Научная статья на тему 'Инновационные разработки гоу ВПО «МГТУ» в области создания высокодинамичных и энергосберегающих электроприводов'

Инновационные разработки гоу ВПО «МГТУ» в области создания высокодинамичных и энергосберегающих электроприводов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
182
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКАТНЫЙ СТАН / ЭЛЕКТРОПРИВОД / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ / ПЛАВНЫЙ ПУСК

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Селиванов Игорь Андреевич, Лукьянов Сергей Иванович, Карандаев Александр Сергеевич, Сарваров Анвар Сабулханович

В статье отражены основные разработки ученых электротехнических кафедр ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет». Приоритетными направлениями научных исследований являются: совершенствование автоматизированных электроприводов и систем управления технологических агрегатов, разработка систем диагностирования механического и электрического оборудования, энергосбережение средствами электропривода. Тесные связи вуза с ОАО «ММК» ведут к взаимному обогащению научными знаниями, внедрению новых разработок, повышению качества подготовки специалистов. Ил. 6. Библиогр. 11 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Селиванов Игорь Андреевич, Лукьянов Сергей Иванович, Карандаев Александр Сергеевич, Сарваров Анвар Сабулханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные разработки гоу ВПО «МГТУ» в области создания высокодинамичных и энергосберегающих электроприводов»

УДК 621.311+621.34.001

Селиванов И.А., Лукьянов С.И., Каравдаев A.C., Сарваров A.C.

ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ ГОУ ВПО «МГТУ» В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ВЫСОКОДИНАМИЧНЫХ И ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ

Юбилейным событиям сотрудники университета и энергетического факультета посвящают свои лучшие научные достижения, которых в последние годы накопилось немало. Достаточно отметить, что за три года работы диссертационного совета по специальности 05.09.03 - Электротехнические комплексы и системы в нем успешно защищены более 20 кавдвдатских диссертаций В настоящее время открыт и успешно функционирует диссертационный совет по названной специальности с правом защиты докторских и кавдвдатских диссертаций Большая часть научных исследований выполняется совместно со специалистами ведущего предприятия ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ОАО «ММК»). За последние 5 лет спектр совместных научных разработок расширился. К «трад ицио иным » на прав ле ниям, пос вя ще иным энергосбережению, совершенствованию автоматизированных электроприводов, диагностированию технического состояния электрооборудования , добавились новые (для университета): повышение надежности электротехнического и силового энергетического оборудования, разработка современных систем компенсации реактивной мощности, улучшение электрических режимов мощных электродуговых печей и др.

В статье кратко представлены основные разра-

ботки (со ссылками на более подробные источники), выполняемые в настоящее время, отмечены полученные результаты.

Разработка систем управления электро-приводов непрерывных прокатных станов (научный руководитель - д-р техн. наук, профес-сор Селиванов И.А.).

Анализ работы системы косвенного регулирования натяжения, разработанной в ГОУ ВПО «МГТУ» применительно к непрерывным проволочным прокатным станам, проведенный в [1], показал, что без ввода коррекции в ток свободной прокатки система работает в режиме стабилизации полного тока двигателя. При изменении технологических параметров, например при увеличении диаметра катанки, растут межклетевые натяжения. На давление металла на валки эти два фактора (увеличение диаметра и натяжения) действуют в противоположных направлениях. Вследствие этого размер на выходе из клети возрастает в меньшей степени, чем в случае стабилизации межклетевых натяжений. Таким образом, в рассматриваемом случае выравнивающие свойства непрерывного стана не ослабляются, а усиливаются. Сказанное легло в основу нового способа управления непрерывным станом, обозначенного как способ косвенного регулирова-ния размеров профиля на непрерывном стане [1].

Рис. 1. Структурная схема САР непрерывного двухклетевого стана

Сущность способа состоит в поддержании статических моментов (токов) двигателей клетей (кроме базовой) постоянными, независимо от изменения технологических условий. При измене нии технологических параметров (поперечного сечения исходной заготовки, коэффициента трения, предела текучести) эффект постоянства момента достигается за счет изменения межклете-вых натяжений, которые способствуют умень-шению колебаний давления металла на валки, а следовательно, уменьшению продольной разно-толщиности раската, вызванного изменением технологических параметров.

Структурная схема системы регулирования, реализующей способ на математической модели двухклетевого стана, приведена на рис. 1. В процессе исследований рассматривались случаи:

1. Реакция системы на скачообразное изменение управляющего воздействия на ток прокатки первой клети.

2. Реакция системы на скачообразное изменение момента прокатки первой клети (имитация из -менения размеров подката на входе первой клети).

3. Пуск стана от задатчика интенсив ноти без компенсации динамического тока.

4. Пуск стана от задатчика интенсивности с ком пе нсацие й динам ического тока.

В качестве примера на рис. 2 представлены результаты математического моделирования переходных процессов при увеличении задания на ток первой клети, не являющейся базовой. Аналогич-ные результаты моделирования перечисленных выше переходных процессов представлены в [2].

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Скачкообразное увеличение задания наток (момент) двигателя ведомой (первой) клети вызывает возрастание скоростей прокатки и снижение натяжения и тока (момента) двигателя второй клети. Ток первой (ведомой) клети согласно заданию увеличивается Аизад1 > 0 (см. рис. 2).

2. При скачкообразном увеличении момента

ЛF,Н Аю-3,68Е~4 ,1/с Л1 -1,12Е~2 ,А 3000200010000.7

-1000-

-2000-

-3000

-4000-

Рис. 2. Переходные процессы при управляющем воздействии на входе первой (ведомой) клети

прокатки первой клети (имитация увеличения размеров подката) скорости прокатки уменьшаются, натяжение и ток (момент) двигателя второй клети увеличиваются. Ток первой (ведомой) клети остается без изменения.

3. При пуске непрерывного стана от задатчика интенсивности и постоянном задании на ток ведомой клети заданное ускорение первой клети обеспечивается соответствующим увеличением натяжения, при этом ток ведущей (второй) клети возрастает.

4. При пуске непрерывного стана от задатчика интенсивности и компенсации динамической составляющей тока ведомой клети заданное ускорение первой клети обеспечивается соответствующим увеличением (при недокомпенсации) или уменьшением (при пере компенсации) натяжения, при этом ток ведущей (второй) клети возрастает или убывает.

5. На практике пуск стана без компенсации динамической составляющей тока ведомых клетей допустим только при небольших ускорениях, при которых увеличение натяжения не вызывает аварийных режимов (пробуксовки или разрыва полосы).

Разработка систем диагностирования механического и электрического оборудования ме-таллургических агрегатов (научный руководитель - д-р техн наук, профессор Лукьянов С.И.).

Одним из резервов повышения производитель -ности металлургических агрегатов и качества выпускаемой продукции является своевременное об-наруже ние и замена вышедшего из строя оборудования [3, 4]. Из альтернативных способов технического диагностирования состояния механического и электрического оборудования металлургических агрегатов преимущество имеет способ выявления неисправностей оборудования по характеристикам изменения мгновенных значений токов (моментов) нагрузок электродвигателей исполнительных механизмов. Данный способ позволяет делать выводы о техническом состоянии узлов и элементов линий электроприводов в реальном масштабе времени. Кроме этого, применение данного способа на действующих агрегатах не требует значительных экономических и материальных затрат, так как на большинстве металлургических электроприводов уже установлены измерители токов (моментов) нагрузки электродвигателей исполнительных ме -ханизмов [5, 6].

Авторским коллективом ГОУ ВПО «МГТУ» накоплен достаточный теоретический и экспериментальный материал по внедрению на действующих металлургических агрегатах систем технического диагностирования состояния электроприводов основных исполнительных механизмов, построенных по принципу анализа токов нагрузки электродвигателей Системы технического диагностирования внедрены и успешно работают на

электроприводах тянуще-правильных устройств (ТПУ) машин непрерывного лигья заготовок (МНЛЗ) № 1-4 и отводящем рольганге (ОР) широкополосного стана горячей прокатки (ШСГП) 2000 ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ОАО «ММК») [5, 6].

Исполните ль ные механизмы (ролики) ТПУ МНЛЗ и отводящего рольганга стана горячей прокатки приводятся в движение электродвигателями постоянного тока независимого возбуждения. Питание электродвигателей выполнено по групповой схеме от одного тиристорного преобразователя [5, 6].

На рис. 3 представлены характерные временные диаграммы изменения токов нагрузки электродвигателей роликов ТПУ диаметром Э1 = 330 мм при прогибе бочки ролика (рис. 3, а); периодической (рис. 3, б) и случайной (рис. 3, в) буксовке ролика (срыв контакта); повреждении подшипниковых узлов линии электропривода ролика (рис. 3, г). На рис. 4 представлены временные диаграммы изменения токов нагрузки электродвигателей роликов отводящего рольганга диаметром Э2 = 300 мм с исправной линией привода и при наличии в линии электропривода следующих дефектов: эксцентриситет бочки ролика (рис. 4, а); разрушение одной (рис. 4, б) или двух (рис. 4, в) соединительных муфт в линии привода; неисправность щёточноколлекторного узла электродвигателя (рис. 4, г). Также на рис. 3, 4 указаны линейные скорости V образующих бочек роликов и расчётные периоды

оборота роликов.

Как показано на рис. 3, 4, различные неисправности (за исключением случайной буксовки ролика ТПУ МНЛЗ) линий приводов обоих металлургических агрегатов приводят к появлению перио-дического изменения тока нагрузки электродвигателей. Таким образом, появление периодических колебаний тока нагрузки электродвигателя является диагностическим признаком возникновения неисправности в линии электропривода.

При этом форма периодического изменения тока нагрузки электродвигателя зависит от конкретного ввда неисправности линии привода и кинематической схемы линии электропривода и режима его работы. На основании анализа временных диаграмм (см. рис. 3, 4) можно сделать вывод о том, что в качестве диагностических признаков, позволяющих конкретизировать ввд неисправности, могут служить: размах колебаний AI; максимальный темп изменения тока на -грузки Ai/At; отношение периода колебаний к расчётному времени оборота исполнительного механизма Гр/Грдсч; среднее Ice и минимальное !мин значения тока нагрузки электродвигателя за время оборота исполнительного органа; амплитуды гармонических составляющих >4N частотного спектра изменения тока и т. п.

Опыт эксплуатации систем диагностирования ТПУ и ОР показал, что метод диагностирования линий электроприводов по координатам его работы обладает высокой точностью и достоверностью. Типовое исполнение кинематической схе-

i, А А ТРАСЧ = 82,9 с 8-

6

4

2

0-

V = 0,75 м/мин

ГР = 81,9 мс

М/М = -0,675 А/с t, с

0

40

80

120

160

і, А і і Грасч = 73 с 8------------------------------

ГР= 2,1 с

%

4-“

2 —

0

V= 12,5 м/мин

0

40

80

120 160

t, с ►

Рис. 3. Характерные формы изменения токов нагрузки электродвигателей роликов ТПУ МНЛЗ при различных видах дефектов линии привода

мы электроприводов металлургических агрегатов (электродвигатель - промежуточные звенья -исполните ль ный орган) позволяет применять данный метод диагностирования для большинст-ва электроприводов технологических агрегатов в металлургическом производстве.

В результате обобщения результатов разработки и внедрения предложена методика разработки систем токовой диагностики, подробно рассмотренная в [4]. В настоящее время авторским коллективом по этой обобщённой методике ведётся разработка системы технического диагностирования электропривода ТПУ МНЛЗ № 5 ОАО «ММК». Отличительной особенностью данного электропривода по сравнению с электроприводом ТПУ МНЛЗ № 1-4 является то, что он реализован на асинхронных электродвигателях, силовое питание которых выполнено по индивидуальной схеме от преобразователейчасготы типа Мстоша81ег 440. В данных преобразователях выполняется расчёт мгновенных значений моментов нагрузки электродвигателей, по характеру изме-нения которых определяется техническое состояние линий электроприводов. Работа по внедрению данной системы технического диагностирования будет закончена в 2009 году.

Энергосберегающие автоматизированные электроприводы агрегатов прокатного производства (научный руководитель - д-р техн. наук, профессор Каравдаев А.С.).

Наиболее энергоемкими электромеханическими системами металлургических предприятий яв-

ляются электроприводы постоянного тока прокат -ных станов. Энергетические показатели таких электроприводов далеки от оптимальных. Большая часть потерь электрической энергии связана с потреблением реактивной мощности, вызванным фазовым регулированием напряжения [7, 8].

Главные электроприводы клетей, как правило, выполняются с двухзонным регулированием скорости К ним предъявляются жесткие требования в отношении быстродействия и надежности при отработке ударного приложения нагрузки, возникающего при захвате металла валками, а также в режиме разгона под нагрузкой при прокатке с ускорением. Данные требования выполняются, если динамический запас системы регулирования, и в первую очередь запас выпрямленной ЭДС ТП, будет обеспечен в названных динамических режимах. Дополнительное увеличение запаса обеспечивает повышение надежности ЭП , однако это приводит к ухудшению энергетических показателей за счет увеличения потребления реактивной мощности, зависящей от степени регулирования выпрямленной ЭДС.

С целью улучшения энергетических показателей разработана концепция систем двухзонного регулирования, в основу которой положен принцип перераспределения запаса выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя в установившемся и динамических режимах, вызванных изменением нагрузки ЭП. Это позволяет уменьшить величину запаса за счет более рацио-

I, А к ^ Трдсч 72,5 мс 20-15 10+5 0-

V = 12,5 м/с

0

0,05

0,1

I, А к ГРАСЧ = 78 мс 20----------------------------

V = 12,5 м/с

15+10

5+0-

Т = 37,4 мс

М/М = -333 А/с

I, А 20+

15

Трасч = 73 мс V = 12,5 м/с

ТР= 72,8 мс

0

Рис. 4. Характерные формы изменения токов нагрузки электродвигателей роликов ОР ШСГП при

различных видах дефектов линии привода

нального его использования.

В рамках названной общей концепции предложены способ и система зависимого управления потоком возбуждения в функции выпрямленной ЭДС. Суть способа заключается в том, что задающее воздействие на регулятор внешнего контура в цепи возбуждения формируется пропорциональным номинальной выпрямленной ЭДС. Реализация способа позволяет уменьшить запас выпрямленной ЭДС при относительно плавном изменении нагрузки (для тиристорных ЭП прокатных станов - в режиме разгона под нагрузкой). Применение разработанной системы рекомендуется в ЭП непрерывных и реверсивных станов холодной прокатки, работающих в широком диапазоне изменения нагрузки.

Для ограничения запаса выпрямленной ЭДС ТП при отработке ударного приложения нагруз-ки разработаны способ и система зависимого управления потоком возбуждения с автоматическим изменением уставки выпрямленной ЭДС, а также системы двухзонного регулирования с переключением координаты, регулируемой по цепи возбуждения.

Проведенные теоретические и экспериментальные исследования предложенных систем двухзонного регулирования продемонстрировали возможность снижения запаса выпрямленной ЭДС ТП практически без ухудшения динамических показателей и надежности работы электропривода. Улучшение энергетических показателей обеспечивается практически без капитальных затрат за счет снижения вторичного напряжения преобразователь ного транс форматора.

Реализация концепции энергоресурсосбе-режения в промышленности на основе разработки способов управления и устройств модернизации асинхронного электропривода (научный руководитель - д-р техн. наук, профес-сор Сарваров А.С.).

Проблемы асинхронного электропривода как наиболее массового и многообразного не могут решаться только типовыми средствами с применением ПЧ или ТПН. Предложенная концепция энергоресурсосбережения в промышленности разработана в рамках совместных проектов по программе энергоресурсосбережения и повышения эффективности электропотребления в условиях ОАО «ММК». Всего на комбинате в эксплуатации находятся более сотни тысяч электрических машин, из них свыше 80% составляют электродвигатели переменного тока и на их долю проходится около 75% потребляемой мощности. В этой группе электроприводов основная доля электро потреб -ления (практически 50%) приходится на механиз-мы с «вентиляторной нагрузкой». Общеизвестно, что при отсутствии регулирования производительности в этих приводах наблюдается избыточ-

ное электропотребление (на уровне 30%). В рам -ках данной концепции обоснована целесообразность осуществления различных уровней модернизации : за счет применения плавного регулиро-вания частоты вращения в системе ПЧ, на основе ступенчатого регулирования с использованием объектно-ориентированных НПЧ с программным формированием напряжения [9-11] и с использованием «старт-стопного» регулирования в системе ТПН-АД. Каждый из этих уровней модернизации в определенных условиях может дать заметный эффект энергосбережения.

Идея создания объектно-ориентированных НПЧ с программным формированием напряже -ния базируется на возможности получения в ши-роком диапазоне различных ступеней частоты симметричного и несимметричного трехфазного напряжения с использованием специальных алгоритмов управления вентилями При этом заметно упрощается система управления вентилями за счет устранения необходимости в контроле проводящего состояния тиристоров при пере -ключении вентильных групп. Проведены исследования системы НПЧ-АД при реализации двух типов алгоритмов программного формирования напряжения: с чередованием интервалов 2- и 3фазного питания и когда чередуются только ин-тервалы 2-фазного питания. На рис. 5 показаны коммутационные функции фазных напряжений и фрагменты осциллограмм фазных токов АД.

Особые преимущества приобретают алгоритмы, реализующие чередование интервалов 2-фазного питания АД при соединении обмоток двигателя по схеме «треугольник» При их реализации полностью исключается возникновение коротких замыканий между вентильными триадами при смене полярности полуволн фазного тока двигателя.

Значительным потенциалом возможностей энергоресурсосбережения обладают мощные электроприводы переменного тока. Его реализация в той или иной мере возможна в результате внедрения современных высоковольтных преобразовате-лей частоты или устройств мягкого пуска. При этом речь вдет о преобразователях и устройствах высоковольтного исполнения, удельная стоимость которых практически в 4-5 раз выше своих аналогов низковольтного исполнения. Проблемы пуска мощных электродвигателей переменного тока являются весьма острыми. Речь вдет о преодолении тяжелых условий пуска высоковольтных машин Количество прямых пусков для них, как известно, лимитировано. В этих условиях возникла идея ис-пользования трансформаторов для создания высоковольтных трансформаторно-тиристорных пус-ковых устройств.

В качестве альтернативы современным типовым пускорегулирующим устройствам высоковольтного исполнения предложено использовать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трансформаторно-тиристорное пусковое устрой -ство, тиристорный коммутатор (ТК) которого имеет низковольтное исполнение за счет подключения в цепь вторичной обмотки понижаю -щего трансформатора (рис. 6, а).

Теоретические предпосылки применения такого устройства достаточно просты: при отсутствии управляющих импульсов на тиристорах ТК транс -форматор находится в режиме холостого хода. Его сопротивление достаточно велико и двигатель в этом случае остается неподвижным или, находясь в состоянии насыщения сердечника, трансформатор ограничивает напряжение, подаваемое на двигатель. При плавном переводе трансформатора в режим короткого замыкания падение напряжения на его первичных обмотках заметно понизится, что приведет к росту напряжения на двигателе и соот-ветственно к его разгону. При определенном темпе изменения угла управления можно обеспечить плавный пуск двигателя с ограничением пускового тока и после его завершения подключить АД на

полное напряжение сети

Применение устройств мягкого пуска наряду с решением проблем энергосбережения в механизмах вентиляторного типа позволяет значительно увеличить непосредственно сам эксплуатационный ресурс электродвигателя за счет существенного снижения ударных пусковых моментов. В настоящее время ведутся исследования, связанные с реализацией детерминированного пуска, позволяюще -го практически устранить колебания пускового момента (рис. 6, б) и оценка возможности осуществления квазичастотного пуска при заметном ограничении пускового тока.

Научная деятельность ученых МГТУ и специалистов Управления главного энергетика ОАО «ММК» далеко не ограничивается перечисленными направлениями. Наряду с рассмотренными следует выделить следующие направления:

- разработка автоматизированных электроприводов тянуще-правиль ного участка машины непрерывного литья заготовок (научные руководители - д-р техи наук, профессор Лукьянов С.И., д-р техн. наук, профессор Селиванов И.А.);

- разработка алгоритмов управления скоростными режимами в АСУТП широкополосного стана горячей прокатки (научный руководитель - д-р техи наук, профессор Каравда-ев A.C.);

- разработка системы взаимосвязанного регулирования толщины и натяжения в чистовой группе широкополосного стана горячей прокатки (научный руководитель - д-р техн. наук, профессор Каравдаев А. С.);

- совершенствование системы управления взаимосвязанны-ми электроприводами агрегата непрерывного горячего цинкова -ния (научный руководитель -канд. техн. наук, доцент Корнилов Г.П.);

- ре ше ние проб ле м э ле к-тромагнигной совместимости мощных тиристорных электроприводов в системах электроснабжения металлургического предприятия (научный руководитель - канд. техн. наук, доцент Корнилов Г.П.);

- разработка систем технического диагностирования технического состояния электрооборудования электротехниче-ских и энергетических ком -

а б

Рис. 5. Коммутационные функции и осциллограммы формирования фазных напряжений: а - при чередовании интервалов двух- и трехфазного питания; б - при двухфазном питании

й

0.8

0,4

0

М’

А

0

-4

I*

4

2

0

и'

0,5

1,5

б

0,5 1,5 2 2,5 t,

0,5 1 1,5 2 5 t,

0,5 1 ц 2 2,5 t,C

тт* N . U ф!

2,5 t,c

Рис. 6. Трансформаторно-тиристорное пусковое устройство и расчетные осциллограммы пуска

плексов (научный руководитель - канд. техн. наук, доценг Евдокимов С.А.);

- разработка автоматизированных электроприводов и систем управления совмещенного прокатно-волочильного проволочного стана (научный руководитель - канд. техн. наук, доцент Радионов A.A.).

Как ввдно из представленного перечня работ, благодаря совместному сотрудничеству специалисты передового металлургического предприятия -

Список литературы

- Автоматизированный электропривод непрерывных прокатных станов с многовалковыми калибрами: монография / И.А. Селиванов, О.И. Петухова, Е.Э. Бодров и др. Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2008. 252 с

- Магемагинеское мсделирование системы управления непрерывным станом при питании ведомой клети or источника тока/ ИА. Селкванов, А.А. Радионов, О.И. Петухова и др. // Изв. вузов. Электромеханжа. 2009. № 1. С. 25-27.

- Систематехнического диагностирования механического и электрического оборудования отводящего рольганга стана горячей прокатки / С.И. Лукьянов, P.C. Пишногра-ев, Д.В. Швидченко и др. // Изв. вузов. Электромеханика. 2006. № 4. С. 71-75.

- Обобщенная метод и<а диагностирования механического и элекгринеского оборудования металлургических агрегатов / С.И. Лукьянов, Е.С. Суспщын, Д.В. Швццченко и др. // Изв. вузов. Электромеханика. 2009. № 1. С. 38-42.

- Лукьянов С.И., Суспщын Е.С., Пишнограев P.C. Диагностирование электропривода тянуще-правильного устройства МНЛЗ: монография. Магнитогорск: МГТУ, 2005. 150 с.

- Лукьянов С.И., Пишнограев P.C., Суспицын Е.С. Диагностирование электропривода отводящего рольганга широкополосного стана горячей прокатки: монография. Магнитогорск: МГТУ, 2008. 102 с.

- Головин В.В., Карандаев A.C., Храмшин В.Р. Энергосберегающие тиристорные электроприводы с автоматическим изменением координаты, регулируемой по цепи возбуждения // Изв. вузов. Электромеханика. 2006. № 4. С. 35-39.

- Концепция построения электроприводов прокатных станов с двухзонным регулированием скорости и улуч-шенными энергетическими показателями / A.C. Карандаев, A.A. Радионов, В.В. Головин и др. // Труды IV Международной (XV Всероссийской) конференции по автоматизированному электроприводу (АЭП-2004). Ч. 2. Магнитогорск, 2004. С. 260-264.

- Сарваров A.C. Расширение диапазона частотного регу-лирования двигателей переменного тока на базе непосредственных преобразователей частоты // Приводная техника. 2000. № 3. С. 22-27.

- Сарваров A.C. Асинхронный электропривод на базе НПЧ с программным формированием напряжения: монография . Магнитогорск: МГТУ, 2002. 236 с.

- Особенности программного формирования напряжения в системе непосредственный преобразователь частоты -асинхронный двигатель при соединении статора по схеме «треугольник» / A.C. Сарваров, С А. Демин, МЛ. Циулина и др. // Электротехника. 2006. № 11. С. 35-38.

ОАО «ММК» и одного из ведущих «металлургических» вузов, работающие в электротехнических направлениях, в последние годы добились значительных успехов. Сотрудничество «науки» и «производства» идет на пользу как предприятиям, так и вузу, поскольку происходит взаимное обогащение знаниями, практическим опытом, совершенствуются методы решений научно-технических задач и методики преподавания.

List of literature

1. Automated Electric Drive of Continuous Rolling Mills with Multirolled Sizes: Monograph / I.A. Selivanov, O.I. Petukhova, E.E. Bodrov and others. Magnitogorsk: State Educational Institution of Higher Professional Education "Magnitogorsk State Technical University", 2008. 252 p.

- Mathematical Modeling of Management System of Continuous Rolling Mill Supplying Driven Stand from Current Source / I.A. Selivanov, A.A. Radionov, O.I. Petukhova and others // News of institute of higher education. Electromechanics. 2009. № 1. P. 25-27.

- Technical Diagnostics System of Mechanical and Electrical Equipment of Collecting Roller Table at Hot Rolling Mill / S.I. Lukianov, R.S. Pishnograev, D.V. Shvidchenko and others// News of institute of higher education. Electromechanics. 2009. № 1. P. 38-42.

- Integrated Diagnostic Technique of Mechanical and Electrical Equipment at Metallurgical Units / S.I. Lukianov, E.S. Suspit-syn, D.V. Shvidchenko and others// News of institute of higher education. Electromechanics. 2009. № 1. P. 38-42.

- Lukianov S.I., Suspitsyn E.S., Pishnograev R.S. Electric Drive Diagnostics of Withdrawal-roll and Leveling Facility at Continuous Casting Machine: Monograph. Magnitogorsk: MSTU, 2005. 150 p.

- Lukianov S.I., Pishnograev R.S., Suspitsyn E.S. Electric Drive Diagnostics of Collecting Roller Table at Wide-strip Mill of Hot Rolling: Monograph. Magnitogorsk: MSTU, 2008. 102 p.

- Golovin V.V., Karandaev A.S., Khramshin V.R. Energy Saving Thyristor Electric Drives with Automated Coordinate Alteration Regulated according to Drive Circuit // News of institute of higher education. Electromechanics. 2006. № 4. P. 35-39.

- Construction Model of Electric Drives at Rolling Mills with Two-band Speed Control and Enhanced Energy Indices / A.S Karandaev., A.A. Radionov, V.V. Golovin and others // Works of International Conference IV ( Russian conference XV) about Automated Electric Drive (AED-2004). P.2. Magnitogorsk, 2004. P.260-264.

- Sarvarov A.S. Increased Range of Frequency Regulation of Alternating Current Motor on basis of Indirect Frequency Converter // Driving technics. 2000. № 3. P.22-27.

- Sarvarov A.S. Induction Motor Drive on Basis of NPC with Programmed Tension: Monograph. Magnitogorsk: MSTU, 2002. 236 p.

- Peculiarities of Programmed Tension in Indirect Frequency Converter - Induction Motor Drive in Stator Joining according to "Triangle" / A.S. Sarvarov, S.A. Demin, M.L. Tsiulina and others // Electromechanics. 2006. № 11. P. 35-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.