Научная статья на тему 'Инновационные риски в туристическом бизнесе'

Инновационные риски в туристическом бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / TRAVEL SERVICES / МОДЕЛИРОВАНИЕ РЫНКА / MARKET MODELING / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / РИСКИ / RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Ирина Анатольевна, Искаджян Симон Оганнесович

Развитие технологий туризма является ведущей тенденцией динамики национальной и мировой экономик, обусловленной социальной реструктуризацией современного общества. В этой отрасли появился новый вид инноваций, основанный на корреляции ценового, финансово-кредитного, страхового и институционального механизмов. В настоящее время в РФ формируется организационно-экономический механизм управления риском в сфере туризма. Рассмотрен феномен появления нового вида инноваций, описан характер взаимосвязей социальных, экономических и общественных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные риски в туристическом бизнесе»

Список литературы / References

1. Киселева Н.П. Совершенствование методологии статистического исследования макроэкономической системы. М.: Издательская торговая компания «Наука-Бизнес-Паритет», 2015. 96 с.

2. Методологические положения по статистике. Выпуск 1. М.: Логос, 1996 г. 674 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ Киселева И.А.1, Искаджян С.О.2 Email: Kiselеvа1790@scientifictext.ru

1Киселева Ирина Анатольевна - доктор экономических наук, профессор,

кафедра математических методов в экономике, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва;

2Искаджян Симон Оганнесович - кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой,

кафедра экономических наук, Ереванский филиал

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: развитие технологий туризма является ведущей тенденцией динамики национальной и мировой экономик, обусловленной социальной реструктуризацией современного общества. В этой отрасли появился новый вид инноваций, основанный на корреляции ценового, финансово-кредитного, страхового и институционального механизмов. В настоящее время в РФ формируется организационно-экономический механизм управления риском в сфере туризма. Рассмотрен феномен появления нового вида инноваций, описан характер взаимосвязей социальных, экономических и общественных явлений. Ключевые слова: туристические услуги, моделирование рынка, инновации, риски.

RISKS OF INNOVATION IN THE TOURISM BUSINESS Kiselеvа I.A.1, Iskadzhyan S.O.2

1Kiselеvа Irina Anatolievna - Doctor of Economics, Professor, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL METHODS IN ECONOMICS;

2Iskadzhyan Simon Ogannesovich - candidate of Economic Sciences, Deputy Head, DEPARTMENT OF ECONOMIC SCIENCES, YEREVAN BRANCH

PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA

Abstract: tourism development technologies is leading the trend of the dynamics of the national and world economy, caused by the social restructuring of modern society. In this industry, a new type of innovation, based on the correlation of price, financial, credit, insurance and institutional mechanisms. Currently, in the Russian Federation formed the organizational and economic mechanism for risk management in the tourism sector. We consider the phenomenon of the emergence of a new kind of innovation, described the nature of the relationship of social, economic, and social phenomena. Keywords: travel services, market modeling, innovation, risk.

УДК 330

Туризм постепенно становится одним из стратегических видов деятельности в России, постоянно расширяется сфера услуг, и ее разнообразие. Особую роль стал играть внутренний туризм. Рост бюджетности туризма и туристических услуг коррелирует с инновационными процессами [1, с. 75].

В ряде стран туристические инновации стали новым источником доходов бюджета. Лидерами являются (в силу географических причин и смешения различных культур) островные государства и анклавы: Макао (89,5%), Антигуа и Барбуда (75,8%), Мальдивы (61,3%), Сейшеллы (54,5%), Багамы (53,6%). Однако и другие развитые страны характеризуются достаточно высокой долей туризма в ВВП: Греция - 15,5%, Испания - 15,3%, Австрия - 12,5%; чуть ниже доля туризма в ВВП в Турции, Египте, ОАЭ. В России эта доля составляет «6% ВВП, что соответствует всего лишь 138-у месту в рейтинге стран по этому показателю.

В туристическом бизнесе следует различать следующие основные группы рисков: предпринимательские, сопутствующие деятельности различных турфирм, предприятий

размещения, развлечений, питания и т.д., являющихся производителями туристических услуг; потребительские, которым подвержены туристы, выступающие в качестве потребителей услуг; политические, обусловленные международным положением, противостоянием таможенных режимов, валютных систем.

Предпринимательские риски, в свою очередь, делятся на внутренние (предполагающие принятие решений на уровне рассматриваемого предприятия) и внешние, обусловленные взаимодействием предприятия с внешней средой (экономическими и природными объектами этой среды).

Процессы принятия решений (и обуславливаемые ими риски) могут осуществляться на стадиях создания, функционирования, а также модернизирования предприятия. На стадии создания фирмы наиболее часто возникают проектные риски, обусловленные излишним оптимизмом и переоценкой эффективности будущего бизнеса. При этом не всегда учитываются риски реализации негативных условий, препятствующих возникновению новой структуры: высокие барьеры вхождения в рынок, неблагоприятная ценовая конъюнктура на приобретение оргтехники и аренду помещений, неудачное размещение будущей фирмы и т.д.

Туристическая фирма, реализующая инновационную стратегию своей деятельности, сталкивается с особыми рисками, сопровождающими инновации:

1) низким спросом на инновационные услуги ввиду недостаточной информации о них, а также отсутствием отзывов от потребителей этих услуг;

2) недооценкой стоимости реализации инновационной услуги;

3) появлением так называемых проблемных нововведений и т.д.

При взаимодействии фирмы с внешней средой возникают риски банкротства, обусловленные жесткой конкурентной борьбой, нарушения сложившихся связей между турагентом и туроператором (в случае, например, ухода с рынка одного из них), кредитные риски (угрозы невыплаты долговых обязательств) и т.п. Кроме того, у турфирмы могут возникнуть убытки от стихийных бедствий - пожара, наводнения, цунами, которые приводят к потере имущества фирмы и гибели персонала. Фирма несет также менее масштабные убытки и в случае неблагоприятных погодных условий: например, нелетная погода, нарушающая график трансфера туристов; отсутствие связи или электричества и т.д.

Потребительские риски определяются как субъективными (внутренними), так и объективными (внешними) факторами. Внешние факторы потребительских рисков чаще всего связаны с невыполнением обязательств со стороны производителя услуг (например, условия размещения и питания туриста могут не соответствовать заявленным).

При осуществлении туристской деятельности и производители, и потребители туристских услуг стремятся к снижению рисков и минимизации возникающих при этом ущербов.

Методы управления рисками и снижением возникающих при этом ущербов достаточно унифицированы (как для предпринимательских, так и потребительских рисков) и меняющиеся экономические факторы приводят к появлению все новых инструментов: прогнозирование рисков и принятие рациональных решений по их избежанию (для туристических фирм это, прежде всего, эффективный менеджмент); метод уклонения, это последнее требование налоговых служб, каждая организация обязана проверять надежность своих партнеров; негативная бизнес и налоговая информация не являются коммерческой тайной; распределение (диверсификация) риска между различными участниками туристской деятельности или сегментами рынка туристического продукта; диссипация, этот метод - инновационное управление временем и адресными инвестициями; создание резервов для покрытия возможных ущербов; локализация, предполагает создание полигона для рисковых проектов и инвестиционной «подушки»; страхование выявленных рисков (в том числе - имущества, здоровья, жизни) в страховом бизнесе; хеджирование рисков с помощью финансовых инструментов; метод компенсаций, предполагающий использование мониторинга и агрессивного маркетинга.

При этом для управления предпринимательскими рисками наибольшее значение имеет эффективный менеджмент, а для потребительских рисков - различные виды страхования [3, с. 241].

Таким образом, одной из первоочередных задач туристического бизнеса является выявление и прогнозирование рисков. Риски туристической деятельности классифицируются на:

1) риски, наступление которых предопределено спецификой и набором условий, и которые достаточно хорошо прогнозируются;

2) риски, наступление которых зависит от одного из множества частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно оцениваемую вероятность появления;

предполагается, что ЛПР эти вероятности известны или их можно определить путем экспертных оценок;

3) выбор решений в условиях неопределенности, когда то или иное действие или несколько действий имеют своим следствием множество частных исходов, но их вероятности совершенно не известны или не имеют смысла.

При минимизации рисков второй группы используются такие методы как: определение вероятностей наступления событий экспертным способом; формирование сценариев и построение деревьев принятия решений. Для большей объективности экспертного способа задания вероятностей в этом процессе обычно участвует не один эксперт, а целая группа экспертов. При этом их мнения могут сильно различаться, что ставит под сомнение целесообразность такого подхода. Минимизировать риски по третьей группе обычно не удается. Данный ряд событий относится к группе так называемых непредвиденных обстоятельств.

При оценке ущербов, возникающих вследствие наступления негативного события, широко применяется проектный подход, когда инвестиционный проект развития предприятия (в данном случае - турфирмы) исследуется на чувствительность к возможным негативным возмущениям внешней или внутренней среды. Этот подход сочетается обычно с экспертным методом назначения вероятностей, в результате чего рассчитывается математическое ожидание прибыли предприятия.

Важная задача, возникающая на стадии формирования фирмы, состоит в выборе будущего проекта развития. При этом выбор проекта осуществляется чаще всего на основании пары критериев - риска и дохода, которые, как правило, являются конкурирующими: наиболее доходные проекты являются и более рисковыми.

Следует также учитывать современную тенденцию постепенного перехода от модели туризма "3S" к модели "3L" ("3S" - See, Sun, Sand - море, солнце, песок; "3L" - Lore, Landscape, Leisure -знание, ландшафт, досуг). То есть усиление культурно-познавательных мотивов туризма, замещающих мотивы пассивного отдыха у моря. Данная тенденция - это фактор, содействующий намеченному инновационному курсу развития туризма в регионах [2, с. 117].

Список литературы / References

1. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2012. 200 с.

2. Киселева И.А., Трамова А.М. Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса. / Статистика и Экономика, 2011. № 5. С. 115-119.

3. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / Аудит и финансовый анализ, 2010. № 5. С. 241-246.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА СТОИМОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ Киселева И.А.1, Искаджян С.О.2 Email: Kiselеvа1790@scientifictext.ru

'Киселева Ирина Анатольевна - доктор экономических наук, профессор,

кафедра математических методов в экономике, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва; 2Искаджян Симон Оганесович - кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой,

кафедра экономических наук, Ереванский филиал

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: статья посвящена актуальной теме современности - развитию туристической сферы услуг. В РФ определена экономическая задача государственной политики в сфере туристических услуг - превратить туризм в конкурентоспособный, инновационный, устойчивый и высокодоходный сектор национального бизнеса. В настоящее время ценообразование стало одним из ключевых процессов стратегического развития предприятия. Экономисты, изучая процесс ценообразования, основное внимание уделяют внешним (рыночным) факторам. В статье проведен анализ этапов формирования рыночного тарифа пакета туристических услуг. Ключевые слова: туризм, факторы ценообразования, модель, тариф, турпакет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.