в виде приложения к диплому.

Отчет «Личностный рост студента» предназначен для вывода консолидированной информации по личностному росту студентов на определенную дату, при этом он даёт возможность выбора по форме обучения, курсу и направлению подготовки. Отборы могут быть множественными и изначально свободно формулируемыми, например, «спорт». В данном случае будут выведены все студенты, у которых в представлении направлений личностного роста есть последовательность букв «спорт».

Для развития не локализованных только в пределах образовательного учреждения технологий саморазвития личности была разработана новая подсистема управленческо-образовательной среды «Электронный университет» - подсистема «Дистанционное ознакомление с документами», ключевой функцией которой является возможность оперативно организовать массовое или точечное доведение сопутствующих документов в образовательном процессе (в электронной форме) до ответственных лиц. В частности, данным способом возможно предоставление членам комиссии ГИА, работающих удаленно, текстов выпускных квалификационных работ.

Вход в раздел осуществляется по нажатию кнопки «Банк дипломных работ». После нажатия открывается форма с перечнем выпускных квалификационных работ, загруженных в систему. Далее выбирается необходимое направление подготовки, форма обучения и формируется документ с данными студента и наименованием вложенной ВКР, просмотреть которую или сохранить в формате *pdf можно путем двойного клика на строку.

Важное место в электронной системе вуза занимает модуль «Образовательный портал», являющийся своеобразным ядром электронного пространства, так как предназначен для точной и исчерпывающей навигации студентов и сотрудников по всем необходимым в процессе обучения составляющим электронного образовательного пространства вуза. Образовательный портал выступает в качестве определенной стартовой точки (ядра) для студентов и сотрудников, в которой сконцентрированы пути на все объекты электронного образовательного пространства, используемые в процессе обучения.

Данная подсистема обеспечивает решение следующих задач: построение модели навигации по электронному образовательному пространству и выдачи студенту информации, используемой при обучении в зависимости от траектории обучения; построение модели навигации по электронному образовательному пространству и выдачи сотрудникам сведений о полноте информации, используемой в обучении по всем образовательным программам, реализуемым в вузе, а также администрирования и актуализации сведений; построение модели единообразного визуального и логического доступа к объектам электронного образовательного пространства студентам и сотрудникам вуза.

Подсистема «Образовательный портал» разрабатывалась как составная часть единой образовательной среды, что позволило интегрировать ее со всеми уровнями управленческого контура вуза. В отличие от имеющихся аналогов, подсистема позволяет комплексно автоматизировать следующие функции сотрудников и студентов: вывод данных для студентов, исключительно относящихся к направлению обучения; обеспечивает разделение доступа по функционалу; обеспечивает контроль использования материалов портала в зависимости от точки входа; обеспечивает единообразную навигацию по объектам электронного образовательного пространства для всех участников учебного процесса.

Подсистема разработана на отечественной платформе 1С Предприятие 8.3 при использовании клиент-серверного варианта под управлением Microsoft SQL Server 2008. Такая структура обеспечивает высокую производительность при обработке больших объемов данных информационной базы; высокую параллельность при одновременной работе большого количества пользователей с одной информационной базой; возможность сосредоточить на сервере 1С Предприятия 8 выполнение наиболее объемных операций по обработке данных; удобство администрирования и упорядочивание доступа пользователей к информационной базе; отсутствие доступа пользователей непосредственно к файловой системе серверов.

Основной особенностью Образовательного портала является его двухрежимная работа в зависимости от авторизованного пользователя. В случае авторизации студента в системе «Электронный университет» производится предоставление доступа к актуальной информации, необходимой в учебном процессе конкретному студенту, по своей образовательной траектории (Режим обучающегося). В случае авторизации в системе сотрудника/преподавателя, производится предоставление возможности управления информационной средой, предоставляемой студентам (Режим преподавателя).

Электронная библиотечная система Образовательного портала представлена двумя базовыми элементами: внешними электронными библиотечными системами и библиотечным каталогом образовательной организации. Для организации научно-исследовательской деятельности выпускающихся и подготовки ВКР система содержит элемент «Информация выпускнику», позволяющий сформировать соответствующий перечень литературных источников. Здесь же будет представлена инструкция по проверке ВКР на заимствования со ссылками и учетными данными.

На сегодняшний день электронная управленческо-образовательная среда «Электронный университет» Международного инновационного университета является новой эффективной технологией управления современным вузом, при этом подразумевающей постоянное развитие, расширение и оптимизацию. Помимо полного электронного сопровождения административного процесса управления вузом, данная система способствует полному и своевременному сопровождению профессионального, социального и личностного роста студентов, а также позволяет стимулировать формирование механизмов саморазвития личности в

образовательном процессе, не локализованном только в пределах образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава, Г.А. Об опыте организации электронного образовательного пространства / Берулава Г.А., Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В., Беляева Е.В., Малыш В.Г., Пильщикова Т.С. , Исталиева С.К. // Гуманизация образования. 2015. №2. С. 52-58.

2.Берулава Г.А., Берулава М.Н., Малыш В.Г. Возможности инновационной управленческо-образовательной среды «Электронный университет» // Новые исследования в разработке техники и технологий. - 2017. - №2. - С. 4-8. - 0,5 п.л. - 300 экз.

3. Берулава Г.А., Берулава М.Н. К проблеме современного состояния развития системы высшего образования // Вестник Университета Российской академии образования. - 2018. - № 5. - С. 4-13.

REFERENCES

1. Berulava G.A. Ob opyte organizatsii elektronnogo obrazovatel'nogo prostranstva / Berulava G.A., Yakovleva-Chernysheva A.Yu., Druzhinina A.V., Belyaeva E.V., Malysh V.G., Pil'shchikova T.S., Istalieva S.K. // Gumanizatsiya obrazovaniya, 2015. №2, S. 52-58.

2. Berulava G.A., Berulava M.N., Malysh V.G. Vozmozhnosti innovatsionnoy upravlenchesko-obrazovatel'noy sredy «Elektronnyy universitet» // Novye issledovaniya v razrabotke tekhniki i tekhnologiy. - 2017. - №2. - S. 4-8.

3. Berulava G.A., Berulava M.N. K probleme sovremennogo sostoyaniya razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya // Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya. - 2018.- №5. - S. 4-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.