Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ И РАЗРАБОТКИ АО "АТЛАНТИКТРАНСГАЗСИСТЕМА" В ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЛЯ ГАЗОВОЙ И НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ И РАЗРАБОТКИ АО "АТЛАНТИКТРАНСГАЗСИСТЕМА" В ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЛЯ ГАЗОВОЙ И НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
138
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ПРОАКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВЫЯВЛЕНИЕ УТЕЧЕК / АВТОМАТ АВАРИЙНОГО ЗАКРЫТИЯ КРАНА / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ГАЗА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бернер Леонид Исаакович, Рощин Алексей Владиславович, Ковалёв Андрей Александрович, Зельдин Юрий Маркович, Лавров Сергей Анатольевич

В статье рассмотрены инновационные разработки АО «АтлантикТрансгазСистема» на базе программно технических комплексов СПУРТ-Р и СТН-3000-Р для газовой и нефтяных отраслей в области диспетчеризации и автоматизации непрерывных технологических процессов по направлениям: импортозамещение и переход на российские комплектующие систем, применение возобновляемых (альтернативных) источников энергии, повышение безопасности объектов газотранспортной системы, поддержка и оптимизация работы диспетчера в сложных и нештатных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Бернер Леонид Исаакович, Рощин Алексей Владиславович, Ковалёв Андрей Александрович, Зельдин Юрий Маркович, Лавров Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE SOLUTIONS BY ATLANTICNRANSGASSYSTEM FOR GAS AND OIL INDUSTRY

The article considers innovative solutions by AtlanticTransgasSystem based on the SPURT-R and STN-3000-R software and hardware complexes for gas and oil industry in the field of dispatching and automation of continuous technological processes in the following areas: import substitution and transition to Russian system components, implementation of renewable (alternative) energy sources, improving safety of gas transmission system facilities, support and optimization of dispatcher's work in difficult and emergency situations.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ И РАЗРАБОТКИ АО "АТЛАНТИКТРАНСГАЗСИСТЕМА" В ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЛЯ ГАЗОВОЙ И НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

13. Tsyganov V. Large-scale multi-Vol. 52. 2019, № 3. P.144-149.

Сведения об авторе Владимир Викторович Цыганов

доктор техн. наук, профессор. главный научный сотрудник Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН Москва, Россия Эл. почта: [email protected]

railway corridors // IFAC-PapersOnLine.

Information about author

Vladimir Victorovich Tsyganov

Doctor of Science (Tech.), Professor head of division V.A. Trapeznikov Institute of management problems of the RAS Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]

УДК 681.518.3 Л.И. Бернер, А.В. Рощин, А.А. Ковалёв, Ю.М. Зельдин,

ГРНТИ 50.47.29 С.А. Лавров

Б01: 10.47501/ITNOU.2021.2.08-19 АО «АтлантикТрансгазСистема»

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ И РАЗРАБОТКИ АО «АТЛАНТИКТРАНСГАЗСИСТЕМА» В ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЛЯ ГАЗОВОЙ И НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье рассмотрены инновационные разработки АО «АтлантикТрансгазСистема» на базе программно-технических комплексов СПУРТ-Р и СТН-3000-Р для газовой и нефтяных отраслей в области диспетчеризации и автоматизации непрерывных технологических процессов по направлениям: импортозамещение и переход на российские комплектующие систем, применение возобновляемых (альтернативных) источников энергии, повышение безопасности объектов газотранспортной системы, поддержка и оптимизация работы диспетчера в сложных и нештатных ситуациях. Ключевые слова: импортозамещение, возобновляемые источники энергии, проактив-ное управление, выявление утечек, автомат аварийного закрытия крана, система поддержки принятия решений, прогнозирование потребления газа.

Berner L., Roshchin A., Kovalev A., Zeldin Y., Lavrov S.

AtlanticTransgasSystem

INNOVATIVE SOLUTIONS BY ATLANTICNRANSGASSYSTEM FOR GAS AND OIL INDUSTRY

The article considers innovative solutions by AtlanticTransgasSystem based on the SPURT-R and STN-3000-R software and hardware complexes for gas and oil industry in the field of dispatching and automation of continuous technological processes in the following areas: import substitution and transition to Russian system components, implementation of renewable (alternative) energy sources, improving safety of gas transmission system facilities, support and optimization of dispatcher's work in difficult and emergency situations. Keywords: import substitution, renewable energy sources, proactive management, leak detection, valve emergency shutoff automatic device, decision support system, gas consumption forecasting.

Общие сведения о компании-разработчике

Акционерное общество «АтлантикТрансгазСистема» (АО «АТГС») основано в 1992 году. Основными направлениями деятельности АО «АТГС» (имеющего численность около 140 человек) являются проектирование, изготовление, поставка и внедрение систем телемеханики и систем диспетчерского управления (включая пункты управления телемеханикой). Основной офис и производственные мощности компании расположены в Москве, два проектных офиса - в Нижнем Новгороде и Твери. В компании действует интегрированная система менеджмента качества (сертифицированная в том числе в СДС «ИНТЕР-ГАЗСЕРТ»), система экологического менеджмента. АО «АТГС» является членом саморегулируемых организаций НП «ОСГиНК» по строительству, монтажу и пуско-наладке и НП «Инженер-Проектировщик» по проектированию. В 2019 году деловая репутация подтверждена сертификацией СДС «ИНТЕРГАЗСЕРТ». Значительную часть заказчиков АО «АТГС» составляют предприятия по транспорту, добыче, хранению газа и газового конденсата - дочерние компании ПАО «Газпром». АО «АТГС» активно действует на рынке систем автоматизации независимых производителей нефти и газа, а также в некоторых других отраслях, включая экологический мониторинг и защиту окружающей среды.

Решение задачи импортозамещения

Большинство решений по диспетчерскому управлению и телемеханике АО «АТГС» реализует на базе программно-технических комплексов СПУРТ и СТН-3000 собственной разработки и производства. Созданные в 1990-х годах, комплексы первоначально опирались на базовое программное обеспечение RTAP и ClearSCADA [1,2] и контроллеры Bristol Babcock/Control Wave импортного производства [3], использовались и другие компоненты ведущих иностранных производителей. Постоянно отслеживая тенденции на рынке компонентов автоматики и телемеханики, специалисты АО «АТГС» при появлении отечественных аналогов импортным компонентам проводили соответствующую замену. В 2014 году вопрос о необходимости полного замещения импортных компонентов особо остро встал для систем, поставляемых ряду заказчиков, прежде всего ПАО «Газпром».

Такая работа была успешно выполнена АО «АТГС» в течение 2014-2016 годов. Прежде всего, для телемеханики АО «АТГС» был разработан контроллер СТН-3000-РКУ, полностью совместимый с ранее применявшимся контроллером MicroWave как по посадочным размерам, так и по программному обеспечению и поддержке протокола информационного обмена BSAP. Такой подход позволил сделать новый контроллер (и новые КП и САУ на его основе) полностью совместимым с предыдущими моделями, что позволило использовать новые КП и САУ для расширения, модернизации и ремонта ранее построенных систем телемеханики и автоматики. Внешний вид контролеров показан на рисунке 1.

Рис. 1 Контроллеры СТН-3000-РКУм (слева) и СТН-3000-РКУс (справа).

Подбор российских аналогов был выполнен и для других компонентов КП и САУ.

Созданная на базе российских компонентов система телемеханики получила наименование СТН-3000-Р («Р» - российская) [4].

При импортозамещении компонентов диспетчерского комплекса СПУРТ решалась не менее сложная задача. Следовало найти замену импортной базовой SCADA-системе, перенести в среду альтернативной (не Windows) операционной системы прикладные задачи т.н. Системы поддержки принятия диспетчерских решений (СППДР, задачи нереального времени, ориентированные на специфику бизнес-процессов пользователя), заменить СУБД ORACLE на альтернативную систему, а также подобрать соответствующие по параметрам и характеристикам компоненты вычислительной техники, сетевого и другого оборудования. При реализации функционала должно быть обеспечено выполнение соответствующих требований ПАО «Газпром».

В результате проведенной работы была создана модификация СПУРТ-Р, работающая под управлением российской операционной системы Альт-Линукс, использующую в качестве SCADA-компонента российский пакет СИРИУС-ИС, и реализующий комплекс прикладных задач на базе СУБД PostgreSQL [5].

Комплексы СПУРТ-Р и СТН-3000-Р в 2016-2017 годах успешно прошли приемочные испытания согласно Регламента ПАО «Газпром», получили все необходимы разрешительные документы РФ и Таможенного союза, а также сертификацию «ИНТЕРГАЗСЕРТ». Задача импортозамещения была решена!

К настоящему моменту общее число изготовленных, внедренных и успешно эксплуатируемых заказчиками контролируемых пунктов телемеханики и САУ на базе СТН-3000/СТН-3000-Р достигает 2600, число серверов диспетчерских систем и пунктов управления телемеханикой СПУРТ/СПУРТ-Р - порядка 200.

Применение возобновляемых источников энергии

Обеспечение безопасного функционирования магистральных газопроводов является одной из приоритетных задач ПАО «Газпром» и других компаний. Требуемый уровень надежности и безопасности газотранспортных систем осуществляется за счет их телемеханизации. Системы линейной телемеханики (СЛТМ) обеспечивают непрерывный автоматический контроль за объектами линейной части газотранспортной системы, дистанционное автоматизированное управление линейными объектами, а также идентификацию и локализацию аварий на трубопроводах. Традиционные проектные решения по телемеханизации линейных объектов магистральных газопроводов предусматривают их электрификацию. В этом случае КП ТМ получает электропитание от централизованных источников электроэнергии.

В ряде случаев подвод электроэнергии к производственным площадкам телемеханики выполнить невозможно, например, при расположении КП ТМ на особо охраняемых природных территориях. В других случаях подвод электроэнергии к производственным площадкам телемеханики является экономически нецелесообразным. Для таких объектов используются КП ТМ с возобновляемыми источниками электропитания (ВИЭ), промышленный выпуск которых освоен АО «АТГС» как для газопроводов и отводов, так и для газовых скважин (кустов газовых скважин) [6].

Благодаря надежности и простоте эксплуатации наибольшую популярность получили ВИЭ на базе солнечных батарей. Низкое энергопотребление современных систем линейной телемеханики позволяет с помощью солнечных батарей обеспечивать электропитание контролируемых пунктов, контрольно-измерительных приборов и исполнительных устройств даже на многониточных магистральных газопроводах (рис. 2).

Рис. 2 КП ТМ с ВИЭ для многониточного магистрального газопровода.

Для однониточного магистрального газопровода или газопровода-отвода КП ТМ может быть выполнен в виде шкафа, предназначенного для установки на открытых площадках, и размещенного в периметре крановой площадки. Данное решение наиболее популярно в густонаселенных районах, т.к. не требует землеотвода для установки КП ТМ.

Рис. 3 КП ТМ с ВИЭ в периметре крановой площадки.

В большинстве случаев в периметре крановой площадки удается выделить невзрывоопасную зону, в которой можно разместить КП ТМ в общепромышленном исполнении. При ограниченных размерах крановой площадки, в которой вся ее площадь является взрывоопасной зоной, применяются КП ТМ во взрывозащищенном исполнении.

Для передачи информации между КП и ПУ ТМ применяются беспроводные каналы связи: радиоканал УКВ или канал мобильной связи (GSM).

В настоящее время КП с ВИЭ на базе СТН-3000-Р работают без внешнего питания круглогодично практически во всех районах Российской Федерации. Это возможно благодаря инновационным разработкам, реализованным в СТН-3000-Р: способность работать при температуре окружающей среды до -50°С (что позволяет не реализовывать дополнительный обогрев оборудования), использование датчиков с низким потреблением электроэнергии (или беспроводные), специальные «умные» алгоритмы обработки данных и передачи информации с экономией электроэнергии и многим другим. Важным является правильное проектирование КП с ВИЭ, оснащение его должным числом солнечных и аккумуляторных батарей, оптимальная установка солнечных батарей с учетом различных факторов.

Защита и безопасность — решения для телемеханики

Как уже отмечалось выше, основная роль телемеханики - обеспечение надежности и безопасности эксплуатации газопроводов, в том числе за счет своевременного выявления нештатной ситуации и принятия мер по её локализации и устранению, а в случае, если нештатная или аварийная ситуация все же произошла -минимизация соответствующих последствий. Поэтому решению вопросов безопасности уделяется особое внимание при развитии системы телемеханики СТН-3000-Р.

Новой разработкой АО «АТГС» является КП ТМ типа СТН-3000-Р МЗПА, предназначенный для оперативного выявления утечек газа в местах пересечения магистрального газопровода с транспортной инфраструктурой. Выявление утечки газа выполняется путем постоянного измерения концентрации метана в вытяжной свече, установленной на защитном футляре в месте пересечения магистрального газопровода с автомобильной или железной дорогой (рис. 4).

КП ТМ

Рис. 4 Контроль загазованности перехода магистрального газопровода через автомобильную

или железную дорогу.

Другой разработкой в области обеспечения безопасности является электронный автомат аварийного закрытия крана (ААЗК) «СТН-3000-Мастер-Контроль-001», который программно реализует алгоритмы распознавания аварийной ситуации и осуществляет закрытие одного или нескольких (до 5-ти) кранов при превышении заданной скорости падения давления газа в газопроводах. Автомат является функциональным аналогом соответствующего механического устройства с большим содержанием H2S1, в котором настройка уставок на выявление аварийной ситуации осуществляется механически по месту подготовленным специалистом. Электронный «аналог» снижает затраты на эксплуатацию и обеспечивает большую гибкость настройки [6].

Внешний вид автомата, в целом соответствующий КП ТМ, показан на рисунке 5.

Рис. 5 Электронный автомат аварийного закрытия крана.

Автомат оснащается средствами связи и интегрируется в систему автоматизации исходя из проектных решений, по требованиям заказчикам. Как вариант реализации, ААЗК отделен от системы телемеханики, но сообщает ей информацию о факте срабатывании и выполненном закрытии крана. Устройство успешно прошло испытания в ООО «Газпром добыча Оренбург», имеет разрешительную документацию РФ и ТС, имеет сертификат в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ.

Выявление нештатных ситуаций на уровне пункта управления

Современный контролируемый пункт телемеханики (КП ТМ) обладает значительными вычислительными мощностями для решения различных задач, однако в ряде случаев для выявления и локализации нештатной ситуации (НШС) требуется обработка данных от нескольких КП, автоматизирующих газопровод. В рассматриваемом случае такая обработка производиться программным обеспечением комплекса СПУРТ-Р, выявление нештатных ситуаций и поддержка последующих действий диспетчера также являются важнейшими задачами.

Рассмотрим некоторые из разработок в данном направлении [7]. Обработку данных условно разделим на два этапа. На первом этапе, который проводится в реальном времени по мере поступления информации от КП ТМ, выявляются

собственно факты отклонения измеренных показателей от «нормальных» значений. Задействуется стандартный механизм тревог СПУРТ-Р. Для расширения его возможностей разработана Подсистема выявления нестандартных ситуаций (ПВНС) на газотранспортной системе, обеспечивающая выявление неявных отказов приборов (КИП), ошибок информационного обмена, ошибок ручного ввода и других ситуаций на основе комплексного анализа параметров линейной части на допустимость и непротиворечивость, с учетом гидравлических связей между ними. В состав ПВНС входят конструктор проверок на основе шаблонов, модуль выполнения проверок, модуль отображения информации о выявленной НТТТС

Примерами правил, вытекающих из правил гидродинамики трубопровода, являются:

|Рг до крана -Рг после крана\ <= 2*ё*Ртах (при открытом кране) Рг км1 - Рг км2 < = АРмакс - макс. падение давления на участке.

Служба эксплуатации по мере использования ПНВС может дополнять правила, менять их, вводить новые - конструктор и модуль выполнения проверок представляют собою классическую экспертную систему на основе простого набора правил, аккумулирующих знания касательно конкретных участков газотранспортной системы. Важным дополнением, помогающим анализировать состояния сети, является механизм раскраски участков трубопровода на мнемосхемах ГТС по их статусу - «в работе», «остановлен под давлением», «газ стравлен» и другие (рис 6). Статус определяется на основе логических формул, связывающих значения давления газа и положение запорной арматуры (кранов).

Рис. 6 Пример экрана с раскраской участков ГТС по их состоянию.

Автоматизация выявления нештатной ситуации, или, точнее сказать, подозрение на нештатную ситуацию является первым этапом реализации функциональности защиты газопровода и обеспечения безопасности. Следующим шагом является поддержка действий диспетчера по реагированию на нештатную ситуацию. В случае разрыва газопровода - а это наиболее опасный из возможных инцидентов, - критерием оптимальности являются перекрытие аварийного участка за минимальное время при соблюдении максимально возможного сохранения общей производительности ГТС и выполнения заданий на транзиту газа и снабжению потребителей. АО «АТГС»

проводит разработки в области создания Систем поддержки принятия решений (СППР) с элементами искусственного интеллекта с середины 2000х годов, одна из таких разработок - СППР межпромыслового коллектора ООО «ГД Уренгой» [8] в 2010 году была удостоена Премии ПАО «Газпром» в области науки и техники. Одна из последних разработок в данной области - система выявления разрывов (утечек) на многониточном газопроводе с автоматизированной реализацией алгоритма перестановки кранов. В СПУРТ-Р реализован механизм обнаружения места разрыва на газопроводе путем математической обработки данных, поступающих от телемеханики. Общий алгоритм действия системы показан на рисунке 7.

Рис. 7 Алгоритм работы СППР.

После определения места разрыва формируется алгоритм перестановки кранов, который предлагается диспетчеру. Если диспетчер подтверждает рекомендацию, алгоритм реализуется автоматически, что существенно ускоряет процесс локализации аварии и снижает экологические потери от утечки газа, а также отрицательный экологический ущерб.

Специалисты АО «АТГС» проводят и другие работы в области обеспечения безопасности эксплуатации ГТС, например, по реализации системы обнаружения утечек (СОУ) параметрическими методами, с использованием модели газотранспортной сети.

Проактивное управление газопроводом

В штатном режиме задачей диспетчера является организация процесса транспортировки газа с минимальными затратами для полного и точного выполнения планов и заявок по подаче (и транзиту) газа. Технически это заключается в поддержании необходимого давления газа в точках подключения потребителей (или в точках передачи газа следующему транзитеру) и должного запаса газа в ГТС. Плановый ход поставок газа может быть нарушен изменением (увеличением или снижением) отбора газа потребителями, изменениями подачи газа поставщиками, выводом оборудования в ремонт, а также уже рассмотренными выше аварийными и нештатными ситуациями. Диспетчер должен отреагировать на изменения и вернуть ГТС в состояние, позволяющее продолжать поставки газа в запланированных объемах.

Наиболее эффективным вариантом является т.н. «проактивное управление» -реагирование на сложные вызовы на ранних стадиях их развития и обеспечивающая формирование возможных сценариев воздействия на объект управления (газотранспортную систему) для минимизации или даже исключения влияния предполагаемых (но еще не возникших) событий на выполнение плановых показателей работы газотранспортной системы. Наиболее наглядным примером такого управления в транспорте газа является реакция диспетчера по «купированию» негативных последствий изменений в потреблении газа (из за резкого повышения или понижения температуры), которые не произошли в действительности, но с высокой долей вероятности прогнозируются в ближайшие сутки и приведут к дефициту или же избытку запаса газа в трубе. Получив такой прогноз, диспетчер заказывает дополнительные объемы газа, «сбрасывает» газ в подземные хранилища или другим транзитерам, принимает другие превентивные меры.

Автоматизация поддержи действий диспетчера по проактивному управлению ГТС требует точного решения двух основных задач - прогнозирование спроса на газ в районе ответственности предприятия и моделирования будущего режима ГТС.

АО «АТГС» активно работает по реализации методов проактивного управления газотранспортной системой. Для решения задачи прогнозирования потребления газа разработано собственное программное обеспечение [9], осуществляющее с высокой точностью прогнозирование потребления газа на основе данных метеонаблюдений в прошлые годы и текущего рабочего календаря (то есть с учетом выходных, рабочих, предпраздничных и праздничных дней). Модуль использует различные математические методы и обеспечивает в целом прогноз по потребителю (ГРС) с точностью до 10% (рис. 8).

Рис. 8 Экран программного модуля прогнозирования потребления газа.

В качестве динамической модели газотранспортной сети с возможностью прогнозных расчетов АО «АТГС» для проработки вопросов проактивного управления выбран программно-вычислительный комплекс (ПВК) «Волна» разработки ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина» [10]. Стык СПУРТ-Р с ПВК «Волна» реализован в реальном масштабе времени, модель считает как текущее состояние ГТС, так и прогнозное состояние с учетом прогноза потребления газа и плана переключений/работ на ГТС (рис. 9).

Рис. 9 Общая модель проактивного управления ГТС.

Работы по созданию комплекса интеллектуальной поддержки деятельности диспетчера по проактивному управлению сложной газотранспортной системой проводятся совместно с ООО «Газпром трансгаз Москва» применительно к управлению газопроводами Московского промышленного узла. Внедрение результатов данной работы позволит обеспечить дальнейшее повышение надежности снабжения потребителей Москвы и ближайшего Подмосковья природным газом вне зависимости от температурных колебаний и других обстоятельств.

Другие направления разработок

В настоящей статье мы рассмотрели три основные направления инновационных разработок АО «АТГС» в области систем телемеханики СТН-3000/СТН-3000-Р и диспетчерских систем СПУРТ/СПУРТ-Р, а именно:

1. Импортозамещение и переход на российские компоненты.

2. Обеспечение безопасности и повышения эффективности действий диспетчера в нештатных ситуациях.

3. Реализации «проактивного» управления газотранспортной системой со своевременной реакцией на прогнозируемое изменения потребления газа.

Несомненно, перечень актуальных проблем автоматизации не ограничивается вышеперечисленными направлениями, и АО «АТГС» активно участвует в разработках и других инновационных направлений. Это комплексная цифровая трансформация предприятия, реализация и применение концепции «цифровых двойников» газотранспортных и других промышленных систем, комплексные системы планирования и управления ремонтными и аварийными ремонтно-восстановительными работами и другие. Кроме того, направления разработок и развития автоматизированных систем в рамках трех обозначенных направлений не ограничивается рассмотренными выше задачами. Специалисты АО «АТГС» отрабатывают различные вопросы применения моделирования ГТС для решения различных задач, включая задачи обеспечения безопасности и поиска утечек (то есть создания СОУ для газопроводов). Работы по инструментариям поддержки принятия решений, подсказки диспетчеру наиболее эффективных путей решения сложных многокритериальных задач показывают необходимость применения различных методов

промышленного искусственного интеллекта (включая нейронные сети и нечеткую логику).

К другим направлениям разработок АО «АТГС» следует отнести разработку и внедрение: автоматизированных систем контроля выбросов и экологического мониторинга [11], систему автоматизации и диспетчеризации инженерных систем [12], систему управления авиатопливозаправщиком с модулем коммерческого учета по массе [13].

Литература

1. Ковалев А.А. НР RTAP - система для АСУТП НР // Мир Компьютерной Автоматизации. 1999. № 5.

2. Илюшин С.А., Ковалев А.А., Лавров С.А. Система телемеханики СТН-3000: развитие и внедрения// Промышленные АСУ и контроллеры. 2006. № 7. С. 15-21.

3. Илюшин С.А., Лавров С.А., Сушков С.И. Система телемеханики СТН-3000// Промышленные АСУ и контроллеры. 2002. № 5. С. 4-10.

4. Рощин А.В., Тимофеев Р.Ю. СТН-3000-Р - реализация программы импортоза-мещения компонентов системы телемеханики СТН-3000 производства АО «Атлантик-ТрансгазСистема»// Автоматизация в промышленности. 2017. № 4. С. 6-8.

5. Зельдин Ю.М., Хадеев А.С., Бениаминов П.Е. Программно-технический комплекс СПУРТ-Р - реализация программы импортозамещения для систем оперативно-диспетчерского управления // Автоматизация в промышленности. 2017. № 4. С. 8-12.

6. Буц В.В., Савенков К.Г., Рощин А.В., Лавров С.А. Современные решения и подходы к телемеханизации объектов линейной части // Газовая промышленность. 2021. Спецвыпуск № 2. С. 44-51.

7. Никаноров В.В., Омельянцев М.А., Марченко С.Г., Бернер Л.И., Зельдин Ю.М. Применение методов искусственного интеллекта для повышения эффективности диспетчерского контроля и управления газотранспортной системой // Газовая промышленность. 2021. Спецвыпуск № 2. С. 120-126.

8. Бернер Л.И., Никаноров В.В., Зельдин Ю.М., Рощин А.В. Системы поддержки принятия диспетчерских решений в газовой промышленности // Информационные технологии в науке, образовании и управлении: труды международной конференции 1Т + 8&Е' 15. 2015. №3. С. 114 - 122.

9. Никаноров В.В., Марченко С.Г., Бернер Л.И., Зельдин Ю.М. Подсистема прогнозирования газопотребления крупного промышленного кластера АСУТП магистрального транспорта газа // ИТНОУ. 2017. №3. С. 20 - 24.

10. Никаноров В.В., Марченко С.Г., Бернер Л.И., Зельдин Ю.М. Нестационарная модель в задаче управления газотранспортной системой крупного промышленного узла // ИТНОУ. 2018. №2. С. 3-7.

11. Бернер Л.И., Хадеев А.С., Толстых А.В., Котов В.В., Зельдин Ю.М., Стани-славчик К.В. Автоматизированная система контроля выбросов. Принципы построения, функции и реализация // ИТНОУ. 2021. №1. С. 29-34.

12. Бернер Л.И., Рощин А.В., Харитонов А.В., Колодин А.А., Передерий Ю. И. Система автоматизации и диспетчеризации инженерных систем (САИДИС) горноклиматического курорта «Альпика-сервис» // ИТНОУ. 2018. №2. С. 7-11.

13. Аронов С.Г., Бернер Л. И., Котов В. В., Зельдин Ю. М., Рощин А.В., Щукин Д.В. Система управления заправкой воздушных судов для автоматизации учета топлива // ИТНОУ. 2019. №2. С. 8-13.

Сведения об авторах Бернер Леонид Исаакович

доктор техн. наук, профессор генеральный директор АО «АтлантикТрансгазСистема» Москва, Россия Эл. почта: [email protected] Рощин Алексей Владиславович канд. техн. наук

первый заместитель генерального директора по производству

АО «АтлантикТрансгазСистема» Москва, Россия Эл. почта: [email protected] Ковалёв Андрей Александрович канд. техн. наук

заместитель генерального директора по развитию

АО «АтлантикТрансгазСистема»

Москва, Россия

Эл. почта: [email protected]

Зельдин Юрий Маркович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

канд. техн. наук

заведующий отд. ИУС

АО «АтлантикТрансгазСистема»

Москва, Россия

Эл. почта: [email protected]

Лавров Сергей Анатольевич

канд. техн. наук заведующий отделом АСУТП АО «АтлантикТрансгазСистема» Москва, Россия Эл. почта: [email protected]

Information about authors

Berner Leonid

Doctor of Science (Tech.), Professor General Director «AtlanticTransgasSystem» JSC Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]. Roshchin Alexey PhD Tech.

First Deputy General Director, ATGS, «AtlanticTransgasSystem» JSC Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]

Kovalev Andrey

PhD Tech.

Deputy General Director for Development

«AtlanticTransgasSystem» JSC

Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Zeldin Yury

PhD Tech.

Head of ICS Department «AtlanticTransgasSystem» JSC Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected] Lavrov Sergey PhD Tech.

Head of SCADA Department «AtlanticTransgasSystem» JSC Moscow, Russian Federation E-mail: lavrov@atgs. ru

УДК 004.4 Т.В. Киселева, Е.В. Маслова, А.Г. Бычков

ГРНТИ 28.23.15 Сибирский государственный индустриальный университет

DOI: 10.47501ЛТШи.2021.2.19-24

МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗОВ

В статье рассмотрен вопрос актуальности применения машинного обучения для решения задач из различных сфер деятельности, в частности, для решения задачи распознавания образов. Описан метод обучения с учителем. Приведен в качестве примера метод к-ближайших соседей, а также рассмотрен способ оценки точности работы алгоритма в случае бинарной и мультиклассовой классификации. Приведена базовая структура нейрона.

Ключевые слова: машинное обучение, распознавание образов, нейронные сети, метод к-ближайших соседей, обучение с учителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.