УДК 343.98
С.Ю. Журавлев
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В статье рассматриваются дидактические подходы к формированию профессиональных компетенций в сфере расследования преступлений экономической и коррупционной направленности, формулируются предложения по совершенствованию используемых комплексных междисциплинарных технологий.
Ключевые слова: криминалистическая подготовка, расширение рамок преподавания криминалистики, специальная криминалистическая дидактика, оптимизация дидактических подходов, конструктивные дидактические идеи, формирование общего криминалистического кругозора, профессиональная направленность и индивидуальность образовательного процесса, комплексность и межпредметность обучения, междисциплинарные технологии.
S.Y. Zhuravlev
INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF FORENSIC EDUCATION AS A FACTOR OF IMPROVING THE PRACTICE OF CRIME
INVESTIGATION
The article deals with didactic approaches to the formation of professional competence in the field of investigation of economic and corruption-related crimes, proposes the improvement of existing integrated interdisciplinary technologies.
Keywords: forensic training, the expansion of the teaching of forensic science, special forensic didactics, the optimization of didactic approaches, constructive didactic ideas, the formation of a general forensic outlook, the professional orientation and identity of the educational process, the complexity and interdisciplinary learning, interdisciplinary technology
Криминалистическое образование, являясь важнейшим исходным условием эффективной работы правоохранительных органов, требует пристального внимания со стороны научно-криминалистического сообщества. Исследование данного вопроса достаточно типично для научных форумов [1] и отдельных выступлений ученых [2, с. 19-27]. Данный аспект имеет все основания для дальнейшего глубокого изучения.
Важнейшие вопросы связаны с акцентами учебного процесса, направленностью учебных занятий, расширением рамок освоения криминалистического знания применительно к сферам, которые напрямую не связаны с уголовным судопроизводством [3, с. 12-16]. Это тем более актуально потому, что отдельные специалисты приводят убедительные аргументы более широкой направленности применения криминалистики в деятельности юриста [4, с. 16-25]. На дидактические аспекты подготовки специалистов по
расследованию преступлений экономической и коррупционной направленности обращается внимание и в наших работах [5], что обусловлено опытом проектирования дисциплин специализации [6].
Анализ типовой программы учебной дисциплины «Криминалистика» и профессиональное понимание необходимого учебного времени для ее освоения заставляют вновь задуматься о резервах специальной педагогики, о недостатке реального времени для общения с обучаемыми, о параметрах квалификационной характеристики выпускника. Тем более, что предложения по совершенствованию, оптимизации педагогических технологий вызывает много научно-методических споров [7].
Проблема очевидна и даже привычна. Существует явный дефицит предложений по совершенствованию образовательного процесса в части криминалистической и междисциплинарной подготовки. С этим приходится сталкиваться постоянно как в рамках подготовки частных методик расследования [8], а также авторских [9] и примерных программ по соответствующим дисциплинам специализации [10].
С позиции комплексности обучения, его развивающего характера [13, с. 58-95] в учебном процессе преобладают самостоятельные и относительно изолированные предметные технологии [14]. Но исследования показывают, что за счет применения не связанных единой программой технологий можно обеспечить лишь начальный уровень профессиональной готовности. Реальное достижение цели формирования специализированных умений и навыков принятия методических и тактических решений возможно именно за счет комплексного междисциплинарного общения обучаемых и педагогов. Это достигается участием в одном занятии нескольких преподавателей различных предметных специализаций. Важным условием является специально разработанная методика взаимодействия педагогов в ходе учебных занятий.
В вузах МВД России имеется некоторый опыт внедрения в учебный процесс междисциплинарных технологий. Например, в Нижегородской академии МВД России к числу комплексных дисциплин, которые обеспечиваются участием в занятиях двух и более преподавателей, относятся: «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование алгоритма антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» и «Учения» [15]. Определенную комплексность также имеют отдельные виды занятий на факультете переподготовки и повышения квалификации.
Потенциальный междисциплинарный резерв имеет дисциплина «Практикум по документированию действий лиц, совершающих преступления». В ней имеет смысл предусмотреть практические занятия, которые будут комплексно проводиться представителями нескольких кафедр. Это будет способствовать развитию междисциплинарного мышления обучаемых. Данный подход к организации и осуществлению образовательного процесса позволит более эффективно проводить комплексные учения на четвертом курсе.
С учетом некоторой положительной динамики внедрения в образовательную деятельность вузов МВД России междисциплинарных технологий реализация достижений педагогики в практике обучения и
воспитания в значительной мере определяется личностью каждого педагога, его взглядами, стремлениями, профессионализмом [16].
При формировании качества самостоятельности и ответственности у будущих следователей и оперативных работников необходима особая методология, организация образовательной деятельности и внеаудиторного существования обучаемых в вузах МВД России. В этом вопросе обосновано разумное сочетание свободы функционального существования обучаемых и контроля развития их профессионально-личностных качеств. Применяемые технологии контроля остаточных знаний с использованием тестов не дают ответов на многие вопросы (как думает? как принимает решение? почему ошибся? из чего исходил? какие были акценты при принятии решения и совершении определенных тактических действий? и.т.п.).
Самое главное состоит в том, что человек постоянно организационно не свободный и не имеющий функциональной зоны полной свободы не может в один момент стать самостоятельно мыслящим и ответственным, например, за принимаемые оперативно-служебные и процессуальные решения. Тот, кого постоянно контролировали и держали на «коротком поводке» вряд ли сможет научиться свободному оперативному поиску информации, действиям в условиях тактического риска, принятию творческих служебных решений. После окончания вуза, в котором использовались жесткие формы контроля и минимальная система поощрения инициативного поведения, молодому специалисту потребуется некоторый «реабилитационный» период.
Не исключено, что для многих выпускников период развития личностного творчества в сфере специальной профессиональной подготовки утерян навсегда. В специальной педагогике есть весьма «тонкие» особенности. Их непонимание и игнорирование приводит к печальным результатам: потере времени, бюджетных средств, ресурса педагогического коллектива, неэффективной работе выпускника в должности [17, с. 348-349].
Острейшей проблемой является тенденция формального отношения обучаемых к качеству своего знания (76 %). Преобладает установка на формальную сдачу экзаменов и зачетов (84 %). Овладение навыками практической деятельности второстепенно. Вспоминают об этих качествах лишь в процессе анализа отчетов по стажировке и после получения информации из практических органов о невысоком уровне подготовки выпускников к практической деятельности.
Результатом минимальной мотивации к обучению является деформация сознания обучаемых в части неспособности воспринимать преподавателя в качестве справочно-экспертной системы по вопросам будущей практической деятельности. В определенной степени этому способствует и непрофессионализм отдельных педагогов.
Преодоление указанных негативных тенденций требует оптимизации на всех уровнях организации учебного процесса. Необходим такой дидактический стиль и организация работы, которые создают условия для формирования позитивного настроя самого обучаемого. Не следует забывать о психологическом состоянии и настроении педагога. В соединении с умными дидактическими идеями, например, о необходимости включения «методологических иллюстраций» и «методологических фрагментов» в
содержание учебного материала [18,
с. 18-26] это позволит изменить принципиальную организационно -дидактическую парадигму подготовки выпускников.
Мировой опыт свидетельствует, что на первом месте должно стоять обучение «вкусу профессии», обучение принципам работы, обучение нахождению в состоянии «профессионального полета». Важны и навыки ремесла, но они, как правило, не появляются вне поля общей криминалистической и междисциплинарной грамотности. Полагаем, что о «криминалистическом факторе» уже пора говорить как о важнейшем элементе прогрессивной, реально развивающейся юридической педагогики. Важна и общая концепция обучения и учительства, которая может быть выражена формулой: «Мы вас учим вкусу, ремеслу вас научит время».
Обучение вкусу в своем ремесле с криминалистических позиций - это привитие умения во всем видеть главное, ключевое. Информационная «фактура» практической деятельности может содержать неясные и противоречивые элементы. Задача состоит в том, чтобы выделить обнаруженные информационные несоответствия, нестыковки, противоречия и сформулировать вопросы, ответы на которые помогут в них разобраться. Лишь после этого формируется тактико-методический алгоритм получения ответов на поставленные вопросы, в том числе с учетом возможных ошибок и трудностей предстоящего периода деятельности.
В соответствии с нашей кафедральной концепцией мы обучаем не только подходам к работе, но и отдельным навыкам профессии. В первую очередь у обучаемых формируется криминалистический стиль мышления. Производится обучение криминалистическому анализу исходной информации, прививается навык составления криминалистического обоснования принимаемых методических и тактических решений. Подход позволил объединить конкретные методические разработки «сквозной» учебной задачей и развивать педагогическую технологию с ориентацией на последующую практическую деятельность обучаемого [19, с. 52-61].
В соответствии с научно-педагогической концепцией кафедры методика расследования предопределяется криминалистической характеристикой преступной деятельности определенного вида. За счет знания механизма следообразования обнаруживаются признаки ранее изученной преступной деятельности. Закономерности криминалистической тактики предопределяют тактику конкретного поискового действия. При этом методическая основа принимаемого тактического решения также должна быть осмыслена. Тактическое решение производно от методического содержания работы, в частности процесса выдвижения и разработки версий и конкретизируется в процессе планирования расследования, планирования конкретных тактических действий или их комплексов.
Многократное повторение в процессе расследования схожих ситуаций, повторяющихся целей, задач и процедур действия закономерно формирует поэтапную, устойчивую программу (технологию) расследования. В нашем понимании это структурированная криминалистическая методика применительно к расследованию отдельных видов преступлений.
Специализированная криминалистическая подготовка, например, применительно к вопросам расследования преступлений экономической и
коррупционной направленности обусловлена не только проблемами базового уровня криминалистической подготовки, но и особенностями проведения занятий в рамках дисциплин специализации.
В зависимости от сложности решаемых дидактических задач и конечных реальных, а не декларируемых целей обучения можно выделить два уровня педагогической работы.
Применительно к первому уровню говорят о минимальных квалификационных способностях выпускника по результатам обучения. Для их более глубокого формирования требуется значительный период и профессиональная специализация в течение приблизительно двух-трех месяцев. В этот период выпускник вуза еще не может работать самостоятельно. Ему необходима консультационная поддержка наставника и статус стажера в должности.
Второй уровень - это уровень формирования устойчивой специализированной профессиональной компетентности. Его достижение возможно при условии интегрированной подготовки в течение последнего года обучения. В этот период необходим более «плотный» педагогический контакт с обучаемыми. Опыт показывает, что обученные на этом уровне лица способны решать профессиональные задачи в условиях высокого тактического риска и даже жесткой конкурентной борьбы. Подобный уровень подготовки выпускника обеспечивает его способность не просто работать самостоятельно, но и принимать самостоятельные оперативно-служебные решения без предварительных консультаций с наставником. При этом для решения задач второго уровня нужны особые дидактические технологии, которые связаны и предопределяются характером управления процессом усвоения знаний [20].
Важнейшей составляющей данного уровня педагогической деятельности, которая, безусловно, должна быть обеспечена соответствующими дидактическими идеями и методическими разработками, являются творчески ориентированные и нестандартно мыслящие педагоги [21], которые способны работать по указанной технологии с обучаемыми, в том числе специально отобранными для этого процесса [22, 23]. Поэтому моделируя различные инновационные педагогические методики, следует определить все то, что должно быть в наличии к моменту начала внедрения методики в учебный процесс.
Даже самые прогрессивные предложения по совершенствованию образовательной деятельности могут не получить своего развития. Одна из причин - ретроградный стиль мышления среднего звена управления образовательным процессом. Например, в структуре образовательного процесса на факультете переподготовки и повышения квалификации в группах оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК была утрачена инновационная педагогическая технология междисциплинарного тренинга, которая способствовала повышению уровня аналитического мышления обучаемых, развитию педагогического мастерства участвующих в тренинге преподавателей, а также эквивалентно увеличивала объем аудиторной нагрузки задействованных в тренинге кафедр.
Схожая ситуация произошла с идеей создания компьютерного методического фонда положительного и отрицательного опыта работы
оперативных и следственных подразделений. Его было предложено создать на базе рефератов слушателей факультета [23].
Как показывает наш опыт внедрения инновационных педагогических технологий, в практике учебной работы необходимо планировать и формировать не только оптимальный алгоритм для исполнительного уровня образовательного процесса, но и учитывать понимание и готовность к изменениям со стороны управляющих звеньев. Если этого не сделать, то не будет позитивного изменения структуры и содержания образовательного процесса, не изменится отношение управляющего уровня к исполнительным звеньям и обучаемым, отношение исполнительного звена к управляющим звеньям, обучаемым и коллегам по педагогическому ремеслу. В конечном счете всегда нужно понять, что следует предпринять для того, чтобы довести до нужного качества состояние структурных связок «педагог-педагог», «педагог-обучаемый», «обучаемый-учебный материал», «обучаемый-обучаемый», какие адаптационные и подводящие методики следует использовать [24].
Список использованной литературы
1. Проблемы преподавания криминалистики в вузах России: материалы всерос. конф. - М., 2000.
2. Бахин В.П., Карпов Н.С. Современные проблемы криминалистической подготовки // Вестник криминалистики / отв. ред. А.Г. Филиппов. М., 2003. Вып. 2 (6).
3. Россинская Е.Р. О необходимости изучения криминалистики студентами гражданско-правовой и государственно-правовой специализаций // Там же. 2008. Вып. 4 (28).
4. Яблоков Н.П. Теоретические и практические аспекты применения данных криминалистики в правоприменительной и иной юридической деятельности // Вестник криминалистики / отв. ред. А.Г. Филиппов. М., 2009. Вып. 3 (31).
5. Журавлев С.Ю. Расследование экономических преступлений: учебно-методическое пособие. М., 2003.
6. Криминалистическое обеспечение экономической безопасности и борьбы с коррупцией: учебно-практическое пособие / под ред. С. Ю. Журавлева и А. Ф. Лубина. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2012.
7. Проблемы юридического образования в вузах МВД России: сборник материалов межвуз. науч.-прак. конф. / отв. ред. Д.Д. Невирко. Красноярск, 1996; Научно-методологические проблемы высшего образования на рубеже третьего тысячелетия: сб. науч. тр. / под ред. В.Е. Павлова. СПб., 1995.
8. Лубин А.Ф., Журавлев С.Ю., Глухова А.А. Профессиональная подготовка юристов по курсу криминалистики (частная методика преподавания дисциплины по оперативно-экономической специализации). Н. Новгород, 2002.
9. Журавлев С.Ю., Дегтярев С.В. Криминалистика: расследование преступлений в сфере экономики: авторская программа для образовательных
учреждений высшего профессионального образования МВД России. М., 2001.
10. Журавлев С.Ю., Лубин А.Ф., Крепышева С.К. Расследование преступлений в сфере экономики: примерная программа дисциплины для образовательных учреждений высшего профессионального образования. М., 2009; Журавлев С.Ю., Берзинь О.А. Расследование экономических и налоговых преступлений: примерная программа для образовательных учреждений МВД России. М., 2004.
11. Расследование преступлений в сфере экономической деятельности: рабочая учебная программа дисциплины по специальности 030501.65 -юриспруденция / сост. Р.М. Аминов. Екатеринбург, 2008; Частная методика преподавания дисциплины специализации «Расследование преступлений, совершаемых в сфере экономики»: учебно-методическое пособие / О.А. Берзинь [и др.]. М., 2004.
12. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. М., 2008.
13. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие. - 3-е изд., испр. М., 2012.
14. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. М., 1997; Мещерякова Е.И. Оптимизация обучения юридическим дисциплинам в образовательных учреждениях МВД России. Воронеж, 2002; Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
15. Междисциплинарный тренинг как форма проведения учений в специализированном вузе МВД России: учебно-методическое пособие / под ред. С. Ю. Журавлева, С. А. Кузьменко. Н. Новгород: Нижегород. академия МВД России, 2009.
16. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1996.
17. Журавлев С.Ю. Типология механизма преступной деятельности экономической направленности и базовая методика расследования преступлений: монография / С.Ю. Журавлев; под науч. ред. А.Ф. Лубина. Н. Новгород: Нижегород. академия МВД России, 2013.
18. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования. М., 2010.
19. Журавлев С.Ю. О дидактических подходах к формированию аналитического мышления в ходе проведения практических занятий по криминалистике // Криминалистика: проблемы методологии и практики расследования отдельных видов преступлений: сб. науч. ст. / под ред. А.Ф. Лубина. Н. Новгород, 2003.
20. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975; Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
21. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
22. Например, ни в какой педагогической теории не отражено положение, согласно которому тот или иной вид обучения может быть
приемлем для учащихся (студентов) только с определенным уровнем интеллекта и качествами личности. См. более подр.: Коршунова Н.Л. Нужна ли педагогике новая парадигма? // Педагогика. М., 2002. № 7.
23. Методические рекомендации по подготовке рефератов для сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, проходящих повышение квалификации в Нижегородской академии МВД России: учебно-методическое пособие / С.Ю. Журавлев, С.Н. Головко Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2011. 23 с.; Методические рекомендации по подготовке рефератов для сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел, проходящих повышение квалификации в Нижегородской академии МВД России / С.Ю. Журавлев, В.В. Терехин. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2011. 20 с.
24. Дмитриенко В.А., Кочетков М.В. Методология творчества: постановка проблемы, направления разработки и внедрения // Известия РАО. 2004. № 4.