Научная статья на тему 'Инновационные ресурсы взаимодействия государства и гражданского общества: к постановке проблемы'

Инновационные ресурсы взаимодействия государства и гражданского общества: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
562
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ИННОВАЦИИ / РЕСУРСЫ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / CIVIL SOCIETY / STATE / INNOVATION / RESOURCES / MECHANISM OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пряхин Андрей Сергеевич

Настоящая статья посвящена исследованию инновационных ресурсов взаимодействия государства и гражданского общества. Делается вывод, что в современных условиях, поиск таких ресурсов взаимодействия жизненно необходим, причем, как со стороны государства иначе оно рискует превратиться в антидемократическое государство с бюрократическим произволом, так и для гражданского общества, для которого этот вопрос становится вопросом выживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE RESOURCES OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND CIVIL SOCIETY: STATEMENT OF A PROBLEM

The article deals with innovative resources of interaction between the state and civil society. It is concluded, that under current conditions, the search for such cooperation resources is necessary, moreover, both for the state, for otherwise it risks to turn into the antidemocratic government with bureaucratic arbitrariness, and for the civil society, for which this issue becomes a matter of survival.

Текст научной работы на тему «Инновационные ресурсы взаимодействия государства и гражданского общества: к постановке проблемы»

УДК 323 (470+571)

Пряхин Андрей Сергеевич

соискатель кафедры политологии Волгоградского государственного университета, старший преподаватель Волгоградской академии МВД России

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА:

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация:

Настоящая статья посвящена исследованию инновационных ресурсов взаимодействия государства и гражданского общества. Делается вывод, что в современных условиях, поиск таких ресурсов взаимодействия жизненно необходим, причем, как со стороны государства - иначе оно рискует превратиться в антидемократическое государство с бюрократическим произволом, так и для гражданского общества, для которого этот вопрос становится вопросом выживания.

Ключевые слова:

гражданское общество, государство, инновации, ресурсы, механизм взаимодействия.

Pryakhin Andrey Sergeevich

PhD applicant, Political Science Department, Volgograd State University, Senior Lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

INNOVATIVE RESOURCES OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND CIVIL SOCIETY: STATEMENT OF A PROBLEM

Summary:

The article deals with innovative resources of interaction between the state and civil society. It is concluded, that under current conditions, the search for such cooperation resources is necessary, moreover, both for the state, for otherwise it risks to turn into the antidemocratic government with bureaucratic arbitrariness, and for the civil society, for which this issue becomes a matter of survival.

Keywords:

civil society, state, innovation, resources, mechanism of interaction.

В последнее время тема эффективности взаимодействия гражданского общества и государства находится в центре внимания. На современном этапе политической модернизации государства в практике взаимодействия власти и институтов гражданского общества прослеживается тенденция к переходу от конфронтации к сотрудничеству и взаимодействию.

В результате произошедших инновационных процессов в области политической коммуникации традиционные ресурсы взаимодействия гражданского общества и государства, во многом теряют свою актуальность. Информационные технологии активизируют развитие инновационных средств деятельности и форм взаимодействия индивидов, политических институтов и общества. Развитие электронных коммуникационных проектов, таких как «электронное правительство», «электронное государство», «электронная демократия» способствовало формированию сетевого гражданского общества, играющего заметную роль в политическом процессе как внутри государства, так и на международном уровне. Интернет стал атрибутом политической деятельности, приобрел статус не столько инструмента, сколько пространства осуществления политических практик. В этой связи внедрение новых информационных технологий в политику актуализирует поиск инновационных механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, повышения эффективности политической деятельности.

На различных этапах общественного развития сформировалось несколько «идеальных» моделей взаимодействия гражданского общества и государства. Указанные модели, несколько упрощая их характер, можно свести к нескольким результирующим:

- государство и гражданское общество в процессе политической борьбы ведут спор о компетенции;

- государство принимает на себя задачи гражданского общества;

- государство и гражданское общество взаимодополняют друг друга через цивилизованное разделение политических и социальных функций

Формирование той или иной модели взаимодействия гражданского общества и государства во многом зависит от развитости ресурсной базы гражданского общества, создании, со стороны государства, условий для ее развития, что способствует становлению механизма обратной связи между гражданами и государством, в результате которого принимаются совместные решения по улучшению общественно-политической жизни страны.

К условиям, обеспечивающим эффективное и сбалансированное взаимодействие государства и гражданского общества, следует отнести:

- развитость демократии, ее реальное проявление во всех сферах общественной жизни;

- легитимность власти и ее эффективность в интересах всех граждан общества;

- зависимость общества и власти от закона, их безусловная подчиненность и подконтрольность ему;

- развитость и эффективность функционирования элементов (структур) гражданского общества [1; 2].

Механизм взаимодействия гражданского общества и государства в различных странах мира весьма многообразен. В самом широком плане его составляют: демократическое законодательство, разделение властей, деятельность легальной оппозиции, общественнополитический плюрализм [3, с. 10].

Практика показывает, что оптимальные возможности для эффективного взаимодействия гражданского общества и государства, сбалансированности их отношений, складываются в странах с демократическими режимами. В демократических условиях гражданское общество является основой стабильности государства, а государство - фактором эффективного функционирования и развития гражданского общества. За период развития взаимоотношений государства и гражданского общества были сформированы так называемые «традиционные» модели их взаимодействия.

Со стороны демократического государства можно выделить следующие традиционные направления влияния на гражданское общество:

- ведение законотворческого процесса (позволяет обеспечить правовую защищенность граждан, их социальных и общественных объединений);

- предоставление государственных гарантий обеспечения свобод и прав человека [4];

- последовательное проведение государством в жизнь принципов политического и идеологического плюрализма, обеспечение свободы деятельности политических партий, ассоциаций и других добровольческих объединений граждан, равноправное предоставление им возможностей использовать государственные СМИ для защиты прав оппозиции;

- проведение мероприятий по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы [5].

Традиционные рычаги влияния на государство имеет и гражданское общество:

- во-первых, возможность образовывать, нередко вопреки властвующим структурам, противовесы правящей элите в виде оппозиционной элиты (контрэлиты), независимых от государства общественных организаций и массовых политических движений, средств массовой информации, групп поддержки или давления и другое;

- во-вторых, преодоление отчуждения граждан, их социальных и политических объединений от государственного управления, от определения и осуществления политики, их активное включение в политический процесс в целом [6].

Таким образом, эффективные взаимоотношения гражданского общества и государства возникают тогда, когда сословия, социальные группы, классы, представляющие ресурсную базу гражданского общества, для удовлетворения и защиты своих интересов создают государство. Эти взаимоотношения имеют сложившиеся к настоящему времени, «традиционные» ресурсы взаимодействия.

В то же время, традиционные ресурсы взаимодействия гражданского общества и государства, в современных условиях перехода к информационному обществу, не всегда подтверждают свою эффективность. Связано это с тем, что за последние десятилетия идея гражданского общества претерпела качественные изменения, расширяясь, углубляясь и дополняясь идеями демократии, основанной на политической конкуренции социальных интересов, партнерстве социальных групп, ограничении государства установленными правовыми нормами, индивидуальной свободой и правами человека [7, с. 57].

С теоретической точки зрения приоритетно такое отношение, когда государство гражданское общество тесно и взаимовыгодно сотрудничают. Однако в России такие взаимоотношения весьма редки. С одной стороны, государство признает необходимость тесного взаимодействия гражданского общества, с другой стороны этот процесс осуществляется под жестким контролем со стороны власти, тем самым гражданское общество оказывается встроенным в государственную вертикаль.

При этом данная тенденция, вполне «укладывается» в традиционные ресурсы взаимодействия между рассматриваемыми акторами.

В этих условиях поиск инновационных ресурсов взаимодействия, жизненно необходим, причем, как со стороны государства - иначе оно рискует превратиться в псевдодемократическое государство с бюрократическим произволом, так и для гражданского общества, для которого этот вопрос не более и не менее чем вопрос выживания. Исходя из этого, можно предпо-

ложить, что поиск инновационных ресурсов взаимоотношения общества и власти, является важнейшей задачей современной политологии.

Для выявления возможных путей поиска инновационного развития взаимоотношений государства и гражданского общества, необходимо, с одной стороны, опираться на мировой опыт подобного взаимодействия, с другой - выявить общие черты в развитии гражданского общества в условиях современных политических тенденций глобализации, модернизации и инноваций [8, с. 12-13].

Результатом этих изысканий, может стать вывод о том, что поиск и использование инновационных ресурсов взаимодействия государства и гражданского общество, тесно связаны с наличие и развитием следующих составляющих:

- политической модернизации государства, основная цель которой - построение реально функционирующего социального государства, которое, с точки зрения современной политологии, есть высшая цель в современном государственном строительстве. Социальное государство, находясь в постоянном контакте с гражданским обществом, аккумулируя общественную и государственную волю, сохраняет собственную макросоциальную идентичность, исторический опыт и социокультурную преемственность, противостоя тем самым фрагментации, распаду и криминализации общественных отношений;

- широко развитой деятельности некоммерческих организаций, которая, в свою очередь, стимулирует систему социального партнерства, а также накопление так называемого «социального капитала» (продукта организованного взаимодействия, имеющего общественную, а не индивидуальную природу);

- наличия широкого межсекторного взаимодействия структур и институтов государства и гражданского общества. При оптимальной модели этого взаимодействия, происходит определенная трансформация обоих акторов, обогащение их новым опытом, методиками и кадрами;

- широкого применения во взаимоотношениях государства и гражданского общества возможностей информационных технологий, что в свою очередь, ведет к формированию новых институтов, сообществ, методов коммуникаций в политике;

- формирования, под воздействием тенденций глобализации, гражданского общества глобального типа, не имеющего границ, что в свою очередь ведет к тому, что ограничивать его деятельность, со стороны власти, становится все сложнее.

Государство, в этих условиях, фактически вынуждено искать точки соприкосновения с гражданским обществом. Связано это с тем, что за последние десятилетия идея гражданского общества претерпела качественные изменения, расширяясь, углубляясь и дополняясь идеями демократии, основанной на политической конкуренции социальных интересов, партнерстве социальных групп, ограничении государства установленными правовыми нормами, индивидуальной свободой и правами человека. Традиционные ресурсы взаимодействия, выработавшиеся на протяжении длительного периода взаимодействия двух акторов, в этих условиях, к сожалению, не всегда эффективны. На наш взгляд, инновационные ресурсы взаимодействия государства и гражданского общества - это, в первую очередь, широко развитая деятельность сети некоммерческих организаций, принимающая на себя ряд функций государства, межсекторное взаимодействие, широкое применение информационных технологий (в плане организации диалога между обществом и государством). Результатом действия этих ресурсов, может стать широкая политическая модернизация государства, а также тенденции по формированию гражданского общества глобального типа, не связанного в своей деятельности какими-то территориальными рамками.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что на современном этапе модер-низационного развития государства необходим поиск и привлечение новых ресурсов, в результате которых гражданское общество усилит свои позиции в механизме взаимодействия с госор-ганами и приведет к росту эффективности принимаемых решений по общественнополитических вопросам политики страны.

Ссылки:

1. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества. М., 2009. 621 с.

2. Челлен Р. Государство как форма жизни / пер. с швед. М.А. Исаев. М., 2008. 319 с.

3. Висханова П.Г. К вопросу о механизме влияния общества на органы государственной и муниципальной власти в

контексте социальных трансформаций // Образование и общество. 2008. № 6. С. 9-17.

4. Всеобщая декларация прав человека. Екатеринбург, 2005. 20 с.

5. Васильева Т.А. Традиции взаимодействия института государства и гражданского общества. М., 2007. С. 34-35.

6. Там же. С. 38-39.

7. Игрунов В.В. Гражданское общество и политические партии // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2011. 187 с.

8. Галкина Е.В. Институционализация гражданского общества в контексте современных политических трансформаций / под науч. ред. Г.В. Косова. Ставрополь, 2010. 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.