Научная статья на тему 'Инновационные стратегии проектного обучения студентов в виртуальной образовательной среде'

Инновационные стратегии проектного обучения студентов в виртуальной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АРГУМЕНТИРОВАННАЯ ДИСКУССИЯ И ДЕБАТЫ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INTERNATIONAL EDUCATION / PROJECT WORK / COLLABORATIVE LEARNING / INTERCULTURAL INTERACTION / SOCIAL MOBILITY / TOLERANCE / DISCUSSION AND DEBATE / VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Ирина Викторовна, Аргошокова Светлана Хазраильевна, Микаелян Марина Евгеньевна

В статье рассматриваются новые подходы изучения английского языка в условиях виртуальной образовательной среды. В настоящее время очень актуальна роль международного образования и участие студентов в совместной проектной деятельности. Основная цель международного образования стать национальной моделью студенческого успеха, общественной работы и региональной трансформации. Совместное обучение студентов в структуре концептуальной интегративной модели обосновывает идею проектной активности, направленной на повышение уровня социальной мобильности, формирование коммуникативных компетенций. Приобретение необходимых знаний в области профессионально релевантного языкового материала по темам предшествует проектным заданиям. Совершенствование знаний о нормах английского языка и специфических особенностях других культур регулируют социальное взаимодействие. Развитие навыков для эффективного взаимодействия и сотрудничества с людьми другой культуры является необходимой составляющей такого обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуева Ирина Викторовна, Аргошокова Светлана Хазраильевна, Микаелян Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative strategies of the student’s project training in the virtual educational environment

This article discusses new approaches for studying the English language in the conditions of the virtual educational environment. The value of international education and students’ collaborative project work is very actual today. The main goal of the international education is to become a national model of student's success, public work and regional transformation. The project work is the basis of the increasing students’ social mobility level through mastering the communicative competences. Collaborative learning in the structure of conceptual integrative model supports the idea of project activity directed to the increasing of the social mobility level through mastering the communicative competence. Obtaining necessary knowledge in the field of professionally relevant language on topic material precedes the project tasks. Knowledge improvement of the English language and specific features of the other cultures regulated social interaction. Skills development for effective interaction and cooperation with other culture people is a necessary component of such training.

Текст научной работы на тему «Инновационные стратегии проектного обучения студентов в виртуальной образовательной среде»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 811.111

Зуева Ирина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

divirviz@yandex.ru

Аргошокова Светлана Хазраильевна

кандидат филологических наук

Микаелян Марина Евгеньевна

кандидат филологических наук Пятигорский государственный университет argashokova@mail.ru, p.m.e@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются новые подходы изучения английского языка в условиях виртуальной образовательной среды. В настоящее время очень актуальна роль международного образования и участие студентов в совместной проектной деятельности. Основная цель международного образования - стать национальной моделью студенческого успеха, общественной работы и региональной трансформации. Совместное обучение студентов в структуре концептуальной интегративной модели обосновывает идею проектной активности, направленной на повышение уровня социальной мобильности, формирование коммуникативных компетенций. Приобретение необходимых знаний в области профессионально релевантного языкового материала по темам предшествует проектным заданиям. Совершенствование знаний о нормах английского языка и специфических особенностях других культур регулируют социальное взаимодействие. Развитие навыков для эффективного взаимодействия и сотрудничества с людьми другой культуры является необходимой составляющей такого обучения.

Ключевые слова: международное образование, проектная деятельность, совместное обучение, межкультурное взаимодействие, социальная мобильность, толерантность, аргументированная дискуссия и дебаты, виртуальная образовательная среда.

Английский язык справедливо рассматривается лингвистами как средство интеграции науки и образования в различные страны мира. Применение новых педагогических технологий требует качественно новых подходов к созданию и использованию средств обучения. Необходимы мультимедийные образовательные материалы нового поколения, компьютерные инструменты, интегрированные информационные среды обучения, порталы электронного обучения так же как и дистанционные образовательные технологии, международная проектная деятельность. Образовательные ресурсы должны быть соответствующим образом спроектированы и использованы.

Ценность международного проектного обучения очень велика в нашем быстро меняющемся мире. Его миссия - быть национальной моделью студенческого успеха, общественной работы и региональной трансформации. С точки зрения философских идеалов - оно позволяет поддерживать мир во всем мире, помогает студентам стать достойными гражданами. Идея подтверждает заключение о том, что чем больше вы узнаете о другой группе людей на личном уровне, тем более понимающим и терпимым вы станете к окружающим, овладеете критическим мышлением. С точки зрения личного роста международное проектное обучение помогает студентам понять себя и найти свое место в мире. Непредубежденность и понимание развиваются в ходе общения с людьми других

культур, которые весьма отличаются от наших собственных идеалов. Выработка коммуникативных навыков является важным аспектом проектного обучения. Функциональная грамматика наряду с лексическими средствами языка, выражающие различные коммуникативные интенции: личное мнение, согласие/несогласие, начало/заключение/ вывод, сравнение/противопоставление, усиление/ ослабление, перечисление/градация и пр. обеспечивают коммуникативную корректность высказываний в ситуациях общения.

Студенты должны последовательно приобретать необходимые коммуникативные и межкультурные компетенции, которые позволят им осуществлять общение с носителями изучаемого языка и культуры в рамках повседневной и профессионально-ориентированной тематики.

Так, студенты и преподаватели Пятигорского государственного университета осуществляют такое коммуникативное взаимодействие, основанное на языковых универсалиях в многомерном виртуальном пространстве. Среди них международные онлайн-вебинары («Facilitating Collaborative Learning in Virtual Exchange» and «Virtual Exchange Program Evaluation") и различные международные культурно-образовательные проекты. Ценно то, что коммуникативное взаимодействие проявляется на разных языковых уровнях: лексическом, грамматическом, фонетическом.

В процессе международной совместной деятельности студентов таких направлений подготов-

© Зуева И.В., Аргошокова С.Х., Микаелян М.Е., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3

161

ки, как 070301 «Архитектура», 540301 «Дизайн», 40.03.01 «Юриспруденция» с зарубежными партнерами, становится очевидно, что сотрудничество культур посредством английского языка свидетельствует о хороших отношениях между народами.

Международное коллаборативное обучение (collaborative learning) или обучение в сотрудничестве представляет собой стратегию процесса обучения, основанного на тесном взаимодействии: между обучающимися и между обучающимися и преподавателем. Участники процесса, на наш взгляд, учатся следовать одному их важнейших переводческих принципов. А именно передаче смысла высказывания на одном языке адекватными языковыми средствами другого языка. Конечно при этом, избегая буквального пословного перевода. В нашем случае коллаборативное обучение включает такие форматы как групповые проекты и совместные разработки, работу в edu.pgu. и пр.

Широко распространено мнение о том, что тренинг попадает под определение коллаборативного обучения, т. к. он также реализуется через тесное взаимодействие. Однако, как мы видим, имеется существенное различие в длительности обучения -коллаборативное обучение более растянуто во времени и участники имеют постоянную возможность общаться друг с другом и преподавателем [2, с. 98].

Computer-supported collaborative learning выступает в качестве нового толкования понятия «коллаборативное обучение» в контексте электронного обучения. Предполагает использование сервисов веб 2.0 (вики, блогов, социальных сетей, совместных приложений, виртуальных классов, практических сообществ CoP (Сommunities of Practice) в учебных целях. Как показывает опыт, наиболее успешным является формат практических сообществ. Достоинством CoP является то, что этот формат может быть успешно использован среди разных профессиональных групп: исследовательских команд, команд специалистов по продажам, производственных команд, технических сотрудников.

Для совместного обучения определяющим является совместная формулировка целей обучения, совместное планирование обучения, обмен информацией, её обсуждение и совместное принятие решений. Однако, недостатком этой педагогической технологии считают ее чрезмерную трудоемкость, поэтому и не всегда достигается ожидаемый результат.

Международное совместное обучение (cooperative learning) представляет собой современную технологию обучения в малых группах, когда каждый работает над своим заданием согласно инструкции преподавателя до его полного логического понимания. Затем участники обмениваются результатами таким образом, чтобы информация каждого не была потеряна.

Возникает вопрос о том, как соотносятся сетевое и совместное (коллаборативное) обучение. В настоящее время становится очевидным, что чёткого разграничения между этими видами обучения не существует.

В педагогической литературе довольно часто понятие «совместное обучение» (collaborative learning) используется как общий термин для обозначения различных подходов в образовании, которые предусматривают совместные интеллектуальные усилия студентов и преподавателей.

В процессе реализации международных проектов студенты работают со студентами-партнерами из другой страны в ходе онлайн конференции в реальном времени и синхронном чате, обсуждая такие темы, как студенческая жизнь, семья и культурные традиции, смысл жизни, религия, стереотипы и предубеждения, экология, профессия. Однако, несмотря на высокую степень информативности используемых тем, мы не претендуем на исчерпывающее предоставление сведений в рамках заявленной тематики [4, c. 87].

Такие онлайн встречи проходят под руководством специально назначенных руководителей проектных групп (преподавателей) и координаторов. Руководитель проектной группы несет ответственность за подготовку студентов к конкретной встрече и разработку соответствующих учебных материалов и презентаций.

Важно отметить, что студенты также принимают участие в совместных проектах, в которых они взаимодействуют со своими студентами-партнерами из других стран, чтобы в результате получить совместный результат деятельности в виде презентации.

Через общение и участие в проекте студенты развивают межкультурную коммуникацию и навыки сотрудничества, получают возможность познакомиться с точкой зрения другой культуры, их традициями и мировоззрением.

Наши международные проекты выполняет две основные миссии: использование инновационных стратегий обучения и способов доставки информации для максимизации доступа; выработка у студентов навыков и ценностей адаптации в глобальном мультикультурном обществе.

Основные цели проекта могут быть сформулированы следующим образом: во-первых, продвижение опыта прямого международного сотрудничества в действительном образовательном пространстве между студентами различных стран с целью создания условий для изучения ценностей и формирования корректного отношения к разнообразию культур; во-вторых, использование методов этнографического исследования, необходимого для эффективного сотрудничества, понимания различных культур; в-третьих, развитие навыков исследования и анализа различных культур; в-четвертых, реализация международного

162

Вестник КГУ 2018

Инновационные стратегии проектного обучения студентов в виртуальной образовательной среде

сотрудничества через интернет-технологии, гарантирующие доверие, дружбу и совместные возможности [5, с. 40].

Основная роль проектного обучения заключается в использовании инновационных технологий, базируемых на изучении стратегии подготовки студентов, обладающих знаниями, навыками и ценностями, необходимыми для успешного процветания в глобальном, состоящем из разных культур, обществе. Студенты получают возможность осуществлять интерактивную, международную образовательную деятельность в реальном времени непосредственно в конференц-зале [3, с. 223].

Именно поэтому, выполняя проектные задания, мы регулярно используем современные интернет-технологии, такие как, к примеру, синхронный чат. Для успешного международного проектного сотрудничества необходимо: максимизировать студенческий доступ к международной образовательной деятельности; расширить понимание и интерес к другим культурам; развивать межкультурную коммуникацию и навыки анализа проблемных ситуаций, поиска путей решения.

В настоящее время, глобальные академические инициативы в международном образовании, безусловно, включают в себя использование инновационных компьютерных образовательных стратегий в процессе обучения студентов межкультурным знаниям и ценностям, которые обеспечат их процветание в глобальном мультикультурном обществе.

В международном проектном обучении при соблюдении комплексного подхода приоритет отдается следующим педагогическим требованиям:

- создание, распространение и управление цифровым учебным материалом на различных платформах, используя новейшие методы непрерывного образования;

- повышение эффективности обучения при помощи разработки различных дополнительных приложений и программ;

- обеспечение наилучшего взаимодействия между студентами для группового обучения;

- использование оценки и аналитических инструментов для усиления эффективности совместного обучения студентов;

- адаптация студентов к технологиям будущего;

- упрощение обучения при помощи использования современных инновационных технологий;

- использование образовательных программ, специально разработанных с учетом образовательных систем, согласно потребностям каждой страны [1, с. 123].

Среди особых дидактических возможностей проектного обучения для преподавателей можно выделить следующие: предоставление расширенных возможностей в презентации тем и интеграции образовательных технологий; повышение интереса студентов к различным культурам и традициям

с мотивационным компонентом интерактивного занятия; анализ и корректировка результатов учебной деятельности в режиме реального времени.

Новыми обучающими возможностями проектного обучения для студентов могут стать такие как: применение информационных инновационных технологий; доступ к учебным материалам онлайн; интуитивность и простота использования; расширение возможностей группового международного обучения; приобретение совместного опыта обучения, необходимого для решения коллективных задач; наличие единого совместного рабочего пространства.

Анализируя практический опыт участия наших студентов в международных проектах, необходимо обратить внимание как на трудности и риски, так и на преимущества и возможности. Среди трудностей мы выделяем следующие: речь не всегда доступна каждому реципиенту (слушателю); иногда мешает шум в зале; требуется постоянная мобилизация внимания; через 20-30 минут говорения появляется усталость артикулярного аппарата, снижается самоконтроль; постоянно требуется реакция студента - умение мгновенно реагировать на воспринимаемые на слух слова, словосочетания и наличие эквивалентных пар лексических единиц; работа в проекте является внеаудиторной деятельностью для наших студентов, в то время как для студентов других стран - это учебная дисциплина.

Важно отметить преимущества и возможности наших студентов, которые успешно проявили сочетание определенных способностей, знаний, навыков: свободное владение языком; эрудицию; развитое критическое мышление; хорошую реакцию; способность быстро выходить на более приемлемый вариант в сложных лексических ситуациях; знание соответствующей терминологии; знание содержания тем проекта.

Кроме того, одним из условий успешного выполнения проекта выступает наличие четкого плана выполнения проектных заданий. Организационно-структурные параметры, предложенные нами, способствуют эффективному взаимодействию всех элементов системы проекта, демонстрируют преимущества интегрирования языка и навыков. Возможности аудиторной деятельности студентов усиливают эти преимущества. Языковая коммуникация делает грамматику более интересной и способствует тому, что студенты наиболее корректно используют сложные языковые конструкции в своей речи, учитывая, что наши студенты изучают английский язык как иностранный.

Таким образом, представленные стратегии проектного обучения будут работать эффективнее лишь в том случае, если они являются органичным элементом учебного процесса и носят целенаправленный характер. Соответственно студентам вначале необходимо овладеть навыками самостоятель-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

163

ной работы. После приобретения необходимых знаний в области профессионально релевантного языкового материала по темам, они приступают к проектным заданиям. Активное взаимодействие, получение важнейшей информации для организации подобной работы в своей будущей профессиональной деятельности выступает достоинством данного методического направления.

Библиографический список

1. Barkley Elizabeth F., Major Claire H. Learning Assessment Techniques: A Handbook for College Faculty. - Jossey-Bass, 2016. - 481 p.

2. Elizabeth F. Barkley, Claire H. Major, K. Patricia. Cross Collaborative Learning Techniques -A Handbook for College Faculty, Edition 2. - Jossey-Bass, 2014. - 456 p.

3. Hye-Jung L., Cheolil L. Project-Based Learning: What Do Students Find Important? // Journal of Educational Technology and Society. - 2012. -15 (4). - P. 214-224.

4. Means Barbara, Toyama Yukie, Murphy Robert, Bakia Marianne, Jones Karla. Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning. - U.S. Department of Education Office of Planning, Evaluation, and

Policy Development Policy and Program Studies Service, 2010. - 94 p.

5. Markham T. Project Based Learning // Teacher Librarian. - 2011. - 39 (2). - P. 38-42.

References

1. Barkley Elizabeth F., Major Claire H. Learning Assessment Techniques: A Handbook for College Faculty. - Jossey-Bass, 2016. - 481 p.

2. Elizabeth F. Barkley, Claire H. Major, K. Patricia. Cross Collaborative Learning Techniques -A Handbook for College Faculty, Edition 2. - Jossey-Bass, 2014. - 456 p.

3. Hye-Jung L., Cheolil L. Project-Based Learning: What Do Students Find Important? // Journal of Educational Technology and Society. - 2012. -15 (4). - P. 214-224.

4. Means Barbara, Toyama Yukie, Murphy Robert, Bakia Marianne, Jones Karla. Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning. - U.S. Department of Education Office of Planning, Evaluation, and Policy Development Policy and Program Studies Service, 2010. - 94 p.

5. Markham T. Project Based Learning // Teacher Librarian. - 2011. - 39 (2). - P. 38-42.

Вестник КГУ Л 2018

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.